В первой статье Окружного Послания по указанию обетования Господня вы усматриваете священство трехчинной иерархии, хотя Окружное Послание буквально о сем и не говорит. Но пусть бы и на самом деле была здесь недомолвка автора послания, то дополна ее разве невозможно было иначе бы объяснить кроме того, как это сделали вы. Но отрицаться от исполнения Божиих обетований, значит утверждать беспоповцев в своем заблуждении. И к созиданию ли это будет Христовой церкви? Прошу вас на это обратить свое внимание 79 . Но я бы, дополняя указанную вами недомолвку первой статьи Окружного Послания, объяснился так: обетование Господне и о трехчинной иерархии вечно, только оное ни истинностью, ни вечностью, своею не ручается за то, что иерархические лица во исполнении своей священной обязанности всегда будут непогрешимы и верны 80 . Почему Христос и повелел слушать их настолько, насколько они сами будут вернее к его евангельским заповедям. А насколько они будут изменять оным, настолько и сами должны оставаться без доверия 81 . Но если будут кого насиловать к незаслуженному ими доверию, тогда они должны подвергнутся и всеконечному отвержению по следующему к ним Христову изречению: вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во что же будет к тому, точию да изсыпина будет вонь и попираема человеки ( Мф.5:13 ). Но кроме сего неверные исполнители священной обязанности будут еще истязаны и от Господа в последний день ( Лк.12:42–47 ) 82 . Итак, если Христопреданную иерархию мы будем почитать, как святое и православное учреждение, вечно неразоримым, а послушание к иерархам обусловим мерою исполнения их заповедей Господних, в таком случав остаются несправедливы не только беспоповцы, проповедающие за нарушение каких-либо заповедей Господних от иерархов конечное прекращение и самого Христова учреждения о священстве, но равно и последователи грекороссийской церкви, требующие безусловного повиновения собору 1667 г. и настоящему российскому Синоду 83 . И вот при таковом моем соображении ваша острая критика автору Окружного Послания за первую статью представляется настолько неуместной, настолько и несправедливой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947. С. 96. 3 О молитве 61. 4 Строматы 6, 7. 5 Слово 26, 14. 6 Н. Помяловский. Очерки бурсы. В кн.: Н. Помяловский. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы. М.: " Художественная литература " , 1988. С. 274. 7 Философия культа. - Богословские труды 7. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. С. 344. 8 Сочинения в 5-ти томах. Т. 2. СПб., 1886. С. 181-182. 9 Очерки бурсы. С. 383. 10 О ересях 101 (PG 94, 764-773). 11 Православное пастырское служение. Париж, 1957. С. 234-238. 12 Очерки бурсы. С. 273-275. 13 Педагог 3, 10. 14 Помяловский. Очерки бурсы. С. 245-246. 15 Помяловский. Очерки бурсы. С. 246. 16 О встрече. СПб, 1994. С. 176. 17 Ангелы, иночество, человечество. - Богословский сборник. Вып. II. South Canaan, 1955. С. 36-40. 18 За тридцать лет (1884-1914). - Церковно-исторический вестник 2-3, 1999. С. 218. 19 Слово 2, 73. 20 доклад на консультации православных богословских школ в Санкт-Петербургской духовной академии, 20-26 января 1999 г. Опубликован в журналах " Христианское чтение " 18, 1999; " Церковь и время " 2 (9), 1999. 21 Полностью напечатан в Вестнике РХД 177. Париж - Нью-Йорк - Москва, 1998. С. 39-82. 22 Русская мысль 4248. Париж, 3 декабря 1998 г. 23 Ср. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 51. 24 Лк. 16:8; Ин. 12:36. 25 Обращение rabbiq, rabboyniq, didaqskale в разговорном греческом койне относилось к духовным учителям и наставникам вообще; то же следует отметить и для слов mauhtaiq, См. Theological Dictionary of the New Testament. Vol. II. Michigan, 1964. P. 154. 26 Слова Иоанна Крестителя (Мф. 3:11) имели очень конкретный смысл: Иоанн говорил о том, что он недостоин быть даже учеником Мессии. 27 Ср. Мк. 1:3 ( " Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему " ); Мф. 21:8 ( " Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге " ). 28 См. Ефес. 4:11: " И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями (didaskaЬloyw) " . 29

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Д. 1098. Ф. 472. Д. 62. Константин Степанович Сербинович (1795–1874) — тайный советник, член Комиссии по принятию прошений; см. также о нем примеч. Настоящего издания, т. 5, с. 517. 69.  Барятинский А. И. (1815–1879) — князь, с 1856 по 1861 г. наместник Кавказский. 70. РГБ OP. Ф. 425. К. 1. 71. РГБ OP. Φ. 425. К. 3. 72. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 73. РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Д. 559. Публикация, подготовка текста A. М. Любомудрова. Публикуется впервые. В письме идет речь о замещении должности Смотрителя Инвалидного дома. Инвалидный дом на 30 увечных воинов, а также церковь мч. Валериана были построены в 1809 г. братьями Зубовыми в память Валериана Зубова, скончавшегося от ран, полученных в персидском походе. 74.  Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5. 13). 75. Эти письма были написаны святителем Игнатием в Николо-Бабаевском монастыре, когда он находился там в 11-месячном отпуске для лечения. Копии с них были сняты келейником Святителя Стефаном (в монашестве Симеоном). Позже святитель Игнатий по просьбе своих учеников отредактировал их и подготовил для печати. Впервые они были опубликованы архимандритом Игнатием (Малышевым) в 1881 г. как приложение к «Жизнеописанию епископа Игнатия Брянчанинова», а с 1886 г. помешались в Собрания творений Святителя в 4-м томе. (При подготовке Настоящего издания из 61 письма, помещенных в 4-м томе, по 14-ти были установлены адресаты.) 76. Пс. 129. 2. 77. Пс. 118. 19. 78.  …умножь в нас веру (Лк. 17. 5). 79.  Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12. 18). 80.  Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [ было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53. 5). 81. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. 82.  Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. …Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Довольство своим состоянием есть следствие христианского смиренномудрия. Оно так же, как и это последнее, теснейшим образом соединено с надеждою на Бога. Надеясь на Бога, веря в мироправление Божие и все принимая от Бога, как дар Его благодати, христианин при всяком своем положении в мире, спокоен в своей душе и не ропщет на судьбу свою. Недовольство своим состоянием обыкновенно проистекает от самомнения, от преувеличенного взгляда на свои заслуги, совершенства, права; но христианин, наученный «не думать о себе более нежели должно думать» ( Рим. 12:3 ), признает себя недостойным даже и того, чем наслаждается в жизни; ибо он грешен и заслуживает более наказание, чем благословение Божие ( Рим. 3:10 ). Довольство состоит как в добровольном ограничении своих потребностей и даже нужд ( 1Тим. 6, 8 ), так и в сохранении спокойствия духа, в предохранения себя от ропота на судьбу свою ( 1Кор. 7:20 ; 1Пет. 4:10–11 ; Рим. 12:3–8 ); с сознанием, что «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него» ( 1Тим. 6:7 ). С христианскою надеждою на Бога тесно также соединены терпение и мужество в несчастиях, в свою очередь возводящие ее на степень именно добродетели; ибо кто надеется на Бога, тот благодушно переносит все скорби и несчастия, будучи уверен, что сколько бы ни были они тяжки для чувственной природы нашей, они допускаются или посылаются Богом для нашего блага. При посредстве этих добродетелей христианин развивает свой нравственный характер и преуспевает в делании добра; потому что терпение, как отрицательная добродетель мужества, и мужество, как положительная добродетель терпения, производит опытность, опытность же надежду, а надежда не постыжает ( Рим. 5:4–5 ). Ап. Иаков говорит, что только «терпение должно иметь совершенное действие, чтобы мы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак. 1:4 ). Пример такого терпения он указывает в лице ветхозаветных пророков и многострадального Иова ( Иак. 5, 10–11 ). О таком терпении часто говорит слово Божие, призывая нас «с терпением проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр. 12:1–2 ), – увещевая «спасать свои души терпением» ( Лк. 21:19 ) и обещая «претерпевшему до конца» именно «спасение» ( Мф. 24:13 ). По словам св. Иоанна Златоуста , христианское терпение есть самый лучший способ победы над злом, посылаемый от Бога 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

И всякие наставления, замечания и увещания, не подкрепленные примером, остаются, по меньшей мере, бесполезными. Они бывают в этом случае не чем иным, как медью звенящею или кимвалом звучащим ( 1Кор.13:1 ). Не словами Спаситель пробудил в учениках Своих желание молиться, но примером, именно: когда ученики Его столь часто замечали, как их Божественный Учитель после утомительного, напряженного вседневного труда не давал Себе покоя и вечером, посвящал молитве даже и часть ночи, когда наблюдали они, какой тогда покой отражался на лице Его и с какою охотою и живостью на следующее утро Он принимался за тяжелый труд Свой, – тогда они научились ценить высокое достоинство молитвы, тогда они подступили к Нему с просьбою: Господи! научи нас молиться ( Лк.11:1 ). Аминь. Слово в день Успения Божией Матери 81 Если бы я дерзнул показать вам, братия, любовь Марии к Своему Сыну во всей ее полноте, то погрузил бы вас в необъятное море, глубина которого неизмерима и берега которого недосягаемы. Огонь Ее любви был настолько силен, что не найти нам слов на языке человеческом, которыми можно бы как должно изобразить его. Всякое пламя любви, которое горело в сердцах святых избранников Божиих и дориносимых 82 Херувимов и Серафимов, в сравнении с тем огнем, коим пылала девственная душа Благодатной, есть не что иное, как тусклое мерцание в сравнении с ярким светом солнечного дня. Но чем сильнее бывает любовь и привязанность к известному предмету, тем большую скорбь причиняет его отсутствие. Вот почему любовь Марии насколько была сильна, настолько же болезненна. Она тяготела к Нему Своей любовью, потому что в Нем одном видела источник Своего счастья, но в то же время и страдала, потому что слишком далеко отстояла от Него и не могла видеть и соединиться с Ним. Кто может поэтому измерить глубину Ее скорби и тоски, которую Она испытывала в ожидании свидания со Своим Сокровищем! Как часто взывала Она вместе с Давидом: Увы мне, яко пришелствие [рус: странствие] мое продолжися ( Пс.119:5 ) и странствованию моему не видно конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Мощи святителя были положены по смерти его в Мирах Ликийских и скоро прославлены были от Господа благодатными истечением целебного мира. В 1034 г. Сарацыны овладели Ликией и городом Мирами. Спустя около 50 лет, св. Николай внушил в ночном видении одному пресвитеру в г. Баре (на юге Италии) перенести его мощи в этот город из Мир Ликийских. Жители Бара немедленно снарядили посольство в Миры, которое взяло мощи святителя и перенесло их к себе 9 мая 1087 г. в церковь св. Иоанна Предтечи. Множество чудес ознаменовало это перенесение. По прошествии нескольких лет построен был в Баре великолепный храм, в который и были перенесены мощи св. Николая и положены под престолом, где они и ныне почивают, являя чудодействия на пользу верующих. См. 6 дек. 82 Тропарь, гл. 4. Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое воссия светозарными лучами, разгоняя тму искушений же и бед, от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш великий Николае. Кондак, гл. 3. Взыде яко звезда от востока до запада, твоя мощи святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси чудотворец изящный, предивный и милостивый. Парем. (1. . Прит.10:31–32; 11:1, 2, 3, 4, 5–12; 3 . Прем.4:7–15 ; Утр. Ев. Ин.10:1–9; 35 зач.; Ап. Евр.13:17–21; 335 зач.; Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Грузин. – Пр. Шio Мгвимского чудотворца (Великого), скончавшегося 7 мая в конце VI в. Родом из Антиохии Сирской, сын богатых христианских благочестивых родителей, с 20-ти лет ученик св. Иоанна Зедазнийского (см. 7 мая), он, раздав свои богатства и приняв монашество от своего наставника, 20 лет подвизался под его руководством в иночестве. Затем св. Шио вместе с пр. Иоанном, по повелению Божьему, отправился в Грузию, три года пробыл в Мцхете и два года на г. Заден. Когда ученики пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения ( 108, 532 ). Устремим во времени и благовременно все силы к Богу нашему, чтобы усвоиться Ему навечно и в усвоении Ему обрести спасение во времени и в вечности ( 111, 133 ). Только тогда осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя постоянным победителем в невидимой брани ( 110, 166 ). Духовная радость, извещающая спасение... предощущение Вечной Жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 167 ). Сколько торжеств доставляет мне каждая Тайна Христова! И во всех их главное – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму. Святитель Григорий Богослов ( 13, 249 ). Так глубоко мы были погружены во зло, что уже не могли очиститься, не имели нужду в возрождении; ведь это подлинно новое бытие. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, снова воздвигает и обновляет, так поступил и Господь – не подправил нас, но перестроил заново. Святитель Иоанн Златоуст ( 42, 872 ). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф. 16, 26 ). Спасение – это и есть единое на потребу! Спасение есть та «благая часть, которая не отнимется» ( Лк. 10, 42 ) от стяжавшей его души. Все вещественное, что имеем, что приобретаем во время земной жизни, все оставим в день смерти; навсегда оставим родственников, друзей, богатство, почести, оставим самое наше тело. Вечное спасение или вечная гибель – они одни пребудут нашим достоянием, пойдут с нами в вечность, там получат полное развитие, доставят нам или нескончаемое блаженство, или нескончаемое бедствие. ( 82, 358–359 ). Ради вечного спасения христианин оставляет мир, да не с миром погибнет ( 104, 1957 ). Больные, желающие исцелиться, отдают себя в волю врача, чтобы он как хочет, так с ними поступал, так христианам, если они истинно хотят исцелиться, нужно поручить и вверить себя премудрому и o Вечному Врачу, Иисусу Христу, да творит с ними что хочет; горькое ли, или сладкое подает им лекарство, все принимают как благо. Ибо мудрый и верный и человеколюбивый Врач Иисус Христос, и очень хочет исцелить души наши и спасти, на это и в мир пришел, и пострадал, и умер за нас. Тленные и смертные тела исцелял, как Его Евангелие рассказывает нам: души ли бессмертные не исцелит? Доверим только Ему себя, да исцеляет нас как хочет, а мы постараемся от всего того воздержаться, что Он нам запрещает, что мешает Его спасительному врачеванию. Чем поможет лекарство тому больному, который по своей воле, а не по воле врача поступает? Помысли об этом, христианин, если хочешь исцелиться и спастись ( 104, 1957–1958 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Низкий изменник рад был и тридцати сребренникам. Ему скорее хотелось только вырваться из рая, обратившегося для него в темницу, скорее кончить дело, – вот чего хотела душа Иуды, вся отдавшаяся сатане. 81 Получив позорно-ничтожную плату за своего Друга, Благодетеля и Учителя, Иуда стал искать удобного случая – предать Иисуса в руки врагов Его, но тайно от народа, для чего снова вернулся в Вифанию в круг учеников. На завтра, в Великий четверг, имея за пазухой 30 сребренников, он не устыдился явиться в общину апостольскую на тайную вечерю. Приходилось пока казаться своим человеком, не злоумышленником. Вместе с прочими апостолами принимает Иуда от Иисуса умовение ног, вкушает пречистое Тело Христово, пьёт божественную Кровь, хотя это страшное причастие не могло не претить предателю. Но нельзя же и бежать, иначе придётся обнаружить себя и свой адский замысел. С наглым запирательством выслушивает Иуда это обличение – и предостережение: «один из вас предаст Меня», даже повторяет вслед за другими апостолами сатанински-лживый в его устах вопрос: «не я ли, Господи?» С суровым упорством выслушивает страшную угрозу себе: лучше бы было этому человеку не родиться ( Мф.26:24 ). Но ни любовь, ни предостережение, ни обличение, – ничто не могло остановить несчастного Иуду, напротив, с ним случилось здесь нечто еще более мрачное. Когда по знаку Петр возлежавший на груди Иисуса Иоанн спрашивает: «Господи, кто есть предаяй Тя», Иисус отвечает: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». Никто из остальных учеников этих слов не слышал. Иисус обмакивает кусок и подаёт Иуде Искариоту. И по хлебе том вошёл в него сатана. Полнейшее ожесточение овладело теперь сердцем Иуды. Он продал бы теперь Господа, если бы предложили ему не тридцать, а всего один сребренник. Тогда Иисус сказал ему: «что делаешь, делай скорее». Остальные ученики не поняли этих слов. Они думали, что Иуде, как приходо-расходчику, поручено было сделать к празднику нужные покупки или дать что-нибудь нищим. Иуда встал и вышел. Оставаться другу сатаны в обществе святых более было нельзя. А была ночь, когда он вышел ( Ин.13:3031 ). Ночь была вокруг него, ночь пред ним, ночь за ним, ночь в нём и над ним, – везде ночь. Час тьмы настал, все звёздочки божественной благодати потухли для Иуды ( Лк.22:53 ). 82

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Рим. 12,20. 70 Пытался. 71 Святитель Тихон скончался действительно в день недельный, воскресный: 13 августа 1783 г. 72 Из крашеного лощеного холста. 73 При жизни. 74 Доски. 75 Будто. 76 Соблюсти. 77 Предшественнику. 78 Плис – хлопчатобумажный бархат. 79 Тесьмой. 80 Это желание преосвященного Тихона подробнее можно объяснить словами самого Святителя. В «Кратком увещании, како подобает в святые храмы входить на славословие» Святитель между прочим пишет: «Приходя к церкви, видиши гробы братии твоея и того для помяни, что и ты в тыяжде недра земли вселишися, и которую персть топчеши ногами, тая покрыет лице. И потому воздохни к Богу о преставльшихся, да помилует их. Сие бо не токмо им, но и тебе будет полезно: ибо к ближним любовь показуеши, и, видя их умерших, помяни и о своей смерти, да тако усерднее Богу помолишися». 81 Повод к смущению, искушению. 82 Ср.: Пс. 34, 9; Ис. 61, 10; Лк. 15, 6, 24. 83 Имеется в виду исследование протоиерея Андрея Иоаннова «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках» (СПб., 1799). В этой книге автор говорит между прочим, что раскольники «отправляли из Москвы к преосвященному Тихону Воронежскому одного саратовского купца с прошением, не согласится ли он к ним? Но он отозвался, что, оставя епархию, к чему приступить? Вы-де и сами пусты» (С.362). 84 Негр, арап. 85 Букли и кудри. 86 Не принявшим монашеского пострига. 87 Покое. 88 В одном из своих писем Святитель так описывает это «слышание». «В подтверждение Вашего малодушия пишу, что одному на сей неделе послышалося в нашем монастыре, когда он в самой полночи забылся только, легши спать, а именно, послышал такое пение над верхом себя, что сердце его, от радости и сладости, как воск, таяло; и как только окончилось пение тое, он проснулся и тую радость и сладость чувствовал в сердце своем, которая несколько времени была у него и скоро от него отшла; и потом нашла великая на него печаль, что тая радость отшла от него...». 89 1 Фес. 5, 3. 90 Считать, почитать. 91 Ошибся. 92

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Статья протоиерея Александра Ветелева 78 «Эммаусская вечеря» 79 содержит экзегетический анализ текста Евангелия от Луки 24:13–35 , при этом рассматриваются следующие моменты: 1) текстология повествования об Эммаусской и Сионской вечерях; 2) психология Луки и Клеопы; 3) евхаристическое значение Эммаусской вечери. Автор приходит к выводу, что «во всех случаях термином «преломление хлеба» обозначалось не простое, а именно Евхаристическое преломление» 80 ; также утверждается, что Воскресший Господь по дороге в Эммаусс явился именно Луке и Клеопе. В статье особо выделяются сотериологическое, литургическое и пасторологическое значения Эммаусской вечери. Статья 81 архимандрита Тихона (Агрикова) представляет собой краткий пересказ событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, построенный в форме литературного произведения, обильно насыщенного цитатами из Священного Писания. В целом статья по стилистике весьма напоминает проповедь , особенно потому, что в заключении автор делает нравственный вывод. Статья 82 Н. Н. Ричко 83 посвящена сравнению русского и славянского переводов 86/7 псалма. Автор отмечает, что «бросается в глаза их расхождение – словесное и по внутреннему содержанию» 84 . Используя развернутый филологический анализ, автор показывает, что в псалме «прежде всего берется во внимание город Иерусалим и главным образом его наименование, а затем изображаются те последствия, которые непосредственно с ним связаны» 85 . Также автор приводит перевод псалма с учетом собственных толкований, отмечая, что недостатки имеющихся библейских переводов требуют при исследовании текстов «подвергать научной критике не только переводы, но и «оригинал», т. е. …списки подлинного еврейского или греческого текстов» 86 . В еще одной статье 87 Н. Н. Ричко проводит подробный филологический анализ текста Лк. 2:14 , скрупулёзно разбирая каждое словосочетание. Автор отмечает, что в стихе содержится ветхозаветное пророчество, отсутствующее в переводах и в экзегетических трудах, «о том, что на месте жертвоприношения Авраама должен явиться Сам Господь Бог» 88 . В заключении приводится авторский перевод стиха: «(Пусть будет) слава Богу (во всей) вселенной, ибо на землю (низшел) Божественный Мир (Примиритель) и среди людей (водворилась) Божия Любовь » 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010