14. Стипендиатами при Институте могут состоять лица, окончившие курс в Русских Университетах/преимущественно по Восточному и Историко-филологическому факультетам/, (на полях: в Лазаревском Институте Восточных языков). Духовных Академиях и Академии Художеств и избравшие для специального изучения те или другие области Палестиноведения или Востоковедения вообще. 15. Институту ассигнуются средства для содержания двух стипендиатов, каждого в течение двух лет. Прочие стипендиаты командируются учебными заведениями, названными в ст. 14-й, на основании действующих правил. 16. По прибытии в Иерусалим стипендиаты представляют Директору Института инструкции, которыми они снабжены от командировавшего их учреждения, получают от него или от Постоянных членов указания и разъяснения касательно направления своей деятельности и представляют Директору в указанные им сроки отчёты о своих занятиях. Эти отчёты Директор представляет с своим заключением, командировавшим стипендиатов учреждениям. 17. Стипендиаты имеют право пользоваться библиотекою, музеем и прочими учёными пособиями Института, участвовать в его собраниях и научных предприятиях и обнародовать свои труды в его изданиях. Для разъездов по Востоку они получают, по представлениям и ходатайствам Директора, открытые листы, рекомендации и другие нужные документы от подлежащих властей. (На полях: помещением на наших Подворьях и столом по уменьшенным ценам – наравне с экскурсантами или служащими Общества и теми личными удобствами, какие дают для паломников эти Подворья.) 18. При Институте имеются: библиотека, музей, чертёжный и фотографический кабинет и справочное бюро. 19. Для ведения канцелярских, чертёжных, фотографических и др. работ Директором приглашаются соответствующие лица по вольному найму. (На полях: Денежные средства хранятся в кассе Подворий и расходуются по мере надобности по ордерам Директором. Хозяйственной частью Института ведает Заведующий хозяйством подворий.) 20. Институт печатает свои труды в изданиях ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского Общества. Для печатания более мелких работ может быть учреждён, в случае надобности и возможности, собственный орган Института в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

232 Семен Людвигович Франк (1877–1950) – религиозный философ и общественный деятель. Родился в семье еврея-врача. В 1887 поступил в гимназию при Лазаревском институте восточных языков. В 1892 переехал с семьей в Нижний Новгород. В 1894 окончил гимназию, где с 1893 состоял в марксистском кружке. В 1894–1899 учится на юридическом факультете Московского университета у П. И. Новгородцева и А. И. Чупрова, ведет марксистскую пропаганду среди рабочих (по 1896). Сближается с кругом марксистских издателей. В 1899 за связь с социал-демократической организацией арестован, исключен из университета, выслан на два года в Нижний Новгород и лишен права проживания в университетских городах. С 1899 продолжал образование в Берлинском университете. В 1901 экстерном сдал экзамены при Казанском университете. В 1900 вышла первая книга Франка «Теория ценности Маркса и ее значение», направленная против марксовой теории стоимости. Это ввело его в ряды представителей «критического направления» в марксизме, быстро развивавшегося к либерализму и идеализму. С 1898 сблизился с П. Б. Струве, до конца жизни которого оставался его ближайшим другом и сотрудником. По предложению Струве приглашен Новгородцевым участвовать в сборнике «Проблемы идеализма» (1902). Происхождение помешало Франку в 1902 получить направление в Петербургский университет на подготовку к профессуре. Начиная с совещания в Шафгаузене (1903) принимал активное участие в либеральном движении, печатался в журнале «Освобождение», состоял членом «Союза Освобождения». После событий 9 января 1905 отказался от дальнейшего сотрудничества в журнале «Освобождение», так как считал исчерпанными идейные средства борьбы с самодержавием. Признавая необходимой «борьбу с оружием в руках», чувствовал себя к ней неспособным. После Манифеста 17 октября 1905 г. вместе с П. Б. Струве редактировал еженедельники «Полярная Звезда» и «Свобода и Культура» (декабрь 1905 – май 1906), в которых обосновывались идеи конституционализма, противопоставленные антиправовому экстремизму как бюрократии, так и революционеров.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

24 марта. 82 С. 12 : Спиритический сеанс: Встреча Первого и Второго. Бал в Симбирске. Булочник из Егорьевска. Пушкинский театр. Доктора в Самарканде. Доктор (В. Н.) Проценко. «Некто» из Малого театра. Квартальный и купец на Волге. Воинственный жених. Убиение больного. Доктора в Муромских лесах. Девица Татьяна. Управляющий «Домом Христовым». Жалобы покойников с Пятницкого кладбища. Мщение крестьян кабачнику. Эпизоотия между купцами. Интрига настоятеля. Распоряжение Думы в Нижнем. Пьянство и убийство в селе Мысах. Продажа детей в Уральске. Торговля апельсинами в церквах. Кабинет смеха. Празднование свадеб в Старом Осколе. Клуб на Клязьме. Профессор профессоршу в тюрьму посадил. Окончание спиритического сеанса. Графиня Приор. Коридорный/Третий. ((Ф)); С. 2 : Москва, 23 марта: (О связи преступления 1 марта (А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. А. Саблин) с делом 193-х «О революц. пропаганде в империи» и дела 1874 г. И. И. Долгушина, Л. А. Дмоховского и др. по составлению, печатанию и распространению прокламаций преступного содержания)/+ (Ф. А. Гиляров); С. 3 : Петербург и Москва: (Из газ. «Русь»). (ПП). 25 марта. 83 С. 1 : Раскопки в Сарае/С. Попов. ((Ф)); С. 2 : Москва, 24 марта: (По поводу введения именных билетов для подгородных жителей Петербурга с целью предотвращения терактов)/(Г.-П.); Заседание Петербургского Славянского общества (22 марта в Петербурге, посвящ. памяти Александра II; выступали И. С. Аксаков, К. К. Случевский, В. А. Кокорев, О. Ф. Миллер); Признаки одичания/Русский гражданин; С. 23 : Лазаревский институт восточных языков/П.; С. 3 : Панихида и сбор на памятник почившему Государю. Портреты Государя Императора. Письмо вдовы Ф. М. Достоевского (Анны Григорьевны к С. М. Третьякову). Общество любителей художеств. Билеты на похороны Н. Г. Рубинштейна. Просьба евреев. (ЗиИ). 26 марта. 84 С. 1 : Раскопки в Сарае. (Внизу: «Царев, 11 февр.»): (Оконч.)/С. Попов. ((Ф)); С. 2 : Москва, 25 марта: (1) В связи с отставкой министра А. А. Сабурова – об усилении дисциплины в высших учебных заведениях)/(Г.-П.); (2) О положении Онежского края и экономич. экспансии Англии на Севере России)/(Авт. не установлен); Вынос тела Н. Г. Рубинштейна; С. 3 : Из Дерпта. 20 марта: Студенческий суд/Л. Л. Л.; Из Воронежа. 17 марта: Памяти Государя Императора. Угоревшие заключенники. Шайка подделователей. Цены/Р.; Из Самары. 18 марта: Обезземелившиеся крестьяне; Из с. Старолетова, Зарайского у. 18 марта: По поводу пожертвования крестьянам гр. Д. А. Толстого, дер. Шушпановой/Обыватель села Старолетова; С Уральской Горно-Заводской железной дороги. 2 марта: Путевые впечатления/Л...ъ Б...г. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

3) Почтовые голуби на Востоке (Русский Вестник, дек. 1881 г.). 4) Интересы России в Палестине (посвящ. Православ. Палест. Обществу). (Моск. Вед. 348, 349 и 350 1882 г. и отдельной брошюрой. Правосл. Обозр., февраль 1883 г., под заглавием: „Современное состояние и нужды Православия в Иерусалимской Церкви”). 5) По поводу библиографической заметки о книге „Современные церковные вопросы” Т. Филиппова (Православ. Обозрение, май 1882 г.). 6) Фанариотские приемы и тенденции в русской газете (Православ. Обозрение, декабрь 1882). 7) Муаллака Имру-уль-Каиса. Арабский текст и перевод. Спб. 1885. 8) Новейшая арабская литература. (История всеобщей литературы, издан. Гиккера т. II, вып. 13 и 14 Спб. 1885 г.). 9) Об арабских рукописях Лазаревского Института восточных языков и малой Казы-Кумукской мечети в Дагестане. С арабским текстом. (Древности восточные. Труды Вост. Комиссии Импер. Моек. Археолог. Общ. 1889 г.). 10)   О рукописном сборнике XVII века на разных восточных языках. С арабским текстом (I-ый т., 2-ой вып. Древн. Восточных Ими. Моск. Арх. Общ. М. 1891). 11)   Одно из самых капитальных изданий Имп. Прав. Палестин. Общ. в области научной каталогизации: Ιεροσολνμιχη Βιβλιοθηχη νπο Α. Παπαοδοπονλον– Κεραμεω. (Библиографические записки 6, 1892 г.). 12)   Как совершился захват Иерусалимской патриархии святогробцами и кто были истинными хранителями палестинских святынь. Моск. Вед. 21, 1892 г. и отдельной брошюрой. 13)   Бессарабские и кавказские имения св. Гроба. (Эта статья печаталась в Московских Ведомостях за подписью „Русский Паломник” (Моск. Вед. 1892 г. 59, 06, 81, 107 и 113, и отдельной брошюрой), но не окончена но независящим от автора и редакции причинам). 14)   О служебнике Антиохийского патриарха Макария, находящемся на Афоне. С арабским текстом. (II т. Древн. Вост. Ими. Моск. Археол. Общ. М. 1895). 15)   О ткани с арабской надписью в Московском Публичном музее. (Ibidem.) 16)   Некоторые курьезы английского перевода Путешествия Антиохийского патр. Макария в Россию, в половине XVII века ( Χαριστηρια, Сборник статей по филологии и лингвистике в честь О. Е. Корша, заслуж. проф. Моск. Ун. М. 1896).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XI. Отношения: а) ректора Императорского Казанского Университета от 21 Июля сего года за 2043 и б) Орловской ученой архивной комиссии от 21 Июня за 64, – при коих препровождены разные книги в дар академической библиотеке. Определили: Присланные книги сдать (и сданы) в фундаментальную академическую библиотеку и благодарить за пожертвование их. XII. Отношения: а) библиотеки Императорского С.-Петербургского Университета от 1-го Июля сего года за 181 и б) директора Лазаревского Института восточных языков от 26 Июля за 1282, при коих препровождены разные книги для научных занятий студенту IV-ro курса Пантелеймону Жузе. Справка: Присланные книги выданы студенту П. Жузе под собственноручные расписки. —332— Определили: Принять к сведению. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «Авг. 24. По статье второй исполнение последовало; прочее утверждается». 30 Августа 1895 года Присутствовали, под председательством ректора академии, архимандрита Лаврентия, члены совета академии, кроме профессоров И. Татарского, находящегося в отпуску и А. Беляева , не присутствовавшего по болезни. Слушали: 1. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Авг. 16. В совет академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 9-го августа текущего года за 3663: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Преосвященного Владимирского, от 6 Июля сего года за 61, по делу о беспорядках во Владимирской духовной семинарии. Приказали: Рассмотрев настоящее дело Святейший Синод определяет: п. 4, с 189 6 / 7 учебного года окончивших курс воспитанников Владимирской духовной семинарии принимать в духовные академии не иначе, как по надлежащем удостоверении со стороны семинарского и епархиального начальств в добром нравственном направлении их и всякий раз с разрешения Святейшего Синода; о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Авг. 16. В совет, к исполнению» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 11-го августа за 3777:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXXVI. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие: «а) на представлении и.д. Ректора Академии – профессора А.П. Шостьина , от 31 октября 1911 года за 668, о разрешении допустить к слушанию академических лекций на основаниях, изложенных в § 147-м академического устава, студента Московской духовной семинарии (окончившего также курс с аттестатом зрелости в Лазаревском Институте восточных языков) Сергея Виноградова: «1911 г. Нояб. 3. Разрешается». б) на прошении подполковника в отставке Ивана Давыдова о принятии его в число вольнослушателей Академии: «1911 г. Нояб. 12. В виду выраженного согласия и.д. Ректора разрешается допустить подполковника Давыдова к слушанию академических лекций». Определили: Резолюции Его Высокопреосвященства принять (и приняты) к исполнению. XXXVII. Прошение (на имя Преосвященного Ректора) вольнослушателя Академии священника Геннадия Гусева, от 26-го августа 1911 года: «По болезни я не могу посещать лекций, а посему честь имею покорнейше просить Ваше Преосвященство выдать мне мои документы и удостоверение, что я был вольнослушателем вверенной Вашему Преосвященству Академии». —81— Справка: Документы и просимое удостоверение, от 11 сентября за 491, выданы были священнику Геннадию Гусеву 11 сентября 1911 года. Определили: Принять к сведению. XXXVIII. Прошение бывшего вольнослушателя Московской Духовной Академии и бывшего чиновника Государственного Контроля, болгарского подданного, Петра Юрьева: «По рекомендациею бывшего Болгарского Министра Иностранных Дел и бывшего Министра Военных Дел, Генерала Паприкова, ныне же, Болгарский Посланник при Русском Императорском Дворе в Петербурге, мне, необходимо явится в Софии, представится Министру Франсию и служить на Болгарской Государственной службе по Дипломатической Карьеры. А потому, мне в настоящее время необходимо иметь с собою в исправности все мои учебные документы для представления их по надобности. Прошу в убедительной форме Правления Московской Духовной Академии, пока я нахожусь в городе Рени, до выздоровления моей болезни, выдать мне: 1) Свидетельство о моем пребыванием на первом курсе Московской Духовной Академии с 1899 года по 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А говоря попросту и без политкорректности, представляют собой смесь постсоветской тенденциозности и либерального « в принципе непонимания» исторической России. Вот, извольте, «сравнивают количество университетов в России и в ведущих европейских странах и отсюда делают вывод об “отставании” в сфере университетского образования . Действительно, в Российской империи было 12 университетов, тогда как в Германии, например, их было 22, а в Великобритании – 15. Но, при этом российские университеты были в среднем крупнее европейских, а некоторые высшие учебные заведения России (например, Лазаревский институт восточных языков, Александровский и Демидовский лицей, Высшее училище правоведения, духовные академии и высшие женские курсы) не носившие названий “университетов”, тем не менее, давали образование соответствующее университетскому в других странах. Поэтому данных только о числе университетов явно недостаточно, чтобы сопоставить уровень высшего образования, тем более, чтобы сделать на этом основании странный вывод о том, что “В высшем образовании Россия отставала о Германии в 3,4 раза, а в университетском – в 6 раз” » . Вывод не просто странный, а заставляющий задуматься, что это просто глупость, или ненависть к собственной стране?!   Число студентов – само по себе не критерий, или Прямые статистические сравнения не всегда корректны   Следуя автору «Образовательного потенциала…» отметим к месту, что количество студентов, и учащихся в целом, само по себе ничего не говорит о состоянии высшего и даже школьного образования в стране, и тем более о его качестве. Когда выше шла речь об интеллектуальном слое Российской Империи и его последующем уничтожении, этот факт был уже отмечен. Например, «рост числа студентов в двадцатые годы двадцатого века и после Второй мировой войны во многих странах, в том числе в Германии и в нашей стране сопровождался одновременным падением качества образования» . «То, что прямые статистические сравнения не всегда корректны, показывают и сравнения численности учащихся в европейских странах и в США.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/29/...

б) Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 21 января 1903 года за 92: „И. д. доцента С.-Петербургской Духовной Академии Д. И. Абрамович вошёл в Совет Академии с прошением о выписке для его занятий принадлежащих Московской Духовной Академии двух рукописей: Волоколамск. собр. 159 (523) (по описи Иосифа стр. 171–3) и Лаврск. собр. 13 (208) (по Свед. Леонида стр. 74–8). Вследствие сего Совет С.-Петербургской Духовной Академии честь имеет покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии не отказать выслать означенные рукописи в Совет Академии для занятий и. д. доцента Д. И. Абрамовича сроком на три месяца“. в) Г. Управляющего Московской Синодальной Типографией от 9 января за 509: „Для составления предпринятого во вверенной мне Типографии издания Житий Святых на русском языке: Преп. Нила Столбенского и Саввы Звенигородского необходимо временно воспользоваться хранящимися в Московской Духовной Академии рукописями 15 (Невоструев.) и 381 (Волоколамск.). Вследствие сего имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство не отказать выслать в Управление Типографии поименованные рукописи, которые, по миновании надобности, будут возвращены по принадлежности без повреждения настоящего их вида“. Справк а: Означенные в отношениях рукописи высланы, по распоряжению Преосвященного Ректора Академии, в Совет С.-Петербургской Духовной Академии и Г. Управляющему Московской Синодальной Типографией при отношениях от 19 декабря 1902 года за 1078, 29 января 1903 года за 80 и 14 января 1903 года за 11. Определил и: Принять к сведению. —37— XI. Отношения. a) Г. Директора Императорской Публичной Библиотеки от 18 декабря 1902 года за 2221: „Вследствие отношения от 11 сего декабря за 1006 имею честь препроводить при сём сроком на четыре месяца следующее издание: Dillmann. Ascensio Isaiae Aethiopicae et Latinae etc. Lipsiae. 1877“. а) Г. Директора Лазаревского Института восточных языков в Москве от 30 декабря 1902 года за 2877: „Вследствие отношения от 16 сего декабря за 1011, при сём честь имею препроводить в Академию книгу „История Ливана“, сроком на два месяца. О получении книги прошу меня уведомить“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце пятидесятых годов и в начале шестидесятых я был между прочим заинтересован женским образованием и без всяких служебных обязательств и вознаграждения взялся инспекторствовать в одном из женских училищ, состоявших под попечительством княгини Софьи Степановны Щербатовой, именно в Мариинско-Ермоловском. В качестве профессора я мог дать этому заведению самых лучших учителей из моих университетских слушателей. Чтобы вы судили сами, достаточно будет назвать Кананова, ныне директора Лазаревского института восточных языков, и Поливанова, который впоследствии основал лучшую из частных гимназий. В свое Мариинско-Ермоловское училище я поместил преподавателем русской литературы и Викторова. Он увлекал своих учениц занимательным изложением подробностей из более значительных памятников нашей старины, и они любили его, а лучшая из них, первая в классе, так пленила Алексея Егоровича своими дарованиями и прилежанием, что он объяснился ей в любви, лишь только она окончила курс и еще оставалась в заведении, где жила с десятилетнего возраста. Она с великою радостью, можно сказать, с благоговением приняла его предложение. Ей было тогда всего шестнадцать лет, а ему за тридцать. Это была княжна Марья Александровна Макулова. Я решительно ничего не знал и не догадывался об интересном романе, который зачинался в стенах женского училища, пока сам Алексей Егорович не покаялся и не открылся мне во всем. Я только развел руками и, немедля ни минуты, взял Марью Александровну к себе и поместил в своем семействе. Это было в январе 1860 г. В течение зимы по вечерам жених навещал у нас свою невесту и не переставал услаждать ее своими беседами, которые содержали в себе не праздное щебетанье влюбленных, а назидательное обсуждение и решение разных мудреных вопросов науки и жизни, и особенно так называемый женский вопрос, которым оба они сильно интересовались. Впрочем, больше говорил и ораторствовал Алексей Егорович, а Марья Александровна только слушала внимательно и подобострастно и лишь изредка ввернет свое меткое словечко. Она была молчалива и сдержанна, но замечательно умна и рассудительна. Иногда он читал ей разные литературные произведения и объяснял их, будто в классе на уроке, так что, глядя на них, всякий бы сказал, что это не жених с невестой, а учитель с ученицею, и каждый день все больше и больше завязывался и скреплялся этот оригинальный союз, так сказать, педагогического бракосочетания, которое наконец и воспоследовало на Фоминой неделе в церкви Пятницы-Божедомки близ Пречистенки, в переулке, где квартировал тогда Викторов. Вскоре затем он переселился со своею молодою женой на казенную квартиру, в одном из корпусов Румянцевского музея. Не долго наслаждался он семейным счастьем. Года через два Марья Александровна скончалась скоропостижно. XXVI

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В портрете Антона Деникина – своя символика: падающий двуглавый орел, сам военачальник стоит на фоне карты, где показаны самые близкие к Москве точки подхода Белой армии. Я всегда смотрю на эти точки с болью: «Не дошли!» Когда я учился в институте, думал даже написать фантастическую картину «Вступление Белой армии в Москву», даже этюд подготовительный сделал, но не сложилось. – Как вы справлялись с тем, что папа говорил одно, а в школе преподавалась совсем другая история? – Просто мама просила на эти темы в школе не разговаривать. Ощущение жизни в некоей идеологической оккупации было с детства. – Как вы относитесь к мнению, что Гражданская война до сих пор не окончилась? – При всем негативном отношении к большевикам советский период для меня не является абсолютно черным временем, а точнее – безвременьем. Если мы будем считать так, без полутонов и оттенков, то просто перечеркнем жизни многих наших родственников. Гражданская закончилась именно в нашем поколении, которое в себе несет кровь и «белых», и «красных» Да, было много страшного. Только недавно говорил об этом с младшей дочкой, объяснял, кто такие были «лишенцы», которым даже не разрешали работать. Например, папину семью переселили к таким «лишенцам» – «уплотненной» семье племянницы поэта Языкова. А мой дедушка Сергей Трофимов окончил Лазаревский институт восточных языков, в юности писал стихи, ходил в кафе поэтов, где слушал Маяковского. А потом он не мог устроиться по профессии: на «языковые» работы брали людей с «правильной» социальной принадлежностью. В итоге – окончил бухгалтерские курсы… Потом эту же квартиру Языковых «уплотнили» еще и чекистом, который, возвращаясь со службы, пил и буянил, и, пока он не заснет, бабушка водила папу гулять – иногда до двух часов ночи… Но были и родственники со стороны мамы со своей историей: прадедушка работал на заводе в Романове-Борисоглебске, в 1927 году он придумал какую-то деталь, улучшающую работу станка, и его приняли в Союз изобретателей. Жизнь его становилась другой, не как в детстве, когда его семья делила одну комнату, перегороженную занавеской, с другой семьей. Дедушка дослужился до должности заместителя министра культуры по кинематографии. Это был 1944 год, и он обеспечивал материально-техническую базу киностудий. И в своих воспоминаниях он написал, что передает внучкам достижения советской власти.

http://pravoslavie.ru/134300.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010