Гидулянов Павел Васильевич (1874–1937) – авт. соч., профессор церковного права Московского университета, дворянин. С 1911г. – директор Лазаревского института восточных языков. Был сотрудником «Энциклопедического словаря» Брокгауза-Ефрона. В послереволюционное время автор нескольких антирелигиозных брошюр. Перед арестом был научным сотрудником Московского областного архивного управления. В 1933 г. арестован в Москве по делу «Контрреволюционной националистической фашистской организации «Партия Возрождения России " » как «представитель монархической части организации». 26.07.1933 Тройкой при ПП ОГПУ приговорен к 10 годам ИТЛ, был отправлен в ссылку в Казахстан, где вновь был арестован и приговорен в высшей мере наказания. Расстрелян. См. библ. – 284–286 Гижицкий Александр Степанович (25.03.1869 – после 1917) – помещик, камергер. Депутат III и IV Гос. Дум от Подольской губ., умер.-прав., нац. Окончил Александровский лицей в Санкт-Петербурге. Служил в 1892–1900 гг. в Гос. канцелярии, почетный мировой судья, уездный и губернский гласный. Предводитель дворянства. В 1910 г. избран в состав Совета Всероссийского национального союза. Один из лидеров правого крыла Всероссийского национального союза и думской фракции националистов. – 191 Гиляров-Платонов Никита Петрович (23.05.1824–13.10.1887) – профессор, духовный писатель, публицист, общественный деятель. В 1848 г. с отличием окончил Московскую духовную академию, удостоившись прибавления к своей фамилии «Платонов». После защиты магистерской диссертации занял кафедру герменевтики и учения о ересях и расколах в МДА. В 1854 г. за критические замечания в адрес правительства о преследовании старообрядцев митрополит Филарет вынужден был уволить Гилярова-Платонова от преподавания в МДА, что и спасло профессора от дальнейших неприятностей. В 1855 г. по прошению уволился из духовного звания и стал служить в Министерстве народного просвещения, борясь за распространение в народе просвещения. Одно время был горячим славянофилом. В 1856–1861 гг. – цензор московского комитета. В 1861г. оставил цензурный комитет и назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения. В 1862 г. подготовил записку с предложением использовать духовенство для распространения грамотности в народе. Проект лег в основу создания церковно-приходских школ. В 1863 г. вышел в отставку и 4 года заведовал московской синодальной типографией. С 1867 г., оставив казенную службу, посвятил себя исключительно литературной деятельности. Издавал в Москве ежедневную газету «Современные известия» и иллюстрированный журнал «Радуга». – 167

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Ислам из всех существующих религий есть, конечно, самая прозаическая и однообразная религия, которая в то же время наименее доступна видоизменению, или развитию...» «В Аравии все установил один человек: и веру, и нравы, и даже право; неизменная воля Божия выражена была в единой книге, составленной единым человеком. Спора нет, ислам приобрел от этого большую устойчивость; но нечего этому радоваться, надо печалиться, так как задача всего человечества – непрерывное движение вперед: неподвижность это – смерть, а в исламе неподвижность, к сожалению, возведена в принцип. Ну, допустим, что в деле религии все, считавшееся за истину прежде должно быть принято за истину и всеми последующими веками: но ведь отсюда не следует, чтобы и к области права годилась раз навсегда установленная форма. А в исламе это так. Одни и теже законоположения Корана остаются и доныне в силе, и будут в силе, пока существует ислам. Пусть себе они были хороши для того времени, когда явились, пусть себе они составляли тогда для арабов истинный шаг вперед, – это мы допускаем без затруднения: но законы Карла Великого также были превосходны для своего времени, и однако, что было бы со всеми народами, над которыми он властвовал, если бы они навсегда были осуждены постоянно им следовать, блюсти эти законы? Было ли бы возможно движение вперед для Западной Европы?» 304 . Проф. Лазаревского Института восточных языков А. Крымский в своей брошюре «Мусульманство и его будущность» (Москва. 1899), признает за Кораном ту несомненную историческую заслугу, что изложенное в нем вероучение объединило арабов и дало им политическую силу – из ничтожества подняло их до мирового могущества; халифат в свое время блистал не только материальною культурой, но и умственною жизнью: арабы времен халифата в большей или меньшей степени сохранили античную духовную жизнь, а потом передали её Европе... Но был ли причиной этого ислам? спрашивает автор и отвечает: «Если бы мы могли сказать, что мусульманская религия покровительствовала науке и шла с нею рука об руку, то, конечно, ответ был бы положительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

К ставцу лицом сесть не умеют — то есть неучи, дураки (ставец — деревянная чашка, глубокое блюдо). 121 Мармотки (франц. marmottes) — оборки под женской шляпкой. 122 Бомбошка (от франц. bonbon) — конфетка. 123 Захарьин, М. Ю. (ум. в 1538 г.) — боярин великого князя Василия III, исполнял важные дипломатические поручения в переговорах с Литвой, Казанью. 124 Матвеев, А. С. (1625–1682) — известный московский дипломат, в последние годы царствования Алексея Михайловича — самый влиятельный из приближенных царя. Убит стрельцами в 1682 г. во время бунта. 125 Романовы — династия русских царей и императоров, царствовавших с 1613 по 1917 год; древний боярский род. 126 …называла его «своим Авессаломом». — Авессалом, как повествует библия (Вторая Книга Царств), являлся третьим сыном царя Давида, был необыкновенно красивым юношей, отличался свободолюбивым характером, не терпел несправедливости и насилия. Он организовал заговор против царя Давида, привлек к нему многих израильтян. Только благодаря предательству заговор не достиг своей цели. В Эфраимовом лесу произошла решительная битва между оставшимися верными царю войсками и отрядами Авессалома. Последние потерпели поражение, а сам Авессалом был убит. Н. С. Лесков отмечает, что участь сына княгини Протозановой Дмитрия «имела много сходного с судьбой этого злополучного царевичам. По-видимому, писатель в своей хронике собирался в какой-то мере показать движение декабристов и рассказать о судьбе одного из его участников. Однако этот замысел не был осуществлен (см. Приложения). 127 …познакомилась с X. И. Лазаревым и князем Масальским…— Христофор Иоакимович Лазарев (1789–1871) — один из представителей богатой армянской фамилии, владелец ряда промышленных мануфактур и горных заводов в Сибири, один из основателей Лазаревского института восточных языков (ныне Московский институт востоковедения). Находился в дружеских отношениях со Сперанским (см. «Письма графа M. M. Сперанского к X. И. Лазареву», СПб., 1864). Петр Григорьевич Масальский (ум. в 1839 г.) — преданный друг Сперанского, во время ссылки последнего вел с ним тайную переписку и являлся его доверенным лицом. В столь же близких отношениях со Сперанским был его сын К. П. Масальский (1802–1861), писатель и драматург, переводчик романа Сервантеса «Дон-Кихот» (1838). Им подготовлены к печати «Дружеские письма графа M. M. Сперанского к П. Г. Масальскому, писанные с 1798 по 1819 год, с историческими пояснениями…» (СПб., 1862). В этих письмах рассеяно немало мыслей о воспитании M. M. Сперанского, автора устава о Царскосельском лицее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Крук, Роуз, 1938. – Crooke W., Rouse W. The Talking Thrush and Other Tales from India. L., 1938. Крумбахер, 1897. – Krumbacher К Geschichte der byzantinischen Literatur. Munchen, 1897. Крывелев, 1982. – Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982. Крымский, 1913. – Крымский А. Абан Лахыкый, манихействующий поэт (ок. 750–815). – Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским Институтом восточных языков. Вып. 37. М., 1913. Кузнецов, 1976. – Кузнецов Б. И. «Слово о двенадцати снах Шахаиши» и его связи с памятниками литературы Востока. – ТОДРЛ. 1976, т. 30. Кузнецов, 1979. – Кузнецов Б. И. Повесть о Варлааме и Иоасафе (к вопросу о происхождении). – ТОДРЛ. 1979, т. 33. Кузнецова, 1969. – Кузнецова Т. И. Историческая тема в греческом романе. «Роман об Александре». – Античный роман. М., 1969. Кумранские тексты, 1971. – Тексты Кумрана. Вып. 1. Пер. с древнееврейского и арамейского, введ, и коммент. И. Д. Амусина. М., 1971. Кун, 1888. – Kuhn E. Der Mann im Brunnen, Geschichte eines indischen Gleichnisses. – Festgruss an O. von Bohtlingk. Stuttgart, 1888. Кун, 1893. – Kuhn E. Barlaam und Joasaph. Eine bibliographisch-literargeschichtliche Studie. Munchen, 1893. Курфесс, 1949. – Kurfess A. Palladios. – RE. 1949, Bd. 36. Лазарев, 1970. – Лазарев В. " Н. Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М., 1970. Лакнер, 1975. – Lackner J. Barlaam und Josaphat. – EM. 1975, Bd. 1. Лалитавистара, 1877. – Lalitavistara, or the Memoirs of the Early Life of Sakya Sinha. Ed. by R. Mitra. Calcutta, 1877. Ланг, I960. – Lang D. M. Bilauhar wa-Yudasaf. – EI. 1960, vol. 1, fasc. 19. Ланг, 1965. – Lang D. M. Barlaam and Josaphat. – EB. 1965, vol. 3. Ларсон, 1979. – Larson J. Classical Samkhya. Delhi a. o., 1979. Лассен, 1857–1858. – Lassen Ch. Indische Altertumskunde. Bd. 3. Lpz., 1857–1858. Лебедева, 1979. – Лебедева И. Н. О древнерусском переводе Повести о Варлааме и Иоасафе. – ТОДРЛ. 1979, т. 33. Лебедева, 1983. – Лебедева И. Н. К истории древнерусского Пролога: Повесть о Варлааме и Иоасафе в составе Пролога. – ТОДРЛ. 1983, т. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один раз он спросил меня: – Скажите, батюшка, отчего это у наших писателей сквозит такая грусть и неудовлетворённость в произведениях? Замечается это и у известных композиторов: Бетховена, Мендельсона, Мейербера... В музыке эта неудовлетворённость особенно ярко выражается. – Оттого, что живут не той жизнью, которую предписывают Евангельские заповеди. – Вы думаете? А слыхали ли вы известного кантора Варшавской еврейской синагоги, который получает 50 тысяч рублей в год? – Да за что же так много? – За чудный голос. Да вот я вам сейчас воспроизведу. И завёл граммофон. Боже, что это было за беспредельное отчаяние, мрак и ужас! Целый ад в душе – состояние, вполне понятное для души отвергнутого Богом народа. Апостол Павел говорит о евреях, что остаток их спасётся 66 но евреи, не обратившиеся ко Христу, – будущие насельники ада. Может ли у них быть истинная радость, когда они и здесь, на земле, находятся в мрачном подвале, какова их еврейская вера? Пение кантора навело на меня уныние. Когда я возвращался домой, то услышал другого рода пение. То пел маленький любительский хор, а дирижировал им один почтамтский чиновник, человек глубоко верующий. Была ночь. Ярко светили звёзды, в воздухе было тепло и тихо, и только лёгкий ветерок слегка колебал верхушки деревьев. И в этом затихшем воздухе вдруг разлились спокойные и умилительные звуки церковного пения. Пели канон, не помню, какого гласа, но никогда ещё эти напевы не казались мне столь пленительными. Действительно ли хорошо пели или мне только так показалось после полного отчаяния в пении варшавского кантора – не знаю, только я долго простоял, внимая пению. Один раз Разгильдеев сказал мне: – Батюшка, я хочу ещё учиться, но не вполне решил, чему именно. Что вы мне посоветуете? – Есть одна великая наука, которую необходимо вам изучить. – Ах, вы, верно, говорите об астрономии – это действительно интересно, я одно время хотел поступить в Пулковскую обсерваторию. – Нет, говорю про другое. – Так вы, может быть, думаете, что мне нужно заняться изучением восточных языков? И об этом я думал и хотел поступить в Лазаревский институт 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Один раз он спросил меня: – Скажите, батюшка, отчего это у наших писателей сквозит такая грусть и неудовлетворенность в произведениях? Замечается это и у известных композиторов: Бетховена, Мендельсона, Мейербера... В музыке эта неудовлетворенность особенно ярко выражается. – Оттого, что живут не той жизнью, которую предписывают Евангельские заповеди. – Вы думаете? А слыхали ли вы известного кантора Варшавской еврейской синагоги, который получает 50 тысяч рублей в год? – Да за что же так много? – За чудный голос. Да вот я вам сейчас воспроизведу. И завел граммофон. Боже, что это было за беспредельное отчаяние, мрак и ужас! Целый ад в душе – состояние, вполне понятное для души отвергнутого Богом народа. Апостол Павел говорит о евреях, что остаток их спасется 66 , но евреи, не обратившиеся ко Христу, – будущие насельники ада. Может ли у них быть истинная радость, когда они и здесь, на земле, находятся в мрачном подвале, какова их еврейская вера? Пение кантора навело на меня уныние. Когда я возвращался домой, то услышал другого рода пение. То пел маленький любительский хор, а дирижировал им один почтамтский чиновник, человек глубоко верующий. Была ночь. Ярко светили звезды, в воздухе было тепло и тихо, и только легкий ветерок слегка колебал верхушки деревьев. И в этом затихшем воздухе вдруг разлились спокойные и умилительные звуки церковного пения. Пели канон, не помню, какого гласа, но никогда еще эти напевы не казались мне столь пленительными. Действительно ли хорошо пели или мне только так показалось после полного отчаяния в пении варшавского кантора – не знаю, только я долго простоял, внимая пению. Один раз Разгильдеев сказал мне: – Батюшка, я хочу еще учиться, но не вполне решил, чему именно. Что вы мне посоветуете? – Есть одна великая наука, которую необходимо вам изучить. – Ах, вы, верно, говорите об астрономии – это действительно интересно, я одно время хотел поступить в Пулковскую обсерваторию. – Нет, говорю про другое. – Так вы, может быть, думаете, что мне нужно заняться изучением восточных языков? И об этом я думал и хотел поступить в Лазаревский институт 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Особенно мне нравилось выражение в Четьях-Минеях или Прологе, как древний подвижник строил себе маленькую „хлевину”. Конечно, это своеобразный славянский перевод, но он давая реальную картину. И вот показывают нам в Сарове „келью” преп. Серафима, где ему явилась Богоматерь, где он принимал народ и творил чудеса. И что же я вижу? Оштукатуренные стены, такие же, как и везде, полы и двери. Мне почему-то казалось, что келья подвижника должна представлять именно подобие „хлевины”. Конечно, я делал разницу между хлевиной и „хлевом”, но все-таки ведь это слишком все наше, мирское; эта штукатурка, например...» 68 . Реальность не походила на книжные описания. Поразился он и другому. «Ездил в Саров через город Темников, 60 верст открытой местности и 60 верст лесом до самой пустыни... Туда – на Страстной, оттуда же – на Пасхальной неделе. Так что замечательно – меня и тогда удивило: парни и девушки в мордовских селах и деревнях ходили по улицам и распевали не мирские песни, а ирмосы Пасхального канона! Вот это было благочестие! И это было так недавно!» 69 . ...У медалистов имелась существенная льгота: достаточно сдать первый предмет на «отлично», и ты – студент. Пора перед поступлением особенно напряженная, требует мобилизации всех сил, тем паче когда с будущей профессией связываются большие надежды. Получение полного среднего образования уже давало немало: перед окончившими гимназический курс открывались двери во все высшие учебные заведения; они также получали преимущественное право «на вступление в государственную службу пред не бывшими в гимназии». Отработав некоторый срок, бывший выпускник гимназии получал чин 14 класса (по табели о рангах). Но медалисты производились в чин тотчас же по вступлении на службу. Отметим любопытную деталь: окончившие с отличием семинарию также при поступлении на гражданскую службу получали чин 14 класса, как и выпускники коммерческого училища. (Но прошедшие, например, курс Лазаревского института восточных языков получали уже право на чин повыше, 10 или 12 класса.) Николай не просто хотел получить высшее образование, а изо всех сил стремился к этому («сильно увлекался») и в «юношеских мечтах» уже видел мосты, дома, машины, построенные по его проектам.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Принося сие поздравление в глубокой признательности к постоянному благорасположению к нам братской любви вашего высокопреосвященства, молим Бога, да будут богохранимые ваши лета сколько многи, столько и радостны. Досточтимого вашего высокопреосвященства во Христе возлюбленный брат и совершенно преданный " … Митрополит Илиупольский Неофит, о котором упоминается в письме, имел пребывание в Московск. Богоявленском монастыре и здесь скончался. 741 Отпевание над —497— 1860 г. ним совершал сам митрополит Филарет: довелось и мне участвовать в этом отпевании. 1860-й год я должен по справедливости назвать годиною борьбы и брани с окружавшею меня школьною средою. Начавшиеся в семинарии при о. Леониде 742 беспорядки, о которых я упоминал выше, продолжались сначала и при мне. Иные наставники или вовсе не приходили в класс, или приходили очень поздно, а ученикам это было и да руку. Ученики при том до того были распущены, что я в присутствии наставников свободно уходили из классов и гуляли по коридорам, куря табак. Привыкши всегда добросовестно исполнять свои обязанности, я не мог, разумеется, смотреть равнодушно на эти беспорядки, и потому должен был принимать, к их прекращению, те или другие меры. Прежде всего я стал часто посещать классы, и чрез это как наставники стали более или менее опасаться слишком запаздывать приходом в класс, так и ученики боялись уже безвременно выходить из классов, так что однажды инспектор 743 , обошедши во время классов все коридоры и пришедши ко мне, выражал досаду. Когда я спросил его о причине досады, он отвечал: «как же не досадовать, когда я обошел все коридоры и не встретил ни одного ученика, курящего табак». – Где же они», – спрашиваю я? – «Все в классах». Ну, и слава Богу!», сказал я в заключение. Между тем, эта исправность продолжалась только до первого отъезда со двора ректора. Раз мы с инспектором приглашены были на экзамен в Лазаревский институт восточных языков. Это было в последних числах мая, или в начале июня. Возвратившись с экзамена около половины второго часа по полудни, мы пошли освежиться в сад. – Проходя мимо открытых окон семинарского корпуса, мы услышали шум и крик учеников. Посмотрев на часы, я увидел, что в это время должны были продолжаться еще классы. Я пошел узнать причину этого неблаговременного шума и крика. Вхожу к верху по лестнице и вижу: все наставники стоят в коридоре пред

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. Ю. Микула Селянинович Былинный богатырь, чудесный пахарь, несущий «тягу земную», олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля». Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, труд, пахота. В его образе олицетворяется сам народ, ибо только Микула может поднять те «сумочки переметные», в которых обретается «тяга земли». Мощь Микулы Селяниновича подавляет и посрамляет черные силы колдовства. Былина рассказывает, как богатырь Волх Всеславьевич, известный своей силой и «вежеством» (т. е. владеющий колдовскими тайнами), при рождении которого «подрожала Мать Сыра Земля, сотрясалося славно царство Индейское, а и сине море сколебалося», вынужден был уступить пахарю Микулушке первенство в труде. Волх Всеславьевич увидел в поле пахаря, который пашет, да с таким размахом, что «ехал Волх до ратая день с утра до вечера, а не мог до ратая доехати». Не утерпел Волх, зовет Микулу Селяниновича поехать с собою в побратимах, и Микула соглашается, но когда пришло время вынимать из земли соху, то ни сам Волх, ни вся его дружина не могли с ней справиться, а только Микула Селянинович одной рукою выдергивает соху из земли и перебрасывает ее за ракитов куст. О. П. Миллер Всеволод Федорович (7 – 5 филолог, глава исторической школы, ориенталист. Академик (с 1911). Родился в Москве. Окончил Московский университет в 1870. Ученик Ф. И. Буслаева. Профессор Московского университета, директор Лазаревского института восточных языков. В 1884–97 – хранитель Дашковского этнографического музея. Разрабатывал вопросы народного творчества, древнерусской литературы, мифологии, сравнительного языкознания; в 70–80-е изучал этнографию, фольклор, язык и археологию осетин и древних иранских народностей Кавказа, результатом чего явился фундаментальный труд «Осетинские этюды» (ч. 1–3, М., 1881–87). С 90-х главным предметом научных исследований Миллера становится история русского былинного эпоса. Следуя миграционной теории, Миллер раскрывал влияние на русский эпос иранских сказаний, предполагая проникновение их в Южную Русь через Кавказ и через половцев («Экскурсы в область русского народного эпоса», 1982).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы достоинства и недостатки, обнаруженные претендентами настоящего года на поступление в высшую богословскую школу в ответах по Догматическому Богословию. Пусть здесь недостатков указано и весьма порядочно, но побуждение было одно: „даждь премудрому вину и премудрейший будет“. В) Донесение комиссии, производившей испытания по всеобщей церковной истории: „Экзаменационным испытаниям в текущем 1912 году подвергалось 69 лиц. Общий результат экзамена нужно признать вполне удовлетворительным. В среднем выводе, каждый из подвергавшихся экзамену имеет 3,76. Лучшие баллы (5, 5−) получили 20 экзаменовавшихся, не менее 4–22. Сделать какие-либо общие заключения касательно постановки изучения церковной истории в той или другой семинарии в ответах, подвергавшихся испытаниям комиссия не нашла данных. Так как вопросы, предлагаемые испытуемым, не выходили из программы, принятой в семинарии, то все определение достоинства и недостатков ответов сводилось к более или менее точному, или подроб- —475— ному усвоению употребляемого в семинариях учебника. Как некоторое неожиданное для себя наблюдение, комиссия может отметить тот факт, что у некоторых присланных или рекомендованных семинариями воспитанников замечено было удивительное незнакомство даже с главнейшими церковно-историческими фактами и лицами, для изучения которых учебник давал достаточный материал“. Г) Донесение комиссии, производившей испытания по греческому языку; „Для перевода и грамматического разбора были предложены отдельные тексты из книги Деяний Апостольских и Откровения Иоанна Богослова. При простоте синтаксических построений, свойственной вообще новозаветным писаниям, вопросы предлагались преимущественно из области этимологии и морфологии. Экзаменующиеся в большинстве случаев давали удовлетворительные ответы по грамматике, например, при разборе глагольных форм, но знания по части лексики у них были ниже среднего. Так один экзаменующийся пытался разбирать числительное ξκοντα, как глагольную форму, другой τ τρτον в Откр.12:4 передавал словом „зверь“, следует ещё отметить, что экзаменующиеся обнаруживали слабое знание и таких слов, какие передают самые элементарные христианские понятия, например; Τρις, εχ, μολογα, ϑυσιαστριον и т. п. Лучший ответ был дан присланным Смоленской семинарией, который обнаружил некоторую осведомлённость в лингвистике за пределами греческого учебника, худший – присланным Костромской семинарией, который затруднялся даже разбором форм правильных глаголов. Более слабые ответы принадлежали лицам, не изучавшим греческого языка в школе; воспитаннику Лазаревского Института восточных языков и воспитаннику Вологодской гимназии“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010