К ним ходили за помощью, за советом, за утешением, но ходили в сумерки, вечерком, ночью, чтобы меньше видели, меньше говорили. Они же ни к кому не ходили, потому что боялись с собою принести и подозрения, и кару на ту семью, где бы они побывали. В первый день Троицы 1931 года я пришел к игумении Афанасии, зная, что у нее праздник, что она по-праздничному бездеятельна и что она будет рада мне. Нашел я ее в десяти шагах от ее дома в небольшом перелеске. Она только что пережила очередное воспаление легких, была слаба, и все ее радовало в ее возвращении к жизни. Стоял чудесный день, жужжали пчелы, пахло лесом. Божий мир стоял во всей своей красе. А через час, когда я ушел, пришла грузовая машина, привезла оперативных работников НКВД, те перевернули жилище, обыскали его, ничего не нашли конечно, и забрали игумению Афанасию с собой в районный центр, Наро-Фоминск " . Преподобномученицы Афанасия (Лепешкина) и Евдокия (Бучинева). Икона Зосимовой пустыни Вместе с игуменией Афанасией была в то время арестована и послушница Евдокия . Игумению обвинили в активной антисоветской деятельности и агитации, направленной на срыв мероприятий советской власти в деревне, в особенности коллективизации. Виновной она себя не признала. Отвечая на вопросы следователя, игумения Афанасия сказала: " В 1920 году я была избрана игуменией и была ею до 1928 года. Во время моего игуменства был полный порядок и все мне подчинялись. В результате все было хорошо. Во время пребывания моего в монастыре я крепко была предана Богу и так же предана Ему в настоящее время и готова за Бога и за Христа жизнь положить. Больше показать ничего не могу " . Содержалась в тюрьме во время следствия. Через несколько дней после ареста состояние здоровья игумении резко ухудшилось и ее отправили в Наро-Фоминскую больницу в заразный барак, откуда она написала врачу: " Многоуважаемый Михаил Михайлович! Шлю вам привет из Наро-Фоминской больницы. Лежу в заразном бараке. Чувствую себя плохою. Все болит, а особенно левый бок. Температура повышена. Просила дать мне бумагу о моей болезни и нетрудоспособности, но мне ответили – “пока полежите”. Сердце мое истерзалось. Осталась я одна. Дуню, наверное, пока я в больнице, угонят, как угнали уж многих. Боюсь я, как бы Антонию без меня не взяли. Войдите в мое положение! Что буду я делать одна, когда не в состоянии понести и пяти фунтов. Хотя бы Вы что-нибудь мне написали и с кем-нибудь ручно передали. Письма и посылки в больницу передают, но личного свидания не разрешают. Может быть, Вы увидите Антонию. Скажите ей, чтобы она прислала мне молитвенник и Часослов маленького формата. Неизвестность хуже всего. Буду ждать от Вас какого-нибудь слова. Не забывайте меня, находящуюся в большом горе и всегда Вас уважающую " .

http://drevo-info.ru/articles/13677467.h...

 Александра Васильевна Лепешкина получила хорошее образование в Москве, знала несколько языков, но в 1895 году ушла в монастырь. Молодая женщина поступила в число сестер Зосимовой пустыни, к строительству которой имел отношение один из ее предков. В 1911-1919 годы Александра Лепешкина заведовала монастырской иконописной мастерской, а затем приняла иноческий постриг с новым именем Афанасия. В 1920 году, когда советская власть уже вела активную борьбу по закрытию монастырей, Афанасия стала настоятельницей Троице-Одигитриевой обители. На протяжении 8 лет игуменья успешно руководила женской общиной, которая в новых условиях существовала в форме сельскохозяйственной артели. В 1928 году Зосимова пустынь была все-таки закрыта, а ее бывшая игуменья вместе с двумя преданными сподвижницами переехала в село Петровское на станцию Алабино. В мемуарах «Мой час и мое время» врач М.М. Мелентьев, работавший в это время в Петровской больнице недалеко от Покровского храма, вспоминал последние годы жизни матушки Афанасии. Вот что он писал: «Взяла она с собою [в Алабино] старушку мать Антонию, которая стояла при ней с первых дней ее монастырского жития, и послушницу Дуню… Зажили эти три человека уж совсем на моих глазах крепкою жизнью верующих людей. Игуменья Афанасия правила ежедневную службу, молилась и являлась умственным центром этой маленькой общины… И на фоне общей растрепанной жизни, суеты, безверия, мечущихся и беснующихся людей их маленькая утлая община была оазисом… Эти три женщины сумели не поддаться массе, толпе и сохранили свое лицо, свою веру до конца». В 1931 году игуменья Афанасия и ее помощница Евдокия были арестованы и по решению суда сосланы в Казахстан. На второй день после прибытия на место ссылки обе исповедницы скончались. В 2000 году Афанасия и Евдокия были прославлены в лике Новомучеников и исповедников российских. Уникальная церковь святителя Петра Московского сегодня предстает полуразрушенной постройкой без купола, крыши, с пробитыми проемами окон. Остается надеяться, что этот храм будет отреставрирован и к нему вернется прежний благолепный вид. Это одна из двух церквей в Подмосковье, освященная в честь святителя, который в начале XIV столетия предрек возвышение Москвы среди враждующих русских княжеств и выбрал местом своего пребывания столицу Ивана Калиты. Еще до рождения святителя мать митрополита Петра имела чудесное видение о будущей славе ребенка: ей представилось, что она держит в руках ягненка, между рогами которого выросло дерево с множеством прекрасных листьев, цветов и плодов. Между ветвей дерева горели свечи, от которых распространялось благоухание.

http://sobory.ru/article/?object=03478

На допросе послушница Агафия сказала: «В Старо-Чернеевский монастырь я пошла по своему желанию – по религиозным убежде­ниям... В 1918 году во время восстания, то есть когда приезжал от­ряд в село Старо-Чернеево, я находилась вне ограды монастыря... Стрельбу я слышала, но что за стрельба была, я совершенно не знаю. Почему не открывали монастырские ворота, также не знаю... в Бога я верую, так как знаю, что Бог есть и будет навсег­да, – пусть стреляют, от Бога я не откажусь… Никакой агитации против власти я не вела, а также против колхозов, так как знаю, что каждая власть от Бога и ей надо подчиняться... Сам Христос страдал за нас – и мы должны» . 20 августа 1931 года тройка ОГПУ приговорила игумению Ва­лентину, послушницу Агафию и всех арестованных инокинь к трем годам ссылки в Казахстан, куда они были отправлены с об­щим этапом . После окончания ссылки послушница Агафия осталась жить в Павлодаре и стала работать сторожем в Воскресенском храме. 25 сентября 1937 года по обвинению в участии в контрреволюци­онной организации Агафия Крапивникова была арестована. Отве­чая на обвинения следователя, она сказала: «Работала при церкви сторожем, у меня работы было много, ни с кем никаких разгово­ров вести не имела времени. О контрреволюционной организации ничего не знала, сама контрреволюционной работы не вела, ниче­го не знаю» . Преподобномученица Мария родилась в 1889 году в селе Верещагино Егорьевского уезда Московской губернии в семье кресть­янина Ильи Портнова. В 1916 году она поступила послушницей в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь Московской губер­нии, в которой подвизалась под началом игумении Афанасии (Лепешкиной) до закрытия монастыря безбожниками в 1929 году. После этого все монахини и послушницы расселились по близким к обители селам и деревням. Игумения поселилась в селе Алабино Наро-Фоминского района, а послушница Мария и многие другие послушницы и монахини в селе Архангельское того же района. На большие праздники многие из них сходились молиться к игумении. Весной 1931 года все они были арестованы; послушница Ма­рия была арестована 22 мая 1931 года.

http://fond.ru/kalendar/156/mariya/

К месту ссылки Мария Ильинична Портнова «прибыла в Павлодар 30 ноября 1931 года» 769 . Этап длился полгода. Возможно, и игумения Афанасия (Лепешкина) с послушницей Евдокией (Бучиневой) добрались до места назначения не ранее ноября 1931 года. В Павлодаре (по имеющимся данным) Мария оказалась вместе с двумя зосимовскими сестрами, осужденными 29 мая в один день с ней, – с Анастасией Поспеловой и Евфросинией Шевченковой. Постановлением от 22 мая 1936 года Павлодарского РУНКВД Портнова М. И. была освобождена, ей разрешили свободное проживание на территории СССР. В этот же день освободили Евфросинию Шевченкову. Анастасия Поспелова была освобождена досрочно 5 августа 1934 года «ввиду инвалидности» и «выехала в Наро-Фоминск» 770 . Мария Портнова осталась жить в Павлодаре. Там, в Павлодаре, она была вторично арестована 25 сентября 1937 года. По второму делу в 1937 году Мария Портнова проходила вместе с тремя прихожанками Воскресенской церкви города Павлодара: бывшей насельницей Николо-Чернеевского монастыря Агафией Крапивниковой, также оставшейся в Павлодаре после окончания ссылки, и мирянками Марией Стефани и Александрой Лебедевой . Надо полагать, что Мария Ильинична ходила в ту же Воскресенскую церковь , а может быть, и помогала там. Все четверо были арестованы как верующие, в то время, когда власти в Павлодаре усилили преследования на Церковь 771 . Мария Портнова «обвинялась в том, что состояла членом контрреволюционной организации церковников, по заданию которой проводила антисоветскую агитацию, направленную на подрыв советской власти, имела к.-р. связь со ссыльными, которым оказывала материальную помощь». Все четверо были одновременно приговорены к расстрелу на заседании Тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области 22 октября 1937 года (протокол 13). Реабилитирована Мария Ильинична Портнова по первому делу 26 января 1990 года прокурором Московской области 772 и по второму делу – «в марте 1957 года постановлением президиума Павлодарского областного суда» 773 . Следует отметить, что все бывшие насельницы монастырей названы во всех следственных делах «монашками». Однако никакой информации о постриге Марии Ильиничны Портновой нет. Все преподобномученицы и преподобноисповедницы, по всей видимости, заслужили у Бога ангельский чин. И наша Церковь прославила именно «монахиню Марию (Портнову)» в лике святых по документам, поданным Алмаатинской епархией 774 . Святые Мария (Портнова), Агафия (Крапивникова), Мария Стефани и Александра Лебедева включены в Собор новомучеников и исповедников Российских, в земле Казахстанской просиявших.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Не отрицала того, что дома «беседовала о гонениях на монашествующих и одновременно роптала на советскую власть в отношении гонения на монастыри и церкви» и рясофорная послушница Ольга Богословская 841 . После 45 лет, проведенных в монастыре, ей пришлось в 1928 году уехать в село Подушкино Кунцевского района Московской области к сестре, которая была замужем за священником. Неизвестно, какими мотивами пользовались «судьи», но 78-летняя монахиня не была осуждена, и освобождена из-под стражи, т. к. ее «виновность в систематической агитации против проводимых соввластью мероприятий и хозяйственно-политических кампаний не установлена» 842 . В селе Спас-Косицы Верейского района были арестованы 25 мая 1931 года четыре сестры Мамонтовы: Евфимия, Пелагия, Елизавета и Марина Дмитриевны. Евфимия уехала из монастыря в 1927 году, купила в селе Спас-Косицы домик и несла послушание псаломщицы в местной церкви (можно предположить, что с ней была Пелагия). К ним через некоторое время приехали сестры Марина и Елизавета, оставившие монастырь после его закрытия в 1929 году. В этом селе они жили вместе со своей матерью Пелагией Андреевной, занимаясь рукоделием для своего пропитания. Об отношении к советской власти каждая из сестер прямо высказалась на допросе, заявив, что этой власти «не сочувствует, т. к. является человеком верующим, а советская власть преследует религию». Когда четверых арестованных сестер выводили из дома, они запели духовные песни, что также вменилось им в вину. Приговор, вынесенный 28 июня судебной тройкой, был неодинаков для всех: Евфимию и Елизавету 843 осудили на три года исправительно-трудовых лагерей. Для Пелагии и Марины пятилетний лагерь заменили ссылкой в Казахстан на те же пять лет, считая срок с 25 мая 1931 года 844 . Годом позже, в 1932 году, арестовали Серафиму Андреевну Максину в Москве, она там жила у своей сестры и уже знала о смерти игумений Афанасии (Лепешкиной) в ссылке. Ее обвиняли (вместе с прочим) в распространении слуха о том, что «высланных монашек из их монастыря в ссылке морят голодом, непосильно заставляют работать. На этой почве многие умирают». Содержалась Серафима Андреевна в Бутырском изоляторе, была приговорена к «заключению в Исправтрудлагерь сроком на три года, отправлена этапом на станцию Медвежья Гора Мурманской ж. д. в Белбалтитлаг ОГПУ» 845 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Официально, по епархиальным документам, она была уволена 8 (21) января 1920 года, а на должность настоятельницы назначена монахиня Афанасия Лепешкина 670 . По воспоминаниям местных жителей, в 20-х годах матушка София не могла ходить, и келейница возила ее в инвалидной коляске. После полной ликвидации «артели» в 1929 году, матушку Софию взял на свое иждивение священник Димитрий Розанов, поскольку она приходилась родной теткой его жене Ольге Владимировне. Для уединенной молитвенной жизни игумению Софию поселили с тремя келейницами в соседнем с батюшкой доме, о. Димитрий регулярно навещал ее 671 . После ареста о. Димитрия в 1931 году судьба четвертой настоятельницы Зосимовой пустыни остается неизвестной. Надеемся, что ее племянница Ольга Владимировна Розанова не бросила матушку и, когда пришел ее смертный час, погребла по-христиански игумению Троице-Одигитриевского монастыря. Монастырь в предреволюционные годы В первое десятилетие двадцатого века Троице-Одигитриевский монастырь переживал пору расцвета. Блажени живущий в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя ( Пс. 83:5 ). Число насельниц пустыни составляло примерно 275 человек, угодья монастыря расширялись. Если в 1900 году Зосимовой пустыни принадлежало 580 десятин земли, то в 1908 году – 618 десятин, в 1911 – 729 десятин, точная цифра земельных владений монастыря перед революцией – 778 десятин 1043 кв. сажень 672 . 1910-е годы были отмечены появлением обязательных страховых документов для всех монастырских и церковных строений, сдававшихся в консисторию и в Святейший Синод, где они и сохранились до нашего времени. Всего на центральной усадьбе Зосимовой пустыни в 1910 году насчитывалось 57 строений 673 . Большое значение в бюджете монастыря, помимо процентов с банковских билетов, имели арендные статьи с недвижимого имущества – с огородов, амбаров, московских подворий 674 . В 1912 году монастырь вошел во владение последним участком земли из бывшей вотчины Марии Семеновны Бахметевой, располагавшимся в непосредственной близости к пустыни 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 26 ( 9 октября) Священномученик Димитрий Розанов Священномученик Димитрий родился 24 октября 1890 года в семье псаломщика Спасской церкви в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии Ильи Ивановича Розанова. В 1907 году Дмитрий окончил Волоколамское Духовное училище, в 1914-м – Вифанскую Духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, где игумения София (Быкова) приходилась тетей его супруге. Безмятежными были годы служения отца Димитрия в Зосимовой пустыни до того времени, пока не наступили гонения на Церковь после прихода к власти безбожников. Первые годы гонений пустынь оставалась в относительном покое, существуя под видом сельскохозяйственной коммуны. Опытная не только в духовной жизни, но и в хозяйственной, игумения Афанасия (Лепешкина), сменившая игумению Софию, которой к этому времени было около восьмидесяти лет, умело вела отношения с властями – благоразумно и выдержанно, не роняя и не принижая высокий сан руководительницы православного монастыря. 12 мая 1922 года из монастыря были изъяты на основании декрета от 23  февраля 1922 года последние церковные ценности. Отцу Димитрию удалось договориться с властями и отдать вместо риз с икон Божией Матери и Спасителя, венчика с Распятия, ризы от креста с мощами и крышки от Евангелия – серебряные монеты, медали, лампады, ложки, подстаканники, солонки и тому подобные серебряные предметы того же веса. Гонения в начале тридцатых годов, имевшие целью истребить все признаки монашеской жизни, не обошли и не могли обойти обители. Сначала был закрыт монастырь, и монахини расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители, а в мае 1931 года все монахини и послушницы были арестованы; при аресте их разделили на две группы, в одну попала игумения Афанасия с монахинями и послушницами, в другую – священник Димитрий Розанов с монахинями и послушницами. Отец Димитрий был арестован 28 мая и заключен, как и все насельницы Зосимовой пустыни, в темницу при Наро-Фоминском отделении НКВД.

http://fond.ru/kalendar/950/dimitriy/

Дмитрий Злодорев. «У нас в машине находится Божия Матерь» . Случай со священником на парковке в Америке . [Эту удивительную историю «Фоме» рассказал протоиерей Сергий Лукьянов из США. Она случилась, когда отец Сергий совершал паломничество с Курской-Коренной иконой Божией Матери. Главная святыня Русского православного зарубежья является одной из самых путешествующих икон в мире — ее регулярно привозят к верующим в самых удаленных уголках планеты]. Фото Young Shih/Unsplash//Фома. - – февраль 2023. – С.36-37. – (раздел «Вера» ).  Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученицы Афанасия (Лепешкина) и Евдокия (Бучинева). Память 05.02.2023 На фото: Игумения Афанасия; Женщины-заключенные на работах в Казахстане, 30-е годы; Выписка из протокола заседания тройки при ПП ОГПУ МО от 10 июня 1931 г.//Фома. - – февраль 2023. – С.38-41. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).  Преподобноисповедница Афанасия родилась в 1875 году в городе Москве в купеческой семье Василия Николаевича и его супруги Александры Григорьевны Лепёшкиных и в крещении была наречена Александрой. Александра Васильевна окончила Чернявское училище в Москве и в совершенстве знала французский и немецкий языки. После окончания училища она ушла в 1896 году в монастырь — Троице­Одигитриевскую Зосимову пустынь. Первое время ее послушанием было чтение в церкви, а затем игумения монастыря София (Быкова) направила послушницу Александру для обучения живописи в Понетаевский монастырь. Полгода она обучалась художеству и, вернувшись в Зосимову пустынь, стала исполнять иконописное послушание, а с 1911 по 1919 год была заведующей иконописной мастерской. 19 декабря 1919 года послушница Александра была пострижена в монашество с именем Афанасия. В лихие для Церкви годы, 22 февраля 1920 года она была назначена настоятельницей монастыря и на следующий день возведена в сан игумении.

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-238-...

Евдокия Константиновна Мохова (1865 года рождения) отошла ко Господу раньше. Екатерина Федоровна Мохова, вернувшись из казахстанской ссылки, проживала в 1940–1950-х годах с матерью в своем родном доме в Сотникове. Вместе с Ксенией Александровной она постоянно ходила в церковь . В деревне зосимовских сестер уважали и называли «монашками». Обе жили скромно, держали себя достойно монашеского звания (хоть и не имели его). В отношении хозяйства телесных сил сестер хватало на обработку небольших огородов 857 . Екатерина Федоровна умерла не ранее 1955 года. По устным сведениям жителей села Могутова, около их храма были похоронены пять сестер из Зосимовой пустыни. Имя одной из них – Екатерина. Остальные имена неизвестны. Исторические материалы показывают, что другие сведения о судьбах насельниц Зосимовой пустыни следует искать недалеко от железнодорожных станций, расположенных по Киевской дороге. В селе Петровском (около Алабино) в течение трех лет, вплоть до своего ареста, последовавшего в 1931 году, проживали преподобномученицы игумения Афанасия (Лепешкина) с послушницей Евдокией (Бучиневой) и матушкой Антонией. Кто остался в Алабино после ареста игумении разделить сиротство старенькой монахини Антонии, неизвестно. Но только с одной из станций Киевской железной дороги в первой половине 1930-х годов приезжали зосимовские сестры в Москву, в Высокопетровский монастырь, бывший в те годы одним из центров церковной жизни Москвы. Многие старцы монастыря ранее подвизались в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни 858 и перешли в Высокопетровский монастырь после закрытия родной обители в 1923 году. Настоятель монастыря воссоздал в Высоко-Петровском монастыре зосимовское богослужение и заботливо оберегал монашеское делание пришедших туда отцов. Среди них был один из ближайших учеников последнего настоятеля Зосимовой пустыни схиигумена Германа – иеромонах Агафон (Лебедев), впоследствии схиархимандрит Игнатий, погибший в 1938 году в лагерях ГУЛАГа (ныне прославленный в лике священномучеников). Именно к нему сестры из разоренной женской Зосимовой пустыни и обращались за советом. Об этом нам оставила свои воспоминания его духовная дочь монахиня Игнатия (Петровская) 859 . Воспроизведем этот рассказ по ее книге «Старчество на Руси» дословно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В начале 20-х годов семья Лепешкиных в Крюково существовала неплохо. Сыновьям Григория Васильевича за границей материально помогал Федор Иванович Шаляпин, а в Москве Лепешкин помогал старшей дочери Шаляпина Ирине, оставшейся в России. Дружба семьи Лепешкиных с Ириной Шаляпиной продолжалась до самой ее смерти. В семье сохранились их общие фотографии 883 . Но Лепешкины в Крюкове нанимали рабочую силу, и в 1926 году об этом донесли. Пришли «раскулачивать». В это время Григорий Васильевич был болен саркомой горла, и «раскулачивание» приблизило его конец. Он умер в том же 1926 году. Вскоре арестовали его жену. А когда в 1937 году расстреляли их сыновей, вернувшихся из-за границы, ее арестовали вторично и сослали в Сибирь, где она и умерла в 1940-х годах. На похороны Григория Васильевича собралось много родственников и знакомых. Приезжала и его родная сестра Александра Васильевна Лепешкина, в то время бывшая игуменией в подмосковном монастыре, и оставила у всех неизгладимое впечатление своими умными и интересными беседами. В доме Лепешкиных разместили школу, но она сгорела уже в 1980-х годах. Сохранились пруды, которые до сих пор называют Лепешкинскими. О разрушении монастыря (Воспоминание Николая Алексеевича Калинкина 884 ) Родился я и вырос в деревне Архангельской, что невдалеке от монастыря Зосимова пустынь. Помню стройные аллеи в монастыре вдоль дорожек с деревянными настилами. Около храма могилки за алтарем и с южной стороны, некоторые с памятниками высотой в метр или 1,20 м. Надписи на них были выбиты. В 1931 году последний раз праздновали Пасху (храм еще действовал). Съехалось много монашек. В 1933 году, когда ликвидировали храм, иконы складывали под пол, многие иконы удалось местным жителям унести домой. Монашки сами просили разобрать иконы по домам и сохранить от осквернения: «Их все равно изуродуют», – говорили они. Организовано было смывание с икон золота, для чего собирали окрестных детей. Но не все семьи посылали на это своих детей. А те дети, которые ходили смывать иконы, потом погибли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010