Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу, о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны... о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. ( Втор. 33 ). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер... и дерева плодоносные и все кедры, и зверей и всех животных, и пресмыкающихся и птиц крылатых, и царей земных, и князей, и судей, и всех людей!.. ( Пс. 148 ). И действительно, во «святом» Иерусалимском храме, где «восседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Пс. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим» и там совокупно прославляли Творца ( Псал. 28:9 ). Там были в разных изображениях и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые дерева, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветкообразные светильники, и для курений фимиам, и для вожжения елей, и миро для священного помазания и т. д... ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов человека, зверя и птицы: «И у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны – к пальме лицо львиное» ( Иез. 41:18–19 ), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля, и притом с надеждой быть услышанными и получить просимое, имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Где же, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев», и когда Израиль почитал только «чистого духа», только «все отвлеченно духовное, бескровное и бесплотное»?!. Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира – от человека до скота, и зверей, и птиц, и рыб, и растений, и светил небесных – как на «порождение дьявола», как «на неискупимо грешное, проклятое, бесовское»?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/n...

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду (Мф. 5, 21), — сказал Христос. Из десяти заповедей, данных на горе Синай, шестая гласит: Не убивай ! (Исх. 20, 13). По карательным законам Моисея, за умышленное убийство полагалась смертная казнь (Числ. 35, 1621), причем умертвить убийцу мог мститель за кровь; совершивший же неумышленное убийство подлежал суду (Числ. 35, 24) состоявшему из судей, избиравшихся евреями из своей среды в каждом месте их пребывания (Втор. 16, 18). Высшим судилищем, судившим важнейшие дела и, главным образом, преступления против веры, стал со временем синедрион, заседавший в Иерусалиме и состоявший из 72 членов. 21. Точнее, под многословием должно разуметь подробное перечисление наших житейских нужд, что и поныне свойственно молящимся язычникам (например, черемисам), взамен испрошения даров духовных.     22. Царство Божие, или Церковь, не может иметь никаких пространственных пределов; оно не стеснено никакими границами стран земных; оно везде, где любят Бога и ближних, где исполняется воля Божия, где царит Бог; оно — в душе человека. Царство Божие внутрь вас есть. ГЛАВА 13. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Христос в доме Симона-фарисея. Окончив Нагорную проповедь, Иисус сошел с горы в сопровождении толпы народа, и к Нему подошел прокаженный. О проказе как болезни Проказа как болезнь описана Моисеем в книге Левит, в главе 13. Болезнь эта считалась настолько опасной, по заразительности ее, что Моисей признал необходимым подвергать осмотру через священников всех, у кого появлялась на теле опухоль, или лишай, или пятно, чтобы путем такого осмотра выделить больных проказой и объявить их нечистыми. Но не все прокаженные изгонялись из городов и селений, а только те, у которых проказа была на голове: У прокаженного, на котором эта язва (то есть язва на голове), должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва... он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 45—46). Проказа считалась неизлечимой; Но когда она покрывала все тело больного и затем спадала, как чешуя, то в дальнейшем развитии своем считалась уже не заразительной; тогда священники могли объявить прокаженного чистым и, в знак очищения, потребовать от него установленное Моисеем жертвоприношение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В наказание за отступничество израильского народа Господь дает силы его противникам. Так, оплакивая павший Иерусалим, пророк Иеремия говорит: «Совершил Господь, что определил, исполнил слово Свое, изреченное в древние дни, разорил без пощады, и дал врагу порадоваться над тобою, вознес рог неприятелей твоих» ( Плач2:17 ). А «жестоковыйный» израильский народ лишается при этом своей силы, своего «рога»: «Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной… В пылу гнева сломил все роги Израилевы…» ( Плач2:2–3 ). Народ предупрежден: «Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога, не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно…» Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» ( Пс.74:5–6, 11 ). В видениях пророков Даниила и Захарии символика рога приобретает конкретность. Овен с двумя рогами (Индийский и Персидский цари) нападает на козла с одним рогом (Греческий царь): «И видел я, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него, и поразил овна, и сломил у него оба рога…» ( Дан.8:7 и далее см. ст. 8–26). Ангел Господень обещает Захарии, что на тех, кто «своими рогами разбросал Иуду», явятся мстители, чтобы «сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды…» ( Зах.1:21 ). Око за око, зуб за зуб ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ Формула, выражающая готовность отомстить обидчику, нанеся ему тот же ущерб, какой он нанес пострадавшему. Помимо Десяти Заповедей израильскому народу были даны Господом и Законы Завета, регламентирующие не только религиозную, но и повседневную жизнь. Среди постановлений, продиктованных Моисею на горе Синай, целая группа их касалась законов возмездия, в том числе и за нанесенные телесные повреждения: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках. А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх.21:22–25 ). В более обобщенной форме приводится это уложение в книге Левит: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» ( Лев.24:19–20 , ср. Втор.19:15–21 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

    Помилуй, Боже, помилуй мя.    Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса     «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). Так сказал «видевший» (Ин. 19:35; ср.: Ин. 21:24.) о том событии, которое вспоминаем мы за каждой проскомидией, совершая Божественную литургию.     «Кровь и вода»...    Что видишь ты, душа моя, вспоминая эти слова?    Кровь пасхальная ветхозаветная — это защита и спасение от всегубительства смерти (Исх. 12:21—24; см. также: Исх. 12:7). См. также толкование в: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 353.; кровь — освящение (Исх. 29:20—21).: кровь есть душа (Втор. 12:23; ср.: Лев. 17:11—12, 14) (Еккл. 3:19)., а «душа есть жизнь в организме тела», то есть — некая сущность, причастная высшей жизни, и соприкосновение с ней, помазание ею означает некоторым образом прикосновение к Источнику всякой жизни — к Тому, Кто вызвал ее из небытия, потому что «святяй и освящаемии от Единаго вси» (Евр. 2:11).    Кровь новозаветного Жертвенного Агнца — залог нашего воскресения: ею смыт с человеческого рода первородный грех, ею открыты врата покаяния, очищающего наши тела и души от греха; ею мы вступаем в Церковь, крещаясь «в смерть» Христову (См.: Рим. 6:3), примиряющую нас с Богом (См.: Кол. 1:21—22); ею мы в ней живем, помазуяся и пия, как помазание и питие, животочная словеса Благовестия Христова, испытывая лишь одну жажду — жажду общения со Христом, как сказал Он Сам: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14; ср.: Иер. 2:13, 17:13).    Горит ли в тебе эта жажда Слова, душа моя?    Или мир поглощает тебя настолько, что мысли твои — только о том, «чтобы мне... не приходить сюда черпать», и ты, как самарянка, закрыла глаза свои внутренние житейским вопросом: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин. 4:11, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Правда, кроме этого, чувственного мотива к исполнению заповедей указывался и другой – высокий и духовный, именно, что они суть заповеди Божии. В книге Левит множество раз, почти после каждой частной заповеди, повторяется: Я Господь, или: ибо свят Я Господь (напр. Лев. 21:8 ). Точно так же и вообще о всех заповедях говорится: соблюдайте заповеди мои и исполняйте их (22:31). Будьте святы, потому что свят Я, Господь Бог ваш (19:2; 11:44, 45; 20:7; 21:8). Таким образом мотив для исполнения заповедей в Ветхом Завете указывается, по-видимому, такой же, как в Новом Завете, то есть, подражание Богу, святому и совершенному. Но существенное различие в том, что во времена ветхого завета, до пришествия на землю Христа Спасителя, Бог не мог явиться столь милосердым, благим и любвеобильным, каким Он явился с воплощением Сына Божия. В Ветхом Завете хотя и сказано было: Господь, Бог твой, есть Бог благий и милосердый ( Втор. 4:31 ); но там же сказано: Господь, Бог твой, ест огнь поядающий, Бог ревнитель (ст. 24). Бог там Сам о Себе говорит: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцев наказывающий детей до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (5:9, 10) Таким образом хотя и тогда Его милость была сильнее и действовала продолжительнее, нежели гнев (Ср. Исаии 54:7, 8; 60:10), однако она простиралась только на любящих Его и не открывалась Его врагам. Отсюда понятно, почему Бог и людям дал заповедь любить только ближнего, а врага позволялось ненавидеть. Тогда заповедь о любви к врагам не имела бы для себя достаточного основания, была бы не уместна, казалась бы противоестественной и неисполнимой: действие Самого Бога в отношении к Его врагам делали ненависть людей к их врагам дозволительной, почти обязательной. He то стало с воплощением Сына Божия. Апостол, который y Него научился любви, решительно за свидетельствовал: Бог есть любовь ( 1Ин. 4:16 ). До этой великой истины люди не могли додуматься сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Израиль «веселится пред Господом», взяв в руки «ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» ( Лев. 23:40 ). И Моисей с божественным умилением говорит: о вожделенных дарах неба, о росе, о дарах бездны, лежащей внизу о вожделенных плодах от солнца и произведениях луны… о крепости первородного тельца и рогах буйвола, о силе и быстроте льва!.. ( Втор. 33 ). Вот почему Псалмопевец призывает к прославлению Бога: и ангелов, и солнце, и луну, и все звезды света, и небеса небес, и воды превыше небес, и рыб, и все бездны, и огонь, и град, и снег, и туман, и бурный ветер…и деревья плодоносные и все недра, и зверей, и всех животных, и пресмыкающихся, и птиц крылатых, и царей земных, и князей, и судей и всех людей!.. ( Пс. 148 ). И действительно, во «святом» Иерусалимском храме, где «восседал на херувимах Бог Израиля» ( Исх. 25:22 ; Пс. 17:11 ; Дан. 3:54 ), собрались «небо и земля со всем воинством своим» и там совокупно прославляли Творца ( Пс. 28:9 ). Там были в разных изображениях: и херувимы, и львы, и волы, и распускающиеся цветы, и пальмовые деревья, и гранатовые яблоки, и огурцы, и литое из меди море, и цветкообразные светильники, и для курений фимиам, и для возжжений елей, и миро для священного помазания и т.д ( Исх. 25–30 ). И что особенно замечательно, так это соединение в изображениях херувимов: человека, зверя и птицы: «и у каждого херувима – два лица; с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме лицо львиное» ( Иез. 41:18–19 ), и по два распростертых вверх крыла ( Исх. 25:20 ; 3Цар. 6:24 )!.. И в этот храм для поклонения Богу Израиля и при том с надеждой быть услышанными и получить просимое имели право входить и все иноплеменники из земли далекой ( 3Цар. 8:41–43 ). Где же, спросим г. Мережковского и других «новопутейцев» и когда Израиль почитал только «чистого духа» только «все отвлеченно – духовное, бескровное и бесплотное?!.» Где и когда он смотрел на свое тело и на всю плоть мира, – от человека до скота и зверей, и птицы, и рыбы, и растений и светил небесных, – как на «порождение дьявола», как «на неискупимо – грешное, проклятое, бесовское?!.» Где и когда он признавал «весь мир», как отрицание Бога», и «Бога как отрицание всего мира?!.» Разве не Израиль признал себя «святым» и плоть человека достойнейшим образом Бога и ангелов Его?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Это недопустимо. Священное Писание запрещает ростовщичество: Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста ( Исх.22:25 ). Это – слова Божии. Господь запрещает, не трудясь, сыто и богато жить. А вся современная банковская система, вся система обращения денежной массы строится именно на ростовщичестве. Появились организации – посредники, обогащающиеся на ростовщичестве и ничего иного не делающие. В книге Левит читаем: Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли ( Лев.25:36–37 ). Здесь говорится, что хлеб, даваемый взаймы, не может служить предметом получения прибыли. А вся современная экономика строится на совершенно чуждом, не библейском, не религиозном принципе. И в этом причина ее бедственного состояния. Единственное исключение, допускаемое Священным Писанием, – это разрешение брать проценты, лихву с иноземцев. Почему это возможно? Потому что те деньги, которые оказываются в их руках, могут быть использованы против нашего государства. По этому поводу во Второзаконии сказано: иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле ( Втор.23:20 ). Кто владеет российским капиталом? С нас ростовщики берут проценты, будто мы – не хозяева на нашей земле. Как в своей стране мы оказались на положении иноземцев? Для нынешних ростовщиков мы действительно иноземцы, и они не нарушают своих принципов. Но мы должны сбросить ярмо ростовщичества. Есть страны, в которых ростовщичество запрещено. И это совершенно не вредит их экономике, но уничтожает класс дармоедов. Апостол Павел говорил: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Сол.3:10 ). И все люди должны трудиться. Сребролюбие, ростовщичество, лихва – это мерзость в глазах Божиих. Мы прочитали, что дети будут непокорны своим родителям . В последнее время сообщения по радио, по телевидению или в газетах о том, что сын убил своего отца в пьяном виде или отец убил своих детей, а потом покончил с собой, стали настолько привычны, что мы почти не обращаем на них внимания, хотя всего пять-шесть лет назад это были чрезвычайные происшествия, приводящие людей в ужас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его» ( Пс.21, 26 ). Обратите внимание на то, что выражение «воздать обеты» означает исполнить обет, то есть отдать Богу то, что по обету принадлежит Ему как благодарность на отвеченную молитву. Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать» ( Притч.20, 25 ). Обет вступал в силу только в том случае, если он был произнесен вслух: «Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» ( Втор.23, 23 ). Что могло быть обещано Богу во время произнесения обета? Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество. Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, — Господни они… И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» ( Лев.27, 26, 30 ). Обеты Богу и сегодняшний день Как было отмечено выше, Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако Слово Божье призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: Виды обетов из Библии: — обет обещания; – обет воздержания: зарок от женитьбы или замужества, обет назорейства; – обет заклятия.  «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» ( Пс.75, 12 ). «Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои» ( Иов.22, 27 ). Обет может быть неотъемлемой частью нашего ежедневного поклонения Богу, как это было у царя Давида: «И я буду петь имени Твоему  вовек, исполняя обеты мои всякий день» ( Пс.60, 9 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

Здесь Апостол, имея в виду обычай библейских евреев – во исполнение требования закона ( Исх. 22:29, 23:19, 34:22 ; Лев. 2:12 ; Чис. 18:12 ; Втор.18:4, 26:10 ; Притч. 3:9 ; Иез. 20:40 ) приносить в дар Богу и святилищу его первые и лучшие плоды (решит биккурим) земли, называет первенствующих христиан начатком плодов духовной нивы (как и у Ап. Павла, 1Кор. 3:9 ) в смысле первенства времени и достоинства (primi et honoratissimi, по Икумению). При этом Апостол рассматривает христиан в отношении к целому миру, как творению Божию. Обновление должно коснуться всего мира, так как все создания ожидают, по Ап. Павлу ( Рим. 8:19–21 ), восстановления в первобытном совершенстве; такое восстановление началось с первым пришествием Христовым, а окончится по втором Его пришествии. Христиане же, по Ап. Иакову, суть первые начала, первые носители этого обновления, вследствие малочисленности своей называемые «некий начаток». По блаж. Феофилакту, слова «начаток некий» означают преимущество и высшее достоинство, а «созданием» называет видимую природу». Если, таким образом, Бог по единой свободной любви и благости восхотел возродить людей и сделать их началом обновления всего мира, то может ли Он искушать человека ко злу и на погибель? Давая в ст. 18 последнее основание для опровержения пагубного заблуждения ( Иак.1:13 ), Апостол, вместе с тем, в упоминании о возрождающем человека «слове истины» предлагает тему для последующей своей речи ( Иак.1:19–27 ) об отношении христиан к этому слову истины. Иак.1:19 .  Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, Иак.1:20 .  ибо гнев человека не творит правды Божией. Иак.1:21 .  Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Слово истины евангельской – для того, чтобы быть в состоянии приносить благие плоды в жизни людей, прежде всего должно быть слушаемо и воспринимаемо с должным настроением. Необходимы, прежде всего, полная готовность и усердие к слышанию слова Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лев 16 содержит подробное описание грандиозной очистительной церемонии для святилища и общины в «День очищения» (см. Йом Киппур ) и образует кульминацию не только по отношению к собранию процедур в Лев 11-15 для избавления от того или иного вида нечистоты, но и для всей системы приношений, рассмотренных в Лев 1-16. Значимость Лев 16 обусловлена также тем фактом, что в этой очистительной церемонии сочетаются 2 различных ритуала: обряд очищения храма с помощью крови жертвенного животного и обряд элиминации грехов общины и ее членов через их возложение на козла отпущения с его последующим изгнанием в пустыню. Др. пример обряда элиминации, сохранившегося в офиц. культе, это «обряд с двумя птицами» в Лев 14. 2-8; 48-53. План, структура и краткое содержание Лев 17-27 Вслед за А. Клостерманом ( Klostermann. 1877) законодательный свод Лев 17-26 принято называть «Кодексом святости» (Н) из-за частого повторения призыва подражать святости Бога: Лев 19. 2: «Будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш»; см. также Лев 20. 7, 26 и т. д. Хотя этот корпус текстов продолжает и дополняет культовую тематику 1-й части, т. е. Лев 1-16, он ее существенно расширяет в «этикоправовом» направлении. Очевидно также, что Н сильно отличается от Лев 1-16 по языку и стилю. Все говорит о том, что это произведение др. автора - не того (или тех), кто был причастен к созданию Лев 1-16. Если первая часть Л. к. (Лев 1-16) была сосредоточена на храме и его служителях, то божественные речи из Лев 17-27 обращены ко всей общине и касаются широкого круга вопросов. Фактически это законодательный свод наподобие книги договора Исх 21-23 или девтерономического кодекса Втор 12-26. Как и в законодательных сводах Исх 20. 24-26 и Втор 12, Лев 17-26 открывается законом о совершении приношений на легитимном алтаре. Лев 18 и Лев 20 относятся к преступлениям в сексуальной сфере. Они обрамляют Лев 19 - смешанное собрание гражданских и культовых законов, многие из к-рых имеют параллель в Исх 21-23, а также во Втор 12-26; Лев 21-22 содержит предписания, относящиеся к святости священников и к святости приношений, совершаемых израильтянами. Главы 23-25 составляют новый подраздел разд. Лев 17-27, основная тема которого - соблюдение священных периодов времени в течение года (субботы и праздники - Лев 23; 24. 1-9) и в течение каждого семилетия (субботние года и юбилей в Лев 25). В «юридическом» рассказе 24. 10-23 речь идет о святости Божественного имени.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010