Вопрос: Скажите, какие грехи являются смертными и как их можно искупить? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи  (любые преступления заповедей Божиих). По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица, 15:75). Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в святом Евангелии: " Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого " (Лк.11:24-26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы. Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к подвигу и потому не имеют результата. Надо всегда помнить, что воля человека свободна.

http://pravoslavie.ru/6879.html

составитель Терещенко Т. Н. СВЕТ А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас святой апостол Павел, говоря: Яко чада света ходите; плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде, и истине ( Еф. 5, 8–9 ) 74 . Те же самые слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: Станите убо препоясани чресла ваша истиною и оболкшеся в броню правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира ( Еф. 6, 14–15 ) 75 . Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею ( Мф. 22, 37 ). И паки: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ). Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и мать допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу любовью к другим неуместной; особенно же нечистой, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии. Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: Возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22, 39 ). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды, т.е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгоняющих нас. Остальными же словами «плод благостыни» и «благовествование мира» означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие по сказанному: «Мир имейте и святыню со всеми. Взыщи мира и пожени и»! (прп. Амвросий, 31). «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче!» 76 . Видишь ли? Одежда наша должна быть свет. И просветить темное силен один Светодавец. И чертог есть свет – свет неизглаголанный, невообразимый, свет сладчайший, любвеобильнейший, пленительнейший. Кто его хоть раз в жизни увидел, тот не забудет его никогда. Любовь к сему свету, сему чертогу, сему Светодавцу так сладка, так жарка, неизреченна, бесконечна, что этого жара любви реки и моря угасить не могут. Поэтому Лествичник говорит: «Видел я некиих, одержимых пламенем плотской похоти, которые эту любовь перевели на Жениха своего Небесного и перегнали прежде бывших впереди». Потому и мы с тобой не отчаемся: силен Светодавец и нас с тобой просветить и умудрить. А сами мы ничего не можем сделать. Но терпение наше посильное, но скорбение наше, но недоумение наше, но самую гниль нашу может очистить, разукрасить, просветить, облагоухать паче фимиама и кадила благовонного. Недаром же тебе был показан во сне светлый чертог мудрых дев, чтоб ты ободрилась и черпала оттуда силы в борьбесврагом (прп.Анатолий,18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Преподобный Иоанн Лествичник      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 14:15 мин. Размер 13.7 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, в Неделю 4-ю Великого поста, мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника, великого подвижника, жившего за полтора тысячелетия до наших дней. Он был игуменом издревле славного монастыря на Синайской горе, там, где Бог говорил со Своим пророком Моисеем. Встав на путь монашества в юности, преподобный Иоанн был игуменом этого монастыря всего четыре года, будучи поставлен после 40 лет отшельнического подвига на управление обителью уже убеленным сединами 75-летним старцем. Как начало подвижнического пути преподобного, так и его поставление в игумены Синайской горы сопровождалось по действию Божией благодати чудесными событиями. Славный в то время духовный наставник авва Мартирий, взяв с собою еще юного Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал; и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». А в тот самый день, когда поставили авву Иоанна игуменом, сам Боговидец пророк Моисей служил ему. Тогда сошлось около шести сот посетителей, и все они сидели, вкушая пищу; и Иоанн увидел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда посетители разошлись и служители сели за трапезу, искали повсюду сего ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий преподобный авва Иоанн сказал: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте». Одним из плодов ученых занятий преподобного Иоанна Лествичника стала знаменитая книга о лествице добродетелей, где он раскрыл 30 ступеней восхождения по лестнице духовного совершенства.

http://pravoslavie.ru/111563.html

Православные волонтеры Москвы провели акцию «Молодежь для ветеранов» 17 мая 2020 г. 15:56 В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Молодежный отдел Московской городской епархии пригласил волонтеров столичных викариатств провести акцию «Молодежь для ветеранов». Тем же молодым прихожанам, которые находятся на карантине или самоизоляции, было предложено принять участие в молодежном флешмобе «Вера на войне», по условиям которого нужно было найти в литературе или узнать у знакомых священников истории священнослужителей, переживших Великую Отечественную войну, или собрать свидетельства о проявлении чудес веры в этот период и записать короткие видеоролики с этими историями, выложив их в социальных сетях. В акции приняли участие все московские викариатства. В викариатстве Новых территорий волонтеры из мотоклуба «Ночные волки» передали более 200 продуктовых наборов нуждающимся. Театральная студия воскресной школы «Лествица» в городе Троицке провела конкурс стихов, посвященных 75-летию Победы. В Северо-Западном викариатстве волонтеры лично поздравили около 30 ветеранов, вручив им памятные подарки. Еще около 30 ветеранов, находящихся на строгой самоизоляции, получили поздравления по телефону. Молодые прихожане приняли участие и во флешмобе #ВераНаВойне, прислав в Молодежный отдел несколько видеороликов. Юные прихожане Северо-Восточного викариатства оказали помощь более чем 250 ветеранам (в акции приняли участие 60 волонтеров). Кроме того, члены молодежных приходских организаций записали 15 видеопоздравлений ветеранам и видеороликов в рамках флешмоба #ВераНаВойне. В Западном викариатстве в организации волонтерской помощи ветеранам приняли участие семь приходов. Также молодежь викариатства записала пять видеороликов для флешмоба. В Юго-Восточном викариатстве волонтеры оказали материальную помощь ветеранам и труженикам тыла. В акции «Вера на войне» приняли участие несколько приходов; при этом тематика была расширена, видеоролики содержали поздравления, стихи и военные песни. В Юго-Западном викариатстве молодые люди из приходов поздравили более 35 ветеранов по телефону, а также опубликовали в социальных сетях фотографии своих родственников-фронтовиков, спроводив их краткой биографией. Южное викариатство также приняло участие в организации помощи ветеранам. Кроме того, молодые люди записали пять видеороликов для флешмоба #ВераНаВойне.  Волонтеры одного из храмов Северного викариатства раздали уже около 10 тонн свежих овощей ветеранам.  В Центральном викариатстве волонтеры помогли 40 ветеранам. Во флешмобе #ВераНаВойне приняло участие пять конкурсных видеороликов.  В Восточном викариатстве помощь была оказана десяткам нуждающихся, в том числе ветеранам, пенсионерам, людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации и социальном положении. Молодежный отдел Московской городской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Мол, напридумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, которые, как и законы природы, нельзя нарушить, иначе это приведет к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!», «Не влезай, убьет!», «Стой! Зона радиационного заражения» и подобным, или с надписями на емкостях с ядовитыми жидкостями: «Ядовито», «Токсично» и прочее. Нам, конечно, дана свобода выбора, но если мы не будем обращать внимание на тревожные надписи, обижаться потом нужно будет только на себя. Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни. Слово «страсть» имеет два значения. Во-первых, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица. 15: 75). То есть страсть – это уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока. Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

http://pravoslavie.ru/29226.html

Согласно штатам 1764 г., во второклассном Е. м. полагалось 17 чел.: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 монаха на должности пономарей, 3 монаха. При монастыре из бельцов были оставлены подьячий и 16 служителей, за штатом оказались 23 монашествующих и 75 служителей, к-рые впосл. распределялись по др. обителям Суздальской епархии. К кон. XVIII в. в Е. м. штатных монахов уже недоставало, в 1774 г. их числилось 13, в 1793 г.- 15 монахов, послушники и пономарь. С июля 1865 г. штат первоклассного епархиального Е. м. должен был состоять из 33 насельников: архимандрита, наместника, казначея, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 13 монахов, 5 больничных. В 1881 г. в Е. м. проживал 21 монашествующий, указной послушник, 13 чел. пребывали на испытании (в составе братии было также 2 поднадзорных монаха), в 1905 г.- 17 чел. братии (настоятель, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 пономаря, просвирник, ключник, чашник), из служителей - привратник, кучер, сторож и др.; в арестантском отделении содержалось 4 чел., среди братии - 16 поднадзорных; в 1917 г. из 32 чел. братии монашествующих было 16. Храмы и другие постройки Согласно краткой редакции Жития прп. Евфимия, еще при его жизни был поставлен каменный собор Преображения Господня, однако эти сведения представляются малодостоверными. Первый каменный Преображенский собор в Е. м. возводился в 1-й четв. XVI в. Даты этапов его строительства, приведенные в Житии, противоречат др. реалиям из того же источника, а также актам мон-ря. Предварительные земляные работы датируются в пространной редакции Жития 4 июля 1507 (Там же. 696. Л. 39 об.) или 1508 г. (Там же. 337. Л. 532), завершение строительства - 1511 г. В таком случае строительством в Е. м. руководил бы архим. Константин (1490-1509), однако в Житии настоятелем, занимавшимся возведением нового храма, назван архим. Кирилл (1511-1526; впосл. архиепископ Ростовский). Т. о., строительство Преображенского храма было начато скорее всего в 1514 г.; к тому же времени относится и обретение мощей основателя Е. м. при копании рвов, о чем архим. Кирилл известил Суздальского еп. Симеона (Стремоухова; 1509-1515). Окончание возведения Преображенского собора следует отнести, вероятно, к 1517-1518 гг. О том, что до 1517 г. в Е. м. шло значительное строительство, косвенно свидетельствует жалованная льготная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича игум. Кириллу от 14 мая 1514 г., освобождающая владения мон-ря на 3 года от выплаты податей в великокняжескую казну (Акты суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1506-1608 гг. М., 1998. 8. С. 25-26). Вторично временные льготы предоставлялись игум. Кириллу грамотой вел. князя от 22 июля 1523 г., когда в обители предполагалось начать строительство каменной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника (Там же. 20. С. 49).

http://pravenc.ru/text/187637.html

70 Данный текст под именем преп. Нила Синайского содержится во фрагменте из Парижского кодекса 1188 † 1066. 71 Здесь — прибылью. 72 В синодальном тексте: Ахан . 73 В синодальном тексте: прекрасную одежду . 74 В церковнославянском тексте: сосуд злат . 75 Об этом ср.: «Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий или, вернее сказать, отрава» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26, 58). 76 Молчание уст не есть еще безмолвие души и ума, как особое духовное состояние, к которому стремятся подвижникиисихасты. 77 Ср.: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но, когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды, но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 5). 78 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 8. 79 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 15—16//PG. T. 79. Col. 1160—1161. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 81 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 18//PG. T. 79. Col. 1164. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. 83 В синодальном переводе и в тексте 70-ти: смирю. 84 Ср.: «Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает» ( Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9). 85 Дословно: «воззрят на Бога». 86 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9. 87 То есть имеется в виду, что в ответ на порицание он не будет роптать на порицающего и на Самого Бога, допустившего такое порицание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Вместе с тем пришедший призвать «грешников к покаянию» (Мф 9. 13), давший каждому человеку возможность очиститься от грехов, Господь показывает пример милующего отношения к падшему человеку. Обличая гордыню и лицемерие обвинителей, Христос говорит приведенной к Нему блуднице: «Иди и впредь не греши» (Ин 8. 3-11). Раскаявшиеся блудницы, к-рым Господь обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (Мф 21. 31), стали верными Его ученицами, а одна из них, Мария Магдалина , первой увидела Его воскресшим. Б. предстает как одна из основных страстей в аскетическом учении Церкви. Наряду с чревоугодием Б. относится к плотским страстям, т. е. страстям, связанным с потребностями тела. Ап. Павел и св. отцы особо подчеркивают, что всякий грех совершается вне тела, «а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор 6. 18), «не как убийца, который против чужого тела [грешит], сохраняя свое неуязвленным, не как любостяжатель, который вредит иному, остерегаясь вреда собственному телу, блудник сам себе вредит, сам себя пронзает стрелой бесчестия... заботится об ограблении собственной плоти» ( Greg. Nyss. Adversus fornic.). Блудная страсть есть результат постоянного соглашения с блудными помыслами и развитие навыка к блудодеянию, психофизическая потребность в нем. Наставляя в неполезности для неискушенных рассуждать о движениях страстей и считать за лучшее пребывание относительно этого в блаженной простоте ( Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 75), прп. Иоанн Лествичник говорит о непосредственных причинах блудной страсти и о ее тесной связи с др. страстями: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Ibid. 15. 20; ср.: Isaac Syr. Sermones. 43, 70, 77). Прп. Исаак Сирин добавляет к причинам блудной страсти «смехотворство и дерзновенное парение мыслей», к-рые «есть дело блудного демона» ( Isaac Syr. Sermo 68).

http://pravenc.ru/text/149399.html

Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней несвободы и несовершенства. О страхе, как признаке несовершенства, говорит апостол Иоанн: « В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4: 18). О страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: « Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Земной страх – показатель серьёзного нездоровья в духовной жизни, и по грозному предупреждению апостола Иоанна участь боязливых не менее страшна, чем смертных грешников: « Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8). Преподобный Иоанн Лествичник поучает, что « страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твёрдой надежды» (Лествица, 21.3). Преподобный Исаак Сирин продолжает: « Человек боязливый даёт о себе знать, что страждет двумя недугами, то есть жизнелюбием и маловерием. А жизнелюбие – признак неверия» (Слова подвижнические, 75). На связь страха с недостатком веры указал и Христос, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: « Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8: 26). Да, мы – маловерные, нас постоянно терзают и мучают страхи , от которых нельзя избавиться «легким движением руки». Но если твёрдо знать, что нельзя поддаваться земным страхам, которые ведут к верной погибели, можно нащупать спасительный путь посреди обрушившейся со всех сторон и гаджетов «панической атаки»: надо противостоять трусам и паникёрам, культурно расстреливать их: « Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Лк. 3: 7). Костерин Андрей Борисович , редактор портала « Новый социализм – XXI век », г. Владимир Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/10/bo...

Центр тяжести разбираемой диссертации, повидимому, падает на изучение сказаний со стороны их литературных источников: «насколько в них самостоятельного и насколько жития подчинились чужеземному влиянию и какие именно источники влияли на наши жития» (стр. 15). Собрав некоторый материал для длинных и в существе дела довольно таки бесплодных споров о так называемых «общих местах» в житиях 4 , – втор, строго говоря, не указал нам ни одного несомненного источника – ни для Несторова Жития, ни для Посланий Симона и Поликарпа, ни для Слова о создании церкви Печерской. Его выводы, что, напр., «сочинение Нестора вообще представляет в варьянтах и даже просто в копиях множество эпизодов византийских житий» и этого «вполне достаточно, чтоб судить, насколько оно оригинально по своему содержанию» (стр. 75 и 90. Ср. 158), – подобные заключения для историка литературы очень мало убедительны, как не обоснованные текстуально 5 . В конце концов нашему ученому не удалось надлежаще выяснить происхождение даже тех мест Патерика, где сами авторы ссылаются на готовые литературные источники: «пишет в отьчьскыих книгах», «якоже в отечьнице писано», «помяни же и оного патрикиа», «рече лествичник», и др. Напр. в словах Жития Феодосия Печерск.: «Дивно же и се, яко же пишет в отеческих книгах, слабу быти последнему род» – Яковлев видит указание на то, что «преп. Нестор знал вообще литературу отцев церкви, вместе с тем автор свидетельствует еще о том, что на Руси в XII в. (?) существовало мнение о близкой кончине мира» (стр. 70). На самом же деле приведенные слова Жития – не больше как перифраз одного из изречений пр. Антония Великого , читаемых в Apophthegmata Patrum 6 . Исторической оценке Печерского Патерика в книге Яковлева отводится очень скромное место: сделана она довольно поверхностно и в такой же мере малонаучно. На последних страницах (158–160) приводятся слова Срезневского – о больших затруднениях, какие приходятся преодолеть исследователю тех вопросов древне-русской письменности, в которых она соприкасается с византийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010