Тем не менее Комиссия с уверенностью может сказать, что она уже успела за краткое время кое-что сделать для облегчения нужд бедствующих бывших воспитанников Академии и еще более успела уяснить для себя задачи и направление своей деятельности на будущее время. Первое пособие было оказано Комиссией к концу 1891 г., по указанию самого совета академического Братства, кандидату академии XX курса Д.Я. Н-му. Начав академический курс в числе лучших студентов 1852 г., Н-ий уже под конец обучения в академии заболел и потому с трудом мог окончить курс в 1856 г. – младшим кандидатом. Места в духовно-учебном ведомстве со времени окончания курса, т.е. в продолжении 37 лет, он не мог получить, а лишь некоторый небольшой промежуток времени занимал должность чиновника во Владимирской Духовной Консистории. Все остальное время Д.Я. Н-ий должен был оставаться на попечении родных вне службы. В 1890 г. последний его брат, овдовевший священник, должен был оставить свое место и поступить студентом в Академию. Таким образом у Д.Я. Н-го —41— истощились всякие средства существования. Комиссия Братства преподобного Сергия в самое критическое время пришла к нему на помощь, назначив ему, конечно, незначительное только и возможное в то время пособие по 5 р. в месяц, которое, в размере ежемесячных 7 руб., продолжается и доселе. (В настоящее время паралич отнял у Д.Я.Н. возможность движения и действования правой стороны тела, и потому он еще более прежнего нуждается в благотворительной помощи). С следующего 1892 г. Комиссия Братства должна была принять на свое попечение другого, еще более беспомощного больного бедняка, кандидата XXVII курса священника Ал-ея У-го. Окончив курс в 1870 г., У-ий был преподавателем в Костромской и Харьковской семинариях, потом оставил семинарскую службу, желая посвятить себя духовно-миссионерской деятельности, принят был для изучения восточных языков в Московский Лазаревский институт, исправлял временно обязанности раннего сверхштатного священника в нескольких Московских приходах, между прочим и при церкви Московского Университета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь подходим мы к такому выводу. Если живое, органическое может получиться только от живого, органического, если неорганическая материя ни при каких условиях и обстоятельствах не может превратиться и перейти по естественному ходу вещей в органическое, то спрашивается – откуда же появилась жизнь на земле? Откуда растения, животные, рыбы, птицы, человек и т. д.? Хорошо, мы на время допустим, что человек произошел от обезьяны, те в свою очередь от низших организмов, а эти последние от первоначальных. Но откуда же все-таки появились на земле эти первоначальные организмы? Ведь они не могли же, как мы видели, получиться из неорганического вещества? А если не могли они иметь своим родоначальником мертвую, неорганическую материю, то как же они появились на Божьем свете? Вот это-то вопрос и понуждает нас признать в истории происхождения и развития мира особый творческий акт, вмешательство божественной силы. Но об этом-то и говорит пр. Моисей. Этому только и учит христианство . Невольно стучатся в двери нашего сознания Державина слова: «А сам собой я быть не мог» Священник А. Введенский . 7 Знаток арабской литературы Дози в своем сочинении о мусульманстве пишет: «у арабов никогда не было такой мифологии, как у индийцев, греков, скандинавов и др.». С этой характеристикой согласен и наш отечественный ученый А. Е. Крымский. См. труды по востоковедению, изд. Лазаревским Институтом Восточных языков, вып. XII «История Мусульманства» ч. 1-я Москва, 1903г. стр. 2. 9 Германский Император Вильгельм II собрал все доводы за и против Делича, подвел итог им и пришёл к тому заключению, что большинство ученых против Делича в означенном вопросе. См. брошюру Вильгельма, появившуюся в переводе на русском языке: «по поводу доклада Делича «Библия и Вавилон»». 1907 г. 10 Подробный разбор всех старых теорий о мифическом и легендарном характере Моисеева сказания см. в брошюре проф. Киевской Академии С. Песоцкого : «к вопросу об историческом характере Моисеева сказания о творении мира» Киев, 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Фетва, низложившая султана, гласит: «На вопрос, предложенный шейх-уль-исламу,– если имам правоверных уничтожил в книгах закона важные предписания шариата, запретил и приказал разорвать и сжечь эти книги, растрачивал народную казну, незаконно присваивал себе народное достояние, без законного повода убивал, ввергал в темницы и ссылал подданных, совершал по привычке всякие насилия, клятвенно обещал исправиться, но, переступив клятву, вызвал волнения, опасные всему мусульманству, упорствовал в своем стремлении, чем побудил подданных убивать друг друга; если правоверные, остановившие эту смуту получают от разных частей страны сообщения, что означенный имам считается низложенным, и если удержание имама было бы несомненным злом и устранение его делает возможным улучшить положение,– не следует ли признать необходимым предоставить правителям дел страны, отличающим добро от зла, решение предложить имаму отречься или же объявить его низложенным?» – Получился ответ шейх-уль-ислама: «Да». Национальное собрание единогласно постановило объявить Абдул-Гамида низложенным, как султана и калифа, а его законного наследника Магомеда Решада – вступившим на престол султаном и калифом. Знаменательным в данном случае является тот факт, что фетва шейх-уль-ислама обвинила султана Абдул-Гамида в несоблюдении конституции, не согласной с шариатом. Н.П. Остроумов 4 Читателю нужно иметь в виду, что мусульманское законоведение возникло и разрабатывалось в средние века, в период господства схоластического богословия в Европе, когда самым высоким авторитетом считался своеобразный талант Фомы Аквината, и поэтому шариат и не подходит под мерку современной европейской науки о праве. 5 Мусульм. право, состав. IX главу сочин. Cultergeschicht des Orients unter den Chalifen, Wien, 1875. 10 Сочинения Макнатена (1825), Дюдо и Фараона (1839 г.) и Ганса (1824 г.) – в предисловии к «Изложению начал мусульманского законоведения». 11 О Коране и Сенне и о пособиях для изучения мусульманского права см. Историю мусульманского права проф. Лазаревского института восточных языков А. Крымского (Москва, 1904). Кроме того, в Прав. Собеседнике за 1904 г. напечатан перевод статьи С. Хургронье «Источники мусульманского права».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Цитированный в предыдущей главе голландский арабист Снук Хургронье, под сильным личным впечатлением от ученых шейхов Мекки, характеризовал этот город, как единственный в своем роде центр научной жизни для всего мусульманского мира. Но, повидимому, такая оценка мусульманской образованности в Мекке преувеличена и сложилась у Хургронье вследствие незнакомства его с положением научного образования мусульман в Каире и именно в Азхарской Мадрасе, так называемой по мечети, при которой она состоит 191 и название которой (в переводе «светозарная») она, с мусульманской точки зрения, оправдывает. Проф. Лазаревского Института восточных языков А. Е. Крымский, на основании личного ознакомления с современным состоянием науки в этой мадрасе, дал, совместно с Б. В. Миллером, обстоятельное описание ее 192 , которое мы кратко передаем в этой главе. Об этой мадрасе они отзываются как «о всемирноизвестном высшем очаге образования в строго мусульманском духе», а о студентах ее (среди которых бывают арабы, турки, индийцы, монголы, берберы, курды и др.) замечают, что, по окончании своего образования в Азхаре, студенты расходятся по своим землям «полные мусульманской гордости и вражды к несхоластической науке гяуров». В виду этого, Азхарской мадрасе должно быть приписано не меньшее образовательное значение, чем мадрасам Мекки. Историю основания этой мадрасы Б В. Миллер рассказывает так: одновременно с заложением гор. Каира, полководцем халифа АбуТамима МааддМоызз Лидинилляха, – Джаухаром, в 970–972 гг. по Р. Хр., была построена и первая мечеть этого города, названная Азхар " ом. Сын этого халифа, Азизбиллях перестроил эту мечеть и, желая сделать Каир «жилищем наук и литературы», каким был ранее Багдад, пригласил в этот город из разных мест многих законоведов в 989 г. и назначил им содержание. Он приказал купить для них землю и выстроил рядом с мечетью дом. По пятницам ученые законоведы собирались в мечеть и после полуденной молитвы устраивали в ней ученые заседания. Всех их было 35 человек. Ежегодно они получали от визиря в подарок по мантии, а по окончании постарамазана сам халиф осыпал их своими милостями и возил на мулах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Я был тогда духовно еще настолько несамостоятелен, что ни другим, ни даже себе самому не мог объяснить истинных мотивов. Я объяснял себе и другим дело так, что разочаровался в революционном миросозерцании и что не могу практически работать, не проверив предпосылок этого миросозерцания. На самом же деле это был бунт моего существа против умонастроения и деятельности, ему не соответствовавших, и страстная жажда чистого, бескорыстного теоретического познания. С того момента, с 1896 г., я иду вот уже 40 лет, хотя и с уклонениями и шатаниями, по пути, мне предуказанному самим Богом – по пути мысли. Вся остальная жизнь была медленным, часто прерывавшимся, движением по этому пути, на который я вступил, порвав с революционной средой и войдя тогда (осенью 1896 г.) в кружок студентов, изучавших серьезно политическую экономию в семинаре незабвенного проф. Александра Ивановича Чупрова 89 , о котором надеюсь еще рассказать подробнее. Запишу теперь внешний ход моей жизни, чтобы потом уже к нему не возвращаться и сосредоточиться на духовном ее содержании. До 15-летнего возраста я жил в Москве. Без малого 10 лет, осенью 1886 г. поступил в гимназию при Лазаревском Институте восточных языков (в Армянском переулке), во 2-й класс 90 . Когда моя мать весной 1891 г. вышла замуж за В.И.Зака, я был оставлен у дедушки (мать с сестрой и братом переселилась в Нижний Новгород). Но дед мой умер уже в декабре 1891 г., я жил еще год у родственников, но был выслан из Москвы за неимением «права жительства» (я мог жить только при родителях) и перевелся в нижегородскую гимназию осенью 1892 г. (в 7-й класс). Весной 1894 г. кончил ее и поступил на юридический факультет Московского университета. «Выпускное свидетельство» об окончании 8 семестров получил в 1898 г., но не захотел тогда же держать государственные экзамены, а отложил их на год (руководился я, помню, суеверным чувством, что с концом студенческой жизни собственно кончается молодость и начинается «жизнь», которой я боялся, и казалось, что таким внешним способом я как-то отодвигаю начало этой «жизни» на год).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Однажды Разгильдеев сказал мне: — Батюшка, хочу еще научиться, но не вполне решил, чему именно. Что вы мне посоветуете? — Есть одна великая наука, которую необходимо вам изучить. — Ах, это вы, наверное, говорите об астрономии, это действительно интересно; я одно время хотел поступить в Пулковскую обсерваторию. — Нет, я говорю про другое. — Так вы, может быть, думаете, что мне нужно заняться изучением восточных языков? И об этом я думал и хотел поступить в Лазаревский институт. — Ну зачем же туда, когда и во Владивостоке есть такой институт? — Да, но в Москве программа шире. — И это не то. — Так какая же наука? Не томите, батюшка, скажите. — Наука эта великая, наука о спасении души и достижении Царства Небесного. Вот за это вам надо взяться. — Да, положим, это верно, только как? Постов, например, соблюдать я не могу. — А вы пробовали? — Положим, что нет. Вы скажете: ходите в церковь, а, откровенно говоря, она меня нисколько не удовлетворяет. Я, правда, люблю вашу службу, вы служите без вычурностей, просто, но впечатления это на меня не производит. — Но вы верите в Бога? — Да или хотел бы, по крайней мере, веровать. Догматы Церкви я признаю все целиком, но как обрести действительную веру? — Такую веру можно обрести только исполняя все заповеди Христовы. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: " Испытайте Мое учение и увидите " . Вот что нужно посоветовать каждому неверующему. Испытайте и увидите. Бог ли Христос или великий пророк, философ. Такие беседы бывали у нас часто. Не знаю, что теперь стало с Разгильдеевым. Года три тому назад я писал ему, но ответа не получил. Подобные беседы вели мы и с доктором Валяшко. Это тоже был человек ищущий, но таких людей было немного. С иными невозможно было вести духовные разговоры, слишком сильно прилепились эти люди к земле. " И что вы там говорите? — скажут. — Давайте лучше выпьем да закусим " . В низменных удовольствиях полагали они всю свою жизнь, не допуская даже мысли, что могут существовать иные радости, иные восторги. А происходит это от огрубления души, от полного незнания Евангелия, от равнодушия к Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Формы проявления «дара» зависят от двух главенствуюших богословских теорий: о даре языков и о даре и знамении языков. О даре и знамении языков Как уже было отмечено, в момент крещения Святым Духом верующий впервые начинает говорить иными языками, которые свидетельствуют (знаменуют), что единоверец-пятидесятник получил духовное крещение. После этого он может вообще никогда не говорить языками, ибо крещение Духом еще не есть свидетельство обретения харизматического «дара языков». Способность говорения перейдет в постоянную способность молиться на «иных языках» только при условии предельно благочестивой и духовной жизни. Сюда входят регулярное посещение собраний, усердная домашняя молитва , усердное чтение Слова Божия и т.д. В итоге говорение языками повторяется все чаще и чаще и наконец становится постоянной способностью. Правда (что совсем нередко), пятидесятники так и не обретают постоянного «дара языков», несмотря на все старания. Но это не должно огорчать сектанта, ибо «дар языков» для него не самоцель. Многие весьма «благочестивые» прихожане не имеют «дара языков». Таких богословских позиций о даре языков придерживаются общины, входящие в Объединенный Евразийский Союз ХВЕ. В то же время их не разделяют пятидесятники-федотовцы, утверждающие, что получивший крещение Святым Духом вместе с этим обретает и постоянный «дар языков» (их учение о даре языков). Зарубежные пятидесятники в большинстве своем сторонники учения о даре и знамении, что, по их мнению, ближе к букве и духу Священного Писания. Так, в США половина и более от общего числа пятидесятников никогда не говорят языками. Несогласие богословских установок в вопросе о даре и знамении языков препятствует объединению различных пятидесятнических сект в России. «Крещенные Святым Духом» харизматики с даром языков обвиняют родственные секты в отсутствии у них благодати Святого Духа. Все ли христиане Апостольской Церкви имели харизму языков? Дар языков, согласно Православию, никогда не был свидетельством крещения Святым Духом; оно считает учение о даре и знамении языков «богословским недоразумением». Несмотря на свою относительную равноудаленность от истины Божией, к ней относительно ближе не разделяющие учения о даре языков, утверждающие, что в Апостольские времена дар языков не был всеобщим. Их противники, в свою очередь, приводят следующие слова апостола Павла: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть языки, есть откровение, есть истолкование» ( 1Кор. 14, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Введенской, на Лубянке, свящ. Ник. Петр. Антушева Введенский, в Мариинском Епарх. женском учил., свящ. Серг. Стеф. Гречанинова Введенской, в Мариинском женском училище Дамск. Попечит., священ. Н. А. Поспелова Верхоспасского Собора, прот. Ник. Вас. Благоразумова Вознесенской, на Гороховом поле, прот. Ник. Конст. Протопопова Вознесенской, девичьего монастыря, свящ. Александра Ивановича Пшеничникова Вознесенской, близ Сретенки, священ. Вас. Павл. Вишнякова. Вознесенской, на Царицынской улице, у Никитских ворот, священ. Иоанна Дим. Арбекова Воскресенской, в Малой Бронной свящ. Александра Сперанского Воскресенской, на Ваганьковском кладбище, свящ. Вас. Андр. Быстрицкого (и пожертвование от неизвестного на Покровскую Академическую церковно-приходскую школу в количестве 100 рублей) Воскресенской, на Вражке, свящ. Вас. Ал-еев. Скворцова Воскренской, в Гончарах, священ. М. Г. Городенского —27— Воскресенской, при Императорском Екатеринск. богад. доме, свящ. Николая Михайловича Руднева Воскресенской, в Кадашах, священ. Ник. Ал-др. Воскресенского Воскресенской, в Монетчиках, прот. Петра Никол. Сахарова Воскресенской, на Остоженке, священ. Ник. Мих. Мидовского Воскресенской, в Таганке, свящ. Ник. Аникит. Красновского.. Гавриило-Архангельской, при Почтамте, свящ. Иоанна Афан. Соколова Георгиевской, на Б. Дмитровке, свящ. Иоанна Вас. Никольского Георгиевской на Всполье, близ Кудрина, свящ. Сергея Максим. Садковского Георгиевской, в Грузинах, свящ. Дим. Косьм. Холмогорова… Георгиевской, на Красной горке, свящ. Ник. Ал-иев. Скворцова Георгиевской, на Лубянке, свящ. Сим. Вас. Смирнова Георгиевской, в Яндовах, свящ., Ал-ия Петр. Белокурова Гребневской, на Лубянке, прот. Дм. Феод. Певницкого Григорие-Неокесарийской, на Полянке, свящ. Вит. Ст. Лебедева Девятинской, близ Пресни, свящ. Николая Александровича Любимова Димитрие-Солунской, у Тверских ворот, Флерина Духосошественской на Лазаревск. кладб., свящ. Влад. Филип. Остроухова Евпловской, на Мясницкой, свящ. Дим. Ивановича Ромашкова Екатерининской, при училище ордена св. Екатерины, свящ. Иоанна Вас. Арсеньева .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) Если возникнут сомнения относительно факта или способа употребления воды, то уважение к таинству и почтение к названным церковным общинам требует внимательного рассмотрения практики соответствующей общины, прежде чем будет вынесено какое-либо суждение о действительности совершенного крещения» 411 . 12.2 Вопросы конституционального характера а) Религиозные секты и церковные общины Гораздо более радикальным и глубоким, нежели различие между Церквами и церковными общинами (едва затронутое в связи с проблемой действительности крещения), является вносимое этим таинством разделение между религиозными и церковными реальностями, или структурами. Первые, известные также под именем христианских сект, основываются на вере в Иисуса Христа, которая опирается исключительно на Слово Божье, и порой сводятся к стертым формам «иисусизма». Вторые, напротив, представляют собой настоящие церковные общины, потому что, помимо слушания Слова Божьего, совершают также крещение, а возможно и другие таинства. Крещение, сочетая человеческую личность Иисусу Христу и Его единственной Церкви, вводит крещаемого в институ циональную структуру Ecclesia Christi (Церкви Христовой), которая осуществляется в истории в разных формах и степенях церковности, или церковного общения 412 . Эта церковность достигает предметной и структурной полноты (plena communio) только в католической Церкви, которая на конституциональном уровне является одновременно вселенской и отдельной. Такой вывод нетрудно сделать из соборной формулы, согласно которой в отдельных Церквах и из отдельных Церквей существует «единая и единственная вселенская Церковь » (LG 23, 1). Именно в такой перспективе следует рассматривать права и обязанности, основанные на таинстве крещения. Данная перспектива имеет большое экуменическое значение 413 . Несомненна также ее юридическая значимость, в том числе в отношении христиан-некатоли ков, которые именно в силу таинства крещения не исключены в принципе из осуществления некоторых из этих прав. б) Права и обязанности верующего (Christifidelis)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В тоже время население 4-х колхозов окружающие монастырь не располагает культурным центром, а имеющаяся школа глухонемых нуждается в дополнительной площади, кроме того - Биологическая станция располагающая высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, сможет развернуть среди населения прилегающих колхозов большую культурную работу, Президиум Уваровского РИКа постановляет: " Поддерживая ходатайство МОНО и Пед. Институт им. Бубнова...просит Мособлисполком, о переведении общины верующих из монастырской Колоцкой церкви в пустующую церковь, ранее обслуживающую население Суконниково, с тем, чтобы освободившиеся помещения монастырской церкви передать Пед. Институ им. Бубнова, для организации Биологической станции " . Община верующих была переведена в Рождественскую церковь села Суконники, туда же был перенесён и чудотворный образ. Когда в 1937 году власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где пребывала сначала в частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Последующая судьба чудотворной Колочской иконы Божией Матери неизвестна. В 1930-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню. В 1966 году она была разрушена, и теперь на её месте высится опора линии электропередач. Надкладезная часовня на святом источнике тоже была разрушена, сам ключ не раз пытались уничтожить, но этого сделать не удалось, потому что благочестивые люди регулярно занимались его расчисткой. Во время Великой Отечественной войны в Успенском соборе располагался госпиталь, а потом военный банно-прачечный отряд. Храм перенёс пожар и постепенно приходил в ветхость. После войны в стенах обители размещались сельская школа, родильный дом и сельсовет. Кирпичная ограда была полностью разобрана местными жителями. В конце 60-х годов ансамбль Колоцкого монастыря поставлен на государственную охрану. Были начаты реставрационные работы, восстановлено завершение Успенского собора и колокольни. С начала 1980-х годов был взят на баланс Бородинского военно-исторического музея.

http://sobory.ru/article/?object=06985

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010