Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1069. Адрес: Украина, г. Чернигов, ул. Льва Толстого, 92 Координаты: 51.477915, 31.279364 Проезд:поезда из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя, Минска, Гомеля, Одессы, Феодосии, Львова. Троице-Ильинский монастырь расположен в черте Чернигова. Чернигов находится на трассе М-01, между Киевом и Гомелем. Из России удобнее всего следовать по трассе М-02, через Глухов и Кролевец. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ильинский Троицкий монастырь, в 1 версте от Чернигова. Основан в 1069 году; в 1239 году был разрушен Батыем; в 1694 году восстановлен; в 1790 году обращен в архиерейский дом. Здесь находится чудотворная Ильинская — Черниговская икона Божией Матери. Она была написана иноком Геннадием (Дубенским) в 1658 году. Богоматерь изображена на иконе в полурост; лик Ее написан в греческом стиле; на левой руке Ее покоится Богомладенец, благословляющий правою рукою, левая же Его рука лежит на Его левом колене; на главах Богоматери и Богомладенца находятся царские короны. На трех финифтовых дощечках, укрепленных внизу иконы, находятся следующие надписи: на первой — « Сей святой образ Божией Матери, именуемыя Илиинскою — Черниговскою, написан 1658 года»; на второй — «Чудодействие течение слез на оном образе видимо было 1662 года с 15 по 24 число месяца Апреля»; на третьей — «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Ильинская икона Богоматери источала и источает множество чудес и доселе. Великое усердие народа проявляется к сей иконе в следующие дни: в день Пресвятой Троицы (храмовый день), 16 апреля (день прославления ее) и в день пророка Ильи. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868. С детских лет Лука регулярно ходил в церковь, имел прекрасный слух, пел в церковном хоре. В 1912 году, на 45-м году жизни, Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году - в иеромонаха. В 1928 году по определению экзарха Украины митрополита Михаила возведен в сан архимандрита. В 1923 году в Киеве о. Лаврентий был тайно пострижен в схиму лаврским схиигуменом Гавриилом. До самого закрытия монастыря в первой половине 20-х годов о. Лаврентий неизменно был регентом хора, уставщиком и ведал монастырским книгохранилищем.

http://sobory.ru/article/?object=01652

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIX — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 39-й том «Православной энциклопедии» завершает публикацию обширнейшего комплекса статей на букву «К» и начинает издание первых материалов на букву «Л». Том открывает статья «Крисп», посвященная одному из апостолов от Семидесяти. Завершает том публикация «Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия», рассказывающая об одной из епархий Элладской Православной Церкви (из числа митрполий т.н. «новых земель», т.е. северно-греческих территорий, вошедших в состав Греческого государства в начале ХХ в.) Как всегда, среди статей нового тома — множество публикаций, посвященных различным персоналиям: христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам и т.д. Среди них следует выделить статью, посвященную священномученику архимандриту Крониду (Любимову), последнему наместнику Троице-Сергиевой лавры (перед ее закрытием), расстрелянному на Бутовском полигоне в 1937 г. 39-й том содержит целый ряд статей посвященных православным подвижницам, носившим имя Ксения. Среди них, прежде всего, следует отметить знаменитую юродивую Северной столицы — блаженную Ксению Петербургскую, жившую в XVIII в. столетии и широко почитаемую не только жителями Санкт-Петербурга, но и всей России. Также заслуживает внимание статья о святой благоверной княгине Ксении Тверской (+1312 г.), матери святого князя-мученика Михаила Тверского. Несколько статей 39-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Ксенофонт. В их числе и русский преподобный Ксенофонт Робейский. Также том содержит материалы, посвященные преподобномученику Кукше Киево-Печерскому и преподобному Кукше (Величко; 1875-1964 гг.), знаменитому Одесскому старцу ХХ столетия. Ряд публикаций рассказывает о святых, носивших имя Лаврентий. Это, прежде всего, статьи о священномученике архидиаконе Римской Церкви Лаврентии, пострадавшем за Христа в 258 г., святителе Лаврентии, епископе Туровском (XII в.) и преподобном Лаврентии (Проскура; 1868 – 1950 гг.) Черниговском.

http://pravenc.ru/shop/1927543/

Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание Вместо предисловия Он был всем вся Митрополит Иосиф Алма-Атинский, архиепископы Симон, Вениамин Иркутский, Евмений Житомирский, епископ Иаков Черниговский, наместник Киево-Печерской Успенской Лавры архимандрит Кронид, схиархимандрит Прохор Почаевский и сихиигумен Кукша, которым приходилось с Батюшкой о. Лаврентием встречаться, свидетельствовали об о. Лаврентии, что он был великий подвижник и старец таков, как иеросхимонах Амвросий Оптинский и Варнава Гефсиманский. Все они имели с глубоко почитаемым старцем беседу, получали утешение, помощь и пророчество, которое и исполнилось. Покойный митрополит Иоанн Киевский глубоко чтил память схиархимандрита о. Лаврентия и всегда при разговоре о нем свято с благоговением относился к нему, сам лично удостоверившись в его смиренных словах и прозорливости, и говорил: «Велик и дивен сей старец». По рассказам протоиерея о. Александра, настоятеля Кафедрального Спасо- Преображенского Собора и секретаря Епархиального Управления, священномученик Василий архиепископ Черниговский говорил об о. Лаврентии в 1915 или 1916 гг., что в нем почивает. Дух Святый и он подобен древним Святым. Архиепископы Симон и Андрей, епископы Иаков и Нестор называли о. Лаврентия великим светильником и столпом православия. Да, он действительно был светом Веры Православныя и ее оплотом и поборником, ибо сам никогда не колебался в единстве Церкви, и не имел общения с живистами-обновленцами и украинцами-самосвятами, и верных укреплял в Православии. Говорил, что по примеру святителя Феодосия нужно держаться единства и не дробиться. Всегда верен был Московской Патриархии, и сие всем заповедал. Батюшку много раз арестовывали, но всегда отпускали. Перед закрытием монастыря в г. Чернигове поехал м. М. с ходатайством в Московскую Патриархию, где был принят сначала архиеп. Киприаном, а потом патриархом Алексием 1-ым, беседа была длинная, где разговор зашел о чудесах святителя Феодосия, а потом Святейший повел разговор о схиархимандрите Лаврентии и сказал, что Харьковский митрополит Стефан говорил ему, что о. Лаврентий свят, и присовокупил, перекрестясь: преподобие отче Лаврентие, моли Бога о нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950) Преподобный Лаврентий, в миру Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ Коропа Черниговской области. Родители его, Евсевий и Христина, были простые крестьяне. В семье было семеро детей (пять мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе. А тут еще не повезло со здоровьем. В детстве шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и, отступая детскими ножками назад, упал на поросенка так сильно, что получил увечье на всю жизнь (был хромой). Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую, и женскую работу. Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, послушный, трудолюбивый. Особенное призвание было к музыке и пению. Рано научился играть на скрипке. И бывало, утром приведет лошадей с ночного и до завтрака проиграет свои любимые мелодии, где он изливал свою детскую душу. Старший брат его – Варфоломей оставался жить на старом дворище, младший брат Демьян, которому батюшка отдал свою часть наследства и который помогал батюшке, посещая его в монастыре, был убит на фронте. Другие два брата выехали «на переселение» (были сосланы), и о них ничего неизвестно. Учился Лука в сельской школе хорошо, превосходил успехами своих сверстников. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение. Учащихся приучали в то время петь в церкви. И тут маленький Лука чувствовал себя в своей стихии. Он быстро все усвоил: пение и весь строй церковного богослужения, прекрасно разбирался в уставе службы и в двенадцать лет с помощью священника разучивал песнопения со своим маленьким ученическим хором, где были как мальчики, так и девочки. А в четырнадцать лет уже стал самостоятельным регентом. Еще с ранней юности батюшка почувствовал влечение к монашеской богоугодной жизни. Это чувствовали его товарищи и следовали его примеру. Почти все девочки потом ушли в монастырь (матушка Ардалеона, матушка Евгения), а мальчики (юноши) даже достигли Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

в) Из икон, расставленных в разных местах по храму в иконостасных рамах и на аналоях, можно заметить: 1) Нерукотворный образ Спасителя и 2) Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Первая высотой в 10, а вторая в 9, шириной же обе в 8 вершк., и обе в серебряных вызолоченных, недавнего дела, ризах, кроме одежды на Божьей Матери, которая низана жемчугом; а в венце на иконе Спасителя в букве О – бриллиантовая брошь; обе эти иконы, по преданию, суть дар и благословение Императрицы Елизаветы Петровны новоустрояемому Воскресенскому монастырю. Они иконописные, на досках, и по манере письма, должны быть гораздо старше прошедшего века. Иконы 3) Смоленской и 4) Толгской Божьей Матери (копия, как значится в надписи, с иконы явленной); первая мерой в высоту 1 арш. 2 верш., в ширину 14 1 / 2 верш., вторая в выс. 1 арш. 1 верш., шир. 14 верш. также в серебряных вызолоченных нового фасона ризах и не менее древнего письма; внесены в собор из упраздненного Воскресенского монастыря; а откуда поступили в оный – неизвестно. 5) Икона Черниговской Божьей Матери, довольно свежего иконописного письма, на доске, выс. в 1 арш, и в 11 верш. шириной. Покрыта новой серебряной вызолоченной ризой с бриллиантовыми, аметистовыми, жемчужными и друг. украшениями, составляющими приношения усердствующих лиц. Весу в ризе и серебряной раме 12 ф. 70 зол. Эта икона поднесена была императору Петру I, по возвращении его из азовского похода, архимандритом Черниговского Ильинского монастыря Лаврентием Крещеновичем с братией, а пожертвована в бывший Воскресенский монастырь основательницей его. Есть, кроме того, в ризнице 6) икона Священномученика Ипатия, выш. 8, шир. 6 верш., в серебряном вызолоченном по краям окладе, с таким же венцом, поднесенная императрице Анне Иоанновне, Ипатьевского монастыря архимандритом Платоном с братией. На задней стороне сей иконы, с отметкой 7, находится надпись и стихи, составленные подносившими эту икону 23 . В ризнице же есть ветхая Дарохранительница, точеная из кости: откуда и чьей работы – неизвестно:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Завершился Крестный ход Москва-Минск-Киев, посвященный 60-летию Победы 04.08.2005 404 Время на чтение 6 минут 28 июля 2005 г. в день празднования памяти святого Равноапостольного князя Владимира в Киево-Печерской Лавре завершился Крестный ход, посвященный 60-летию Победы, по маршруту Москва -Минск-Киев. Настроение собравшихся у Киево-Печерской Лавры православных верующих отражал плакат, цитирующий слова преподобного Лаврентия Черниговского: " Как нельзя разделить Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа, - это един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию - это вместе - Святая Русь " . Проведение крестного хода благословили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, и Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. 24 мая Крестный ход двинулся из Москвы. Верующие прошли по территории России, Белоруссии и Украины (всего 1800 км), чтобы молитвенно почтить память наших отцов, дедов, прадедов, погибших во время войны. Служились панихиды, литии. На последнем этапе Крестного хода, в 6 утра из Китаевской пустыни около тысячи человек направились в Киево-Печерскую Лавру (расстояние около 8 км) к праздничной Божественной литургии. К молитвенному шествию по дороге присоединялись православные, приехавшие со всей Украины. Здесь можно было увидеть Наталию Михайловну Витренко, Владимира Романовича Марченко, (ПСПУ), Валерия Каурова, Руслана Запорожского (Единое отечество), Евгения Максименко (общественное движение " За Русь Святую и Веру Православную " ), Юрия Егорова (Русское движение Украины), Константина Шурова (Русская община Украины) и других политических и общественных деятелей, кому не безразлична судьба Киевской Руси. Победа в Великой отечественной войне - это общая победа трех братских народов. Мы воевали, проливая кровь и одолели врага потому что были едины Мы обратились к Богу и стали непобедимы. Как сказал архимандрит Кирилл (Павлов), участник Сталинградской битвы: " ...эта война действительно обратила людей к вере, и правительство совсем по-иному отнеслось к Церкви. В особенности, когда вышел декрет Сталина об открытии храмов в России. Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к нашим людям " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/08/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сегодня Россия есть некий столп и утверждение истины Мы молились о том, чтобы Господь дал силы нашим воинам, укрепил в них сознание правоты совершаемого дела 07.11.2022 457 Время на чтение 4 минуты Фото: Олег Варов В воскреенье, 6 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма равноапостольного князя Владимира, главного храма войск национальной гвардии РФ, в подмосковной Балашихе, и Божественную литургию в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь. «Благодарю Вас, Ваше Преосвященство, за Ваши добрые слова! Сердечно приветствую собратьев-архипастырей, высокопоставленных лиц, которые присутствуют за богослужением, и всех вас, мои дорогие, и поздравляю с этим днем!» – сказал Первосвятитель. «Всякий раз, - продолжил он, - когда мы собираемся на богослужение как Церковь Божия, как единая община веры, мы молимся, и слова молитв, которые читает священник, и слова ектений, которые произносит диакон, призывают нас молиться не только о своем, но и о многом другом. В частности, всякий раз нас призывают молиться за власти и воинство, то есть за тех, кто несет особую ответственность за судьбу страны. И эта молитва не должна быть механической. Мы не должны пропускать мимо ушей эти прошения, особенно когда народ лицом к лицу сталкивается с опасностями — такими опасностями, которые бросают вызов самому существованию нашей страны». «Вот и сегодня, - по его словам, - мы проходим через такие опасности и просим Господа и Царицу Небесную, Которая, верим, покрывает всю Русь Своим державным Покровом, чтобы Она сохранила народ наш и все народы Руси от опасной извне навязанной междоусобной брани. К сожалению, не у всех политиков хватает ума понять, откуда ветер дует и что стоит за этим желанием могущественных сил, пребывающих вне Руси, возбудить людей к междоусобной брани. За этим стоит только одно — стремление ослабить Святую Русь. Когда я говорю так, я имею в виду и Россию, и Украину, и Беларусь, которые, по словам выдающегося подвижника благочестия Лаврентия Черниговского, и есть Святая Русь.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царские дни в Виннице Православные монархисты молитвенно отметили 95-летие Екатеринбургской Голгофы 19.07.2013 704 Время на чтение 3 минуты 95 лет отделяет нас от той страшной июльской ночи, когда совершилось беспримерное злодеяние - убиение Святой Царской Семьи. За годы богоборчества, казалось, было сделано всё, чтобы стереть всякую память о Венценосных Страдальцах и его близких, но спустя годы открылась правда - Государь Николай II и его Семейство прославлены в сонме святых Новомучеников. К ним, теплым заступникам и молитвенникам нашим, возносят свои молитвы православные во всех уголках нашей огромной Родины. Возносились молитвы ко святым Царственным Мученикам 17 июля и в разных храмах Винницы. В храме преподобного Лаврентия Черниговского совершалась ночная Божественная Литургия. Именно в те мгновения, когда приняли мученический венец Августейшие Страстотерпцы, возносились вечные молитвословия Литургии, прославляя подвиг святых, их победу во Христе воскресшем. Православные Винничины осознавали свое Евхаристическое единство с многотысячным сонмом верных в Храме на Крови, где в эти часы также совершалась ночная служба. В этот же день торжественная служба прошла в храме блаженной Ксении Петербургской. Второй престол этого храма посвящен святым Царственным Мученикам. На Престольный праздник Царского храма собрались прихожане разных храмов областного центра, чтобы соборно почтить память любимых святых. Во многих городских храмах были прочитаны Акафисты Страстотерпцам Романовым. 18 июля состоялся Вечер памяти Святых Царственных Мучеников. Традиционно устроителями памятных мероприятий выступили Русский Православный Центр «Святой Георгий» и Винницкий отдел Союза Русского Народа. Участниками торжественного собрания стали православные многих городских приходов. Встреча началась соборным пением молитвы «Царю Небесный» и гимна «Боже, Царя храни». Председатель Валерий Ковалев представил собравшимся доклад о значении Православной Монархии и причинах удручающего положения вещей современности.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/19/ca...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 20.07.1836, с. Дмитриевы Горы Меленковского у. Владимирской губ.- 2.11.1905, Варшава), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель. Род. в семье священника. Мать - дочь священника того же села. Впосл. И. неоднократно посещал свою родину (последний раз в 1891), снабжал храм утварью и облачениями, финансировал ремонтные работы, построил церковноприходскую школу, обеспечив ее существование вкладом в 10 тыс. р. В 1852 г. окончил Владимирское ДУ, где вместе с ним учился его старший брат Федор, в 1857 г.- Владимирскую ДС (был тенором-солистом архиерейского хора), в 1861 г.- КДА по первому разряду со степенью старшего кандидата богословия. С ним вместе учились буд. епископы Ириней (Орда) , Лаврентий (Некрасов) , Митрофан (Невский), а также С. М. Сольский . 4 февр. 1862 г. в ц. в честь Воскресения Господня на Подоле И. Т. Экземплярский венчался с А. С. Пилипеевой (Пилипей), дочерью покойного профессора КДС. С 25 окт. 1861 г. учитель церковно-библейской истории, литургики и канонического права в высшем и среднем отд-ниях Черниговской ДС, с 30 окт. преподаватель гражданской, с 17 нояб. того же года - церковной истории, а также библейской истории, литургики и канонического права в КДС. С осени 1866 г. там же заведовал кафедрой педагогики и воскресной школой, затем кафедрой гомилетики, с 1864 г. недолгое время являлся помощником инспектора. Многочисленные педагогические, исторические, публицистические статьи и рецензии Экземплярского печатались в семинарском ж. «Руководство для сельских пастырей», в редакции к-рого он исполнял обязанности секретаря (1863-1870), помощника редактора (с 1870), вел отдел библиографии. Печатался в Киевских ЕВ, «Воскресном чтении» и газ. «Киевлянин». Его публикации отличались самостоятельностью суждений, простотой и ясностью изложения, сочувственным отношением к бедственному положению белого духовенства. Занимался подготовкой учебника по педагогике для семинарий и руководства к начальному обучению, в частности вопросами методики преподавания Закона Божия, чтения, письма, отечественного языка, арифметики, рус. истории, географии, пения и черчения. По совокупности работ 30 июня 1870 г. был удостоен степени магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/293716.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010