На рассвете жители Смоленска, готовившиеся к сражению с неприятелем, увидели, что поле усеяно трупами врагов, и поняли, что сохранены заступлением Богородицы. С благоговением они перенесли честное тело святого воина–мученика и с честью погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. «Сандалии железные, большие, тяжелые, вроде лаптей, застегиваются спереди железным же перехватом». Почитание небесного покровителя города началось сразу после доблестной мученической кончины в 1239 году. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступником. Память его Святая Церковь празднует 24 ноября/7 декабря, в день великомученика Меркурия, имя которого носил святой мученик Меркурий Смоленский. Симон Сонгийский, преподобный Преподобный Симон Сойгинский принадлежит к Комельской ветви учеников преподобного Сергия Радонежского. Он родился в Сольвычегодске, но, оставив дом родителей, пришел в монастырь к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая/1 июня), усердно прося себе пострижения. Прозорливый старец, склонясь на неотступные просьбы и слезы юноши и провидя в нем истинного подвижника Божия, принял Симона и после пострижения в мантию поручил его одному опытному старцу. Симон всего себя посвятил подвигам поста и молитвы, стараясь во всем подражать своему мудрому наставнику. Проходя различные монастырские послушания в среде таких подвижников, каковы были ученики преподобного Корнилия Геннадий Любимский (память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (память 4/17 февраля), Иродион Илоезерский (память 28 сентября/11 октября), Адриан Пошехонский (память 5/18 марта), Лаврентий Комельский (память 16/29 мая), новый инок и сам скоро приобрел навык в иноческой жизни и в течение многих лет неисходно подвизался в Комельской обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Несмотря на преклонный возраст, святой старец принялся строить себе келлию на берегу Сурского озера, рубил лес и расчищал место для пашни. Так была заложена основа нового монастыря (впоследствии Геннадиева обитель). Вопреки неоднократным попыткам иноков Комельского монастыря и великого князя Василия вернуть старца в родную обитель, святой угодник оставался непреклонным. Лишь спустя несколько лет, после паломничества и пребывания в затворе в Троице-Сергиевом монастыре, преподобный Корнилий возвратился в Комельскую обитель. Однажды, сжигая хворост для расчистки места под посевы вблизи монастыря, преподобный Корнилий едва не погиб, оказавшись в плену огненной стихии, но пламя расступилось перед святым старцем, открыв ему беспрепятственный выход из огня. Такова была сила его молитвы, полученный им от Господа дар чудотворений. Достигнув глубокой старости, преподобный Корнилий в предчувствии близкой кончины пожелал остаться в монастырских стенах в качестве простого инока. Воля его была исполнена, и в обязанности игумена вступил его ученик – преподобный Лаврентий (память 16 мая). В 1538 году на долю братии Комельского монастыря выпало новое испытание. Казанские татары достигли пределов Вологодской земли и, сокрушая все вокруг огнем и мечом, приблизились к воротам обители. Тогда, вдохновив иноков примером Спасителя, который скрывался от Ирода в Египте, преподобный Корнилий призвал всех покинуть монастырь. Укрывшись в Белозерских лесах, братия вместе с наставником молились Всевышнему о спасении обители. И Господь внял их молитвам. Татары неожиданно отступили в паническом бегстве, приняв покинутый монастырь за грозно вооруженную крепость с многочисленным войском. После возвращения в родной монастырь преподобный Корнилий вскоре почувствовал приближение кончины. Пожелав проститься с братией, великий праведник огласил свое наставление. Он завещал инокам строго соблюдать монастырский устав, жить в мире и согласии друг с другом. В пятницу четвертой седмицы по Пасхе он последний раз причастился Святых Христовых Таин, а в начале пятой седмицы с молитвой на устах тихо преставился ко Господу, на 82-м году своей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С величайшею радостью и честью принял Князь преподобного, осыпал его щедротами, часто призывал к себе на трапезу и понуждал его возвратиться в Комельский монастырь. Чтобы достичь желаемого, Князь послал нарочного в Комельскую обитель за несколькими старцами и когда они пришли к Князю, советовал им самим умолить Преподобного идти с ними в монастырь. По усиленной, слезной просьбе братии, Комельской обители, – преподобный Корнилий возвратился в покинутый им монастырь. Избранный братией, с благословения преподобного, игумена Кассиана, с иноками, с благоговейным восторгом встретили, любимого Отца, как Ангела Божия, за оградою монастырскою, с крестами, иконами и хоругвями, он тотчас же отказался от начальствования и предался совершенному послушанию. Ни годы, ни слабое здоровье не препятствовали преподобному принимать личным трудом самое деятельное участие в наиболее тяжелых монастырских работах. Утомленный, с топором, с лопатой или с сохой, последним возвращался преподобный Корнелий, то с возделывания нивы, то с очищения леса, то с какой нибудь постройки, становился в своей келии на уединенную молитву, в то время когда братия отдыхала, и первым являлся на церковную службу. Видимо слабели силы преподобного. Недуги телесные нередко лишали его возможности поучать братию, число которой беспрестанно увеличивалось, – он вторично оставил обитель к затворился в келлию Кирилла – Белозерского монастыря, в котором юношей был пострижен в иноки. Невыразима, тяжка была для братии Комельской разлука с любимым игуменом. Они выбрали из среды своей нескольких, наиболее благочестивых иноков, усердно помолились Богу, и послали их к Преподобному, молить его возвратиться к ним и окончить дни свои в созданной им обители. Молимый присланными от братии, увещаемый Игуменом и братией Кирилло-Белозерского монастыря, он дал свое согласие, но с непременным условием, чтобы на место его был немедленно выбран игуменом благочестивый инок Лаврентий. С великим трудом братия упросила Лаврентия принять игуменство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сол. 7. Л. 246 об., 10-е гг. XV в.; древнейший список), из «Поучения...» заимствованы также ссылки на творения прп. Ефрема Сирина, свт. Василия Великого). К. создал в обители книгописную мастерскую: вероятно, пострижениками святого были известный писец Исаак Собака , а также старец Артемий Троицкий. Перепиской книг занимался ученик и преемник К. прп. Лаврентий. Его автографы были специально отмечены в несохранившейся отписной книге Корнилиева Комельского монастыря 1630 г. ( Ундольский В. М. Опись книгам, в степенных монастырях находившимся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. Кн. 6. Отд. 4. С. 2), а также в отписной книге монастыря 1657 г. (Отписная книга. 1994. С. 154). Преподобный занимался перепиской книг до старости, о чем свидетельствует список Толкований свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна (РНБ. F.I.898), выполненный по заказу архиеп. Ионы (Думина): в его писцовой записи указано, что среди рукописей, которые привлекались для правки, был автограф К. Между тем известно, что перевод Толкований был выполнен учеником прп. Максима Грека старцем Силуаном в сер. 20-х гг. XVI в. А. Г. Сергеев, Е. В. Романенко Почитание Почитание святого началось сразу после его преставления. Из 9-го Чуда Жития (о загорании свечи у гроба святого) можно сделать вывод, что в кон. 50-х гг. XVI в. в мон-ре служили панихиды по основателю обители, но уже в 60-70-х гг. одновременно были написаны Первоначальная редакция Жития и тропарь и кондак святому. К. упоминается в перечне святых из Латухинской Степенной книги, составленном во время царствования Иоанна IV Васильевича Грозного (Латухинская Степенная книга. 1676 г./Изд. подгот.: Н. Н. Покровский, А. В. Сиренов. М., 2012. С. 34). Общерус. празднование установлено на Соборе 25 янв. 1600 г. патриархом Иовом (сохр. грамота от 21 февр. 1600, направленная в Корнилиев монастырь игум. Иосифу: «...а велел чудотворцу Корнилию Комельскому праздновати вечерню и всенощное пение и литургию Божию служити в соборней апостольстей церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения… и в митрополиях, и во архиепископьях, и в епископьях у соборных церквей и во всей великой Русии» - ААЭ. Т. 2. 222. C. 379; Мат-лы... 2: Акты Корнильево-Комельского монастыря. 1994. С. 103-105). Полная Служба К., представленная Собору, состояла из стихир и канона на великой вечерне. В нек-рых рукописях встречается начало Службы на малой вечерне и молитвы святому. Существовала также Служба (тропарь и кондак) на обретение мощей К., приуроченная к 10 июня (сохр. в ряде списков, в т. ч.: РНБ. Соф. 439). В рукописи 2-й трети XVII в. (РНБ. Q.XVII.198. Л. 16 об.) среди выписок о святом есть указание, что его мощи были перенесены 10 июня 1604 г. К XIX в. память об этом событии в монастыре была утрачена: 10 июня отмечался приход святого в Комельский лес, после службы совершался крестный ход к часовне, стоявшей у дороги близ мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии. И, не ища поддержки у великого князя, преподобный Корнилий вместе с молодым воспитанником Геннадием покинул монастырь, оставив его на попечение двенадцати старших учеников. Когда они пришли в костромские леса, то старцу понравилось место на берегу Сурского озера близ реки Костромы верст за 70 от Комельского монастыря. Несмотря на преклонный возраст, святой старец принялся строить себе келлию, рубил лес и расчищал место для пашни. Так была заложена основа нового монастыря (впоследствии Геннадиева обитель). Вопреки неоднократным попыткам иноков Комельского монастыря и великого князя Василия вернуть старца в родную обитель, святой угодник оставался непреклонным. Лишь спустя несколько лет, после паломничества и пребывания в затворе в Троице-Сергиевом монастыре, преподобный Корнилий возвратился в Комельскую обитель, но настоятельство передал своему ученику Лаврентию (память 16/29 мая), а сам снова затворился в келлии. Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерский край по примеру Спасителя, Который скрывался от Ирода в Египте. Братья вместе с наставником молились о спасении обители, и Господь внял их молитвам. Татары неожиданно отступили в паническом бегстве, приняв покинутый монастырь за грозно вооруженную крепость с многочисленным войском. После возвращения в родной монастырь преподобный Корнилий вскоре почувствовал приближение кончины. Пожелав проститься с братией, великий праведник огласил свое наставление. Он завещал инокам строго соблюдать монастырский устав, жить в мире и согласии друг с другом. На четвертой неделе после Пасхи изнемогший от лет старец велел вести его в церковь, чтобы еще раз причаститься Святых Таин. Возвратясь из церкви, простился со всеми, выслушал акафист Спасителю и Богоматери и тихо предал дух свой Господу; это было 19 мая 1537 года, на 82-м году жизни. Тело преподобного Корнилия при огромном стечении народа и всеобщем плаче было погребено близ Введенского храма. Святые мощи его были впоследствии прославлены многочисленными чудесами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

А. Э. Т. 239, стр. 251). Мнение Иконникова, что Артемий, Порфирий и проч. жили вмести в Ниловой пустыне, ни на чем не основано. (Сравн. Рукоп. слав. и росс., опис., П. Строевым, 25, стр. 11 и А. Э., т. I, 239, стр. 254). – Предположения Занкова («Старец Артемий, новооткрытый писатель эпохи царя Ивана Грозного», СПБ. 1888 г., Ж. М. Н. Пр., 1887, ноябрь) о происхождении старца Артемия из Пскова и об иночестве в Псково-Печерском монастыре также шатки. – Старец Артемий был постриженником «отца Корнилия» (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11), т. е. основателя Комельского Корнилиева Введенского (близ города Грязовца) монастыря. (Сравн. А. Э., т. 239, стр. 252... – «у Корнильевского игумена в келье у Лаврентия» – и слова П. М. Строева, в его «Списках иерархов», стб. 750: «Лаврентий», игум. Корн, монастыря с 1538 † 16 мая 1548 г.»). Скончался св. Корнилий 19 мая 1537 г. (Рукоп. Соф. библ. 439, л. 156 об.; у П. М. Строева, Списки иерархов, стб. 750, – ошибочно: 19 мая 1538 г.). – Но уже в 153 5 / 6 (7044) году Артемий по благословению отца Корнилия жил («седох», как писал Артемий) в «безутешном месте глоголемыа Порфирьевы пустыни»... «плакатись грех своих » . (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11). Несколько позже около 154 2 / 3 (7051) года он опять жил в Корнильевом монастыре, так как в книге, написанной им («св. Василия Великого о постничестве») в этом году, он выражался так: «и аз вашего же стада заблуждшее овча и пострижение приях от руки Корнилиа»; следовательно, обращался к инокам Корнильева монастыря. (П. М. Строев, Рукописи Царского, стр. 11). – Относительно тех же годов жизни Артемия о нем показывал келарь Троицкого монастыря «Андриан Ангелов»: «говорил Артемей в Корнильеви мо­настыре у Корнильевского игумена в келье у Лаврентья» (А. Э. т. I, 239, стр. 252). Лаврентий был игуменом Корнилиева монастыря с 1538, а умер 16 мая 1548 года (П. М. Строев, Списки иерархов, стб. 750). В Кириллов монастырь Артемий приходил в игуменство Симеона между маем 1551 года и 24 января 1554 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Все это сложим, братья, в сердцах наших и постараемся сохранить, да не осудят нас словеса в день Суда. Но молю вас, братия, я, недостойный, живите в братолюбии и смирении, в кротости, каясь брат брату, и любовь имейте истинную и мир в сердце. И Бог мира да будет с вами, и Тот да сохранит вас и утвердит в любви Своей, молитвами Преславной Богородицы и преподобного и богоносного отца нашего Антония Великого и всех святых. Аминь. Об отшествии святого в Кириллов монастырь Потом же блаженный Корнилий почувствовал, что одолевает его старость и отягощает недуг, и конец его приближается. Братии же число прибывало, и нуждались они в поучении от него, и любимое им безмолвие нарушали, и молитвам и слезам мешали, и смертное поучение забывали. Святой же старец ни о чем ином не помышлял, только о смерти, и сторонился всякого человеческого общения. Оставил монастырь и все устроенное и отошел в место своего пострижения, в Кириллов монастырь, и был принят там игуменом и всей братией с великой любовью, и затворился там в келии, дабы завершить течение духовного подвига. Но, хоть он и сделал так, Бог же ему лучшее предопределил, чтобы были положены его мощи в его монастыре. Ученики же его послали старейших из братии, числом пять, с великим молением ко отцу своему, дабы не оставил их сирот, как овец, не имеющих пастуха. И они молили его, чтобы он, возвратившись, безмолвствовал в своем монастыре. Он же не хотел слушать их. Увидев, что его решение непреклонно, молили они игумена и старцев пречестной той обители, да помогут им и молят старца Корнилия, чтобы возвратился в дом Пречистой, в свою ограду. Игумен же и старцы молили преподобного утешить братию, да не впадут в уныние и не разойдутся. Блаженный же не мог перечить им и сказал: «Поставьте себе игумена, и я вернусь к вам». Они же сказали: «Назови, отец, имя, кого хочешь». Он же сказал: «Лаврентий да будет игумен. Знаю хорошо, что велик он в добродетелях и рассудителен в духовных и житейских и может строить монастырь». Они же, слышав это от святого, вернулись в монастырь и поведали братии, что блаженный говорит: «Если не станет у вас игуменом Лаврентий, то не вернусь к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О възвращении святаго ис Кирилова в монастырь свой Братиа же едва умолиша Лаврентиа и поставиша его игуменом. Ученик же блаженнаго игумен Лаврентие съвт сътвори з братиею и иде в Кириловъ к преподобному и моли его много, еже не оставити их, чадъ своих сирых. Блаженный же не презр молениа и слез ученикъ своих, паче же игумена Лаврентиа, възвратися в дом Введениа Пречистыа и преподобнаго Антониа Великаго , въ ограду свою, идже преже Богом наставлен бысть и Пречистаа Богородица изволи. Ученици же его с великою радостию приаша его честно. О вручении монастыря игумену Лаврентию з братиею и о безмлъвии святаго Святый же пришед в монастырь свой и вручает монастырь и строение монастырьское игумену Лаврентию и всей братии, учеником своим. Сам же крайнее безмлъвии любомудрьствовати начят и затворяшеся в келии и пребывая в безмлъвии, подвизаася постом и молитвами, и ничтоже земного в себ помышляа, ниже к тому о строении монастыръстм печашеся, и весь умъ к Богу простирая, помышляа от съюза тлеснаго разршении. Вдый бо извстно от Божественых Писаний, яко велие бывает истязание от духовъ воздушных въ время разлучениа душам от тла, не токмо лнивым, но и подвижником, сего ради плачася день и нощь, проливаа слезы непрестанно. И ничтоже от правила остави, и на съборном пнии всегда обрташеся. О нашествии татаръ Егда же блаженному Корнилию безмлъствующу, и Божиим попущением, грх ради наших, бысть нашествие безбожных татаръ, 495 и многа мста плниша, даже и до вологоцкых предлъ доидоша. И от нашествиа поганых православнии, не токмо мирьская чадь, но и вси монастыри, разбегошася. Братиа же сиа повдаша блаженному, он же глагола им: «Сътворим человеческаа, бжим и мы, да не в гордость вмнится нам, аще не бжим, сдяще зде, избудем, но тщеславнаго бса не избудем. Нсть бо добро кому самому вметатися в бду. Якоже и Христос от Ирода телесн бжа въ Египетъ, 496 иже вся могый, да накажутся дръзии не вметатися в напасть». Тако и блаженный сътвори, уклонися в блозерскиа предлы на Ухтому 497 и тамо моляшеся Господу Богу и Пречистой его Матери о тишин и о умирении всего мира, и о съхранении обители его. Безбожнии же татарове окрестъ ту многиа мста и честныа обители пожгоша 498 и множество православных в плнъ поимаша. И по языком устремишася въ обител Пречистые Корнилиева монастыря. И приидоша близ монастыря на поле и показася им обитель Пречистые яко град великъ, окрестъ же его множество вои, въоруженных на брань. Они же, видвше сие, начаша водящих их избивати, глаголюще, яко «на град к людем приведосте нас». И убоявшеся страхом велиим, отбгоша, и тако помощию Пречистыа и молитвами святаго съхранена бысть обитель его. Слышано же бысть блаженному Корнилию, яко безбожнии татарове отидоша, и възвратися въ обитель свою. Мнози же плннии избгоша из руку поганых татаръ и сия повдаша игумену Лаврентию, мы же слышавше от него и писанию предахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сиа убо вся положим братиа въ сердцих наших и съхранити потщимся, да не будут нам въ осужение словеса в день Суда. Но молю вы, братие, азъ, недостойный, поживете въ братолюбии и смирении, въ кротости, покаряющеся брат брату, и любовь имйте съ истиною и миръ от сердца. И Богъ мира да будет с вами, и Тъй да съхранитъ вы и утвердит в любви Его, молитвами Преславныа Богородица и преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антониа Великаго и всх святых. Аминь. О отшествии святаго в Кирилов монастырь По сих же блаженный Корнилие видвъ себе старостию прекланяема и недугом отягчеваема, и к концу приближающася. Братии же число прибывающе, и требующе поучениа от него, и любимое ему безмлъвие пресцаху, и молитвам и слезам спону творящим, и смертное поучение забавляющем. Святый же старець ино ничтоже помышляа, разв смерть и всего человеческаго съжитиа ошаятися. Оставль монастырь, и все строение, и отиде в свое пострижение, в Кирилов монастырь, и приат бысть тамо от игумена 493 и всеа братии с великою любовию, и затворися ту в келии, да скончает течение духовнаго подвига. Но аще онъ сице створи, Богъ же о нем лучшаа промышляа, да въ его монастыри мощи его положини будут. Ученици же его послаша братиа старйших пять с великым молением къ отцу своему, дабы их не оставил сирых, яко овца, не имущих пастыря. И молим бывает ими, да, възвратився, въ своем монастыри безмлъствует, он же не хотяше послушати их. Яко видша непреклонна его к ним, моляхут убо игумена и старцев Пречестныа тоа обители, еже способствовати им и молити старца Корнилиа, да възвратится в дом Пречистыа, в свою ограду. Игумен же и старци молиша преподобнаго утшити братию, да некако стужив си, разыдутся. Блаженный же не могый преслушатися их, рек им глаголя: «Поставите себ игумена, и азъ възвращуся к вам». Они же глаголаша: «Нарци, отче, имя, егоже хощеши». И глагола им: «Лаврентие да будет игуменъ. 494 Вдый его извстно яко велика в добродтелех и разсудителна суща в духовных и житийскых, и могущу ему строити монастырь». Они же слышавше от святаго и отидоша в монастырь и повдаша братии, яко блаженный глаголеть: «Аще не будет у вас Лаврентие игумен, то ни азъ възвращуся к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

143 Как говорит заметка, сделанная в заглавии канона Пафнутию, сочиненного учеником его Иннокентием. – Академич. ркп. из Boлokoдл. IV; 382, д. 244 об., см. также у Ключевск. стр. 207 fin. 146 Мощи Константина Святославича кн. Муромского и сыновей его Михаила и Феодора обретены в 1553-м (1555-м?) году при копании рвов для фундамента новой церкви, – Ист. Uep. III, 358 , Ратшина Полное собрание исторических сведений, стр. 31 нач., Филарета Русские святые, 21 Мая (почивают все трое в одной раке в Муромском Благовещенском монастыре который устроен был Грозным при составлявшей усыпальницу князей приходской Благовещенской церкви). 147 Нет жития князя Петра и княгини Февронии, а есть только, так сказать, светская (полуязыческая) легенда о них (напечатана в первом выпуске Памятников старинной русской литературы Кушелева-Безбородко, стр. 29 sqq.) В Лаврентьевской летописи сообщается под 1228-м годом, что в сем году на святой неделе праздной «преставися Давыд (князь) Муромскый в черньцих и в скиме», и потом что «тогоже лета Святослав (Всеволодович, князь Юрьева Польского) отпусти княгиню свою по совету, всхотевши ей в монастырь, и даст ей наделок мног... (и) иде в Муром к братьи и пострижеся»: и представляется не мало вероятным думать, как принимает это и В. О. Ключевский , что в князе Петре, по монашескому имени Давиде, нужно видеть князя Давида летописи, которому наоборот монашеское имя было Петр, а в княгине Февронии, по монашескому имени Евфросиния, – неизвестную по имени сестру кн. Давида. 148 Мощи преп. Евфимия Суздальского обретены при копании рвов для фундамента новой церкви в 1507-м году, – Ист. Uep. IV, 99  fin. (в дворцовой Образной палате находились при царе Алексее Михайловиче, как значится в описи палаты, «мощи преподобного отца нашего Евфимия Суздальского, два зуба в ковчеге серебреном золоченом», см. опись палаты в III кн. Чтен. Общ. Ист. и Древн. за нынешний 1902-й год, стр. 53 нач.). 149 Мощи преп. Павла Комельского были обретены в 1546-м году при копании рвов для фундамента церкви, но по приказанию преподобного, явившегося настоятелю, тотчас же снова преданы были земле, – архиеп. Филарета Русские святые, 10 Января, 3-го изд. 1882 г, стр. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010