Содержание Вопрос 1. Для чего повелел Бог приносить жертвы? Вопрос 2. Что значит сказанное: душа яже аще забудет забвением, и согрешит не хотящи от святынь Господних (Лев. 5:15 )? Вопрос 3. Для чего постановил Бог жертву жреческую предавать всесожжению (Лев. 6:23 )? Вопрос 4. Для чего и жертвы греха ради приносили на месте всесожжений (Лев. 7:2 )? Вопрос 5. Что значит сказанное: «всяк прикасаяйся мяс ея освятится» (Лев. 6:27 )? Вопрос 6. Для чего не повелевает Бог вкушать жертв после третьего дня, преступившего же закон сей подвергает взысканию и о жертве той говорит, что не вменяется она в жертву (Лев. 7:18 )? Вопрос 7. Почему прикоснувшемуся к изливающему семя, или к прокаженному, или к мертвому телу, или к чему-либо из называющегося нечистым запрещает Бог вкушать жертвенных мяс (Лев. 7:21 )? Вопрос 8. Для чего Моисей кровью и елеем помазал жрецу правое ухо, правую руку и также правую ногу (Лев. 8:23—24 )? Вопрос 9. Как разуметь должно «огнь чуждь» (Лев. 10:1 )? Вопрос 10. Для чего жрецам запрещает закон вкушать вино (Лев. 10:9 )? Вопрос 11. Что означает «раздвояющее копыто и отрыгающее жвание» (Лев. 11:3 )? Вопрос 12. Почему если что нечистое попадет в сосуд глиняный, повелевает закон разбивать его, а если в сосуд медный или в деревянный, или во вретище, или в ризу, — измывать водою (Лев. 11:32—33 )? Вопрос 13. Почему мертвое тело, если упадет на семя, не смоченное водою, не сквернит оного, а если на смоченное водою, делает его нечистым (Лев. 11:37, 38 )? Вопрос 14. Почему в законе сказано, что родившая мужеский пол бывает нечистою сорок дней, а родившая женский пол — дважды сорок (Лев. 12:1—5 )? Вопрос 15. Что значит закон о проказе (Лев. 13 , Лев. 14 )? Вопрос 16. Почему того, кто весь стал прокаженным, именует чистым (Лев. 13:13 )? Вопрос 17. Для чего повелевает, чтобы прокаженного глава была не покровена и ризы раздраны (Лев. 13:45 )? Вопрос 18. Как должно понимать появление проказы на одеждах (Лев. 13:47 )? Вопрос 19. Что означают два птичища, приносимые за очищаемого от проказы (Лев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2887...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Раб, рабство (Slave, slavery) В Библии раб предстает инструментом хозяйственной деятельности, законной собственностью и человеком, за которого несет полную ответственность его владелец. Слова «раб» и «слуга» иногда используются как взаимозаменяемые, но раб отличался от слуги более низким общественным положением, хотя его улучшение было возможным и весьма распространенным. Раб находился в состоянии полной Зависимости, тем не менее Бог, сотворивший людей и наделивший их чувством собственного достоинства, показан в Писании надзирающим за рабством. Кроме того, с библейской точки зрения, любой человек – раб либо греху, либо Богу. Инструмент хозяйственной деятельности . Независимо от способа его приобретения – в результате купли-продажи или в качестве военной добычи, – раб был инструментом хозяйственной деятельности. Рабы имели рыночную стоимость ( Быт.37:28 ; Исх.21:32 ; Иез.27:13 ; Деян.16:19 ); их продавали и покупали ( Лев.25:44–45 ); они переходили по наследству ( Лев.25:46 ). У израильтян продавать как рабов (в унизительном смысле) можно было только иноплеменников – в частности, хананеев, которые были прокляты как «рабы рабов» ( Быт.9:25 ) и характеризовались как люди, годные только для того, чтобы «рубить дрова и черпать воду» ( Нав.9:18–27 ). Купленные за деньги или родившиеся в доме хозяина пользовались особыми преимуществами ( Быт.17:12, 23, 27 ; Исх.12:44 ; Лев. 22:11 ). На память приходит Иосиф, которого купил Потифар, наделивший его большими полномочиями, но которого жена Потифара называла рабом ( Быт.39:1–19 ). Захваченные рабы использовались на тяжелых работах ( 3Цар.9:21 ). В Египте израильтяне подавлялись из страха перед их потенциальной военной мощью и изнурялись работой, соответствующей их положению побежденных ( Исх.1:1–14 ). Соломон использовал иноземцев в качестве рабской рабочей силы, но своими слугами поставил израильтян: вельможами, военачальниками, воинами и т. д. ( 3Цар.9:21–22 ). Покупка рабов была обычным делом, но находилась под контролем Божьей Справедливости. Рабов покупали Авраам ( Быт.17:23 ), проповедник из Книги Екклесиаста ( Ек.2:7 ) и Осия ( Ос.3:2 ). Увидев бедственное положение израильтян, Сам Бог метафорически приобрел их, нанеся поражение египтянам, которые противились Моисею ( Исх.3:7; 15:16 ; 2Пет. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Плен Плен как изгнание, насильств. переселение целого народа или его части. I. В качестве прообраза П. (­ изгнания) можно рассматривать изгнание первых людей из Едемского сада ( Быт. 3:23 ). Изгнание, ставшее результатом их непослушания Богу, привело к утрате свободы и явилось трагич. предупреждением о том, что отпадение от Бога всегда означает внутр. и внешнее порабощение. II. Пребывание Израиля в Египте, сопровождавшееся угнетением народа, также можно назвать П. ( Исх. 1:11–14 ). Вопли народа были услышаны Богом, и Он, узрев скорби израильтян, послал Моисея, чтобы тот вывел народ из егип. рабства ( Исх. 3:7–10 ; Исх. 20:2 ; ⇒ Исход). III. 1) во время последовавшего за исходом из Египта странствованием по пустыне Бог предупредил израильтян, что в случае непослушания Его заповедям Он снова может изгнать их и рассеять между народами ( Лев. 26:33–39 ; Втор. 4:25–28 ; Втор. 28:36.37.64–68 ). Господь обещал вывести народ только в том случае, если он отречется от своих прегрешений и обратится к Нему ( Лев. 26:40–45 ; Втор. 4:29–31 ; Втор. 30:1–10 ). После завоевания земли обетованной израильтяне столь часто проявляли непослушание Богу, что в конце концов население сначала Израильского (Северного), а затем и Иудейского (Южного) царств было угнано в П. Тщетно пророки Ам и Осия, Исаия и Михей, Софония и Иеремия призывали народ к обращению и предсказывали грядущее наказание; 2) орудием суда над Северным царством стали ассирийцы, а над Южным – халдеи (вавилоняне). Ассирийцы при Тиглатпаласаре III (745–727 гг. до Р.Х.) начали систематич. переселение целых народностей. Во время походов 733 и 732 гг. Тиглатпаласар выселил жителей земли Неффалима, располож. на севере Палестины, и колена, жившие вост. Иордана, а именно колена Рувима, Гада и полуколено Манассии, после чего отвел их в Халах, в Ару и к Хавору, реке Гозан (в Синод. пер. Гозан назван рекой, а Хавор – областью; 4Цар. 15:29 ; 1Пар. 5:6.26 ). В Ис. 9отражены именно эти события.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди...» Продолжая излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Матф.7:12 ). Как нужно понимать эти слова? Слово «итак» говорит о том, что в этих словах содержится вывод из всего вышесказанного ранее. В 11-м стихе слово «итак» указывает на вывод, который делается из содержания стихов с 7-го по 10-й. В 12-м стихе слово «итак» указывает на то, что содержащийся в этом стихе вывод относится не только к 11-му стиху, но и ко всей предыдущей речи Спасителя, в которой говорилось об отношении людей друг к другу. Поэтому 12-й стих содержит в себе одну из главных мыслей Нагорной проповеди, призывающую людей жить в мире, любви и взаимном согласии друг с другом. Эта мысль являлась основным содержанием в проповедях Ветхозаветных пророков. Эта мысль является главным руководящим принципом для всех людей, готовых жить в святом общении с Богом. Эта мысль выражает основополагающие принципы чисто христианских взаимоотношений между людьми, проиллюстрированная яркими примерами из жизни Самого Иисуса Христа. Эта мысль, ставшая фундаментальным правилом взаимного общения людей, характеризует основы добропорядочности, вежливости и этики во многих странах мира. Поэтому в этих емких по смыслу и кратких по словесному выражению разбираемых словах 12-го стиха удачно отразились многие сходные суждения Библии. Например, в Ветхом Завете подобная мысль была выражена словами «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). В Новом Завете говорится о милосердном отношении к ближним. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Матф.6:14 ). О добродетельном и заботливом отношении между людьми сказано так. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Матф.5:44–45 ). О благоприятной мере и суде, и отказе от злословия в отношении ближнего сказано так. «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» ( Матф.7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Глава 25 1–9. Пожертвование на устроение скинии. 10–22. Устройство ковчега завета. 23–30. Устройство в святилище стола для хлебов предложения. 31–40. Устройство светильника. Исх.25:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.25:2 .  скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Скиния устраивается на добровольные приношения как потому, что не было иных источников для приобретения необходимых материалов, так и потому, что она, жилище Всевышнего ( Исх.25:8, 29:45 ), Бога всего народа, является общенародным достоянием. Обращение к доброхотным жертвователям было так успешно, что после пришлось прекратить прием приношений ( Исх. 36:5–6 ). Исх.25:3 .  Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, Говоря о золоте, ст. 3 не прибавляет слова: «чистое» ( Исх.25:11, 17 ), а потому можно думать, что предметом приношений могло быть и очищенное, и неочищенное золото. Исх.25:4 .  и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть], Так как из материи указанных цветов (текелет, аргаман, толаат, шани) в соединении с виссоном (льном) устроились покрывала скинии ( Исх. 26:1 ), одежды первосвященника ( Исх. 28:4–5 и др.), а закон запрещает соединять нити из шерсти и льна ( Лев.19:19 , Втор. 22:11 ), то очевидно, что она не была материей шерстяной. Под «виссоном», из которого были сделаны десять покрывал скинии ( Исх. 26:1 ), завеса, отделявшая святилище от святого святых ( Исх. 26:31 ), завеса при входе в скинию ( Исх.25:36 ), а также сшиты ефод, пояс и наперсник судный первосвященника ( Исх. 28:5 и др.), хитоны, головные повязки, нижнее платье и пояса священников ( Исх. 39:27–28 ), разумеется, вероятно, хлопчатая бумага. Это доказывается теми названиями, которые давались данной ткани евреями. Из них «шеш» представляет видоизменение египетского слова «щепе», означающего «лен», а «буц» употребляется для обозначения сирийского льна, отличного от египетского ( Иез. 27:16 ). Лен и хлопчатая бумага жителями Востока строго не различались (арабское «каттунь» обозначает и «лен», и «хлопок», а также полотняную материю из хлопка или льна).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава V Продолжение наставлений общего характера (1–21). Наставления женам и мужьям (22–33) Еф.5:1–21 . В конце IV-й главы Ап. выяснил достаточно, что он понимает под «праведностью», к которой он призывал своих читателей ( Еф.4:24 ). Теперь он дает наставления касательно «святости» (см. тот же стих). Именно он предостерегает читателей от увлечения пороками, противными христианской святости ( Еф.5:1–10 ), а потом приглашает обличать эти пороки ( Еф.5:11–14 ), требуя, чтобы и сами христиане не подавали своим поведением повода к соблазну ( Еф.5:15–17 ). Наставления о христианской чистоте Ап. заключает приглашением читателей исполняться Духом Божиим ( Еф.5:18–21 ). Еф.5:1 .  Итак, подражайте Богу, как чада воз­люблен­ные, Еф.5:2 .  и живите в любви, как и Христос воз­любил нас и пред­ал Себя за нас в при­ноше­ние и жертву Богу, в бла­го­ухание при­ятное. Эти оба стиха представляют собою заключение к Еф.4:32 . В отношении друг к другу между христианами должны царить любовь и всепрощение. Примером для них, во-первых, должен быть Сам Бог, прощающий нам наши прегрешения (ср. Мф.5:45 и Мф.6:13–14 ), а потом – Господь Иисус Христос , Который по любви к нам принес Себя в «приношение» ( προσφορν), именно в жертвенное кровавое приношение ( θυσαν) для того, чтобы загладить грехи наши пред Богом (указание на искупительное значение смерти Христовой ср. Евр. 10:10 ). – «В благоухание приятное». Жертва Христова была вполне угодна Богу (ср. Лев.1:9 ). Еф.5:3 .  А блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже имено­ваться у вас, как при­лично святым. Еф.5:4 .  Также сквернословие и пустословие и смехотвор­с­т­во не при­личны вам, а, напротив, бла­го­даре­ние; «Блуд» – наиболее распространенный в язычестве порок. «Не должны именоваться». Не только не должны существовать эти пороки, но и говорить-то о них христиане между собою не должны, чтобы не навести кого-либо из своих на дурные мысли. – «Сквернословие..». Это грехи языка. О «смехотворстве» (собственно: хорошее обращение – ευτραπελα) славянский наш перевод дает понятие очень определенное. Это есть «кощуны» или кощунство, т. е., по нашему, насмешки над священными предметами. (Слав. выражение «кощун» происходит от древнего слова «кощей», которое означало молодого человека из хорошего рода. Такие кощеи служили при дворах древних великих князей и, очевидно, в беседах между собою не стеснялись требованиями приличия...). Еще римский писатель Плавт подметил в ефесянах склонность к непристойным шуткам, и потому Ап. вполне основательно на этом пороке останавливает внимание своих читателей. – «Благодарение» – за все то, что верующие получили во Христе (см. Еф.2:11 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ОТДЕЛ IV. ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЗНАЧЕНИИ МОЛИТВЫ В ДЕЛЕ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Человек имеет долг нравственного совершенствования. Поставив человека выше всех тварей, украсив его преимущественными достоинствами, Господь тем самым указал ему на отличительную его обязанность перед всеми прочими созданиями – это деятельное стремление и приближение к своему Первообразу. Человек должен стремиться, насколько возможно, к полнейшему отображению Божиих совершенств в своей природе. На нравственное совершенствование, как задачу человеческой жизни, Откровение указывает прямо. «Святи будите, яко Аз свят есмь», – Сам Бог говорит людям ( Лев.11:45 ). «Будите убо совершени, – учит Спаситель, – якоже Отец ваш Небесный совершен есть» ( Мф.5:48 ). И святой апостол Петр говорит: «По звавшему вы святому, и сами святи будите...» ( 1Пет.1:15–16 ). Молитва именно и составляет одно из могущественных средств в нравственном росте, ибо она сама по себе есть стремление к святости, к тому, чтобы угодить Господу, стать чистым, непорочным, совершенным. Только молитва холодная – без участия ума и сердца – не оказывает хорошего действия. Молитва же искренняя с участием всех сил нашего духа, именно та молитва, о которой говорилось в предыдущем отделе, не может оставаться без доброго влияния на душу христианина: она побуждает молящегося чувствовать свое ничтожество, греховность пред святостью Бога, а посему вызывает и необходимость стремления к нравственному Идеалу. «Человек, – говорит протоиерей С. Остроумов , – подобен маятнику, качающемуся и направо, и налево. Но только качание этого маятника – неравномерное. Человек или наклонен более к миру и менее к Богу, или наоборот. Вот молитва и представляет одно из действенных средств наклонения человека к Богу и отклонения от мира» 310 . ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МОЛИТВЫ В ПОДВИГЕ БОРЬБЫ СО ГРЕХОМ И СТРАСТЯМИ И ДУХОВНОЙ ПОБЕДЕ НАД НИМИ 1. Молитва предохраняет человека от греха. Сообщает благодатную помощь в духовной борьбе с ним При истинной молитве все силы человека напряженно устремлены к Богу и сосредоточены исключительно на Нем одном 311 . Естественно, что всякий греховный помысл не может иметь места – молитва несовместима с грехами. Если человек молится Господу о прощении грехов и в то же время сам не стремится отстать от них, а наоборот, душой соуслаждается с ними, то он в этом случае не молится, молитва его неискренняя, напускная, внешняя и даже противная Богу, ибо не соответствует его внутреннему настроению. В данном случае молящийся уподобляется тому, кто просит своего благодетеля о помощи, а сам в то же время, когда просит, отталкивает его, чтобы он в самом деле не помог ему. Понятно, что истинный молитвенник, желая привлечь Божие благоволение, старается воздерживаться от всего греховного и богопротивного.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Рубрики Почему в Ветхом Завете запрещается есть свинину? Что в этом плохого? 3 мин., 28.12.2021 Поделиться Ветхий Завет запрещает есть не только свинину. В книге Левит приводится перечень так называемых нечистых животных, которых нельзя употреблять в пищу. К ним, помимо свиней, относятся животные, у которых копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и которые не жуют жвачки, все четвероногие, которые ходят на лапах, зайцы, верблюды, животные без перьев и чешуи, пресмыкающиеся, многочисленные породы птиц, например страусы и цапли, и др. Там же, после перечисления чистых и нечистых животных, говорится о цели подобных ограничений: Ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:45). Таким образом, цель — святость. Так что же, чтобы стать святым, достаточно придерживаться ветхозаветной диеты ? В каком-то смысле да, но только если иметь в виду значение слова «святость» в Ветхом Завете и применительно к обстоятельствам той эпохи. В основе древнееврейского слова «кадош», которое чаще всего переводится как «святой», лежит глагол, буквально означающий «отделять для особой цели». Соответственно, святость в ветхозаветном словоупотреблении означала отделенность, инаковость, несмешиваемость. В своем высшем понимании святость присуща Богу как существу, абсолютно инаковому по отношению к тварному миру. А святой — это тот, кто находится с Богом в определенных отношениях, причастен Ему, служит для исполнения Божьего замысла и отделен от остального мира. Израиль и был таким святым народом — обособленным от других и посвященным Богу. Это не означает, что весь народ идеален и безупречен. Просто у него особая миссия на земле — произвести из себя ту, которая станет Матерью Сына Божьего. Все ограничения и запреты Ветхого Завета следует рассматривать именно в этом свете. Бог вывел Израиль из Египта, чтобы тот был «святым», то есть отличающимся от других, народом. Не случайно поэтому изложенные в Библии инструкции относительно чистых и нечистых животных возникают вскоре после того, как евреи покинули египетские края.

http://foma.ru/pochemu-v-vethom-zavete-z...

Каноникон ( κανονιχο’ν). Этим термином назывались в греко-восточной церкви разного рода вещественные пожертвования, добровольно приносимые верующими в храм и дом епископа под именем начатков. В Ветх. Завете, как известно, на содержание первосвященника и священников, совершавших богослужения в храме, была назначена десятая часть десятины, которую должны были доставлять колену Левиину прочие колена народа израильского ( Лев. 27, 20–32 . Числ. 18, 21. 26. 28. 31 ). Кроме того в пользу священников поступали приносимые израильтянами к алтарю начатки, т. е. первые плоды полей и садов, первые порождения домашнего скота ( Числ. 18, 12–17 . Исх. 22, 29 ), а также все, что приносилось к алтарю по обету или по обычному порядку в приношение хвалебное, в приношение за грехи и в жертву повинности ( Числ. 18, 9. 14 . Лев. 5, 7. 6, 8. 34. 7, 7 ). В Новом Завете постановления закона Моисеева о десятине и о жертвенных приношениях потеряли свое значение за отменою жертвоприношений. В Новом Завете уместны только добровольные приношения того, что нужно для совершения евхаристии и отправлении богослужения и на содержание храма и служащего в нем духовенства. И эти приношения усердно делались первенствующими христианами. То, что было нужно для совершения евхаристии и богослужения – хлеб, вино, елей, ладан и пр., – приносилось в храм и отдавалось совершителям богослужения. А то, что было нужно для содержания храма и духовенства, доставлялось в дом епископа (прав. Апост. 3, 4; Карф. 46; Феоф. 4; VI-ro всел. соб. 28. 59. 99. Пост. Ап. II, 25; VIII, 30. 31). В числе последних приношений были и денежные пожертвования – как регулярные, так и экстренные ( 1Кор. 16, 1. 2 . Тертуллиана Apol. с. XXXIX. Деян. Ап. 2, 45. 4, 34–37. 5, 1–4. 11, 29. 30). Все, что приносилось христианами в церковь или в дом епископа, составляло в своей совокупности одно целое – церковное достояние; оно находилось в заведывании и распоряжении епископа. Оно употреблялось частию на украшение храма и устроение богослужения, частию на пособие нуждающимся членам церковной общины и частию на содержание духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИСПЕНСАЦИЯ [лат. dispensatio], термин канонического права, обозначающий освобождение отдельного лица или группы лиц от обязательной нормы церковного закона или послабление в его исполнении. Д. не означает отмену нормативного акта (abrogatio) или его замену новым (obrogatio), с полным прекращением действия для всех субъектов права, но адресована к отдельным субъектам права. Д. также не является прощением (excusatio), приостановлением действия или частичной отменой нормативного акта (derogatio), отпущением грехов (absolutio, indulgentia), фикцией соблюдения действующего нормативного акта при игнорировании (dissimulatio) нарушения должностным лицом, льготой (tolerantia), привилегией (privilegium). Д. позволяет не соблюдать определенную норму закона, но в отличие от разрешения (permissio) не санкционирует совершение в соответствии с законом исключительного действия, на которое лицо при обычных обстоятельствах не имеет права. Термин «Д.» восходит к лат. глаголу pensare с двойным значением: «взвешивать металл» (гл. обр. медь) и «платить» (распределять взвешенное). В юридических текстах глагол dispensare употреблялся в значении «распределять» (Dig. 47. 11. 10), «вести счеты» (dispensare rationes - Dig. 50. 16. 166 pr.). В классической лит. и юридической латыни существительное dispensator обозначало раба-казначея, управителя, к-рому был предоставлен надзор за деньгами и их выдача (в сочинениях Варрона, Цицерона, Тацита, а также Inst. Just. I 122; III 160; Dig. 11. 3. 16; 14. 3. 12; 45. 1. 141. 4; 46. 3. 51), позднее так называли казначея имп. кассы (CJ. 2. 37. 1; 4. 21. 4), а в законодательстве поздней империи - богадельного старосту (CJ. 1. 3. 32. 4, Конституция 472 г.). Существительное dispensatio указывало на раздачу чего-либо (Ливий) или управление чем-либо (Цицерон). В христ. богословских и юридических текстах существительное dispensatio употреблялось для перевода греч. слова οκονομα (домостроительство, икономия ) (Антиох. Прав. 24, 25 (Decret. Gratian. Can. 10 q. 1 c. 5); IV Всел. Прав. 24 (Decret. Gratian. Can. 16 q. 7 c. 31)). Папа Римский св. Лев I Великий , используя термин dispensatio, писал о возложенном на него управлении делами, необходимом для заботы о сохранении привилегий Церкви ( Leo Magn. Ep. CIV 3; ср.: Decret. Gratian. Can. 25 q. 2 c. 2). В том же значении Д. встречается в Декрете Грациана (Decret. Gratian. Can. 12 q. 1 c. 13; Can. 16 q. 1 c. 59; Can. 10 q. 2 c. 7; Can. 12 q. 1 c. 23). В деяниях Латеранского Собора 1123 г. (см. ст. Латеранские Соборы ) слово «Д.» употреблялось как синоним слова «управление» (см.: Decret. Gratian. Can. 16 q. 7 c. 11).

http://pravenc.ru/text/178549.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010