Дата основания: 1314 Статус: действующий Адрес: г. Ярославль, пос. Толга, Толгский монастырь Телефон: (4852) 38-55-65 Сайт: http://montolga.ru/ Основан в 1314 еп. Ростовским Прохором на месте обретения иконы Богоматери как мужской монастырь. Приобрел известность благодаря чудотворной Толгской иконе Божией Матери. Каменные стены с башнями и большинство келейных корпусов выстроены в кон. XVII в. попечением игум. Гордиана. В XVII-XIX вв. один из самых известных и посещаемых монастырей губернии, с одним из самых престижных некрополей. Закрыт окончательно в 1928, строения отданы под жилье. С 1936 занят детской колонией. Вновь открыт в 1987 как женский - первый женский монастырь, вновь открытый в СССР. В настоящее время один из крупнейших женских монастырей страны. Подробнее... Остальные районы [ править править код ] Адрианов Пошехонский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1543 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода Телефон: (08546) 2–19–02 Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского, написанному в 1570-х гг., которое является важнейшим источником сведений о монастыре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена монастыря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пустыни во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для монастыря, поставили ее на дубе). Подробнее... Вауловский женский скит Успения Пресвятой Богородицы (Ваулово) [ править править код ] Дата основания: 1903 Статус: действующий Адрес: Ярославская область, Тутаевский район, п/о Столбищи, ц/у Ваулово, ул.Монастырская, д.2

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

Моление прп. Корнилия Комельского Пресв. Богородице. 1989 г. Худож. С. Б. Симаков (УИХМ) Моление прп. Корнилия Комельского Пресв. Богородице. 1989 г. Худож. С. Б. Симаков (УИХМ) В композиции «Собор русских святых», сложившейся в Выговской пуст., погрудный или поясной образ К. (с отличиями во внешности) включен в правую группу преподобных на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса ( Юхименко, Горшкова. Иконы собр. Г. Лепса. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saints: [Exposition] fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. В устоявшейся иконографии К. написан на иконе рус. чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В XX в. образ К. был помещен в группе Вологодских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) , созданных в 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239); воспроизводился на их списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.). Среди произведений совр. иконописи оригинальной иконографией отличаются иконы, созданные учениками иконописной школы при МДА. На поясном единоличном образе К. в его левой руке - модель белокаменного храма с 2 куполами (2000, иконописец инокиня Агния (Щербакова)). На стилистически близком образе «Собор Комельских преподобных» (2000, иконописец Н. В. Кривоногова, обе иконы в собрании Иконописной школы) изображены в рост преподобные Сергий Нуромский, Павел Обнорский, Лаврентий Комельский и К. Последний, крайний справа, выделяется индивидуализированным обликом (шапка густых кудрявых волос и волнистая, более широкая внизу борода). Новый извод представлен на Вологодской иконе Божией Матери из иконостаса придела во имя прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. вел. кн. Александра Невского в Вологде (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов). В средник с полукруглым верхом вписан поясной образ Богоматери с Младенцем на левой руке, выше - полуфигура благословляющего Спасителя. По периметру расположены поясные изображения Вологодских чудотворцев, среди к-рых - К. со свитком в руке.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

А погребён в паперти на правой стороне, при входе соборную церковь , где над ним в стене и надпись находится. После его продолжалось Архимандритство до Штатов 1764 года; но с тех пор доныне настоятелями паки Игумены. Добавление из VI тома Список Настоятелей Корнилиева Комельского монастыря: А) Игумены: 1 . Преподобный КОРНИЛИЙ, Основатель этой обители. 2 . КАССИАН. Записан в Синодике без обозначения лет бытия. 3 . ЛАВРЕНТИЙ I. Записан в Синодике без обозначения лет бытия. 4 . ЕФРЕМ I. Записан в Синодике без обозначения лет бытия. 5 . ИСААК. Записан в Синодике без обозначения лет бытия. 6 . ФИЛОФЕЙ. Записан в Синодике без обозначения лет бытия. 7 . БОГОЛЕП I. Записан в Синодике без обозначения лет бытия. 8 . ГЕРАСИМ. При нём в 1566 году были: уставщик Варлаам, Келарь Викентий и Казначей Леонид. 9 . ИОАСАФ. Упоминается в 1567 году. 10 . НИЛ. Упоминается в 1569 году. 11 . ВАРЛААМ (старец), с 1572 по 1576 год. 12 . ИОНА, с 1576 по 1579 год. 13 . АДРИАН, с 1579 года. 14 . СЕВАСТИАН. Определён в том же 1579 году. Адриан, паки с 1580 по 1582 год. 15 . КИРИЛЛ I, с 1587 по 1589 год. При нём были Келарь Родион и Казначей Лаврентий. 16 . ЛАВРЕНТИЙ II, с 1589 года. 17 . ИОСИФ I, с Декабря 1597 года до 1598 года. 18 . МОИСЕЙ, с 1598 года. Иосиф, паки с 1600 года. 19 . МАКАРИЙ I, с 1608 года. 20 . СИМЕОН, с 1612 года. 21 . ПОРФИРИЙ, с 1617 года. 22 . ИОИЛЬ, с 1620 года. 23 . КИРИЛЛ II, с 1620 года. 24 . МАРКЕЛЛ, с 1630 года. 25 . МАРТИНИАН, с 1636 года. 26 . ПИМЕН, с 1637 года. 27 . ГАЛАКТИОН, с 1637 года. 28 . АНТОНИЙ I, с 1644 года. 29 . РАФАИЛ, с 1657 года из Келарей. 30 . АНТОНИЙ II, с 1660 года. 31 . ИГНАТИЙ I, с 1661 года. 32 . КИРИЛЛ III, с 1663 года. 33 . ИГНАТИЙ II, с 1676 года. 34 . ЕФРЕМ II, с 1677 года. 35 . КИРИЛЛ IV, с 1679 года. 36 . АВРАМИЙ с 1686 года. 37 . ИОСИФ II, с 1688 года. В) Архимандриты: 38 . КЛИМЕНТ, с 1690 года Игумен. В 1693 году произведён в Архимандрита. Скончался в 1708 году. 39 . МАРККЕЛ, в 1710 году скончался. 40 . МАКАРИЙ II, в 1713 году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И вновь отпустила его болезнь, и стал он присутствовать на службе. И по Пасхе на четвертой неделе в пятницу понял, что вскоре окончательно отойдет к Господу, и повелел вести себя в церковь к Божественной литургии. По окончании службы причастился блаженный Святых и Животворящих Тайн и вновь в субботу начал крайне изнемогать телом, душой крепкий. Пришли же к нему игумен Лаврентий и вся братия и, видя его изнемогающим и собирающимся отойти к Господу, сильно скорбели: если могли бы, умерли бы вместе с ним от великого усердия и любви, которую имели к святому. Говорили же некоторые из его учеников, рыдая: «Так как оставляешь нас, отче, и к Господу отходишь и не будет тебя с нами, многие из нас переселятся из места сего». Святой же, утешая их, говорил: «Не скорбите, братья и дети мои, мне бо пришло время почить о Господе, предаю же вас Богу и Того Пречистой Богоматери, Тот да сохранит вас от всех искушений лукавого. И ученик мой игумен Лаврентий да будет вам вместо меня, и чтите его, как меня, он ваши недостатки исправит». Это и другое многое, утешая их, говорил, и о сем молил, да не будет в них никаких раздоров и свар, об этом много пекся и когда еще был здрав. Вся же братия к нему приходила и целовала его со слезами, прося последнего у него благословения. Он же как чадолюбивый отец всех целовал, всех миловал, всем оставлял последнее благословение и сам просил у всех прощения. И молил их, говоря: «И о мне грешном, господа мои, Бога молите, да вашими молитвами получу от Христа Бога милость в день славного его пришествия». И повелел некиим из братии читать часы и канон Иисусов и Пречистой благодарственный канон акафист, и к тому еще канон великомученице Екатерине. По совершении же правила встал, взял кадильницу с фимиамом и покадил святые иконы и всю братию, туда пришедшую. И снова лег, молясь о своем исходе и нисколько не печалился, но более надеждою о будущих благах веселился. И святую и трудолюбивую душу мирно и тихо Господу предал, в то время как была молитва на устах его, и так от здесь пребывающих перешел он в вечную жизнь. Братья же, тогда на уход отца с умилением взирая, оплакивали то, что лишаются учителя, все со скорбью здесь предстояли. Было же лицо его светло, будто бы не умер святой, но спит, ибо непорочное имел житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И пакы ослабу приимаше от болзни и на съборном пнии обрташеся. И по Пасц четвертыа недели в пяток позна свое конечное отшествие къ Господу и повел себе вести въ церковь на Божественую литургию. И съвершившеся служъб, причастися блаженный Святых и Животворящих тайнъ, и пакы в суботу начат конечн изнемогати тлом, иже душею крпкый. Прихожаху бо к нему игуменъ Лаврентие и вся братиа, видяху его изнемогающа и къ Господу хотяща отити, скорбяще зло, аще бы им мощно от великаго усердиа и любве, еже къ святому имуще, съумрети с ним тогда. глаголаху же нции от ученикъ его, плачющеся: «Понеже, отче, нас оставляеши и къ Господу отходиши и тебе не сущу с нами, мнози преселници будем от мста сего». Святый же, утшаа их, глаголаше: «Не скорбите, братиа и чада, уже бо мн присп время почити о Господ, предаю же вас Богови и того Пречистой Богоматери, Тъй да съхранит вас от всх искушений лукаваго. И ученикъ мои Лаврентие игуменъ, сей да будет вам в мое мсто, и сего имйте яко мене, сей ваши недостаткы исполнит». Сиа и ина многа, утшаа их, глаголаше, и о сем моля, да не будет в них никоторые же раздоры или свары, о сем бо много и здравъ сый печашеся. Вся же братиа к нему прихождаху, и целоваху его съ слезами, послдняго от него благословениа просяще. Тъйжде яко чадолюбивый отець всх облобызаше, всх миловаше, всм послднее благословение оставляше, от всх прощениа и сам прошаше. И моля их, глаголя: «И о мн гршнм, господие мои, Бога молите, яко да вашими молитвами получю от Христа Бога милость в день славнаго его пришествиа». И повел нкым от братии глаголяти часы и канон Исусовъ и Пречистой благодарьствен канон акафистъ, приложи же и великомучениц Екатерин канон. По съврьшении же правила въста, вземъ кадилницу съ фимианом, и покади святыа иконы и братию всю ту пришедших. И пакы възлегъ, о исхожени своем моляся и никоеа же печали имяше, но паче надежею будущих благъ веселяшеся. И святую свою и трудолюбную душу мирно и тихо Господеви предасть, еще молитв въ устх его суще, и тако от сущих зд преиде въ вчную жизнь. Братиа же тогда лишение отца умилно зряще, учителя отаятие рыдаху, вся болзнена тогда предлежаху. Бяше же лице его видти свтло и рещи, яко не умре святый, но спит, понеже непорочно им житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ч. и Грязевитский починок. По-видимому, это одно из первых упоминаний в источниках совр. г. Грязовца (Акты. 1994. С. 98-100). К. К. м. принадлежали также земли в Белозерском у., на Ухтоме и др. Всего же в вотчине числилось 81 селение. К 40-м гг. XVI в. относятся следующие документы: «данная» Н. И. Матафтина 1544 г., «данная» помещиков Демидовых 1545 г. и купчая Юрия Семеновича Ухтомского 1544 г. По первым 2 во владение К. К. м. перешли пожни Селедковская и Шестовариха (ГАВО. Ф. 520. 114/19, 114/20). Купчая Юрия Ухтомского свидетельствует о продаже мон-рем князьям своих деревень на р. Ухтоме, к-рые находились в его владении еще до 1538 г. Князья Ухтомские мотивировали свою покупку тем, что это их родовые земли, на возвращение к-рых было получено разрешение вел. князя. Т. о., мон-рь продал 30 населенных пунктов. Но уже в 1544 г. князья Ухтомские уступили обители 4 выти в сельце Погорелом, взяв за них с игум. Лаврентия 200 р. (Там же. 114/17). В 1547 г. кн. Василий Федорович Холуев-Ухтомский в своей духовной отказал игум. Лаврентию в Ухтомской вол. за 100 р. сельцо Борисоглебское с деревнями, починками и угодьями. По этой духовной К. К. м. получил сельцо, 4 деревни, 5 починков и пустошь, а также неск. наволоков на р. Ухтоме (Там же. 114/21). В 1547 г. настоятель Коптевой пуст. старец Алипий, оставшись в пустыни один, передал ее со всеми грамотами и документами на землю игум. Лаврентию. Пустыни принадлежало 13 починков. Но окончательно она была приписана к К. К. м. в 1596 г. (Акты. 1994. С. 100). В 40-х гг. XVI в. в мон-рь от Стефана, Ерофея и Андроника Селивановых по закладной в 4 р. поступила пожня на В. Сухоне. К сер. XVI в. владения К. К. м. располагались в Комельской (47 починков) и Обнорской (24 деревни и 5 починков) волостях и за пределами Вологодского у. Обители принадлежали угодья на Окольной Сухоне. В 1551 г. старец Савватий передал мон-рю пожню Саватьиха на р. Дубенке, в 1561 г. Губа Прокофьев по кабале в 2 р. передал мон-рю пожню на р. Леже, в 1565 г. Стефан Ильин Матафтин заложил в обитель пожню Ветреница на р.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Св. священномуч. Кирилла , еп. гортинского при Декии. Вас. 240. Рум. М. Р. Иерон. мР. Ф. и др. (Печ. пролог слав. Вас. Петр и др. 14 июня и 6 сент.) Св. преподобномучч. Патемуфия и Коприя и св. муч. Александра воина египтян при Иулиане. Вас. Акад. обо Екл. Петр. 240. Терн. МР. †. (Муз. 13. Ап. 346 апр. 8. Иер. Нан. апр. 9. Укр. Лаврент. 30 мая. Кап. 8 июля. Еп. 404 июля 10. Неап. 16 дек. 1295. МГр. 17 дек.). Препп. Патермуфия и Коприя подвижников в 4 веке в Египте. Ч. М. Св. Феодора еп. едесского и иных с ним угодников Божиих в 9 в. (842–857). Мак. 1610. 1639. Белоз. 516. 51. †. (Пар. 1. Белоз. 516 29 июля атор. МГр. 10 июля. 51 янв. 7 и 11 июля ин. Пролог 7 января. Им обращен Мавия, в крещении Иоанн. Царь персидский и в его время подвизался Феодосий, столпник едесский, и Иоанн в странен вавилонских. 50 Мавии 4 мая, 51 и др. 3 мая. Явление чудотворного образа пресв. Богородицы на Колоче в 1413 году в 20 верстах от Можайска. 1610. 1646. Пролог. В Уставе 336 Сретение иконы Божией Материи полоцкой т. е. колопской (Мил. 11 июня). Сретение иконы Божией Матери полоцкой т. е. колонской (Мил. 11 июня). II. Мучч. Андрея и Прова огнем. Шиф. Маз. 1429 (1345 июля 12. 240 июля 13. 1621 июля 14). Освящение храма Богоматери на источнике (в Пигии). Деч. Сирл. З19. Миросл. Хлуд. 28 и 31. Явилась Богородица в 450 г. в Царьграде на источнике. праздник в пятницу на св. неделе Пасхи. Сн. 16 авг. III. Кипрской иконы Божией Матери в Москов. успенском соборе; явилась в 392 году. (Сн. 20 апр.) Еще есть кипрская икона в селе Стромыни. См. Душеполезн. Чтен. 1872 г. Ч. III. IV. Св. Пелагии . 1146 (Вероятно та, что 9 июня девица при Нумерияне. Сн. 8 окт.) V. 10,000 скитских монахов . Вас. и др. (10 янв.) Муч. Аполлония . Вас. (10 июля). Мучч. Вианора и Силвана . Вас. Шиф. (10 июля). Муч. Ореста . 1146. Сирл. Р. ДоМак. Мак. житие (10 ноября). Мучч. Исавря, Перетрина . Антон. (6 июля). Пр. Саввы крыпецкого. 51. 201. (28 авг.). Пр. Корнилия комельского. Белоз. 516. 201 (19 мая). Пренесение мощей святителя Филиппа к Москве. 1659. Сийск. 1670 (3 июля). 10

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Филарета, Русские Святые, под 24 ч. Ноября) 912 . Под 19 ч. Память Мартирия. архиеп. Новгородского (1199 г. Авг. 24), и св. Питирима, еписк. Вологодского (1455 г. Авг. 19). – 21 ч. Преп. Аврамия архим. и ученика его Ефрема, иже в Смоленске (в в.: см. там же 21 Авг.). – 24 ч. Пренесение мощей св. Петра митрополита (@в л т , – (@В тои де во гро блговрнаго цр костатина на улецы@). (Ист. Госуд. Российск. т. V. Примеч. 120; VI. прим. 129; IV. прим. 180) 913 . – 27 ч. Пренесение мощей Феогноста. митрополита Московского (@в л т , – 28 Преп. Саввы, (@и в крынце пско в скаго@). – 30 ч. Преп. Александра Свирского Новгородского. (@Б в л т , зма. пострижес на валаскомъ остров, родо страны великаго нова града@). 31 ч. Преставление иже во святых Иоанна, еп. Суздальского. Память его совершается Окт. 15 (см. выше это число), а 31 Авг. воспоминается преставление Иоанна, митрополита Киевского (см. Русск. Св. Преосв. Филарета). В печ. изданиях месяцеслова 1646 года в Москве и 1619 в Вильне не упоминается: Сентября 5-го об Иоанне Рыльском; Окт. 12 об Амфилохии Глушицком: 14 ч. о Николе Святоше. 15 ч. об Иоанне Архиеп. Суздальском; 19 ч. о Димитрии, царевиче Углицком; Ноября 3 ч. об успении Князя Андрея Ивановича Углецкого: Декабря 18 ч. о Григории Суздальском: Января 1 ч. о Никите Новгородском; 2 ч. о Мартемьяне Белоозерском; 3 ч. об Исидоре Юрьевском; 16 ч. о Петре, царевиче Ордынском: 19 ч. об Евфимии Вологодском; 21 ч. о блаженном Максиме юродивом, Московском чуд.; 23 ч. О Геннадии, создавшем обитель в Костромском уезде; 24 ч. Об Иоанне, пострадавшем в Казани; Февраля 23 о Поликарпе Брянском; Апреля 1 о Серапионе Новгородском и Ниле Скитском; 8 ч. о Нифонте, еп. Новгородском; Мая 6 об Ефреме Перекопском; 19 ч. о благоверном князе Михаиле Углецком; 23 ч об Евфросинии Полоцкой: Июня 6. о Паисии, игумене Рождественского монастыря на Углече; 7 ч. о великой княгине Евдокии: 8 ч. о Феодоре, архиеп. Суздальском; 12 ч. об Арсении Новгородском и Стефане Комельском. Вологодск. чуд.; 14 ч. о Мефодии Песношском; 15 ч. о Симеоне Архиеп. Новгородском; 26 ч. о Дионисии, архиеп. Суздальском; Июля 20 о Савве, игумене Стромынского монастыря; Августа 10 о Лаврентии юродивом, иже есть в Калуге: 17 ч. о Меркурии Смоленском: 28 ч. О преп. Савве Псковском, (@иже в крынце@). Сверх сего очень мало изложено сказаний о празднествах, явлениях и знамениях от икон Б-цы и других святых. Не упоминается Сент. 16 о чуде от иконы Толжской Божией Матери: 24 ч. о знамении от иконы Богородицы, иже во Пскове; 12 числа о сретении образа Николы Великорецкого и друг. Л. 205. Сведения о подвижных праздниках и неделях, зависящих от Пасхи. Л. 208 об. Выписка из устава о праздниках, в нихже поётся Бог Господь, – о поклонах. Л. 210. Указ о 12 Владычных праздниках, скорого ради обретения. Л. 214 об. (@Оука з дне семицы, како поютс каноны, во таи, с минемъ@). Л. 217 об. (@Слуба ща сты оцъ на соборы@). Л. 218 об. Выписка из устава Постной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Через два года Григорий был освобожден из темницы и постригся в монахи с именем Гурия в монастыре Иосифа Волоколамского, в котором после он был настоятелем. После покорения Казани царь и митрополит назначили его архиепископом в завоеванную область, и здесь просвещение, и в частности обучение детей, было одною из важнейших забот св. Гурия. Память об этом осталась в Казани и поныне, так как и теперь пред началом обучения детей жители Казани просят благословения святителя у его мощей. Свидетельство о переписке священных и церковных книг, большей частью, можно найти в житиях подвижников, вышедших из образованных классов. Об их любви и усердии к этому делу говорит большое число рукописных книг, сохраняющихся до наших дней. И эти труды лучших представителей православного монашества красноречивее слов говорят о том, как понималось и ценилось в нашей Церкви просвещение. Из числа трудившихся на этом пути иноков для примера можно назвать преп. Евфросинию, княжну Полоцкую, преп. Арсения, игумена Комельско го, преп. Афанасия, игумена Высоцкого, св. Германа, архиепископа Казанского (6 ноября), сначала ученика св. Гурия, а потом преемника его в сане святительском. VI В то время, как одних из искавших Царства Божия узкий путь приводил в обители, где и подвизались они с братией вкупе, других тот же путь направлял в уединение, в места не видимые для людского взора: в леса и пустыни, в затворы, на столпы. Здесь, наедине с Богом, они очищали свою душу, боролись со своей греховной человеческою волей, полагаясь только на свои силы да на помощь свыше. Если жизнь святых отшельников русских не представляет такого разнообразия в подвигах, как жизнь подвижников в монастырях, зато самые подвиги их не менее велики ни по трудности исполнения, ни по важности в деле спасения. На Востоке подвижничество отшельническое появилось задолго до монастырского; у нас на Руси и то и другое появляются почти одновременно, вскоре после принятия христианства. Преп. Антоний Печерский и другие первые обитатели горы, где возникла обитель Киево-Печерская, были отшельники.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Созданный в Византии тип изображения Тайной вечери послужил образцом для изображений всех вечерей, о которых рассказывается в Евангелии и которые находили себе место почти исключительно в полных лицевых кодексах Евангелий. Раз дано было в практике общеизвестное изображение Тайной вечери, и оно при незначительном напряжении мысли легко могло превратиться в иную вечерю. Во всех этих вечерях видим тот же стол-сигму; с левой стороны его возлежит Иисус Христос, с противоположной – главное лицо, с которым Иисус Христос ведет беседу, в середине между ними второстепенные участники вечери. Подробности событий, имеющих историческую связь с этими вечерями, изображаются на втором плане. Таковы: вечеря в доме ап. Петра ( Мф. 8:14–15 ; Мк. 1:29–31 ; Лк. 4:38–39 ): главные места занимают Иисус Христос и ап. Петр; они ведут разговор; между ними сидят апостолы. К столу приближается с сосудом в руках теща Петрова; на правой стороне Иисус Христос воздвигает больную от одра (Евангелие нац. библ. 74, л. 15 и 66. Елисав. Евангелие, зач. 26 Матф. и 5 Марк.). В Евангелии нет речи об этой вечере, но она изображается здесь на основании замечания Евангелия: теща Петрова служила им. Служение истолковано миниатюристами в смысле служения на вечере. Вечеря в доме мытаря ( Мф. 9:10 ; Мк. 2:15 ; Лк. 5:29 ): к обычной схеме вечери в некоторых миниатюрах присоединяется призвание мытаря, сидящего или стоящего у стола, на котором лежат деньги (Евангелие 74, л. 17, 67 об. и 116 об. Елисав. Евангелие, зач. 30 Матф., 8 Марк. и 20 Лук. Гелат. Евангелие, л. 35 и 162). Вечеря в доме Симона Прокаженного ( Мф. 26:6  и след.; Мк. 14:3  и след.); подробность: женщина помазывает ноги Иисуса Христа миром (Евангелие 74, л. 32 об. Елисав., зач. 108 Матф. Гелат., л. 77 и 130 1794 , лаврент. Евангелие публ. библ. 105, л. 99. Код. Григория Богослова 510 1795 , л. 91), а в одной миниатюре Евангелия 74 женщина эта прислуживает вечеряющим; позади нее сосуд на огне и два вертела (л. 94. Елисав., зач. 63 Марка): подробности эти явились под влиянием изображения вечери в доме ап. Петра (женщина=теща Петрова), поводом к чему для миниатюриста послужило сходство имени Симон. В тех же формах изображалась вечеря в доме Фарисея ( Лк. 7:36 , Евангелие 74, л. 122. Елисав., зач. 33. Гелат., л. 169. Лаврент., л. 139). Вечеря в даме Лазаря ( Лк. 10:38  и след.; Ин. 12:2  и след.): Марфа прислуживает, Мария сидит у ног Иисуса Христа (Евангелие 74, л. 132, ср. 193. Елисав., зач. 54 Лук. Гелат., л. 181). Вечеря в доме Закхея ( Лк. 19:1  и след.): к вечере присоединяется встреча Иисуса Христа с Закхеем, представленным на дереве (Евангелие 74, л. 149 об. Елисав., зач. 94. Лаврент., л. 149). Вечеря на море Тивериадском ( Ин. 21:12  и след. Евангелие 74, л. 212. Елисав., зач. 66. Гелат., л. 276) и даже вечеря братьев Иосифа на сенском авории 1796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010