Отношения между учеником и учителем в Библии описываются в категориях «отец-сын», т. е. это семейные отношения. И действительно, это так. В Пятикнижии говорится об обязанностях отца учить сыновей заповедям («и внушай их [заповеди] детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая», Втор.6:7 ; «учите им [заповеди] сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь», Втор.11:19 ), кроме этого, давать им начальные знания Закона, рассказывать о Божественном откровении у горы Синай ( Втор.4:9–10 ), об Исходе из Египта («И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта», Исх.13:8 ). В Книге притчей Соломоновых много места уделяется воспитанию родителями детей ( Притч.1:8, 4:1, 4, 6:20, 31:1 ). Также говорится и о наставлении юношества учителями («Наставъ юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится», Притч.22:6 ). Основная цель учения – внушить ученику основы мудрости, благочестия, нравственности. Цель воспитания естественно вытекает из цели жизни самого богоизбранного народа, определяемого заветом, который заключил Бог с Авраамом и его потомками. «Я Бог Всемогущий, – говорит Бог Аврааму, – ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою... и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» ( Быт.17:1–2, 7 ). Во времена Моисея цель была сформулирована более кратко и выражалась так: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господъ Бог ваш) свят... Я Господъ, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:44–45 ). Родитель и учитель должны были не только учить, но и быть примером для учащегося. В той же главе книги Второзакония, где говорится о наставлении, есть такие слова: «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» ( Втор.6:17–18 ). Если образ жизни наставников будет противоречить их наставлениям, результат воспитания будет нулевым, потому что мало наставлять на путь доброты, терпения и самоотверженности, нужно лично вести детей этим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Подлинно, велелепное и преславное имя Христианина, по которому мы христиане именуемся! – Что же, довольно ли в нас сего? – никак. Мы обязаны оному со всяким тщанием и усердием соответствовать. А почему? α) „Поскольку мы, имени сему не соответствуя, порочим имя Божие; имя сладчайшее; имя, коего высочае нет под небесем; имя, коему благоговеют воинства Небесные; имя Христа Иисуса; имя спасительное» 39 . β) Якоже усерязь златый в ноздрех свинии: тако имя христианина во злом человеке ( Притч.11:22 ). γ) „Имя без действия и должности – ничто есть», говорит Сальвиан 40 . δ) Неприятно философам, когда те именуют себя философами, которые философии совсем не знают 41 : кольми паче неприятно Богу, когда те называют себя христианами, кои живут по язычески. Александр Великий, некоему нерадивому воину, который назывался Александром, сказал: „или имя перемени, или нравы» 42 : так Царю нашему Христу неприятно, ежели мы наименованию христиан не соответствуем. Надобно или переменить худые поступки, или почтенный титул христианина оставить, да не нами имя Божие хулится, якоже во языцех. ε) Августин 43 говорит: „ежели ты делами не показываешь, что ты христианин, пусть все тебя христианином называют; но что тебе пользует имя, когда самой вещи не обретается?» Он же говорит: „христианин без дел есть древо без плода». Григорий Назинзянин пишет: „ежели веруешь в Бога, покажи самым делом, что ты веруешь» 44 . И Лев: „всуе, – говорит, – именуемся христианами, аще несмы подражатели Христовы» 45 . ζ) Христиане должны быть истинные воины: первое – сражаясь с плотью, как учил Пётр нас огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу ( 1Пет.2:11 ); второе – подвизаясь на позорище мира сего, и звания нашего, и так должны тещи, не яко безвестно, тако подвизатися, не яко воздух бия ( 1Кор.9:26 ). На сем сражении Подвигоначальник есть Бог, награждающий подвижников – Христос, зрители – Ангелы. [Снеси: ( Рим.2:6 ), ( Деян.17 ), ( Мф.25 )]. μ) Христиане должны самим делом исправлять звание своё, а не одним видом представлять христиан. Григорий Нисский повествует: „что в Александрии был скоморох, который обезьяну одевал в девическое платье, и её к проворным плясаниям так приобучил, что заставлял всех верить, что должен быть человек, который так пляшет. Некто из зрителей, будучи осторожен, приметил обман, бросил плясавице миндальные орехи, кои узревши, обезьяна изорвала платье, а миндали хватать начала, – и сих скоморохов обман открылся» 46 : так многие облечённые в одежду христианства, когда предложены им будут роскоши, показывают самою вещью, что они не были в самой вещи человеки христиане, но сатанинские обезьяны.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Мф.7:6 . Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. «Не давайте святыни псам» и прочее. Опять речь иносказательная. Святыни псам: образ заимствован от того, как если бы кто святое, то есть священное, принесенное Богу в жертву, вздумал бросать псам. Святыня или святое означает здесь все, относящееся к вере христианской, всю евангельскую истину: заповеди, правила, учение, а равно и все предметы священные. «Жемчуг». Драгоценный предмет украшения, служит образом высоких предметов духовных ( Мф.13:45 ; Откр.17:4,18:12–16 ) и означает здесь также высокие предметы веры христианской или истины евангельские ( Афанасий Великий разумеет, в частности, Пречистые Таины Тела и Крови Христовой). Псы и свиньи – эти нечистые животные означают нравственно извращенных и неспособных к принятию евангельской истины людей, которым священное и духовное чуждо и даже противно, цены которого они не могут понять (ср.: 2Пет.2:22 ; Лев.22:15 ; Притч.11:22 ). «Попрали его ногами». Как свиньи, не зная высокой цены драгоценного жемчуга, попирали бы его ногами, если бы нашли, так и извращенные нравственно люди, не понимая высочайшей цены евангельских истин, смешивают их с предметами нечистыми, извращают их, а часто и глумятся. «И во многих других местах Он развращение жизни поставляет причиною того, что не приемлется совершеннейшее учение. Почему и повелевает не отворять им дверей, ибо, узнав, они становятся дерзновеннее» (Златоуст). «Обратившись, не растерзали вас». Дикие псы, алчность которых раздражена, но не удовлетворена, и прожорливые свиньи, которые вместо пищи получили бы то, чего съесть не могут, раздраженные, могут броситься на того, кто раздражил, но не удовлетворил их алчность, и растерзать его. Так и развратные люди, неспособные понять и принять истину евангельскую, поправ ее, могут обратиться яростно на самых проповедников истины и причинить им разные бедствия, даже смерть. Смысл речи, разоблаченной от иносказания, таков: не предлагайте евангельских истин и всего святого людям, нравственно извращенным, нечестивым и злым, чтобы они, не поняв святого и драгоценнейшего, не осквернили его, не смешали с мудрованиями человеческими, не извратили, не насмеялись над ним и чтобы вам самим избегнуть напрасной погибели от них. Как часто при своей проповеди Апостолы имели случай убедиться в этом, когда должны были терпеть различные бедствия от злых, неразумных и безнравственных людей! Равным образом «Господь запретил здесь то бесчестие, какое святым словам Господним мы наносим преступлением оных. Следствием сего преступления бывает, что находящиеся вне веры также почитают Господни наставления удобопренебрегаемыми, и потому же самому с большей смелостью восстают и на нас, и преступающего как бы терзают своими укоризнами и обличениями» ( Василий Великий . 5, 334).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Плч.4:7–8 .  Князья ее были в ней чище снега, белее молока; они были телом краше коралла, вид их был, как сапфир; а теперь темнее всего черного лице их; не узнают их на улицах; кожа их при­липла к костям их, стала суха, как дерево. Князья иудейские, очевидно, не все были отведены в плен; некоторые из них остались в разрушенном Иерусалиме и влачили жалкое существование. Плч.4:9 .  Умерщвля­емые мечом счастливее умерщвля­емых голодом, по­тому что сии истаевают, по­ражаемые недостатком плодов по­левых. «Умерщвляемые» – точнее: которые умерщвлены. – «Истаевают» – точнее: истаевали. Пророк говорит о прошедших мучениях, какие терпели иудеи во время осады Иерусалима. ( Плч.4:12–20 .) Говоря о причинах страшного гнева Божия, обрушившегося на головы иудеев, пророк указывает, прежде всего, на грехи пророков и священников иудейских, особенно омрачивших себя и навлекших на себя всеобщее презрение своими злодеяниями. Затем пророк говорит о другой причине падения иудейского государства – о неосновательном доверии народа к разным чужим народам, которые будто бы могли оказать иудеям помощь. Тут пророк останавливается на печальной судьбе последнего иудейского царя, захваченного халдеями. Плч.4:13 .  Все это – за грехи лжепророков его, за беззакония священ­ников его, которые среди него про­ливали кровь праведников; «Кровь праведников», т. е. истинно-верующих иудеев (см. Иер. 26:7–15, 6:13–15, 23:11, 27:10, 22:25–28 ). Плч.4:15 .  «Сторонитесь! нечистый!» кричали им; «сторонитесь, сторонитесь, не при­касайтесь»; и они уходили в смуще­нии; а между народом говорили: «их более не будет! «Кричали им» – правильнее: «кричали перед ними». По закону Моисееву, прокаженные, идя по дороге и видя идущих им на встречу людей, обязаны были криком предупреждать их о своей болезни, чтобы те посторонились ( Лев. 13:45 ). Так и перед этими, оскверненными преступлениями, священниками и ложными пророками все должны сторониться, чтобы не задеть их за покрытые кровью одежды и не оскверниться. – «Между народом» – правильнее: даже среди народов (языческих) о них составилось убеждение, что им не устоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христианский монотеизм изначально возник как религия пришедшая от Самого Бога. В христианском монотеизме обретается вся полнота истинного общения Бога и человека. Христианский монотеизм основан на факте явления Самого Нетварного Создателя, а не на явлении одних тварных посредников. И этот факт несомненно привлекает людей, искренне стремящихся познать Самого Бога. Но не все люди жаждут общения с Богом, не все хотят познать Создателя. Многие желают защититься от прямого общения со Своим Творцом, поставить тварные барьеры и препятствия Его познанию. Ведь Бог Совершенен, человек же грешен. Действительно, «страшно впасть в руки Бога Живого», и «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» ( Евр.10:31,13 ). Будучи Сам Свят и Всесовершенен, Господь прямо требует от человека совершенства и святости, а не одного внешнего повиновения. «Итак будьте святы, потому что Я свят», — говорит Сам Святой Бог человеку ( Лев.45:11). «Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших», — учит о Нем, Всесвятом, пророк (Иис. Нав. 24 Он судит не только внешние действия, но и скрытые от человеческих глаз помышления и намерения сердечные, «испытывает все сердца и знает все движения мыслей» ( 3Цар.28:9). Он ненавидит грех не только во внешнем поведении, но и в самой человеческой душе, требует святости даже в помыслах. Он заповедует человеку любить Себя всем сердцем, всею душою и всем разумением ( Мф.22:37 ). Исполнение первой и наибольшей заповеди любви к Богу немыслимо вне явления человеку Самого Бога. Ведь нельзя любить всем сердцем и умом того, кого ты не познал. И Господь Всемогущий дает человеку познать Себя, обещает явиться ему в ответ на человеческий поиск. Прежде, Он Сам призывает человека взыскать Его: «расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа Бога вашего» ( 1Пар.22:19 ). Ведь именно «Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли».

http://azbyka.ru/islam-v-sravnenii-s-xri...

16 Аларих I, король готов (395—410), вывел готов с Балкан и повел на Константинополь в 395-м году. 17 Аркадий, римский император (395—408) и Гонорий, римский император (395—423). 18 Происхождение Радагайса спорно. Предположительно, он возглавлял остроготов. 19 Взятие Аларихом Рима случилось в 410-м г. 20 Атаульф, король готов (410—416). 21 Сигерих, король готов (416). 22 Валия, король готов (416—19). 23 Констанций был в то время magister militum Запада империи. 24 Гибралтарский пролив. 25 Теодерид, известный так же как Теодорих I, король готов (419—51). 26 Валентиниан III, римский император (425—54). 27 Моралитэ Исидора связано с тем, что Литорий был язычником, а победившие готы христианами. 28 Битва на Каталунских полях случилась в 451-м году. 29 Маркиан, римский император (450—57). 30 Аттила умер в 453 г. 31 Торисмунд, король готов (451—53). 32 Теодорих II, король готов (453—66). 33 Авит, римский император (455—57). 34 Рехиарий, король свевов (448—56). 35 457 г. 36 Мальдра, король свевов (456—60). 37 462 г. 38 Лев I, римский император (457—74). 39 Эврих, король готов (466—84). 40 468 г. 41 Эти компании имели место в 472—3 гг. 42 Зенон, римский император (474—91). 43 Аларих II, король готов (484—507). 44 Хловис, или Хлодвиг, король франков (481—511). 45 Битва при Воилье (Вуайе) случилась в 507 г. Она привела к вытеснению везиготов из Тулузы. У них остались только Испания и Нарбоннская Галлия. 46 Теодорих Великий, король остроготов (489—526). 47 Одна из дочерей Теодориха Великого была замужем за Аларихом II. 48 Анастасий, римский император (491—518). 49 Гезалих, король готов (507—11). 50 Гундобад, король Бургундии (ум. 516). 51 Одоакр был военачальником свергнувшим последнего римского императора Запада Ромула Августула в 476 г. Мало вероятно, что он был остроготом. В 488 г. Теодорих Великий вторгся в Италию по поручению императора Зенона. В 493 г. Одоакр был схвачен и казнен. 52 Теодорих Великий фактически правил государством везиготов с 511 по 526 г, как регент малолетнего Амальриха, сына Алариха II и дочери Теодориха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3428...

«Я ждал». возможно точнее: «успокаивал себя до утра», т. е. надеялся на облегчение болезни к утру, но, вместо облегчения, болезнь сокрушала его, как лев. Ис.38:14 . Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Го­с­по­ди! тесно мне; спаси меня. «Как журавль, как ласточка». Стоны больного Езекии походили на заунывные звуки, испускаемые журавлем, или на писк ласточки; иногда же он глухо стонал, как голубь. «Уныло смотрели» – возможно точнее: «и истомились глаза мои от постоянного смотрения на небо», откуда Езекия ожидал помощи. 45 «Спаси меня»! – точнее «будь мне порукою!» (ср. Иов.17:3 ). Ис.38:15 . Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду про­водить все годы жизни моей, по­мня горесть души моей. Ис.38:16 . Го­с­по­ди! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Ис.38:17 . Вот, во бла­го мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва по­гибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Езекия, в благодарность Богу за полученное исцеление, обещается тихо проводить остаток своей жизни. «Так живут», т. е. благодаря именно таким действиям Всевышнего люди оживают, и Езекия на эту чудесную помощь Господа будет возлагать все свои упования. «Во благо». Болезнь послужила к возвышению нравственного состояния Езекии. «И Ты избавил». т. е. в том, что Ты избавил душу мою от смерти, я вижу доказательство того, что Ты в то же время простил мне мои грехи. Преждевременная смерть здесь представляется как наказание за грехи. «За хребет», т. е. так далеко, что их не стало и видно. Ис.38:18 . Ибо не пре­исподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Ис.38:19 . Живой, только живой про­славит Тебя, как я ныне: отец воз­вестит детям истину Твою. Ис.38:20 . Го­с­по­дь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей со звуками струн мо­их будем воспе­вать песни в доме Го­с­по­днем». Здесь проводится общая ветхозаветным писателям мысль о том, что состояние умерших есть состояние полного безразличия ко всему великому и, в частности, к делам Божиим, совершающимся на земле (ср. Пс.6:6 ; Пс.87:11–13 ; Пс.113:25–26 ). Напротив, живой человек может всегда прославлять Бога своей богоугодной жизнью и наставить на путь добродетели и детей своих. Езекия обещает восхвалять Бога и в песнях во храме, что он и исполнил, устроив оркестры из левитов (ср. 2Пар.29:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лев 17 апреля 2016, 11:57 Так напишите об отце Макарии Болотове сами! И споры, и вопросы прекратятся. Людмила 3 декабря 2015, 00:39 Елена права! О дорогом приснопамятном Батюшке схиархимандрите Макарии Болотове абсолютное молчание, в лучшем случае лишь немногословное упоминание. Схиархимандрит Макарий постриженник Глинской пустыни сотаинник и сомолитвенник многих прославленных святых старцев, в их числе схимитрополит Зиновий Мажуга. Именно о.Макарий постригал в великую схиму митрополита Зиновия, а владыка постригал в схиму архимандрита Власия - в схиме Макария. Владыка Зиновий говорил, что их духовное родство с о.Макарием до смерти и даже после смерти нерушимо. Разве старца-митрополиа подвела его прозорливость? Почему во всех публикациях о глинских подвижниках нет ни слова о схиархимандрите Макарии. Я,недостойная, имела великую милость от Господа знать Батюшку Макария. По его святым молитвам устроилась вся наша жизнь.Его прозорливость, казалось не имела границ времени и пространства, он знал о нас все, обличал (за тысячу километров!)если мы, к примеру нарушали пост, наши души, наши мысли были ему абсолютно открыты. У нас нет сомнения в святости схиархимандрита Макария и мы непоколебимо верим, что не за горами прославление дорогого нашего старца и молитвенника схиархимандрита Макария Болотова. Дивен Бог во святых своих! Наталия 13 марта 2014, 23:45 Надеюсь, против схиархимандрита Виталия Елена ничего не имела ввиду, т.к. я буду его защищать если что! Зиновий 18 августа 2013, 02:15 Уважаемая Елена, книга называется " святые старцы Глинской пустыни " и в ней в первую очередь идет речь о старцах, причисленных к лику святых. Кроме того, нет ни одной книги, где бы говорилось, что настоятелем в Бурдино был отец Виталий, а не отец Макарий. Читайте внимательнее! А в том что отец Виталий был близким другом отца Виталия - Вы правы. Елена 14 августа 2013, 16:22 Как жаль, что в книге не рассказано о последнем из Глинских старцев, постриженике и ближайшем ученике всех ныне прославленных старцев - схиархимандрите Макарии (Болотове)! Какая несправедливость - в ранее изданных книгах авторов написано, якобы настоятелем Бурдина был схиархимандрит Виталий. Отец Виталий был близким духовным другом отца Макария (в то время отца Власия), но не настоятелем храма. И на фото в Бурдино настоятель его, отец Макарий, сидит по правую (!)руку от владыки Зиновия. Гонимый при жизни, дорогой наш старец, не прославлен и поныне. Но, как предсказывала схимонахиня Серафима (Белоусова), мощи их обоих (отца Макария и матушки) будут лежать в одном монастыре - один по правую, другой - по левую сторону от алтаря. И многие этого ждут.

http://pravoslavie.ru/62118.html

Мысленно предстоя сегодня яслям Спасителя, у которых рядом с Творцом пребывает все творение — и люди, и животные, и ангелы, слуги Пресвятой и Трисолнечной Зари (канон 5-го гласа в понедельник утра), — ощутим себя окруженными любовью Божией и объединенными вокруг Христа. Сбросим с души оковы боязни и недоверия, тревоги и отчаяния, услышим глас Сына Божия, Который приходит на грешную землю и призывает к Себе всех труждающихся и обремененных , обещая им покой (Мф. 11:28). Приходит — и научает нас жить так, чтобы утраченное райское блаженство вновь стало реальностью, и даже больше — чтобы человек мог непостижимым и таинственным образом соединяться с Господом. Родившийся на земле Царь Небесный (стихиры праздника) уже все сделал для нашего спасения. Нам остается только принять Его любовь и ответить на нее своими поступками — жизнью по заповедям и делами милосердия, крепкой верой и желанием быть с Богом, готовностью не только принимать из Его Отеческих рук обильные щедроты, но и с твердым упованием и доверием Ему преодолевать те или иные сложности. Дорогие мои, вновь и вновь поздравляю вас с Рождеством Христовым. « Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании , — свидетельствует святитель Лев Великий, — ведь повод к радости общий для всех. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение » (Слово I на Рождество Христово). Господь да ниспошлет всем вам душевное и телесное здравие, неоскудевающую радость и бодрость духа, укрепит в совершаемых вами трудах и в дальнейшем шествии стезей спасения. Аминь. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Рождество Христово 2021/2022 г. Москва Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2022/01/06/rozhdestve...

О К. (в т. ч. в переносных кадилах) говорится и в других ветхозаветных отрывках: напр., в Лев 10. 1-2; Числ 16. 16-18; 1 Цар 2. 28; Пс 140. 2; Иез 8. 10-11. К. было прерогативой левитов (Числ 16. 16-18); при использовании переносных кадил их должны были наполнять углями, взятыми с кадильного алтаря (Лев 10. 1-2). К. в Древней Греции и Риме В Др. Греции ладан начали использовать не раньше VII-VI вв. до Р. Х., когда он был впервые завезен туда вместе с предметами роскоши из Египта и Сирии. О принесении ладана (греч. λιβανωτς) в качестве жертвы богам говорил Пифагор ( Iambl. Pythag. 10. 54). Первым римским автором, упоминающим ладан (лат. tus) для почитания богов, был Плавт (см.: Atchley. 1909. P. 46). В греко-рим. культуре кадила вместе с факелами использовались в различных шествиях и процессиях, как общественных (праздники в честь богов, дни торжественных событий, триумфы), так и частных (напр., свадьбы). К. могли удостаиваться отдельные выдающиеся личности. После смерти Октавиана Августа появилась тенденция к прижизненному обожествлению рим. императоров, статуи к-рых также почитались К. К. в христианском богослужении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает каждение на литургии после входа в алтарь (малого входа). Фотография. 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает каждение на литургии после входа в алтарь (малого входа). Фотография. 2010 г. В текстах христ. авторов II-III вв., несмотря на упоминание К. в Откр 8. 3-4, выражается негативное отношение к К. Так, Афинагор говорит, что Бог и Творец всего существующего не нуждается ни в дыме горящей крови и жира, ни в аромате ладана (θυμιμα), поскольку Сам является совершенным ароматом ( Athenag. Legat. pro christian. 13. 2). Защищаясь от обвинения в атеизме, Иустин Философ пишет, что, поскольку Богу не требуется ни крови, ни возлияний, ни К. (θυμιαμτων), христиане почитают Его «словом молитвы и благодарения (λγ εχς κα εχαριστας)», песнопениями ( Iust. Martyr. I Apol. 13). Этот же автор считает, что К. (θυμιαμτων) и жертвоприношениям людей научили падшие ангелы, к-рые в отличие от Бога имеют в этих предметах нужду ( Iust. Martyr. II Apol. 5; ср.: Orig. Exhort. ad martyr. 45). Тертуллиан противопоставляет языческим жертвам, среди которых упоминаются зерна ладана (grana turis), истинную жертву Богу - молитву от чистого сердца ( Tertull. Apol. adv. gent. 30). Климент Александрийский высказывает такую же мысль: истинным алтарем является душа человека, а фимиамом (θυμαμα) - молитва к Богу ( Clem. Alex. Strom. VII 6. 32; ср.: Orig. Contr. Cels. VIII 17). Тем не менее использование ладана в бытовых целях (напр., для дезодорирования) допускалось ( Tertull. De corona. 10).

http://pravenc.ru/text/1319790.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010