Генерал-лейтенант Александр Алексеевич Киреев (во уважение к его многолетней и ревностной деятельности на служение делу сближения старокатоликов с Православной Церковью путём непосредственных с ними сношений на международных конгрессах и, в особенности, многочисленными печатными трудами в духовных и светских, русских и иностранных периодических изданиях), † 1910 г. июля 13. С 1904 года: (23 сентября) Арсений (Стадницкий), епископ Псковский и Порховский (во уважение его долголетнего служения воспитанию и просвещению ду- —887— ховного юношества, особенно в Московской Духовной Академии, и многочисленных учёных трудов по разнообразным церковным вопросам, преимущественно же по истории православной Румынской церкви). – Ныне – архиепископ Новгородский и Старорусский, Член Государственного Совета. Директор Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде Пётр Иванович Остроумов (во уважение его просвещённого содействия улучшению быта православного духовенства и благоустроению духовно-учебных заведений), впоследствии – Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода. – † 1913 г. дек. 13 – в звании Сенатора. Заслуженный ординарный профессор С.-Петербургской Духовной Академии Александр Львович Катанский (во уважение его долголетней профессорской деятельности в Академиях – Московской и С.-Петербургской и учёных трудов по догматическому богословию). Секретарь Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете Елпидифор Васильевич Барсов (во уважение к многолетнему собиранию и истолкованию памятников древне-русской литературы, а также к готовности его открыть собранные сокровища каждому серьёзному исследователю русской церковной истории). Профессор Лазаревского Института восточных языков Георгий Абрамович Муркос (во уважение учёных трудов его по церковной истории и праву православных церквей Востока и в особенности – по переводу и изданию сочинения архидиакона Павла Алеппского), † в 1911 году. С 1905 года: Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Василий Александрович Соколов (14 января – во уважение его тридцатилетней профессорской деятельности в Академии и учёных трудов, преимущественно по истории англиканской церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для образования армяно-грегорианского юношества в науках богословских, в Эчмиадзинскоми монастыре и в епархиях существуют духовные семинарии, а в Москве при Лазаревском институте восточных языков есть особое отделение для приготовления в учители семинарий и в другие должности по управлению армяно-грегорианской церкви 1344 . Из области церковно-имущественного права заслуживает быть упомянутой та особенность, что всякое движимое и недвижимое имущество, предназначенное на содержание какого-либо армяно-грегорианского монастыря или церкви, или принадлежащих к ним богоугодных заведений, считается общей собственностью всей армяно-грегорианской церкви 1345 . 235 Walter. Lehrbuch, §§ 179–180; Hinschius. §§ 169, 185–196; Rich­ter. §§ 165–172; Zorn. §§ 26–27; Löning. I, S. 64 sqq.; 503 sqq.; Hefele. I, 44, 45; Schulte. Die Stellung der Concilien, Päpste und Bischöfe vom historischen und canonischen Standpunkte. Prag, 1871. 236 «Dispensatio est juris communis relaxatio...» Или более подробная дефиниция «Dispensatio est actus legislatoris, quo ex justa causa communis legis obligatio in speciaii casu tollitur, ita ut certa quaedam actio vel juris ratio legi adversaria justa ac valida fiat». 237 Так диспензация в делах брачных дается иногда епископам и даже подчиненными епископу органами (например, от обязанности троекратного предварительного оглашения предполагаемого брака может диспензировать протестантский суперинтендент). Изложение учения о диспензации см. у Hinschius. III, 744–749, 789–829 и Brandhuber von Etschfeld, Ueber Dispensation und Dis­pensationsrecht nach katholischem Kircbenreoht. Leipzig und Wien, 1888. О даровании привилегий: Hinschius. Указ соч., с. с. 805–825. Константин Великий утвердил никейский символ тотчас после его установления, угрожая ссылкой всякому, кто не подписался бы под ним, а в конце собора постановления его возвел на степень государственных законов (Hefe1e. I, 44). Второй Вселенский собор 381 г. писал императору: «gratias agimus Deo qui vcstrae pietatis Imperium constituit ad communem pacem ecclesiarum et sacrae fidei confirmationem: agentes autem Deo debitas gratias necessario quaque ea, quae acta sunt in concilio, ad tuam referiinus pietatem» (Mansi.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Зиновьеве. Зиновьев Иван Алексеевич (1835–1917) – дипломат. Окончил Московский Лазаревский институт восточных языков (1851), служил в Московском Главном архиве МИД, получил степень магистра в ИСПбУ (1855). Посланник России в Румынии и член европейской Дунайской комиссии (1872–1876); посланник России в Иране (1876–1883), начальник Азиатского департамента МИД России (1883–1891); посланник России в Швеции (1891–1897); посол России в Турции (1897–1909). Член Государственного совета (1909). 1001 Беляев Андрей Андреевич (1848–1918), протоиерей. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1872), преподавал в Черниговской ДС (1872). Смотритель Кинешемского духовного училища (1873); преподаватель по библейской и церковной истории в Вифанской ДС (1874–1899), затем ее ректор (1899–1908), с возведением, по рукоположении в священство, в сан протоиерея; настоятель Троицкой церкви на Грязех в Москве (1908). О прот. А. А. Беляеве см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 259. Личное дело студента МДА; Там же. Оп. 1. Д. 3566. Об определении на должность ректора Вифанской ДС А. Беляева ; Там же. Ф. 427. Оп. 1. Д. 3997. О переводе ректора Вифанской ДС прот. А. Беляева на епархиальную службу. 1002 6 августа 1900 г. исполнилось 100 лет со дня открытия Вифанской ДС. Указом 213 от 26.04.1900 г. Св. Синод разрешил Вифанской ДС праздновать юбилей 26 сентября, соединив его с годичным актом. 1003 Согласно утвержденной Св. Синодом программе, юбилейные торжества начались 22 сентября всенощным бдением с парастасом; парастас – заупокойное всенощное бдение, совершаемое, согласно уставу, накануне родительских суббот, специально предназначенных для поминовения усопших. В Русской Церкви в XVIII–XIX вв. широко распространилась неуставная традиция, существующая до сих пор, – совершать заупокойные всенощные бдения в память одного или нескольких усопших по просьбе их близких или почитателей, а иногда и при участии всего церковного народа, например, накануне дней поминовения почивших государей (см.: Афанасий (Сахаров) , еп, С.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Из всего вышесказанного можно заключить, что еп. Иоанн (Соколов) обучался в Московских духовных школах в один из самых лучших ее периодов. В это время руководство семинарии и академии, помимо ректоров, осуществлялось свт. Филаретом (Дроздовым), который уделял своим школам усиленное внимание. В связи с этим состояние воспитательской, учебной и хозяйственной части находилось на высоком уровне. Таким образом, Московская духовная академия и семинария дала все возможности своим воспитанникам для духовного и научного возрастания. Автор статьи выражает надежду на то, что данная работа послужит делу устранения белых пятен в истории Московских духовных школ в первой половине XIX в. и сподвигнет современных историков к более внимательному изучению жизни наших духовных учебных заведений в указанный период. Литература 1. Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого: Автобиографические воспоминания. Том 1. Санкт-Петербург: Издательство «Наука», 2009. 2. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени. Новгород: Паровая тип. И.И. Игнатовского, 1897. 3. Зеленина Я.Э. Евсевий (Орлинский), архиеп. Могилёвский и Мстиславский//Православная энциклопедия. М.: Издательство Православная энциклопедия, 2013. Т. 17. С. 271–273. 4. Иосиф, архиепископ Воронежский//Русский биографический словарь. СПб.: Тип. Главного Управления Уделов. 1897. Т. VIII. С. 335. 5. Исмайлов Ф.Ф. Взгляд на собственную прошедшую жизнь. М.: Унив. тип., 1860. 6. Кедров Н.И. Московская духовная семинария (1814–1889) (краткий очерк). М.: Типо-литогрфия: И. В. Кушнерев и Ко, 1889. 158 с. 7. Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. М., 1887. 8. Миловский М., прот. Московская духовная академия в 1838–1842 гг.//Русский архив. М.: Тип. Лазаревского института восточных языков, 1893. 9. 9. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 123. Д. 676. 10. Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-мu курсов С.-Петербургской духовной академии: 1814–1869 гг. СПб., 1907. 552 с.

http://bogoslov.ru/article/5622203

Когда я, смиренный Мелетий, ознакомился с копией оригинала в арабо-сирском переводе и сличил этот перевод с греческим подлинником, то я нашел, что вся эта копия заключает в себе пропуски и изменения. Будучи в то время митрополитом в Алеппо, я сличил тщательным образом эту копию, придерживаясь греческого оригинала, и перевел ее на арабский язык, затратив на это большой труд». 229 Муркос Г. А. О рукописном сборнике XVII века на разных восточных языках из собрания графа А. С. Уварова/Древности восточные: Труды Восточной комиссии Императорского московского археологического общества. М., 1891. Т. I. Вып. 2. с. 113–117. 230 Смирнов В. Д. Рукописи арабские/Отчет Императорской публичной библиотеки за 1889 г. СПб., 1903. С. 66. 231 Описание этих сиро-греческих рукописей и перевод приписок к ним сделал по нашей просьбе проф. Лазаревского московского института восточных языков М. О. Аттая, которому мы считаем своим долгом выразить за эту любезность нашу глубокую благодарность. 232 В описании рукописей о. архимандрита Антонина дата эта показана неправильно: 7179 г.=1671 г., равно как и писец Георгий назван «сыном Сэльсаля» ( Смирнов В. Д. Рукописи арабские/Отчёт Императорской публичной библиотеки за 1889 г. СПб., 1903. С. 66). 233 В числе рукописей Вифлеемской библиотеки преосв. Порфирий описывает Евангелие, подаренное в Вифлеем алеппским купцом Сааде и женою его Феклою «в святительство Алеппского митрополита Мелетия» в 7153=1645 г. 15 февраля, при Иерусалимском патриархе Паисии и Вифлеемском митрополите Афанасии. Рукопись была переплетена 16 июля 1713 года (Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского . Ч. 3. СПб., 1896. С. 326). Здесь имеется в виду, следовательно, известный у нас патриарх Антиохийский Макарий. 235 Муркос Г. А. О рукописном сборнике XVII века... С. 217; Его же. Путешествие Антиохиского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Вып. V. М., 1900. С. 180; Вып. I. М., 1896 г., С. IV, примеч. 1. 237 Муркос Г. А. Путешествие Антиохиского патриарха Макария в Россию... Вып. III. М., 1898. С. 20–21; Вып. V. С. 179, примеч. 2. 242 Георгий Абр. Муркос напрасно, следовательно, упрекнул диакона Павла Алеппского в том, что он будто бы «ни одним словом не упоминает о том, что его отец, в бытность митрополитом Алеппским, назывался Мелетием» (Муркос Г. А. О рукописном сборнике XVII века... С. 217); данное место как раз говорит обратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Крестьяне после пасхальной литургии 20 апреля 1897 г. и после молебна перед образом Святителя Николая написали приговор: дать близ старой деревни бесплатно землю для постройки нового храма, отвести участок для кирпичного завода, помогать в подвозе материалов, но не далее 10 вёрст. Летом завод уже построили: две печи, два сарая и сторожка. Управлять заводом решился псаломщик (дьячок) Пётр Васильевич Соболев. Главную проблему всех строительных и восстановительных работ нашего времени, где взять кирпич, тогда просто не поняли бы. Нет кирпича - сделаем, и он на заводе, управляемом псаломщиком, получался отличный, без трещин, приятного тёмного цвета с гладкой поверхностью. Через год материал для постройки был собран, изготовлено несколько сот тысяч кирпичей, привезены песок и камень. Денег собрали 5200 рублей. Строительный комитет через Ф. В. Соболева обратился к преподававшему в земледельческой школе архитектору Александру Фелициановичу Мейснеру (1859-1935) с просьбой составить план и проект храма. Он согласился и, более того, взялся руководить стройкой, притом всё бесплатно. «И зачем ему это было нужно?» - подумает наш расчётливый современник, особенно если узнает, сколько ещё обязанностей и требующих неусыпного внимания работ было у Александра Фелициановича. Кроме земледельческой школы, он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, состоял архитектором при Лазаревском институте восточных языков (где также вёл строительство), с 1899 г. стал архитектором при странноприимном доме графов Шереметевых. Участвовал в строительстве клиник на Девичьем поле в Москве, создал новый фасад здания Дворянского собрания (в советское время известного как Дом союзов). В конце жизни он был удостоен звания Героя Труда. Его проект был грандиозен: пятиглавый храм с отдельно стоящей высокой колокольней. Строительный комитет долго высчитывал все возможные источники поступления средств, но пришёл к выводу, что строительство стоимостью более 100 000 рублей приходу не осилить, и попросил уменьшить размеры вполовину, сделать храм одноглавым.

http://sobory.ru/article/?object=06476

Кудрявцев, Петр Николаевич. Даровитый литератор и такой замечательный профессор всеобщей истории в московском университете, что сам Грановский, его учитель, отдавал ему перед собою первенство. Кудрявцева увидал я в первый раз не в аудитории, а в нашем казенном номере, и – как сейчас вижу – с повязанным по щеке белым платком: у него болели зубы. Он пришел тогда к своему товарищу по курсу, Сергию Дмитриевичу Шестакову, которого потом всегда считал самым близким из своих немногих друзей. Князь Мещерский, Борис Васильевич. В течение многих лет был губернским предводителем дворянства в Твери; кое-какие подробности о его студенчестве расскажу вам потом. Панов, Василий Иванович. Он был моложе меня по курсу годами двумя, и потому в ту пору я мало его знал, но зимою 1840–1841 гг. сошелся с ним товарищески в Риме, и потом мы были с ним хорошими приятелями и в Москве, о чем разные подробности сообщу вам в свое время. Филимонов, Александр Иванович . Попечитель граф Строганов отличил его еще между студентами и впоследствии взял к себе на службу правителем канцелярии московского учебного округа. Эмин. Имени и отчества его не припомню, потому что познакомился с ним и изредка встречался, когда он был уже профессором армянского языка в Лазаревском институте восточных языков. В ученой литературе он приобрел себе почетную известность своими работами по истории, литературе и древностям Армении. Теперь из своекоштных студентов по юридическому факультету: Граф Делянов, Иван Давыдович. Министр народного просвещения. Кончил курс первым кандидатом в обновленном при попечителе графе Строганове юридическом факультете. Попов, Александр Николаевич. По окончании курса держал экзамен на магистра и написал диссертацию о Русской Правде, потом занимал видное место на службе в Петербурге. На студенческой скамье я его не знал, но после сошелся и подружился с ним через графа Александра Сергеевича Строганова, с которым он был в самых близких товарищеских отношениях, о чем расскажу вам некоторые подробности, где следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Мать растила далекого себе сына, но и довольно устойчивого, неукоснительного врага того жизненного склада, которого страстной носительницей была сама. 16 ОТРОК И ЮНОША. В1827 году Тургеневы переехали в Москву, купив дом на Самотеке. Летом выезжали и в имение: связь с деревней не прерывалась. В это время Сергей Николаевич заболел каменной болезнью, и для лечения ему и Варваре Петровне пришлось отправиться в Париж, быть в Эмсе и Франкфурте. Иван остался в Москве, в пансионе Вейденгаммера (а старшего сына Николая отдали в артиллерийское училище в Петербурге). У Вейденгамера провел Иван года полтора, потом на несколько месяцев попал в армянский пансион (впоследствии Лазаревский институт восточных языков) и, наконец. Оказался еще в новом, у Краузе. Его можно представить себе изящным и благовоспитанным мальчиком, хорошо учившимся, несколько чувствительным и нелишенным высокомерия. Неудивительно, если он тяготеет к аристократическим знакомствам в пансионе, к князьям и графам. Столь-же неудивительно, что с глубоким вниманием слушает пересказ гувернером «Юрия Милославского», восхищается им, помнит наизусть и бросается даже бить товарища, помешавшего слушать. Так-же понятно, 17 что Тургенев-пансионер, увидев после игры в лапту, во дворе под кустом сирени скромного юношу с немецкой книгой, мог не без надобности спросить: «а вы читаете по-немецки?» И когда оказалось, что тот не только читает, но и гораздо лучше его самого, и любит поэзию — то с ним-то как раз барчук, дороживший светскими друзьями, и сошелся. Мало того, просто подпал под его влияние. С пансиона идет начало тургеневских юношеских дружб, отмеченных восторженностью, не надолго удерживавшихся, но возникавших всегда на почве «высшего»: томлений по красоте, истине, пытания загадок мира, и т. п. Это было вообще время романтических привязанностей, раскрытия душ, откровенностей, заходивших иногда очень далеко. Можно и улыбнуться на такую «патетическую болтовню», кончавшуюся иногда тем, что прежние друзья становились смертельными врагами. Но не всегда так бывало. Случалось и надолго сохранить память о чудесном пламени молодости, да и само такое пламя разве уж не имеет никакой цены? Разве плохо — сладостно волноваться, когда «друг» читает вслух стихи? (Теперь уже Шиллера, не Хераскова). Разве плохо — выйти потихоньку с ним ночью в пансионский сад, когда все уж заснули, сесть под тем-же кустом сирени, где впервые они познакомились, и который полюбили, ощущать дуновение ночного ветерка, сквозь листву видеть милое московское небо в звездах (с Арктуром, зацепившимся за крест соседней церковки), шептаться, мечтать… А когда друг, взглянув на небо, «тихо» восклицает:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2404...

Между тем в конце 80-х – начале 90-х г.г. XIX столетия это была приметная личность Русского Иерусалима. Занимая первоначально скромную должность псаломщика и регента хора Русской Духовной Миссии, молодой выпускник Духовной академии умел расположить к себе и запросто проникнуть и в Греческий Синод, и в Латинскую Патриархию, и в губернаторский дворец, повсюду завязывая знакомства и дружбу, отовсюду собирая новости слухи сплетни. Человек далеко не бесталанный, Попов оставил след и в научной литературе о Палестине, и русско-иерусалимских связях. До сих пор не использован в полной мере источниковедческий ресурс изданного им сборника документов «Вопрос о святых местах Иерусалима в русской дипломатической переписке XIX в» (вышло два первых тома остальные остались неопубликованными). Дружба с представителями католической Церкви позволила ему широко использовать архив Иерусалимской Патриархии, на материалах которого написана его магистерская диссертация «Латинская Патриархия эпохи крестоносцев» (СПб. 1903. Т. 1–2). Вернувшись в Россию, А.П. Попов принял сан и долгие годы состоял ключарем Андреевского собора в Кронштадте, будучи ближайшим помощником святого праведного Иоанна Кронштадтского , а после его кончины занял место настоятеля собора. Гораздо более крупной величиной в церковно-исторической науке является А.И. Пападопуло-Керамевс . Как архим. Антонина сделал великим Греческий Православный Восток, так Афанасия Ивановича сделала великим Россия. Да, конечно, он посвятил всю свою жизнь исследованию греческой средневековой книжности, главным трудом его стало фундаментальное описание греческих рукописей Иерусалимской Патриархии – но эти научные достижения никогда не стали бы достоянием мировой науки, если бы Пападопуло не был приглашен на службу в Палестинское Общество, если бы ИППО на свои средства не издало его огромные многотомные труды. Другой пример иностранца, действительного члена и сотрудника ИППО – жизнь и научные труды неофициального представителя Антиохийской Православной Церкви в Москве, профессора Лазаревского института восточных языков, Георгия Абрамовича Муркоса. Араб-сириец Муркос окончил Московскую Духовную семинарию и восточный факультет Петербургского университета. Вступив в Палестинское Общество, Муркос получил церковно-общественную трибуну для активной полемики с националистическими панэллинистскими тенденциями греческого Святогробского братства, отстаивая вселенский характер Православной Церкви и подчеркивая ведущую роль России на Востоке. Помимо собственной научной деятельности, Муркос сумел сплотить вокруг себя молодых арабских ученых, получавших светское и духовное образование, а иногда потом и работавших в России. Вернувшись на родину, он завещал все свои средства на развитие школьной сети ИППО в Сирии и Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На Божественной литургии, во время запричастного стиха, было оглашено первое послание патриарха к чадам Русской Церкви: «Что есть патриарх для паствы своей и какое бремя на него возлагается? Патриарх есть живой и одушевленный образ Христа, делом и словом в себе самом наглядно выражающий истину. Задачею его является сохранение в благочестии и святости тех, кого он принял от Бога. Цель его – спасать вверенные ему души. Подвиг его – жить во Христе и для мира быть распятым. Долг патриарха – хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных «страхом спасать», иных, по апостолу, «обличать», «запрещать», «да всяко некие спасутся»». Архипастырей патриарх призвал быть истинными молитвенниками: «Если архипастыри имеют долг наблюдать за тем, чтобы порученные их попечению пастыри делали свое пастырское дело не как наемники, не радеющие о стаде, а как истинные пастыри, «готовые душу свою положить за овцы своя», то и пастыри… молитвенным настроением, неленостным исполнением своего долга, исканием «не гнусной корысти» ( 1Пет. 5:2–3 ), а спасения своих пасомых должны подавать верующим добрый пример служения Христу и Его Церкви». Обращаясь к мирянам, первосвятитель призвал их словами апостола «поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф. 4:1 ). «Вы – утешение наше… если жизнь свою направляете по пути христианскому, если честно и совестливо несете свои обязанности – семейные, общественные, гражданские». Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 г. в Москве в благочестивой и просвещенной старинной дворянской семье. Отец первосвятителя Владимир Андреевич служил синодальным чиновником, впоследствии удостоился придворного чина камергера. Родной теткой патриарха была игумения Леонида (Озерова), настоятельница Новодевичьего монастыря. В 1888 г., получив хорошее домашнее образование, Сергей Симанский поступил в гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а оттуда перешел в Николаевский лицей. Уже в лицее мальчика отличала особая любовь к храму. Святитель вспоминал о своем отрочестве: «Как отрадно было после молитвы приложиться к любимой иконе и получить благословение батюшки! Сколько благодатных, теплых воспоминаний оставалось в душе от таких знаменательных событий, неразрывно связанных с храмом, как говение на первой и на второй неделе Великого поста или на Пасхальной седмице». Огромное влияние на формирование души отрока оказал лицейский законоучитель протоиерей Иоанн Соловьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010