В отношении убийства Синайское законодательство различает несчастный случай, когда смерть произошла нечаянно (Числ. 35, 22–23), и злостное умерщвление “по ненависти”, “с умыслом” (Числ. 35, 20), “по вражде” (Числ. 35, 21). Кровь невинно убиенного будет на Израиле. Проливший чужую кровь должен отдать свою кровь. Еврейское право было основано на принципе талиона (возмездие) за преступление. В Торе этот принцип формулируется весьма конкретно: кто совершит убийство, должен быть предан смерти; кто сделает повреждение на теле ближнего, тому должно сделать то же (Лев. 24, 17–20). Во Второзаконии принцип талиона применяется и к случаям лжесвидетельства: «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему» (Втор. 19, 16–19). В суде же над Иисусом Христом это нарушалось неоднократно: лжесвидетельствовали не только многие приглашенные на заседание синедриона для дачи показаний, но и сами первосвященники, явившиеся к Пилату для утверждения смертного приговора. Принцип талиона имел место в еврейском законодательстве по причине недостаточной духовно-нравственной зрелости того народа, который свыше 400 лет жил пленником в языческой стране Египте. Господь, давая еврейскому народу закон, соотносил его с уровнем религиозного состояния народа. Для совершенного закона требовалась от каждого израильтянина более чуткая совесть. Принцип талиона, несомненно, упрощал юридическую ситуацию, был слишком прямолинеен. Но вместе с тем, если вдуматься в него, то нетрудно увидеть, что он является юридическим выводом из древнего нравственного правила, значение которого закреплено авторитетом Евангелия: “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки” (Мф.

http://pravoslavie.ru/2994.html

Правовые нормы могут быть выражены и в таких предложениях, условный характер к-рых не выражен синтаксически в виде союзов «если» или «когда», а содержит глаголы в 3-м лице: «Кто ляжет с женою своего отца, тот открыл наготу отца своего: оба они да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев 20. 11), «кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее» (Втор 20. 7). Влияние В. п. на церковное право В своеобразно преломленном виде В. п. составило основу позднейшего иудейского талмудического права. Оно оказало также влияние на правовые системы не только христ. гос-в и народов, но и на исламское право, в т. ч. и на шариат . В той или иной форме, через более или менее интенсивное воздействие основных начал европ. права в его континентальном или англо-саксон. варианте ветхозаветное законодательство повлияло на правовые системы совр. гос-в, выросших на почве иных цивилизаций. Ветхозаветные правовые нормы оказали влияние и на каноническое право христ. Церкви. Авторитет ветхозаветных и новозаветных книг в Церкви не одинаков. «...Закон был для нас детоводителем ко Христу...» (Гал 3. 24), «имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр 10. 1), явленный во Христе, Который, по слову апостола, «отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр 10. 9). Тем не менее Господь говорил о ВЗ: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5. 17). Идея Царства Божия в ВЗ дана в обетовании, в прообразовании, а в НЗ она явлена в личности и учении Христа, в жизни Церкви, в житиях святых. Всю свою обязательную силу для христиан сохранили Десять заповедей Моисея. Суть этих заповедей Господь Иисус Христос в беседе с законником изложил так: ««Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22. 37-40). Т. о., в НЗ сохранили силу нравственные предписания Моисеева закона, очищенные от тех элементов, к-рые были уместны до пришествия Христа, но утратили смысл после исполнения чаяний Израиля.

http://pravenc.ru/text/158294.html

20. Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем “. Местоимение мы указывает, что Езекия мысленно переносится в то время, когда он будет окружен своими детьми, которые вместе с ним будут восхвалять Господа 1291 . 21. И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв, и обложат им нарыв; и он выздоровеет. 22. А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень? Мы видели выше, что на этот вопрос в 4Цар. 20:8 , в ст. 9 Исаия отвечает: „вот тебе знамение от Господа“.... и дает знамение тени, возвращающейся назад, после чего Езекия выздоравливает; и конечные слова его молитвы суть уже радость выздоровевшего, который идет уже с благодарением на устах в храм Господень. По поводу болезни Езекии многие думают, что он заболел чумою, с нарывом в паху или под мышкой. Другие полагают, что это был вид проказы, или первое местное поражение ею, о котором говорится в Лев. 13:18–20 1292 . Кей в Speaker’s Commentary указывает что слово „шешин“ одинаково употреблено и здесь и в Исх. 9и в Кн. Левит XIII, и во Втор. 28и в кн. Иов. 2:7 . Кей, делая предположение, что Езекия заболел проказою, останавливается на мысли, что настойчивое вопрошение о том, когда он пойдет в дом Господень, указывает, что Езекия испугался не смерти, а заключения и отделения от людей, как прокаженный прадед его Озия или Азария 1293 . Развивая эту мысль, Кей вспоминает деятельность Езекии по восстановлению храма и совершению пасхи и думает, что тоска его, выраженная в молитве, относится именно к невозможности предстать пред лице Господне, как нечистому. Тогда и 18 и 19 стих получают другое освещение и под именем мертвых надо разуметь заживо погребенных в доме проказы, а последнее радостное восклицание относится к уверенности, что он опять будет служить Богу в святом храме его. Но на это предположение мы ответим словами Ис. 38и 4Цар. 20:1 : „умрешь“. Слово это относится не к проказе, а к скоротечной болезни 1294 . 1269 Сравнение гл. XX, четвертой Книги Царств с сказаниями Исаии гл. 38 и 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сын Человеческий является Стефану «стоящим» одесную Бога, тогда как в изречениях подобных и самого Господа ( Матф.26:64 ), и апостолов ( Мк.16:19 ; Еф.1:20 ). Он представляется сидящим одесную Бога. Св. Григорий Великий объясняет эту особенность таким образом: «сидение есть положение повелевающего и господствующего, а стояние – воюющего и помогающего. Стефан увидел стоящим Того, Кого имел помощником себе (Бес. 29-я на день Вознесения)»... Возможно, что этим стоянием Господа выражалась Его готовность принять душу верного свидетеля Своего ( Деян.7:59 ). Деян.7:57 .  Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, «Закричав громким голосом, затыкали уши свои». И то и другое для того, чтобы не слышать мнимого богохульства. Деян.7:58 .  и, выведя за город, стали по­би­вать его камнями. Свидетели же по­ложили свои одежды у ног юноши, именем Савла, «Стали побивать его камнями». Право наказания смертною казнею было отнято римлянами у иудейского Синедриона (ср. Матф.27:2 ; Ин.18:31 ; Флавия археол. XX, 9, 1). Очевидно, это побиение, формально даже и не постановленное Синедрионом, было своевольным делом взрыва фанатизма, самосудом отдельных фанатиков, воздвигших потом кровавое гонение и на остальных христиан. При нескрываемом сочувствии и пособничестве озлобленного Синедриона и недостатке на первых порах, может быть, Римского гарнизона для удержания погрома и водворения порядка, легко становится понятным, почему это гонение достигло столь значительных размеров. Убийцы вывели предварительно мученика за город... для жалкого согласия с законом о богохульниках, каковым они признали этого мужественного исповедника Христова ( Лев.24:14–16 : «выведи злословившего вон из стана, и... все общество побьет его камнями»). Свидетели преступления, подлежащего смертной казни чрез побиение камнями, должны были, по закону ( Втор. 17:7 ), первые бросить камни, а потом уже за ними все общество. Для удобства здесь эти свидетели ( Деян.6:11–13 ) снимают свои верхние широкие одежды, положив их (ср. Деян.22:20 -для сохранности) у ног Савла, будущего великого Павла, тогда одобрявшего убиение Первомученика и принимавшего деятельное участие в последовавшем затем погроме христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Принципы осуществления церковной заботы о престарелых 11 ноября 2016 г. 15:27 Документ был составлен Комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и будет направлен в епархии в качестве рекомендаций. 1. В Священном Писании отчетливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20:12; Втор. 5:16; Еф. 6:3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», — говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23:22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего», — сказано в книге Левит (Лев. 19:32). Почитать отца и мать — это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1Тим. 5:1). Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина. 2. С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств — происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.

http://patriarchia.ru/db/text/4666778.ht...

Глава 2 Руфь собирает колосья на поле Вооза. Руф.2:1 .  У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма знатный, из племени Елимелехова, имя ему Вооз. Вводится в повествование новое лицо – родственник покойного Елимелеха и, следовательно, Ноемини (евр. modá, LXX: γνριμος, слав.: «муж знаемый» – собственно «знакомый», но ввиду принадлежности его к племени Елимелеха – «родственник», – как в русском, ср. Руф. 3:2 ). Вооз (евр., Boaz; LXX: Βοοζ; Vulg. Booz). Еврейское написание имени одинаково с названием одной из медных колонн, поставленных Соломоном в притворе храма – Воаз ( 3Цар. 7:21 ; 2Пар. 3:17 ); значение имени передается двояко: 1) «в нем – крепость» (во и az), или 2) от арабского корня «ловкость, подвижность» (Гезениус). В том и другом случае Воозу приличен эпитет «isch gibborchail» (Vulg. homa potens, слав.: «муж же силен», русск.: «человек весьма знатный»), обычно обозначающий человека богатого ( 1Цар. 9:1 ; 4Цар. 15:20 ) или мужественного, храброго, доблестного героя ( Суд. 6:12, 11:1 ; 3Цар. 11:28 ; Неем. 11:14 ). Руф.2:2 .  И сказала Руфь моавитянка Ноемини: пойду я на поле и буду подбирать колосья по следам того, у кого найду благоволение. Она сказала ей: пойди, дочь моя. Руф.2:3 .  Она пошла, и пришла, и подбирала в поле колосья позади жнецов. И случилось, что та часть поля принадлежала Воозу, который из племени Елимелехова. Руфь спешит помочь тяжелому положению, в котором оказались обе женщины по прибытии в Вифлеем. Древнееврейский обычай, санкционированный законом ( Лев. 19:9–10, 23:22 ; Втор. 24:19 ), предоставлял в пользу бедных, между прочим, известную часть нивы, оставляемую недожатой, забытые снопы и упавшие при сборе колосья. Руфь пользуется этим правом, может быть, не зная его законной санкции, а просто надеясь на человеческую доброту жнецов и хозяев; к счастью, «случайно» (евр. midreh, Vulg. accidit: понятие «случая» чрезвычайно редко в библейском словоупотреблении и мировоззрении, принадлежа более язычникам, например, 1Цар. 6:9 ) она попадает на ниву Вооза, где и начала подбирать колосья за жнецами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть Экономическая программа движения «Возрождение России» Проект 12.02.2016 1472 Время на чтение 29 минут Русская национальная экономика: Независимая экономическая система, ориентированная на российское производство и обеспечивающая общее благо страны и благосостояние всех граждан России (Проект идеологической основы создания независимой и самодостаточной экономической системы России) Автор-составитель Дмитрий Салихов Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Евангелие от Матфея, глава 6: стих 33 1. Введение: какая может быть Русская экономическая политика в России и её основная цель Исходя из Евангелия в Православном толковании, исходя из Библии постараемся изложить основные цели и суть экономической политики. Трудно соответствовать Евангельскому идеалу, но стремитьсяк немунужно, в том числе и в экономике. К соответствию Евангельскому идеалу, к исполнению заповедей Божиих и должна быть максимально направлена экономическая политика. Цель же всей христианской жизни спастись для жизни вечной. Таким образом, цель русской национальной экономики России - это постаратьсядать гражданам России максимально благоприятную возможность спасать свои души для жизни вечной в Царстве Небесном. Какие моменты мы можем найти в Библии относительно ведения экономической деятельности? 1) О ростовщичестве и ссудном проценте. Приведём пример ответа о ростовщичестве с сайта Ижевской и Удмуртской Епархии Русской Православной Церкви (ссылка http://duhovnik.com/node/6025): «Здравствуйте, Батюшка.У меня к вам вопрос.Как христианство относится к ростовщичеству? Считается ли оно грехом?В ветхом Завете об этом сказано, что позволено.Как надо к этому относится? Объясните, если можно словами из Писания. Ответ: Здравствуйте! Нет, Библия запрещает получение роста за ссуду. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). Вот и из книги Второзакония мы читаем: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20).

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

в) совершали пред идолами гнусное прелюбодеяние и распутничали: «ибо оне (Самария и Иерусалим) прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали» ( Иез. 23:37 ). Вот в чем состояло идолопоклонство. Итак, разница между иконопочитанием и идолопоклонством опять такая же, как между светом и тьмой. Как слепой человек не различает света от тьмы, и для него все – темнота,. так человек неразумный не различает иконы от идола, для него всякое изображение – идол, в то время, когда само слово Божие велит нам «отличать священное от несвященного и нечистое от чистаго» ( Лев. 10:10 . Иер. 44:23 ). Для чего нужны св.иконы? Святые иконы нужны нам, во-первых, для возбуждения нашей веры, для напоминания нам о великих делах Божиих ( Втор. 6:5–10 ) и святых Его, чтобы, смотря на их изображения, мы возбуждались подражать жизни их ( Евр. 13:7 ). Во-вторых, иконы нужны для выражения любви к Богу: если мы по любви имеем у себя изображения родных и близких нам людей или изображения Царя земного, то тем более должны, по любви же, иметь изображение Царя Небесного. В-третьих, между дарами Бога, отличающими человека от животного, существуют не только дар слова, дар разумного пения, дар музыки, которыми человек должен прославлять своего Творца: ( Псал. 12:6. 46:7–8. 56:8. 104:1–3. 149:1–3 . 1Кор. 14:15 . Кол. 3:16 . Евр. 2:12 ), но и дар художества, или живописи, который тоже должен служить к прославлению Бога ( Исх. 35:30–35. 36:1–2. 38:22–23 ). Отказываться от этого дара для прославления Творца, – значит низводить себя на степень неразумного животного. В-четвертых, св. икона для неграмотных людей и детей – то же, что Библия : что в Библии напечатано буквами, то на иконе нарисовано в лицах красками. Напр., о страданиях Спасителя неграмотный по Библии не прочтет, а, глядя на икону страданий Христа, поймет умом, что на ней нарисовано, и почувствует это сердцем. I. Сектант: Бога нельзя изобразить на иконе, ибо Его никто не видел, как и сказано в Писании: «Бога не видел никто никогда ( Ин. 1:18 . 1Ин. 4:12 и Тим. 6:16), ибо, говорит Господь Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Средствами для получения О. являются ковчег («ковчег откровения» - Исх 26. 33-34; 30. 6, 36; Лев 16. 13; Числ 17. 4): «...там Я буду открываться (  ) тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения (     π τς κιβωτο το μαρτυρου)» (Исх 25. 22); скиния (Исх 28. 43; 29. 4; 30. 26; Числ 17. 7): «Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения (    ) между двух херувимов, и он говорил ему» (Числ 7. 89). Кроме того, важным местом для получения О. являлся Иерусалимский храм, инструментами О. были особые ритуальные предметы иудейских первосвященников - урим и туммим (Исх 28. 30; Числ 27. 21; 1 Цар 28. 6). Бог открывал Себя праотцам как     (в синодальном переводе «Бог Всемогущий» - см., напр.: Быт 17. 1), а со времени Моисея Он открылся народу Израиля со Своим именем Яхве: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» ( YHWH ) не открылся им» (Исх 6. 3). Именно О. Имени Божия стало одним из главных событий в религ. становлении народа Израиля: Яхве стал их Богом и их единственным спасителем (ср.: Ос 14. 4). Открыв Израилю Свое Имя, Бог избрал его, поклялся вывести его из земли Египетской и дать ему землю Ханаана (ср.: Иез 20. 5-7). Вслед за О. Имени Бог выводит Израиль в пустыню и там дарует ему через прор. Моисея Свои заповеди и закон. Бог открыл (   YHWH  ) прор. Самуилу, что он должен помазать царем Саула (1 Цар 9. 15-16; позже Бог указывает Самуилу на Давида, при этом приказ передан просто словами «И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» - 1 Цар 16. 12). Бывшее «в третий год Кира, царя Персидского» прор. Даниилу явление описывается словосочетанием     («открылось слово» - Дан 10. 1); это откровение было истинным (     ληθινς λγος) «и великой силы» (Дан 10. 1; ср.: Пс 80. 6; 118. 14; 131. 12). В ветхозаветный период израильтяне, несмотря на все Божественные запреты, обращались за получением откровений и к языческим жрецам, колдунам, лжепророкам, чьи ответы однозначно характеризуются как ложные (Плач 2. 14; в евр. тексте используется словоформа   букв. «изречения»). Они могли даже исполниться, но, согласно Свящ. Писанию, осуществление предсказаний языческих жрецов - это испытание на верность Богу: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»,- то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор 13. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Храм, как место особенного приближения Бога к верующим: свидетельства о сем Св. Писания. Внешние посредства, как орудие дарования силы Божией человеку. Священные посредства суть святыня для человека. Благословение Божие и священные посредства. Достоинство приступающего к святыне Господней Что Господь Бог особенным благословением освящает известное место для проявления чрезвычайного Своего свидетельствования о Себе людям, сия истина в Св. Писании как Ветхого Завета, так и Нового во многих местах является выраженною ясно, определенно и положительно. «На всяком месте, говорит Господь народу израильскому, где Я положу память имени Моего, Я прийду к тебе и благословлю тебя» ( Исх.20:24 ); токмо на месте, говорил Моисей народу своему, «идеже изберет Господь Бог ваш, во едином от племен ваших, нарещи имя Его тамо, и призвати, и взыщете, и внидите тамо. И принесете тамо всесожжения ваша... И ясти будете тамо пред Господом Богом вашим, и возвеселитеся о всех, на неже возложите руки ваша вы, и домове ваши, якоже тя благословил есть Господь Бог твой» ( Втор.12:5–7 ). Говоря в частности о Скинии и ковчеге завета, Господь возвещает: «и освящу скинию собрания и жертвенник, где буду открываться вам... Там буду открываться сынам израилевым и освятится место сие славою Моею» ( Исх.29:42–43 ). «И вошли, говорится в Св. Писании, Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу» ( Лев.9:23 ). «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» ( Исх.40:34 ): «от вечера бяше над скиниею яки вид огнем до заутрия. Тако бяше всегда: облак покрываше ю в день, и вид огнем нощию» ( Чис.9:15–16 ). «И положи крышку, говорил Господь Моисею о ковчеге завета, на ковчег сверху... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам израилевым» ( Исх.25:21–22 ). Поэтому, при подъятии кивота, как освященного Богом места особенного Его присутствия в самой скинии, для следования в путь, Моисей говорил: «востани, Господи, и да разсыплются врази твои, и да бежат вси ненавидящии тебе!» и в поставлении кивота – говорил: «возвращай, Господи, тысящи тем во Израили!» ( Чис.10:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010