В патриархальный период не было особых ограничений касательно брака в отношении степени родства и национальности брачующихся. Посему были браки между самыми близкими родственниками – как братом и сестрой ( Быт. 20:12 ), между евреями и хеттеями, ( Быт. 26:34–35 ) и хананеями, (ibid. XXXVIII, 2). В период подзаконный были даны некоторые ограничения, относительно степени родства и национальности, в пределах каковых дозволялся брак. Евреи должны были брать жен из своего народа (ср. Суд. 14:3 ), посему браки на иноплеменницах или совсем запрещались, или допускались при соблюдении ими некоторых требований. Так, браки с хананеянками совершенно запрещались ( Исх. 34:16 ; Втор. 7:3 ), как равно запрещалось и еврейкам выходить замуж за хананеев (ibid). Из иноплеменниц, не принадлежащих к хананеянкам, евреи могли брать жен, когда они во время военных действий делались пленницами евреев, причем от них требовалось предварительное очищение ( Втор. 21:10–14 ) и, в случае потери отца или матери, им давался месячный срок для их оплакивания. В отношении степени родства были даны следующие ограничения: запрещались браки между близкими кровными родственниками. Так, запрещались браки: 1) между отцом и дочерью, сыном и матерью ( Лев. 18:7 ); 2) между сыном и мачехой ( Лев. 18:8; 20:11 ; Втор. 27:20 ); 3) между братом и сестрой ( Лев. 8:9; 20:17 ; Втор. 27:22 ); 4) между дедом и внучкой ( Лев. 18:10 ); 5) между сводными по отцу или по матери братом и сестрой ( Лев. 18:11 ; Втор. 27:22 ); 6) между племянником и родной теткой ( Лев. 18:12–13; 20:19 ); 7) между племянником и двоюродной теткой по отцу ( Лев. 18:14; 20:20 ), 8) между свекром и невесткой ( Лев. 18:15; 20:12 ); 9) между деверем и снохою ( Лев. 18:16; 20:21 ); 10) между отчимом и падчерицей и детьми падчерицы ( Лев. 18:17 ) и 11) между зятем и свояченицей, при живой жене ( Лев. 18:18 ). Эти ограничения относительно степени родства брачующихся были тем более необходимы, что у соседних с евреями народов их не было. Так, браки между братьями и сестрами были обычным явлением у египтян, у которых они были приняты даже в царской фамилии, так что достойнейшей супругой царя считалась его сестра 160 . Что касается персов, то у них также дозволялись браки между самыми близкими родственниками. То же самое свидетельствуется относительно хананеев и финикиян 161 . Очевидно Моисей имел в виду египтян и хананеев, когда, устанавливая закон о недозволенных браках, говорил: «По делам земли египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли ханаанской, в которую я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите ( Лев. 18:3 )». К сожалению, и после Моисея у евреев были случаи недозволенных браков, которые, впрочем, встречали грозное обличение со стороны пророков (ср. Иез. 22:11 ; Мф. 14:3–5 ). § 62. Совершение законного брака

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Как было показано рядом ученых ( Cholewi ski. 1976; Gr ü nwaldt. 1999; Nihan. 2007. P. 545-559), Н зависит от Р, книги договора, декалога, девтерономического кодекса. Это признак того, что ко времени создания Н появился текст, в котором одновременно существовали H, P, D и D-koмnoзuцuя синайской перикопы (Протопятикнижие). Ввиду важности этого факта приведем неск. примеров, показывающих, как взаимодействует Н с перечисленными законодательными сводами. В нек-рых случаях Н просто дополняет декалог, Кодекс святости, девтерономический кодекс или Р. В законе об обрученной рабыне Лев 19. 20-22 рассматривается специфический случай («Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу…»), не предусмотренный законом Втор 22. 23-25 (девтерономический кодекс): «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею…». Серия законов с приговором «следует предать смерти…» в Лев 20. 9-11 служит продолжением первоначальной серии в Исх 21. 12-17 (Книга договора). Предписания для тех, кто должны есть св. приношения, в Лев 22. 1-16 дополняют тору о мирных (пиршественных) жертвах Лев 7. 11-21 (Р). Законы о запрещенных половых связях в Лев 18 и 20 могут быть рассмотрены как интерпретация и детальная разработка краткого указания во Втор 22. 30 (девтерономический кодекс). Эти примеры могут быть продолжены. Интегрирующая по отношению к различным традициям функция Кодекса святости обнаруживается также на более общем, концептуальном уровне. Пример - сближение в Лев 26 договора жреческого типа с девтерономическим. Еще А. Холевинский ( Cholewi ski. 1976. S. 125-127) обратил внимание на то, что в Лев 26. 40-45 была сделана попытка соединить предание о договоре с Авраамом в священническом документе и традицию синайского договора, т. е. договора девтерономического типа. В Лев 26. 40-45 Бог «вспоминает» (делает актуальным) и договор с праотцами (а это договор жреческого типа) и договор с «предками» израильтян, к-рых Он «вывел из Египта» (с поколением исхода - в данном контексте синайский договор),- и отменяет наказание израильтян за нарушение договора. Другие исследователи (см.: Nihan. 2007. P. 537-542) указывают на то, что в Лев 26 устанавливается связь жреческого договора с законами, которые были открыты Моисею на Синае. Это означает очевидную ревизию концепции Р с позиций девтерономического представления о соотношении закона и договора. Этот вывод подкрепляется языковым составом текста Лев 26, сочетающим жреческую и девтерономическую терминологию; Лев 26 мыслится как параллель к Втор 28. Теократическая ревизия Пятикнижия

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛУД [блудодеяние], 1. Грех против целомудрия (в обиходе часто - любое нарушение морали в сфере половых отношений); одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле - всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В Синодальном переводе Свящ. Писания терминами «Б.», «блудодеяние», «блудодейство» передаются евр.  ,  ,  , греч. πορνεα,- заключающие в себе как первый (Быт 38. 24; Лев 19. 29; Ос 4. 10-11; Деян 15. 20, 29; 21. 25; Рим 1. 29; 1 Кор 6. 13, 18; 7. 2; Гал 5. 19; Эф 5. 3; и др.), так и второй (Исх 34. 16; Числ 14. 33; Иер 2. 20; 3. 2, 9; Иез 16. 15, 20, 34, 36; 23. 11, 27, 29; 43. 7, 9; Ос 2. 4; 4. 12, 18; 5. 3, 4; 6. 10; Наум 3. 4; и др.) смыслы понятия «Б.». В Иер 3. 8, 9 словом «блудодейство» передано  , означающее прелюбодеяние , т. е. супружескую неверность. В рус. языке Б. имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат. 1. Христианство признает две формы устроения жизни человека в сфере пола: брак и безбрачие ( целибат ). Б. как искажение отношений между полами и заложенной в них Божественной цели есть грех, ибо он предполагает лишь достижение чувственного само- или взаимонаслаждения. Проявляясь в виде помысла , страсти, развращающих слов, зрелищ, книг, рассматривания непристойных картин, прикосновений к собственному телу или телу др. человека, ласк и собственно половых отношений, Б. посягает на чистоту и целомудрие человека. К Б. причисляются также проституция, гомосексуальные отношения (см. Содомский грех ), кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). В ВЗ 7-я заповедь Моисеева декалога - «не прелюбодействуй» (Исх 20. 14; Втор 5. 18) - не проводит четкой границы между понятиями прелюбодеяния и Б., поэтому эта заповедь относится ко всем случаям нарушения половой морали. В то же время она сосуществовала с древним институтом многоженства и наложниц. Наказание за нарушения в сфере половых отношений зависело от степени проступка. В случае насилия над незамужней девицей оскорбивший обязан был дать значительный выкуп ее отцу и взять девицу в жены, не имея права никогда с ней развестись (Втор 22. 28-29). Совершение Б. в отношении любой жены и наложницы отца каралось смертью как осквернение «святости» отцовского ложа (Лев 18. 7-8; 20. 11; Втор 22. 30; 27. 20). Столь же суровая участь грозила невестам, не соблюдшим девство (Втор 22. 20-21), осквернившим себя блудодеянием дочерям священников (Лев 21. 9) и даже супругам, сошедшимся в период жен. очищения (Лев 20. 18). Смертная казнь ожидала людей в случаях прелюбодеяния (Втор 22. 22-27), кровосмешения, мужеложства, скотоложства (Лев 18. 22-29; 20. 11-16). Основная причина строгости к извращениям в сфере половых отношений заключалась в сакральной заботе о потомстве народа Израиля.

http://pravenc.ru/text/149399.html

После патриархов святость брачного союза была ограждена законами Моисея. Порча нравов, проникавшая в среду народа Божия от язычников, могла бы самым пагубным образом отозваться на супружеских отношениях, если бы ее влияние на них не ослаблено было законами Моисея. Правда, Моисей не возбранил двоеженства и вообще полигамии, имея в виду любовь евреев к многочадию и воззрение их на него как на действие благословения Божия ( Исх.21:9 ; Лев.18:18 ; Втор.21:15–17 ), но при этом он дал предписания, которые в значительной мере должны были препятствовать распространению полигамии. Так, царям, которые более других имели бы средств к содержанию многих жен, закон Моисеев запрещает умножение их ( Втор.17:17 ). Стало быть, подданные еще больше должны были ограничивать себя в этом отношении. Далее, закон Моисеев не позволяет быть скопцам в сонме Господнем ( Втор.23:1 ) и, чтобы внушить отвращение к скопчеству, даже оскопленных скотов признает нечистыми, негодными для жертвоприношения ( Лев.22:24 ). Но без евнухов не могут существовать гаремы. Отсутствие скопцов в народе избранном было причиной, что цари Израильские, которые, в противность закону Моисееву, не желая стоять ниже иноземных восточных царей, имели многолюдные гаремы, вынуждены бывали выписывать стражей для них из-за границы 4 . Законы телесной чистоты в соединении с супружескими обязанностями ( Лев.15:18 ) представляли новые затруднения для многоженцев. Запрещение вступать в супружества с хананеянками, как опасные для благочестия народа Божия ( Втор.7:3 ; Исх.34:16 ), имело также связь с уважением к святости брака. Свидетельством того же уважения служило запрещение вступать в брак в близких степенях родства, как это было в обычае у большей части языческих народов, в особенности у племен хананейских 5 . Открывать наготу ближних родственников значило осквернить себя и святую землю: пусть сквернят себя этим другие народы, отвергнутые Господом ( Лев.18:6–19:2 ). Кто возьмет себе жену и мать ее, тот должен быть сожжен вместе с ними ( Лев.20:14 ). Для обуздания чувственности закон требует умеренности в супружеских наслаждениях. В иное время они даже совершенно запрещались. «К жене в отлучении нечистоты да не внидеши», и в случае неповиновения узаконяется: «Да истребятся оба от рода их» ( Лев.18:19, 20:18 ). В тех же нравственных целях закон строго карал за прелюбодеяние и потерю девства. За нарушение супружеской верности подвергались смертной казни не женщины только, как это было в законодательстве древних народов и позднее у римлян, но и мужчины ( Лев.20:10–14 ; Втор.22:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх.20:13–17 : пять заповедей (запретов) Убийство Совместная жизнь Прелюбодеяние Собственность Воровство Лжесвидетельство в суде Совместная жизнь Желание «дома» (жены, рабов, животных) Тайные преступления Явные преступления Убийство Лжесвидетельство на суде Совместная жизнь Прелюбодеяние Желание чужой жены (с целью разрушить брак) Собственность Воровство Желание чужого дома 1.4.2 Различные способы контекстуальной связи в Исх.20:2–17 и Втор.5:6–21 Из текста Исх.20 неясно слышит ли народ слова десяти заповедей 20:2–17. В рассказе, следующем за Декалогом, не обозначен способ его передачи; особенно это видно в стихе 20:18, где говорится о реакции народа. Иначе обстоит дело во Втор.5 , где передается содержание откровения на «Хориве» (так во Второзаконии называется «Синай») и прямо указывается, что Яхве говорил с народом «лицом к лицу» ( Втор.5:4 ). Кроме того, непосредственно после слов заповедей сообщается, что Яхве написал «слова сии» на двух каменных скрижалях и передал эти скрижали Моисею ( Втор.5:22 ). Во Втор.5 Декалог эксплицитно описывается как документ «Хоривского завета»; он занимает положение «основного закона», что проявляется и в том, что последующий корпус законов ( Втор.12–26 ) в своем окончательном виде ориентирован на него. Текст Декалога в синайской перикопе Книги Исх также помещен в начале, однако его место в контексте намного свободнее; кроме того, он не согласован с текстом т.н. культового Декалога в Исх.34 (см. ниже, 1.4.3). 1.5 Сосуществование трех корпусов законов: «книги завета» (Исх.20:22–23:33), «закона святости» (Лев.17–26) и «девтерономистского собрания законов» (Втор.12–26) Классическая критика текста Пятикнижия занималась преимущественно нарративными текстами книг Бытия и Исхода и строила гипотезы на их основании. Культовые и правовые предания оставались по большей части без внимания. Возможно, в дальнейшем они будут больше использоваться для развития теорий возникновения Пятикнижия, служа источником новых гипотез. В связи с этим необходимо исследовать и тексты трех больших корпусов законов – «книги завета» ( Исх.20:22–23:33 ), «закона святости» ( Лев.17–26 ) и «девтерономистского собрания законов» ( Втор.12–26 ) – в их взаимном отношении. 1.5.1 Сравнение общей структуры

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Короче, всю общественную жизнь евреев закон стремился подчинить началу взаимного уважения, мягкости и сочувствия. Правды, правды ищи, – говорил он еврею; не извращай закона и не бери даров ( Втор.16:19, 20 ). Не должно быть неправды ни в суде, ни в мире, ни в весе при купле и продаже ( Лев.19:35, 36 ; Втор. 1:16,17 ). Проклят, кто нарушает закон справедливости, похищает права своего ближнего ( Втор.27:17 ). Особенной заботливости о бедных и несчастных братьях и сострадания к ним требовал закон от всех членов общества. Всюду в нем рассеяны внушения о необходимости попечения о сиротах, вдовах и бедных; все дышит в этих наставлениях отеческой попечительностью: ни вдовы, ни сироты не притесняйте, – не раз повторял законодатель ( Исх.22:22 ; Втор.10:18 ). Он запрещал дожинать поле до края и подбирать то, что оставалось от жатвы, как и собирать все плоды с дерев: нужно было, чтобы в изобилии владельца имели свою часть и бедные ( Лев.23:22 ; Втор.24:19,20 ). Он требовал, чтобы заем неимущему брату давался без роста ( Исх.22:25,26 ; Лев. 25:36,37 ) 337 . Всякий обязан был поддерживать упадающее благосостояние своего брата ( Втор. 15:7,8,11 ) и прощать долги бедным ради Господа (ст. 2). Все это, впрочем, касается только еврейской общины. Остается вопрос о воззрении еврейского закона на иноплеменников. Эта сторона социального быта у евреев, по–видимому, страдала выдающимся недостатком. Еврейское народное отчуждение и исключительность считаются фактом, не подлежащим сомнению; жесткость евреев в отношении к иноплеменникам, их международная необщительность составляли выдающееся явление, и в этом отношении евреи, по–видимому, не только не превосходили других народов, но и ниже их стояли. Таков обычный взгляд на социальное положение евреев среди других народов; но он может быть принят только условно и с ограничениями, иначе был бы односторонен и исторически неверен. Правда, что закон различает между братом евреем и иноземцем; таковы постановления о рабстве; таковы законы о взыскании долгов с пришельца и прощении их брату еврею ( Втор.15:3 ). Скажем более – закон требовал, чтобы еврей не смешивался с язычниками ( Исх.23:32; 34:12,15 ) и запрещал союзы с ними и браки; он даже предписывал явную вражду к иноземцам ( Чис.25:17; 31:2 ), а иногда требовал, чтобы побежденный народ был истребляем весь с женами и детьми ( Чис. 31:7,9,15,17 ; Втор. 2: 34; 3:6 ) и даже иногда со скотом и имуществом ( Нав.6:20 ; 1Цар.15:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010