Премьера духовной оперы «Александр Невский» состоялась в Александро-Невской лавре 2 июня 2019 г. 13:35 30 мая 2019 года в Святодуховском центре  Александро-Невской лавры  в Санкт-Петербурге прошла премьера духовной оперы «Александр Невский» Грайра Ханеданьяна в концертном исполнении. Спектакль-концерт состоялся при поддержке совета  Санкт-Петербургской епархии  по культуре в рамках проекта «Духовная сила музыки», который реализуется на грант Президента РФ. «Сегодня у нас уникальный вечер: согласно одному из исторических источников, в этот день родился святой Александр Невский, 800—летие которого мы будем праздновать через два года, — сказал председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров. — Через несколько дней — юбилей у создателя оперы. Призываю всех насладиться этой музыкой, этими словами и тем смыслом, с помощью которого мы готовимся к юбилею со дня рождения великого князя. Прекрасно, что именно здесь, в Лавре, где пребывают мощи небесного покровителя нашего города, состоится эта премьера». Партии исполнили воспитанники Академии молодых певцов Мариинского театра: князь Александр — Вячеслав Козловский, Великий магистр — Ярослав Петряник, княгиня Александра — Екатерина Латышева, княгиня Феодосия — Анна Шульгина, хан Сартак — Виталий Соболев, Мариам — Анна Бархатова, гусляр — Игорь Барбаков, девушка-рассказчица — Эвелина Агабалаева, юноша-рассказчик — Дмитрий Федоров. Хормейстер — Дмитрий Григорьев, дирижер — Филипп Селиванов. Действие оперы происходит накануне Невской битвы. Князь Александр обеспокоен тем, что новгородские бояре тайно ведут переговоры со шведами. Великий магистр Ливонского ордена готовится напасть на Русь. У князя появляется неожиданный союзник — хан Сартак, сын хана Батыя. Александр и Сартак братаются; вскоре Сартак принимает решение креститься. Опера заканчивается победой в Невской битве. В прологе и в финале сюжет комментируют наши современники — юноша и девушка. Они рассказывают, каким удивительным человеком был князь Александр и каково его значение в русской истории. В завершение концерта иерей Илия Макаров вручил награды  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия : композитор Грайр Ханедяньян удостоен знака священномученика Серафима Петроградского, его помощница Светлана Штучкова награждена митрополичьей грамотой. Благодарности совета по культуре получили дирижер Филипп Селиванов и руководитель Академии молодых певцов Лариса Гергиева. Грайр Ханеданьян — советский и российский композитор, открывший для слушателя жанр духовной оперы. Он уже сотрудничал с епархиальным советом по культуре: на Пасху 2018 года была поставлена опера «Мессия — Сын человеческий», а 12 июля того же года состоялась премьера оперы «Апостол Петр». Исполнителями обеих опер стали музыканты Академии молодых певцов. Санкт-Петербургская митрополия / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5447181.ht...

Святой источник Иоанна Предтечи «Иван ручей» у деревни Кушела Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Святой источник Иван Ручий в Кушеле один из нескольких родников в урочище Иван-Ручий, находится в глубоком разлоге, в 700 м северо-восточнее древней деревни Кушела, на территории Выскатского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области. Овраг прорезает живописную гору, на восточной части которой, до Второй мировой войны, стоял деревянный храм во имя честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 1909 года постройки. На самом же источнике до времен атеизма стояла небольшая срубная купель. Поклонный ключ был отделан гранитными валунами, которые сохранились на своих исконных местах доныне. Описание [ править править код ] В 1341 году, у Кушельского озера, псковские дружинники под предводительством посадника Карпа Даниловича разгромили отряд рыцарей Ливонского ордена. Память о той битве живет до сих пор – в сохранившихся до наших дней святынях и обычаях. На месте битвы стояла часовня, затем – храм во имя Иоанна Предтечи, в день которого произошло сражение. С давних пор на Иванов день устраивали ритуальные кулачные бои. Бьющий здесь Иванов ручей считается святым источником с целебной водой: по преданию, именно в нем омывали свои раны после боя русские воины. Позже, в начале ХХ века, рядом с источником был построен храм также во имя Св. Иоанна Крестителя. При нем создали братство трезвости. Над истоком Иванова ручья в те годы устроили купель – от нее возле источника до сих пор сохранились камни. Церковь погибла в годы последней войны – остались лишь прицерковное кладбище и памятный крест на месте алтаря, установленный в 2003 году. Но и сегодня это место окружено почитанием: сюда, к Иванову ручью, приезжают в день свадьбы молодожены. Как добраться [ править править код ] Адрес: Ленинградская область, Сланцевский район, деревня Кушела Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

Состоялись торжества по случаю 460-летия обретения Нарвских святынь 30 июля 2018 г. 19:24 29 июля 2018 года в городе Нарва (Эстония) прошли торжества по случаю 460-летия обретения Нарвских святынь — иконы Божией Матери и святителя Николая Мирликийского. Праздник начался с крестного хода от храма Двенадцати апостолов, храма Нарвской иконы Божией Матери и храма священномучеников Димитрия и Александра Нарвских по улицам города. Встретившись и объединившись в единую колону, участники крестного хода направились к Нарвскому Воскресенскому кафедральному собору. Крестный ход встретили епископ Нарвский и Причудский Лазарь , духовенство и прихожане Нарвского Воскресенского собора. Затем епископ Лазарь возглавил в соборе Божественную литургию. Его Преосвященству сослужили: настоятель храма Нарвской иконы Божией Матери протоиерей Виталий Гаврилов, настоятель храма священномучеников Димитрия и Александра Нарвских протоиерей Василий Куприянов, настоятель храма Двенадцати апостолов иерей Артемий Бондарев, клирики Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Васильев, иеромонах Алексий (Вишневский), протодиакон Вадим Талаев, диакон Алексей Смирнов, протодиакон Андрей Килин ( Мелекесская епархия ), иеродиакон Софроний (Михальский). Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Елены Субботкиной. По прочтении Евангелия протоиерей Андрей Васильев произнес проповедь. По окончании богослужения состоялся крестный ход вокруг собора. В тот же день на территории Нарвского Воскресенского собора был открыт и освящен памятник Божией Матери. В торжественной церемонии приняли участие епископ Лазарь, мэр города Нарва Тармо Таммисте, старейшина Йыхви Мартин Репинский, епископ Эстонской Лютеранской-Евангелической Церкви Тиит Салумяэ, духовенство города Нарва и прихожане. Согласно летописям, в 1558 году, православные иконы Нарвской Одигитрии и святителя Николая, принадлежавшие православным купцам Нарвы (в летописях используется древнее название этого города — Ругодив), были объявлены тогдашними властителями Ругодива «идолами», отняты у купцов и брошены в костер «под котлом, варившим пиво». Вспыхнул пожар, в огне которого сгорел весь город. Увидев пожар и поспешное отступление из города войск Ливонского ордена, русские войска захватили Нарву (затем произошло присоединение Нарвы к Московскому царству). На пепелище были найдены невредимые иконы. Святые иконы встречал в Москве царь Иоанн Грозный. Чудотворный образ святителя Николая сохранился, икона находится в кафедральном Нарвском Воскресенском соборе. Святой образ Нарвской Одигитрии пребывал около четырехсот лет в Ивангороде, судьба иконы неизвестна с февраля 1944 года. В честь иконы Нарвской Богородицы назван храм, построенный в 2001 году в городе Нарва на улице Раквере. Наврская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5245461.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Русская опасность» и идеи немецкого «культуртрегерства» в Прибалтике Прибалтийские историки в работах об этом периоде в очередной раз развивали теорию немецкого «культуртрегерства», приписывая особые заслуги в развитии края немецкой лютеранской Церкви (Г. Браунинг, А. Транзе-Розенек, П. Иогансен, Г. Боссе, А. Швабе, Ю. Улуотс). Эта же теория давала им основание считать Ливонский орден неким общим немецко-латышско-эстонским государством; она же в XX в. использовалась в своих целях и профашистскими силами в Прибалтике. Из местных источников, подробно описывающих события XVI в., широкой известностью пользуется «Хроника Ливонской провинции», составленная пастором эстонского прихода в Ревеле Балтазаром Рюссовом, ревностным лютеранином, во всем оправдывавшим политику Швеции в войне. В этой хронике, пожалуй, впервые выдвигалась идея «русской опасности», нашествия «варваров с Востока». К этому же времени относятся и другие хроники (И. Реннера, Г. Брезенбаха, Д. Фабриция, Ф. Ниенштедта, Г. Каярна и др.), которые также придавали своим повествованиям направленность, угодную шведским, немецким лютеранским или польским католическим властям. Из этих хроник черпали свои аргументы многие западные историки, грубо искажавшие историю Прибалтики XVI в. Они представляли этот период как расцвет Ливонии и доказывали, что всеобщее благополучие было прервано вторжением Ивана Грозного. Героем для них был магистр Ордена фон Плеттенберг, который в 1502 г. якобы на полстолетия предотвратил «агрессию Московии» .  Правдивую и подробную картину событий этого периода в Прибалтике дают русские историки Г. В. Форстен, А. А. Зимин, Г. А. Новицкий, В. Д. Королкж, эстонский историк X. Круус, шведские историки С. Арнелл и А. Аттман. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/430169/

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Протодиакон Владимир Василик о храме Рождества Богородицы в с. Пенино 20.09.2022 20:13 Диакон Владимир Василик Участники: И. Ахундова, журналист Год тому назад был освящен после восстановления храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пенино Сланцевского района под Санкт-Петербургом. Необычна судьба этой церкви - великолепный собор, достойный столицы, освященный св. прав. Иоанном Кронштадтским, был закрыт и разорен в богоборческие времена. Земли эти изобильно политы русской кровью, поскольку недалеко отсюда проходили границы владений Ливонского ордена. Через Сумерский погост проходили воины Александра Невского, Ивана ΙΙΙ, Ивана ΙV, Алексея Михайловича. Войска Петра Великого шли этим путем из Новгорода к Нарве. Храм в Пенино в 1930-х гг. был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. Во время гонений за веру мученически скончались священники уроженцы села Пенино - о.Валентин Левитский (1867-1937), о.Арсений Голосов (1969-1937), священник Михаил Виноградов (†1937),, служивший на Козьей Горе и проживавшего в с.Поречье, священник Филимон Алексеев (1866-1937). Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/09/20/20-1...

В XIV в. появилась так называемая «Новая рифмованная хроника» Варфоломея Гёнеке, капеллана при магистре Ливонского ордена. Он описывал события с 1315 по 1348 г., но до нас дошли лишь отдельные отрывки из нее, включенные в хронику Реннера (XVI в.) . В XIV в. была написана еще одна хроника Ливонии капелланом и начальником канцелярии магистра Ливонского ордена Германом де Вартбергом. Он составил свою хронику на основе обеих предыдущих рифмованных хроник, а также «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, приспособив ее к целям орденской политики. Герман де Вартберг продолжил повествование до 1378 г., но самостоятельную ценность представляет лишь заключительная часть (1358–1378) . Вторая часть «Хроники Ливонии», составленная в XVI в. уроженцем Ревеля лютеранским пастором Балтазаром Рюссовым, написана на нижненемецком диалекте и впервые опубликована в 1578 г. в Ростоке . В начале Рюссов дает географическое описание средневековой Ливонии и краткий обзор ее древней истории до 1237 г., то есть до объединения Ордена меченосцев с Тевтонским орденом. В этой части автор использовал в качестве источников старшую «Рифмованную хронику», орденские документы и, по-видимому, фрагменты из «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского. Описание Рюссова не обошлось без хронологических ошибок и вымысла. Далее хроника доведена до 1561 г. Ее источниками служили «Новая рифмованная хроника» Гёнеке и орденские документы, откуда автор заимствовал, в частности, сведения о событиях первой половины XIV в., в том числе и описание крестьянской войны в Эстонии (восстание в Юрьеву ночь 1343 г.). Наиболее интересна последняя, третья, часть книги, написанная под непосредственным впечатлением от военных событий. Автор, очевидно, пользовался также документами из городского архива Ревеля и издававшимися во время войны листками. По его мнению, Ливонская война — наказание, посланное Богом за разврат и другие грехи, причем главные виновники — члены Ордена, епископы и их вассалы. Как лютеранский пастор Рюссов обвинял католическую Церковь в том, что она не обращала внимание на религиозно-нравственное воспитание эстонского и латышского населения. Ответственность за пороки язычников Рюссов возлагал в значительной степени на немецких господ. Ради своей выгоды они провоцировали крестьян не венчаться в церкви, ведь по закону внебрачные дети лишались отцовского наследства в пользу господина.

http://sedmitza.ru/lib/text/430073/

1075 . Собор римский, по повелению папы Григория VII, постановляет определение о безбрачии духовенства. 1079 . Римский собор провозглашает проклятие на признающих брак духовенства. 1086 . Открытие при женском монастыре в Киеве училища для детей дочерью великого князя Всеволода Ярославича Анною. 1096 . Клермонтский собор. Проповедь Петра Амьенского. Начало крестовых походов. 1099 . Взятие Иерусалима крестоносцами. 1109 . † Анзельм Кентерберийский. 1119 . Учреждение монашеско-рыцарского ордена тамплиеров (храмовников) в Иерусалиме. 1122 . Вормский конкордат. 1124 . Пожар в Киеве, истребивший около 600 церквей. 1139 . Начало Португалии. 1142 . † Петр Абеляр. 1143 . Сербский князь Стефан принимает крещение от православного епископа Расского (ныне Новый Базар) Леонтия. 1147 . Основание Москвы кн. Юрием Долгоруким. Второй крестовый поход. 1153 . Бернард Клервосский. 1154 . Борьба Гвельфов и Гибеллинов. 1169 . Взятие Киева Андреем Боголюбским. Начало преобладания северной России. 1170 . Попытка примирения между армянскою и греческою церквами, по инициативе католикоса Нерсеса. 1174 . Основание г. Хлынова на р. Вятке новгородскими повольниками. 1189 . Третий крестовый поход. 1200 . Основание г. Риги. 1202 . Четвертый крестовый поход. Основание Ливонского ордена. 1204 . Покорение крестоносцами Константинополя. Основание Латинской империи. 1215 . Начало Конституции в Англии (великая хартия вольностей). 1222 . Основание г. Нижнего Новгорода. 1223 . Уничтожение рабства в Франции. Последнее появление волхвов в Новгороде и сожжение их народом. 1224 . Первое нашествие татар на Россию. Битва на р. Калке. 1227 . Новгородский князь Ярослав отправляет миссию из священников в землю Корельскую. 1237 . Второе нашествие татар на Россию под предводительством Батыя. Опустошение Рязанской и Суздальской областей. 1238 . Битва при реке Сихи. Начало Монгольского ига. 1240 . Поражение Александром Невским шведов при р. Неве. Разрушение Киева Батыем. 1242 . Поражение Александром Невским рыцарей Ливонского ордена на льду Чудского озера (Ледовое побоище).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Московские государи, собирая русские земли в единое государство, приглашали на службу европейских ученных и мастеров; Россия за два столетия ордынского ига в некоторых областях знаний серьезно отстала от Западной Европы. Но не всем нравилось укрепление Московского государства. Ливонский орден в это время активно участвовал в том, что сегодня бы назвали «экономической блокадой» и «эмбарго на поставку высоких технологий» в Россию. Европейских ученных и мастеров, которых приглашали на службу в Москву, ливонцы задерживали и сажали в тюрьмы, не пропускали на Русь и важное сырье и товары. К тому же в землях Ордена жестоко преследовали православных. В 1472 году 6 января, когда православные празднуют Богоявление Господня, в городе Юрьеве, превращенном в немецкий Дерпт, во время праздничного Крестного хода городские власти схватили и заточили в темницу священника Исидора и всех прихожан его храма. Общине православных христиан города Юрьева под страхом смерти было приказано принять латинскую веру. Русские люди остались верными Православию и 8 января священник Исидор и все 72 человека, среди которых были старики и женщины, отроки, отроковицы и младенцы были утоплены в прорубях на реке Омовже. Православная Церковь 8 января чтит память священника Исидора и 72 мучеников Юрьевских. В Ливонии к православным относились с особенной ненавистью. Католики-латиняне давно враждовали с православными христианами. Но в Ливонии православных русских людей преследовали с особенной злобой и жестокостью. Некоторые иноземные авторы даже сообщали, что во владениях Ордена за убийство православного выплачивают денежную награду. Объяснить эту ненависть можно связью Ливонского Ордена с Орденом Тамплиеров. Наверное многие помнят зловещий образ храмовника Бриана Буагильбера из романа Вальтера Скотта «Айвенго». Рыцари Храма Соломона,(«тампль» - храм), тамплиеры были известны во всей Европе своими ростовщическими и банковскими операциями, а также пристрастием к оккультизму, т.е. чародейству, занятиям магией и колдовством. Это не случайно, обычно страсть к наживе, сребролюбие и подталкивает людей к подобным занятиям. Рыцари Храма сосредоточили в своих руках огромные богатства, даже стали чеканить собственную золотую монету. В Европе храмовники пользовались дурной славой, считали, что рыцари Храма Соломона занимаются чародейством и чернокнижием, и связаны с темной силой. И для подобных утверждений имелись основания. Многие европейские государи серьезно опасались тамплиеров и рыцари-храмовники постепенно стали обладать огромной властью и влиянием.

http://radonezh.ru/monitoring/livonskaya...

15 июля 1240 года, днем, в праздник святого равноапостольного князя Владимира произошла Невская битва. Князь и дружина проявили редкое мужество. Александр, по словам летописца «возложил печать» на лицо Биргера, который таким образом получил возмездие за гордые слова: «...воюю твою землю». Ещё стоял златоверхий шатёр Бюргера, но отчаянный Савва подсёк столп; шатёр упал, и россияне провозгласили победу. Тёмная ночь спасла остатки шведского войска от окончательного уничтожения. Не дожидаясь рассвета, шведы нагрузили две шнеки телами тяжело раненых, зарыли убитых в яму и, отдав якоря поспешили убраться от невских берегов. Славная битва, обрадовала тогда все российское Отечество и нарекла Александра Невским ». Отметим, что Невским князь Александр стал в 21 год. И его борьба против Рима еще только начиналась. В ответ на Невскую победу Александра орден меченосцев объединился с более сильным и деятельным тевтонским орденом, образовав Ливонский орден, названный так по названию территории, заселенной племенем ливов, которую захватили крестоносцы. Орден, мобилизовав значительные силы, сосредоточил свои полки на берегу Чудского озера. Вел немецкую армию магистр (глава) Ливонского ордена Герман Балк. Основу немецкого клина составили 600 знатнейших рыцарей-крестоносцев. Военное ядро ордена составляли « братья- рыцари» или « орденские рыцари». Кроме них в орден входили «братья - священники» и «братья - служащие», последние назывались « орденскими кнехтами» (слугами). 5 (18) апреля 1242 года на восходе солнца началась знаменательная битва, получившая название Ледового побоища. От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее - озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находились на западе от озер, Александр решил построить свои полки у восточного берега протоки, между озерами. Стратегический план рыцарей заключался в том, что после победы над Александром вся Померания, Прибалтика, Северная Русь, а затем и Польша должны были войти в состав Германии. На Севере решался старый спор между славянами и готами. Для немцев победа означала господство, а для славян - унизительное рабство.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/07/...

Главная угроза в те годы исходила для Новгорода с запада. С самого начала XIII века новгородским князьям приходилось сдерживать натиск усиливавшегося Литовского государства. В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава, своего союзника в борьбе с Литвой. (Позднейшие источники называют имя княжны — Александра (3).) Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев (объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом), а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь (тавастов), традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей. Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли. Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!» Собрав небольшую дружину, Александр не стал дожидаться помощи от отца и выступил в поход.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010