481 Рук. сборник М. Д. Ак. 381, л. 1 – 2. Местное почитание преп. Иосифа Волоцкого началось с 1579 года, когда митр. Антонием с собором Русских иерархов узаконено было „праздновати и пети в обители преч. Богородицы начальнику св. обители сея преп. отцу нашему игумену Иосифу от нынешнего лета 7087, доколе н монастырь Пречистыя стоит“ (Опис. рук. Синод. Б-ки III, 1, 394). В другой рукописи, между прочим, указывается и причина, почему в это время преп. Иосифу было установлено только местное празднование: „а впредь, читаем мы здесь, Господь Бог и Преч. Богородица прославит угодника своего великого чюдотворца Иосифа чюдесы, и тогда пети и праздновати по всем святым местом и по соборным церквам» (Древнехранил. Погодина 1563, л. 39). – Житие преп. Иосифа почти в одно время появилось в 3-х редакциях, именно: а) надгробное слово, написанное учеников и сродником Иосифа Досифеем Топорковым; б) житие Иосифа, написанное Саввою Черным, епископом Крутицким, по благословению митрополита Макария, в 1546 году и в) житие, написанное неизвестным, явившиеся не позднее 1540 года. Служба преп. Иосифу, как можно заключать из того, что она была исправлена патриархом Иовом на соборе 1591 года, написана была ранее его всеобщей канонизации. И мы действительно встречаем известие, что Фотий, ученик Кассиана Босого, написал канон преп. Иосифу и представил его на рассмотрение митрополита Макария, прося его разрешения молитвовать по нему в келлии. 482 Свидетельствование мощей св. Гурия и Варсонофия поручено было царем Феодором Иоанновичем Гермогену, митрополиту Еазанскому. Им же составлено было и житие этих святых. Житие это напечатано в сборнике древностей Казанской епархии Любарского, стр. 1 – 32. 484 Житие преп. Корнилия Комельского, как видно из надписания его, написано ив лето 7097 (1589) Мая в 20 день, при державе государя благоверного царя Федора Ивановича, в лето шестое царства его и при св. патриархе Иове, по благословению отца нашего игумена Лаврентия, рукою многогрешного и последнего в иноцех Нафанаила Корнилиевского (Фпис.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

51 См. еще В. Ф. Боцяновский: рецензия книги Калугина в Ж. М. Н. Пр. 1894 г., ноябрь; мои замечания по поводу высказанной здесь гипотезы о возможности приписать авторству Артемия «Многословное Послание» – в Изв. Отд. Р. яз. и слов. 1905 г., кн. II. Весьма ценна также небольшая статья В. М. Истрина в Зап. Нов. Унив. за 1900 г. – отзыв о студ. сочинении об Артемии. 52 Е. Е. Голубинский (Ист. Р. Ц., т. II., I, стр. 832, на основании послесловия к ркп. 1543 г. Царского (Строев, 25) говорит, что Артемий был постриженником прп. Корнилия Комельского и что он в 1536 г., по благословенно преп. Корнилия, перешел из монастыря последнего в одну из пустыней вблизи Кирилло-Белоз. монастыря, именно Порфириеву: предположение вероятное, ибо Артемий позже удалялся в ту же пустынь. 72 Занков желает видеть в этом вопросе царя иронию (цитов. статья, стр. 56): вряд ли это так, хотя возможно, что отношение царя к Артемию под влиянием доклада Симеона и Сильвестра о том, что Артемий «говорил недобро», – могло измениться в сторону большей холодности. 86 «Твое теплое заступление похваляем, нерадующежеся о нападении враг» (Р. Ист. Б, т. IV, стр. 1382). 90 «Такоже и аз, грешник, вем себе достойна всякого томлениа, занеже съгреших Господеви. Но тебе, православному царю, нест достойно предати неверных ряди клевет ложно съставленых… Нам лучшее подобает внимати слышавшим Господа рекша: враждуючи на мене говорят не так, как аз говорил» (стр. 1438–1439). 103 Срав. Голубинский, т. II, стр. 836: «после того как (Башкин) пришел или приведен был в раскаяние, он и мог быть научен монахами волоколамскими, которые были защитниками вотчинновладения монастырей, чтобы оклеветать Артемия». 123 Лаврентий – Корнильевский игумен с 1538 г. по 16 мая 1548 г. (Строев, списки иерархов, стр. 750). 128 Именно в XV слов II тома (по изд. Прав. Соб.), где от лица Богородицы говорится: «тогда мне, еже о тебе часте певаемое: радуйся, благоприятно будет, егда увижу тя делом совершающа моею рождества заповеди и отступивша всякия вкупе злобы» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. Б-ки мон-рей Вологодской епархии//ЕжБК, 16-я. 2006. Т. 2. С. 189-193). Настоятели, насельники, вкладчики Имя прп. Корнилия как настоятеля К. К. м. впервые упоминается в купчей на пожню Антипинский наволок 1516 г. 18 сент. 1531 г. вел. кн. Василий III Иоаннович выдал жалованную грамоту на монастырские угодья в Вологодском у. игум. Кассиану, управлявшему К. К. м. во время удаления прп. Корнилия на Сурское оз. В 1538 г., при игум. Лаврентии (1538-1548), вскоре после разорения вотчины казанскими татарами, монастырь получил жалованную несудимую княжескую грамоту вел. кн. Иоанна IV Васильевича, освобождавшую монастырских крестьян на 5 лет от уплаты государственных повинностей и процентов по долговым обязательствам. В 1546-1547 гг., в настоятельство игум. Лаврентия во владение К. К. м. перешла Коптева Николо-Сретенская пуст. на р. Великой в Комельской вол. (Акты. 1994. С. 95-100). Имена последующих игуменов упоминаются в поземельных монастырских актах ( Черкасова. 2012. С. 289-322), публикация которых позволила уточнить годы настоятельства, приведенные в справочнике П. М. Строева ( Строев. Списки иерархов. 1877. С. 750-751). Так, Исаакий возглавлял монастырь по крайней мере в 1562-1563 гг., а не только в 1563 г., игум. Адриан - в 1580-1587 гг., а не в 1580-1586 гг., игум. Иоиль настоятельствовал еще в 1621 г., в то время как Строев приводит 1620 г. как дату окончания его игуменства. Игум. Макарий, возглавлявший обитель с 1604 г., в 1610 г. был сослан в тюрьму Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Игум. Маркелл - обвинен в казнокрадстве: в 1637 г. «вынял из казны украдом» 200 р. (Отписная книга. 1994. С. 160). В 1646 г. архиеп. Вологодский свт. Маркелл бил челом царю Алексею Михайловичу по поводу игум. Антония, к-рый без его благословения, не взяв антиминс, «святил храм Корнилия Комельского чудотворца, да октября в 5 день, тот же игумен Антоней святил… в монастырской своей вотчине на Грязивице храм». По царскому указу корнилиевский игумен должен был явиться в Вологду к архиепископу и просить прощения за «бесчестие».

http://pravenc.ru/text/2458667.html

В 1600 г. игумен Вологодского Корнилиева монастыря Лаврентий сообщил Патриарху Иову, что от мощей преподобного Корнилия Комельского уже много лет совершаются благодатные исцеления. Игумен прислал в Москву описание этих чудес, Житие преподобного, стихиры и канон, написанные иноком Нафанаилом. Патриарх совместно с собором духовенства обратился к Вологодскому архиепископу Ионе с просьбой подтвердить донесение игумена обители. Преосвященный Иона не только подтвердил достоверность сообщения, но дополнительно рассказал о том, что преподобному Корнилию давно уже совершают службу и в основанной им обители, и в Вологде, и во всей Вологодской земле. После этого Патриарх Иов соборно определил праздновать преподобному Корнилию Комельскому 19 мая. На соборе были рассмотрены Житие, стихиры и канон святому и решено, что они составлены «по образу и по подобию, якож и прочим святым» . По благословению Патриарха Иова в 1591 г. были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий Преображенский мощи Святителя Филиппа, Митрополита Московского, и установлено местное празднование его памяти 9 января . В 1592 г. были перенесены мощи Святителя Германа, второго Казанского архиепископа, из Москвы, где он скончался в 1567 г. во время моровой язвы и был погребен в церкви Святителя Николая Чудотворца, в Свияжский Богородицкий монастырь, им основанный; празднование ему стали совершать 6 ноября. В том же году, в январе, митрополит Гермоген направил грамоту Патриарху Иову, в которой говорилось, что в Казани не совершалось особого поминовения русских воинов, погибших за веру под Казанью и в ее окрестностях. Митрополит Гермоген просил Святейшего Патриарха установить для этого какой-либо день. В этой же грамоте упоминалось о трех мучениках, пострадавших за веру Христову; один из них, Иоанн, был русским, родом из Нижнего Новгорода, он был пленен татарами; двое других, Стефан и Петр, были из новообращенных татар. Казанский митрополит выражал скорбь в связи с тем, что имена этих мучеников не вписаны в синодик, читаемый в Неделю Православия, и что по ним не совершаются панихиды. 25 февраля Патриарх Иов написал ответную грамоту, в которой указывал, чтобы во всей Казанской митрополии в храмах совершались панихиды по православным воинам, убиенным под Казанью, в субботу после Покрова Пресвятой Богородицы, и их имена вписаны в большой синодик, который читается в Неделю Православия. В этой же грамоте Святителем Иовом повелевалось вписать в упомянутый синодик и трех Казанских мучеников, а день их поминовения благословлял назначить самому митрополиту Гермогену. Казанский архипастырь объявил по всем храмам и монастырям Казанской епархии Патриаршей указ и повелел 24 января поминать на панихидах, литиях и литургиях трех Казанских мучеников — Иоанна, Стефана и Петра .

http://sedmitza.ru/lib/text/439785/

в монументальной живописи. В программе алтарной росписи Софийского собора в Вологде (1686-1688, артель Д. Г. Плеханова) его образ размещен на юж. стене придела св. Иоанна Предтечи в диаконнике собора в числе 10 преподобных, в т. ч. Вологодских (преподобные Димитрий Прилуцкий, Павел Обнорский и К.). Ростовое изображение К. не имеет ярко выраженных индивидуальных особенностей, широкая густая борода немного длиннее, чем обычно, в левой руке - свиток. Не исключено, что К. написан и на одном из оконных откосов на юж. стене Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684, та же артель). Образ К. введен и в стенопись галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). В одной из групп подвижников XVI в. святой представлен седобородым старцем в профиль на переднем плане, голова покрыта куколем. Такое изображение в академической манере не соответствует более ранней иконографической традиции, сложившейся на вологодских землях. Образ К. в медальоне был включен в программу росписи одной из хорных арок в зап. части храма Христа Спасителя в Москве (70-е гг. XIX в., худож. Фартусов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 82). Преподобные Павел Обнорский и Корнилий Комельский. Фрагмент покровца. 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Павел Обнорский и Корнилий Комельский. Фрагмент покровца. 2-я пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) По-видимому, образ К. вышит в рост среди изображений рус. святых на вставном подоле XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (ГОМРТ; см.: Силкин А. В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. С. 268-271. Кат. 102). В собрании ВГИАХМЗ хранится комплект литургических покровов 2-й пол. XIX в. (до 1884 - по описи этого года были поставлены на подкладах номера), происходящий из Корнилиева Комельского монастыря. На крещатом покровце и воздухе в технике цветного графического рисунка выполнены 2 ростовых образа К.: единоличный и вместе с прп.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Велика была радость Комельской обители при встрече ее основателя. Братия встретила его, как ангела Божия, с крестами и иконами: «овии от них руце его лобызаху, овии ногам касахуся, инии ризам». Игумен Кассиан, избранный в его отсутствие, сложил свою власть, оставаясь в послушании у своего учителя. – В своем монастыре преподобный снова принялся за обычные труды, «лес секий и нивы насевая». Один брат, по имени Закхей, жаловался на скудость своей одежды и просил новой. Старец отдал ему свою одежду, а сам долго ходил в вязаной лыком одежде Закхея. Все это более и более удручало св. старца и заставляло его сильнее чувствовать давно уже наступившую старость. Видя приближение кончины и ослабление своих сил, святой решил провести остаток дней своих в затворе, сделав прощальное поучение братии, он удалился в обитель своего пострижения и затворился в келлии. Но оставленная им братия не могла жить без своего учителя. Опять прибыли к преподобному посланные из среды ее пять старцев с просьбою, чтобы он не оставил их сирыми, но возвратился безмолствовать в свою обитель. Старец сначала не уступал просьбе. Когда же к Комельским старцам присоединились игумен и братия Кирилловские, в свою очередь прося его утешить братию чтобы не разошлись от скорби, блаженный решил снова возвратиться в свою обитель, только предварительно велел там избрать другого игумена. Его спросили, кого он хочет видеть своим преемником? Он назвал Лаврентия. Лаврентий был поставлен игуменом, а возвратившийся старец затворился в келлии на совершенное безмолвие. Но и еще раз старцу суждено было покинуть свою обитель. Под конец его жизни, в 1536 году, казанские татары, производя опустошение русских городов и селений, достигли Вологодских пределов. Жители в страхе разбежались; опустели и обители, которых также не щадила рука неверных. Когда слух об этом несчастий дошел до старца Корнилия, он сказал; «сотворим человеческое, бежим и мы, чтобы не явилась гордость или тщеславие. Не добро самим вдаваться в беду. Всемогущий Христос Сам бежал в Египет от Ирода, да научатся и другие не вдаваться в напасти. Подвижник вместе с братиею удалился в Белозерские пределы на Ухтому. Но рука вражия не коснулась обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другого ответа и нельзя было ожидать Борису от русского духовенства при господствовавшем тогда у нас взгляде на латинян и протестантов, которые одни только и могли быть вызваны к нам из Европы в качестве учителей юношества. Единственным средством к развитию своего ума и приобретению познаний оставалось у нас для желающих чтение книг. Но смутные обстоятельства отечества вовсе не благоприятствовали книжным занятиям. Если же и теперь мы встречаем у себя несколько довольно образованных и начитанных духовных писателей, то все они получили свое образование еще в предшествовавшее время. Таковы были оба наши первые патриарха, Иов и Гермоген, и пострадавшие за исправление богослужебных книг архимандрит Дионисий, старец Арсений Глухой и поп Иван Наседка, с сочинениями которых мы уже познакомились прежде. Таковы же были и авторы житий и церковных служб, появившихся тогда у нас по поводу открытия или перенесения святых мощей и установления новых праздников. Из числа сочинений этого рода известны: а) житие святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, и канон ему, последний написан соловецким старцем Мисаилом ; б) служба трем святителям Московским — Петру, Алексию и Ионе — неизвестного ; в) повесть о благоверном князе Романе Углицком и канон ему составлены по благословению Иова патриарха трудами и тщанием воеводы Семена Романовича Олферьева и инока переяславского Даниилова монастыря Сергия ; г) служба Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию — неизвестного ; д) житие преподобного Антония Римлянина и сказание о чудесах его, первое только переделано, а второе вновь составлено (в 1598 г.) иноком Антониева новгородского, а потом Троице-Сергиева монастыря Нифонтом ; е) житие Московского митрополита Филиппа написано неизвестным в Соловецком монастыре по поручению игумена и братии вскоре после перенесения туда (в 1590 г.) мощей святителя из Отроча монастыря ; ж) служба преподобному Корнилию Комельскому и житие его, написанное иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом по благословению игумена Лаврентия, свидетельствованы на Соборе в 1600 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436107/

Если же и теперь мы встречаем у себя несколько довольно образованных и начитанных духовных писателей, то все они получили свое образование еще в предшествовавшее время. Таковы были оба наши первые патриарха, Иов и Гермоген, и пострадавшие за исправление богослужебных книг архимандрит Дионисий, старец Арсений Глухой и поп Иван Наседка, с сочинениями которых мы уже познакомились прежде. Таковы же были и авторы житий и церковных служб, появившихся тогда у нас по поводу открытия или перенесения святых мощей и установления новых праздников. Из числа сочинений этого рода известны: а) житие святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого. Московского чудотворца, и канон ему, последний написан соловецким старцем Мисаилом; б) служба трем святителям Московским – Петру, Алексию и Ионе – неизвестного; в) повесть о благоверном князе Романе Углицком и канон ему составлены по благословению Иова патриарха трудами и тщанием воеводы Семена Романовича Олферьева и инока переяславского Даниилова монастыря Сергия; г) служба Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию – неизвестного; д) житие преподобного Антония Римлянина и сказание о чудесах его, первое только переделано, а второе вновь составлено (в 1598 г.) иноком Антониева новгородского, а потом Троице-Сергиева монастыря Нифонтом; е) житие Московского митрополита Филиппа написано неизвестным в Соловецком монастыре по поручению игумена и братии вскоре после перенесения туда (в 1590 г.) мощей святителя из Отроча монастыря; ж) служба преподобному Корнилию Комельскому и житие его, написанное иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом по благословению игумена Лаврентия, свидетельствованы на Соборе в 1600 г. Кроме того, Вологодский архиепископ Иона Думин по благословению патриарха Иова составил новое житие на основании прежних святого Александра Невского и похвальное Слово ему. Воевода Семен Олферьев и инок переяславского Даниилова монастыря Сергий написали по благословению того же патриарха службу великому князю московскому Даниилу. Инок болдинского Герасимова монастыря Филофей Пирогов составил к концу XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

и тексты/Авт.-сост.: М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 45). В наст. время образ находится под записью XIX в., уточнить иконографию К. невозможно. Его иконы отсутствуют в текстах описей Спасо-Каменного монастыря 1670 и 1701 гг. (Переписные книги. 2011. С. 110-200). К. представлен в одной из групп подвижников XV в. в стенописи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Живопись выполнена в академическом стиле иеродиаконами Паисием и Анатолием в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010). Святой облачен в монашеские одежды, на голове куколь, глаза прикрыты, борода седая средней величины, на конце раздвоенная. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010