Синодом, по Высочайшему повелению, выстроить домовую Церковь . Тут опять вышли некоторые противоречия: Г-жа Бахметьева желала, чтобы строили церковь возле самых ворот деревянной ограды, чтобы ближе была к ее дому, а Царевич Ираклий желал для лучшего вида, посреди ограды.– Обратились с вопросом к Архипастырю. Он сказал: «Старец Зосима указал место»,– и благословил строить Церковь над гробом Основателя Обители, который еще когда жив был, то в беседах с сестрами говорил: «Если даст вам Господь храм, то первый престол чтобы был посвящен Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй престол, то во имя Одигитрии, нашей Владычицы». Благословением и покровительством и содействием Владыки, усердным старанием и пособием Семена Логиновича Лепешкина и участием Царевича Ираклия и других, каменный храм во имя Пресвятой Троицы над гробом Старца в полгода был совершен и освящен. Тогда Царевна подала прошение, что при сей домовой своей Церкви желает устроить женское общежитие, жертвует для оного всю сию землю, и чтобы Церковь сию из домовой обратить для Обители общежития. С. Л. Лепешкин с участием некоторых усердствующих представил при сем 20 000 асс. в Опекунский Совет на вечное время для руги Священнослужителей и для потреб Церковных; и еще 25 000 асс. также на вечное время в Опекунский Совет на содержание сестер Общежития; и старанием Архипастыря все сие принято Св. Синодом и по Высочайшему повелению Государя Императора Николая Павловича Обитель утверждена на правилах общежития впредь до возведения ее на степень монастыря. Тогда благотворительный и Боголюбивый С. Л. Лепешкин, видя Обитель утвержденную, щедро стал ее устроивать: выстроил каменную ограду, подвинув оную так, что храм стал на средине между северною и южною странами, а к западной стороне – прямо против Святых ворот и гораздо ближе нежели к восточной, иначе не позволяло местоположение. Он выстроил также большой каменный корпус и два малых каменных, и каменные погреба. Купил огороды в пользу Обители близь Москвы, кои ежегодно приносят постоянный доход Обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

415 РГАДА. Ф. 1287, оп. 1, д. 3244, л. 51–52. ПисьмоМ. С. Бахметевой к родственникам от 27 сентября 1838 года. 419 Например, в сентябре 1841 года сестры «Варвара и Матрона Верховские выезжали на богомолье в Сергиеву Лавру» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 33, л. 53]. 422 ОРРГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1. Из писем о. Моисея (Путилова) к о. Антонию (Путилову) за январь – февраль 1834 года из Москвы с колокольного завода [Самгиных]: Л. 99: 30 января 1834 г. ...Прибывши в Москву вчера во время вечерни, благодарение Богу, благополучно, уведомляю Вас, что я сегодня успел видеться во время всенощной с Гаврилом Матвеевичем и Семеном Лонгиновичем [Лепешкиным]. Порадовался я, свидавшись с почтенным нашим благодетелем Николаем Афанасьевичем [Самгиным] и его любезнейшим семейством. Л. 106об.: 27 февраля 1834 г. ...Благотворениями здешними я мало обнадеживаюсь, как-то порасстроились многие в состоянии, и господин Лепешкин нынешний год в больших убытках. Л. 109об.: ...Покупки помалу исправляю, и реестр о красках взял Василий Логгинович [Лепешкин]. Л. 110: ...Остановились в доме Дмитрия Николаевича [Самгина] ...Поутру был у г-на Лепешкина с поручением от нашего владыки, но его не застал, а у Анны Васильевны [Лепешкиной] побыл немного. 423 Братья Путиловы: настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей , настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря игумен Антоний и настоятель Саровской пустыни игумен Исаия. Об игумене Антонии (Путилове) см. выше в специальном разделе части III. 424 ОР РГБ. Ф. 213, к. 90, д. 1, л. ЗОоб. Письмо игумена Антония (Путилова) к игумену Моисею (Путилову). 425 ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 135–138; то же: д. 2; то же: ОР РГБ. Ф. 214, д. 448, л. 67–69. Письмо игумена Моисея (Путилова) к игумену Антонию (Путилову). Большое количество копий этого письма говорит о том, что монахи Оптиной пустыни переписывали его не раз себе в назидание. 428 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 747, д. 1396, л. 645. Исповедальные росписи Рождественской церкви села Руднева за 1841 год. РГАДА. Ф. 1192, оп. 4, 1895 г., д. 11. Послужные списки настоятельницы, монахинь и послушниц за 1895 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Большую часть средств на расширение храма выделил Семен Лонгинович Лепешкин. Он руководил и стройкой, вкладывая в это свои знания и душу. Позднее благочинный монастыря архимандрит Пимен (Мясников) напишет в своих воспоминаниях: «Соборный храм посередине монастыря, каменный, трехпрестольный, весьма благолепный как снаружи, так и внутри и вполне свидетельствующий о щедрости и усердии храмоздателей и благотворителей Лепешкиных» 484 . Южный придел посвятили святым покровителям основателя и устроителя обители старца Зосимы и Семена Лонгиновича – преподобному Зосиме Соловецкому и священномученику Симеону Персидскому. Как удивительны действия Промысла Божия, объединившие земные усилия о. Зосимы и Симеона Лепешкина, память небесных покровителей которых празднуется Церковью в один день – 17 (30) апреля! Надо сказать, что при расширении храма святой колодезь, сооруженный на месте келий преподобного Зосимы, подошел под церковную стену, пришлось сломать часовню, но колодезь остался навсегда. «Над ним были сделаны под стеною арки из белого камня и вход к нему извне церкви, по каменным уступам. Над входом крытое, приличное церковному зданию крыльцо с дверьми. И как самая обитель, возникшая из дикого пустынного болота, так и сей колодезь под церковью и самый гроб старцев в церкви остались вечными памятниками назидательной по своему благочестию жизни о. Зосимы. В память вечную будет праведник ( Пс. 111:6 ). Прославляющего Мя прославлю, сказал Господь» 485 . Наступил долгожданный день освящения Троицкого храма с двумя новыми приделами и обновленным внутренним убранством. Состоялся праздник 1 октября 1855 года. Только доброхотный и любвеобильный благодетель пустыни Симеон Лонгинович Лепешкин не дожил до торжественного и радостного дня (он скончался за полтора месяца до освящения главного храма обители). Литургию и чин освящения возглавлял сам митрополит Московский и Коломенский Филарет. На праздник, по благословению митрополита, приезжали Оптинские старцы Моисей, Антоний и Макарий «для личного с ним свидания и беседы» 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Они поселились в 1928 году в селе Петровском около Алабина (о преподобномученицах игумении Афанасии и послушнице Евдокии – особое повествование далее). Здесь следует добавить, что на заседании Наро-Фоминского волостного исполнительного комитета 23 октября того же 1928 года было постановлено «с выводами комиссии об артели Зосимова пустынь согласиться» 741 . Постановление об окончательной ликвидации ряда при монастырских артелей, включая Зосимову пустынь, было принято 28 декабря 1928 года. Заслушав доклад о работе комиссии по проверке выполнения примонастырскими артелями постановления Президиума Московского совета от 8 июня 1928 года, Президиум Московского совета РК и КД постановил: Принимая во внимание, что сельскохозяйственные артели Зосимова пустынь Звенигородского уезда, «Параклит» и «Покровская» Сергиевского уезда отказались от проведения в жизнь предложений Президиума Московского совета от 8 июня 1928 года о реорганизации на кооперативных началах, означенные артели... ликвидировать и поручить уездным исполнительным комитетам организовать вместо артелей коллективные хозяйства из бедняцко-середняцкого населения 742 . В начале января следующего 1929 года в адрес Звенигородского уездного исполкома была выслана выписка из протокола заседания Моссовета от 28 декабря «для сведения, руководства и исполнения». На этом документе значится резолюция исполкома: «Уездному земельному управлению Наро-Фоминского волостного исполкома – к руководству и исполнению. 10 января 1929 г.» 743 . В мае 1929 года все насельницы Зосимовой пустыни были изгнаны из своих жилищ милицией. Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5:10 ). Новомученики Российские из Зосимовой пустыни Преподобному ченицы игунения Афанасия (Лепешкина) и послушница Евдокия (Бучинева) Игумения Афанасия (Лепешкина) была последней настоятельницей Зосимовой пустыни. В 1920-е годы, годы правления безбожной власти, годы гонения на Церковь , годы голода и разрухи в стране, всесильный Господь укреплял Свою верную рабу. Он давал ей, обладающей хрупким здоровьем, не только физические силы все перенести, но и способности выполнять то, что было совершенно незнакомо для нее и сестер обители в условиях, которые сильно отличались от дореволюционной жизни монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Помолитесь, да вразумятся неизводящие честное от недостойного. Мая 7-го 1856. Я вписал вас в список имеющих быть в Успенском соборе при священнодействии коронования. Не знаю, как разсудят в Петербурге. Афанасий не был. 1105 Отцу наместнику и братии мир мног. О Бауере и Лепешкине желаю знать ваше мнение, утвердить ли представленное о Бауере, или узнать, что предложит Лепешкин. Исправный ли и надежный ли наемщик Бауер? Не ожидаемый ему отказ без вины его не сделает ли неприятного впечатления на других наемщиков? Почему он рано просит нового контракта? Мне кажется, если тут что можно сделать, то отложить решение дела до ближайшего к сроку времени. А тогда Бауер и Лепешкин пусть явятся желающими взять квартиру, и пусть разсмотрится сие по порядку. Долго не решался я переменить эконома, видя, что ему не хочется, да и вам не очень хочется: но наконец, решился, и, кажется, надобно было решиться. Вот, например, недавний случай. Портной жалуется, что не заплатили части денег за шитье певчим одежды. Инспектор певчих говорит: заплатил, и вот расписка. Портной говорит: эконом принудил дать расписку, без денег. Эконом говорит: не принуждал, а советовал дать расписку с тем, что инспектор деньги заплатит после. Инспектор говорит, что это все действие эконома, который научил портного и жалобу подать. Пусть будет не прав инспектор: но как оправдать эконома, который советует дать расписку в получении денег, которые не получены? Как разбирать дела таких людей? Вчера пришел ко мне Петровский казначей с монастырским делом, и я спросил его, что если возьму его из Петровского в другое место? Он отвечал: как угодно. Вскоре потом пришел эконом, объявляя желание идти в Новоспасский монастырь в наместники. Затем пришел Новоспасский архимандрит спросить о согласии моем, чтобы С. был у него наместником. Тогда я решился, сказав эконому, чтобы он пошел с миром, и не поминал меня лихом, как и я отпускаю его с миром. Чтобы скорее произвести прием, я назначил посредником Сретенского строителя, которому дела дома известны. Но если вы рассудите прислать посредника из Лавры: пришлите.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Много потрудился старец Зосима над устроением духовной жизни насельниц, а когда основные дела по обустройству новой пустыни были окончены, он позволил себе удаляться на пять дней в неделю на безмолвие, приходя к сестрам лишь в субботу и воскресенье. Около своей келии в лесу старец вырыл колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, с верою прибегающих к нему. Блаженная кончина старца последовала 24 окт. 1833 г. Незадолго до смерти он принял схиму. Позднее, в 1838 г. над его могилой возвели храм, посвященный согласно завещанию старца Живоначальной Троице. Сама М. С. Бахметева под конец жизни не покидала пустыни. Здесь она скончалась 13 дек. 1839 г. и была похоронена около алтаря Троицкого храма. Семен Логгинович Лепешкин, благодетель Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни По ходатайству митр. Филарета в 1841 г. было утверждено общежитие, и первой его настоятельницей стала матушка Вера (Верховская). Храм и все необходимые постройки в обители возвел Семен Логгинович Лепешкин , начавший помогать общине еще при жизни старца. Горячее участие в устроении храма и затем обители принимали грузинские царевна Тамара и царевич Ираклий. В 1852 г. над западными вратами на пожертвованные средства был возведен второй храм обители – Одигитриевский. В это же время С. Л. Лепешкин с другими благодетелями начал расширять Троицкий храм двумя приделами; 1 окт. 1855г. его освятил митр. Филарет в сослужении с оптинскими старцами Макарием (Ивановым), Антонием и Моисеем (Путиловыми) . При расширении храма могила М. С. Бахметевой подошла под жертвенник южного придела. А колодец, что был устроен на месте келии старца, подошел под стену храма, но был сохранен и перекрыт сводами; к нему были устроены белокаменные ступени. Впоследствии под полом южного придела были похоронены первая игуменья монастыря матушка Вера и первая схимонахиня обители Маргарита – племянницы старца Зосимы . С. Л. Лепешкин скончался 10 авг. 1855 г. Колокольню закончили строить его сыновья, и 22 июля 1857 г. во 2 ярусе колокольни был освящен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи.

http://pravoslavie.ru/1893.html

Позавещанию графини А. Г. Толстой выделено «2000 руб. в ставропигиальный Донской монастырь и 6000 руб. в Зосимову пустынь, находящуюся в Московской губернии» 315 . Московские купцы Лепешкины 316 Доброхотно дающего любит Бог. 2Кор. 9:7 Был еще один дом, который в 1823 году раскрыл свои гостеприимные двери перед о. Зосимой и его племянницами; после того как последних облекли в рясофор в Симоновом монастыре, «принял всех их в дом свой почтенный и благодетельный купец Николай Афанасьевич Самгин». Владелец колокольного завода 317 Николай Афанасьевич по доброте душевной и по роду своей деятельности встречал и давал кров приезжавшим в Москву монашествующим, это подтверждают многие свидетельства. Его дом без всяких перестроек сохранило до наших дней беспощадное время, он находится на улице Пятницкой под номером 48. Рядом с Самгиными располагались владения купцов Лепешкиных 318 . По-видимому, благодаря этому соседству о. Зосима познакомился с семейством Лепешкиных, ставшим главным благодетелем для обители, основанной старцем в Верейском уезде в 1826 году. При жизни старца Зосимы обеспечивать всем необходимым сестер его общины стали Семен Лонгинович Лепешкин с супругой Анной Васильевной. После смерти старца это боголюбивое семейство московских купцов не оставило своей попечительной заботы об обители. В 1838 году Семен Лонгинович Лепешкин воздвиг каменный храм над могилой старца, а после утверждения общежития в 1841 году построил несколько каменных корпусов, каменную ограду с угловыми башенками, амбары и другие необходимые строения. Купил для монастыря огородные земли около деревни Печатники под Москвой 319 . К 1855 году соборный Троицкий храм был расширен двумя приделами и освящен 1 октября. Им же начато строительство колокольни, которую закончили его сыновья Василий и Дмитрий, так что 22 июля 1857 года во втором ярусе колокольни был освящен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Василий Семенович и Дмитрий Семенович тоже много благотворили Зосимовой пустыни. Воздавая должное благодетелям Зосимовского монастыря, вспомним о деловых заслугах и благих делах боголюбивого семейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

С. 38 –45 . 317 Московские церковные ведомости. 1883. 9. С. 133–135. Празднование столетнего существования колокольно-литейного завода Самгиных 27 февраля 1883 года. Известны четыре поколения этой семьи: Афанасий Самгин – основатель дела в 1783 г., Николай Афанасьевич , Дмитрий Николаевич и Андрей Дмитриевич (упом. в 1883 г.). Одно время этим колокольным заводом управлял родной брат известных подвижников Путиловых – Кирилл Путилов [Домашняя беседа. 1862. Вып. 25. С. 596]. Фотографии колокольного завода Самгиных в Москве опубликованы в специальном номере «Московского журнала», посвященном церковным колоколам (1995. С. 28). 321 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 129, л. 18об.–19. Сведения о С. Л. Лепешкине из Московского губернского правления. 323 Архитекторы Григорьев А. Г., Шестаков Ф. М. и Козловский Н. И. [Вайнтрауб Л. Р. Храм Св. Троицы в Вишняках (историко-архивные материалы)//Архив церкви святителя Николая в Кузнецах, М.]. 325 Московские церковные ведомости. 1889. 50. С. 682–683. Церковное торжество на Вознесенской мануфактуре. 326 ЦИАМ. Ф. 617, оп. 1, д. 3, л. 101. Письмо митрополита Московского Филарета к С. Л. Лепешкину. 327 РГАДА. Ф. 1204, оп. 1, д. 7204. О пожертвовании А. В. Лепешкиной в пользу Гефсиманского скита. 30 мая 1851 года была Высочайше утверждена «первая недвижимая собственность за скитом, именуемым Новою Гефсиманиею, состоящая в огородной земле и пяти лавках в Москве близ Сухаревой башни, пожертвованная первостатейным купцом почетным гражданином Симеоном Логиновым с супругою своею Анною Васильевою Лепешкиными для постоянного поддержания монашеских правил общежития скитского». Троицкое Сухаревское подворье сдавалось в аренду и приносило Гефсиманскому скиту более тысячи рублей ежегодного дохода. 331 ЦИАМ. Ф. 2, оп. 3, д. 1250. Формулярный список о службе Василия Семеновича Лепешкина. Известны пожертвования Василия Семеновича Лепешкина на устройство отделения в детском приюте, пожертвования в 1855 году на военные надобности, за что он был пожалован золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте [ЦИАМ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1881 году Николай Васильевич вновь обновил весь храм. Около сотни тысяч рублей в течение 30 лет составили его пожертвования храму преподобного Марона Пустынника. За свою усердную и полезную службу церковным старостой и пожертвования в пользу Церкви Николай Васильевич, по ходатайству церковнослужителей и прихожан, был награжден 28 января 1857 года орденом Святого Станислава III степени, а затем орденами Святого Владимира IV и III степени. В 1881 году он учредил «Комитет для вспомоществования священноцерковнослужителям и другим лицам, служившим при Мароновской церкви» (единственное в епархии учреждение такого рода). Свыше 20 вдов членов причта Мароновской церкви получали ежемесячное пособие. Жена его (бабка игумений Афанасии) Любовь Васильевна (урожд. Шапошникова) все 13 лет вдовства оказывала щедрую помощь больным и неимущим. Построила в 1888 году богадельню для престарелых женщин при Мароновской церкви и обеспечила ее содержание (дом богадельни не сохранился). Затем Любовь Васильевна встала во главе церковно-приходского попечительства при Мароновской церкви; скончалась она 2 января 1896 года на 73-м году своей жизни, некролог был опубликован в «Московских церковных ведомостях» 348 . Среди церквей и монастырей, куда вдова Николая Васильевича завещала внести деньги по 500 рублей на поминовение, фигурирует и Троице-Одигитриевский монастырь 349 . Их старший сын Василий Николаевич (отец игумений Афанасии) потомственный почетный гражданин, в купеческом состоянии числился по 1-й гильдии. После смерти отца с 1882 по 1895 год Василий Николаевич – церковный староста Мароновской церкви. При нем возобновлен иконостас в главном приделе, церковь сделана теплой, открыта церковно-приходская школа. Жена Василия Николаевича Лепешкина (мать игумений Афанасии) Александра Григорьевна была из семьи московских купцов Котовых 350 . Дочь их Александра (будущая игумения Афанасия) воспитывалась в Усачевско-Чернявском училище. В настоящее время в «родных» для семьи Лепешкиных храмах возжены лампады и возносятся молитвы ко Всевышнему. Святыня преподобного Марона на Якиманке возвращена верующим в марте 1992 года, и большая дружная община уже собралась под духовным руководством настоятеля храма протоиерея Александра Марченкова. Троицкий храм в Вишняках вновь освящен в 1994 году как церковь при Свято-Тихоновском Богословском институте 351 . Краткая биография последней игумений Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Афанасии (Лепешкиной) включена в первый том мартиролога, изданный Свято-Тихоновским богословским институтом 352 . Подробнее о ней см. ниже в главе «Преподобномученицы игумений Афанасия (Лепешкина) и послушница Евдокия (Бучинева)».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Храм иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (Иваново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Пресвятой Богородицы " Всех скорбящих Радость " был построен в 1879 году на средства купцов Н.В.Лепешкина и Е.В.Меншикова в Дмитриевской слободе. Является архиерейским подворьем. Содержание История [ править править код ] В 1821 году на западных окраинах села Иваново шуйский купец Корноухов приобрел земли у графа Воронцова, пустошь Дмитриевка. А в 1828 году там образовалась Дмитриевская слобода. Слобода отделялась от Вознесенского Посада рекою Уводь на пространстве трёхсот саженей, и граничила с востока с селом Иваново, с юга - с деревней Голинищево, принадлежащей графу Шереметьеву, с запада – граничила с землёй государственных крестьян села Курьяново. В том же 1828 году братья Корноуховы, торговцы красками и москательными товарами (клей, технические масла), выстроили свой первый дом в Дмитровке. Через десять лет на земле Корноуховых поселились Зубковы, Лепешкины и Меньшиковы, построившие ситцевые фабрики. Тогда же появился химический завод Лепешкиных. В 1879 году на средства купцов Меньшикова и Лепешкина в Дмитриевской слободе была построена церковь во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», с приделами апостолов Петра и Павла и свт. Василия Парийского. В 1901 году на средства купца Коновалова к храму была пристроена высокая колокольня, завершенная кокошником и шатром. Автором проекта был владимирский архитектор П.Г. Беген. Он в тоже время является автором проекта Введенского храма в Иваново – Вознесенске. Также был построен дом для священнослужителей. В 1885 году при церкви открыли «Образцовое двухклассное церковноприходское Кирилло-Мефодиевское училище». Кирпичное двухэтажное здание было выстроено на средства «Братства святого благоверного князя Александра Невского» - церковной просветительской и благотворительной организации. Первым настоятелем храма стал отец Василий Якиманский, занимавший этот пост с 1879 по 1903 год. Именно при нём Скорбященская церковь в Иваново – Вознесенске стала духовным центром как Дмитровской слободы, так и всего города.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010