священника Леонида Прендковича (1874-1938), Алексея Серебренникова (1882-1937), протоиерея Бориса Ивановского (1897-1937), диакона Алексия Сенкевича (1875-1937), псаломщика Павла Соколова (1892-1938), псаломщика Алексия Скоробогатова (1889-1938), игумении Зосимовой пустыни Афанасии (Лепешкиной; 1883-1931), епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918), архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937), епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937), священника Анатолия Левицкого (1894-1937), священника Никандра Чернелевского (1880-1937), псаломщика Киприана Анникова (1875-1937), протоиерея Сергия Мечева (1892-1941), протоиерея Василия Смирнова (1870-1938); от Орловской епархии: протоиерея Георгия Коссова (1855-1928); от Саранской епархии: иеромонаха Михаила (Жука; 1872-1937), монахини Анастасии (Камаевой; 1879-1937), Иоанна Ломакина (1884-1937), Иоанна Милёшкина (1902-1937), Мавры Моисеевой (1875-1937), Иоанна Сельманова (1900-1937), иеромонаха Василия (Эрекаева; 1879-1937), священника Павла Ягодинского (1879-1937), псаломщика Василия Александрина (1872-1942), монахини Елены (Асташикиной; 1878-1937), Арефия Еремкина (1884-1937); от Уфимской епархии: иеромонаха Максима (Попова; 1876-1934) и псаломщика Киприана Яценко (1878-1935). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о положении приходов Московского Патриархата в Венгрии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преобразовать Венгерское православное благочиние в Венгерскую епархию с кафедрой в городе Будапеште. 2. Управление Венгерской епархией поручить епископу Венскому и Австрийскому Павлу с изменением его титула на " Венский и Будапештский " . 3. Утвердить Гражданский Устав Венгерской епархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о поступившем обращении православной общины Александро-Невского прихода в городе Копенгагене (Дания) и вновь образованной общины во имя Святителя Николая в городе Орхусе (Дания) о принятии их в юрисдикцию Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАРИЯ (ПОРТНОВА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мария (Портнова) ( 1888 - 1937 ), монахиня , преподобномученица Память в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и новомучеников и исповедников Казахстанских В миру Портнова Мария Ильинична, родилась 24 января 1888 года в селении Верещагине Егорьевского уезда Староской волости Московской губернии в семье крестьянина. Крещена в Успенском храме села Красного того же уезда. С родителями и двумя сестрами занималась крестьянским трудом. В 1916 году поступила послушницей в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь Московской губернии, в которой подвизалась под началом игумении Афанасии (Лепешкиной) до закрытия монастыря. В монастыре она работала скотницей и ходила за кроликами. Документов о её постриге не обнаружено, но в Деянии о канонизации она указана как монахиня . В 1929 году, при высылке сестёр из монастыря, с другими послушницами и монахинями поселилась в соседней деревне Архангельской (или Мыза). В Архангельском сестры собирались на молитву в доме где вместе с Жарковой, Грибковой, Королевой проживала старая игумения матушка София. Священник Димитрий Розанов часто навещал матушку Софию, и сестры окормлялись у него. 22 мая 1931 года была арестована и проходила по одному делу с одиннадцатью сестрами бывшего Троице-Одигитриевского монастыря. Все двенадцать человек обвинялись в проведении антисоветской агитации и деятельности, направленной на срыв мероприятий советской власти, в частности коллективизации. Никто из обвиняемых виновными себя в антисоветской деятельности не признал. На допросе у следователя она заявила, что в монастырь пришла добровольно, когда ей исполнилось двадцать семь лет, и принуждения ни с родительской, ни с какой другой стороны, не было. В монастыре она работала скотницей. При организации в селе Архангельском группы бедноты она никакой агитации против власти не вела. Помнит, что один гражданин, фамилию которого не знает, говорил ей, что, скоро вас, монашек, всех заберут. В селе Архангельском жила на квартире и ухаживала за детьми хозяев, крестьян, но чтобы они не шли в колхоз, не убеждала. Другие монахини, может, и говорили, но она этого не знает, потому что ей «некогда было ходить от детей».

http://drevo-info.ru/articles/13675948.h...

876 Одновременно с Екатериной Ивановной Куваевой, регентом хора, и матерью Елены Яковлевны Бездольновой, рассказавшими нам об этом. 878 Священник Трофим Орлов в 1980-х годах был благочинным Боровского округа. Он, к сожалению, рано покинул наш мир. И сейчас справа от алтаря стоит всегда в цветах его могила с деревянным крестом, на котором начертано: «Протоиерей Трофим Орлов (29.7.1939 – 21.7.1994)». После службы в храме к могиле тянутся люди поклониться своему батюшке. 879 В надписях на могильных крестах матушки Арефы и матушки Амвросии года рождения их указаны на один год более поздними (1899 и 1894, соответственно) и фамилия м. Арефы имеет несколько другое написание, а именно: Маногарова, – согласно сведениям, сообщенным местными жителями в 1998 году. Списки насельниц Зосимовой пустыни 1928 года [ЦГАМО. Ф. 718, оп. 1, д. 324, л. 23–25], по которым удалось уточнить упомянутые детали, были обнаружены в архиве уже после того, как были заказаны надписи для могильных крестов (кстати, на следующей же неделе!), но исправить надмогильные таблички уже не удалось. Написание фамилии Моногаровой очень разнообразно. В протоколе судебной тройки об осуждении ее в 1931 году использовано и такое написание: Минагорова (с искажением даже ударного слога!); затем – и в справке о реабилитации. Мы остановились на написании «Моногарова» по названию хутора Моногарово в Ливенском уезде Орловской губернии, откуда она была родом. Надо сказать, что фамилия м. Амвросии в списках монастыря значилась как Илюхина. Но следственное дело подтверждает написание, о котором сообщали односельчане м. Амвросии, – Илюшина. Информация о годе рождения матушки Веры (Сахаровой) неоднозначна. В нашем тексте приведена дата 1887, сообщенная местными жителями в 1998 году; по монастырскому же списку вычисляется 1889, а в следственном деле указан 1882 год. 883 В Москве живут в настоящее время внучки Григория Васильевича Лепешкина (внучатые племянницы матушки Афанасии) Наталия Григорьевна и Мария Григорьевна Лепешкины, в семейном архиве которых сохранились портрет молоденькой послушницы Афанасии, написанный маслом, и многие старинные фотографии (в том числе – большая выпускная фотография Усачевско-Чернявского училища с фотографией юной Александры Васильевны Лепешкиной, которую они подарили Троице-Одигитриевскому монастырю вместе с некоторыми вещами из дома сестер матушки Афанасии).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В наши дни сбываются слова святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: на крови новых великомучеников возрождается Православие в России. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся накануне знаменательной даты – празднования 2000-летия Рождества Христова, сопричислил к лику святых более тысячи страдальцев, подвизавшихся за веру в трагическом XX веке. Среди преподобномучениц – последняя настоятельница Троице-Одигитриевского женского общежительного монастыря Зосимова пустынь игумения Афанасия (Лепешкина) и послушница Евдокия (Бучинева) 775 , погибшие в ГУЛАГе в 1931 году, и послушница Мария (Портнова), расстрелянная в Казахстане в 1937 году, претерпевшие все скорби и гонения даже до смерти крестной. Свет Христов, озарявший жизнь матушки Афанасии и послушниц Евдокии и Марии, освящает по сей день насельниц возродившейся Зосимовой пустыни. Посредством канонизации лику святых угодников Божиих сопричислены те, кто пребыл до конца верным. Предстательством и молитвами прославленных новомучеников и исповедников Российских да укрепит нас Господь и да будет их кровь семенем веры, произрастающим в жизнь вечную. Аминь. Память преподобномучениц Афанасии и Евдокии и Марии совершается 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля), в день общецерковного празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Димитрий Ильич Розанов Священник Димитрий Ильич Розанов родился 24 октября 1890 года в селе Ивашково (Волоколамского уезда Плосковской волости 776 Московской губернии) 777 . Спасский храм этого старинного села воссоздали в камне к 1861 году, тогда же освятили один из приделов во имя Богоявления Господня. Второй придел был освящен в 1871 году, центральный в 1873. В 1871 году в храме начал служить псаломщиком отец Димитрия Ильича, 19-летний Илья Иванович Розанов. Ему не удалось закончить образование в Волоколамском духовном училище, и преосвященный Игнатий посвятил его в стихарь, а церковные власти назначили псаломщиком в село Ивашково. В 1875 году у Ильи Ивановича с супругой Пелагией Петровной родился первенец – сын Иван. Господь благословил их брак рождением сыновей и дочерей. Предположительно Димитрий был самым младшим 778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

884 Записано 19 августа 2000 года в монастыре Зосимова пустынь, в день посещения обители Н. А. Калинкиным и его родственниками. 886 Фотография, возвращенная Н. А. Калинкиным в монастырь, размером 42x30, в рамке, представляет собой монтаж нескольких фотографий на фоне известной гравюры монастыря. Вверху, в правом углу, – фотография первой игумении монастыря Веры (Верховской), а в левом – по-видимому, игумении Магдалины (Верховской) в очень преклонном возрасте. 888 Следственное дело священника Дмитрия Розанова 1931 года свидетельствует, что мать Ольги Владимировны, Прасковия Никаноровна Артамонова, была родной сестрой игумении Софии (в миру Марии Никаноровны Быковой). 889 Если муж Прасковий Никаноровны был из Ярославской губернии, то не Ярославским ли купцом был Никанор Быков, родитель игумении Софии? 892 Рассказ дополнен некоторыми сведениями, сообщенными Раисой Владимировной Воропаевой, и записан Л. А. Верховской в 1997 году. 893 В списках артели Зосимова пустынь 1920 года значился «рабочий при общине Курочкин Иван Яковлевич, 45 лет». 894 Можно предположить, что речь вдет о склепах под полом южного придела. Известно, что там были захоронены племянницы старца Зосимы игумения Вера и схимонахиня Маргарита. 895 Ефремов А. В. Троице-Одигитриева Зосимова пустынь//Российский календарь знаменательных дат. 1992. Апрель. С. 54. В указанной статье А. В. Ефремов сообщил, что мощи старца Зосимы были перезахоронены на монастырском кладбище. Информаторами его в 1980-х годах были сестры Екатерина и Евдокия Ивановны Ручкины, которых сейчас уже нет в живых. Они говорили, что могила старца в правой стороне кладбища недалеко от входа. Но, к сожалению, показать могилу они не ходили. Больше никто этой информации не подтверждает. 896 Астахова Валентина. Затерянный монастырь//В газете «Клады и сокровища». 1998. 12(2829). С. 89. Валентина Григорьевна Астахова работала в 1971 году в пионерлагере Метрополитена руководительницей биологического кружка, но, увидев бывший монастырь, увлеклась историей обители и создала еще краеведческий кружок. Весной 2001 года вернула в Зосимову пустынь хранившиеся у нее дома две иконы: икону Казанской Божией Матери с венцом, выполненным в технике перегородчатой цветной эмали, и старую икону довольно примитивного письма, на которой изображены апостол Иоанн Богослов, праведный Захария, святитель Николай и преподобный Сергий Радонежский. Передала также в монастырь дневник и фотографии пионерок-кружковцев, сохранившиеся с 1971 года. Супруг Валентины Григорьевны, Олег Алексеевич Дмитриев, член Союза художников России, написал портреты старца Зосимы и игумении Афанасии (Лепешкиной), подарив их монастырю Зосимова пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1831 году Василий Лонгинович обратился к святителю митрополиту Филарету с просьбой дозволить ему устроить на свои средства третий, северный, придел церкви – в честь рождества Иоанна Предтечи. Разрешение было получено: святитель Филарет очень любил Мароновский храм и был особо благорасположен к Лепешкиным. Тогда же провели и обновление храма, которому придали ампирные формы. В октябре 1844 года митрополит Филарет освятил его. Главной святыней Мароновской церкви был чудотворный образ преподобного Марона. Хранился тут и серебряный крест с частицами его святых мощей. Еще был почитаем храмовый образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе. Позже храм еще не раз обновлялся. В 1881 году при старосте Николае Васильевиче Лепешкине в облике церкви появились элементы русского стиля. Эта реставрация стала в дореволюционное время последней. Именно тогда, как считают исследователи, была сооружена и знаменитая колокольня Мароновского храма: она славилась своей уникальной акустикой и удивительным подбором колоколов. Мароновская колокольня считалась лучшей в Москве, а ее колокола, по мнению гениального звонаря Константина Сараджева, представляли собой «законченную гармонию». Староста Николай Васильевич Лепешкин умер в 1882 году, и должность унаследовал его сын Василий Николаевич. Всего через три года у него родилась дочь Александра Васильевна, которая с малых лет стала прихожанкой Мароновского храма, ибо в фамильном доме на Якиманке прошло ее детство. Она окончила Усачевское училище, получила прекрасное образование. Красивая, богатая, умная девушка могла найти себе весьма неплохую партию, но она жизни в миру предпочла служение Господу. В 1902 году Александра Лепешкина ушла в монастырь, ибо чувствовала глубокую веру в Господа и, по ее словам, была готова «за Бога и Христа жизнь положить». Они приняла постриг в той самой Зосимовой пустыни, которую еще с 1833 года опекали Лепешкины. Она стала последней настоятельницей обители: в 1920 году была пострижена в мантию с именем Афанасия и избрана игуменией, ей было всего 35 лет. К тому времени обитель была превращена в сельскохозяйственную артель, через восемь лет ее вовсе закрыли, а игумения Афанасия была арестована в 1931 году по обвинению в антисоветской деятельности и агитации против коллективизации и закрытия сельских церквей. Ее приговорили к ссылке в Казахстан, где она умерла на второй день после прибытия. В 2000 году игумения Афанасия была прославлена как новомученица.

http://pravoslavie.ru/4042.html

Следование в Казахстан этапом продолжалось иногда по три-четыре месяца. Некоторые, едва выдержав нечеловеческие условия пути, умирали сразу же по прибытии к месту ссылки. Так, после мучительного этапа умерла в Акмолинске игумения Афанасия (в миру Александра Васильевна Лепешкина)  28 . Она была из рода знаменитых московских купцов-благотворителей. В 1919 году она постриглась в Зосимовой Троице-Одигитриевой пустыни, через год была назначена -- с возведением в сан игумении -- настоятельницей монастыря. Еще через год Патриарх Тихон наградил ее золотым наперсным крестом. В 1931 году игумению Афанасию и послушницу монастыря Евдокию Бучиневу арестовали и приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан. Игумения была слабого здоровья. На второй день по прибытии этапа на место она умерла. День спустя умерла и ее послушница Евдокия. (Впоследствии обе были прославлены как преподобноисповедницы.) В лагере, кроме упоминавшейся нами ранее работы на вышивальной фабрике, заключенным женщинам приходилось выполнять и другие работы, причем в тяжелейших условиях. В 1938--1939 годах морозы достигали шестидесяти четырех градусов, и это -- при сильнейшем ветре, скорость которого порой превышала сорок метров в секунду. Самой мучительной работой была заготовка камыша, который использовался при строительстве бараков и как топливо, но давал так мало тепла, что температура в бараках не поднималась выше шести-восьми градусов. Заключенных женщин водили строем в сопровождении охраны с собаками. Гнали всех на неокрепший лед, и люди не раз проваливались  29 . В числе заключенных Акмолинского лагеря были монахини из московских и других российских монастырей. Преподобномученица Евдокия (Андрианова), монахиня, подвизалась в одном из монастырей Московской епархии. Арестована она была в 1932 году и приговорена к лишению свободы сроком на 3 года. После возвращения из мест заключения она работала уборщицей в школе в родном селе, но с начала 1937 года по состоянию здоровья уже не могла работать. Тем не менее, она была вновь арестована и 21 ноября 1937 года приговорена к лишению свободы сроком на 8 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Свящ. Т.И.Синьковский Воскресенской, в Кадашах, церкви, священника Н.И.Смирнова: Η.Г.Григорьев с С-ми Георгиевской, Иверской тож, на Б. Ордынке, церкви, протоиерея Н.И.Мячина. Прот. Н.И.Мячин А.Т.Карпова Розанов Смирнов Екатерининской, на Всполье, церкви, протоиерея И.П.Ключарева: И.П.Ключарев Иверской, что при Иверской общине сестер милосердия, церкви, священника С.К.Махаева: Свящ. С.К.Махаев Иоакиманской, на Якиманке, церкви, протоиерея А.Д.Крылова: Прот. А.Д.Крылов —21— 88. Косьмо-Дамианской, в Кадашах, церкви, священника В.В.Молчанова: Мароновской, в Старых Панех, церкви, священника С.В.Лаврентьева: М.Р.Лепешкина Николаевской, в Берсеневке, церкви, священника В.Орлова: Т.Крюков Николаевской, в Голутвине, церкви, протоиерея П.С.Шумова: Прот. П.С.Шумов Сазонов Кокушкин Никольской, в Толмачах, церкви, священника Μ.П.Фивейского: Потом. Поч. Гр. И.Д.Абдаженов Петропавловской, на Калужской ул., церкви, священника П.М.Сахарова: Покровской, при Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, на Б.Ордынке, церкви, протоиерея М.В.Сребрянского: Прот. М.Сребрянский Церк. староста С.Жуков —22— 96. Скорбященской, что на Большой Ордынке, церкви, священника С.С.Ляпидевского: Спасской, в Наливках, церкви, протоиерея Η.А.Копьева: Прот. Н.А.Копьев Успенской, в Козачьей, церкви, священника А.Воскресенского: Свящ. А.В.Воскресенский Замоскворецкого сорока 3-го отд. Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви, священника И.И.Разумовского: Свящ. И.О.Разумовский Свящ. А.Фаворский Церк. староста И.Гурьев Л.И.Каштанов Л.К.Карпов Н.В.Лепешкина С-я И.Д.Ремезов Сахаров И.Фомичев Тарадинов И.Ченцов Грибанов —23— 102. Воскресенской, в Даниловской Слободе, церкви, священника Π.Г.Любимова: Свящ. Π.Г.Любимов Свящ. А.А.Орлов Церк. староста Д.Сахаров Дьякон И.Смирнов Воскресенской, в Пленницах, церкви, священника Н.И.Молчанова: Причт и церк. староста Дмитриевской, в Голицынской больнице, церкви, священника В.В.Лебедева Духосошественской, на Даниловском кладбище, церкви, протоиерея Л.П.Любимова: Прот. Л.П.Любимов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В истории русской словесности у о. Дорофея – особое почетное место, так как он, познакомившись в 1871 г. в Константинополе с Константином Леонтьевым и оценив глубину его личности, хлопотал об издании главной книги мыслителя – «Византизм и славянство». Относительно публикаций сочинений Леонтьева найдено письмо старца к благодетелю Лепешкину, посланное из турецкой столицы в 1874 г.: «Милостивыи государь Николаи Васильевич! Рекомендую Вам подателя сего письма г-на Константина Николаевича Леонтьева, бывшего Русского консула в Салониках и хорошего нашего знакомца; мы с ним пришли в соглашение об издании его сочинении. Теперь на первои раз прошу Вас, примите на себя труд заказать в типографии издать 1200 экземпляров книгу под заглавием: “Византизм и славянство”. Бумагу купите сами и какое будите иметь условие с типографиеи нас уведомьте, если можете поскорее, что будет стоить это издание. Я надеюсь, что Вы не отяготитесь сего исполнить. Деньги по первому Вашему извещению мы пошлем к Вам по переводу. Итак, я надеюсь, что Вы исполните мою просьбу; я сеичас отправляюсь с г-м Муравьевым на Афон. Мои поклон всему Вашему семеиству. Остаюсь любящии Вас иеромонах]Дорофеи». Интересный момент в письме к Лепешкину – упоминание в нем видного духовного писателя и церковного деятеля Андрея Николаевича Муравьева. Посетив Святую гору в 1849 г. и приняв близко к сердцу дела Серайской келлии, как тогда называли будущий Андреевский скит, Муравьев добился тогда у Протата (афонского органа самоуправления), ее возвышения до статуса скита, и не оставлял своими заботами обитель и далее. В 1874 г. скиту исполнялось четверть века и его насельники, естественно, чаяли видеть своего дорогого ктитора на празднике. С этой миссией в Киев, где жил тогда Муравьев, был отправлен именно о. Дорофей. Для Муравьева это стало его последним путешествием – вернувшись в Киев, 18 августа 1874 г. он скончался, в возрасте 68-ми лет, успев, однако увидеть Андреевский скит процветающим и благодарно помнящим о своем ктиторе.

http://radonezh.ru/2024/04/23/afonskiy-s...

Сегодня вечером хор приглашен на раут к послу князю Долгорукому (по случаю открытия русского отдела) спеть несколько вещей: 1) «Был у Христа» (ноты взяли у Модеста Чайковского, который находится здесь), 2) «Во царствии» Чеснокова (соло Н. Чумаков), 3) «Тебе поем» Рахманинова, 4) «Господи, помилуй» Львовского, 5) «Ныне отпущаеши» Кастальского (соло Толкачев), 6) «Верую» Кастальского и гимн. 12 .30 часов ночи. Возвратились с раута. Пели при страшной духоте – очень хорошо (кроме Кастальского: Толкачев – телега, а «Верую» – размазали). Особенно понравилось «Тебе» Рахманинова и «Во царствии» Чеснокова. Барон Корф говорит, что итальянцы обалдели, так как ничего подобного не предполагали (хотя болтали все время). Был представлен Марии Павловне – очень расхваливала. Данилин разговаривал с Борисом Владимировичем. Получили подарки: я – золотой, а может быть, и медный портсигарчик (штук на восемь папирос), довольно увесистый. В таком же роде получил и Данилин. Вероятно, и Филипп Петрович. Данилин говорит, что медный, а самое большее серебряный, – едва ли... Певчим было угощенье и 500 франков. Я набрал папирос 35 штук, так как здешние итальянские большая пакость и очень дороги. (О рауте – Кочетову.) С Флоренцией у нас неожиданно произошло расстройство: Галлети и какой-то его компаньон Gesi вдруг изменили условия против контракта: 70% хору, а 30% им с валового сбора. Мы, конечно, не согласны; не знаю, чем кончится, может быть, прогорим, так как у нас в случае отказа прибавляются несколько дней расхода, без получки... Это скверно. А сейчас ежедневный расход около 300 рублей или 250. Что-то опять поднимаются разговоры с Прагой, но тоже пока ничего не видно. Ложусь спать... Второй час ночи. 14 (1) мая, утро. Певчие говорят, что во многих лавках и при случайных здесь их встречах с итальянцами они говорят, что хорошо знают «Мг. Kastalsky», а еще, что какие-то Лепешкины желают повидаться; не припомню, кто это (как будто у Митрофана встречал каких-то Лепешкиных). Сейчас здесь находится флорентийский художник Степанов (сын Степанова, бывшего директора иконописной школы), который хочет попытаться устроить концерты во Флоренции помимо Галлети.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010