Но почему-нибудь древние переводили же вопросом; а ведь они, во всяком случае, по духу и складу мышления (особенно LXX и таргум) стояли ближе к пророку и его стилю, чем мы. При отсутствии твердых данных для решения вопроса, мы предпочитаем если и ошибиться, то уж лучше вместе с древними авторитетами, чем новейшими... Поэтому всю фразу мы и переводим: «и когда приводите слепое, разве это не худо?» 749 Что указываемые факты противозаконны, об этом пророк Малахия даже и не говорит, как о вещи, которая сама собою разумеется. Священники не могли не знать закона (ср. Мал.2:7 ). В Торе самым ясным и определенным образом указаны и положительные, и отрицательные требования касательно жертвенных животных. «Никакого животного, гласит Лев.22:20–24 , на котором есть порок, не приносите, потому что это не приобретет вам благоволения. И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет или по усердию, из крупного скота или из мелкого: то жертва должна быть без порока (), чтобы быть благоугодною; никакого порока не должно быть на ней. Животного слепого () или поврежденного, или уродливого, или шелудивого, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу; и в огненную жертву не давайте их на жертвенник Господень. Также вола и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не благоугодно будет». Подобное же требование читается и во Втор.15:21 : «Если же будет на нем порок, хромота () или слепота (), какой-нибудь порок нехороший: то не приноси его в жертву Господу Богу твоему». Эти требования объединяет и обобщает Втор.17:1 : «не приноси Господу Богу твоему вола или овцы, на которой будет порок или что-нибудь худое ( ), потому что это мерзость для Господа Бога твоего». Священники, конечно, эти требования прекрасно знали. Они, разумеется, знали, что в жертвенном животном не должно быть ; и, может быть, Малахия на это-то требование закона и указывает своим вопросом: ? А может быть, пророк, упомянувши «слепое», «хромое» и «больное», тем самым напоминал священникам, как они принимали от народа эти приношения, приговаривая – . 750 Во всяком случае, к закону, как вещи общеизвестной, но, видимо, уже для священников малоубедительной, пророк не апеллирует. Он обращается к их здравому смыслу и поясняет требование чистой жертвы аналогией с приношением штатгальтеру (вторая половина стиха). 751 Но прежде чем перейти к этой части стиха, мы должны спросить себя, как стали возможны такие ненормальные явление в культе ветхозаветном, какие в настоящем случае указывает пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

( Ис.45:9 )? Скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет ( Ис.29:16 )? Как ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: путь мой скрыт от Господа и дело мое забыто у Бога моего? Разве ты не знаешь, разве ты не слышал, что Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает, и что разум Его не исследим (Там же, Ис.40:27,28 )? Ответ, какой дают св. писатели Ветхого Завета на такой трудный для новейшей философии вопрос о личности божества очень прост по мысли и высказан с поразительной и для всех понятной простотой. Но здесь сказано в сущности все то, что говорили и говорят теисты в борьбе своей с новейшими пантеистами от времени Лейбница до Фихте младшего. Все и в области философии сводится к мысли, что бессознательное не может быть ни творческой силой вообще, ни в частности источником сознания и разумности в человеке, что присутствие разума и сознания в твари необходимо ведет к заключению о высшем разуме в Творце, что существу всесовершенному необходимо должна быть приписана сознательность, потому что она есть совершеннейшая форма жизни в тварях. Впрочем, истина всегда проста и только школьная диалектика затемняет ее сложными и запутанными, искусственными комбинациями. Правда, Иегова есть Бог страха для своего народа, как и для отдельного человека. Огонь – Его преимущественный символ. В громе и молнии является Он на Синае, как и прежде являлся Аврааму в огне и дыме ( Быт.15:12,17 ). Он называется прямо огнем поядающим ( Втор.4:24 ). Из среды огня говорил Он к народу, и народ боялся, чтобы огонь не пожрал его ( Втор.5:5, 24, 25 ). Исходящий от Него огонь действительно губил виновных ( Чис.16:35 . Лев.10:2 ). Приближение к Нему угрожало смертью , а лица Его никому нельзя было видеть без того, чтобы не умереть. ( Исх.33:20 ). Мы видели Бога и должны умереть, говорил Маное своей жене по явлении ангела ( Суд.13:22 ). Но и символ огня и страх пред Иеговою у евреев имели свое особое, характерное и высокое значение. Поядающая сила огня указывала на чистоту божественного существа, в сравнении с которым все не чисто, все примрачно; даже, как говорила книга Иова, решающая вопрос о человеческой добродетели и о награде за нее, – само небесное воинство, представителем которого служило звездное небо ( Иов.4:18 ) (IV,18).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Охранительный характер господства человека над природой и бессловесными ясно сознавался еще в Ветхом Завете: Если долгое время будишь держать в осаде город, чтобы завоевать и взять его, то не порти деревьев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле – не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление ( Втор.20:19 ). Итак, самая беззащитность растений обязывает человека бережно относиться к ним даже в ужасное время войны. Есть в Моисеевом законе правила, охраняющие беспомощных животных. Сказано там: Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним ( Исх.23:4,5 ). Скота твоего не своди с иною породою, поля твоего не засевай двумя родами семян ( Лев.19:19 ). Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои. Не паши на воле и осле вместе ( Втор.22:6,7,10 ). Не вари козленка в молоке матери его ( Исх.23:19 ). Целесообразность этих правил для охранения жизни на земле очевидна: ни скот, ни полезные растения не должны подвергаться уничтожению от вражды между людьми, не должно ослаблять животных и растений через скрещивание различных пород, не должно убивать птиц в период деторождения, не должно работать на паре животных различной силы. Эта ветхозаветная точка зрения не устарела и теперь, и ее не худо применить к вопросам об охоте и об убийстве животных для научных целей, т. е. о вивисекциях. Охота допустима только для уничтожения вредных животных или для удовлетворения человеческих потребностей. Но убивать птиц и животных для препровождения времени или ради потехи – двойной грех: праздность и жестокость. Люди, не совсем загрубелые, способны чувствовать мучения совести при виде последних судорог убитых ими тварей. Один английский писатель признавался на закате своих дней: «хотя я прежде был хорошим стрелком, но в некотором отношении я чувствовал себя при этом удовольствии не совсем хорошо. У меня было всегда неприятно на душе, когда я убивал какую-нибудь бедную птицу, которая, когда я подымал ее, устремляла на меня свой умирающий глаз, как-будто желая упрекнуть меня в убийстве ее» 650 . Св. Иоанн Златоустый неодобрительно относился к псовой охоте и говорил: «кто держит собак для того, чтобы ловить зверей, тот сам впадает в зверство» 651 . Это же замечание вполне приложимо к травле петухов, боям быков, скачкам лошадей и другим жестоким удовольствиям. В житиях святых есть примеры Божеского наказания даже за менее жестокое обращение со скотом. Например, св. Ефрем был наказан за то, что выгнал из загона непраздную корову.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Как повествуется в св. Писании о создании человека?    «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт 2:7). Значит, отдельно было сотворено тело человека, и отдельно получила бытие душа. Почему же в некоторых местах Писания душею называется кровь (Лев. 17:14; Втор. 12:23)?   Это говорится не о человеческой душе, происшедшей от Божия дуновения, а о душе животных; животная душа получила свое начало не от Божия дуновения, а от неразумной природы, воздействовавшей по Божию повелению. Так и говорится в св. Писании: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных» (Быт 1:20, 24).    Поэтому и сказано (Втор. 12:23), что душу животных можно (но, конечно, не должно) есть; о человеческой же душе нигде не сказано, что она может служить пищей.    Значит, нужно строго отличать душу человеческую от души животного, а адвентисты этого не делают и, таким образом, признают себя равноценными с животными и пресмыкающимися. Показывает ли Писание разницу между телом и душой человека?   Кроме указанного отличия в творении души и тела, есть еще очень много научений св. Писания, что душа и тело совершенно различны между собою. «Дух бодр, — говорит Спаситель о спящих учениках Апостолах, — плоть же немощна» (Мф 26:41). О смерти человека говорится так: «и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл 12:7). Каким же образом душа соединяется с телом?   Душа, по Писанию, живет в теле, как в жилище. Больной царь Езекия, ждавший смерти, так молился Господу: «жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский» (Ис 38:12). В кн. прав. Иова читаем о людях, как об «обитающих в храминах из брения» (Иов. 4:19). Поэтому-то душа человеческая представляется входящей и выходящей из тела. О воскрешении прор. Илиею юноши говорится так: «услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил» (3 Цар. 17:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В виду подобных же рассуждений со стороны тех, кто препирался с Господом, пророк Исаия говорил: Твое дело скажет ли о Тебе: у Него нет рук (45:9)? Скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет (29:16)? Как ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: путь мой скрыт от Господа и дело мое забыто у Бога моего? Разве ты не знаешь, разве ты не слышал, что вечный, Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает, и что разум Его неисследим (40:27,28)? Ответ, какой дают священные писатели Ветхого Завета на вопрос о личности божества, вопрос столь трудный для новейшей философии, очень прост по мысли и высказан с поразительной и для всех понятной простотой. Но здесь сказано в сущности все то, что говорили и говорят теисты в борьбе своей с новейшими пантеистами от времени Лейбница до Фихте младшего. Все и в области философии сводится к той мысли, что бессознательное не может быть ни творческой силой вообще, ни в частности источником сознания и разумности в человеке, что присутствие разума и сознания в твари необходимо ведет к заключению о высшем разуме в самом Творце, что Существу всесовершенному необходимо должна быть приписана сознательность, потому что она есть совершеннейшая форма жизни в тварях. Впрочем, истина всегда проста; только школьная диалектика часто затемняет ее искусственными комбинациями, сложными и запутанными. Правда, Иегова есть Бог страха для своего народа, как и для отдельного человека. Огонь – Его преимущественный символ. В громе и молнии является Он на Синае, как и прежде являлся Аврааму в огне и дыме ( Быт.15:12;17 ). Он называется прямо огнем поядающим ( Втор. 4:24 ). Из среды огня говорил Он к народу и народ боялся, чтобы этот огонь не пожрал его ( Втор. 5:5,24,28 ). Исходящий от Него огонь действительно губил виновных ( Чис.16:35 ; Лев. 10:2 ). Приближение к Нему угрожало смертью , а лица Его никому нельзя было видеть, без того чтобы не умереть ( Исх. 33:20 ). Мы видели Бога и должны умереть, говорил Маное своей жене по явлении ангела ( Суд.13:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Но взглянем внимательно в Священную Библию и здесь увидим, что ещё в раю был установлен брак Самим Господом Богом: «и благословил их (Адама и Еву) Бог – читаем в 1 главе Книги Бытия, – и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (ст.28). Перед сотворением жены «сказал Господь Бог не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказано: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт.2:18:22–24 ). Также и после потопа «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.9:1 ). Сам Господь Бог помогал устроению брака Исаака с Ревеккою ( Быт.24 ) и Товии с Саррой ( Тов.5 ). Спаситель, освятивший брак своим личным присутствием на браке в Кане ( Ин.2:1 ), сказал: «не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мф.19:4–6 ), значит, брак есть таинство. Апостол Павел учит: «в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» ( 1Кор.7:2 ). «Если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» ( 1Кор.7:28 ). «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (т.е., значит в церкви чрез известное священнодействие) ( 1Кор.7:39 ; ср. 1Тим.5:14 ). И так было ещё при апостолах! Тот же апостол брак прямо называет таинством великим: «тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ); а союз Христа с Церковью «исполнен благодати и истины» ( Ин.1:14 ); значит, и брачный союз благодатен, а потому-то он и совершается в Церкви чрез пастырей для преподания брачущимся благодати Господней. В посл. к Фессал. апостол Павел пишет: «вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса (и далее прибавляет, о каких именно заповедях он говорит): ибо воля Божия есть освящение ваше (в брак), чтобы вы воздерживались от блуда» ( 1Фес.4:2–3 ); ясно, что апостол брак называет заповедью Самого Господа нашего Иисуса Христа; и кто восстаёт против таинства брака, тех он именует «лицемерными лжесловесниками, сожжёнными в совести своей» ( 1Тим.4:2–3 ), Наконец, в послании к евреям брак он называет «честным и ложе (в браке) непорочным» ( Евр.13:4 ). Эта святость брака и потом его нерасторжимость неоднократно подтверждается и ограждается в Слове Божием (чит. Исх.20:17 ; Лев.20:10 ; Втор.22:22 ; Мф.5:32:19:6 ; 1Кор.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Прихожанка - Руслану, Украина 20 декабря 2020, 11:27 У Вас отчетливо звучит зависть к высокому уровню жизни Запада Именно это привело Украину в положении его колонии, и это захватывает весь мир Это не ново, как могут заметить все православные Все давно описано в Библии, и вопрос в том КТО устоит в этой " глобализации " Не страны, нет Отдельные люди, и их будет немного Так что я например не кичусь тем, что живу не на содомитском Западе, мы сами от этого недалеко ушли Но! У нас еще есть выбор. У них практически нет (посмейте там там хоть что то скзать против греха.. ) А к тому что уедут..... Это может быть и к лучшему. Выбирают комфортную содомию? Это их право - тоже давно об этом сказано. Вот без обид, ко всем любителям демократий и майданов. Галина И. 20 декабря 2020, 10:37 Продолжение). Каждый из нас - частичка общего родового генеалогического древа. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор 12, 26). Апокалипсис – это результат чудовищных преступлений и экспериментов с геномом человека, созданного по образу и подобию Бога. Это трансгенный тупик, извращение сатанинскими силами образа человека и создание постчеловека, восставшего против своего Создателя и обреченного Им на уничтожение. Но любящие Бога имеют обетование Отца Небесного: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобой на суде, - ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь» (Ис. 54,11). Галина И. 20 декабря 2020, 10:30 «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18,22). «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие»(Втор. 22,5).Это намек на запрещение гомосексуализма, трансгенной инженерии, которая в древние времена и не снилась пророкам. Причиной всемирного потопа стала генетическая и духовная мутация людей вследствие союза падших ангелов с женщинами земли (свщм. Ириней Лионский, свт. Кирилл Александрийский и др.).И родоначальниками каждого соврем. человека явл. не только Адам и Ева, но и праведный Ной и его супруга.Но грех снова раковой опухолью распространился в челов. обществе(прод.-е)

http://pravoslavie.ru/136140.html

Мог ли такой человек быть архонтом (начальником)? По всему видно, что он был не таков. Нельзя предполагать также, что указание Христом именно этих, а не других заповедей, было просто делом случайным, т.е., иначе говоря, простым набором слов. Таким образом, остается только одно – предположить, что, наоборот, юноша особенно сильно, особенно ревностно заботился об исполнении именно тех заповедей, на которые указывал ему Христос, и Его ответ, если можно так выразиться, был прямо рассчитан на то, чтобы не сказать ничего нового сравнительно с тем, что уже было хорошо известно из ветхозаветного закона. Это толкование, во всяком случае, хорошо подтверждается дальнейшим заявлением юноши (стих 20), что все это он «сохранил». Чего еще недостает ему? Сами заповеди, перечисленные Христом, есть сокращенное изложение Десятословия и других мест ветхозаветного закона ( Исх.20:12–16 ; Лев.19:18 ; Втор.5:16–20 ). Мф.19:20 .  Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Мф.19:21 .  Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. (Ср. Мк.10:21 ; Лк.18:22 ). При перечислении заповедей, которые следовало исполнять, чтобы войти в жизнь вечную (стихи 18–19), Христос не назвал богатство злом и не сказал, что для жизни вечной непременно нужно отречение от богатства и вообще всякого имущества. Ближайший смысл Его ответа даже тот, что достаточно исполнить указанные Им ветхозаветные заповеди, чтобы войти в жизнь вечную. Но это исполнение предполагает множество градаций, и нельзя сказать, чтобы человек, охраняя одно или другое, сделался истинно совершенным. Не убивающий ближнего оружием делает, конечно, хорошо, поступает согласно заповеди Божией. Но не убивающий его даже словом делает лучше. Уклоняющийся от нанесения ему обид и всякого вреда – еще лучше. Есть люди, которые не только не убивают людей ни оружием, ни словом и не наносят никакого вреда, но даже и не говорят ничего худого про своих ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20) О священническом благословении а) Оно началось еще в Ветхом завете Втор. 10:8 . Отделил колено Левиино... благословят именем Его. Лев. 9:22 . Поднял Аарон руки и благословил народ. 2 Парал. 30:27. И встали священники и левиты и благословили народ. б) Прообраз благословения во имя Пресвятой Троицы Числ. 6:22–27 . Так благословляйте: да благословит тебя Господь и сохранит, да призрит на тебя Господь... и помилует, да обратит Господь Лице Свое на тебя... д) Непринимающим благословение Псал. 108:17 . Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него. Пастыри молятся и ходатайствуют за пасомых: (Иоил. 2:17) 21) О служении пастырей с покрытою головою О длинных волосах б) По примеру И. Христа и по установлению Церкви священно-служители носят длинные волосы Откр. 1:14 . Глава Его (Господа) и волосы белы, как белая волна... Деян. 22:8–11 . Я Иисус Назорей... А Назореи, как посвященные Богу, носили длинные волосы ( Числ. 6:5 ). ? 1Кор. 11:14 . Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это – бесчестие для него. – Апостол с этими словами обращается к простолюдинам, а не к пастырям, как носящим длинные волосы по примеру Самого Господа и лиц священных, посвятивших себя на служение Богу ( Числ. 6:5 ). 22) О возрождении а) Без возрождения, никто не увидит царства Божия Иоан. 3:3–5 . Если кто не родится свыше, не может увидеть царства Божия... б) Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию Ефес. 2:3–5 . Но Бог, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом. 1Петр. 1:3 . Благословен Бог... возродивший нас. Тит. 3:5 . Не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом. в) Возрождение человека состоит 1) в призвании из тьмы в свет: Ефес. 5:8 . Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. 2) в духовном воскресении от смерти греховной: Колос. 2:13 . Вас, которые были мертвы во грехах, оживил Бог, простив нам все грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но ведь заповеди Ветхого Завета кончились? Те заповеди, которые касались обрядов и таинств и прообразовали дела Христовы, все кончились. Как тень проходит при появлении истины, так равным образом и они прешли, и христиане не обязываются исполнять оных. Но те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, не только обязаны соблюдать христиане, но гораздо с большею точностью и с большею полнотою, нежели как соблюдали оные ветхозаветные израильтяне. Поскольку мы гораздо большие получили благодеяния от Бога и с несравненным преимуществом пред ними прияли благодать Св.Духа чрез Господа нашего Иисуса Христа, посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев, как сказано: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное ( Мф.5:20 ). Также: вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду ( Исх.20:13 ). А Я говорю вам, что всякий, гневающийся па брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону 10 ; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной ( Мф.5:21–22 ). То же самое и о других некоторых заповедях говорится в сем месте. Итак, все заповеди, относящиеся к любви к Богу и ближнему, должны быть соблюдаемы; поскольку на сей двоякой заповеди весь закон и пророки основаны, как говорит Господь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. ( Мф.22:37–40 ). – Испов., III, отв. на вопр.47. Да, естественный закон 11 . Он не уничтожил, но утвердил. Ибо кто в законе сказал: Господь Бог твой Господь един есть ( Втор.6:4 ), Тот в Евангелии говорит: да знают Тебя, единого истинного Бога ( Ин.17:3 ). Кто сказал: возлюбиши ближнего своего яко сам себя ( Лев.10:18 ), Тот в Евангелии говорит, возобновляя то: заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010