В б-ках Св. Горы Афон хранятся разные схолии, стихотворные эпиграммы и толкования «Лествицы», к-рые остаются неизданными и малоизученными. Влияние «Лествицы» На протяжении веков «Лествица» была весьма популярна, мн. поколения христ. авторов ссылались на нее как на непререкаемый авторитет в духовной жизни. Будучи одним из самых древних представителей «Синайской «школы» аскетического богословия» (The Philokalia: the complete text/Comp. by St. Nikodimos of the Holy Mountain and St. Makarios of Corinth; transl. from the Greek and ed. by G. E. H. Palmer, Ph. Sherrard, K. Ware et al. L., 1981. Vol. 2. P. 15), И. Л. повлиял на ее последующих представителей Исихия Синаита и Филофея , игум. Синайского. Синайская аскетическая традиция отличается особым акцентом на темах трезвения, безмолвия и Иисусовой молитвы, к-рые встречаются и у И. Л., однако без подробного развития. Одна из сквозных тем в «Лествице» - это учение о бодрствовании, или трезвении (νψις), к-рому Исихий посвятил трактат «О трезвении и святости», а Филофей - «Главы о трезвении». Хотя И. Л. неоднократно пишет о трезвении, связывая его с вниманием (προσοχ) (Scala. 2. 12 (2. 17); 2. 7 (2. 12)), хранением (τρησις) и бдительностью (φυλακ) (Ibid. 3. 80 (3. 75)), в «Лествице» оно еще не столь строго определено, как в творениях двух синайских отцов, для к-рых трезвение связано с хранением ума, Иисусовой молитвой и безмолвием (συχα). Исихий обнаруживает знакомство с «Лествицей» ( Hesych. Sin. De temper. et virtut. 46 - Scala. 15. 74 (15. 73); Hesych. Sin. 100, 182, 189 - Scala. 27. 61 (27. 2. 26); Hesych. Sin. 132 - Scala. 27. 26 (27. 1. 23); Hesych. Sin. 148 - Scala. 26. 80 (26. 1. 52); 27. 6 (27. 1. 5); Hesych. Sin. 198 - Scala. 9. 9 (9. 8); Hesych. Sin. 201 - Scala. 27. 28 (27. 1. 26)). «Лествица» оказала влияние на аскетическое учение Симеона Студита и его ученика прп. Симеона Нового Богослова. Хотя в сочинениях прп. Симеона, к-рый читал «Лествицу» из б-ки своего отца в юности ( Nicet. Pector. Vita Sym. 6. 21-22), присутствует только 2 прямые цитаты из нее ( Sym. N. Theol. Catech. 4. 540-542; 30. 140-142), однако можно проследить ее влияние на учение прп. Симеона о подражании страданиям Христовым, о борьбе с гневом при помощи скорби и сокрушения (πνθος), особенно на учение о покаянии и слезах как втором крещении и др. (см.: Völker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem Neuen Theologen: ein Beitrag zur byzantinischen Mystik. Wiesbaden, 1974). В. Фёлькер предположил, что в своем учении о духовном руководстве прп. Симеон воспроизвел идеи И. Л., что было отчасти оспорено др. учеными ( Turner H. J. M. St. Symeon the New Theologian and Spiritual Fatherhood. Leiden; N. Y., 1990). В 11-м нравственном Слове при описании шествия по «пути добродетелей» в Царствие Небесное прп. Симеон Новый Богослов писал: «...восхождение спешащих на небеса подобно лествице или ступеням» ( Sym. N. Theol. Eth. 11).

http://pravenc.ru/text/471351.html

Игумен Синайской горы. О преподобном Иоанне Лествичнике ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Главная Сомневающемуся Новоначальному Общество Вопросы Мамам и папам Россия Библиотека Заметки Крохотки Календарь ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО БИБЛИОТЕКА КАЛЕНДАРЬ КРОХОТКИ ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ САЙТ-ОБЗОР О ПРОЕКТЕ Православный раздел в книжном магазине " Озон " . Преподобный Иоанн Лествичник ВЕЛИКИЙ ПОСТ Недели подгот-ые О Неделях Поста Торжество православия Свт. Григория Паламы Крестопоклонная Иоанна Лествичника Марии Египетской Вход в Иерусалим Лазарева Суббота Страстная седмица Пасха ПРАЗДНИКИ Рождество 25.12 (07.01) Обрезание 01.01 (14.01) Крещение 06.01 (19.01) Сретение 02.02 (15.02) Благовещение 25.03 (07.04) Вход в Иерусалим Пасха Вознесение Господне Троица Петра и Павла 29.06 (12.07) Преображение 06.08 (19.08) Успение 15.08 (28.08) Усекновение 29.08 (11.09) Рождество Богородицы Воздвижение 14.09 (27.09) Покров 01.10 (14.10) Введение во храм 21.11 (04.12) другие праздники ... ПОСТЫ Великий пост Петров пост Успенский пост - 1(14) - 14(27) августа Рождественский пост - 15(28) ноября - 24 дек. (6 янв.) ЦЕРКОВНЫЙ ГОД   :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД > > ВЕЛИКИЙ ПОСТ ИГУМЕН СИНАЙСКОЙ ГОРЫ Филипп Тараторкин См. также: Церковный год > > Великий пост Неделя прп. Иоанна Лествичника В четвертое воскресенье Великого Поста Православная Церковь вспоминает и прославляет преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник родился около 570 г. в семье святых Ксенофонта и Марии. В 16 лет пришел в Синайский монастырь, где через четыре года послушания был пострижен в иноки. После смерти своего наставника преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустыню Фола (близ Синая), где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста и молитвы. В возрасте 75 лет преподобный Иоанн стал игуменом Синайской обители.После четырех лет управления монастырем снова удалился в уединение и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

http://zavet.ru/kalendar/vp/n4-001st.htm

74 Полный текст стиха Пс. 110, 10 : ρχ σοφας φβος κυρου, σνεσις γαθ πσι τος ποιοσιν ατν. ανεσις ατο μνει ες τν ανα το ανος. Рус. син. пер.: «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пре будет вовек». 75 Ср. также: Притч.15:33 φβος θεο παιδεα κα σοφα, κα ρχ δξης ποκριθσεται ατ. Слав. пер.: «Страхъ Господень hakaзahie и премудрость, и начало славы отвщаетъ ей же смиреннымъ слава]». 76 Basilius Caesariensis. In illud: In principio erat Verbum (homilia 16)//PG. 31. Col. 473:32–42. 78 См.: Pseudo-Clementina (epitome altera auctore Symeone Metaphrasta) [Sp.] 97:7–12, особо 9–10//Clementinorum epitomae duae/ed. A. R. M. Dressel. Leipzig, 1873. S. 62, 64. «Направляющийся же тем страхом некто, непременно придет к любви, и таким образом будет относиться к ближнему как самому себе». 79 Eusebius. Commentaria in Psalmos LXVI//PG. 23. Col. 677:38–44, особо 38–41. «Ибо поскольку начало премудрости страх Господень, по необходимости как введение в Богопочтение страх Божий становится для всех людей…». 80 Ср. у Марка Монаха (XIII в.) при цитированиипересказе «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника : Marcus Monachus. Florilegium 37, 1:63–67//CCSG. 72. P. 90. «Начало покаяния начало спасения – а начало спасения страх Божий». Марк Монах заменяет выражение из «Лествицы» «Начало спасения – намерение благое» (Joannes Climacus. Scala paradisi 26, 13//PG. 88. Col. 1092:20) на «Начало спасения – страх Божий», чем сосредотачивает особое внимание на добродетели страха Божия. 81 Origenes. Fragmenta in Psalmos 1–150 [Dub.] Ps. 84, 10 //Pitra J. B. Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata. Vol. 3. Paris, 1883. P. 147. «Если начало премудрости страх Господень, а премудрость наша есть Христос, значит хорошо говорится, что Спаситель находится рядом с боящимися Его». 82 См.: Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) 4//PG. 31. Col. 920:2–12. 83 См.: Gregorius Nazianzenus. In seipsum, cum rure rediisset, post ea quae a Maximo perpetrata fuerant (orat. 26) 14//PG. 35. Col. 1245:38–39. Μαν σοφαν οδα, τ φοβεσθαι Θεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Порядок и последовательность если в ином чем, то и в делах благочестия имеют место и должны быть вводимы с самого начала 2 , поэтому молитва, без которой невозможно стяжать добрый и благоустроенный нрав, приобретаемый вообще трудом и подвигами 3 , должна стоять на первом месте в ряду добродетелей. Но 1 Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников, 2, 11. 2 Нил Синайский. Слово о подвижничестве, 30//Творения. Ч. 2. 3 Иоанн Лествичник. Слово 3, 23.   неликое и всекрасное и светородное делание сие многим от учения пребывает. И сие убо реша святые отцы, яко и тогда едва обреташеся учитель непрелестен таковым вещем; ныне же до зела оскудевшим подобает взыскати люботрудно " . Древние убо отцы мнози делателие и учителие умному деланию быша и един другаго назидаху и укрепляху 2 . Но не все могут иметь тонкое ведение, и только совершенно очистившиеся от страстей видят даже душу ближнего, т. е. в каком она находится устроении 3 , что необходимо при руководстве в высших образах молитвы. Тщащийся достигнуть чистоты ее в безмолвии должен шествовать к сему в трепете великом с плачем и испрашиванием руководства у опытных. Если же некоторые совратились, повредившись в уме, то знай, что они пострадали от самочиния и гордости. Ибо в послушании с вопрошением и смиренномудрием ищущие Бога никогда не потерпят вреда благодатию Христа, всем человекам спастися хотящего 4 . Да 1 Нил Сорский. Предание ученикам о жительстве скитском. Предисловие. 2 Там же. 3 Иоанн Лествичник. Слово 15, 75. 4 Григорий Синаит. Наставления безмолствствующим, 7//Добротолюбие. Т. 5.   остережется сподобившийся непрестанной молитвы взыскать явление Бога, чтобы вместо света истинного не принять того, кто есть сущая тьма, притворяющаяся светом. Если же иногда ум увидит свет без всякого искания его, пусть не принимает его и не отвергает, но пусть пойдет и спросит у имеющего силу различения таких вещей, и от него узнает истину, и по истине поступит. Это если найдет настоящего опытного учителя, который знает дело не из Божественного только Писания, но сам испытывал просвещение свыше благодатию Божиею 1 . Узревший же что-либо мысленно и приемлющий то без вопрошения опытных легко, хотя то и от Бога есть, прельщается или имеет прельститься, как скорый на приятие помыслов. Впрочем, не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено, кто жизнию блистает и кто, будучи беден, многих богатит по Писанию (2 Кор. 6, 10). Многие неопытные повредили неразумным 2 . Если же самочинник услышит или из книг узнает об умном делании и возжелает держать его, то одно

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Великий Варсонофий, по ссылке Ксанфопулов, гл. 25, Добротолюбие, ч. 2. 41 Лествицы, слово 4-е. 42 Пр. Макария Великого, слово 4-е, глава 3. 43 Великий Сисой. См. Скитский Патерик. 44 Каллиста и Игнатия Ксапфопулов о безмолвии и молитве, гл. 25. Добротол., ч. 2. 45 Символ святого Афанасия Великого, патриарха александрийского. Псалтирь с восследованием 46 Лествица. Слово 1-е 47 Житие преподобного Ефрема Сирина 48 Флери. Церковная история. Том 2, кн. 27, гл. 28 49 Его же. Том 1, кн. 10, гл. 36 и кн. 11 50 Послание 1-е к Граллианам 51 Святой Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям 52 Святой Василий Великий называет падшего духа родителем страстных плотских слабостей. Молитвы от осквернения, канонник 53 Преподобный авва Дорофей. Поучение о еже не составляти свой разум 54 Флери. Церковная история. Том 1, кн. 10, гл. 42 55 Слово 15-е, гл. 49 56 Лаодикийского Собора правило 6-е 57 Флери. История христианства. Том 2, кн. 20, гл. 24 58 Последование в неделю Православия 59 Святой Симеон Новый Богослов. По книге, написанной стихами, слово 55-е 60 Лествица. Слово 26-е 61 Тропарь воскресный гласа 2-го и тропарь воскресный гласа 5-го 62 Преподобный Кассиан. Собеседование 8, 9 и 10 63 Беседа 8 на Послание к Римлянам 64 Симеон Новый Богослов. Доброт., ч. 2. См. Слово Никифора Монашествующего 65 Каноник, 1-я молитва от осквернения 66 Слово 7-е. О пощении и смирении 67 Толкование на Мф. 4 68 Толкование бл. Феофилакта на Лк. 4 69 Толкование блаженного Феофилакта 70 Святой Исаак Сирский. Слово 1-е 71 Святой Исаак Сирский. Слово 56-е 72 Душеспасительный совет этот принадлежит преподобному Варсонофию Великому. Ответ 261-й 73 Изречение преп. Пимена Великого. Алфавитный Патерик 74 Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401-й. Преподобный Кассиан. Собеседование 9, гл. 21 75 Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна 76 Святой Исаак Сирский. Слово 68-е 77 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8 78 Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

Лествица Москва. 1851 года. Слова 15. § 75. стр. 188–189. Этой же самой нравственной теориею помыслов пользовался и Нил Сорский . Препод. отца нашего Нила Сорского предание ученикам, 113–152. 1474 Мысль об удалении от общества женщин, как радикальном средстве, ведущем к целомудрию, не есть самостоятельная мысль м. Даниила. Она развита у восточных подвижников и готовою взята Даниилом. Различие здесь только в широте понимания. Даниил, на основании авторитета древних аскетов, расширил их советы об удалении от женщин, которые они предлагали монахам, рекомендуя их не только инокам, но и мирянам. Об удалении от женщин, как одном из средств, ведущих к целомудрию, трактовали: св. Василий Великий (См. Творен, св. отцев том IX, творения св. Васили Великого ч. V. 394–396. Migne, Patrol. curs. compl. ser. graec. tom. XXXI. S. Basil. Caesariens. tom. III. pag. 1343–1346), Нил Синайский (см. Migne, Patrolog. curs. compl. ser. graec. tom. LXXIX. S. Nili epistolarum. lib. II, pag. 279–284. Твор. св. отцев в русск. перев. том XXXIII, твор. св. Нила Синайского , ч. III Москва 1859 г. 82–88), Исаак Сирин (твор. св отцев в русск. перев. том. XXIII. Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина... слова подвижнические, Слово 9. 55–59), Феодор Студит (Розенкампф. Обозрение кормчей книги в историческом виде, 1-е изд. 249) и др. 1475 Рукоп. 1281. л. 316. Эти слова, равно как и весь помещаемый здесь автором цитат, действительно принадлежит св. Василию Великому и верно передает мысли св. отца. См. твор. св. отцев в русск. перев. том IX. Творения св. В. Великого част. V, 66. 54–55. Migne, Patrol, curs. compl. ser. graec. tom. XXXI pag. 635–640. 647–652. 1476 л. 316. Приводимые здесь автором слова действительно принадлежит во всей их полноте св. Исааку и взяты им из его 57 слова: «об удалении от мира и от всего смущающего ум». См. твор. св. отцев в русск. переводе том. XXIII. Аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника слова подвижнические. М. 1854. 356. 1477 Л. 315–318. Свидетельство взято из 15 слова Лествичника «о нерастленной непорочности и о целомудрии и вполне верно передает мысль св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

380 Лествица, степень 6. 381 Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря. 382 Евр. 10, 27–31. 383 Деян. 7, 55–56. 384 Патерик Скитский. 385 Патерик Скитский. 386 Патерик Скитский. 387 Житие Паисия Нямецкого, параграф 14. 388 Патерик Скитский. 389 Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения Святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собой наказание Божие (Деян., гл. 5). Патерик Скитский. 390 Пс. 141, 8. 391 Пс. 75, 3. 392 2 Пет. 1, 19. 393 Апок. 12, 7–8. 394 Иез. 28, 16. 395 Иов. 1, 7. 396 Еф. 6, 12. 397 Еф. 2, 2. 398 Cassiani collatio 8. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов. 399 1 Пет. 5, 8. 400 Быт. 1, 28. 401 Быт. 2, 15. 402 Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком, не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне, и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам. (Лк. 4, 5–6). 403 Быт. 3, 24. 404 Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов (Col. 7 cap. 8). И другие святые отцы согласны, что он из числа высших Ангелов. 405 «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялисьвы, вратницы адовы (Иов. 38, 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 9, 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть: потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15, 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное Слово, пар. 19, по переводу Московской Духовной Академии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Ибо сие одно составляет всегдашнее занятие Божественных священнослужителей. «Вси, иже окрест Его, принесут дары, страшному и отемлющему духи князей, страшному паче царей земных» ( Пс.75:12 ). (Сл. к пастырю, гл. 13). Это служение — высшее проявление любви христианской: «никто не может более Христа любить, как тот, который спасения ближнего ищет» (Святитель Тихон Воронежский, Творения, т. 2, стр. 319). «Больше сия любви никто же и мать, да кто душу свою положит за други своя» ( Ин.15:13 ). И в этой самой любви награда: старец, как невестоводитель душ, подобно Предтече, становится другом Жениха, а друг Женихов великую радость находит в слушании голоса Жениха, и эта радость исполнится! Спасение и награда старца связывается с участью учеников. «Сколь великую радость испытываю я, — говорит святой Феодор Студит ученикам, — когда помышляю о спасении всех вас и о великом за то мздовоздании, столько же великим страхом и трепетом объемлюсь, представляя, какой ответ предлежит мне дать о каждом из вас. Помогите же мне, чада мои, и, несмотря на худость и слепоту руководителя, спастись, чтобы вместе с собою спасти и меня, бедного» (Добротолюбие, т. 4. гл. 66). Глава 4 «Даст ти Господь по сердцу твоему» ( Пс.19:5 ). «Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих»  (Молитва свт. Иоанна Златоуста). Все обязанности и добродетели ученика по отношению к своему наставнику обозначаются словом послушание. Послушание обнимает, и должно обнимать, всего ученика с его душою и телом, в легких и трудных делах, в мимолетных помыслах и страстях. Послушание, по Лествичнику, есть совершенное души своея отвержение, действиями телесными показуемое, умерщвление членов при живом уме, действие без испытания, произвольная смерть, сонное путешествие, гроб собственной воли, отложение рассуждения и при богатстве рассуждения; послушник — блаженный живой мертвец (Леств., ст. 4. 3–4). Преподобные Каллист и Игнатий (Добротолюбие, т. 5, гл. 15) так частнее определяют обязанности послушника по отношению к наставнику: «Истинному послушнику все необходимо, как мы полагаем, должно соблюдать следующие пять добродетелей: во-первых, иметь веру чистую и нелестную, веру к наставнику своему в такой мере, чтоб смотрел на него, как на Самого Христа, и как Христу повиновался ему, как говорит Господь Иисус: «Слушаяй вас, Мене слушает и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» ( Лк.10:16 ); и всяко еже не от веры, грех есть ( Рим.14:23 ).

http://azbyka.ru/starchestvo

Но нужна ли была борьба с помыслами, не есть ли это оцеживание комара — мелочь, на которую не стоит обращать внимания? Если помыслы естественны и невозможно, как ветер, удержать их, то не лучше ли только следить за делами? Мысли, думай, что хочешь, — поступай лишь добросовестно. Такой вопрос и решение могут явиться только у человека, не знающего своей внутренней жизни, не следящего за собою. Святые отцы (Иоанн Лесвичник. сл. 15, поуч. 73; Филофей Синайский, гл. о трезв., 34–36; Исихий, гл. 46: Петр Дамаскин, кн. 1, стр. 224) различают следующие степени помысла: 1) прилог — приражение (от греч. prosvoli) — это простое, поверхностное представление; 2) сочетание (по греч. sindiasmos) — прикование, остановка внимания на образе представления, собеседование с помыслом: 3) сосложение (по греч. sivcafatesis) — согласие, соизволение души на приразившийся помысл, сочувствие ему: 4) пленение (по греч. aechmalosia) — увлечение сердца, склонение воли, что уже есть грех ( Мф.5:22 ). Порок же, вгнездившийся в душу и чрез долговременное пристрастие и навык ставший как бы ее природным свойством, есть страсть (по греч. pafos), болезнь души (по греч. pafos, от paschin — страдать) Первые помыслы — прилоги — сами по себе не греховны, как естественные и независимые от нашей воли. «Не испытывать приражений зла есть принадлежность одного естества непреложного, а не человеческого… Приражение помысла не есть ни грех, ни правда, но обличение самовластной нашей воли» (Преподобный Марк Подвижник; Добротолюбие, т. 1, стр. 511). Помыслы во второй степени (сочетание) не совсем без греха: и в нашей уже воле здесь принять или не принять образы. В третьей степени помыслы судятся и по устроению подвизающегося. Пленение же иначе судится во время молитвы, иначе в другое время, иначе в отношении предметов безразличных и иначе в худых помышлениях. Страсти же, без сомнения, подлежат во всех или соразмерному покаянию, или будущей муке» (Лествица, сл. 15, п. 75). «Не подобает, — говорят преподобные Каллист и Игнатий, — и помыслах коснети, да не сосложение помыслов и деяние тебе вменится в день суда пред Господом» (Добротолюбие, т.

http://azbyka.ru/starchestvo

Старец Леонид Оптинский (S1841), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 153. Умеренность Василий Великий , Великое правило 16, 17, 18, 19, 20, Краткое правило 128. Отечиик, Собрание анонимных высказываний, фр. пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 323–328. Мартирий Садонский, Книга совершенства II, 6, CSCO 215, Syr. 91, с. 66–74. Антиох Монах, Том. 6, PG 89, 1149–52. Симеон Метафраст , Проповедь 29, PG 32, 1345–53. Житие преп. Ипатия, в кн. A.J. Festugière, Les poines d’Orient, Paris 196165, vol. Il, c. 43. Целомудрие Василий Великий , Великое правило 5, 14, 15. Кассиан, Трапеза 12 и 19, SC 54 (1958), с. 120–146, SC 64 (1959), с. 53–55; см. Там же, Указатель, с. 234. Иоанн Лествичник , Лествица райская 15, PG 88, 880–924. Антиох Монах, Том. 20, PG 89, 1492–96; Там же 69, col. 1633–36. Соловьев В., Оправдание добра I, I, 1–2, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 49–57; Там же I, II, 6, с. 76 слл.; Il, VII, 6, с. 169 слл. Брак Григорий Богослов , Беседа 18, 7 слл., PG 35, 993; Надгробное слово о сестре Горгонии, Беседа 8, PG 35, 789–817. F. Quéré-Jaulmes, La femme. Les grands textes des Pères.., Lettres chrét. 12, Paris 1968; Григорий Богослов , с. 219–237; Григорий Нисский , Житие ев. Макрины, с. 244 слл.; Климент Александрийский , Педагог 3, 1–2, с. 137 слл.; Иаков Саругский, с. 307 слл. Симеон Солунский , О честном и законном супружестве, PG 155, 503–516. Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 3–6, Собр. соч., т. 8, изд. С.Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 453–465. Девственность Иоанн Златоуст , О девственности, DC 125 (1966). Григорий Нисский , Трактат о девственности, SC 119 (1966). Мефодий Олимпийский , Пир SC 95 (1963). Антиох Монах, Том. 21, PG 89, 1496–1500. Пост Сборник высказываний святых отцов о посте, см. DS 8 (1974), col. 1175 слл. Мартирий Садонский, Книга совершенства И, 7, CSCO 215, Syr. 91, с. 75–92. Назарий Валаамский (S 1809), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 54–57 (наставление относительно трапезной).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010