Перед вступлением евреев в обетованную землю, где им угрожала опасность увлечься примером суеверных язычников, Моисей, от имени Господа, дает своему народу заповедь: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей. Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» ( Втор.18:9-11 ). В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы. В христианстве “язычество” обозначает ложные религиозные учения и мировоззрения, не связанные с нацией или расой. Во Второзаконии Моисей, испытывая тревогу из-за соблазнов, ожидавших израильтян, стремится запечатлеть в их сердцах необходимость заповеди Божией. На Второзаконии лежит печать напряжённой борьбы с различными видами суеверий и язычества: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? … Чтобы соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его» ( Втор.10:12-13 ). «Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» ( Втор.32:16-17 ). Впоследствии эти заповеди и проповеди повторялись левитами: «Не обращайтесь к вызывающим мёртвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш» ( Лев.19:31 ). «Если какая душа обратится к вызывающим мёртвых и к волшебникам… Я обращу лице Мое на ту душу, и истреблю ю из народа ея” ( Лев.20:6 ). В древности астрология , алхимия и магия были тесно связаны между собой. В древнем мире маг, жрец, волхв обычно совмещали в своем лице обязанности астролога, колдуна, гадателя снов. Люди, от общения с нечистыми духами и использования их “даров” – магии окончательно развратились, т. е. отпали от Бога и оказались не в состоянии реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению. Умножилась злоба, нечестие, которое привело к гибели Вавилонского, Ассирийского, Персидского мира.

http://sueverie.net/sueveriya-v-svete-pr...

3Цар.8:31 .  Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, 3Цар.8:32 .  тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. (ср. 2Пар.6:22–23 ). Первый случай, когда имеет быть нужда в милостивом принятии Иеговой молитв в храме, касается случаев проступков с недостаточно ясными уликами. По закону, обличаемый в подобного рода проступке приходил вместе с потерпевшим к жертвеннику Иеговы и клятвой свидетельствовал свою невинность, причем присутствовавший здесь священник изрекал проклятия, имевшие постигнуть его в случае виновности и нераскаянности ( Исх.22:8,11 ; Чис.5:19–21 , ср. у проф. Гуляева, цит. соч., с. 222). Эти клятвы включены здесь в число молитв, ибо клятва, по существу своему, есть благоговейное, подобное молитвенному, призывание имени Иеговы ( Лев.19:12 ; Втор.6:13,10:20 ; Ис.48:1 ; Иер.12:16 и др.), которому был посвящен храм, и даже поставлены на первом месте как выражение ревности Израиля о святости имени Иеговы, каковая ревность составляла долг Израиля ( Сир.23:9 ). Поэтому первое прошение Соломона (ст. 31–32) можно сопоставить с первым прошением молитвы Господней: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). 3Цар.8:33 .  Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, 3Цар.8:34 .  тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. (ср. 2Пар.6:24–25 ). Второй случай: пораженный за грехи свои нашествием неприятеля и отведением некоторой части своей в плен, Израиль будет умолять Иегову в храме Соломоновом. Боязнь быть удаленным из священной, избранной Богом страны более всего смущала древнего израильтянина (ср. Божеств. угрозы ( Лев.26:17 ; Втор.28:25 ) ). Здесь, однако, не имеется в виду плен вавилонский, с которым был разрушен храм Соломонов, между тем в ст. 33 говорится о молитве Израиля именно в храме; вероятно, разумеется одно из нередких нападений на Израиля со стороны соседних племен, причем возможно было и пленение некоторых евреев (ср. ( Суд.2:14–15 ) и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объясн. Сказанную здесь величайшую истину апостол выражает почти в тех же словах, в каких изрек её Сам Господь: Ин.3:16 ; дальнейшее разъяснение величия Божественной любви к людям можно видеть у апостола Павла: Рим.8:32 ; любовь эта дарована людям совершенно незаслуженно с их стороны; Рим.5:8 ; чтобы не лишиться этой любви, необходимо принадлежать к истинной Христовой Церкви: Мф.18:17–18 , и стараться исполнять слово Божие: Ин.14:23 ; Откр.3:19–20 . О соблюдении заповедей 1Ин.3:23 . «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». Объясн. Здесь говорится о двух главных заповедях: первая – чтобы мы веровали и крестились во имя Христово: Ин.1:12:3:18 ; Деян.2:38 ; вторая же – чтобы любили друг друга не словом и не языком, но делом и истиной: Лев.19:18 ; Ин.15:12 . Кто эти заповеди соблюдает или сохраняет: 1Ин.2:3–4 , тот пребывает в Нём (Иисусе Христе) и Он в нём – в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением: Ин.17:21:23, 15:7:14:17 . Рим.13:8–19 . «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Объясн. Здесь апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: ст.9; Мф.22:40 ; 2Ин.1:5–6 . Но нужно исполнять и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20 . Еф.2:15 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». Объясн. Здесь разумеются заповеди с одним преобразовательным характером, ибо о соблюдении других заповедей, необходимых для вечной жизни, есть прямое повеление: Мф.19:17 ; Иак.2:10 ; Ин.3:22–24 . Кол.2:6 . «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Да не сокроется от нас, что есть время, когда благословляется вкушать старое. Ибо о седьмом годе, называемом годом отпущения (ср. Вт.15:1,2) или субботним годом, сказано так: «И будете есть старое и очень старое 30 » ( Лев.26:10 ). Тогда, в таинство седьмого года, как мы уже сказали, дается благословение есть старый хлеб, но пока это запрещено. Однако мы слишком отдалимся от темы, если будем рассматривать эти отдельные утверждения, ведь сейчас нам должно объяснять жертвоприношения. 9 . Далее сказано: «Если же кто приносит жертву молитвы, или от усердия, то жертву его должно есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно, а оставшееся от жертвенного мяса к третьему дню должно сжечь на огне; если же будут есть мясо жертвы на третий день, то она не будет благоприятна; кто ее принесет, тому ни во что не вменится: это осквернение, и кто будет есть ее, тот понесет на себе грех» ( Лев.7:16–18 ). Это, без сомнения, то, о чем и Давид сказал в Псалтири: «Молитва его да будет в грех» ( Пс.108:7 ), когда в его приношении не только нет ничего достойного, но оно вменяется ему в вину. Ты ведь слышишь постановление Законодателя, что если кто будет «есть мясо жертвы на третий день, то понесет на себе грех». Из этого должно уяснить, сколь велика для человека опасность греха, если он совершается даже там, где приносится жертва умилостивления. Полагаю, что именно это имел в виду благословенный Давид, когда вопросил: «Кто усмотрит погрешности свои?» ( Пс.18:13 ). Поэтому «жертву молитвы, или от усердия» позволено есть даже «на другой день», но ее должно полностью отвергнуть «на третий». И если по слабости или недосмотру не удалось съесть на другой день все жертвенное мясо, сказано, что на третий оставшееся от него нельзя есть, но следует предать огню. Ибо если захочешь вкушать мясо жертвы по прошествии двух дней, то понесешь на себе грех. Насколько я понимаю, под этими двумя днями можно уразуметь два Завета, в которых позволено отыскать и исследовать каждое слово, относящееся к Богу, – ибо слова эти суть жертва – и ими обрести всю полноту знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:3–5 ). И в другом месте сказано: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ). Ибо, как мы сказали, если кто-либо прикоснется к плоти Иисуса так, как мы объяснили раньше, с несокрушимой верой, и придет к Иисусу как к Слову, ставшему плотью (ср. Ин.1:14 ), с беспрекословным послушанием, то он прикоснулся к плоти этой жертвы и освятился. Таковой прикоснулся к плоти Слова, о Котором Апостол говорит: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» ( Евр.5:14 ). Прикасается к Слову Божьему и тот, кто исследует Его изнутри и может объяснить их сокровенные тайны. Так и мы, если есть у нас такое понимание, что можем мы духовным толкованием различать написанное в законе и способны выводить сокрытую тайну отдельных слов на свет более точного знания, если можем наставлять Церковь так, чтобы ничто из прочитанного не оставалось неясным и не было ничего непонятного, тогда, возможно, и о нас скажут, что мы прикоснулись к святой плоти Слова Божьего и освятились. И подобным же образом я понимаю сказанное: «Все потомки Аарона мужеского пола могут есть ее» ( Лев.6:18 ). Ибо не может ни женщина, ни распущенная и нерадивая душа вкушать святую плоть Слова Божьего. Только мужчина ест ее. В конце концов, только мужчины учитываются в переписи (ср. Чис.1:2 ); нигде не считаются женщины и дети. Вот и Апостол говорит: «Как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор.13:11 ). Таким образом, взыскуется такой «муж» и такой мужчина, который может есть святую плоть, но не везде, а только «на дворе скинии собрания» (ср. Лев.6:16 ). Так пусть услышат это те, кто разделяют церкви и, вводя чуждые и ложные теории, думают, что могут вкушать святую плоть вне Божьего храма и двора Господня. И те жертвы, которые совершаются вопреки установлениям закона, нечестивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010