В 1370 г. В. А., по-видимому, помогал Димитрию Иоанновичу в войне с тверским кн. Михаилом Александровичем. В кон. того же года Москву вновь осадил Ольгерд. Теперь В. А. не заперся с горожанами и воинами в Кремле, где остался вел. кн. Димитрий, а собрал ратников у Перемышля на р. Моче. Здесь к нему присоединился пронский кн. Владимир Димитриевич вместе с рязанской помощью. Ольгерд оказался между 2 огней. Он вступил в переговоры с вел. кн. Димитрием, предложив ему вечный мир и кровное родство: выдачу замуж своей дочери за В. А. Вечный мир московской стороной был отвергнут, но перемирие до лета 1371 г. было заключено. Тверской кн. Михаил Александрович был разочарован этим решением, в борьбе с правителями Москвы Ольгерд становился ненадежным союзником Твери. В поисках нового союзника тверской князь отправился в Орду. Здесь ему удалось получить не только ярлык на Владимирское великое княжение, но и помощь - с ним был отправлен ханский посол, к-рый должен был посадить Михаила на владимирский стол. Весной 1371 г. тверской князь вернулся на Русь. Однако, несмотря на прямое повеление хана, москвичи не пустили его во Владимир. Войска Димитрия Иоанновича и В. А., расположившись в Переяславле Залесском, пресекали все попытки Михаила проникнуть в города Владимирского великого княжества. Тверской князь ограничился захватом части бежецких земель и издавна контролировавшихся владимирскими вел. князьями волостей Торжка. Московские правители прибегли не только к военному, но и дипломатическому пути. В 1-й пол. июня 1371 г. они заключили договор с Вел. Новгородом о военном союзе против Литвы, Твери и Ливонского ордена и помогавшего последнему Дерптского еп-ства. Отправившийся 15 июня 1371 г. в Орду вел. кн. Димитрий уже осенью сумел получить здесь новый ярлык на Владимирское великое княжество. Тем самым был дезавуирован предыдущий ярлык, ранее выданный правителю Твери. Хотя Орда, заинтересованная в разжигании розни среди рус. князей, так и не отняла ярлык у Михаила Александровича. Засадный полк в Зеленой дубраве на Куликовом поле. Миниатюра из " Сказания о Мамаевом побоище " . XVII в. (ГИМ. Барс. 798)

http://pravenc.ru/text/159088.html

23 янв. 1268 г. Довмонт и псковичи приняли участие в походе объединенной рати русских князей во главе с кн. Димитрием Александровичем на эстонские земли Ливонского ордена. 18 февраля того же года в битве у замка Раквере Довмонт командовал полком правой руки. После одержанной победы псковский князь предпринял самостоятельный поход в глубь владений Ливонского ордена, «на Вируяны», вплоть до Балтийского моря. В 1269 г. Довмонт выдержал 10-дневную осаду ливонскими немцами Пскова и отразил ее при помощи пришедших на выручку новгородских войск. В 1270 г. по воле вел. кн. Ярослава Ярославича Довмонт был заменен в Пскове др. выходцем из Литвы - князем Айгустом, но уже в следующем году вновь оказался на псковском столе. Весной 1271 г., двигаясь по Чудскому и Псковскому озерам и реке Великой, войско ливонских немцев разорило ряд пограничных селений в Псковской земле. Захватив много имущества и пленных, оно двинулось назад. Однако уже 23 апреля, в день памяти вмч. Георгия, на р. Мироповне вместе с 60 псковичами Довмонт догнал немцев (по русским данным, 800 чел.) и нанес им поражение. В следующем году нападения крестоносцев на Псковскую землю повторились. 8 июня 1272 г., в день памяти вмч. Феодора Стратилата, под Псковом Довмонт победил войска ливонского магистра, затем в ответ на разорение псковских пограничных волостей (до 8 сент.) опустошил эст. земли Ливонского ордена. В Житии Довмонта сообщается, что после одержанных в 1266-1272 гг. побед князь возвел в Пскове около своего дворца 3 храма, по-видимому деревянных, посвященных святым, покровительствовавшим ему в сражениях: во имя мч. Тимофея, великомучеников Георгия и Феодора Стратилата. А. И. Комеч характеризует их как «своего рода мемориал воинской славы» (Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII - нач. XVI в. М., 2003. С. 70). В кон. 70-х - 90-х гг. Довмонт поддерживал политику Владимирских вел. князей Димитрия Александровича, затем его младшего брата Андрея Александровича. В 1278 г. Довмонт принимал участие в походе вел. кн.

http://pravicon.com/info-2188

Было перебито много немецких феодалов, а католические священники брошены в море. Через десять дней восставшие захватили замок Пёйде. Эзельцы стали укреплять остров, так как понимали, что зимой, когда замерзнут проливы, войска Ордена начнут новое наступление. В это же время вспыхнуло восстание и в Гарриене. Это заставило феодалов забыть свои междоусобицы, и в конце 1343 г. они заключили соглашение об объединении усилий для борьбы с восставшими. В нем говорилось, что епископы обязаны «преданно поддержать» Орден, «без руководства которого нет возможности защищать местную Церковь» от новокрещеных и язычников. Такие договоры являются неоспоримыми свидетельствами духовной несостоятельности католической Церкви в Прибалтийском крае. При подавлении восстания Ливонский орден не останавливался ни перед какими жестокостями. В конце ноября 1343 г. многочисленное войско Ордена вторглось в Гарриен, рыцари безжалостно убивали людей, невзирая на пол и возраст. Хронисты еще много лет спустя называли этот мааконд «опустошенной и заброшенной землей». Общее число эстонцев, погибших с начала восстания до конца 1343 г., достигало 30000 . В феврале 1344 г. войска Ордена с осадными машинами по льду вторглись на остров Эзель. Тысячи людей были убиты в кровопролитных сражениях, многие замучены, но войскам Ордена так и не удалось окончательно покорить остров — боясь оттепели, они отступили на материк. В этом же году начались восстания в Везенберге, а также в землях ливов и латышей. В начале 1345 г. Ливонский орден сосредоточил все силы для подавления восстания в Эстонии и вторгся на Эзель, где восемь дней подряд продолжались грабежи, убийства и пожары. К концу года восстание было подавлено. Это несколько укрепило позиции Ливонского ордена в Прибалтике. Датский король, видя, что ему не удержать свои владения в Эстонии, продал ее Ордену за 19000 марок серебром. Сделка была утверждена как германским императором, так и папой Римским. Восстание в Юрьеву ночь и крестьянская война в Эстонии являлись важным этапом борьбы народа против католической Церкви и немецких феодалов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430118/

Борьба за Ливонию привела в дальнейшем, после падения Ливонского ордена, к войне с Великим княжеством Литовским, и в 1563 г. Иоанн IV предпринял поход на Полоцк. В офиц. летописи одной из главных целей похода провозглашалась защита правосл. храмов и икон от «поругания» со стороны еретиков-лютеран, к-рым принадлежит власть в Великом княжестве Литовском. В походе царя сопровождали Донская икона Божией Матери «и иные многие чудотворные образы», а также Евфросинии Полоцкой, прп., крест и делегация духовенства во главе с Коломенским епископом. После взятия Полоцка находившийся в нем нареченный архиеп. Арсений (Шишка) был взят «за сторожи» и отправлен в Россию. Эти меры не коснулись клира Софийского собора, встречавшего царя в храме. В наказе полоцким воеводам предписывалось выселить жителей из городской цитадели, там могли остаться только «попы у церквей с своими семьями» (Книга полоцкого похода. 2004. С. 71). В Степенной книге отмечено, что после сдачи города царь «богоубийственных жидов конечнои пагубе предаде и богомерзских же латын и злейших иконоборец расплени и расточи» (Степенная книга. 2008. С. 388). В летописи игум. Корнилия также отмечено, что членов евр. общины Полоцка Иоанн IV «велел... и с семьями в воду в речноую въметати» после их отказа креститься (Псковские летописи. 1955. С. 244). Позднее в Польско-Литовском гос-ве царя обвиняли в казни насельников бернардинского мон-ря. По-видимому, царем было запрещено протестант. богослужение. Иное положение сложилось на эст. землях: царские грамоты 1558 г. населению Нарвы и Дерпта обеспечивали их право иметь свои храмы, где совершалось протестантское богослужение. Известны имена ряда проповедников в этих общинах в 60-70-х гг. XVI в. Сохранялось протестант. богослужение и во владениях вассала царя - «ливонского короля» Магнуса. В апр. 1563 г., по возвращении царя из похода, был подтвержден статус Полоцкой кафедры как архиепископии, во главе епархии был поставлен Трифон (Ступишин) , живший на покое бывш. еп. Суздальский, постриженик прп. Иосифа Волоцкого. Он умер в 1566 г. в Полоцке во время «поветрия». В авг. 1566 г. его преемником стал также живший на покое бывш. Суздальский еп. Афанасий (Палецкий) . Он в 1568 г. оставил кафедру и удалился в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь. Полоцкий архиеп. Антоний прилагал усилия для улучшения епархиальной жизни. По свидетельству Новгородской II летописи, в 1568 г. в Полоцк были отправлены 33 священника и диакона из Новгорода. В 1572 г. Антоний стал митрополитом - главой Русской Церкви. Полоцкий архиеп. Киприан упоминается в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

А известный Антоний Поссевин, бывший у нас в 1581 г., свидетельствует: «Нет здесь ни коллегий, ни академий, а есть только кое-какие школы, в которых учатся дети читать и писать» . Царь Иван Васильевич помышлял еще прежде Стоглавого Собора вызвать из-за границы разных ученых вместе с художниками и ремесленниками, и посланный им для этого в Европу саксонец Шлитт успел было собрать более ста двадцати таких людей, в том числе четырех богословов, и готовился отплыть с ними из Любека в Ливонию и Россию; но по проискам Ганзы и Ливонского ордена, опасавшихся просвещения России, был задержан в Любеке и заключен в темницу, а собранные им все рассеялись . Сохранились сведения и о некоторых наших библиотеках . Но важнейшая их них, великокняжеская, оставалась без всякого употребления. В сказании о Максиме Греке повествуется, что когда великий князь Василий Иоаннович чрез несколько лет по вступлении своем на престол «отверзе царская сокровища древних великих князей, прародителей своих», то «обрете в некоторых палатах безчисленное множество греческих книг», а когда библиотека эта была показана Максиму Греку, прибывшему в Россию, то он с изумлением сказал государю: «Такого книжного богатства нет ни в Греции, ни в Италии» . При царе Иоанне Васильевиче видел эту библиотеку (около 1565 г.) один дерптский пастор, Иоанн Веттерман. По его словам, она состояла из еврейских, греческих и латинских книг, которые еще в давние времена получены были нашими князьями из Константинополя от патриарха, и хранилась подле княжеских покоев под двумя каменными сводами как драгоценное сокровище. Государь приказал открыть эти своды, не открывавшиеся целые сто лет, взять из-под сводов несколько книг и отдать для просмотра Веттерману, который встретил в них некоторые творения известных древних писателей, не встречавшиеся уже тогда на западе Европы. Затем книги опять были отнесены под своды и тщательно сокрыты. Очевидно, Веттерман, видевший только несколько книг княжеской библиотеки и помещение ее, мог передавать о ней все прочее лишь на основании слышанного от других.

http://sedmitza.ru/lib/text/435999/

Автор Жития Александра, «самовидец възраста его» (современник и приближенный), говорит, что ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю Веспасиану, – побеждая, был непобедим. В 1238 году, во время Батыева нашествия на Русь, погиб великий князь Юрий Всеволодович, и великокняжеский престол во Владимире занял его брат Ярослав Всеволодович, отец Александра. Идя на Новгород, татары осадили Торжок, из Новгорода ему не было помощи, и город был взят. До самого Великого Новгорода татары, как известно, не дошли сто верст и повернули на юг. Так что в попытках сопротивления им молодой новгородский князь, как и его отец, не участвовал. Подобно отцу, когда тот княжил в Новгороде, основное внимание Александр Ярославич как политик обращал вначале на запад. Оттуда тоже приглядывались к нему. Магистр Ливонского ордена Андрей Вельвен – Андреяш, согласно Житию, – специально приходил в Новгород, чтобы познакомиться с Александром – «как в древности царица Южская приходила к Соломону, желая послушать ему премудрую речь» 82 . Возвратившись к своим, он сказал: «Я прошел многие страны и народы, но не видел такого ни в царях царя, ни в князьях князя». Воспользовавшись разгромом Руси татарами и невозможностью со стороны великого князя подать помощь новгородцам и псковичам, шведы и литовцы усилили в то время свой натиск на пограничные русские земли, надеясь без особых усилий подчинить их своей власти. Римские папы одобряли и освящали борьбу со «схизматиками» («раскольниками»), так католики называли православных, надеясь, что сила оружия приведет их вместе с язычниками в подчинение Римской Церкви. В 1240 году, когда еще шло завоевание Руси татарами, в новгородские земли вторглось шведское войско, сопровождаемое католическими епископами. Князь Александр Ярославич в 1239 году женился на Александре Брячиславовне, дочери полоцкого князя, тоже испытывавшего давление с запада. Венчание происходило в Торопце, брачные пиры в Торжке и Новгороде. Тотчас по окончании торжеств князь Александр с новгородцами принялся за устройство пограничных укреплений, срубил на реке Шелони город. Но нападение шведов все-таки едва не застало его врасплох. Шведским войском командовал Биргер, отважный рыцарь и полководец, родственник шведского короля Эрика. В войске кроме шведов были норвежцы и финны.. Войдя на кораблях в Неву, к устью Ижоры, Биргер послал в Новгород к Александру послов со словами: «Если можешь, сопротивляйся мне, а то я уже здесь, пленяю твою землю». Согласно новгородской летописи, Биргер был намерен «восприяти» Ладогу, Новгород и всю область Новгородскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

АЛЕКСАНДР III (26.2.1845–20.10.1894) – российский император (с 1881), второй сын великого князя Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II) и великой княгини (впоследствии императрицы) Марии Александровны. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, понизил выкупные платежи. Со 2-й пол. 80-х гг. провел «контрреформы». Усилил роль полиции, местной и центральной администрации. В царствование Александра III в основном завершено присоединение к России Ср. Азии (1885), заключен русско-французский союз (1891–1893). АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220–1263) – святой благоверный князь, князь Новгородский (1236–1251), с 1252 г. великий князь Владимирский. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Прославился победами над шведами (Невская битва, 1240) и рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242), обезопасил западные границы Руси. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Ш Великий, 356–323 до н.э.) – сын Филиппа II Македонского, с 13 лет воспитывался Аристотелем. Великий полководец и царь Македонии (с 336 до н. э.). Создатель крупнейшего государства древнего мира. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629–1676) – на царском престоле с 1645 по 1676 г. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение, 1649); была воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650:1662) и Крестьянская война (1670–1671); в его правление произошел раскол в русском православии. Прослыв «тишайшим» царем в век бунтов, Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в принятии важнейших политических решений историкам достоверно не известна, хотя за время его царствования в России произошли события, имевшие долговременное влияние на русскую историю. АЛЕКСИЙ Св. († 1378) – митрополит Московский (с 1353 по 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1348 г., после смерти Ивана Калиты был регентом при малолетнем Дмитрии Донском; имел большое влияние не только в церковной, но и в политической сфере; ему удалось поднять архипастырскую власть на небывалую раньше в России высоту. Алексий активно боролся против княжеских усобиц, неоднократно был примирителем в распрях князей Дмитрия Донского и Михаила Тверского. Большое значение придавал развитию монастырей, духовному просвещению. Осуществил перевод Нового Завета с греческого языка на церковнославянский.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В самой эстонской земле на протяжении веков прославились многие подвижники благочестия и мученики. Мученическую смерть принял во время гонений на Православие пресвитер Никольского храма в Юрьеве (Тарту), уроженец этого города, основанного русским князем Ярославом, священник Исидор Юрьевский. Магистр Ливонского ордена сразу после Крещения, 8 (21) января 1472 года, повелел бросить священника в реку Омовжу, воды который отец Исидор освящал на Богоявление. Священника утопили вместе с 72 прихожанами, среди которых были и малые дети. Когда немецкий рыцарь попытался вытащить младенца из воды, как рассказывает житие, ребенок сам бросился в реку к матери. От притеснений немцев-латинян бежал из Юрьева Преподобный Серапион Спасо-Елеазаровский; покинув родину, он подвизался в Спасо-Елезаровском монастыре, став пламенным исповедником веры Православной. Знаменитый Псково-Печерский монастырь основали выходцы из Эстонской земли православные священнослужители, бежавшие от преследований ливонцев. В конце 1460-х годов священником-миссионером Иоанном Шестником (преподобный Иона) со своей супругой (преподобная Васса Псково-Печерская) был построен пещерный Успенский храм, давший начало обители. Игумен монастыря, мученик Преподобный Корнилий, проповедовал в землях эстонских и дошел с проповедью до Нарвы. В начале XVIII века господствовавшие в Прибалтийском крае немцы мешали проповеди Православия, хотя эти территории после Северной войны по Ништадтскому миру отошли России. Тогда принял смерть в Ревельском каземате священномученик митрополит Арсений (Мацеевич) — за протест против произвола светской власти по отношению к Православной церкви. Святым Эстонской земли является и Праведный Иоанн Кронштадтский, чьими трудами, молитвами и финансовыми пожертвованиями был возведен Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, а первыми монахинями монастыря стали крестницы праведного отца Иоанна. Святые Эстонской земли жили в разное время и в различных исторических условиях, но все они связаны Святым Православием, все они предстатели перед Богом, и каждый из них пример всем нам, как можно и должно в любых условиях оставаться христианином, преданным нашей Церкви даже до смерти.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204085...

В сент. 1487 г. К. участвовал в переговорах с послом венг. короля, 31 янв. 1489 г.- с имперским послом Н. Поппелем, представителем кор. рим. (германского) Максимилиана (см. ст. Максимилиан I ), об антиягеллонском союзе (в т. ч. К. озвучил отказ Иоанна III быть коронованным папой Римским или рим. императором, отклонил претензии Ливонии на часть Псковской земли), в июле 1490 г. принимал др. посла кор. Максимилиана - Георга фон Турна (Юрия Делатора в рус. источниках), с к-рым в нояб. 1491 - апр. 1492 г. вновь вел переговоры в Москве. От имени вел. князя К. отстаивал позицию, что Русское гос-во не будет вступать в конфликт с Польшей из-за Пруссии и что власти Ливонского ордена, если хотят заключить новый договор, должны прислать послов в Новгород к наместникам вел. князя, уполномоченным вести переговоры с Ливонией, отклонив просьбу о переговорах об этом на германском рейхстаге (Памятники... с Польско-Литовским. 1851. Стб. 81-82; Казакова. 1975. С. 174). В то же время К. обсуждал дипломатические вопросы с польск. посланником В. Хребтовичем, в мае 1492 г. беседовал с литов. послом по поводу пограничных дел. В том же году К. написал грамоту рус. послу в Крыму К. Г. Заболоцкому. Переговоры К. с польско-литов. стороной продолжались осенью 1492 г. и в июне 1493 г.; в мае 1493 г. при участии К. обсуждался вопрос сватовства Конрада Мазовецкого к дочери Иоанна III. В янв.-февр. 1494 г. К. принимал участие в заключении мира с Литвой и в составлении договорной грамоты 5 февр. (ДДГ. С. 329-332. 83). В марте-мае того же года наряду с князьями В. И. Косым Патрикеевым (см. Вассиан (Патрикеев) ) и С. И. Ряполовским был одним из «великих послов» Иоанна III к кор. Александру Ягеллончику по вопросу о ратификации «докончальных грамот» и о браке короля и дочери вел. князя Московского Елены. 22 апр. в Вильно мир был торжественно подтвержден, рус. послы получили «утвержденную грамоту» о сохранении Еленой Иоанновной правосл. веры в браке с литов. королем, католиком по вероисповеданию. В окт. 1494 г. К. совместно с дьяком А. Ф. Майко (Майковым) вел в Москве переговоры с ганзейскими послами, к-рые жаловались на нарушения московскими властями прежних договоров с Новгородом и на закрытие Ганзейского двора в Новгороде. Отстаивая интересы рус. внешней торговли, дьяки отклонили претензии нем. послов.

http://pravenc.ru/text/2462297.html

В шестнадцать лет, когда Ярослав Всеволодович уехал в Киев, Александр вступил на самостоятельный жизненный путь. Начало его княжения в Новгороде пришлось на крайне тяжёлое время в истории России, смертельная угроза нависла одновременно с Запада и Востока — со стороны западных держав и католических рыцарских орденов, а также татаро-монголов. Чаще всего при словах «крестовые походы» вспоминаются романтизированные истории про «подвиги» западных рыцарей на Святой Земле (в Палестине), тогда как менее известно, что крестовые походы совершались и на Русь. Один из таких был провозглашён в 1232 году папой Римским Григорием IX. При Омовже в 1234 году князь Ярослав Всеволодович разбил рыцарей. Однако угроза сохранялась, и продолжать дело отца по защите рубежей вынужден был молодой князь. В 1240 году в поход на Русь отправилось шведское войско, по словам древнерусского писателя, « с огромной силой, пыхая духом ратным». Шведы высадились на берегу Невы, о чём Александру доложили разведчики. Показательно, как по-христиански воспринял князь известие о вторжении шведов. В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» сказано, что он « разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“». Положившись на Бога, молодой князь проявил полководческую мудрость, тщательно продумав военную операцию. В результате внезапного удара шведы были разбиты. Победа вошла в историю как Невская битва и спустя столетия вдохновила Петра Великого на постройку Александро-Невской лавры. Павел Корин. Триптих " Александр Невский " (1942 г.). Нашествия рыцарей не прекратились. В 1241—1242 годах князь постоянно вёл оборонительные действия, в 1242 году отбил занятый крестоносцами Псков. Апофеоз военной деятельности Александра — Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Первоначальный натиск рыцарей Ливонского ордена был остановлен фланговыми ударами. Часть ливонцев была уничтожена, другие бежали. По условиям перемирия крестоносцы отказывались от ранее завоёванных земель, а Новгород на какоето время получил передышку. Победа стала примером воинской доблести русского человека и прологом побед над германцами уже в XX веке.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/13/aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010