Никто, однако, не учёл реакции патриарха Алексия. Святейший имел лимит: он мог раз в неделю говорить сорок минут по телефону со Сталиным. Этой привилегией он, однако, ни разу не пользовался. Воспользовался ею только один раз – после ареста близкого ему человека. Позвонив Сталину, патриарх заявил с несвойственной ему твёрдостью, что он решил уйти на покой, если не освободят Даниила Андреевича Остапова, так как это единственный человек, которому он доверяет. В тот же день Даниил Андреевич был освобождён. После этого никто уже не смел выступать против Остапова. Враги его, однако, притаились и ждали момента, чтобы ему отомстить. Они действительно свели с ним счёты самым низким и постыдным способом. После смерти патриарха Даниил Андреевич был вновь арестован в 1973 г., и неизвестно, какова бы была его участь, если бы ему не пришёл на помощь на этот раз... Андрей Дмитриевич Сахаров 53 . Патриарх Алексий I отличался аристократическими манерами. Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству; в юношеские годы будущий святитель учился в московском Лазаревском институте восточных языков, в Императорском лицее памяти цесаревича Николая Александровича (Москва), а в 1896–1899 гг. – в Московском университете на юридическом факультете (по этому поводу шутили – государством правит семинарист, а Русской Церковью  – юрист). Владыка Никодим вспоминал такой эпизод. На одном из дипломатических приёмов, где присутствовал весь тогдашний «истеблишмент», Святейший беседовал с французским послом. И вот, прокладывая локтями путь среди гостей, к патриарху пробился простодушный клирик, работавший в Чистом. Желая сообщить святителю что-то важное и срочное, батюшка вклинился в беседу: «Дык! Дык!» Патриарх на секунду прервал разговор, ведшийся по-французски, и, величественно обернувшись к «гонцу», вопросил: «Comment?». Смешавшись, тот начал пятиться задом, тихо приговаривая: «Так ить, так ить...» Вполне понятно, что Святейший сводил свои контакты с Советом по делам религий к минимуму: «не тот уровень». И владыке Никодиму приходилось брать на себя черновую работу...

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но что всего более привлекает внимание в Петропавловской крепости и сильно поражает каждого – это царственные гробницы, начиная с Петра I, все его императорское потомство, кроме Петра II, умершего и погребенного в Москве... Всех гробниц я насчитал двадцать шесть: с правой стороны, впереди лежат Петр I и Екатерина I, а в западном углу не помню чей-то одинокий памятник, а с левой стороны император Павел и за ним его семейство. Гробницы белые, мраморные с осьмиконечным крестом сверху и бронзовыми орлами по углам, и в возглавии бронзовая доска с именем погребенного лица. На памятнике императрицы Александры Феодоровны засохший пучок цветов под стеклянного покрышкой и засушенный венок, и цветы на гробнице цесаревича Николая Александровича тоже под стеклом; без сомнения, какие-нибудь особые воспоминания. Нигде ничтожество человека не поражает так, как при виде этих царских гробниц: как велики, могучи и славны были те, чей прах покоится под этими мраморными плитами! По окончании литургии, осмотрев в подробностях всю церковь и вышед, я увидел часового, ходившего взад и вперед пред одним из зданий, и направился было к нему с намерением спросить его: нельзя ли посмотреть какой-нибудь каземат, но едва я сделал несколько шагов вперед, как он мне крикнул, чтоб я не шел далее. Из этого я мог понять, как строго наблюдают за каждым посторонним. Марта 24. Я ездил к министру Государственных Имуществ Александру Алексеевичу Зеленому, к которому имел письмо от преосвященного Леонида, просившего его содействовать нам в исходатайствовании лесной дачи для народного училища, но в этот день был доклад Государю, и я министра уже не застал дома. От него я отправился к товарищу министра Народного Просвещения Ивану Давидовичу Делянову, живущему на Невском проспекте в доме армянской церкви. Он женат на двоюродной внучке известного основателя Московского Лазаревского Института восточных языков Ивана Лазаревича Лазарева (1734–1801). Я остался весьма доволен его приемом: безо всякой напыщенности и мелочной спеси, которою иногда веет от важных сановников, он обошелся со мною приветливо, любезно и уважительно, не ко мне, конечно, но к духовному моему сану, несмотря на то, что он даже и не нашего исповедания. Он обещался содействовать нам при исходатайствовании лесной дачи для училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

О. Эмина при Лазаревском Институте восточных языков. Вып. 2. М., 1896; Штакельберг P. P. Об иранском влиянии на религиозные верования древних армян//Труды Восточной комиссии Московского археологического общества. Древности восточные. М., 1901. Т. 2. Вып. 2; Капацян Г. А. Хеттские боги у армян. Ереван, 1940; Adontz N. Histoire arménienne. T. 1. P., 1946; Струве В. В. Родина зороастризма. Л., 1948; История армянского народа. Ч. 1/Под ред. Б. Н. Аракеляна и А. Р. Иоаннисяна. Ереван, 1951; Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э.- IV в. н. э.). М.; Л., 1953; Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. М. А. Геворгяна//Памятники древнеармянской литературы. Ереван, 1953. Т. 1; Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. И. А. Орбели. Ереван, 1971; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975; Boyce M. A History of Zoroastrianism. Leiden; Köln, 1975. Vol. 1 (Handbuch der Orientalistik. Abt. I. Bd. VIII, 2. Hbt. 2A); История армянского народа с древнейших времен до наших дней/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1980; Russell J. R. Zoroastrianizm in Armenia. Harvard, 1987; Тирацян Г. А. Культура древней Армении VI в. до н. э.- III в. н. э. по археологическим данным. Ереван, 1988; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. СПб., 1994. М. Б. Мейтарчиян Армения в IV - VI вв. Сближение с Римом в кон. III в. подготовили почву для широкого распространения в А. христианства, уже влиятельного в вост. провинциях империи, при царе Трдате III оно было принято в качестве гос. религии (традиц. дата - 301). Тем самым арм. правительство старалось не только укрепить свою власть, но и утвердить независимость А. перед лицом усилившегося под властью Сасанидов Ирана. С этого времени Церковь становится важнейшим фактором, объединяющим живущих во мн. странах мира армян, особенно в периоды, когда народ был лишен своей государственности (см. Армянская Апостольская Церковь ). Огромный ущерб экономике и культуре А. нанесли опустошительные походы шаханшаха Шапура II в 364-368 гг., после неудачной персид.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Отрок и юноша В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, купив дом на Самотеке. Летом выезжали и в имение: связь с деревней не прерывалась. В это время Сергей Николаевич заболел каменной болезнью, и для лечения ему и Варваре Петровне пришлось отправиться в Париж, быть в Эмсе и Франкфурте. Иван остался в Москве, в пансионе Вейденгаммера (а старшего сына Николая отдали в артиллерийское училище в Петербурге). У Вейденгаммера провел Иван года полтора, потом на несколько месяцев попал в армянский пансион (впоследствии Лазаревский институт восточных языков) и, наконец, оказался еще в новом, у Краузе. Его можно представить себе изящным и благовоспитанным мальчиком, хорошо учившимся, несколько чувствительным и нелишенным высокомерия. Неудивительно, если он тяготеет к аристократическим знакомствам в пансионе, к князьям и графам. Столь же неудивительно, что с глубоким вниманием слушает пересказ гувернером “Юрия Милославского”, восхищается им, помнит наизусть и бросается даже бить товарища, помешавшего слушать. Так же понятно, что Тургенев-пансионер, увидев после игры в лапту, во дворе под кустом сирени скромного юношу с немецкой книгой, мог не без надменности спросить: “А вы читаете по-немецки?” И когда оказалось, что тот не только читает, но и гораздо лучше его самого, и любит поэзию – то с ним-то как раз барчук, дороживший светскими друзьями, и сошелся. Мало того, просто подпал под его влияние. С пансиона идет начало тургеневских юношеских дружб, отмеченных восторженностью, не надолго удерживавшихся, но возникавших всегда на почве “высшего”: томлений по красоте, истине, пытания загадок мира и т. п. Это было вообще время романтических привязанностей, раскрытия душ, откровенностей, заходивших иногда очень далеко. Можно и улыбнуться на такую “патетическую болтовню”, кончавшуюся иногда тем, что прежние друзья становились смертельными врагами. Но не всегда так бывало. Случалось и надолго сохранить память о чудесном пламени молодости, да и само такое пламя разве уж не имеет никакой цены? Разве плохо – сладостно волноваться, когда “друг” читает вслух стихи? (Теперь уже Шиллера, не Хераскова.) Разве плохо – выйти потихоньку с ним ночью в пансионский сад, когда все уж заснули, сесть под тем же кустом сирени, где впервые они познакомились, и который полюбили, ощущать дуновение ночного ветерка, сквозь листву видеть милое московское небо в звездах (с Арктуром, зацепившимся за крест соседней церковки), шептаться, мечтать… А когда друг, взглянув на небо, “тихо” восклицает:

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-turgeneva...

Павел упоминает Леонтьева. Уже в то время он был знаком со многими друзьями, учениками Леонтьева и его окружением в последние месяцы жизни в Сергиевом Посаде: о. Иосифом Фуделем , поэтом и филологом А.А. Александровым, писателем, философом и публицистом В. В. Розановым (другом Константина Николаевича по переписке в последний год жизни), будущими митрополитами Трифоном (Туркестановым) , Антонием (Храповицким) (в год смерти Леонтьева он был ректором МДА) и другими. В близкий круг общения о. Павла входили почитатели и исследователи творчества Леонтьева, в частности С.Н. Дурылин, написавший в 1920–30 годах ряд работ о Леонтьеве, оставшихся неопубликованными, а в 1935 г. опубликовавший с подробными комментариями его записки «Моя литературная судьба». Письмо о. Павла жене от 10.02.1936 свидетельствует, что он был знаком с рукописями Леонтьева. В издаваемом в МДА журнале «Богословский вестник» в 1910-е годы (в том числе в пору редакторства о. Павла) были впервые опубликованы многие письма и несколько произведений Леонтьева. 135 Вероятно, имеется в виду труд армянского писателя Раффи, о котором идет речь в письме Флоренскому инспектора Лазаревского института Восточных языков К. Костаньянца от 5 июня 1916 г.: «Есть на армянском языке труд армянского писателя Раффи, так называемый «Хамсай Меликутюнисреп ?», т.е. описание пяти Меликутюн родов...» («Детям моим», с. 389). Это ответ на запрос о. Павла, которого книга интересовала как источник информации по истории рода его матери. Вот что пишет примерно в это же время Литвинов (1936.Х.22): «...Погода у нас, было, тоже испортилась – тоже, потому что я слушаю по трансляции сводки о погоде. Вчера ночью мне пришлось идти в Кремль и из Кремля. Холодный ветер, глубокая грязь на дороге, слепые лужи и прибой моря. Очень жутко и неуютно. На море моргает маяк на Песьей Луде. А сегодня погода опять наладилась. Легкий мороз, воздух такой прозрачный, что острова в 35 километрах от нас кажутся такими же близкими, как пароходы на Волге с откоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Погребение Предстоятеля Русской Церкви состоялось 21 апреля, во вторник, после литургии Преждеосвященных Даров. Останки блажен нопочившего Первосвятителя нашли упокоение в храме Всех Святых земли Русской под Успенским Собором Троице-Сергиевой Лавры, возле могилы глубоко чтимого Святейшим Патриархом великого миссионера митрополита Макария (Невского). В отпевании и погребении почившего Предстоятеля Русской Церкви участвовали Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II, Патриарх Болгарский Кирилл, митрополит Варшавский Василий, митрополит Пражский Дорофей, сонм архипастырей и пастырей. На погребение Патриарха Алексия прибыли Патриарх-Католикос армян Вазген I, кардинал Иоанн Виллебрандс и другие видные деятели инославных церквей. Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве в благочестивой и просвещенной старинной дворянской семье. Отец Первосвятителя Владимир Андреевич служил синодальным чиновником, впоследствии удостоился высокого придворного чина камергера. Родной теткой Патриарха была игумения Леонида (Озерова), настоятельница Новодевичьего монастыря. В 1888 году, получив хорошее домашнее образование, Сергей Симанский поступил в гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а оттуда перешел в привилегированный Николаевский лицей. Уже в лицее мальчика отличала особая любовь к храму. Святитель вспоминает о своем отрочестве: «Как отрадно было после молитвы приложиться к любимой иконе и получить благословение батюшки! Сколько благодатных, теплых воспоминаний оставалось в душе от таких знаменательных событий, неразрывно связанных с храмом, как говение на первой и на 2-ой неделе Великого Поста или на Пасхальной Седмице». Огромное влияние на формирование души отрока оказал лицейский законоучитель протоиерей Иоанн Соловьев. Уже в лицейские годы юноша хотел посвятить жизнь служению Церкви, но по настоянию родителей, окончив лицей с серебряной медалью, в 1896 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил со степенью кандидата права. Военную службу проходил (вольноопределяющимся) в гренадерском Самогитском полку.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

Послужной список иеромонаха Нифонта (Шехаде), араба по происхождению, выпускника Московской ДА см. выше, документ 285. 996 Ювеналий, иеродиакон – член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Был выслан из Иерусалима в 1898 г., как «зачинщик смут и интриг» против начальника Миссии архимандрита Рафаила. См. ниже документ 542. 997 Евстафий – иеродиакон Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1898). Замещение диаконских вакансий (а тем более, иеродиаконских) было для Иерусалима очень непростым делом. Вопреки утверждению Хитрово, Евстафий оставался на своем месте и год спустя. Из донесения генерального консула А.Г. Яковлева от 11 мая 1898 г.: «Лет 40. Иногда является в нетрезвом виде даже в церковь и опрокинул в алтаре потир со Св. Дарами в прошлом октябре. о. Рафаил обвиняет его в преступном сожительстве с одною поклонницею, чего я не успел проверить». 999 Имеется в виду Новое подворье ИППО в Иерусалиме, получившее с 1900 г. название Сергиевского (о нем см. специальный раздел в т. 3 настоящего издания). 1000 Речь идет о приобретении участка, принадлежавшего соседу-мусульманину и вдававшегося клином в северо-восточный сектор русских владений при церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании, на что неоднократно указывал еще архимандрит Антонин. 1001 Зиновьев Иван Алексеевич (1835–1917) – дипломат, востоковед. Окончил Московский Лазаревский институт восточных языков (1851), профессором которого был его отец А.З. Зиновьев. Поступил на службу в Московский главный архив МИД, откуда вскоре перешел в департамент внутренних сношений того же министерства. Продолжал занятия восточными языками и в 1855 г. получил степень магистра в С.-Петербургском университете. Посланник в Персии (1876–1883). Директор Азиатского департамента МИД (1883–1891). В 1887 г. подписал протокол с Англией по определению северо-западной границы Афганистана. Посланник в Швеции и Норвегии (1891–1897). Посол в Константинополе (1897–1909). Член Государственного Совета (1909). 1002 О иеромонахе Серафиме см. выше, примеч. 975 к документу 530. Резкие разноречия относительно данного лица в донесениях управляющего консульством Евреинова и, чуть позже, генконсула Яковлева, хорошо иллюстрируют клеветнический характер сообщений Евреинова о состоянии Русской Духовной Миссии. Ср. ниже письмо В.Н. Хитрово к К.П. Победоносцеву от 15 февраля 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Пташевский Митрофан Максимович (1862–?) – врач. Депутат III Гос. Думы от Черниговской губ., окт. Окончил медицинский факультет Киевского университета, служил земским врачом, заведовал земской больницей. Гласный городской думы и мировой судья. – 330 Пуришкевич Владимир Митрофанович (12.08.1870–11.01.1920) – помещик, публицист. Депутат II, III и IV Гос. Дум от Бессарабской губ., один из лидеров крайне правых. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета с золотой медалью. Начинал свою общественную деятельность в земской управе Бессарабской губ. С 1900 г. служил в Министерстве внутренних дел, был прикомандирован к Главному управлению по делам печати МВД. С 1904 г. – чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел Плеве. Был инициатором создания «Союза русского народа», в 1907 г. вышел из союза и образовал новую монархическую организацию «Союз Михаила Архангела». Вместе с кн. Ф. Ф. Юсуповым с целью «спасения монархии» организовал убийство Григория Распутина. 18.11.1917 был арестован Петроградским ЧК по обвинению в создании контрреволюционной организации. 28.12.1917 начался процесс против него и его сподвижников, которых защищали видные адвокаты России. 03.01.1918 приговорен к 4 годам принудительных работ. Вскоре был амнистирован, уехал на Юг, активно помогал А. И. Деникину, издавал в Ростове-на-Дону журнал «Благовест». Умер в Новороссийске от сыпного тифа. – 131, 238, 294–296 Пурпуров Иван Петрович (1871–?) – священник. Депутат Ш Гос. Думы от Астраханской губ., окт. Окончил в 1895 г. Астраханскую духовную семинарию. Служил диаконом. В 1898 г. рукоположен во иерея к Покровской церкви с. Ивановки Енотаевского уезда Астраханской губ, – 320, 329 Пушкин Александр Сергеевич (26.06.1799 – 29.01.1837) – великий русский поэт – 167 Раев Николай Павлович (1856–1919) – обер-прокурор Св. Синода. Сын Палладия (Раева) , экзарха Грузии, митрополита Петербургского и Ладожского. После окончания Лазаревского института восточных языков в 1879 г. определен на службу в Московскую удельную контору чиновником. С 10.10.1890 – директор народных училищ. С 24.09.1894 – чиновник особых поручений при Министерстве народного образования. С 11.07.1895 – директор Петербургских женских курсов. 30.08.1916–28.02.1917 – обер-прокурор Св. Синода (был отстранен от должности Временным правительством). Автор ряда статей по народному и высшему женскому образованию. После Февральской революции скрывался от ареста, был допрошен Чрезвычайной следственной комиссией Временного правительства. После начала гражданской войны жил на Кавказе при митрополите Питириме (Окнове), нуждался, пел на клиросе. – 279, 309

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Родился в старинной дворянской семье. Получил начальное домашнее образование. С 1888 г. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трехлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья. В 1891 г. переведен в Императорский лицей Цесаревича Николая. По окончании лицея (1896) поступил на юридический факультет ИМУ. Научным руководителем С. В. Симанского был профессор кафедры международного права граф Л.А. Камаровский. Окончил ИМУ (1899), для отбывания воинской повинности поступил вольноопределяющимся в 7-й гренадерский Самогитский генерала Тотлебена полк. Летом 1900 г. уволен в запас в чине прапорщика и в сентябре 1900 г. принят студентом МДА. 09.02.1902 г. принял монашеский постриг, 17 марта рукоположен во иеродиакона, а 21.12.1903 г. – в иеромонаха. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1904), определен инспектором в Псковскую ДС. С 16.09.1906 г. ректор Тульской ДС с возведением в сан архимандрита; с 06.10.1911 г. ректор Новгородской ДС и настоятель монастыря прп. Антония Римлянина. 28.04.1913 г. хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. С 21.02.1921 г. епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии; с 30.05.1922 г. – в. у. Петроградской епархией. В октябре 1922 г. был выслан в Казахстан, в марте1926 г. получил разрешение вернуться в Ленинград. 02.09.1926 г. назначен архиепископом Тихвинским, вскоре – Хутынским, в. у. Новгородской епархией. С июля 1927 г. член Временного Патриаршего Синода. С 18.05.1932 г. митрополит Старорусский, с 11 августа – Новгородский и Старорусский, правящий архиерей Новгородской епархии. С 05.10.1933 г. митрополит Ленинградский и Новгородский. С 15.05.1944 г. Местоблюститель Патриаршего престола. С 02.02.1945 г. Патриарх Московский и всея Руси. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3719. Личное дело студента МДА Алексия (Симанского); Казем-Бек А.Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//Богословские труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Т. 3. 11. С. 1–63 (3-я пагин.) —1— А. Состав Академии I. а) Состав почетных членов К началу отчетного года почетными членами Московской Духовной Академии состояли 32 лица: 14 духовных и 18 светских. – В течении года вновь избраны в звание почетных членов Академии: а) Её Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, – во уважение к высокому служению Её Императорского Высочества делу христианской любви и благотворительности и покровительству духовному просвещению, особенно на миссионерском поприще, и б) Высокопреосвященнейший Флавиан, Митрополит Киевский и Галицкий, – во уважение к его многополезной миссионерской деятельности и высоко-плодотворным Архипастырским трудам. – Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на утверждение Её Императорского Высочества, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны в звании почетного члена Московской Духовной Академии последовало в 12-й день Ноября 1910 года. – Высокопреосвященнейший Митрополит Флавиан утвержден в сем звании указом Святейшего Синода от 2 ноября 1910 года за 15268. —2— Из числа почетных членов Академия в отчетном году лишилась четырех: а) Профессора богословия в Императорском Московском Университете, протоиерея Николая Александровича Елеонского, избранного в звание почетного члена Академии в 1903-м году; б) заслуженного ординарного профессора Московской Духовной Академии и Императорского Московского Университета, Тайного Советника, Василия Осиповича Ключевского, состоявшего почетным членом Академии с 1907 года; в) заслуженного ординарного профессора Киевской Духовной Академии, Действительного Статского Советника, Василия Феодоровича Певницкого, избранного почетным членом в 1905 году, и г) профессора Лазаревского Института восточных языков (в отставке), Действительного Статского Советника, Георгия Абрамовича Муркоса, состоявшего почетным членом Академии с 1904 года. б) Личный состав почетных членов Академии к 1-му октября 1911 года: С 1884 года. 1) Преосвященный Епископ Мисаил, Член Московской Святейшего Синода Конторы и Настоятель Московского Ставропигиального Симонова Монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010