Прощайте, друг мой, приезжайте скорее. Прощайте, спешу к обедне. Ирину 434 мысленно обнимаю и благодарю за усердную ея о вас заботливость. Все сестры ей кланяются. Письмо ваше к батюшке сама лично доставлю, а поеду, кажется, во вторник, т. е. 13». В конце 30-х годов с открытием Троицкого храма Господь сподобил благодетелей обеспечить сестер Одигитриевской пустыни своей землей и денежными средствами. В июле-сентябре 1839 года незадолго до своей кончины Мария Семеновна Бахметева оформила по купчей за грузинской царевной Тамарой шестнадцать десятин земли с лесом, во владение которыми царевна была введена 30 сентября 435 . В конце сентября того же года Семен Лонгинович Лепешкин предоставил «две лавки в Москве, приносящие до тысячи рублей серебром дохода, с купчими в пользу живущих во уединенной жизни лиц женского пола в Верейском уезде придомовой Одигитриевской Троицкой церкви царевны Тамары. И сверх оных положил на вечное время в Московский Опекунский совет пятнадцать тысяч рублей ассигнациями на содержание означенных лиц, из процентов. На таковой же предмет положены также от московской купчихи вдовы Мавры Васильевны Пахомовой десять тысяч рублей ассигнациями» 436 . 8 декабря 1839 года указом Святейшего Правительствующего Синода было закончено дело, начатое в консистории по прошению грузинской царевны Тамары еще в мае о продолжении существования устроенной ею домовой церкви после ее смерти: «Дозволено оной церкви оставаться при жизни Тамары домовою, а по смерти не уничтожать и оставаться ей существующею навсегда под управлением Высшего епархиального начальства для совершения в ней богослужений ради поселившихся при ней нескольких лиц женского пола, составляющих общежительное заведение, и кладбищенскою для желающих из близ живущих, о чем уведомлено и губернское правление. На сей конец царевна Тамара объявила желание внести в сохранную казну на имя церкви 20 тыс. руб. ассигнациями с тем, чтобы проценты с них были употребляемы на церковные потребы, на содержание храма и на содержание священников с причетником, каковую сумму 21 декабря 1839 года в сохранную казну и внесла» 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Воронцов Троицкой, в Вишняках, церкви, свящ. С.В. Страхова: Священник. С.В. Страхов Троицкой, в Кожевниках, церкви, свящ. В.И. Левитского: Священник В.И. Левитский Церковный староста А.А. Бахрушин —41— 225. Троицкой, в Больших Лужниках, церкви, свящ. А.И. Крылова: Успенской, в Кожевниках, церкви, свящ. А.И. Птицына: Ф. Михайлов и Сын Замоскворецкого сорока 2-го отделения: Спасской, в Наливках, церкви, Протоиерея Н.А. Копьева, Благочинного Замоскворецкого сорока, 2-го отделения: Протоиерей Н.А. Копьев Спасо-Преображенской, в богадельне слепых женщин, церкви, свящ. Р.И. Соловьева: Священник Р.И. Соловьев Успенской, в Казачьей, церкви, свящ. С.А. Булатова: Священник С.А. Булатов От разных лиц Андреестратилатовской, при Учительском Институте, церкви, свящ. Т.И. Сеньковского: Священник Т.П. Сеньковский Введенской, что при доме Мариинского епархиального женского училища, церкви, свящ. С.С. Гречанинова: Священник С.С. Гречанинов —42— 233. Воскресенской, в Кадашеве, церкви, свящ. Η.И. Смирнова: И. Калашников Григорьевы Капустин Георгиевской, Иверской тож, на Всполье, церкви, свящ. Н.И. Мячина: Священник Н.И. Мячин Церковный Староста А.И. Дружинин Н. Лебедева Ивановы Григорие-Неокессарийской, на большой Полянке, церкви, протоиерея В.С. Лебедева: Протоиерей В.С. Лебедев Иверской, при Иверской Общине сестер милосердия, церкви, свящ. С.К. Махаева: Священник С.К. Махаев Екатерининской, на Всполье, церкви, протоиерея И.И. Ключарева: Протоиерей И.И. Ключарев Иоакиманской, на Якиманке, церкви, свящ. А.Д. Крылова: Священник А.Д. Крылов От разных лиц Космо-Дамианской, в Кадашеве, церкви, свящ. В.В. Молчанова: Священник В.В. Молчанов В.О. Мочалин Д.А. Мочалин —43— 240. Мароновской, в Старых Панех, церкви, свящ. С.В. Лаврентьева: Μ.Р. Лепешкина Николаевской, в Берсеновке, церкви, свящ. Д.Г. Горетовского: Священник Д.Г. Горетовский Николаевской, в Толмачах, церкви, свящ. Μ.П. Фивейского: И.Д. Аблаженов С. Жуков Скорбященской, что на Большой Ордынке, церкви, свящ. С.С. Ляпидевского: Николаевской, в Голутвине, церкви, протоиерея П.С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сестры мыли окна к праздникам, обметали самые стены и вообще наблюдали чистоту во имя св. послушания, с благоговением, во славу Божью. Заботясь о том, чтобы пробрести необходимое обеспечение и капитал, с которыми только и возможно открытие общины, мать Фомаида везде хлопотала, изыскивала средства и благодетелей. Так, из записок общины видно, что в 1848 году монахиня Фомаида представила преосвященному Дамаскину три билета от неизвестного, на сумму 1285 руб. 78 коп., прося его обратить их в вечный вклад в пользу ее сестер и вдовиц. По ее же (м. Фомаиды) старанию, жена титулярного советника, Екатерина Александровна Попадичева, в своем прошении к Тульскому преосвященному, просила принять в пользу предполагаемой Каширской женской общины четыре усадебных места в город Кашире и 10-ть десятин пахотной земли при ее имении в Коломенском уезде. 25 В 1852 году монахиня Фомаида представила Тульскому епархиальному начальству от Московских и других благотворителей деньгами 3643 руб. 78 коп. В 1857 году Московский почетный гражданин Николай Васильевич Лепешкин представил в пользу общины от себя 571 руб. 42 коп., да от имени коммерции советника и кавалера Симеона Логгиновича Лепешкина 10,000 руб. Госпожа Кузовлева внесла 1,000 руб. Кроме сего, Каширский купец, потомственный почетный гражданин, Иван Федорович Попов, пожертвовал в Серпуховском уезде 59 ½ десятин молодого леса в Киреевской пустоши, Хотунской волости. Еще жена коллежского советника Мария Косминична Бабаева 26 передала общине свое родное поместье в г. Туле, на Миллионной улице. Всего в этот период (с 1848 по 1859 год), старанием монахини Фомаиды в пользу общины сестер приобретено было деньгами 16500 руб. 38 коп. и другими угодьями не менее как на 10000 руб. Итак, после горя, слез и воздыханий, Бог послал и материальное обеспечение, хотя сначала и скудное и недостаточное для приведения в полный порядок и благоустройство новой общины; но монахиня Фомаида неустанно трудилась. Ее заботами и, конечно, с помощью Каширских граждан, прежде всего, была окончена колокольня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Самой важное событие для отечественной церкви, занимающее теперь в особенности мир духовный, есть назначение К. П. Победоносцева Обер-Прокурором Св. Синода. Можно думать, что всеми достойными пастырями и всеми преданными служителями и сынами Церкви назначение это будет принято с доверием и сочувствием. Искреннее благочестие, высокая честность, основательные и обширные познания и неутомимое трудолюбие Нового Обер-Прокурора подают несомненную надежду, что он будет добрым и благонадежным министром церкви Божией. Да поможет ему Господь исполнить благие чаяния Св. Церкви! Перед праздником за последнее время рассматривалось у нас в Консистории прошение некоторых церковных Московских старость об освобождении их от обязательной покупки свеч с Епархиального Свечного завода. Не мало было в Москве шума по этому делу. Стоящий во главе прошения Н. В. Лепешкин сильно хлопочет и в Петербурге. По словам его, там обещали ему что-то в роде содействия. Будто и члены Св. Синода находили распоряжение нашего Владыки неудобным. Но как просители никаких веских доказательств по содержанию своей просьбы не представили, то Консистория положила им отказать, тем более, что нежелательное для старость решение Епарх. Начальства имеет основание в определениях Св. Синода. Упоминается в том же прошении церковных старост вот еще какое обстоятельство: в постановлении Московского Епарх. Съезда, бывшего в сентябре минувшего года, между прочим, по предмету устройства Епарх. Свечного завода, сказано, что в случае какой-либо утраты (по какому либо непредвиденному несчастью) в капитале училищного фонда, отданном по резолюции Его Высокопреосвященства свечному заводу в ссуду, утрата эта должна быть покрыта взносами от церквей: Старосты в своем прошении заявили, что они не могут принять такого обязательства Между тем определение Съезда утверждено Епархиальным Начальством! Имеет ли Епарх. Власть право изъять капитал училищного фонда, составившийся на определенное назначение под именем неприкосновенного, из хранилища и отдать в ссуду свечному заводу и затем обязать Церкви восполнить могущую произойти в этом капитале утрату, не берусь судить, да кажется и права не имею. Но думается, что если разрешено Высочайше утвержденным положением о Съездах духовенства устроять Епархиальные свечные заводы или склады на общие церковные средства, то сего рода обязательство означенному положению не было бы противно. Впрочем о каких либо по сему предмету недоразумениях Консистория рекомендовала просителям обращаться с своими заявлениями в Съезды.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Много должно утешать и одобрять нас, братия, и то, что творит среди нас Помазанник Божий, благочестивейший государь наш. Он не причиною нашего бедствия, как некогда был первою причиною бедствия Иерусалима и Израиля Давид (хотя, конечно, по грехам и всего народа); однако с Давидовым самопожертвованием приемлет он участие в нашем бедствии… В алтаре после причащения Николай Павлович поинтересовался: — Владыко, по Москве чуть не каждый день ходят крестные ходы. Не опасно ли? Собираются массы народа, творят коленопреклоненно на сырой земле молитву. Мои лекари удивились. — Ваше величество,— твердо отвечал митрополит.— Господь оправдал церковное действие по крайней мере против сего сомнения. Число заболевающих после крестных ходов не больше, а несколько меньше, нежели в предшествующие дни. — А что духовенство? — Сто московских иереев поочередно ежедневно посещают московские больницы, принимают от больных исповедь и напутствуют их Святыми Тайнами. И никто из священников, государь, не заболел холерою! Вижу в том особый Промысел Божий. Владыка не сказал, что людям, оказавшимся в крайней бедности от холеры, вдовам и сиротам он помогал из своих средств, потратив более тысячи рублей. Многие помогали. Из дворян — Голицыны, Шереметевы, Самарины, Пашковы, из купцов и мещан — Лепешкины, Аксеновы, Рыбниковы, десятки и сотни других вносили свою лепту. Император уехал 7 октября, а болезнь все более распространились. К середине октября, по сведениям из канцелярии генерал-губернатора, умирало в день 118 человек, по слухам — более тысячи. Все были под страхом смерти, невидно и неслышно мечущейся по городу. Народом овладели страх и подозрительность. Недовольство вызывали карантины, не только затруднявшие подвоз припасов, но и прерывавшие обычные людские связи. В низах пошла молва, будто болезнь идет от отравы. Отравляют врачи. До погромов и убийств, как в Петербурге, не доходило, но в больницы простые люди идти боялись. Увеселения прекратились сами собой. Закрылись театры и балаганы, исчезли бродячие цыгане с медведями и кукольники с петрушками. Но Москве ходил стишок: «Строгий наш митрополит веселиться не велит». Имя Филарета было на устах многих, на него смотрели, на него надеялись, ему верили.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/4

В июне 1811 года семья получила Высочайшее дозволение поселиться в Москве, и 21 августа вдовствующая царица Мария с царевичем Ираклием и двумя царевнами прибыли на московскую землю. Царевичи Илия и Окропил воспитывались в кадетском корпусе с 1804 года и в 1812-м были определены подпоручиками в лейб-гвардии Егерский полк 284 . Царевич Илия участвовал в войне 1812 года, воевал на Бородинском поле и дослужился до чина полковника. Царевич Окропил уволился со службы по болезни в чине поручика 23 мая 1816 года. Царевич Ираклий получил домашнее образование 285 . О царевне Тамаре известно, что с 1813 года начались ее страдания от ревматизма 286 . В 1821 году царевичи Ираклий и Окропил начали (на свои капиталы) строительство собственных домов в Москве. Первые два участка земли, которые купил царевич Ираклий, располагались вдоль «проезда подле Китайгородской стены от Новых Владимирских ворот в Охотный ряд» 287 . А вторую половину квартала вплоть до Рождественской улицы приобрел для своей семьи царевич Окропил. Через год во владения царевича Ираклия вошел соседний участок, что «на канале речки Неглинной» 288 . Сохранились чертежи планов застройки этих участков и фасадов многих домов, построенных царевичами 289 . В начале 1824 года половина дома царевича Ираклия была отделана и ее заняла царица Мария, с ней постоянно жила царевна Тамара. В этих же домах «по проезду Китайской стены 51» жил в 1830-х годах царевич Илья Георгиевич, полковник и кавалер, женатый на Анастасии Григорьевне Оболонской, со своим большим семейством. Царевич Окропил Георгиевич в 30-е годы временами жил то в Москве 290 в доме Ираклия, то в Петербурге 291 . Он был женат на графине Анне Павловне Кутайсовой, позднее его дети наследовали все дома грузинских царевичей на этом участке 292 . Вопрос местопребывания Грузинского дома в Москве для нас непраздный. Вышеперечисленные данные позволяют выяснить, кто именно из царевичей, помимо Ираклия, жил в Москве во времена старца Зосимы, знал и почитал его, где старец бывал и где произошло чудесное исцеление царевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

«...Прошу еще, ежели возможно, постарайся – посылаю письмо. Ежели тебе можно и рассудишь, то отвези его. ...Спроси его мнение 267 . Скажи, что я желала б поместить возле моей деревни, дав им землю для построения себе жилища. Они все свободные. Но что бы ни сказали, что есть какой раскол или тому подобное, хотя я уверена в противном. Но защита моя и уверения слишком слабы, ежели гонение какое будет, то на каком сие основании сделать. Пожалуйста, постарайся быть орудием. Впрочем, ежели это дело Божье, то созиждется, ежели человеческое, то разрушится. Но теперь еще знать нельзя, а я приемлю во имя Господа, и делать все должно, что рассудок и сердце велит, а там да будет воля Его. Не забудь сказать, милый, что старец тут жить не будет, но чтоб ему невозбранно было временно посещать для назидания. Мне сказали, что соседка моя, которую я после сего не видела, сказала, что старец не за свое дело взялся. Но Синод и Г. [Государь?] сего прежде не сказал и одобрил и дал позволение» 268 . А вот какая запись содержится в дневнике племянницы Марии Семеновны, жившей тогда в Петербурге, Варвары Петровны Шереметевой, от 11 января 1826 года, ее можно считать откликом на приведенное выше письмо: «Поехали обедать к Шереметевым, а оттуда к Кикиным. Была речь об этом монахе Сибирском. Ничего утешительного еще сказать не могу. Но теперь обещали Сергею [Сергею Васильевичу Шереметеву – мужу Варвары Петровны] историю процесса и поэтому видно будет, чего держаться. И. Ан. Кикин сказал нам, ежели есть еще кто-нибудь, интересующийся этим человеком, то скажите, что я говорю, что он мошенник! Он не монах, он капитан или поручик; три года тому назад он был в Петербурге, и ему сильно покровительствовали мистические общества, но, однако же, все это не может утвердить репутацию: тогда обещали Сергею показать его процесс, который говорят ужасен (affreux). Наконец сказали мне решительно, ежели лицо, которое просит 269 , желает быть ведомой этим человеком, оно может быть уверено, что он не только будет распорядителем ее души, но и ее людей и кармана. Тетушка гораздо лучше поступит, если их не возьмет. ...Не могу себе представить труда, который навязывает на себя тетушка. Нужно заботиться об их судьбе в будущем, им нужно жить, квартира, наконец, столько вещей. Столько есть монастырей, где они могут поместиться» 270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

И когда сестры просили его объяснить им, что такое извещение, то старец отвечал: «Этого объяснить невозможно. Божественное все необъяснимо! Как ни уверяешь себя, что грешен и недостоин, но таинственно извещается и чувствует душа, что она помилована и в милости у Бога». «Отче, вы имеете это извещение?» – спрашивали некоторые простодушные сестры. «Дай Бог иметь его при исходе души», – отвечал он. Хотя уже по слабости своей отец Зосима не мог разделять более трудов с сестрами, но по отеческому вниманию и любви посещал их во время труда, и когда как-то приехал на тележке на сенокос навестить их, то одна простая сестра сказала: «Отче, я положу на телегу сена, свези его лошадям на ночь», – и он, как смиренный послушник, хотел исполнить это, но только стал садиться на воз сена, как лошадь вдруг дернула и он упал назад с воза и так жестоко ушибся, что едва мог приподняться. При всем том он не огорчился, не застонал, а еще утешал испуганных сестер, уверяя, что не сильно ушибся. Но они видели, что он был как полумертвый, однако, отдохнув немного, он сел на воз и поехал в обитель. Находившиеся в обители сестры испугались, встретив его, бледного как мертвец, спрашивали, что с ним случилось, но он успокаивал их, уверяя, что немного ушибся. С того времени он начал чувствовать сильную боль под ложечкой, точно вся внутренность у него оборвалась, совсем потерял аппетит, почти ничего не мог кушать, все казалось ему горько и противно. Через некоторое время он захотел съездить в Москву, и хотя сестры не знали причины, зачем он ехал, однако Вера и Маргарита не отпустили его одного в такой слабости, а поехали и сами с ним. После его кончины они узнали, что старец ездил прощаться с боголюбивыми благодетелями своими и просил их не оставлять обитель и сирот его, а более всех просил любезнейших своих благодетелей Лепешкиных и весьма жалел, что опять не застал владыку, который был в Петербурге, хотел видеться и с наместником Троицкой Лавры архимандритом Антонием, бывшим тогда в Москве, но, к сожалению, и того не застал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Будьте уверены, что оное для нас драгоценно! Знаю, что благодарность наша ничего не значит и недостойна вашего внимания, но имея сердца, наполненные ею и истинным к вам о Христе усердием и почтением, не можем потерпеть, чтобы не явить вам оную; возблагодарить же вас или заслужить мы ни чем не в силах; но Тот, Который сказал «когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих [да] и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния, зови нищих, увечных, хромых, слепых и проч., которые не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» ( Лк. 14:12–14 ). – И так Тот воздаст вам и за нас странных бедных; а мы, желая и со всем благословенным семейством вашим истинных благ и в сей и в будущей жизни, пребыть честь имеем к вам усердно покорнейшими слугами грешный и недостойный Захар Верховский с сестрами. Получили две кадки капусты из дому вашего. Еще рыбы в кадочки соленой и сушеных щук из Москвы, тоже, думаю, по вашей милости. Господи Боже вознагради вас. Письмо Семену Лонгиновичу Лепешкину 1 . Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Буди Вам здравствовать и радоваться о Господе Боге. Как нареку Вас, возлюбленный о Господе Семен Логинович! Благодетелем ли? Но величайшим: ибо творите с нами беспримерные величайшие милосердные благодеяния. Отцом ли? Но беспримерным: так как отцам свойственно только о своих детях печься. Но Вы так восприяли печься по нас, как о странных, ни по чему Вам не принадлежащих, но единственно только Бога ради. Другом ли духовным? Но и здесь всех других показываетесь превосходнейшим, т.к. по благоприятству Вашему не сомневаясь, все, что имею в душе моей, сообщаю Вам, и всегда обретаю в Вас утешение и подкрепление. А преимущественно этому много удивляюсь, какого дара Вы от Бога сподоблены, что не терпит душа Ваша зрети посвященных Богу, во граде и с народом обращающихся для испрашивания на содержание, что самое и мне говоря, соизволили обещаться спомоществовать нам и попечение о нас иметь, только бы я неисходное в мире и безмолвное житие проводил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

секции сельскохозяйственных коллективов Мосселькредсоюза и местные кредитные товарищества; л) организовать коллективное ведение подсобных и кустарных промыслов. Предложить сельскохозяйственной артели Зосимова пустынь Звенигородского уезда реорганизовать хозяйство в сторону повышения его доходности и товарности с одновременным расширением посевной площади; подобрать опытного руководителя артели. Предложить местным политико-просветительным организациям усилить в примонастырских артелях культурно-просветительскую работу, начиная последнюю с наиболее приемлемых и доступных вопросов (вопросы сельскохозяйственного производства и т. п.). Обязать все уездные исполнительные комитеты и волостные исполнительные комитеты оказывать полное содействие артелям в выселении всех посторонних лиц, не связанных с хозяйством артелей, с их территории. Установить трехмесячный срок для проведения работы по реорганизации артелей с проверкой на месте выполнения мероприятий. «Срок для проведения работы по реорганизации артелей» истек, и 15 октября пришлось провести в Зосимовой пустыни «объединенное заседание Совета артели с ревизионной комиссией», на котором было вынесено решение (точную формулировку которого найти в архиве пока не удалось). На общем собрании трудовой земледельческой артели в присутствии представителей областных и местных властей, созванном в тот же день 15 октября, с решением Совета артели согласились все 160 ее членов 739 . При этом председательствовала член артели Огаркова, секретарем была Устинова 740 , из чего следует, что игумении Афанасии (Лепешкиной) в обители уже не было. Судя по дальнейшему течению дел, артель не согласилась реорганизоваться в колхоз совместно с бедняцко-середняцким элементом из местного населения, а игумения Афанасия выехала из обители (с надеждой упростить сестрам дальнейшую жизнь), в связи с рекомендацией Моссовета для Зосимовой пустыни «подобрать опытного руководителя артели». В списке лишенных права голоса на выборах, составленном 11 декабря 1928 года, не упоминается ни бывшая председательница артели Афанасия (Лепешкина), ни послушница Евдокия (Бучинева).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010