Преподобный Лев (1768–1841) Иеросхимонах Лев (в миру Лев Даниилович Наголкин, в монашестве Леонид) принес и утвердил в Оптиной дух старчества. К этому великому старцу в Оптину пошли иноки и миряне – и с тех пор людской поток не прекращался, пока уже в годы богоборческой власти Оптина не была закрыта. В 1834 году прибыл в Оптину иеромонах Макарий (Иванов) , который стал достойным помощником старцу Льву. Они делили свои труды, покорствовали и смирялись друг пред другом, вместе подписывались в письмах, а в последние пять лет жизни старца Льва были как бы один дух в двух телах. Так что, когда не стало старца Льва, осталась живой другая половина его – старец Макарий. О старце Льве и старце Макарии святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Оба старца были напитаны чтением отеческих писаний о монашеской жизни; сами руководствовались этими писаниями, руководствовали сими и других, обращавшихся к ним за назидательным советом. Память их была богато украшена мыслями святыми. Никогда они не давали советов от себя, но всегда представляли в совет изречение Святого Писания или святых отцов. Это давало советам их силу: те, которые хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему свое умствование». При старце Льве стал меняться внутренний строй монастырской жизни. Ничего важного в монастыре не предпринималось и не делалось без благословения старца. К его келье ежедневно, особенно в вечерние часы, стекалась вместе братия. Каждый спешил покаяться пред старцем, в чем согрешил в продолжение дня делом, словом или помышлением, просить его совета и разрешения в встретившихся недоумениях, утешения в постигшей скорби, помощи и подкрепления во внутренней борьбе со страстями и с невидимыми врагами нашего спасения. Старец всех принимал с отеческой любовью и всем преподавал слово опытного назидания и утешения. Мудрость старца и искусное врачевание немощствующих душ скоро сделали отца Льва известным и вне обители. Ради духовных советов начали приходить к дверям его кельи из городов и селений дворяне, купцы, мещане и простой народ. Все были принимаемы старцем с отеческою любовью, и никто из них не выходил из его кельи, не быв утешен им духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все без исключения исследователи феномена старчества в Оптиной пустыни отмечают тот факт, что старцы этой обители явили собой пример великого смирения и христианской любви, результатом чего стала духовная свобода. После введения в Оптиной старчества всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец, настоятель оставался администратором. Первым основателем и вдохновителем оптинского старчества стал иеросхимонах Лев(Наголкин). Он родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии и до оставления мира служил приказчиком у купца, занимаясь продажей и доставкой пеньки. Впервые он поступил в Оптину пустынь в 1797 году, затем подвизался в Белобережской пустыни, Чолнском монастыре, где познакомился с учеником старца Паисия Величковского отцом Феодором и стал его ближайшим последователем, в Валаамском скиту, в Александро-Свирском монастыре, в Площанской пустыни. В 1829 году, уже на склоне лет, отец Лев вторично поступил в Оптину пустынь, и настоятель обители игумен Моисей передал ему духовное руководство братией, сам сосредоточившись на хозяйственной деятельности монастыря. За 12 лет своего старчества в Оптиной преподобный Лев заложил основы той традиции, которая стала «визитной карточкой» этой обители. Своим самоотверженным служением Богу и ближним, непрестанной молитвой и смирением иеросхимонах Лев стяжал обильные дары Святого Духа. Он сподобился даров пророчества и целительства. Необходимо отметить, что складывание старческой традиции в Оптиной пустыни проходило с большими сложностями, вызванными несправедливыми гонениями на отца Льва и его последователей и учеников. Доходило до прямого запрета принимать посетителей. Известен случай, когда игумен Моисей, проходя мимо кельи старца, увидел толпу народа, тогда как тому было запрещено принимать кого бы то ни было. «Отец игумен вошел к старцу в келью и сказал: „Отец Леонид! Как же вы принимаете народ? Ведь владыка запретил принимать». Вместо ответа старец отпустил тех, с кем занимался, и велел келейникам внеси к себе в келью калеку, который в это время лежал у дверей его кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

ЛЕМКУЛЬ АВГУСТИН (1834–1918) – немецкий теолог, иезуит с 1853 г. ЛЕОНИД , св. старец (в схиме Лев, в миру Лев Данилович Наголкин; 1769–1842) – монах, с его именем связан первый период славы оптинского старчества. ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ – епископ Ростовский, поставленный на эту кафедру из иноков Киево-Печерского монастыря не позже 1051 г. Креститель этих земель. ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1831–1891) – философ, писатель, публицист, один из идеологов славянофильства; сторонник византийско-аскетического религиозного идеала; приверженец органической теории культурно-исторических типов, яростный критик прогресса, ведущего к нивелированию всех различий в общественной, культурной и нравственной жизни, единство которых и придает красоту истории. Незадолго до смерти принял монашеский постриг в Оптиной пустыни, (см.: Леонтьев К.Н. Собр. соч. Т. 1–9. М., 1912–1913; о мировоззрении Леонтьева см.: Константин Леонтьев : pro et contra. СПб.: РХГИ, 1995). ЛЕРУА-БОЛЬЕ АНРИ ЖАН БАТИСТ АНАТОЛЬ (1842–1912) – французский историк и публицист, автор книги «Империя царей и русские» (т. 1–3; 1882–1889), которую В. С. Соловьев расценил как «весьма правдивое, весьма полное и прекрасно составленное изложение нашего политического, общественного и религиозного положения...» (Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 219). ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (1831–1895) – русский писатель; автор серии сказаний о народных праведниках («Соборяне», «Не смертельный Голован», «Однодум», «Пугало», «Фигура» и др.). ЛЕССИЙ ЛЕОНАРДО (1554–1623) – теолог-иезуит. Находился иод влиянием Аристотеля и Дионисия Ареопагита . ЛИХУНЧАН, ЛИ ХУН-ЧЖАН (1823–1901) – государственный деятель Китая, проводивший, в частности, политику «подражания Западу». ЛИХУДЫ , Иоанникий (1717) и Софроний (1730) – братья, греки, основатели Славяно-Греко-Латинской академии в Москве, участвовали в полемике с т. н. «латинствующими» – представителями богословской школы Киевской академии. ЛОПАТИН ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ ( 1855–1920) – русский религиозный философ, персоналист и спиритуалист, учивший о первоначальной творческой причинности, выступающей в форме деятельности субстанции человеческого духа. Профессор Московского университета, редактор журнала «Вопросы философии и психологии», председатель Московского психологического общества (с 1899 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

505 Примеч. 127 к с. 96. Если «вне всякого», то, не ходя далеко, как даже возможно «понимать... приравнение (в 1Ин.29:1 ) как метафорическое», против чего энергично протестует наш автор в примеч. 113 к с. 88?! 515 Не здесь ли вторая причина остановки о. Ф. в свое время (см. с. 71. У нас выше, с. 241) на понятии о Боге как любви. 516 Данная апробация и подобная утилизация не единственная у нашего автора. Так, например, на с. 332 о. Ф. сознает, что «приведенный отрывок (из сочинения гр. М. М. Сперанского) окрашен резко пантеистическою окраскою; выражения: отделение части Собственного бытия Сына и т. п., конечно, не православны. Но за вычетом их, основная идея отрывка не находится в противоречия ни с библейским учением, ни со святоотеческим истолкованием последнего ». Сперанский Михаил Михайлович (17721838) – русский мыслитель, государственный деятель. Соч.: Сб. «Память гр. М. М. Сперанского»» 17721872». СПб., 1872; Проекты и записки. М.; СПб., 1901. 521 О. Флоренский, мало считаясь с хронологическими датами, относит к ним преп. Симеона Богослова и Серафима Саровского , а также оптинских старцев: Льва, Леонида, Макария, Амвросия. Старцы Оптинской пустыни: 1) Леонид (в схиме –Лев, в миру Лев Данилович Наголкин; 17691841), известен как автор книги об иеросхиме Макарии (М., 1861; 1881); 2) Макарий (в миру– Михаил Николаевич Иванов; 17881860). См. о нем: Богословские труды. М., 1989. Т. 29. С. 328; 3) Амвросий (в миру – Александр Михайлович Гренков; 18121891). См. о нем: Богословские труды. М., 1987. Т. 28. С. 344. Сводку материалов см. в кн,: Котельников В. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной). СПб., 1994. 530 Пеладон и др. Ссылки на анатомические наблюдения этих авторов приведены Флоренским («Столп...», 804805, примеч. 10311034). 534 Это утверждение автора чрезвычайно характерно, хотя он почти тотчас исправляет его через посредствующее суждение, в том смысле, что «к сердцу издревле обращалось все внимание церковной мистики». За ним чувствуется, в лучшем случае, паритет души и тела, точнее, сердца и груди. Между тем, как справедливо на основе аскетической письменности замечает преосвященный Феодор (с 179), «церковная мистика не есть мистика груди или сердца, а непременно объединенная мистика всех сторон человеческого существа... иначе и получается явление хлыстовства, столь обычного теперь, или духовной прелести».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Богородично-Казанская Площанская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1613. Ссылки:   Адрес: Россия, Брянская область, Брасовский район, п. Пчела Координаты: 52.521275, 34.468349 Проезд:на автомобиле следуйте по трассе М-3 (Москва — Киев); на 438-м км (ближайший крупный населенный пункт до этого — Навля) — поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь»; до монастыря от поворота еще 3 км. Своим ходом от Брянска — автобус на Севск, Комаричи, Локоть или Белгород до остановки «Пост ДПС “Локоть”». От остановки около 3-х км пешком. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основанная киево-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь - основоположница старчества. В ней подвизались схимонах Афанасий (Захаров), ученик прп. Паисия Величковского, подвижник благочестия иеромонах Василий (Кишкин), будущие оптинские старцы Макарий (Иванов) и Леонид (Наголкин), короткое время жил свт. Игнатий (Брянчанинов), написавший здесь " Сад во время зимы " . Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду). Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры только в XII веке прп. Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. С XIII века эти земли входили в состав Черниговского княжества. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку. Вот как описана пустынь в небольшой книжке, вышедшей в 1855 году: " Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни " .

http://sobory.ru/article/?object=01116

При этом старец Паисий со слезами убеждал братию исполнять заповеди Христовы, приобретать сердце сокрушенное и смиренное. Ежедневное чтение отцом Паисием святоотеческих книг и его беседы имели огромное воспитательное значение для братии. Показательно, что именно на этих же монашеских деланиях акцентирует внимание и святитель Игнатий: он считает важными и необходимыми в первую очередь – нелицемерное послушание игумену и братии, отсечение своей воли, самости, откровенное исповедание помыслов духовному отцу, частое и внимательное чтение Священного Писания и писаний святых отцов, недоверие себе во всем, молитву Иисусову и сердечный плач. Впоследствии, когда жизнь братства Паисиева стала приходить в упадок, монахи сами признавались, что одной из важных причин этого упадка было прекращение ежедневных бесед старца и прекращение чтения Божественных и отеческих писаний и оставление внимания к себе. Старец Паисий и сам считал одной из основных причин того, что с каждым годом жизнь в их обители (в Нямце) «идет ниже», – «оставление соборного поучения» братии 69 . Иеромонах Доримедонт укоряет святителя Игнатия в том, что он не смог по достоинству оценить современных ему духовных наставников, не признавал духовного делания за Оптинскими старцами, будучи послушником старца Леонида, этого «благодатного основоположника Оптинского старчества» 70 , отошел от него, что и определило его «личный духовный опыт», «опыт... жизни без послушания старцу». Но пересмотрим кратко житие самого старца Леонида, затем святителя Игнатия в период его послушничества, чтобы глубже проникнуть в суть духовных отношений старца и ученика и того, что могло стать причиной их разлучения. Старец Леонид (в миру Лев Данилович Наголкин) в начале своего монашеского пути вступил в Оптину пустынь (1797), но через два года перешел в обитель Белобережскую. Причина этого перехода, скорее всего, была в том, что в то время в Белых Берегах настоятельствовал иеромонах Василий (Кишкин), старец духовной жизни, подвизавшийся немалое время на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Оптина пустынь . В XVIII в. заметное влияние на русское монашество оказал преп. Паисий Величковский (1722–1794). Сын полтавского протоиерея, он обучался в Киеве, однако оставил Киево-Братское училище и в семнадцать лет стал рясофорным монахом. Но жизнь в украинских монастырях его не удовлетворяла, и в 1744 г. он ушел в Валахию, где три года подвизался в разных скитах, а затем ушел на Афон, где был пострижен в мантию. Там он основал скит, в котором собралась братия числом шестьдесят четыре человека. Однако притеснения от турецких властей и греков вынудили его через семь лет перебраться в Молдавию, где он стал настоятелем монастыря в Драгомирне, а после перехода этого места под власть Австрии он с братией перебрался в Нямецкий монастырь, сделавшийся рассадником духовной жизни и просвещения. Сам преп. Паисий много трудился над переводом аскетических творений греческих церковных писателей, входящих в собрание назидательного чтения для монахов, известное под названием «Добротолюбие». После преп. Паисия остались и его собственные сочинения – книга об умной молитве и послания, содержащие разные духовные наставления. Из его учеников многие стали восстанавливать монашескую жизнь в России, когда это стало возможным. Особенно сильно было его влияние в монастыре Оптина пустынь . Старинный монастырь (основан в XV в.) Оптина пустынь возле города Козельска под Калугой еще при Петре I пришел в полное расстройство, да и потом еле существовал. К 1796 г., когда на него обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) , там оставалось три монаха, из которых один был слепой. В 1799 г. была образована Калужская епархия, и калужские архиереи также стали проявлять заботу об этой обители. Но подлинным ее благодетелем стал Московский святитель Филарет, позаботившийся о том, чтобы в этом монастыре поселились старцы-подвижники, с которыми и был связан его подлинный расцвет в XIX – начале XX века. Первым старцем Оптиной Пустыни стал в 1829 г. иеромонах Леонид (Наголкин) , бывший учеником учеников преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

1. Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти: но блаженни умирающии о Господе: ей, почиют от трудов своих. 2. Памятник сей покрывает тело почивающаго о Господе с миром иеросхимонаха Леонида (Льва), понесшаго благое Христово иго в монашестве 46 лет; родом был из Карачевских граждан по фамилии Наголкин. 3. Уснул сном смерти в надежде воскресения и жизни вечныя. Оставил о себе память в сердцах многих, получивших утешение в скорбях своих. 4. Скончался 11 октября 1841 года; всего жития его было 72 года. 5. Памятник сей воздвигнули усердие и любовь к нему. По кончине о. Леонида, осиротевшие его духовные дети находились в великой скорби о потере своего духовного отца и наставника. Но скорбь эта во всех растворялась благонадежием, что старец получил милость Божию, и ходатайствует о всех чадах своих. Вот как эти общие чувства выражал, в письмах к разным лицам, ближайший ученик и преемник старца, и. о. Макарий: «Любезного нашего батюшки о. Леонида уже не стало с нами. Тело его сокрыла от нас мать сыра земля, а душа отошла верно в руце Божии… Вы верно поскорбите о нашем сиротстве, но вместе и утешитесь духом о его покое, который он несомненно обрящет по милосердию Божию… Видно, время, назначенное для него Божиим определением, приспело, и надобно было разлучиться душе от плоти, освободиться от здешних скорбей и болезней и перейти к вечному покою… Нельзя сомневаться, чтобы он не удостоился получить милость от Господа, и верно будет ходатайствовать о нас грешных, странствующих в юдоли сей плачевной, и боримых страстьми душевными и телесными. «Преясно изобразилось, писал о. Макарий к о. игумену Антонию в Малоярославеце, чувство любви Вашей к достоблаженному и любезному нашему батюшке о. Льву в писании Вашем, писанном ко мне от 17 Октября, и соболезнование о отшествии его от нас. Вы и окружающая вас братия точно пролили нелестные, но искренние слезы прискорбия о разлучении с таковым отцом. Да кажется из знавших его немного найдется таких, кто бы не принес ему сей дани. Память праведных с похвалами ( Притч. 10:7 ); оправдалось над ним сие слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Прп. Лев Оптинский. Фрагмент иконы на раке святого. 2000 г. Иконописец игум. Ипатий (Хвостенко) (ц. Владимирской иконы Божией Матери) (Наголкин Лев Данилович; 1768, г. Карачев Орловской губ., ныне Брянской обл.- 11.10.1841, Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.), прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Происходил из мещан г. Карачева. Служил приказчиком в г. Болхове у купца Сокольникова, торговавшего пенькой и конопляным маслом. По роду деятельности общался с людьми различных званий и состояний, что помогало развить наблюдательность и обрести житейскую мудрость. Обладал прекрасной памятью и рассудительностью. Оценив способности своего приказчика, купец предложил ему жениться на своей дочери, но Лев Данилович отказался. В 1797 г., при игум. Авраамии († 1817), поступил в Оптину пуст. Отличался богатырской силой и здоровьем, к-рое, однако, успел расстроить в короткий срок из-за непомерных трудов. В 1799 г. перешел в Белобережскую Брянскую пуст. , чтобы пользоваться духовными советами прп. Василия (Кишкина) . 14 сент. 1801 г. пострижен в монашество с именем Леонид игуменом Чёлнского в честь Преображения Господня мон-ря Кесарием (Плюгиным). 22 дек. 1801 г. еп. Орловским и Севским Досифеем (Ильиным) рукоположен во диакона, 24 дек. того же года - во иерея. По благословению настоятеля нек-рое время пребывал в Чёлнском мон-ре, где проживал ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Феодор (Пользиков; 1756-1822), ставший его духовным наставником. Духовно сблизился с настоятелем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и ректором Севской ДС игум. Филаретом (Амфитеатровым) . Со временем в Белобережской обители собрались ученики и последователи прп. Паисия: иером. Клеопа II (Антонов) , схим. Феодор (Пользиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом слав. «Добротолюбия», что способствовало духовному возрастанию иноков.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

4 Все время жизни своей в с. Покровском он содержал постоянно на полном своем иждивении приходское двухклассное училище, в котором обучалось до 50 чел. крестьянских детей. 6 В этом году на 30 ваканций было 130 конкурентов. Из числа их Брянчанинов не только был первым, но исключительно он один удовлетворил требованиям для поступления во 2-й кондукторский класс. 7 В самом непродолжительном времени Брянчанинов стал первым учеником своего класса и сохранил это место по наукам до самого выхода из училища. 8 Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) – археолог, филолог, график, держатель известного литературно – художественного салона. – Ред. 10 Алексей Иванович Малов (1787–1855) – протоиерей Исаакиевского собора при Адмиралтействе, масон, член Российской Академии; 1. II. 1837 г. отпевал А. С. Пушкина в Конюшенной церкви. – Ред. 11 Егор Карлович Сиверс (1779–1827). С 1820 г. – директор Главного инженерного училища, с 1825 – генерал-лейтенант, сподвижник А. А. Аракчеева. – Ред. 12 Инспектором Училища был инженер генерал-майор Барон Эльснер, с трудом объяснявшийся на русском языке. 14 Леонид (Лев Данилович Наголкин; 1768 11. X. 1841), иеромонах, старец, с 11. VIII. 1829 жил в Оптинском скиту. – Ред. 16 Серафим (Стефан Васильевич Глаголевский; 1763–1843) – Петербургский митрополит с 1821 года, борец с крамолами и масонством. – Ред. 21 Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) – известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). – Ред. 26 Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) – благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. – Ред. 27 Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792–1838) – настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. – Ред. 28 Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010