Димитрий Иоаннович и Евдокия Димитриевна воспитывали своих детей «в благочестьи» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 498). Поэтому можно предполагать, что в детстве такое воспитание получил и К. Д., по-видимому проживавший вместе с матерью в Кремле и загородных селах. 1 февр. 1394 г. вместе с Евдокией Димитриевной и старшими братьями К. Д. присутствовал на торжественном освящении митр. Киевским св. Киприаном каменной ц. Рождества Пресв. Богородицы в Московском Кремле ( Присёлков. Троицкая летопись. 1950. С. 444). В 1-й пол.- сер. 1406 г. вел. кн. Василий Димитриевич подписал докончальную грамоту с К. Д. (Описи Царского архива XVI в. и Архива Посольского приказа 1614 г./Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960. С. 50-51). По-видимому, она была заключена на условиях старшего брата. Между 16 сент. 1406 и нач. 1407 г. К. Д. был включен в самое раннее из известных завещаний Василия I. Он благословлял «брата своего и сына (указание на подчиненное положение.- А. К.)» К. Д. и давал ему «в удел Тошню да Устюжну, по душевнои грамоте отца нашего, великого князя», кроме того, К. Д. получал права один раз в неск. лет собирать пошлины с московской трети (ДДГ. С. 57. 20). Несмотря на то что в число гарантов выполнения этого завещания, которые должны были «печаловаться» о его выполнении, К. Д. не вошел, реализация условий великокняжеской духовной делала его одним из удельных князей, что позволило ему сформировать свой военно-служилый двор. 13 февр. 1407 г. по поручению старшего брата, откликнувшегося на просьбу псковских послов, К. Д. был отправлен на княжение из Москвы в Псков, куда прибыл 15 марта. Поэтому 7 июня того же года он не смог быть на похоронах матери в ц. Вознесения в Московском Кремле. Во время эпидемии в Пскове 29 марта 1407 г. по приказу К. Д. в течение дня в городе была построена деревянная ц. во имя свт. Афанасия Иерусалимского. Службу в церкви «сотвориша всем священым собором», чтобы «преставил Бог належащую болезнь смертную» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. С. 30). В отсутствие союза с Новгородом К. Д., к-рый, по словам псковского летописца, в это время был «еще ун... но умом совершен», решил «со псковичи» предпринять военные действия против Ливонского ордена, столкновения с к-рым к тому времени продолжались уже несколько лет. 26 июня 1407 г. войско во главе с К. Д. выступило в поход. Псковская рать далеко продвинулась в Ливонскую землю; К. Д. с богатыми трофеями вернулся в Псков, где вскоре «мор преста». 20 июля князь покинул город и отправился в Москву.

http://pravenc.ru/text/2057070.html

Жизнь Александра Невского приходится на драматичные события отечественной истории XIII века: с востока на Русь шли монгольские орды, с запада - рыцари ливонского ордена. Будучи талантливым стратегом, святой Александр не счел возможным вести войну на два фронта, поскольку поражения было не избежать из-за отсутствия единства среди русских князей. Он выбрал политику искусной дипломатии и допустимых уступок в отношении с Востоком, но отказался идти на компромиссы с Западом. По меткому выражению Святейшего Патриарха Кирилла, " татарам был нужен наш кошелек, а ливонским воинам нужна была наша душа. И он вступил в борьбу с иноземными захватчиками на западном фронте - с полным пониманием того, что борется не только за землю, не только за свое княжество, но и за душу русского народа " . Несомненно, монголы были меньшим злом для Руси. Хотя они завоевывали, но не подчиняли, давали русским князьям возможность управлять своими землями с условием собирать дань для Золотой Орды. Это было унизительной необходимостью. Мир с Западом был возможен при единственном условии - принятия Русью католичества, а по сути изменения всей цивилизационной парадигмы. Это было невозможно. За триста лет православие настолько глубоко вошло в сознание русского человека, в его кровь и плоть, что попытка изменить веру несомненно привела бы к хаосу и нестроениям, подобно тем, что были в Европе в эпоху кровопролитных религиозных воин XVI столетия. По словам историка Георгия Вернадского, " Александр Невский нёс два подвига − подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке. Они имели единственную цель − сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа " . Плохой мир, как известно, лучше хорошей войны, но войны сопровождают всю историю человечества после грехопадения и будут сопровождать до конца времен. Александр Невский был профессиональным воином, выигравшим все сражения, в которых участвовал, но не сделавшим войну целью и смыслом своей жизни. Она имела для него лишь вынужденный характер как средство к сохранению жизни народа.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

Иоганн Таубе и Элерт Крузе – лифляндцы. Оба принадлежали к дворянским родам. Участвуя в Ливонской войне, попали в плен. В плену поступили на царскую службу. Знавшие изнутри запутанные политические отношения Прибалтики, они сумели стать важными участниками переговоров России с Западом. При их посредстве велись переговоры с магистром Ливонского ордена, впоследствии герцогом Курляндии, и датским герцогом. Они же были главными лицами в попытке герцога Магнуса уговорить город Ревель изменить Швеции. Потом Таубе и Крузе бежали к королю Сигизмунду, чье доверие они сумели заранее завоевать. После этого они написали свое «Послание». В нем они охотно описывают обстоятельства казни, избранной русским царем для своих подданных. В большинстве случаев проверить правильность их показаний мы не можем, так как ни синодики, ни послужной список не отмечают рода казни. Лишь иногда бывают летописные известия о них. Из всех ими упомянутых казней мы знаем подробнее лишь о казни Петра Щенятева. Князь Курбский, находящийся в вынужденной эмиграции, с чужих слов пишет о ней следующее: «Паки убиен княж Петр, глаголемый Щенятев… Мучитель мучити его повеле, на железной сковороде огнем разженной жечи и за ногти иглы бити». По свидетельствам Таубе и Крузе, он был забит до смерти батогами . Описывают лифляндцы женитьбы Иоанна Грозного на Марфе Собакиной и его старшего сына на Евдокии Сабуровой. Эти два брака они изобразили одним проявлением «варварских языческих и турецких обычаев», которые сопровождались такими позорными, постыдными поступками, что они сочли лучшим умолчать о них из скромности. Но русские разрядные книги описывают свадьбу Грозного чинной и сопровождавшейся соблюдением обычаев всего придворно-церковного ритуала. Может, умолчали немцы о «позорных поступках» потому, что им нечего было рассказывать? Служащий английской купеческой Московской компании Джером Горсей, который выполнял и отдельные дипломатические поручения русского и английского дворов, рассказывая о свадьбе сына Грозного, не упоминает ни словом о чем-либо подобном тому, что рассказывают Таубе и Крузе, но говорит, наоборот, о больших празднествах, ее сопровождавших, которые стоили того, чтобы их описать. А вся церемония с вызовом в Александровскую слободу 2000 девушек, осмотром их, в котором принимал участие придворный врач, больше всего напоминает царские смотрины.

http://pravoslavie.ru/32874.html

Князь Елизарий Гаврилович 2) находился вторым воеводою второго ертаульного полка в казанском походе 1544 года; а брат его князь Яков Гаврилович вторым воеводою левой руки в полоцком походе 1551 года; князь Иван Елизарьевич 5) посланъ был, в 1577 году, от короля Ливонского Магнуса к Царю Иоанну IV с известием о завоевании городов Кеси и Куконоса; сын его князь Никифор Иванович находился, в 1645 году, воеводою в Белгород на охранении южных границ от крымцев; Михайло Васильевич 11) был воеводою в Самаре в 1614 году; в Вязьме в 1617 году, в Дорогобуж в 1618 году; в Березове с 1627 по 1629 год, и участвовал в смоленском походе 1634 года, равно как и внучатный брат его князь Пётр Петрович: Двое князей Белосельских владели населёнными имениями в 1699 году. Вице-адмирал князь Михайло Андреевич 20) находился, при Императрице Елисавете Петровне, генерал-кригс-коммисаром флота и членом адмиралтейств-коллегии, коею управлял с 1745 по 1749 год. Старший сын его, Андреевич, находился долгое время посланником в Дрездене, где и скончался, а младший, князь Александр Михайлович был, при Екатерине Великой, посланником, сперва в Дрездене, потом в Турине; при Императоре Павле Петровиче пожалован родовым командором ордена Святого Иоанна Иерусалимского; при Александре I был обер-шенком. Он, в своё время, известен был блистательным умом, отличною образованностию, обширными познаниями, любовию к изящным искуствам и состоял в дружеских сношениях почти со всеми замечательными писателями своего времени. При учреждении им, 27 февраля 1799 года, родового командорства, Император Павел повелел, в заключённой о сем конвенции (как тогда называли), наименовать его, как старейшего в роде князей Белозерских: князем Белосельским-Белозерским, и титул сей подтверждён был, потомственно, за сыном его князем Эспером, от Императора Александра I, 2 марта 1823 года. Герб князей Белосельских-Белозерских (Общий Российский Гербовник, часть I, 13-й), есть герб княжения Белозерского: в голубом поле река, в коей положены, крестообразно, две серебрянные рыбы; над рекою серебрянный полумесяц, рогами вверх, а над полумесяцем серебрянный крест. Щит покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

КОЛЕНО VI: Годдерт, женат на девице Грувель Николай, жен. на девице Мальцан Экгардт Матвей (потомство его угасло в 1608 году) Ахим, в начале XIV века переселился в Эстляндию Иоанн, за ним Король Датский Эрик VII подтвердил, в 1318 году, поместья, приобретённые отцом его в Эстляндии Реймар, каноник венденский и посол ливонского ордена в Любеке КОЛЕНО VII: Госвин (потомство его угасло около 1700 года) Николай (потомство его угасло в XV веке) Лудольф, женат на Елисавете Мольтке Реймар, женат на Элизе Преен КОЛЕНО VIII: Геннеке, женат на девице Левецов Лудольф † 1445; женат на Улегарде Бертеков Николай Елисавета, монахиня мальховского монастыря Ида, монахиня мальховского монастыря Генрих, женат на Анне Лоде КОЛЕНО IX: Лудольф † 17 марта 1487; женат на Ютте Преен † 1475 Ганс (потомство его угасло в третьем колене) Елисавета, монахиня мальховского монастыря Маргарита, за Генрихом Арним Ганс, женат на Марие фон-дер-Пален КОЛЕНО X: Экгардт Николай, губернатор Укермарка в службе курфирста Бранденбургского Христиан, женат на Варваре Штапель Генрих NN, женат на Варваре Штапель КОЛЕНО XI: Николай, женат на Доротее Бланкенгаген Ганс, женат на Ильзе Унгерн-Штернберг Георг † 1544 Фридрих, женат на девице Ренне Валтасар Генрих, женат; 1) на Анне Шульте; 2) на девице Ренне (от каждого брака по одному сыну) NN, за фон-дер-Ховеном КОЛЕНО XII: Рудеке, женат на Мельте Квицов Валентин, женат на Варваре Овергаген Генрих, женат на Христине Неттельгорст Фридрих, женат: 1) на девице Бутлар; 2) на Марие Неттельгорст (от 1-го брака 2 сына) КОЛЕНО XIII: Конрад Либберт Готгардт Юстина, за Вигандтом Унгерн-Штернберг Георг, женат на Анне Альтенбокум Екатерина, за Иоанном Альтенбокум Генрих, женат: 1) на NN; 2) на Екатерине Шёпинг; 3) на Маргарите-Елисавете Гротгуз (от 1-го брака 2 сына; от 2-го брака дочь; от 3-го брака 4 сына и дочь) Даниил КОЛЕНО XIV: Иоахим, женат на девице Бюлов NN, за Гейнрихом Пфейль NN, за Иоанном фон-дер-Вален Георг † 1625; женат на Екатерине Вигандт Мария, за Ламздорфом Юдифь, за Георгом Вигандтом

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мы прославляем святого Александра Невского как полководца и защитника Русской земли, дипломата и государственного деятеля (напомним его титулы: князь Владимирский, князь Новгородский, великий князь Киевский), но прежде всего прославляем его - как святого Русской Церкви, человека - явившего полноту и совершенство человеческого призвания в служении Богу и людям. Свят - один лишь Господь Бог. Но Бог стал Человеком, Он дарует людям все, чем обладает Сам, делится с ними Своей святостью. И насколько открывает человек свое сердце, свою жизнь Богу, настолько действует в нем Божия сила. Но люди разные, соответственно есть разные виды святости. Издревле в Церкви сложился особый чин святых - благоверных князей, которые, будучи облеченными государственной властью, воспринимали и несли свое положение как служение Богу и Его Церкви. Именно следование правде Божией вдохновляло и поддерживало святого Александра Невского в его исполненной духовных и воинских подвигах жизни. И то, что он, приняв на исходе жизни монашество, тем не менее, почитается и прославляется со своим мирским именем, а на иконах изображается в великокняжеских одеждах, свидетельствует о том, что именно в этом качестве - благоверного князя, он послужил людям и прославил Бога. Едва став новгородским князем в 1236 году, Александр был вынужден противостоять агрессивным действиям соседей: с севера - Швеции, с юга - Литве, с запада - немецкому ордену меченосцев. Святой освобождал захваченный рыцарями Ливонского ордена Псков, а в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере в 1242 году разбил немецкое войско Тевтонских рыцарей. Кстати, последнее упомянутое событие - Ледовое побоище - вошло в список общенародных памятных дат, воспоминание об этой победе - один из дней воинской славы России, отмечаемый 18 апреля. Победа на Чудском озере настолько вдохновляла и окрыляла народное сознание, что через много веков к нему обращались художники и музыканты. Так, в 1938 году Сергей Эйзенштейн снял знаменитый фильм " Александр Невский " , композитор Сергей Прокофьев написал посвященную битве кантату, а Константин Симонов сочинил поэму. В Российской империи существовал орден святого Александра Невского, утвержденный еще императрицей Екатериной I для награждения военных и государственных лиц, и этот же орден был вновь утвержден в тяжелейшее время Великой Отечественной войны в 1942 году.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

— Наши с Вами современники порой упрекают князя Александра за жестокость. Он ведь и на войне проливал кровь, и в мирной жизни казнил массу народа. Какая уж тут, говорят, святость? — Заметим, что современные правители тоже ведут войны и проливают кровь. Наверное, нет ни одного правителя достаточно сильного государства, который не оказывался бы в ситуации оборонительной, а то и наступательной войны. Большая часть войн, которые вел князь Александр, носили оборонительный характер, а когда он прибегал к наступательной войне, как в 1242 году против Ливонского ордена, поводом для нее все равно послужило вторжение противника на его территорию. Теперь по поводу казней. Уже само это недоумение наших современников свидетельствует о том, что за последние десятилетия общественное сознание изменилось к лучшему: казни нам сейчас кажутся ужасной вещью. А ведь еще лет 30–40 назад редко какой правитель мог похвастаться, что при нем казнено меньше народу, чем при князе Александре. А уж обвинения, будто он казнил «массу народа» — совершенно необоснованны. Нам известно лишь о двух казнях, совершенных Александром Невским. Во-первых, он повесил старшин подвластных ему финских племен, перешедших на сторону немцев во время известной войны, кончившейся Ледовым побоищем. Между прочим, рядовых пленников он при этом отпустил на все четыре стороны. Для контраста стоит упомянуть, как вели себя немцы в Прибалтике. Ливонский орден во множестве казнил бывших данников Руси, которые даже и не предавали немцев, поскольку никогда ранее не приносили им вассальных клятв, а просто отказывались подчиняться и принимать христианство латинского обряда. Их истребляли безжалостно, подчас целыми селами, и все это описано в орденских хрониках. Так что, как говорится, почувствуйте разницу. Во-вторых, он казнил дружинников своего сына Василия, бывшего на тот момент новгородским князем, за то, что они способствовали его разрыву с отцом, подбивали восстать против Орды. Уточню: часть этих людей были казнены, а часть изувечены — это обычная средневековая практика.

http://foma.ru/ne-naprasno-nosil-mech.ht...

Необыкновенно обаятельный в обращении, князь Александр отличался величественной осанкой и редкой мужественной красотой. «Я прошел многие страны, видел многих людей, — говорил магистр Ливонского ордена Андрей, — но ни среди князей, ни среди царей я не встречал ни одного, который мог бы сравниться с князем Александром». Нравственный облик князя Александра описывает в следующих чертах современник — «самовидец»: «Был он иеролюбец и мнихолюбец и нищих любил, а митрополита и епископов чтил и слушал их, как Самого Христа...» Высота его семейной жизни видна из того, что обе его супруги, княгини Александра и Васса, и дочь, княжна Евдокия, почивающая в Княгинином Успенском монастыре во Владимире, чтутся местно, а младший сын его, князь Даниил Московский, родоначальник великих князей и царей московских, причислен к лику святых, чтимых всей Российской Церковью (память его 4 марта). В это время на Русь надвигалось страшное испытание: исстари на южные пределы ее нападали степные кочевники, печенеги и половцы, а в 1233 г. новые враги, неизвестные дотоле, татары, нанесли ей страшное поражение на берегах реки Калки (в приазовских степях). С этого поражения, говорит летописец, «на 200 лет стала печальной Русская земля». Но на севере сначала не придали этому особого значения, и в 1237 г. татары появились опять, но уже на севере. Перейдя Волгу и Каму, они разорили Рязанское княжество, Москву и столицу Руси — Владимир. Вел. князь Георгий Всеволодович, старавшийся остановить их, был убит в битве на реке Сити (приток Мологи). Болота не допустили татар дойти до Новгорода, за 100 верст до него они повернули и пошли разорять Киев, и князь Александр остался пока в стороне от тяжелых событий. Но вел. князем стал его отец Ярослав Всеволодович, на плечи которого и легли тяжелые заботы о разгромленной земле Русской. К счастью, завоевав ее, татары ушли на нижнее течение Волги, где и образовали свое царство — Золотую Орду, со столицей Сарай. Чтобы выяснить отношение хана к Руси, вел. князь поехал в Орду. Приняли его с почетом, но... «О! Горше горького честь татарская!..» — восклицает летописец. Однако же поездка его успехом увенчалась. Татары наложили на Русь тяжелую дань, но оставили нетронутыми русскую государственность и обычаи, а главное — Церковь, залог будущего освобождения России.

http://sedmitza.ru/lib/text/437906/

Но пока что по числу фигур это беспрецедентно подробное в современной отечественной монументалистике творение, апеллирующее к событиям столь далеких времен. Что же касается деталей обмундирования и одежды, каждая из них, по словам заместителя председателя РВИО Николая Овсиенко, тщательно выверялась специалистами по военной истории XII века. Целая серия монументальных сооружений, посвященных памяти святого благоверного князя Александра Невского, к празднику открылась в Ленинградской области. Главное из них — мемориальный комплекс у знаменитых Саблинских пещер возле города Никольское, что в Тосненском районе. Как говорит житие, именно здесь князь молился непосредственно перед Невским сражением. Памятник окружен новым историко-мемориальным парком площадью пять гектаров в форме креста с часовней в центре. Кроме того, небольшие бюсты Александра Невского появились в крепости Копорье (Ломоносовский район), которую он отвоевал у шведов, и в Никольском скиту Александро-Нев­ской лавры (Кингисеппский район), где полководец с войском проходил во время похода 1256-1257 годов в Южную Финляндию. Дмитрий Анохин Ледовое побоище произошло на Чудском озере 5 (12) апреля 1242 г. В битве приняли участие новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского с одной стороны и войска Ливонского ордена с другой. Неприятель был окружен русскими с флангов и уничтожен. В том же году Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом, отказавшись от всех своих недавних территориальных приобретений на Руси. Где памятники Александру Невскому уже открыли минувшим летом: 1. Расположение: Москва, Зеленоград, Александро-Невский храм . Описание: ростовая фигура 2,7-метровой высоты. Авторы: Александр Раптовский, Владимир Сапрыкин, Алексей Дубин, Салават Щербаков, Алексей Харченко. Чем запомнится: в одной руке князь держит шлем, в другой — воинское знамя на длинном древке; все детали оружия и облачения воспроизведены с максимальной исторической достоверностью. 2. Расположение: Брянск, Свято-Троицкий кафедральный собор. Описание: бюст трехметровой высоты. Автор: Анатолий Дементьев. Чем запомнится: памятник установлен по инициативе депутата Госдумы Николая Валуева и депутата областного парламента Михаила Иванова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5853981...

«Подобает тебе, князь, – сказал Димитрию Преподобный Сергий, – заботиться о стаде, порученном тебе от Бога, и выступить против врагов, желающих разорить Русскую землю: иди небоязненно, Господь поможет тебе в твое правде, и победишь врага». Преподобный Сергий, молитвенник и печальник Земли Русской, укрепив Димитрия Донского верой и молитвой, дал ему двух воинов-иноков Пересвета и Ослябю, с честью погибших на поле брани. Два инока, посланные Преподобным Сергием на Куликовскую битву, не могли решить ее исхода своим участием, но для русского войска они были олицетворением благословения Церкви на святое дело спасения Руси: видя их в своих рядах, русские воины воочию убеждались, что Церковь благословляет эту великую битву, что молитвы угодника Божия Преподобного Сергия будут сопровождать их на поле битвы. Так великая сила любви русского народа к своей Родине, его всеобщая непреодолимая воля видеть Русь свободной одолели дотоле непобедимого, сильного, жестокого врага. Такими же чертами всенародного подъема ознаменована борьба России против польско-шведской интервенции в начале XVII века. Клич, брошенный Мининым и Пожарским, горячие патриотические призывы Патриарха Московского Гермогена, келаря Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына и архимандрита Дионисия нашли отклик в сердцах всех русских людей. И русские победили: народные ополчения изгнали иноземных захватчиков. Славную страницу вписали в историю Русского государства русские патриоты в 1812 году. Промыслом Божиим Наполеону попущено было дойти до самой Москвы, как бы для того только, чтобы показать всему миру, на что способны русские люди, когда Отечество в опасности. Силу русского оружия и русского патриотизма не раз испытали и германские племена – достаточно вспомнить знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, когда святой князь Александр Невский разбил рыцарей Ливонского ордена. Урокам истории не вняли нацистские главари, вероломно напавшие на наше Отечество. В тот грозный час наш народ, вставший на защиту Земли Русской, напомнил врагам, что воинско-патриотический дух Александра Невского, Димитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова жив и действен в их потомках. Наш народ доказал варварам XX века, что каждое оскорбление, нанесенное чести Родины нашей, постигнет грозное возмездие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010