В том же году (22 Декабря 1828 года) о. Досифей, немного поболев, тихо скончался на 75 году от рождения, из коих 50 лет провел в монашестве. Иеромонах Леонид (в схиме Лев). На следующий год после о. Досифея, т. е. в 1829 году, прибыл на жительство в скит Старец Леонид с 5 своими учениками. О. Леонид родился в 1769 году в городе Карачеве, от тамошних граждан (по фамилии Наголкиных), который также был местом родины и его духовного Наставника и друга, Схимонаха Феодора19. Оставив мир, он поступил первоначально в сию Оптину пустынь в 1797 году; прожив тут два года, перешел в пустынную обитель Белобережскую (Орловской эпархии), где и пострижен в монашество 1801 года, Строителем Василием, Старцем опытным в духовной жизни. По достижении степени Иеромонаха он был определен Строителем той же Белобережской пустыни, по воле блаженной памяти Преосвященного Досифея, Епископа Орловского. До занятия этой должности о. Леонид жил временно в Чолнском монастыре, где в то время поселился только что прибывший из Молдавии Схимонах Феодор, ученик великого Старца Паисия, Архимандрита Молдо-Влахийских монастырей. Укрепленный благодатью Св. Духа и опытный в подвижнической жизни, о. Феодор преподавал братии Чолнской обители сокровища духовных советов и утешений, собранные им в Молдавии. Под руководством сего-то Наставника в полной мере возросла и процвела верою и благочестием душа Леонида, яко древо насажденное при исходищох вод, еже плод свой даст во время свое ( Пс. 1, 3 ). Чистейшая любовь соединяла Наставника и ученика неразрывными узами друг с другом. После сего понятно, как трудно было о. Леониду разлучиться со Старцем, когда воля Архипастыря вызвала его на степень Настоятельства; но Провидение разлучило сподвижников не надолго: посещения и безпокойства ближних, нарушающия безмолвие пустынной жизни, особенно молва о добродетелях и подвигах, от которой всегда, по смиренномудрию, бегал Феодор, понудили его, для ненарушимого молитвенного служения Господу, переселиться в пустынную Белобережскую обитель в 1805 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1991. С. 1). В «Записках... из истории Валаамского монастыря и с описанием своих путешествий по монастырям России» (РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6.) игум. Антоний описывал пребывание старцев Л. и о. Феодора на Валааме и в Александровом Свирском мон-ре. Помимо свидетельств др. лиц игум. Антоний оставил свои воспоминания о старце, записал его 14 ответов на предложенные вопросы, касающиеся духовной жизни, и, наконец, посвятил своему наставнику стихотворение «Памяти отца Леонида» (др. название - «Плач на гробе отца»). Материалы (1846) игум. Антония к жизнеописанию старца вошли в рукопись из собрания Оптиной пуст. «Жизнеописание Леонида (Льва) (Наголкина) - материал к изданию» (РГИА. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 3. 22 л.). Воспоминания игум. Антония (Бочкова) опубликованы в книге архим. Леонида (Кавелина) «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» (1847), а также во всех биографических очерках о старце. В книге о. Леонида опубликована и литография Л., выполненная П. Ф. Борелем. В качестве приложения к жизнеописанию старца архим. Леонид поместил «Вопросы ученика и ответы старца» - вопросы П. П. Тамбовцева к Л., опубликованные ранее в ж. «Маяк» (Маяк. СПб., 1845. Т. 22). Иером. Леонид (Кавелин) работал над жизнеописанием Л. и над подготовкой к изданию его писем, о чем свидетельствуют рукописные тетради (Письма (в списках) старца иеросхим. Льва (Леонида) (Наголкина)//РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 370, 371), относящиеся к 1855-1857 гг. Однако в связи с назначением в Русскую духовную миссию в Иерусалиме эта работа иером. Леонидом не была завершена. В 1861 г. вышло жизнеописание прп. Макария (Иванова), составленное иером. Леонидом. В «Сказании о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария» есть гл. «Подвижническая жизнь [о. Макария] под руководством старца отца Леонида» (С. 55-63). В ней составитель поместил не только выдержки из уже опубликованных воспоминаний о. Антония (Бочкова), но и новые материалы, среди к-рых выделяются свидетельства очевидцев о взаимоотношениях 2 старцев, а также написанный прп.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

«Тебе только нужно, продолжал схимник, произнесть пред нами обет Богу, а Он уже сам изволит указать обитель полезную для тебя». Обет монашества произнесен с полною готовностью и спокойствием, свойственным юному возрасту Максима. На вопрос его: «кто вы?» старцы рекли – один: «я Антоний», другой: «я Феодосий Печерский » – угодники, которым покланялся он в пещерах Киевских. Весело благословляя его, преподобные отцы уверяли: «ты будешь здрав», и вдруг сделались невидимы. Максим после того крепко и спокойно спал несколько часов; проснувшись, говорил внятно и, немного вкусив пищи, снова заснул. На другой день вечером он уже стал ходить по комнатам, на третий ездил ко всенощной в Оптин-Троицкий (иначе Тихвин) монастырь на конце города, и здесь возблагодарил Господа за скорое исцеление от болезни. Не видно, чтобы исцеленный открыл своим родителям обет иночества, данный во сне. Он не хотел преждевременно смущать их, и только в молитве изливал чувства свои, взывая с псалмопевцем: скажи мне Господи путь, в оньже пойду ( Пс. 142:8 ). Подобно ему, таил в душе намерение оставить мир и вся красная мира, прикащик его родного дяди – Лев Данилович Наголкин, впоследствии знаменитый старец Оптиной Введенской пустыни (калужской епарх.), иеромонах Леонид, в схиме Лев 15 . При удобном случае, именно на возвратном пути с Коренной ярмарки 16 они взаимно признались в том, что заботливо хранили от других. Вскоре Наголкин познакомил Максима с другом своим, также склонным к монашеству – Бумкиным, в доме которого пользовались странноприимством монашествующее из разных обителей 17 . По приглашению старцев Оптиной пустыни, они трое согласились побывать в ней, этого особенно желал Максим. За отсутствием родителя, он взял отпуск у матери, нарочно сказавши ей, что хочет ехать в г. Белев. Вместе с друзьями он прибыл в Оптину пустынь 20 ноября 1796 года, накануне храмового в ней праздника, и прямо пошел в церковь ко всенощной. В это время братия весьма умиленно пели: Блажен муж... Максим заплакал от благоговейного восторга.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Трудолюбие и скромность являлись отличительными чертами архимандрита Леонида. При этом, как уже отмечалось, он был весьма строг к себе в своей ученой деятельности и от других требовал прилежного отношения к исполнению своих обязанностей. Иногда такая строгость вызывала недовольство со стороны окружающих. В своих воспоминаниях граф С.Д. Шереметев говорил о немалых трудностях, с которыми из-за этого столкнулся отец Леонид, особенно в начале своего служения наместником обители преподобного Сергия. Вместе с тем граф отмечал, что благодаря общительности наместника посещавшая Лавру интеллигенция постепенно воцерковлялась. Сам отец Леонид, по словам Шереметева, «высоко держал знамя монашества... С виду несколько согбенный и уже далеко не крепкий телом, он производил впечатление уже тем, что не похож был на других. Он мало обращал внимания на себя, не принадлежал к числу выхоленных архимандритов... Он был горяч и вспыльчив, непреклонен и непримирим с житейской пошлостью» 6 . В последние годы жизни архимандрит Леонид много болел. Причастившись накануне кончины Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу 22 октября 1891 года и был погребен со стороны алтаря Духовской церкви. На кресте у его надгробия благодарная лаврская братия выгравировала надпись «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся» (Пс. 142:5) 7 , кратко и емко отразившую суть подвига исследователя, историка и делателя на ниве духовного просвещения наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Леонида (Кавелина). Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 20 февраля (4 марта по н.ст.) 1822 г. в Смоленской губернии в семье военного. Происходил из калужских дворян, по линии матери относился к роду Нахимовых. В 1840 г. с отличием окончил 1-й Московский кадетский корпус и поступил в лейб-гвардии Волынский полк. Прослужил там двенадцать лет, дослужившись до чина капитана. В 1852 г. вышел в отставку и поступил послушником в Оптину пустынь . Пройдя иноческий искус под руководством строгих подвижников благочестия, 7 сентября1857 г. был пострижен в монашество с наречением имени Леонид в память скитоначальника Оптинского скита иеросхимонаха Льва (Наголкина), в монашестве Леонида. В октябре того же года рукоположен в сан иеродиакона,через несколько дней — во иеромонаха.

http://patriarchia.ru/db/text/5952233.ht...

81 Кроме личной врожденной правдивости друзей,–в отношении к Брянчанинову, как это напоминает влияние честного и правдивого Дормедонта! 83 В 1824 году Брянчанинов был переведен из юнкерских классов в нижний офицерский, что теперь Николаевская Инженерная академия. 87 Записки М. Чихачова, стр. 15. Инспектором училища был Инженер Ген.-Майор барон Эльснер, с трудом объяснявшийся по-русски. 89 Впоследствии эконом в Сергиевой пустыни при Архимандрите Игнатии, а потом строитель Череменецкой обители, где и скончался. 94 Поступивши сразу во второй, кондукторский класс, Брянчанинов вышел в офицеры раньше Чихачова. 100 Жизнеописание Еп. Игнатия Бр., составленное его ближайшими учениками в 1881 году, стр. 26–27. 103 Старец Леонид, который в жизнеописании Епископа Игнатия, составленном его ближайшими учениками в 1881 году, образно называется Моисеем, выведшим нового израильтянина (Димитрия Александровича) из Египта мирской жизни, имел столь важное значение для этого последнего, что нам представляется уместным сказать о нем несколько подробнее. Происходивший из рода простых Карачевских граждан–Наголкиных, старец Леонид (в миру Лев Данилович) провел свою молодость в должности купеческого приказчика, разъезжая по торговым делам почти по всей Русской земле. Двадцати девяти лет, оставивши мир (в 1797 г.); он провел 2 года в Оптиной пустыни; а отсюда перешел в пустынную Белобережскую обитель, где и был в 1801-ом году пострижен в монашество настоятелем её, иеромонахом Василием (Кишкиным) и наречен Леонидом. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха, что свидетельствует о том, что своей строгой жизнью и своими подвигами он превосходил прочих братий. Проведши в Белобережской обители 3 года в непрерывных трудах иеромонах Леонид был назначен (в 1804 году) настоятелем этой же обители. Еще до занятия этой должности о. Леонид, пребывая временно в Чолнском монастыре, имел возможность узнать поселившегося там схимонаха Феодора, опытного в «подвижнической жизни–ученика великого старца Паисия, архимандрита Молдо-Влахийских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году были канонизированы 13 Оптинских старцев: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Анатолий Старший, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий, иеросхимонах Анатолий Младший, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий II. Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых в 1988 году. Собор преподобных Оптинских старцев – 11/24 октября. Старец Леонид (в схиме Лев, в миру Лев Данилович Наголкин, † 1841; память преподобного Льва Оптинского – 11/24 октября в Соборе Оптинских старцев) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости занимался торговлей, служил приказчиком, много ездил по России. В возрасте 29 лет поступил послушником в Оптину пустынь, но вскоре перешел в пустынь Белобережскую, где принял постриг и рукоположение в священный сан. В 1804 году он стал настоятелем Белобережской пустыни, сменив при этом своего наставника отца Василия (Кишкина). Еще до своего настоятельства отец Леонид познакомился со старцем Феодором, учеником преподобного Паисия Величковского . В 1808 году отец Леонид, оставив управление обителью, последовал за старцем Феодором в затвор и некоторое время подвизался вместе с ним и с иеромонахом Клеопой в лесной келии. В этот период он келейно принял схиму с именем Лев (см. примеч. 52 к гл. «Отец схиигумен Герман»). Затем отшельники удалились на Валаам, а в 1817 году перешли в Александро–Свирский монастырь. Старец Феодор скончался в 1822 году. В 1829 году отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в устроенный архимандритом Моисеем (Путиловым, † 1862; память – 16/29 июня) Иоанно–Предтеченский скит Оптиной пустыни, где сделался основателем старчества. За духовным утешением к отцу Леониду стали обращаться толпы мирян; ежедневно настоятель и братия обители открывали ему помыслы. По молитвам старца исцелялись больные и одержимые. Скончался подвижник 11 октября 1841 года. О нем см.: Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида/Сост. иером. Климент (Зедергольм) . М., 1876. (2–е изд. – 1890.) О нем и др. Оптинских старцах: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. N.Y.: Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Они жили под руководством учеников старца Паисия, а следовательно были опытны в молчании, в рассуждениях, в борьбе со страстями и в творении молитвы Иисусовой, что давало им высоту духа. Приведя с собой несколько Рославльских иноков, братья Путиловы принялись за работу и вскоре Оптинский скит, в память Усекновения Главы св. Предтечи и Крестителя Иоанна, был открыт. Довольно точное описание его дано Достоевским в романе «Братья Карамазовы». К тому времени, в 1829 году, с северного края, из Валаама, прибыл на жительство в Оптину иеромонах Леонид (в схиме Лев) Наголкин, ученик и друг старца Паисия Величковского . Его приезд положил начало Оптинскому старчеству. Мы видим, как в этом уголке Калужской губернии «мало по малу сосредоточивались предания и заветы старца Паисия Величковского , приносимые туда со всех сторон разными лицами»; соединению их многообразных духовных влияний, обязано Оптинское старчество своим необычайным расцветом. Старец Леонид (1768 –1841) С самого приезда в Оптину Пустынь, старец Леонид (Лев) стал пользоваться большой известностью и его влияние очень скоро стало огромным не только среди обительской братии, но и среди окрестного населения и бесчисленных богомольцев, посещавших монастырь. «Своею святою жизнью, мудростью, прозорливостью, милосердием к страждущим, прямотой и смелыми обличениями людей порочных, старец Леонид приобрел общую любовь и глубокое почитание...» «Самый, наружный вид его был поразителен. Он был высокого роста, довольно полный, но легкий и быстрый, с небольшими проницательными и живыми глазами, с длинными, густыми и волнистыми волосами, напоминающими львиную гриву, е живою, резкою, прямою простонародною речью. В нем не было ничего напускного, заученного, формального. Народ любил его и теснился к нему. Келия его всегда была переполнена посетителями. Старец, в белом балахоне, сидел на своей кровати и плел пояски (это было его обычное занятие), беседуя с окружающими» 158 . Однажды, приехал в Оптину один известный богослов, ректор одной из семинарий. Когда настоятель предложил ему навестить старца, он ответил: «О чем могу я разговаривать с мужиком?» На другой день, однако, он отправился к старцу. Каково же было его изумление, когда тот приветствовал его словами: «Ну, что ты скажешь мне, мужику?» Сгорая от стыда, богослов стал просить у него прощения и затем долго беседовал с ним. Вернувшись к настоятелю, он не раз повторял: «Что наши науки?! Его наука это – мудрость, плод благодати». В другой раз, Козельский уездный протоиерей, увидев старца, окруженного толпой крестьян, сказал: «И охота вам, батюшка, так утруждать себя и возиться целые дни! с народом?» Старец ответил: «Конечно, по настоящему, это – дело ваше, мирских иереев, но так как у вас для этого мало времени, то, поневоле, приходится возиться с народом нам – инокам».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лев Оптинский, прп. - житие Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам, объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел житейский опыт, который пригодился ему в годы его старчествования, когда приходили к нему люди за духовными советами. В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания. Однажды, когда отец Леонид только что вернулся с сенокоса, настоятель велел ему петь всенощную. Как был, усталый и голодный, отец Леонид пошел на клирос и вдвоем с братом пропел всю службу. В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию — умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

http://pravicon.com/info-2768

Ф. 5. Оп. 1. С. 5) 114 Преподобный Сисой Великий († 429) был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере, освященной молитвенными трудами его предшественника – преподобного Антония Великого (память 17 января ст. стиля). 117 старец иеросхимонах Леонид… – Из жития преподобного Оптинского старца Льва. Первый оптинский старец, преподобный Леонид (Лев Данилович Наголкин, 1768–1841). В 1797 г. вступил в число братии Оптиной Пустыни. Через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 г. послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид; в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря – в иеромонаха. В 1804 г. Преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) , отцом Феодором. Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с о. Феодором и о. Клеопой в тихую лесную келлию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение всё больше народу. Старцы, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз – в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году. В 1829 г. преподобный Леонид вместе с шестью учениками прибыл в Оптину Пустынь. Его старчество продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. В сентябре 1841 г. старец начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины Преподобного, 11/24 октября 1841 г., служили всенощную в память Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1996) 119 знаменитых общежитий – Белобережского, Площанского, Софрониевского, даже Оптинского и Саровского… – Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь – в Брянском уезде, Орловской губернии; Казанская Богородицкая Площанская пустынь – в Севском уезде, Орловской губернии; Путивльская Софрониева пустынь – в Путивльском уезде, Курской губернии; Оптина Введенская Пустынь – в Калужской губернии; Саровская Успенская пустынь – в Темниковском уезде, Тамбовской губернии 120 Святой Иоанн Пророк, ученик Великого Варсонофия… – Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но каждому человеку различное правило. Иной старец может бесстрастно и безвредно выслушать твое исповедание. Да и ты, положим, можешь не очень страстно и с сокрушением исповедоваться подробно и, ко смирению твоему, посрамить себя, потому и подробное исповедание (хотя и редко) бывает на пользу. Но, видно, старцы знали великое милосердие Божие, не желающее крайнего пристыждения нашего, потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда тебе диавол внушит их и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда и старец, не очень твердый, не вывеет помыслы твои из уха своего сердечного» 116 . В 1834 году вместе, вернее, в одно время, со старцем Макарием (Ивановым) пришли в Иоанно-Предтеченский скит два монаха довольно необычной судьбы: это схимонах Леонид (Бочаров) и иеросхимонах Феодот. Схимонах Леонид был племянником отца Феодора (Перехватова) и родился, как и тот, в городе Карачеве. Родители его – Тихон и Евдокия Бочаровы – были приписаны к мещанскому обществу города. Сына, родившегося 18 июля 1783 года, назвали они Иакинфом. По убеждению своего дяди юноша решил посвятить себя служению Богу в иноческом образе. Вместе с дядей он подвизался в Белобережской пустыни, где настоятелем был тогда отец Леонид (Наголкин), будущий старец Оптинский. Старец Леонид постриг Иакинфа в рясофор с именем Иоанникий в 1807 году, а в 1808-м – в мантию. Он стал у отца Леонида келейником. Затем проходил послушания просфорника, свечника и пономаря. От посвящения в сан диакона он, по совету дяди своего, решительно отказался, оставшись, как и тот, на всю жизнь простым монахом. Был отец Иоанникий с дядей и отцом Леонидом и в монастыре на Валааме. А в 1821 году настоятель Валаамского монастыря отправил его на Петербургское подворье. В 1824 году он перешел в Александро-Невскую Лавру, где состоял в храме при продаже свечей. В это время довелось ему познакомиться с будущим святителем Игнатием (Брянчаниновым) , который тогда с одним своим товарищем приходил в Лавру для беседы с монахами и для исповеди, – это были отцы Аарон, Харитон и Иоанникий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010