в) Возлюби ближнего твоего, как самого себя, – такова евангельская заповедь ( Мф.22:39 ; Лк.10:27 ). Уже из того, что евангельское учение предписывает нам любить ближних, как самих себя, очевидна законность нашей любви к самим себе и нашей заботливости о себе самих. Действительно, в евангелии мы не находим ничего такого, что требовало бы от нас пренебрежительно относиться к своей личности и нисколько не радеть о её благе. Человеческая личность, как созданная по образу Божию и предназначенная к теснейшему свободному общению с Самим Богом, имеет столь высокую ценность, что в сравнении с ней ничтожны все вещи мира ( Мф.16:26 ). Евангелие допускает право человека и на материальные блага жизни и признаёт законной разумную заботливость его о приобретении их ( Лк.11:3 ; Мф.9:16–17 и др.). Оно предписывает только, чтобы предметом главных помыслов и забот людей было высшее для них благо ( Лк.12:31 ; Мф.6:33 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о любви к Богу и ближнему Лк.10:27 . «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» ( Втор.6:5 ; Лев.19:18 ). Объясн. Любовь к Богу и ближнему должна быть деятельная: 1Ин.2:4 ; Иак.1:27:2:14–17 . Истинная любовь не ищет своего, не бесчинствует: 1Кор.13:2–5 . Рим.8:38–39 . «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Объясн. Эту уверенность в любви к Богу апостол не только словами, но и делом засвидетельствовал: 2Кор.11:21–29 ; засвидетельствовали такую уверенность и все прочие святые угодники Божии: Евр.11:33–40 . Если об этих Боголюбцах говорится, что «весь мир не был достоин» их, то можем ли мы похвалиться такой любовью к Богу, какая была у святых угодников? напротив, не относятся ли к некоторым из нас слова Писания: 1Тим.1:7:4:1 ; Деян.20:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.14:4 .  потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. (Ср. Мк.6:18 ). Иоанн Златоуст спрашивает: какой же это был древний закон, нарушенный Иродом и сильно поддерживаемый Иоанном? И отвечает: тот, что жена умирающего бездетным должна была выходить за брата его ( Втор.25:5 ). Так как «Ирод вступил в брак с женой брата, у которой была дочь, то Иоанн обличает его за это». Феофилакт, будучи согласен с Златоустом, добавляет: «Некоторые говорят, что Ирод отнял и жену, и тетрархию, когда Филипп был еще жив. Но так или иначе, сделанное было противозаконно». Незаконность, конечно, в том именно и заключалась, что Антипа взял себе жену своего, тогда еще живого, брата, как об этом можно заключать и из показаний евангелистов. «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего. Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они» ( Лев.18:16, 20:21 ). Сюда нужно прибавить, что и первая жена Антипы была жива и убежала к своему отцу, услышав о его намерении жениться на Иродиаде. Этого достаточно, чтобы показать действительную незаконность совершенного брака, и нет надобности добавлять, что Антипа и Иродиада находились между собой в родственных отношениях или запрещенных степенях родства, потому что Иродиада была племянница Антипы, дочь его сводного брата Аристовула. Креститель признавал старые иудейские права и на их основании вполне правильно говорил: «Тебе непозволительно брать ее». Мф.14:5 .  И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. (Ср. Мк.6:19–20 ). Евфимий Зигавин толкует это место на основании Марка и говорит, что против Иоанна первоначально неистовствовала Иродиада и желала убить его. Но Ирод не соглашался на это, зная, что Иоанн праведен и свят. Поэтому Антипа многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Мф.14:6 .  Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, (Ср. Мк.6:21–22 ). Как этот стих, так и весь рассказ, изложенный в стихах 6–12, сильно сокращен по сравнению с Мк.6:21–29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Втор. 18:10-13) И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. (Лев.20:6) Ворожеи не оставляй в живых. (Исх. 22:18) Господь в Новом Завете говорит: «по плодам их узнаете их». А ворожеи, заклинатели, колдуны они и есть проявление зла. Во-первых, они страшные гордецы. Они все любят употреблять выражения: «Я тебя спасу», «Я посланник Божий»,  «у Меня миссия», они акцентируют на себя. А плоды какие – плоды известные: злоба и ненависть и страшный разврат, который царит, это всем известно, среди мира экстрасенсов. Что еще характерно, для них непереносимо любое упоминание о церкви. Это прямой результат воздействия темных сил в их нечистых душах. А окончательный результат изложен в народной легенде про доктора Фауста — что происходит с теми людьми, которые решили поиграть с дьяволом. И незнание здесь не освобождает ответственности.  Господь сказал «Всякий кто знал волю господина своего и поступал вопреки ее, бит будет больше, а кто не знал, бит будет меньше». Поэтому единственный выход примириться с Богом – разорвать связь с сатаной. В Новом Завете описан случай, когда апостолы рассказывают Христу о человеке, который Его Именем изгонял бесов, но отказался пойти с ними, на что Христос ответил не трогать его? Не был ли тот человек целителем? Из Ветхого Завета мы видим, что Израильский народ был богоизбранным народом, и Бог одарил их духовными силами. Благодать господа Бога — Духа Святого пребывала с Израилем. Это выражалось и в чудесах, которые регулярно происходили в Израиле, и действительно именем Бога и изгонялись и демоны и происходили исцеления. Поэтому, упомянутый в Евангелии человек был праведник, который, обращаясь к Творцу, изгонял демонов силой Божию. Он признавал Иисуса мессией, поэтому изгонял Его именем. Почему он не присоединился к общине Иисуса Христа мы не знаем, но знаем, что толкование святых отцов этого следующее: он знал, что Иисус – сын Божий, а значит, он со временем придет в Его церковь, которая возникнет после Его Смерти и Воскресения.

http://pravmir.ru/priroda-celitelstva-bo...

4 . когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня. В этих двух стихах мы держимся пунктуации русского синодального перевода, соединяя в одной фразе оба стиха, которые в совокупности составляют условие и причину, по которой в 5 стихе: „Господь сотворит.... покров над всем чтимым“. Мы потому указываем на это, что Вульгата и Славянский наш перевод, а также многие ученые, как Евальд и Кнобель ставят точку на конце 3-го стиха. Между тем нельзя не согласиться с тем, что лучший смысл дает наш русский текст, так как очевидно, что право именоваться святыми всем вписанным в книгу жизни, – когда Господь очистит скверну людей и града духом суда и огня, – есть одна общая мысль, вслед за которой в стихах 5 и 6 рисуется успокоение, даруемое святым Его. В стихе 3 мы должны остановиться на слове святые. Кто будет именоваться святым? Указание на святость Израиля, как целого народа, выделенного из среды других народов, чтобы принадлежать исключительно Богу завета, находится и провозглашено в кн. Исх. 19и Втор. 28:9 , в следующих словах: „Вы будете у Меня царством священников и народом святым“; и в Лев. 20:7 : „Будьте святы, ибо Я Господь Бог ваш свят“. Эти повеления и обетования перешли в церковь Христову, которой члены именовались по праву, – как искупленные кровью Агнца, и по благодати Духа Святого,– святыми 336 , и на них исполнение заветов, данных Израилю. Они же суть те, которые „записаны в книгу для житья в Иерусалиме“. Очевидно, что надо понимать это место в смысле „вышний“ или „горний“ или „небесный“ Иерусалим, о котором говорится в посланиях к Гал. 4:24–26 и Евр. 12:22 , и тогда ясно, что „книга для житья в Иерусалиме есть „книга жизни“ ( Флп. 4:3 ; Откр. 17:8 ). Это имя книги жизни соответствует словам самого Господа, глаголавшего своим ученикам: „радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах“ ( Лк. 10:20 ). Когда же совершение этого пророчества? Оно не может относиться ни ко времени Езекии, ни ко времени возврата из плена, потому что оно связано с условием, которое совершилось лишь при пролитии крови Агнца, вечной жертвы 337 , ибо Исаия говорит (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(Примечание . Все выше изложенное не противоречит второй заповеди, данной человечеству через Моисея: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и  что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им  и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель ( Исх.20:4 ). Основной смысл этих слов заключен в запрете  на сотворение ложных богов, ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил ( 1Пар.16:26 ). Но Священное Писание строго научает нас « отличать священное от несвященного и нечистое от чистого » ( Лев.10:10 ). Необходимо отличать истинное богопочитание от ложной религии, священные изображения от идолов, иначе можно лишиться веры и отпасть от Бога: Вот, ты называешься Иудеем,…как же ты, уча другого, не учишь себя самого ? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святая крадеши (8) ( Рим.2:21-22 ).) Язычество было распространенно в ветхом завете среди всех народов, кроме израильского. И Господь, зная о том, что древние евреи легко могли впасть в идолопоклонство, повелевает им: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве  из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого — либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого — либо скота, который на земле,.. какой — либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого — либо гада, ползающего по земле…Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо ( Втор.4:15-18,23 ). Но если изображение кумиров недопустимо, то символическое изображение реалий духовного мира необходимо. Иначе, говоря о том, что нельзя делать изображения гада, Бог не повелел бы излить медного змея Моисею, и о том, что нельзя изображать животных и людей, Он не показал бы пророку Иезекиилю небесный храм, в котором есть изображения херувимов с человеческими и львиными лицами, с крыльями. Сам Господь показал, что священные изображения установлены Им:

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

33 ты для них как забавный певец с приятным голосом. Хотя теперь на Иезекииля перестали смотреть как на человека, только произносящего пословицы (см. ком. к 20,49), все же большинство изгнанников видело в нем не более чем источник развлечения. Глава 34 34:2–10 Раненые, больные или выбившиеся из сил овцы всегда находятся под особым надзором пастуха, и он не знает отдыха в заботе о них. И в Израиле идеальный правитель обязан так же заботиться о бедных и угнетенных (см. ком. к 22,7). Между тем израильские цари вместо того, чтобы искоренять притеснение и эксплуатацию, весьма часто были сами угнетателями. 34 вот, Я Сам отыщу овец Моих. Бог устранит неверных правителей и возьмет на Себя роль Пастыря (см. ком. к ст. 2–10). Ср. Лк. 15,3–7 . 34 они были рассеяны в день облачный и мрачный. Ср. Иоил. 2,2 ; Соф. 1,15 ; Ис. 60,2 ; Иер. 13,16 . См. ком. к 7,7. 34 Я буду судить... между бараном и козлом. Здесь, вероятно, метафорически описаны представители могущественных и богатых слоев иерусалимского общества, угнетавшие бедных людей. Ср. Неем., гл. 5. 34 И поставлю над ними... раба Моего Давида. Это обетование восстановления храма (34,6.10–16) предвосхищает царство Мессии. Раб Божий, подобно царю Давиду, будет править в мире по справедливости, и тогда начнется процветание, превосходящее благоденствие в правление Давида. Правда, никто из потомков Давида периода восстановления храма не соответствовал пророческому предвосхищению Иезекиилем будущего Израиля. Зато в Новом Завете Добрым Пастырем стал сам Иисус Христос (см. ком. к ст. 2–10). 34 Давид будет князем среди них. См. ком. к 37,24. 34 И заключу с ними завет мира. Завет включает в себя безопасность страны и изобилие плодов земли. безопасно будут жить в степи и спать в лесах. Опасность исходила от диких зверей ( Лев. 26,6 ; Ис. 65,25 ; Иер. 5,6 ; Плач 3,10 ; Ос. 13,8 ). 34 узнают, что Я... с ними. См. ком. к 6,7. Я... с ними, и они... Мой народ. Суть Завета Божия с Израилем состоит в том, что Господь будет его Богом, а Израиль Его народом (11,20; 36,28; Исх. 6,7 ; Втор. 7,6 ; Иоил. 2,27 ). Глава 35

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иоанн удостаивается также видеть вручение книги Агнцу. Так осуществляется первый этап откровения, о чем мы говорили в самом начале, когда обсуждали «цепочку откровения» ( Откр.1:1 ): Бог → Иисус Христос → Его Ангел → Иоанн → христиане. Здесь, в главе 5, пройдено первое звено «Бог → Иисус Христос», ибо Агнец – не кто иной, как Иисус Христос. Агнец стоит «посреди престола и четырех животных и посреди старцев». Несмотря на некоторую неясность этого высказывания, понимать его, скорее всего, следует так, что Агнец находится на престоле, рядом с самим Богом (вспомним Откр.3:21 : «побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцом Моим на престоле Его»). Смысл этого образа ясен: Христос царствует, властвует вместе с Богом, и Ему подобает такое же поклонение, как и Богу. На это указывают и те атрибуты, которыми снабжен Агнец. «Семь рогов» означают полноту власти. В Ветхом Завете рог или рога – символ мощи и власти: «У Бога… мощь – как рога дикого быка» 25 ( Числ.23:22 ; ср. Втор.33:17 ), а также царственности ( Дан.7:7,20 ; Дан.8:3 ). «Семь очей» – отголосок из пророка Захарии: «семь, – это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» ( Зах.4:10 ). У Иоанна божественные свойства переносятся на Агнца-Христа. Поскольку «семь очей» – образ всеведения и всеприсутствия Божьего, они отождествляются с семью духами Божьими, которые посланы во всю землю. Это, как мы уже отмечали, – либо символ Духа Святого, которого Иисус послал на землю, либо символ того, что вся полнота (число 7!) служебных духов находится в распоряжении Христа. Примечательная особенность Агнца в том, что Он «как бы заклан». Он был «заклан» ( Откр.5:9 ), то есть распят, и носит раны от распятия, но жив. Воскресший и вознесшийся Христос своим крестом победил смерть ( Откр.5:5 : «лев от колена Иудина… победил»). Победа Агнца основана на историческом факте Его крестной смерти, которая была необходимой предпосылкой Его прославления, интронизации и воцарения. Агнец не сидит, но стоит на престоле. Это имеет определенное значение: таким образом выражена готовность Агнца исполнить свою дальнейшую миссию. Он принимает книгу из десницы Сидящего. Тот, кто ее откроет и снимет ее печати, тот имеет власть над конечными событиями мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В купели крещения Христос сочетается с крещаемым, который не только совлекается ветхого человека, но и облекается в нового; Христос исполняет его благодатью Духа в миропомазании, и новый человек начинает жить духом в Боге. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 10–11), подражая Его кротости, смирению, послушанию, исполняя всякую правду, чтобы ни в чем не погрешить и ничем не омрачить своей совести . Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). 1997 год 37. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» Сын Божий стал Человеком, чтобы человека спасти от греха. Встреча с Богом является началом пути духовного возрождения изуродованных страстями и пороками людей. Вот тому яркий пример из Евангелия. Господь любил избирать ночное время для уединенной молитвы со Своим Небесным Отцом: Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? (Ин. 8, 1–5). По закону Моисееву, прелюбодеец, в равной степени и мужчина и женщина, должны быть преданы смерти, но при этом вид казни не указывался (см. Лев. 20, 10). Только в исключительных случаях была положена смерть через побивание камнями, если, например, добровольно в грех впадает обрученная девица с чужим мужчиной (см. Втор. 22, 23–24). В данном случае книжники и фарисеи прямо указали на закон Моисеев, Христос же нисколько не противоречил им. Поэтому есть основания считать, что имел место вышеуказанный случай прелюбодеяния. Противники стараются поставить Иисуса Христа в затруднительное положение, искушая Его. Если бы Господь сказал: «Надо побить ее камнями», этим бы Он нарушил Римские законы. Ведь даже от верховного судилища, синедриона, было отнято право выносить смертные приговоры, а тем более – приводить их в исполнение. А если бы Иисус сказал, что ее надо отпустить, то тут же был бы обвинен перед народом как нарушитель закона Моисеева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? — иудеи озадачены Его словами и пытаются истолковать их; в 8:21–22 выдвигается другая версия. Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние — частица в значении ‘неужели’ предполагает скорее отрицательный ответ и передаёт неуверенность вопрошающих. Слова Иисуса пытаются понять в том смысле, что Он собирается покинуть Палестину, так что палестинские иудеи не смогут найти Его. В переводе Семидесяти слово ‘рассеяние’ означает часть народа, живущую среди язычников (Втор 28:25; 30:4; Иер 34:17), или, как в данном случае, место их проживания (Иудифь 5:19). И учить Еллинов — проповедовать среди тех, кто не евреи по рождению. У Иоанна Еллины упоминаются тут и в 12:20, причём в последнем случае скорее всего имеются в виду прозелиты, прибывшие в Иерусалим на праздник. Однако возможно, что в рассматриваемом отрывке речь идёт о язычниках, не знающих Бога Израилева. Перед нами типичная Иоаннова ирония, когда в уста противников Иисуса вкладываются пророческие слова, истинного смысла которых они сами не сознают: близок день, когда Иисус в лице Церкви выйдет в рассеяние и обратится к язычникам — и к неверующим, и к прозелитам. Некоторые комментаторы считают возможным, что под Еллинами имеются в виду грекоязычные иудеи. В последний же великий день праздника — неясно, какой день праздника Кущей Иоанн называет последним — седьмой день самого праздника или восьмой день, в который происходило отдание праздника, “торжественное собрание” и снятие Кущей (Лев 23:34–36); Иосиф Флавий (Иудейские древности 3:245) пишет, что праздник продолжался восемь дней. Скорее всего для Иоанна это различие не имело значения. Стоял Иисус и возгласил, говоря — не обычное поучение, а торжественное объявление. Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой — понимание этого отрывка зависит от расстановки знаков препинания. Если надо ставить точку после пей и запятую после Меня, выражение Р pismeЪwn e„j ‘верующий в Меня’ оказывается “висячим номинативом” (nominativus pendens) [так в Синодальном переводе — Реф.]; если запятая стоит после ко Мне и точка после в Меня, получается параллелизм ‘Кто жаждет, пусть идёт ко Мне, и пусть пьёт тот, кто верует в Меня’.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

§ 130. . Начинается перечень по группам грешников, которые подвергнутся возвещенному выше суду. Все эти группы лиц указываются именами с предл. – соответственно сказанному выше о сочетании имени . Прежде всех называются «чародеи». 1820 LXX перевели τς φαρμακος, но в некоторых минускульных кодд. и у Феодора М. – τους φ. 1821 Сирский правильно – «магов». Но бл. Иероним и тарг. – «злодеев». В законе есть положительное предписание истреблять таковых; им не место среди народа Божия. Ср. Исх.22:17 : «ворожея не оставляй в живых ( )»; Втор.18:9–13 : «когда ты войдешь в землю, которую даст тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать подобное мерзостям народов тех: не должен находиться у тебя никто, проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, и ворожея и чародей (), И обаятель, и вызывающий духов, и знахарь, и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим»; Лев.20:27 : «Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них». Какой именно вид волхвования обличает Иегова в Мал.3:5 , сказать трудно. Единственное реальное указание находится в Исх.7:11 , где именем называются волхвы фараона Египетского, в остальных же местах мы имеем лишь голое название. Правда, на ряду с в этих местах называются и другие классы этого рода деятелей, так что, исключивши их, мы могли бы составить хотя приблизительную гипотезу о занятии ». Но такое заключение едва ли будет верно, потому что Малахия мог лишь повторять термин, утративший к его времени свой точный первоначальный смысл. Да и вообще, по одному слову, без соответствующего описания, никак нельзя было бы с уверенностью решить, что именно делали «чародеи» Малахиина времени. Но это, в конце концов, и не нужно. Для правильного понимания угрозы Божией нам достаточно представлять вину угрожаемых в ее родовых свойствах (genus pro specie) и знать, что за нее по закону полагалась смертная казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010