Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лазарь (Гуркин), еп. Нарвский и Причудский. Фотография. 2015 г. (Гуркин Александр Николаевич; род. 13.03.1969, с. Ст. Дракино Ковылкинского р-на Мордовской АССР), еп. Нарвский и Причудский. Из семьи служащего. По окончании в 1986 г. средней школы учился в профтехучилище, затем проходил срочную службу в армии. Нес послушание алтарника в Никольской ц. с. Колопина Краснослободского р-на. 27 марта 1991 г. по благословению Саранского еп. Варсонофия (Судакова ; ныне митрополит С.-Петербургский и Ладожский) был пострижен в монашество с именем в честь прав. Лазаря Четверодневного . 30 марта того же года рукоположен во диакона, а 4 апр.- во иерея и определен настоятелем Никольской ц. с. Колопина. 24 мая того же года Л. поступил в братию Санаксарского в честь Рождества Пресв. Богородицы мужского монастыря , где исполнял послушание келаря и эконома. С 24 нояб. 1992 г. был настоятелем прихода в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» в родном селе. Одновременно служил в церкви с. Казенный Майдан Ковылкинского р-на и в Преображения Господня мужском монастыре в пос. Учхоз (Преображенский) Краснослободского р-на. С февр. 1993 г. исполнял обязанности благочинного 8-го округа Саранской и Мордовской епархии. 16 дек. 1993 г. назначен наместником незадолго до того переданного Церкви и лежавшего в руинах Святой Троицы мужского монастыря в с. Б. Чуфарово Ромодановского р-на Мордовии. Трудами Л. и братии были отреставрированы игуменский и жилые корпуса, гостиница, построен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских, домовая ц. во имя прав. Лазаря, открыты трапезная и к 2000-летию Рождества Христова больница с Рождественской ц., налажено монастырское хозяйство. В апр. 1994 г. возведен в сан игумена, до 2000 г. являлся благочинным Чамзинского р-на Мордовии. В дек. 2000 г. назначен наместником саранского Макаровского во имя ап. Иоанна Богослова мужского монастыря и секретарем Саранского ЕУ. Одновременно исполнял должность председателя отдела по благотворительности и социальному служению Саранской епархии. Заочно окончил Самарскую ДС в 2001 г., МДА - в 2005 г. 4 марта 2007 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2462533.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Душеполезную совершивши Четыредесятницу», мы предстоим перед Лазаревым воскрешением. А теперь этим праздником и Вербным воскресеньем — Входом Господним в Иерусалим — открываются нам Страстные дни. То, что Пост завершается Лазаревой субботой, неслучайно. Жизнь наша завершается смертью и Пост — нашей смертью. Пост — время, которое мы ощущаем как образ всей нашей жизни. Конечно, Господь мог бы всех нас воскресить, как Лазаря, когда кончается наша жизнь. Но смерть, о которой идет речь, — не только физическая смерть, но смерть духовная, наше пребывание в грехах. Смысл Поста заключается в том, чтобы увидеть, что мы — в таких грехах, которые невозможно исцелить никаким воскрешением к временной жизни, и нам надо пройти через смерть. Тем не менее Господь воскрешает четверодневного Лазаря, «общее воскресение прежде Своея страсти уверяя». Чтобы мы видели, что в Его власти и жизнь, и смерть рода человеческого, каждого из нас. Что у Него достаточно любви сокрушить эту смерть, и Он явит еще большую любовь, разрушив ту глубину смерти, которая не преодолевается внешним воскрешением. Мы услышим завтра в Евангелии за литургией слова о том, что пока есть день, мы должны ходить в свете. «Не двенадцать ли часов во дне?» — вопрошает Господь. Этот день есть срок нашего Поста, срок нашей жизни. И времени достаточно много: сорок дней и вся жизнь. Достаточно много, но не слишком много. Это время — время Поста, которое является образом нашей жизни, и нельзя выкинуть из него ни одного часа. Милостив Господь, эти «двенадцать часов» нам даны, и раньше срока не могут кончиться. Промыслом Божиим день жизни каждого человека может быть кратким или длинным, но пока не пройдут эти «двенадцать часов», жизнь продолжается. Времени во дне — целых двенадцать часов, однако всего только двенадцать. Невозможно ни сократить, ни продлить этот день, о котором говорит Господь. Пост завершился, и мы стоим перед смертью. Потому что день не может быть продлен. Все имеет предел, и конец приближается. «Душе моя, восстани, что спиши» — то, что звучало в главных службах Великого поста, теперь звучит как свидетельство наступления этого конца — конца Поста, во образ конца всей нашей жизни. Времени достаточно было в течение Поста для того, чтобы приобрести на него вечность, которая откроется в Страстные дни и в Пасху. Но времени было дано всего столько и не больше, и мы не имели право так бездарно растрачивать его. Церковь предупреждала нас, что «дух праздности», напрасной траты времени, является причиной всех наших поражений.

http://moral.ru/friday_6_week_gl/

Почему Господь Иисус Христос не явился всем иудеям по Воскресении Св. Иоанн Златоуст . «Воскресное чтение», 1809 Многие спрашивают и говорят: почему Господь по воскресении не явился тотчас всем иудеям? Вопрос тщетный и суетный. Если бы Своим явлением Он мог обратить всех к вере, то не преминул бы явиться всем. Но Он никак не преклонил бы иудеев к вере, если бы явился им по воскресении: сему Он научает нас чрез Лазаря. Ибо когда Христос воскресил сего четверодневного мертвеца, смердящего и тлевшего, когда по гласу Его сей мертвец, обвитый погребальными пеленами, встал пред лицом всех, то и тогда не только не обратил их к вере, но еще раздражил против Себя. Пришедшие туда совещались убить и самого Лазаря за то, что он был предметом чуда Христова ( Ин. 12:10 ). Итак, если они за то, что Господь другого воскресил из мертвых, не уверовали в Него, то каким неистовством воспылали бы против Него, если бы Он явил им Себя Самого, воскресшего собственною силою? Хотя они ничего не могли бы Ему сделать, однако с большим неистовством устремились бы к нечестию. Посему, желая избавить их от напрасного неистовства, Он скрывался от них. Притом они подверглись бы и более жестокому наказанию, если бы Он явился им после Своих страданий. Потому-то, щадя их, хотя Сам и скрывался от очей их, но в то же время (для обращения их) и открывался в знамениях и чудесах. Так, слышать Петра, говорящего: Во имя Иисуса Христа востани и ходи ( Деян. 3:6 ), не менее значило, как и видеть Христа воскресшего. И что первое служило весьма сильным доказательством воскресения (Христова) и, удобнее располагало к вере, нежели последнее, то есть что сердца человеческие скорее могли быть утверждены в вере видением чудес, совершенных во имя Его, нежели явлением Его Самого по воскресении, это явствует из следующего: Христос воскрес и явился Своим ученикам; нашелся, однако, и между ними один неверующий – Фома, называемый Дидим. Для уверения своего он требовал вложить персты свои в язвы гвоздинные, осязать ребра Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Скачать epub pdf «Господи! если бы Ты был здесь…» 162 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Промыслом Божиим, дорогая сестра, твое вступление в лик иночествующих, то есть тех, кто живет иначе, живет особенной, только евангельской жизнью, совершилось в канун воспоминания воскрешения из мертвых Четверодневного Лазаря. Это трогательное, хорошо известное всем православным христианам событие с умилением вспоминает всякий искренне верующий человек. Нет нужды вновь читать или пересказывать подробное, интересное, таинственное и одновременно простое евангельское повествование об этом. Святой апостол Иоанн Богослов рассказывает о самом, наверное, великом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос перед Своими страданиями, перед окончанием Своего земного подвига. Однако при чтении Евангелия мы – из-за простоты текста или из-за нашей сердечной черствости – не придаем значения очевидным вещам: они кажутся нам сами собой разумеющимися. Когда в окружающей нас жизни мы видим скорби и страдания людей, чувства, которые они проявляют, наблюдаем за собственными душевными переживаниями, – все они нам понятны и очевидны. На евангельское же повествование смотрим почему-то слишком отстраненно. Наверное, имеет смысл взглянуть на героев этого повествования как на обыкновенных людей, чтобы понять и сверхъестественную, чудесную, таинственную сторону евангельского рассказа. Когда праведный Лазарь тяжело заболел, надежды на врачей, по-видимому, не было. Надо понимать, что успехи медицины в то время были гораздо скромнее, чем сегодня. Сестры Марфа и Мария и сам Лазарь, конечно же, ожидали помощи от своего Учителя и Друга, потому что сказано в Писании, что Господь Иисус Христос любил Лазаря и его сестер. Хозяйственная, практичная, как это видно из рассказов других евангелистов, Марфа и более самоуглубленная и мистически настроенная Мария надеялись на единого Господа. Да и Лазарь, зная любовь Спасителя к ним, на кого должен был надеяться, как не на Него? И он надеялся, что Господь придет и обязательно поможет им. Они знали, что если бы их Учитель был с ними, то обязательно исцелил бы Лазаря. Господь исцелял многих людей, болевших неизлечимыми недугами, о чем Евангелие часто упоминает мельком, потому что подобных чудес было неисчислимое множество. Однако Спаситель медлил.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

5. Чудеса, совершенные святыми силою Господа нашего Иисуса Христа, как доказательства Божества Его Самый главный в житиях святых образ доказательств Божества Иисуса Христа, суть чудеса, совершенные ими силою Христовою. Расскажем здесь несколько чудесных событий, доказывающих истинность веры в Иисуса Христа, как Сына Божия. I. Св. Харитина осуждена была на потопление в море: для сего привязали к ней большой камень и бросили ее в глубину морскую; но камень тотчас же оторвался, и святая, поддерживаемая силою Всевышнего, стала на поверхности моря и пошла по водам. Вышедши на берег, она встала пред мучителем и сказала: «Видишь силу Христа моего и веруй в Него» (Чет.-Мин. окт. 5 д.). II. По молитве к Господу Иисусу Христу яд терял свою смертную силу. Одному волхву приказано было языческим мучителем отравою уморить св. Виктора. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и подал святому. Св. Виктор помолился Господу Иисусу Христу и съел мясо без вреда. Волхв приготовил мясо с сильнейшим ядом и, подавая его святому, говорил: «Если съешь это и останешься жив, тогда я оставлю свое волшебство и уверую в Бога твоего». Св. Виктор съел и это безвредно. Тогда волхв открыто пред всеми исповедал веру в Господа Иисуса Христа, пошел в свой дом, сожег все волшебные книги и сделался совершенным христианином (Чет.-Мин. нояб. 11 д.). III. И кипящая смола претворялась в холодную воду, и раскаленное железо охлаждалось. Св. мученики Павел и Юлиание, будучи ввержены в кипящую смолу, воззвали к Господу Иисусу Христу об избавлении от болезненной муки, – и клокочущая смола претворилась в прохладную воду. Чудо это, впрочем, не вразумило мучителя. Он повелел положить их на двух железных разженных кроватях и поливать тела их маслом. Св. мученики и здесь остались невредимыми. Тогда исполнители мук воскликнули: «Нет иного Бога, кроме небесного Бога, Который помогает Павлу и Юлиании» (Чет.-Мин. марта 4 д.). IV. Имя Иисуса Христа и мертвецов воскрешало. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, – взывал св. мученик Юлиан над мертвецом, – призри ныне с высоты небесной, воздвигни мертвеца сего, да постыдятся врази Твои, а верующие в Тебя да укрепятся!» После сего обратился к мертвому с такими словами: «Земля сухая! во имя Того, Который воскресил четверодневного Лазаря, говорю тебе: востань и стань на ноги твои!» и мертвец воскрес (Чет.-Мин. янв. 8 д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Астрахань. Церковь Сошествия Святого Духа на старом кладбище. Духосошественская /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В Астрахани до середины XVIII века не существовало одного отдельного православного кладбища. Свои кладбища существовали при всех городских монастырях и почти при всех городских приходских храмах. Загородные кладбища устраивались только для умерших во время чумных эпидемий, так, например, умерших в «моровую язву» 1692-1693 годов хоронили на Симбирском бугре, в то время почти совсем ещё не заселённом. С начала XVIII века, когда все внутригородские погосты были переполнены, стала остро чувствоваться нужда в отдельном общегородском кладбище. В 60-х годах XVIII столетия городские власти выносят решение об устроении такого кладбища. Устроено оно было к востоку от города, за Иоанно-Предтеченским монастырём с располагавшейся за ним Солдатской слободой, и простиралось вплоть до виноградного сада, принадлежавшего тогда Спасо-Преображенской обители. Вскоре после обустройства кладбища на нём была сооружена деревянная церковь в честь праведного Лазаря Четверодневного. Можно предположить, что церковь эта была выстроена в 1768 году, так как с этого года от астраханской рыбной конторы причту «при особо построенной в г. Астрахани для погребения умерших тел Лазаревской церкви» выплачивалось по 100 рублей в год. К концу 80-х годов XVIII века кладбище это оказалось совершенно заполнено могилами, неудобными и маловместительными склепами, что и привело астраханского обер-коменданта и начальника области бригадира Алексея Базина к мысли о переносе его на новое место. Место это располагалось за виноградным садом Спасо-Преображенского монастыря, в сторону монастыря Покровского, на бугре, называемом Ивановским. 17 марта 1789 года общая Городская Дума обратилась к Астраханскому архиепископу Никифору (Феотоки) с прошением перенести со старого на новое кладбище Лазаревскую церковь или построить там часовню. Вскоре после этого 20 июня 1789 года астраханский купец Григорий Иванович Чуреков пожелал построить на новом кладбище каменную церковь в честь Святителя Николая Угодника. На строительство Г.И. Чуреков готов был сразу же пожертвовать 25 тыс. штук кирпича, до 500 четвертей извести и на бут щебня, а с весной ещё до 100 тыс. штук кирпича. Недостающие же средства Г.И. Чуреков намеревался восполнить за счёт добровольных пожертвований, на что он просил у епархиального начальства сборную книгу. После этого решение о переносе Лазаревской церкви на новое кладбище было отменено, а купцу Чуренкову в июле 1789 года была дана храмоздательная грамота за подписью архиепископа Никифора и сборная книга.

http://sobory.ru/article/?object=41148

Валерий Малашко тепло поздравил собравшихся с Новым годом и Рождеством Христовым, заверив, что отечественные медики и далее будут прилагать все усилия для служения людям. С приветственным словом к присутствующим обратился митрополит Павел. Поздравив всех со светлым праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, архиерей напомнил о смысле Боговоплощения. По слову Патриаршего экзарха, Христос, восприняв человеческую природу, довел ее до совершенства. Спаситель не только явил миру нравственный идеал, но, приняв на Голгофе крестную смерть и воскреснув из мертвых, проложил всем нам путь в Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную в Царстве Небесном может каждый, кто исполняет Евангельские заповеди, главные из которых призывают нас возлюбить Бога и ближних. Митрополит Павел выразил сердечную благодарность всем, кто помогает страждущим от онкологических заболеваний, пожелал скорейшего выздоровления болящим детям и взрослым и призвал благословение Божие на собравшихся. Республиканскому научно-практическому центру детской онкологии был передан в дар концентратор кислорода. Директор РНПЦ О.В. Алейникова за многолетний труд милосердия была удостоена награды Белорусской Православной Церкви — медали ордена преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Министру здравоохранения В.А. Малашко была преподнесена икона великомученика и целителя Пантелеимона. Состоялся концерт с участием хора прихода храма иконы Божией Матери «Всецарица» города Минска, виолончелистки Анны Шолковой, эстрадных исполнителей Олега Молчана, Ирины Видовой и Вадима Косенко. В завершение Патриарший экзарх, министр здравоохранения и директор  РНПЦ детской онкологии посетили больничную часовню в честь воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, где затеплили свечи, а также пообщались со священником Сергием Лешкевичем и сестрами милосердия.   Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru за темою Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5355795...

Глава XII. Кипр Ж. Димитриана. О. Кипр известен был в старое время, преимущественно в IV в., значительным количеством святых и достопочтенных мужей: св. Тихоном в Амафунте, еп. Филоном в Карпасии, мощами св. Лазаря Четверодневного в Китии, св. Спиридоном в Тримифунте, св. Трифиллием в Левкудии, агиографом св. Иоанна Милостивого, Леонтием, в Неаполе, св. Софронием в Константии, наконец св. Димитрианом в Хитриде. Житие Кипрского (Хитридского) епископа Димитриана 544 сохранилось в синайской рукописи 789, XII в., где оно занимает последнюю тетрадь, писанную другою рукою. Первый издатель жития г. H. Grégoire, прославившийся дурным знанием греческой палеографии, относил и эту тетрадь к XII в., но проф. Лейпцигского университета Gregory относит её по письму к более позднему времени, и мы склонны более доверять последнему ученому. А в таком случае пришитая тетрадь представляет вероятно значительно позднейшую обработку жития, может быть и написанную в позднее время. Рассмотрим однако сначала общее содержание памятника. Δημητριανς родился в местечке Συκας, не далеко от кипрского города Χυτρδων, 545 «в начале царствования христоненавистного царя Феофила» (ок. 832 г.). Пятнадцати лет (ок. 847 г.) он вступил в брак с девушкою, которая прожила с мужем только три месяца 546 и умерла. Димитриан, через год своего вдовства (в 848 г.), удалился на высокую гору, где стоял монастырь св. Антония с небольшим числом иноков, но совершенных мужей, и поселился здесь. Хитридский епископ Евстафий, узнав о добродетельном житии его, рукоположил его во священника и назначил экономом своей епископии. Новая служба Димитриану однако не понравилась, и он отпросился у Евстафия снова в Антониев монастырь. Здесь он был выбран игуменом. Спустя некоторое время Евстафий был переведен на митрополичью кафедру г. Саламина. Тогда он вспомнил о Димитриане, которого хотел видеть своим преемником в Хитриде. Избегая этого бремени, Димитриан скрылся в северной части горы у одного своего друга, Павла, поселившись на морском берегу. Когда посланцы Евстафия стали пытать (!?) Павла, он открыл им местопребывание «покойного» Димитриана. Последний был приведен к Евстафию и должен был (ок. 887 г.) принять епископство в Хитриде, где ранее епископствовали Папп и Афанасий чудотворцы. Димитриан правил престолом 25 лет (887–912). Конец его правления ознаменовался вторжением на остров арабов, 547 которые грабили Хитриду и увели пленных. В глубокой старости Димитриан сопровождал свою паству в «вавилонский» (Багдадский) плен и там выпросил у халифа свободу своим землякам. Скончался он 6 ноября (ок. 912 года). Из чудес святого видно, что у Димитриана был в услужении воловий пастух Македоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Глава Казахстанського митрополичого округу звершив на новомучениць Акмолинських 22 2019 р. 11:01 20 апреля 2019 года, в Лазареву субботу, день памяти Собора новомучениц и исповедниц Акмолинских, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию в храме в честь новомучениц Акмолинских в селе Акмол (Малиновка) Целиноградского района Акмолинской области — месте подвигов святых исповедниц. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), иеромонах Силуан (Синегубов), ключарь Успенского кафедрального собора Нур-Султана протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Константино-Еленинского собора столицы протоиерей Сергий Калиев, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, иерей Максим Маджитов, протодиакон Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты Николай Гринкевич, руководитель протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко. Богослужебные песнопения исполнил хор Успенского кафедрального собора под управлением Ольги Варенцовой. В храме молились сотрудники Астанайского епархиального управления, жители села Акмол и паломники из Нур-Султана. На заупокойной ектении поминались православные христиане, «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшиеся». Сугубые молитвы были вознесены об узницах Акмолинского лагеря жен изменников Родины. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Байдек. В храм была принесена икона Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного с частицей его гробницы из Вифании. Глава Митрополичьего округа передал образ в дар Астанайскому благочинию. Митрополит Александр освятил новонаписанные иконы новомучениц Акмолинских, которые по его благословению будут переданы во все храмы столичного благочиния.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5418773...

Епископ Иларион вновь просит парламент Австрии официально зарегистрировать приходы Московского Патриархата на территории страны 21 мая 2007 г. 17:24 Представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион на встрече с председателем парламента Австрии Барбарой Праммер в понедельник вновь поставил вопрос о регистрации епархии Русской Православной Церкви в Австрии, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе представительства. В ходе встречи было, в частности, отмечено, что отсутствие официального признания епархиальной структуры Московского Патриархата в Австрии препятствует регистрации и нормальному функционированию вновь создаваемых приходов. Ни один из созданных за последние десятилетия приходов Московского Патриархата в Австрии не имеет государственной регистрации и, соответственно, лишен прав юридического лица. В настоящее время австрийское законодательство признает пять православных общин: греческую, русскую, сербскую, болгарскую и румынскую. Однако, согласно закону о Православной Церкви от 1967 года, официальным признанием в качестве епархии пользуется только Австрийская митрополия Константинопольского Патриархата . В 1967 году епархия Московского Патриархата в Австрии де факто состояла из одного прихода, однако в тексте закона упомянута не была. Спустя два года русская православная община Вены была зарегистрирована дополнительно — как один приход (Свято-Николаевский собор в Вене). С тех пор число приходов австрийской епархии Московского Патриархата заметно увеличилось — в 1992 году в ее юрисдикцию вошел Свято-Покровский приход в Граце, в 2004 году был создан приход во имя святых Новомучеников и исповедников Российских в Линце. В 2006 году возобновились богослужения в восстановленном после ремонта храме во имя святого Лазаря Четверодневного на Центральном кладбище Вены. В настоящий момент создаются новые церковные общины в других городах Австрии. Владыка Иларион также напомнил в беседе с Б. Праммер, что вопрос о необходимости регистрации русской православной епархии в Австрии поднимался ранее уже неоднократно. Так, в октябре 2003 года Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обсуждал эту тему на встрече с ныне покойным президентом Австрии Томасом Клестилем.

http://patriarchia.ru/db/text/247051.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010