Докладывал уполномоченный и о своих решительных мерах в отношении запорожских церквей при поддержке епископа Иоасафа: в частности, изымался автотранспорт общин, священникам не разрешалось сопровождать похоронные процессии, были отменены панихиды на кладбищах на Радоницу, под запретом оказался колокольный звон, были запрещены праздничные храмовые трапезы, снятым с регистрации за нарушения священникам отказывали в дальнейшей регистрации, были ограничены работы по капитальному ремонту храмов, у приходов изымались подсобные помещения и здания. При этом усилилась научно-атеистическая пропаганда: в 1960 г. в Запорожской области существовало 111 лекториев, в которых читали лекции на научно-атеистические темы 130 лекторов, и 250 — на естественнонаучные. Всего, по данным уполномоченного, в области было прочитано за год более 17 000 лекций. В 1961 г. в Днепропетровской и Запорожской епархии было снято с регистрации еще 83 прихода: 61 — в Днепропетровской области и 22 — в Запорожской. На 1 января 1962 г. в епархии осталось всего 70 приходов: 40 — в Днепропетровской области  и 30 — в Запорожской . Таким образом, за три года (1959–1961 гг.) в Днепропетровской и Запорожской епархии было закрыто 207 приходов, или 75%, по отношению к 277 действовавшим при архиепископе Гурии (по состоянию на 1 января 1959 г.). Не менее болезненным событием помимо закрытия более чем 200 приходов в Днепропетровской и Запорожской епархии стало упразднение Тихвинского женского монастыря в Днепропетровске. Произошло это 5 августа 1959 г. — через два месяца после перемещения архиепископа Гурия на Минскую кафедру. 24 июня 1959 г. на имя экзарха Украины митрополита Иоанна (Соколова) поступила телеграмма из Патриархии за подписью митрополита Николая (Ярушевича) о сокращении в 1959 г. восьми монастырей и скитов на территории Украинской ССР с последующим размещением монашествующих в других обителях. Патриарший экзарх должен был сообщить об этом решении епархиальным архиереям и с республиканским уполномоченным согласовать места размещения монашествующих указанных монастырей. В этот список входил и женский Тихвинский монастырь в Днепропетровске .

http://bogoslov.ru/article/6171304

В 1925–1936 обедневшая небольшая община неожиданно получила финансовую поддержку от Королевского Дома Греции, который решил использовать одно из помещений крипты под временную усыпальницу своих монархов. В 1925 здесь поставили гроб с телом короля Константина, в 1926 — королевы Ольги (урожд. вел. кн. Ольги Константиновны из Дома Романовых), в 1932 — королевы Софии, сестры германского императора Вильгельма II. Когда в 1936 положение монархии в Греции стабилизировалось, прах венценосцев был перенесен в родовую усыпальницу под Афинами. Особенно много в трудные годы храму помогала Мария Павловна Демидова, кнж. Сан-Донато (в замужестве кн. Абамелек-Лазарева), владелица виллы в Пратолино. В отличие от большинства русских флорентийцев она после революции не лишилась своего состояния и потому могла расходовать крупные средства на поддержание как церкви, так и бедных прихожан. Вторая мировая война заставила многих видных прихожан уехать в Америку. Покинул Флоренцию, например, староста кн. С. Кочубей. Однако сразу после войны в жизни общины наступило временное оживление, ибо в рядах союзных войск было немало православных, но оно было чисто внешним и продолжалось недолго. Литургическая жизнь прихода никогда не прерывалась. После смерти о. Владимира Левицкого во Флоренции настоятельствовали: прот. Михаил Стельмашенко (1923–1925), «умный, образованный, но человек крутого нрава», окончивший Киевскую Духовную академию; прот. Иоанн Лелюхин (1926–1935), чья семья осталась в Архангельске; о. Иоанн Куракин (1935–1950), князь, бывший депутат Государственной думы, который стал перед кончиной епископом Мессинским; о. Андрей Масальский (1950–1955); архим. Савва (Шимкевич, 1955–1961); о. Феодор Бокач (1965–1969), после которого постоянного священника долго не было. Хором в 1920–1950-х управлял регент Адриан Ксенофонтович Харкевич, выпускник Петербургской Духовной академии. В 1903 он был назначен псаломщиком, а затем регентом церкви во Флоренции. Харкевич достиг высокого профессионализма не только в исполнении духовных песнопений, но и в их сочинении — его произведения звучали в русских храмах разных стран. Он был также одним из руководителей «Русской колонии в Тоскане», общественно-культурного объединения эмигрантов.

http://sobory.ru/article/?object=09348

Г–н Лафон женат на русской. 179 О.Дмитрия Троицкого Митрополит Евлогий назначил благочинным и наградил его митрою; он умер в октябре 1939 г. После него настоятелем был о.Иоанн Лелюхин, а теперь — о.Михаил Соколов. 180 См.с.493. 181 Эти строки относятся к 1939 г. Осенью 1946 г. тело о. Георгия было предано земле на кладбище Sainte–Genevieve des Bois. 182 У Бакуниных — хирурга Бакунина и его жены Е.Н.Бакуниной — была в Москве лечебница. Там провел последние дни своей жизни и там скончался Патриарх Тихон. 183 К 1939 г. более 400 могил. 184 Увы, в эти колокола по случаю военного времени нам не было позволено звонить, даже в день освящения храма. 185 Храм Успения Божией Матери в Sainte–Genevieve des Bois, действительно, оказался последним, который освятил Митрополит Евлогий. В 1944 г. возник еще один храм–приход в Париже во имя Скорбящей Божией Матери на rue de la Tour, 42, но Митрополит Евлогий по болезни уже не мог быть на его освящении. Первым его настоятелем был о.Сергий (Иртель). После его ухода и доныне настоятелем этого храма состоит игумен о.Сильвестр (Хорун). 186 См.с.395. 187 По смерти Митрополита Евлогия Экзарх Патриарха Вселенского. См.с.388. 188 Матушка о.Спасского первое время работала там на заводе, но пробыли они в Монтаржи недолго — я перевел о.Георгия в Париж. 189 См.примечание на с.458. 190 См.с.380. 191 Тогда о.Недошивин был еще белым священником. Потом он принял монашество. В настоящее время (1937 г.) он в сане архимандрита. 192 Государственный переворот (фр.). (Прим. ред.) 193 Мою условную лояльность митрополиту Сергию Московскому «карловчане» считали большевизмом. 194 О.Герасима я оставил в Риве. Вскоре он перешел к «карловчанам». 195 Протоиерей Г.Леончуков в июне 1923 г. был пострижен в монашество с наречением ему имени Иоанн и возведен в сан архимандрита. 196 См.с.462–463. 197 Впоследствии финляндский генерал–губернатор. 198 См.с.461. 199 См.с.459. 200 Сначала он организовал приход неподалеку — в Канне, главном городе этого департамента. 201 См.с.434–435. 202

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Так, на заседании 16 июля 1920 г. обсуждалась миссия представителя Епископальной Церкви Харрисбурга Дарлингтона в Грецию и Великобританию по вопросу о воссоединении Церквей. Летом 1920 г. с инициативой выступить единым фронтом против безбожия, социализма и масонства выступила Римско-Католическая Церковь . На заседании ВВЦУ 10 августа обсуждался вопрос о направлении делегации в Рим для «объединения христиан в борьбе против иудомасонства». Однако в тот момент Крымское ВВЦУ решило отказаться от такого сотрудничества. 45 ВВЦУ занималось также решением кадровых вопросов. Так, например, оно командировало в Западную Европу настоятеля посольской церкви в Афинах архимандрита Сергия (Дабича). На заседании ВВЦУ 16 июля 1920 г. рассматривалась ситуация на Афоне, а также положение православия в Польше. 9 сентября 1920 г. обсуждался вопрос относительно назначения священника в Варну, в результате чего в этот город был командирован протоиерей Иоанн Слюнин. 26 октября обсуждалась ситуация, сложившаяся в русской церкви в Лондоне, куда был назначен протоиерей Иоанн Лелюхин. В тот же день члены ВВЦУ обсуждали доклад протопресвитера Г. Шавельского о религиозно-нравственных нуждах русских беженцев. 46 В течение октября 1920 г. решался вопрос и относительно Духовной миссии в Китае. 8 октября обсуждалась возможность ее передачи в ведение Константинопольского Патриархата. 15 октября 1920 г. ВВЦУ вновь рассматривало ситуацию, сложившуюся вокруг Русской духовной миссии в Китае. ВВЦУ вынесло постановление взять на себя ответственность за работу миссии «в силу тяжелых условий» и обратиться к Вселенскому Патриарху с просьбой «не отказать в принятии под свою защиту Духовную Миссию, когда потребуют обстоятельства». 47 Имеются также сведения, что ВВЦУ в последние месяцы своего пребывания в Крыму занималось делами, связанными с переходом в православие жителей Чехословакии и Угорской Руси. Однако вторжение большевиков в Крым помешало принятию действенных мер в этом вопросе. 48 ВВЦУ брало на себя и решение вопросов относительно служения представителей Поместных Церквей на территории России, например в случае с иеродиаконом Хиландарского монастыря Амвросием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, усилиями местных властей и спецорганов при непосредственной поддержке епископа Иоасафа и его «сподручных» священнослужителей была закрыта единственная обитель в Днепропетровской и Запорожской епархии — Тихвинский женский монастырь, который заботами архиепископа Гурия возрастал в годы его пребывания на Днепропетровской кафедре экономически и духовно. При всем своем желании митрополит Минский и Белорусский Гурий не смог повлиять на ход событий тех дней в силу объективных причин — решение было принято в Москве, а на месте не нашлось достойных защитников. Сам Патриарх Алексий на встрече с председателем Совета по делам РПЦ В.А. Куроедовым 11 марта 1960 г., отмечая допущение грубых ошибок при закрытии ряда монастырей, заявил, что при ликвидации Днепропетровского монастыря применялись насильственные меры, монашествующих «просто выкидывали из зданий без всякого предоставления жилплощади» . Дальнейшая судьба епископа Иоасафа (Лелюхина) была следующей: его кандидатуру рассматривали на пост экзарха Украины. 21 августа 1961 г. по запросу уполномоченного по УССР Г.П. Пинчука уполномоченный по Днепропетровской области Я.А. Днепровский направил в Совет характеристику на епископа Иоасафа, в которой было указано: «За время работы управляющим епархией, а также и раньше, показал себя всесторонне положительно, работает в нашу пользу безотказно. Не было ни одного случая возражений против проводимых нами мероприятий по сокращению деятельности церкви, наоборот, во многих случаях проявляет личную инициативу по закрытию приходов, расстановке в нашу пользу духовенства, церковного актива, сокращению транспортных средств и т. д. За время его работы управляющим в Днепропетровской епархии с его согласия снято с регистрации 114 приходов из 177 приходов, в настоящее время осталось 63 прихода. По моему совету он постоянно ведет наблюдение за духовенством и о всех, кто проявляет в чем-либо недовольство против проводимых мероприятий в нашу пользу, информирует меня для принятия мер, а где ему удобно, под благовидными предлогами принимает личные меры воздействия вплоть до увольнения за штат и т. д.  В обращении прост, в разговорах откровенный, по всем вопросам церковной жизни рассказывает запросто, открыто, работать с ним очень легко. За свою полезную работу с нами вполне заслуживает доверия на выдвижение его на епархию, где еще сохранилось много приходов, он быстро наведет порядок. А если понадобится, то он может быть ценнейшим экзархом Украины, на него по всем вопросам церковной жизни в нашу пользу можно смело положиться. Свою преданность нам он доказал на практической с нами работе как в бытность епископа, так и до этого, когда он был рядовым священником» .

http://bogoslov.ru/article/6171304

Суббота 29 октября/11 ноября 1939. Утром было заседание школьной комиссии, на которой решили изменить немного работу, обратив внимание на духовную помощь мобилизованным. Среда 2/15 ноября 1939. Составляю Manuel du combattant orthodoxe 205 , пишу в школы. Четверг 3/16 ноября 1939. Заходил к Л.А. Зандеру 206 сговориться относительно духовной помощи мобилизованным. Он составил картотеку в 250 имен, но ее забрал Мих. Мих. Федоров и держит под ключом как военную тайну. Пятница 4/17 ноября 1939– Утром был в Центральном комитете 207 по делу об Успенской церкви и устройстве списков. О. И. Лелюхин 208 уже вошел в обязанности настоятеля Серафимовского прихода. Все довольны. Воскресенье 6/19 ноября 1939. На Дарю – очень много permissionnaires 209 . Один из витязей, marechai des logis 210 , приехал с швейцарской границы. Они сидят в снегу в Jura и с трудом передвигаются на мотоциклетках по горным дорогам. Настроение там очень хорошее. В пять–у Саши. Собралась церковная молодежь всех трех юрисдикций. Николай Полторацкий сделал доклад об CEuvre d’entraide orthodoxe 211 . Обсуждали текст Manuel du combattant orthodoxe. Вторник 8/21 ноября 1939. Заехал к Нат. Ал. Зембулатовой 212 переговорить о скаутских делах. У них очень много мобилизованных. Воскресенье 13/26 ноября 1939. На литургии хор пел полностью произведения Рахманинова. Больше, чем в прошлые разы, они мне понравились, несмотря на свою музыкальность, трудность и похоронный тон, а «Отче наш» окончательно не понравилось. Сбор дал замечательные результаты. С тарелкой ходил отец. Церковь была полна. Понедельник 21 ноября/4 декабря 1939. Введение во храм Пр. Богородицы. По случаю храмового праздника Владыка служил во Введенской церкви и поставил в иерея о. Петра Делора (Delort) из Тулузы. [...] Кроме Митрополита, с Дарю приехали о. Никон и о. В. Уваров. Служили также о.Ф. Поставский 213 , о. Жуанни, о. Л. Липеровский, а к молебну приехали о. Клепинин и о. Чекан. Русских всех рассылают теперь поодиночке, после первых месяцев обучения. Отношение начальства до капитана – очень хорошее, а высшее начальство не симпатизирует почему-то русским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второе постановление — «О монастырях в СССР» — предусматривало сокращение монастырских земель, установление для каждого монастыря «нормы монашествующих», запрещение использования наемного труда. Этим постановлением Совет министров СССР также поручал советам министров республик совместно с Советом по делам Русской Православной Церкви в шестимесячный срок изучить вопрос о возможности сокращения количества монастырей и скитов в СССР. Предусматривалось значительное уменьшение земельных наделов, вновь вводились отмененные в 1945 г. налог со строений и земельная рента, были повышены ставки налога с земельных участков. К тому же Совет по делам РПЦ потребовал не принимать в монастыри граждан до 30 лет и прекратить дотации монастырям без согласия Совета . В начале 1960 г. появился ряд партийных документов, касающихся Церкви. 9 января 1960 г. было принято постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» с критикой руководителей некоторых партийных организаций, которые заняли пассивную позицию «по отношению к враждебной марксизму-ленинизму идеалистической, религиозной идеологии» и примиренчески относились к «пережиткам прошлого в сознании советских людей» . Одним из главных антирелигиозных «изобретений» государства в период 1958–1964 гг. стала церковная реформа, направленная на подавление активности и внутреннее разрушение Русской Православной Церкви как духовного сообщества и социального института. Начало проведения реформы было связано с секретным постановлением ЦК КПСС от 13 января 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» (этот документ не был опубликован и не вошел в сборники важнейших материалов КПСС). Причиной появления его стали значительные расхождения реальной церковной жизни послевоенного периода и действовавшего законодательства в отношении религиозных организаций в СССР . 1961 г. принес еще более серьезные изменения в государственно-церковные отношения. На всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви в 1960 г. была дана установка для нового широкомасштабного наступления на Церковь. Все, что в течение 1959–1960 гг. по отношению к религиозным организациям отрабатывалось и апробировалось, в 1961 г. получило юридическое оформление . По мнению О.Ю. Васильевой, «церковная реформа» была рассчитана на несколько десятилетий и была направлена на изменение канонических основ Русской Православной Церкви .

http://bogoslov.ru/article/6171304

Постепенно организовался самостоятельный приходик с постоянным священником (первым его настоятелем был протоиерей о.И.Лелюхин), и началось спешное устроение церкви в здании старой мэрии — помещении, предоставленном французами бесплатно. К весне 1937 года храм был уже устроен и украшен. 26 мая я вместе с благочинным о.Д.Троицким посетил Плесси–Робинзон и служил молебен перед иконой Иверской Божией Матери, покровительству которой храм посвящен. Сен–Морис В этом предместье Парижа скопилось много русских. Храма нет, и до ближайшего священника далеко. Состояние колонии плачевное: некрещеные дети, семьи в развале… Ф.Т.Пьянов натолкнулся на все эти прискорбные явления и доложил мне. Я стал посылать священников: сперва о.Шпортака (приехавшего из Польши), потом о.Лелюхина и иеромонаха Игнатия (Богословского Института). В Сен–Морисе сняли помещение для церкви — студию со стеклянным потолком и при нем комната–конура для священника. Церковь устраивали сами прихожане. Нашлись среди них столяры, плотники, резчики, живописцы. Конура оказалась нежилой: в холод от топки образовывался пар и буквально нечем было дышать. Я указал на это обстоятельство, тогда прихожане ассигновали деньги на наем комнаты для священника. Рядом с приходом, по примеру Клиши, организовалось «Национальное объединение», поставившее себе целью иметь собственную школу, библиотеку и независимо от прихода вести широкую просветительную работу — устраивать лекции, диспуты, литературные вечера, концерты… Сейчас же (совсем как в Клиши) завязался спор: церковь при «Национальном объединении» или «Национальное объединение» при церкви? Разумеется, обе организации — братские, существовать они должны параллельно, друг друга не поглощая, друг другу помогая; а церковь и школа остаются вне этих параллельных линий, они должны объединять дружные усилия и «культурников», и «церковников». О.Игнатий, недостаточно толковый настоятель, нормальных отношений с «культурниками» наладить не сумел, и вследствие этого мелочи приобрели неподобающее им значение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Архив: Послужный список о. В.Н. Левицкого (19521953). АЕУА. Легкий Иоанн, протопресвитер см. Иоанн, епископ . Ледковский Борис Михайлович (26.9.1894, Донск. обл. 6.8.1975, Нью-Йорк, США), регент. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Новочеркасское Духовное училище, Ростовскую гимназию и Московскую консерваторию, пел в хорах разных московских храмов, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал в Болгарию, регент хора Св.-Александро-Невского собора в Софии и артист Болгарского оперного театра (19211925), переехал в Париж, где организовал церковный хор, затем переселился в Германию, где основал хор донских казаков, регент хора Св.-Владимировской церкви в Берлине (19411944), состоял в юрисдикции Экзархата митр. Евлогия (Георгиевского), в конце 2-й мировой войны перебрался в Мюнхен (1944), где стал регентом синодальной церкви РЗЦ, переехал в США, регент хора Знаменского синодального собора в Нью-Йорке (19521975), преподаватель церковного нения в Св.-Владимировском богословском институте (19531968). Автор трехтомного обихода церковного пения. Лит.: Рахманова М. Ледковский Б.Н. Золотая книга эмиграции. М., 1997. Лелюхин Иоанн Захарьевич (30.1.1883, Смоленск, губ. 2.5.1945, Париж, Франция), протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Смоленскую Духовную семинарию (1900) и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1911), директор народных училищ Смоленской епархии (19001907), священник (1911), архиерейскую хиротонию совершил архиеп. Феодосий Смоленский, протоиерей (1915), настоятель каф. собора г. Архангельска (12.1.1918), член епархиального совета Архангельской епархии (18.7.1918), эмигрировал в Великобританию (1920), 1-й помощник настоятеля церкви в Лондоне (21.5.192024.3.1923), участник 1-го зарубежного церковного съезда (собора) в Сремски-Карловцах (21.114.12.1921), настоятель Успенской церкви в Лондоне (24.3.19231.2.1926), состоял в клире епархии митр. Евлогия (Георгиевского), настоятель Рождественского храма во Флоренции (1.2.19261.10.1935), по совместительству обслуживал храм Христа Спасителя в Сан-Ремо и домовую церковь в Мерано, вышел за штат по болезни (1935), настоятель церкви Иверской иконы Божией Матери в Плесси-Робэнсон в предместье Парижа (16.12.19361.11.1939), настоятель Св.-Серафимовской церкви в Париже (6.11.19391.12.1942), снова вышел за штат по болезни с причислением к причту Успенской кладбищенской церкви в СентЖеневьев-де-Буа под Парижем (1.12.1942).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

следующего года был вынужден вернуться в СССР ввиду отказа правительства США продлить визу. В сер. 50-х гг. Б. являлся постоянным участником международных конференций в защиту мира. В апр. 1956 г. переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру с поручением временного управления Ворошиловградской (ныне Луганской) епархией и сохранением полномочий экзарха Сев. и Юж. Америки. С нояб. 1958 по февр. 1959 г. находился в Нью-Йорке (США), проводил работу по налаживанию жизни Экзархата. Активная церковная деятельность Б. вызвала недовольство в Гос. департаменте США, и архиепископу было отказано в продлении визы. 25 февр. 1959 г. Б. был возведен в сан митрополита. С марта по авг. 1960 г. находился в США в связи с завершением капитального ремонта Никольского храма в Нью-Йорке, переданного решением Верховного суда США вопреки притязаниям РПЦЗ Московской Патриархии. В окт. 1960 г. сопровождал Патриарха Алексия I в поездке в Грузию и Армению. В июле 1961 г. Б. принимал участие в Архиерейском Соборе РПЦ. При обсуждении изменений в «Положении об управлении приходов» выступил с речью, в к-рой поддержал передачу приходских финансов и имущества в ведение мирян. Однако деятельность Б. как правящего архиерея была направлена на противостояние властям в условиях нового этапа гонений на Церковь; Б. стремился не допустить снятия с регистрации правосл. храмов епархии, в т. ч. Ильинского собора в Одессе. Зам. уполномоченного Совета по делам РПЦ по УССР М. Гладаревский сообщал, что Б. «всячески ищет причины для сопротивления нашим рекомендациям по объединению религиозных общин, закрытию церквей, сужению деятельности духовенства». В характеристике Б., составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Одесской обл., отмечалось, что «вся его деятельность - это упорное сопротивление всем нашим мероприятиям». 16 июня 1962 г. Свящ. Синод в соответствии с прошением Б. освободил его по состоянию здоровья от должности экзарха Сев. и Юж. Америки, 16 нояб. того же года архиерей был освобожден и от управления Ворошиловградской епархией. В 1963-1965 гг. Б. перенес неск. инфарктов. В нач. февр. 1965 г. он принял участие в торжествах по случаю 20-летия Патриаршего служения Патриарха Алексия I. 5 февр. Б. был предоставлен 3-месячный отпуск, к-рый он проводил в Сочи, где и скончался. Отпевание Б., состоявшееся 19 апр. в Одессе, возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоасаф (Лелюхин) . Б. похоронен на кладбище одесского Успенского мон-ря. Б. был награжден мн. церковными наградами, в т. ч. орденом св. кн. Владимира 1-й степени (1963), являлся почетным членом МДА. Соч.: Поучение в день Пятидесятницы//ЖМП. 1961. 6. С. 39. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 133 [личное дело Б.]; Оп. 1. Д. 738. Л. 172-192. Лит.: Наречение и хиротония архим. Бориса (Вика) во еп. Нежинского, вик. Черниговской епархии//ЖМП. 1944. 4. С. 11; Владимир (Сабодан), иером. Митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик): Некролог//Там же. 1965. 6. С. 7-11. О. Н. Копылова Рубрики:

http://pravenc.ru/text/153151.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010