Таким образом, отвергающий то, в чем есть жребий козла отпущения (ср. Лев.16:10 ), иными словами, дурные помыслы, порочные желания, – отнюдь не бесплодный человек, не поглощенный мирскими попечениями, но «подготовленный», ревностный и бдительный. И, подобно этому, если кто-то, как кажется, стал нечист, потому что прикоснулся к чему-то нечистому, то сразу же «омоет одежды свои, и будет чист» (ср. Лев.13:6 ). Мы можем понять, поскольку это относится к каждому из нас, что, согласно нравственному толкованию, «подготовленный человек» (ср. Лев.16:21 ) есть сам разум, который внутри нас, и им мы различаем добро и зло, даже если он, как кажется, осквернился, обсуждая и исследуя нечто злое; и если рациональный ум все же отвергает его и вырывает из сердца и удаляет его прочь от себя, то он как бы омывается и очищается благими помыслами и становится чист. Тебя, конечно, не удивит, что мы прилагаем к личности Спасителя того, кто отвергает козла отпущения и отсылает его «в пустыню», ибо он омывает свои одежды и становится чистым, как мы читаем в сказанном пророком о Господе: «И увидел я Иисуса, великого иерея, одетого в запятнанные одежды» (ср. Зах.3:1,3 ). И, разумеется, если понимать это утверждение благочестиво, как восприятие Им плоти, даже здесь в омывании одежд сохраняется тот же образ. 7 . Давайте теперь посмотрим, что совершает первосвященник. Сказано: «И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним» ( Лев.16:12 ). И у пророка Исайи мы читаем, как он очищается огнем: «Прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис.6:6–7 ). Думается мне, что этим мистическим утверждением показано, что горящие уголья прикладываются к членам каждого, достойного очищения, в меру его грехов. Ибо пророк говорит здесь: «Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами» ( Ис.6:5 ), и потому углем, взятым с жертвенника клещами, серафим очищает только его уста, которые, как утверждает пророк, нечисты. Этим показано, что грех его обретается лишь в словах, но он не согрешает в своих делах или поступках; иначе он сказал бы: «Я человек с нечистым телом» или «глаза мои нечисты», если бы грешил он тем, что желал бы чужого; он сказал бы: «Я человек с нечистыми руками», если бы осквернил их неправедными делами. Но так как, видимо, он сознавал свои прегрешения только в словах, о чем и Господь говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (ср. Мф.12:36 ), ибо даже совершенным трудно избежать проступков в словах, то пророк нуждался только в очищении уст своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Если праздник очищения был днем смирения душ и горького раскаяния в грехах, то праздник кущей имел веселый характер, как это ясно выражено в двух моментах, встречающихся в этом празднике и служащих предметом радости для Израиля; первый момент – окончанее полевых работ ( Исх.23:16 ) собрание произведений земли ( Лев.23:39 ), или уборка с гумна и с точила ( Втор.16:13 ); второй момент – поселение в кущах. Этот веселый характер праздника выражен ясно в самом законе: «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев» и т. д. «и радуйтесь пред Иеговою Богом вашим семъ дней» Лев. 23:41 ; «веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя,, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» Втор.16:14 ; «потому что благословил тебя Иегова Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих и ты должен веселиться» ст. 15. – Как ни определенно выставляется в последнем месте, в качестве предмета радости, собрание всех произведений земли и с очевидностью обнаруживавшееся в этих дарах благословение Божие, однако мы не можем считать праздник кущей установленным первоначально в честь виноградной лозы, 684 и источника особенной возвышенной радости этого дня искать в том главным образом, что собрание фруктов, оливковых плодов и винограда происходило в конце уборки годовой жатвы, между тем продукты эти «более чем хлеб, предназначавшийся для ежедневного питания, служили предметом жизненных наслаждений и радости и свидетельствовали – особенно масло и вино – о богатстве и изобилии». 685 Радость праздника кущей должна была обнаруживаться не столько в обильном наслаждении этою полнотою божественного благословения, сколько в увеличенном числе жертв и в пребывании в кущах, составлявших особенность этого праздника, отличавшую его от всех других праздников. Пребывание в кущах не только дало главное название этому празднику, но и заповедано, как постановление вечное для потомства ( Лев.23:41 ). Во время пребывания в кущах потомство израильское должно было исповедывать, что в кущах Бог поселил сынов израилевых, когда вывел их из Египта ( Лев.23:43 ). Итак, праздник кущей свое ближайшее отношение имел к истории народа и только второстепенным образом относился к физическим дарам, которыми Иегова благословлял жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Особенности принесения этих жертв в настоящий день состояли в том, что все решал один первосвященник, между тем, как в другие дни в принесении этих жертв участвовали священники, а также лицо, приносившее жертву, которое должно было возлагать руку и затем убивать животное ( Лев.1:34 ). Кроме того, в день очищения вместе с жертвами всесожжения сожигался тук жертвы за грех. О сожжении тука жертвы за грех, автор 16 гл. делает только краткое замечание: «а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике» (25). Один ли только тук сожигался, или с ним сожигалось еще что-нибудь, автор не указывает. Но руководясь другими местами кн. Левит (4:89, 8:16, 9:10; Исх.29:13 ), а также иудейским преданием, можно думать, что вместе с туком сожигались почки. 279 Остатки жертвы за грех сожигались вне стана. «А тельца за грех и козла за грех, – читаем в 16 гл. ,– которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их, и мясо их, и нечистоту их» (ст. 27). В книге Левит находим двоякого рода постановления относительно остатков жертвы за грех. В одних случаях здесь предписывается, чтобы остатки жертвы за грех съедались священниками, в других же случаях предписывается, чтобы они сжигались вне стана на чистом месте. При жертвах за грех отдельного человека остатки обыкновенно съедались священниками «на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). При жертвах же за грех первосвященника и всего общества, остатки обыкновенно сжигались «вне стана на чистом месте» ( Лев.4:12, 21 и др). Почему так происходило, различные толковники говорят различно. Одни, напр., утверждают, что священник мог есть остаток жертвы за грех, раз только эта жертва не за него приносилась, а за другого человека. 280 Но если бы такое объяснение было верно, то первосвященник мог бы есть остатки жертвы за грех общества, между тем, они сожигались ( Лев.4:21 ). Наиболее вероятным нужно признать то мнение, по которому сожигались остатки той жертвы за грех, кровь которой вносилась во святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

25-й день месяца Хаслева, 148 года – 165 г. до Р. Х. (ср. к 1Мак.1:54 ). 1Мак.4:53 . и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. «Принесли жертву по закону», т. е. предписанную в законе утреннюю жертву ( Исх.29:38–42 ; Чис.28:3–7 ). Эта жертва, как все установленные для новомесячий и праздничных дней, соединялась обыкновенно с жертвой за грех ( Чис.28:15,22,30 и д.). Так как в Моисеевом законе нет особой жертвы для очищения и освящения алтаря, то последнее совершилось вместе с очищением священников, через окропление жертвенною кровью по Лев.8:15 . 1Мак.4:54 . В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. «С песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами», ср. 1Пар.16:42 . – Обновление и очищение храма и жертвенника совершилось «в тот самый день», в который некогда произошло и осквернение, т. е. 25 Хаслева. Это совпадение отмечают также – 2Мак.10:5 и Иос. Фл. в Antt. XII, 7, 6. – Промежуток времени от осквернения до очищения исчисляется в 3 года (ср. 1Мак.1:54 ; 1Мак.4:52 ); двухгодичное время, указываемое для сего в 2Мак.10:3 , – должно быть признано неправильным. 1Мак.4:55–56 . И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. «Жертву спасения и хвалы» – θυσαν σωτηρου κα ανσεως – т. е. жертву спасения, или – что то же – хвалы. Двойной родительный падеж не означает здесь двух особых видов жертвы благодарственной (собственно ουσα σωτηρου есть греч. перевод евр. ...) – и эта последняя разделялась на 3 вида: жертву хвалы, жертву обета и добровольную жертву усердия ( Лев.7:12,16 ), причем жертва хвалы именно и была θυσα ανσεως σωτηρου – «мирная жертва благодарности» ( Лев.7:13,15 ) – или просто – θυσα ανσεως – жертва благодарности ( Лев.7:12 ). – Единственное число « θυσιαν» («жертву спасения и хвалы») подле множественного ολοκαυτματα («всесожжения») означает не одну только единственную жертву этого рода, но употреблено в общем значении: это были по преимуществу семейные жертвы составлявшие вместе и праздничную трапезу участников жертвы, так что число жертв этого рода определялось числом желавших принести оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Лучше жить в земле пустынной, нежели с женой сварливой и сердитой» (21:19). «Лучше жить в углу на кровле, нежели с сварливой женой в пространном доме». (25:24; ср. Сир.25:21 ). Своему сыну мудрый и благожелательный отец делает такое наставление и увещание: «не внимай льстивой женщине». ( Прит.5:2 ). «Остерегай себя от негодной женщины, от льстивого языка чужой» (6:24). «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту. Многие совратились с пути чрез красоту женскую: от нее как огонь загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель». ( Сир.9:8–11 ). Ветхий Завет , если так можно выразиться, не только не покровительствует страстям, но и строго преследует обнаружение их всюду. Пусть увлечение достигнет самых последних пределов, пусть оно будет окрашено в самые яркие, чарующие, розовые краски, пусть оно имеет массу извинений с современной всё прощающей точки зрения, – это безразлично. Худо было тогда жить всем, которые были особенно внимательны к страстям, «страстям и пороху» которых приходилось «соткать» где-либо другую семью, «уйти» из своей семьи на «страну далече». Нарушивший супружескую верность и чистоту брака ( Лев.20:10–17 сл. Втор.22:22 сл. Ср. Исх.20:14, 17 ), опорочивший обрученную другому, не сохранившая своего девства ( Лев.22:21, 23–26 ), – все подлежали смерти. Одних побивали камнями пред воротами города в присутствии народа ( Втор.22:23–25 ), других предавали сожжению ( Лев.20:14 ), третьих просто лишали жизни различными способами ( Лев.20:13 и др.). Наказывал закон и за другие различные случаи фактического обнаружения страсти ( Втор.22:28–29 . Ср. Исх.22:16–17 и др.), за которые ныне у нас обыкновенно снисходительно прощают почти всех. В Новом Завете эта истина подтверждается еще с боль- —314— шею силою и раскрывается с большею ясностью и глубиною. Спаситель говорит, что даже один взгляд, брошенный на женщину «ко еже вожделети ей» ( Мф.5:28 ), является уже преступлением против седьмой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лев.22:2–5 ). Поэтому большинство толкователей расположено думать, что образ в 6-м стихе взят Спасителем от жертвенного мяса, которого нельзя было есть никому, кроме священников ( Исх.29:33 ; Лев.2:3, 22:10–16 ; Числ.18:8–19 ). Псам этого мяса совершенно нельзя было давать – это было бы преступлением, и если бы кто сделал так, то наказан был бы смертью (Толюк, Священного мяса не должно было есть и ни одно нечистое лицо ( Лев.22:6–7, 10, 13, 15–16 ). Некоторые понимают под святыней все, что противоположно нечистому, или «чистое». Спаситель приложил таким образом ветхозаветные образы к истинам, которые должны были сделаться новым вином и новой одеждой в учреждаемой Им Церкви, как Царства Божия. Сам Он называл Свое учение тайнами Царствия Божия (ср. Мф.13:11 ; Мк.4:11 ; Лк.8:10 ). Он говорил ученикам Своим, что им дано знать тайны Царства Божия, а другим людям не дано, и воздерживался от прямого раскрытия этих тайн перед людьми, без помощи притчей. Далее, разъясняя тайны Царства, Он говорил, что Царство Небесное подобно «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» ( Мф.13:44 ); «купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф.13:45–46 ). Первую часть стиха: «не давайте святыни псам», можно отделить от второй и рассматривать саму по себе. Это нужно потому, что некоторые толкователи не могли понять, каким образом свиньи могут, обратившись, растерзывать людей, потому что на это способны псы, и относили последние слова стиха к псам. Но такое мнение не имеет для себя никаких оснований. Жертвенная пища, мясо и хлеб, для псов – приятная пища. В первой половине предложения поэтому употреблен глагол «давать» ( δδωμι), а не дальнейший – бросать. О псах нередко упоминается в ветхозаветном писании. Моисей говорит своим соотечественникам, что их исход из Египта совершился в такой тишине, что даже и пес не пошевелил языком своим ни на человека, ни на скот ( Исх.11:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Двое сынов Аароновых – Надав и Авиуд, – приступив с чуждым огнем пред лице Господне, умерли» ( Лев.16:1 ). Необходимо было, чтобы Аарон был наставлен в учении небесном, как надлежит ему приступать к алтарю и какими молитвенными обрядами он должен умилостивлять Бога, чтобы не навлечь на себя то, чему подверглись его сыны по своей беспечности, когда неподобающим образом приступили к алтарю Божьему «с чуждым огнем», а не с ниспосланным Божеством. Потому и закон об этом предваряется следующими словами: «И говорил Господь Моисею по смерти двух сынов Аароновых, когда они, приступив пред лице Господне, умерли, и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред седалище милосердия, что на ковчеге откровения, дабы ему не умереть» ( Лев.16:1–2 ). Этим показано, что если кто-то войдет «во святилище» «во всякое время» неподготовленным, одетым не в священнические одежды, не приготовив предписанных жертв и прежде не примирившись с Богом, то он умрет. Это же справедливо и в отношении того, кто не исполнит должного перед тем, как приступить к жертвеннику Бога. Сказанное относится ко всем нам, ибо то, что говорит здесь закон, касается всех, так как он предписывает, как надлежит нам приступать к алтарю Божьему. Ибо у этого алтаря мы приносим Богу наши молитвы, чтобы знали мы, как должно их приносить: необходимо снять нам «запятнанные одежды» ( Зах.3:4 ), которые суть нечистота плоти, пороки привычек, грязь страстей. Или не знаешь ты, что и тебе, то есть всей Церкви Божьей, всем верным даровано священство? Послушай, что говорит о верных Петр: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет.2:9 ). Итак, ты обладаешь священством, ибо ты – «царственное священство», и потому должен «непрестанно приносить Богу жертву хвалы» (ср. Евр.13:15 ), жертву молитв, жертву милости, жертву чистоты, жертву справедливости, жертву святости. Но чтобы приносить их достойно, необходимо, чтобы одежды твои были чисты и отделены от повседневной одежды других людей, чтобы обладал ты Божественным огнем, не «чуждым» Богу, но ниспосланным человеку Богом, о котором Сын Божий говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Ибо если мы используем не его, а другой, губительный огонь, которым «сатана преобразуется в ангела света» (ср. 2Кор.11:14 ), то, без сомнения, нас постигнет та же участь, что Надава и Авиуда. И поэтому повелением Божиим предписано наставить Аарона, чтобы он «не во всякое время» входил «во святилище» и приступал к алтарю (ср. Лев.16:2 ), но когда прежде совершит то, что должно, и тогда не умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мы, однако, говорим это не для того, чтобы ослабить узду воздержания христианина; ибо у нас есть освященный сорокадневный пост и четвертый и шестой день недели, когда мы постимся в соответствии с установлением. И, разумеется, христианин может поститься в любое время, не для соблюдения установленных правил, но ради добродетели воздержания. Ведь как сохранить безупречную непорочность, если не подкреплять ее жесткими опорами воздержания? Как посвятить себя Писаниям, как обретать знания и мудрость? Разве это не ограничение живота и горла? Как стать такими, как те, «которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» ( Мф.19:12 ), если не избегать обилия яств, если не прибегать к помощи воздержания? Ибо таково устроение христианского поста. Но есть еще и другой благочестивый способ поститься, которому воздается хвала в апостольских писаниях; так, сказано: «Блажен постящийся для того, чтобы накормить голодного». Такой пост весьма угоден Богу и действительно достойный. Ибо таковой подражает тем, кто полагает «души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Зачем же к ветхим одеждам приставлять заплаты из новых тканей? К чему в старые мехи наливать новое вино (ср. Мф.9:16–17 )? «Древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор.5:17 ) через Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия XI О написанном: «Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» ( Лев.20:7 ) 1 . Сейчас в церкви во всеуслышание были прочитаны слова, сказанные Богом: «Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» ( Лев.20:7 ). Должно, однако, внимательнее рассмотреть, что означает слово «святой» или что оно выражает в Божественных Писаниях, с тем, чтобы, когда узнаем силу этого слова, смогли мы исполнить его дело. Если мы соберем все примеры из Божественных Писаний, где использовано слово «святой», то обнаружим, что «святыми» называются не только люди, но и бессловесные скоты (ср. Исх.13:2 ); найдем мы, что «святыми» именуются и сосуды для богослужения (ср. Исх.40:9 ), и «одежды» (ср. Исх.28:2 ), и даже места в городах и пригородах, предназначенные для священников (ср. Чис.35:1 и далее). И действительно, закон повелевает, чтобы из бессловесных скотов в жертву Господу приносились «первенцы» от тельцов и мелкого скота, и сказано: «Не делай на них никакой работы, ибо они освящены Господу». Некоторые из сосудов, находящихся в скинии собрания, – «кадильницы, чаши» и прочие подобные вещи – именуются священными (ср. Исх.25:29;40:9 ). Также и одеяния – «льняной хитон», «кидар» и иные облачения – суть «одежды священные» (ср. Лев.16:4,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Сначала был жертвенник, на котором совершались жертвоприношения; но когда пришел истинный Агнец и «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (ср. Еф.5:2 ), все прочее, как бы временное, перестало существовать. Тебе не кажется, что согласно с тем образом, о котором мы говорили выше, сделанные прежде как бы из глины модели обрели свою истинную форму? И, наконец, по промыслу Божьему, и город, и храм, и все прочее подобное было разрушено, чтобы тот, кто еще «младенец, питаемый молоком» веры (ср. Евр.5:13 ; Рим.14:1 ), не пришел в восторг от самого вида многоразличных образов, когда увидел их, и не застыл бы в немом изумлении и восхищении от самого устроения богослужения во время совершения обряда жертвоприношения. Но Бог, нисходя к нашей немощи и желая умножить Своею Церковь , сделал так, что все это было разрушено и полностью упразднено, чтобы с прекращением всего этого мы, не колеблясь, уверовали, что истинным образам предшествовали эти прообразы. 2 . Поэтому мы должны сказать еще несколько слов тем, кто, будучи под властью закона, должен соблюдать иудейский пост; и прежде всего приведем слова Павла, сказавшего, что если кто хочет исполнить одно повеление, «должен исполнить весь закон» (ср. Гал.5:3 ). И тот, кто соблюдает этот пост, «три раза в году» должен восходить в Иерусалим и «являться пред лице Владыки, Господа» (ср. Исх.23:17 ), чтобы предстать перед священником; ему нужен жертвенник, лежащий в пыли разрушения, чтобы принести жертвы в отсутствие первосвященника. Ибо написано, что постящийся народ принесет в жертву «двух козлов» (ср. Лев.16:5 ), над которыми должны бросить жребий, чтобы того из них, на которого «выпал жребий для Господа» (ср. Лев.16:9 ), принести в жертву Господу, а другого живым «отослать в пустыню», «чтоб он понес на себе беззакония» народа (ср. Лев.16:10 ). Все это необходимо тебе надлежащим образом исполнять, если хочешь соблюдать пост согласно предписанию закона; все это мы, как смогли, обстоятельно объяснили выше. Но так как преизобильно слово Божье и, по мнению Соломона, не единожды, но и дважды и «трижды будешь хранить его в сердце твоем» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Оно к обоим стихам заключается в Исх.12:1–12 : «месяц сей (т.е. Авив или Нисан) да будет у вас началом месяцев...; в 10 день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам». Затем подробно излагается приготовление и употребление этого агнца и в конце: »это – пасха Господу» (11 ст.). Здесь, очевидно, дается, опускаемое во Второзаконии, прояснение всей терминологии Моисея. Оно дается также в Исх.13:3–16; 23:15 ; Лев.23:5–8 ; Числ.9:1–14; 28:16–25 . Такие же «пропуски» необходимых пояснений заметны в законах той же главы и о других праздниках. Так, в 9 стихе той же главы читаем: «седм седмиц отсчитай себе; начинай считать седмь седмиц с того времени, как появится серп на жатве: тогда совершай праздник седмиц Господу Богу твоему». И здесь в счислении неопределенность: как определять время «первого серпа»? Ведь у каждого хозяина, смотря по времени его посева, может в разное время появляться на поле этот «первый серп». Разъяснение дано в книге Лев.23:15 : «отсчитайте себе от первого дня после праздника (пасхи), в который приносите сноп потрясания, семь полных недель»... Здесь, таким образом, второй день пасхи ясно определяется началом счисления «седми седмиц», и начало для всех уже одно, строго определенное, независящее от раннего или позднего посева разных домохозяев. Затем, в той же 16 главе в 13 стихе не совсем понятное название праздника кущей употребляется без пояснений: «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и с точила твоего». Очевидно, как своеобразное и само по себе малопонятное название праздника, так и время его празднования предполагают подробные и всем уже известные разъяснения, находящиеся в Лев.23:34–44 и Числ.29:15–39 . Такие же «пропуски» и «предварительные пояснения» заметны в 18 главе, в законах о священниках и левитах (1–8 ст.). Например, во 2 стихе читаем: " удела ему (т.е. Левиину колену) не будет между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему». Своеобразное наименование Господа «уделом» Левиина колена и ссылка на бывшие слова Самого Господа получают свое объяснение лишь в предыдущих книгах: «и сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, Я – часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ.18:20 ), причем употребляются вполне тождественные технические термины: «часть и удел» – chelek и nachalah.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010