Научное исследование мощей отцов, почивающих в Дальних пещерах, произведенное в 1982 г., показало, что П. к моменту кончины было 20-25 лет, возраст М. определить не удалось (Дива печер. 1997. С. 94). Местная канонизация М. и П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой М. и П. прославляются в 6-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание М. и П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М. и П.) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропари и кондаки М. и. П. (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 44-46). Дни памяти М. и П., как и мн. др. св. отцов, почивающих в Дальних пещерах, были установлены во 2-й пол. XIX в. Ист.: Службы прп. отцам Печерским, ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Канон собору прп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих//Минея (МП). Авг. Ч. 3. С. 132. Лит.: [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18473. С. 113, 294; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 359; Модест (Стрельбицкий), архиеп. Краткие сказания о жизни и подвигах св. отцев Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. К., 1885. С. 8; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24-25, 26-27; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 662; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 127; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Филарет (Гумилевский), архиеп. РСв. 2008. С. 477. М. В. П. Иконография Описания облика М. и П. представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике (т. н. Клинцовском, кон. XVIII в.) в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): М.- «сед, брада кругла, доле Николины, проста, на главе клобук черн, ризы преподобническия дичь, испод киноварь разбелен, правая рука молебна у сердца, длань вверх, левою поднял ризу с левыя страны» (кон. XVIII в.; БАН. Строг. 66. Л. 318 об.- «левыя страны» 46-й); П.- «сед, брада Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническая, испод вохра, правую руку прижал к сердцу, левою держит ризу, поднял мало» (Там же. Л. 316 - «левыя страны» 14-й).

http://pravenc.ru/text/2563016.html

Величественное песнопение на утрени Великой субботы, после прочтения шестопсалмия и великой ектении, начинается с двух глубоко-умилительных и вместе изящно-поэтических тропарей, из которых в первом воспевается погребение Господа, во втором–нисшествие Его в ад. В возглашаемых затем похвалах Господу, соединенных со стихами CXVIII 118 Псалма, с наибольшей ясностью упоминается о том, что, ад находится внутри земли (Особ. похвалы к стихам Псалма CXVIII – 56, 17, 25, 48, 53, 59, 80, 58, 117, 160, 46:47). В похвалах к ст. 46 и 47 Церковь во всенародное услышание объявляет не только о местонахождении ада, но и о местонахождении рая. Человеки, в праотцах своих, низвержены на землю из рая: Церковь определяет место рая, говоря, что человеки ниспали с неба. То же мнение о местонахождении ада и рая видим в службе на святую Пасху. Но, кроме того, мнение о местонахождении ада внутри земли усматривается на всем пространстве Богослужения православной Церкви (См. Сочин. Епископа Игнатия, т. III, стр. 95–96). 882 Сочинения Епископа Игнатия, т. IV, стр. 391–429. По замечанию самого Епископа Игнатия, статья эта составлена была в Ставрополе Кавказском по желанию некоторых членов общества, в котором был тогда предметом суждения новый догмат папистов. 887 Там же, стр. 405. Но при всем величии Божией Матери, Её зачатие и рождение совершились по общему закону человечества; следовательно общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери (там же). Уяснив обстоятельно учение Церкви о рождении Пресвятой Девы Марии, Преосвященный Игнатий с полной решительностью утверждает очевидную нелепость двух противоположных учений Запада, из которых учение папистов приписывает Божией Матери зачатие вне первородного греха, подобно зачатию Спасителя, а учение протестантов Деву не признает Приснодевою. Не должно думать, что догмат о зачатии Божией Матери вне первородного греха (immaculate concertio) есть современная новость у латинян, говорит Епископ Игнатий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

IX. Кладбище В обители сей, с древних времен, кроме Оптинских иноков, много похоронено дворянских фамилий и купечества. В 1774 году жители города Козельска подавали духовному начальству просьбу об отведении им в Оптиной Пустыни кладбища, но им было в этом отказано, а определено погребать внутри монастыря только знатнейших лиц и благодетелей обители, по усмотрению ее настоятелей. Кладбищенские монастырские памятники состоят, большей частью, из каменных плит, на которых, обыкновенно, вырезаны год, месяц и число рождения и кончины, погребенных под ними, особ. Разбирая эти надписи, встречаем следующие фамилии: Образцовых, Кондыревых, Давыдовых, Чичериных, Писаревых, Челищевых, Богенгард, Камынина, Татищева, князей Козловских, Воейковых, Беклемишевых, князя Яшвиля, Графини фон-дер-Остен-Сакен, Щербачевых, Россет, графини Толстой, Гартунг, Хлюстиных и других. На восточной стороне Введенского храма, против придела во имя Николая Чудотворца, стоят два колоссальных памятника одинаковой формы, вылитые из чугуна, украшенные, местами, позолотою и обведенные решеткой. Под одним из этих памятников похоронено тело Оптинского старца, иеромонаха Леонида, в схиме Льва, имя которого навсегда должно быть памятно для обитателей и посетителей Оптиной Пустыни, так как он первый положил в ней основание старческого пути, по учению св. духоносных отцов подвижников. Потому, все, кто получает в сей обители духовное назидание и утешение, хотя бы они лично не знали старца Леонида, должны с благодарностью вспоминать о нем, как о первом основателе старчества в Оптиной Пустыни 46 . На памятнике его следующие надписи: Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти; но блаженны, умирающие о Господе; ей, почиют от трудов своих. Памятник сей покрывает тело почивающего о Господе с миром иеросхимонаха Леонида (Льва), понесшего благое Христово иго в монашестве 46 лет; родом был из Карачевских граждан, по фамилии Наголкин. Уснул сном смерти в надежде воскресения и жизни вечной. Оставил о себе память в сердцах многих, получивших утешение в скорбях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Председатель Экспертного Совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви поблагодарил реставраторов и музейщиков за сохранение иконы Святой Троицы 18.05.2023 18:46:46 МОСКВА В эфире радиостанции «Радонеж» протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного Совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви  прокомментировал  произошедшее историческое событие - передачу Русской Церкви иконы Святой Троицы письма великого преподобного Андрея Рублева. «Эта икона была написана в похвалу преподобному Сергию по заказу его ближайшего ученика преподобного Никона Радонежского. Великий русский художник, преподобный Андрей Рублев, не просто изобразил трех Ангелов, явившихся Аврааму под дубом Мамврийским, но он изобразил Святую Троицу как некий предвечный совет, Троицу, благословляющую будущую Жертву Агнца непорочного за искупление человеческих грехов. Этот образ многократно описан в литературе. Нет, пожалуй, ни одного католического храма, где не было бы репродукции иконы Троицы. Икона - один из величайших мировых шедевров, поэтому и отношение к нему не просто бережное, а сверхаккуратное, ответственное. В течение многих лет сотрудники Третьяковской галереи, к которым попала эта святая икона из Троицкого Собора Лавры в 20-х годах прошлого века, сохранялась. Сотрудники Государственной Третьяковской галереи сделали очень много для ее реставрации и сохранения. В процессе реставрации иконы ей были нанесены некоторые повреждения, потому что тогда еще не владели всеми технологиями. В чаше, которую благословляет Ангел, осталась только графья, то есть графически продавленные черточки, которые говорят о наличии там главы тельца, как образа Жертвы непорочной, которую Господь наш Иисус Христос впоследствии принес за все человечество. К сожалению, в результате более ранних реставрационных работ, которые проводились, такой важнейший элемент был утрачен. Тем не менее, образ Святой Троицы навсегда останется величайшей святыней русского народа.

http://radonezh.ru/2023/05/18/predsedate...

Известно также, что с 1 апр. 1680 до 1681 г. к К. м. «на пропитание» была приписана калужская ц. свт. Алексия Московского с землями, построенная боярином Н. И. Романовым († 1654). Трудами игум. Мариамны Алексиевская ц., ранее пребывавшая в запустении 25 лет, была благоукрашена, снабжена утварью, отремонтированы алтарь и паперть. Богослужения совершал монастырский священнослужитель (Там же. С. 91, 94-95). 21 авг. 1899 г. на месте разобранной старой Казанской ц. был заложен, а 6 июля 1903 г. освящен новый 5-купольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Ченстоховской иконы Божией Матери и во имя прп. Алексия, человека Божия. В храме был установлен 4-ярусный иконостас, в зап. части - хоры. Интерьер храма, в частности клиросы, украшали изображения сивилл ( Малинин. 1912. С. 141-142). В 1889 г. в мон-ре существовала также 8-гранная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, к кон. XIX в. были построены больничный корпус с аптекой, кельи для игумении и сестер, странноприимный дом. Настоятельницы и сестры Согласно несохранившемуся синодику мон-ря, 1-й настоятельницей К. м. была игум. Елена (Евдокия?), 2-й - игум. Марина, к-рая «за свою старость и скорбь игуменийство сестрам здала» и, вероятно, приняла постриг в схиму. При игум. Марине в К. м. проживали 36 сестер, в т. ч. казначея Анисия, просвирня Дорофея, старицы Анна, Варвара и Иулия. В 1673 г. сестры К. м. вместе с городским духовенством и посадскими людьми на черном Соборе избрали новую игумению - насельницу девичьего Оптина болховского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы монастыря Мариамну ( Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24). В обители хранилась грамота от 22 нояб. 1679 г. митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) , выданная в ответ на челобитную игум. Мариамны: митрополит благословил перевод в К. м. ее сестры, бывш. настоятельницы Оптина болховского мон-ря игум. Елены (Пальчиковой) ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 85; Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

30) За преосвященным Алексеем архиереем Сарским и Подонским в селе Михайловском одна церковь 110 Михаила Архангела; при ней поп Герасим Федоров 46 лет, и пономарь. Дани 1 рубль 15 алтын 2 деньги. 31) 3а Савиным монастырем Сторожевского приписной Анофриевой пустыни в подмонастырской слободе, что ныне село Анофреево 111 , а в нем одна церковь Успения Пресвятыя Богородицы; при ней поп Максим Иванов 32 лет, да дьячек. Дани 28 алтын с деньгою. 32) Савы Сторожевского монастыря в селе Дюткове 112 одна церковь Рождества Пресвятыя Богородицы; при ней поп Андрей Никитин 46 лет, дьячек и пономарь. Дани 1 рубль 9 алтын 4 деньги. 33) За графом Гаврилом Ивановичем Головиным в селе Михайловском 113 одна церковь Архангела Михаила; при ней поп Никифор Митрофанов 48 лет, да дьячек. На погосте – Живоначальныя Троицы; при ней поп Иоаким Борисов 40 лет, дьячек, пономарь. 34) В селе Васильевском 114 одна церковь Воскресения Христова; при ней поп Захар Иванов 50 лет, пономарь. Дани 1 рубль 16 алтын 3 деньги. Нынешний Звенигородский уезд, его села и погосты А) Общее обозрение Нынешний Звенигородской уезд состоит из 2-х станов: первый, собственно Звенигородский, центром коего служит г. Звенигород; второй – Воскресенский, центром коего заштатный город Воскресенск. Территория первого стана состоит: 1) из Городского стана древнего Звенигородского уезда XVI и XVII стол., 2) из станов Московского уезда XVII века: Вяземского и части Сетунского и 3) из части Вышегородского стана Верейского уезда XVII столетия. Территория второго стана составилась из двух станов Московского уезда XVII столетия: Сурожского и Горетовского, Дмитровских станов XVII столетия: Мушкова, Берендеева и части Радомского. В 1-м стане считается ныне 39 сел, во 2-м 41 село (с селом Аносиным). За отчислением (в прошлом столетии) от древнего Звенигородского уезда XVI и XVII столетий станов: Тростенского в Рузский уезд (кроме двух сел – Михайловского и Троицкого – оба на Москве реке), а Угожскаго стана в Верейский уезд (кроме бывшего села (ныне сельцо) Покровского-Пронского), в окружии нынешнего Звенигородского уезда осталось всего 18 старых Звенигородских сел, да 12 селец и деревень (бывших селами в XVI и XVII столетиях). По нынешнему делению уезда на 2 стана, 16 сел, 2 сельца и 5 деревень (бывших селами) находятся в 1-м стане, а 2 села, 2 сельца и 3 деревни (бывш. селами) во 2-м стане, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Состоялась итоговая пресс-конференция по принесению в Россию мощей святителя Николая 28 июля 2017 г. 10:39 27 июля 2017 года в Доме журналиста в Санкт-Петербурге состоялась пресс-конференция, посвященная завершению пребывания мощей святителя Николая Чудотворца в России. В пресс-конференции приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Александр Волков , председатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга Леонид Богданов. Вела пресс-конференцию руководитель сектора коммуникаций при информационном отделе Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова. Н. Родоманова напомнила, что мощи святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари были принесены в Россию 21 мая; 53 дня святыня находилась в Москве, а 13 июля была привезена в Санкт-Петербург. 28 июля Санкт-Петербург прощается со святыней, которая будет увезена обратно в Италию. Вице-губернатор Санкт-Петербурга А. Говорунов поблагодарил журналистов за информационную поддержку и подчеркнул, что в Санкт-Петербурге имеется большой опыт проведения массовых мероприятий; благодаря хорошей координации различных служб была обеспечена безопасность, а также спокойная и дружелюбная обстановка в многотысячной очереди к святыне. По предварительным данным, приложиться к святыне в Санкт-Петербурге пришли более 500 тысяч человек, из них около 80 тысяч прошли через социальную очередь, а всего за 67 дней пребывания святыни в Москве и Санкт-Петербурге общее число паломников составило более 2 миллионов человек. Упомянул вице-губернатор и об организованных группах паломников: приехало более 200 автобусов из 45 городов России и 14 стран, в частности из Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии, Украины, Сербии. Больше всего автобусов прибыло из Великого Новгорода и Новгородской области — 44 автобуса. А. Говорунов обратил внимание на то, что 26 июля было зафиксировано рекордное число паломников, 46 тысяч человек, и было принято решение не закрывать собор на ночь, доступ к мощам был круглосуточным.

http://patriarchia.ru/db/text/4969966.ht...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа с генерал-лейтенантом СВР в отставке, кандидатом исторических наук Л.П Решетниковым и политологом Юрием Котом 14.06.2021 22:00 Леонид Петрович Решетников Участники: Кот Юрий Беседа с генерал-лейтенантом СВР в отставке, российским общественным деятелем, кандидатом исторических наук Л.П. Решетниковым и политологом и публицистом Юрием Котом. Ведущий - И. Сергеев Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 18.06.2021 - 15:34 Да, как ни странно и ужасно, : Да, как ни странно и ужасно, но современные большевики сращиваются с либералами - только бы не допустить возрождения православной России. Так что поклонники советских ценностей, почитающие себя " православными " - вы-то с кем? Да, как ни странно и ни ужасно, но факт: нынешние необольшевики сращиваются с либералами - только бы не допустить возрождения православной России! Так что, поклонники советского режима,почитающие себя " православными " - вы-то ныне с кем? В таком неудобном положении долго не простоять... Большое спасибо за передачу, которую сделали умные люди и настоящие русские патриоты - делайте выводы: вы-то с кем? 21.06.2021 - 13:32 Вообще-то страшно всё это. : Вообще-то страшно всё это. Если такая гремучая смесь позиционирующих себя православными будет преобладать в ЦЕРКВИ, то действительно, как и говорил преп. Лаврентий Черниговский в такую Церковь уже и ходить будет нельзя. Интересно наблюдать приём в пионеры (в Москве это частенько делалось на Красной площади, пока коронАвирус не помешал) – получается сызмальства детей приучают одной и той же рукой и крестится, и отдавать салют, произнося в ответ «Всегда готов» на призыв «К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!». " Тангалашка " свое дело знает туго - не мытьем, так катаньем, да под экзотическим соусом. Но - Церковь была, есть и будет и врата ада не одолеют её. 23.06.2021 - 23:46 Еще раз обращаем внимание : Еще раз обращаем внимание пользователей, что публикация комментариев происходит после проверки их модератором, а не сразу после отправки. Предупреждение об этом автоматически появляется после отправки комментария в самой форме в рамочке – ко вниманию отправившего комментарий. Отправка комментария два-три-четыре раза (такие случаи наблюдаются регулярно) будет восприниматься как спам. Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2021/06/14/22-0...

По поводу напечатанных мною в прошлогоднем «Богословском Вестнике» статей, под заглавием: «История канонизации святых в Русской церкви», считаю за нужное сделать объяснение относительно слова: «канонизация». Я не ввожу первый в употребление заимствованного с Запада, из языка латинской церкви, слова «канонизация», как могут подумать это иные, а употребляю его потому, что считаю его уже принятым в пашей церковно-исторической и церковно-археологической науке. Кто первый начал употреблять у нас слово «канонизация», не могу сказать; но его употребляют: преосв. Макарий в Истории Русской церкви (VI, 219, VII, 438, 445, 447, VIII, 46), В. О. Ключевский в Древнерусских житиях святых (стрр. 223–227), преосв. Сергий в Полном месяцеслове Востока (т. I, стрр. 309 и 313, и приложж. стр. 191, т. II приложж. стр. 58). После преосв. Сергия употребляют слово «канонизация» если же совершенно все, то почти все писатели, которые по содержанию своих сочинений говорят о действии нашей церкви, обозначаемом у латинян этим словом. Так, употребляют его: покойный И. Д. Мансветов в своем разборе «Полного месяцеслова» преосв. Сергия, составленном для Академии Наук в 1878 году (отдельн. брошюр. стрр. 31, 37, 41, 44), г. Н. Барсуков в сочинении: Источники Русской агиографии (многократно), гр. М. В. Толстой в биографических дополнениях в напечатанной им «Книге, глаголемой описание о Российских святых» (тоже), покойный архимандрит Леонид в своей книге: Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (тоже), преосв. Димитрий (Самбикин) во втором издании своего Месяцеслова святых, всею Русскою церковию или местно чтимых (тоже). Употребляется оно и в некоторых руководствах к Русской церковной истории, одобренных Учебным Комитетом при Св. Синоде. Слово «канонизация» принято в нашей церковно-исторической и церковно-археологической науке по неимению в Русском или Греческом языке соответствующего нарочитого или, как говорят, технического слова. Что же касается до возражения против него, будто с ним привносятся к нам из латинской церкви неправые понятия, то вовсе не может быть возражение признано состоятельным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

V. Кормчая а. Харатейная. 18. Кормчая, писанная уставом в лист, на пергамене, Сербским наречием, на 398 листах. На первом неписанном листе написано: «Законник великий. книга кормчая. Хиландарския обители.» На 2-м листе внизу: «Арсений;» из чего следует заключить, что рукопись сия принадлежит к числу привезенных в патриаршество Никона старцем Арсением Сухановым со Св. Афонской Горы, где она, как видно из выше приведенной подписи, принадлежала Сербской Хиландарской Лавре, а по Описи 1776 года значится, что она и писана в той же обители, а именно в 1295 году Григорием, Епископом Рашским (Раса ныне Новы Пазар в Старой Сербии, бывшая столица Неманичей), надписание о чем было сделано, вероятно, в послесловии, которого ныне нет. Переплетена в доски, обтянутая лиловым бархатом. По Описи 1846 года значится под 25-м. Из сличения сей Кормчей с Славянской печатной оказываются следующие сходства и разности:             лист 192-й. 26 главы, от послания Святого Тарасия, Архиепископа Константинаграда к Адриану, Папе Римскому, о поставлении на мзде, и других Святых Отцев, в Славянской печатной Кормчей нет.             лист 197-й. Главы 31-й, от послания Великого Афанасия к Руфинияку Епископу об отвергшихся от веры нуждой, в Славянской печатной Кормчей нет.             лист 204 об. По печатной Славянской Кормчей, глава 37-я, а здесь 39-я. Главы 46-й по печатной, Закона судного Царя Константина Великого , здесь нет. После 260-го листа главы 50, 51 и 52-й недостает.             лист 335-й. О родстве браков, против печатного не все здесь помещено.             лист 343. Глава 59-я в сей Кормчей, а по Славянской печатной, она помещена пред 57-ю главою. Главы 53-й здесь нет. Лист 346 об. и далее главы 60, по вопросам и ответам беседа Св. Диадоха откровение, нет в печатной. Главы 55, 56, 57 и 58, какие помещены в печатной Славянской, здесь нет. С 61 главы, лист. 351 и далее до конца Кормчей, нет в Славянской печатной, но здесь упоминаются статьи: Лист 351–369 Св. Епифания об ересях.             лист 370.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010