Л Лаврашевский Мужской монастырь Находился в Белоруссии, и около половины XVII века Униатами опустошён 1 . Лаврентьев Калужский монастырь Мужской Калужской Епархии 3 класса, находится в Калужском уезде на гористом, окружённом рощами месте, на левом берегу речки Яченки, расстоянием от Калуги к северо-западу в двух, а от большой дороги к городу, Гжатску в 20 вёрстах, когда и кем построен, неизвестно. Здания в нём все каменные: 1) три ЦЕРКВИ, из которых в одной почивают под спудом мощи Св. Лаврентия, Христа ради юродивого (чудотворца), скончавшегося в 1515 году, Августа в 1 день; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 4) ОГРАДА кругом монастыря с башенками. Настоятельство в монастыре сем было до Штатов Архимандричье, по Штатам же 1764 года положен в 3 классе степенью 13 с Настоятельством Игуменским. Крестьян за оным было числом 523 души. При монастыре сем находится Епархиальная Семинария, заведённая ещё в 1775 году, а с 1799 года в курсе наук распространённая 2 . В нём находится и Епархиального Архиерея пребывание. Лаврентиев Калужский монастырь, с 1799 года обращённый в кафедральный дом Калужских Преосвященных, стоит от города Калуги к западу в 3½ вёрстах на гористом месте, над речкой Яченкой, а основан около половины XVII столетия. Здания примечательнейшие: 1) посреди монастыря – двухэтажная СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ , построенная в конце XVIII столетия; в верхнем этаже – храм во имя Возесения Господня с приделом Св. Николая, а кругом оного – с запада крытые, а с востока открытые каменные переходы; в нижнем – во имя Св. мученика и Архидиакона Лаврентия и. Св. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца. Здесь и мощи его почивают под спудом у северной стены, а над оными устроена рака с изображением Иконы его. Преподобный этот жил в конце XV и в начале XVI столетий, как видно из записки хранившейся в этой обители. В ней между прочим повествуется о нём так: «В лето 1512 напали на город (Калугу) Агаряне, против которых вышел он (Кн. Симеон Иванович Калужский) со своими гражданами; а Праведный Лаврентий, в доме его бывший, внезапно возопил гласом великим: „дайте мне мою секиру острую, напали псы на Князя Симеона, да обороню от псов его“ и, взяв, ушёл. Князю же Симеону, в то время бившемуся с Агарянами с насада (род судна водоходного) на Оке, Агарянам же, во множестве обступившим Князя, внезапно явился на насаде Праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив, говорящий: „не бойтесь“. И тотчас победил Князь и прогнал их, а Праведный Лаврентий снова явился в доме Княжеском, и как бы юродствуя, и говоря: „оборонил от псов Князя Симеона“. Князь, возвратившись с брани, поведал бывшее, как явился Праведный и его укреплением и помощью победил врагов, нашедших на город Калугу». Кто и откуда был родом Праведный Лаверентий, достоверного сведения не находится. Он большей частью жил в доме Князя Симеона, а для духовных подвигов удалялся в уединённое место, где стояла церковь , а потом монастырь его имени, что ныне Архиерейский дом;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Св.Лаврентий Калужский ЖМП 8 август 2015 /  28 августа 2015 г. Небесный покровитель Калужской земли У Калужской земли есть несколько небесных покровителей. Один из них — праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, названный калужским чудотворцем за чудеса спасения и исцеления, явленные им не только при жизни, но и после праведной кончины. Он упокоился 10/23 августа 1515 года.  В это же время была основана обитель его имени. Нынешним летом Калуга вспоминает не только этого местночтимого святого, но и отмечает 500-летие Свято-Лаврентьева монастыря, который сейчас восстанавливается. «Журнал Московской Патриархии» предлагает обзор исторических источников, рассказывающих о калужском чудотворце. «Не бойтеся!» Пожалуй, самый ранний из найденных автором этой статьи источников, в которых упоминается о святом Лаврентии, — переизданный в 1862 году «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» Д.А. Эристова. В нем сказано, что «блаженный Христа ради юродивый» Лаврентий Калужский «преставился» 10 августа 1515 года. К сожалению, в «Словаре…» не указано происхождение святого, поскольку «в летописях (Свято-Лаврентьева. — Прим. авт.) монастыря не находится достовернаго сведения». Однако приводится весьма любопытное замечание о том, что в «книге Синодика рода Хитровых, находящейся в Лютиковском Троицком Перемышльском монастыре, возобновленном Боярами Хитровыми, упомянут в поколении Григорья Симеоновича Хитрово, в голове всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок; и потому можно заключить, что он принадлежал точно к роду Хитровых». О монастыре, названном в честь святого Лаврентиевским, сказано, что он основан «около половины XVI века, но кем, неизвестно» и что в нем сохранилась записка о подвиге праведника: «В лето 1512 нападоша на град (Калугу) Агаряне, противу которых вышел он (князь Симеон Иоаннович Калужский) с своими гражданы; праведный Лаврентий, в дому его бывший, внезапу возопи гласом велиим: дадите мне мою секиру острую; нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его! и взем отъиде; князю же Симеону, в то время бившуся с Агаряны с насада (род судна водоходнаго) на Оке; Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на насаде прав. Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив рекши: не бойтеся! — и в тот час победи князь и прогна их, а праведный Лаврентий обретеся паки в дому княжеском, аки юродствуя, и говоря: оборонив от псов князя Симеона. Князь возвратився от брани, поведа бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу»1. Праведный Лаврентий появился на насаде, каким-то чудесным образом покинув дом князя: «взем отъиде». О том, как именно это могло произойти, речь пойдет далее.

http://e-vestnik.ru/history/lavrentiy_ka...

Иона, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Василевский Иван Семенович) Родился 18 февраля 1763 года в городе Калуге в семье бедного причетника-иконописца. Первоначально учился в духовном училище при Лаврентиевом Рождественском монастыре близ Калуги, затем в Перервинской духовной семинарии, откуда, как лучший ученик, переведен в лаврскую духовную семинарию, переименованную в Московскую духовную академию. В 1790 году окончил курс духовной академии. 30 января 1792 года назначен священником к Калужской Воскресенской церкви. В 1803 году возведен в сан протоиерея. В 1807 году пострижен в монашество и в том же году возведен в сан архимандрита. С 1808 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря. В 1810 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 1811 года – инспектор и эконом Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря. 29 марта 1812 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. 22 апреля 1821 года возведен в сан архиепископа Астраханского и Кавказского. 1 октября 1821 года назначен экзархом Грузии, архиепископом Мцхетским. Тифлисским и Карталинским. Состоял членом Святейшего Синода. 22 августа 1828 года возведен в сан митрополита. 5 марта 1832 года уволен от управления Грузинской Церковью. Вызван в Святейший Синод для присутствия и оставался в Санкт-Петербурге до самой смерти. Жил в Александро-Невской лавре. Скончался 22 июня 1849 года на руках своего любимого друга, архиепископа Нафанаила (Савченко, † 1875). Погребен в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви. Детство святителя прошло в убогой нищете. Ему нередко приходилось даже просить милостыню для себя и своей беспомощной и бесприютной бабушки. Рано познав нужду, он привык чутко относиться к людским бедам и горестям и всегда старался оказать нуждавшимся всевозможную помощь. Так, в 1830 году во время холеры в Грузии он с лекарствами самоотверженно посещал больных и исполнял священнические требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦАК МДА) († 10.08.1515 (?)), блж. (пам. 10 авг.), Христа ради юродивый, Калужский. Немногие сведения о Л. сообщает краткое вступление к Чудесам святого, известным в рукописях XVII-XVIII вв. (РНБ. Собр. Тиханова. 751. Л. 3-9 об., кон. XVII в.; 274. Л. 1-15, кон. XVIII в.; НСРК. Q. 5. Л. 1-12, 1756 г.; ТГОМ. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150, посл. четв. XVII в.; РГБ. Муз. 9578, 2-я пол. XVIII в.; Муз. 10473. Л. 15-24, кон. XVII - нач. XVIII в.; РГБ. Тихонр. 375. Л. 288 об.- 289 об.; пересказ Чудес: РНБ. НСРК. F. 107, 1860 г.; Влад. F. 8. Л. 309 об.- 310, XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). В калужском Рождественском монастыре хранился список, составленный в период настоятельства игум. Кариона (1698-1722), в к-ром имелось изображение Л. Встречающееся в лит-ре (см.: Леонид (Кавелин). 1888; Ковалевский. 1895) отождествление игумена Рождественского мон-ря с иером. Карионом (Истоминым) лишено оснований, т. к. последний в указанные годы в Калуге не жил. Датировка 2 последних чудес, 1666 и 1668 гг., свидетельствует о том, что их составление было, по-видимому, завершено задолго до игум. Кариона (в известных списках не зафиксированы Чудеса времени его игуменства). Состав текстов не одинаков: списки РГБ. Муз. 9578, Муз. 10473; РНБ. Собр. Тиханова. 274 содержат 9 чудес, включая прижизненное. В списках РНБ. Собр. Тиханова. 751 и ТГОМ (судя по описанию М. Н. Сперанского) - 5 чудес, текст завершается Чудом 1641 г., случившимся с посадским человеком Трофимом Ермолаевым, и отсутствуют Чудеса об исцелении Андрея Кологривова, отрока Симеона и Петра Кологривова. Во вступлении к Чудесам говорится, что Л. жил при дворе калужского кн. Семена Ивановича (удельный князь в 1505-1518). Возможно, святой происходил из дворянского рода Хитрово, т. к. его имя первым вписано в синодик Г. С. Хитрово, хранившийся в перемышльском Троицком Лютиковом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. 1862. С. 120-121). Согласно устному преданию, Л. любил молиться в келье, соединенной подземным ходом с ц. в честь Рождества Христова; оставаясь незамеченным, юродивый часто посещал церковные службы. В XIX в. горожане показывали куст, под к-рым находился спуск в подземный ход ( Он же. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря. 1862. 1. С. 4-5). В предисловии к Чудесам сохранилось подробное описание внешнего облика святого: «...власы на глав имя русы с просдиною, долги, растрепаны, брада продолговата, сда, на конц раздвоилась, на себе ношаше шубу распашь, босъ, в портхъ» (РГБ. Муз. 9578. Л. 9-9 об.).

http://pravenc.ru/text/2462449.html

I. Лаврентьев монастырь 1.Местоположение обители и принадлежащей к ней Крестовской церкви Близ большой Московской дороги, за четверть версты от заставы г. Калуги, на правой стороне, встречает путника небольшая, уютная, обнесённая каменной оградой с готическими башенками, обитель. Это храм Крестовский, дом молитвы для обитателей Калуги и для проезжающих, и дом милосердия, где сердоболием Калужских Архипастырей успокаиваются престарелые и немощные священнослужители Калужской епархии. Далее, направо, из-за сосновой рощи и возвышенной плоскости выглядывает величественный храм с колокольней – это Лаврентьев Монастырь, в ведении которого состоит и Крестовская церковь . Лаврентьев мужской третьеклассный монастырь расположен на одной высоте с городом, на левом берегу речки Яченки, повыше города, и с юга он окружён глубокими рвами, с севера и запада тенистым садом, раскинувшимся по скату горы, и только с восточной стороны от слободы открыт для входа. Но чтобы судить о красоте местоположения этой обители, надобно или посетить монастырский сад и полюбоваться теми видами, какие открываются из него на город, на низменные луга, по которым течет Яченка, и на леса противоположного её берега, или взгляд на монастырь из-за Яченки, со стороны городского бора, откуда представляется взору полукруглая, довольно высокая гора, покрытая сплошь от подошвы до вершины развесистыми деревьями, из среды коих виднеются глава соборной церкви и верх величественной колокольни. У подошвы горы, по зелени лугов, извивается серебряной лентой речка Яченка, которая у монастырской мельницы расширяется в небольшой пруд, а вверх по течению теряется в ущелье, образуемом монастырской горой и противоположным ей возвышением, где также тянется густой лес. По северо-западному скату горы раскинута за оврагом деревня Железняки, а у самого монастыря расположена слобода Подзавалье. 2. История Лаврентьева монастыря А)      Основание обители, краткое сказание о Св. Праведном Лаврентии и чудесах его Лаврентьев монастырь так называется ныне по имени Святого Праведного Лаврентия, мощи коего почивают под спудом в нижней церкви соборного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви Источник Содержание Предисловие I. Лаврентьев монастырь 1.Местоположение обители и принадлежащей к ней Крестовской церкви 2. История Лаврентьева монастыря 3. Храмы и другие здания 4. Обозрение ризницы и библиотеки 5. Древние Синодики и нынешнее кладбище 6. Прежние и нынешние владения монастыря VI. Чем ныне владеет монастырь, как Архиерейский дом 7. Чем содержался и ныне содержится монастырь 8. Принадлежность по духовному управлению, степень монастыря и список его Настоятелей Список настоятелей II. Крестовская церковь 1. История Крестовской церкви 2. Настоящее состояние Крестовской церкви     Предисловие Калужский Лаврентьев монастырь ныне считает уже четвертое столетие своего существования. История его, начинаясь воспоминанием о чудесном избавлении сопредельного ему города Калуги, молитвенным заступлением Праведного Лаврентия, от внезапного нападения на оный «безбожных Агарян» (Татар), и соприкасаясь к событиям «смутного времени», продолжается чрез 200-летний, мирный, по отношению к Калужской области, период, до вторжения в её пределы «двадесяти язык», и оканчивается кратким исчислением замечательных в монастырской жизни событий истекшего пятидесятилетия. Судьбы этой обители, издревле тесно соединённые с судьбами близкого ей города Калуги, равно любопытны и для любителей русской старины и для ревнителей праотеческого благочестия. В настоящем своём положении, монастырь этот, кроме своей древности и заключающейся в стенах его драгоценной святыни–мощей Св. Праведного Лаврентия, Христа ради юродивого, калужского Чудотворца, замечателен и своим очаровательным, весьма красивым местоположением, по видам, открывающимся из сада и в этом отношении, по отзыву получившего начальное воспитание в стенах этой обители, покойного Митрополита Ионы, «он есть редкий из Архиерейских домов». При составлении сего краткого описания Лаврентьевой обители, нас руководила наиболее мысль спасти от конечного забвения её прошедшее и сохранить, на память её будущих насельников и посетителей, известие о настоящем её состоянии. Святые молитвы живущих в монастыре будут лучшею наградой для потрудившегося в сем описании, ради общей пользы и утешения их. Ибо не думаю, чтобы кто-нибудь захотел остаться совершенно равнодушным к истории этой обители, которой Промысел Божий судил ему быть хотя бы и временным обитателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

в обители Феофилактом Русановым , первым епископом Калужским. Есть основание думать, что преп. Тихон был из числа учеников преп. Пафнутия Боровского. Ум. 1492 г. По преданию монастырскому, преп. Тихон поселился один в глубоком лесу, в пустынных пределах города Малого Ярославца на берегу речки Вепрейки, жил в дупле огромного дуба, питался дикорастущими растениями, а в питие употреблял воду из кладезя, им самим ископанного. Когда место его жительства сделалось известно окрестным жителям, стали приходить к нему ищущие уединенного жития. Дошел слух о пустыннике и до владельца тех мест, князя Василия Ярославича Боровского, внука Владимира Андреевича Храброго. Раз проезжая лесом для охоты за дикими зверями, князь встретился с преп. Тихоном и, воззрев на него с гневом, приказал ему немедленно удалиться из его владений, при чем дерзнул замахнуться на него плетью. Но рука князя тотчас онемела и сделалась недвижимою. Вразумленный таким наказанием, князь раскаялся в своем проступке, со смирением просил у преподобного прощения, и по молитве его получил исцеление. Тогда он сделался милостивым и просил преподобного остаться навсегда в его владениях и устроить обитель для иноков, обещая снабдевать ее всем потребным. После сего преп. Тихон устроил обитель в честь Успения Богоматери, и собрав в ней учеников, был их наставником и настоятелем. Он управлял обителию до глубокой старости и скончался в 1492 году схимником, как он записан в синодике Лаврентиева монастыря, где имя его поставлено после имени прав. Лаврентия. Мощи его погребены в Успенской церкви. Память 16 июня. Богомольцы, посещающие обитель Тихонову, считают священною обязанностию, помолившись в Преображенской церкви у раки мощей преп. Тихона, посетить кладязь его, находящийся в 2-х верстах от монастыря, при истоке реки Вепрейки и огражденный часовнею. В другой часовне, устроенной игуменом Геронтием в 1838 году, сохраняются остатки дуба, в дупле которого жил преп. Тихон и который в начале 30-х годов сломан был грозою. С недавнего времени посещения обители Тихоновой богомольцами значительно умножилось по причине обилия чудесных исцелений, истекающих от мощей преподобного; и вода из кладезя преп. Тихона и части «святаго дуба» даруют исцеления недужным («Преп. Тихон, Калужский чудотворец», статья доктора богословия, прот. С.К. Смирнова, в Душеп. Чтен. 1887 г., 10, стр. 161–166). 424. Преподобный отец Никифор иже бысть ученик Святому Тихону

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

II. Крестовская церковь Вид Крестовской церкви с колокольней. 1. История Крестовской церкви На месте нынешней Крестовской церкви с незапамятных времён стояла сперва деревянная, а потом каменная часовня, именуемая «часовней на Боровской дороге». О построении этой часовни Калужские старожилы рассказывают так: после большого Калужского пожара, в конец истребившего город, в числе святыни, спасенной из погоревших церквей, был большой, издревле чтимый Крест. Спасённые вещи были сложены до времени в одной из посадских церквей. При распределении оных по уцелевшим и вновь устроенным храмам, граждане пришли к единодушной мысли поставить этот Крест за городом на большой Московской дороге, воздвигнув для него особую часовню, в ограждение его силою этой лесистой окрестности их города 28 , от часто случавшихся там грабежей и разбоев. Благое намерение было приведено в исполнение, и не постыдилась вера их, разбои в этой стороне с тех пор стали видимо уменьшаться, а потом и вовсе прекратились, а это обстоятельство еще более усилило благоговение, которое издревле имели Калужские граждане к сему чудному Кресту. Это предание заключает в себе, между прочим, и указание на древность упомянутого Креста, если даже остановиться и на том мнении, что его стали особенно чествовать со времени постановления в часовне. Предание упоминает о «большом пожаре». По всей вероятности, здесь надобно разуметь тот самый пожар, который докончил разорение Калуги, начатое в 1618 году Сагайдачным и о котором упоминается в жалованной грамоте Царя Михаила Феодоровича Калужанам в 1622 году. В одном старом синодике (1685), читанном при Патриархах в неделю православия, между прочим написано: «И иже в городе Калуге сгоревшим от запаления, и нужной смертью скончавшимся святым Инокам и Инокиням, и всем православным христианам вечная память» 29 . И так, согласно сему преданию, известность Креста, надобно полагать, начинается с первой четверти XVI столетия, самый же Крест существовал очевидно прежде: ибо был в числе святыни, спасенной от пожара 1620 года. Древность его свидетельствуется и тем, что не смотря на прискорбное отделение части Калужских граждан от единства церковного, они всегда соединялись чувством уважения к сей древней святыне своего города, доказывая тем очевидно, что было время, когда была на Руси «единая вера и едино о ней мудрование у всех верующих».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Духовенство Калужской митрополии почтило память праведного Лаврентия Калужского 23 августа 2016 г. 18:27 23 августа 2016 года, в день памяти праведного Лаврентия, Калужского чудотворца, на месте упокоения честных мощей святого в Лаврентиевском монастыре в городе Калуге прошли праздничные богослужения. Божественную литургию в день праздника совершили митрополит Калужский и Боровский Климент , архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан , епископ Козельский и Людиновский Никита и епископ Тарусский Серафим , викарий Калужской епархии . Архипастырям Калужской митрополии сослужили: схиархимандрит Власий (Перегонцев); иеромонах Пафнутий (Архипов), настоятель обители; архимандрит Донат (Петенков), благочинный города Калуги; архимандрит Тихон (Завьялов), наместник Свято-Успенской Тихоновой пустыни; игумен Мефодий (Пронькин), секретарь Калужской епархии; отцы благочинные, настоятели и клирики приходов и монастырей Калужской, Козельской и Песоченской епархий. Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Комаров, руководитель епархиальной пресс-службы. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине. Богослужебные песнопения исполнили сводный хор Калужской духовной семинарии и хор Свято-Пафнутьева Боровского монастыря под управлением Иоанна Майорова. За богослужением молилась настоятельница Спасо-Воротынского женского монастыря игумения Анастасия (Мордмилович) с сестрами. Праздничная Литургия завершилась крестным ходом на святой источник, где был отслужен водосвятный молебен. По окончании богослужения митрополит Климент поздравил духовенство и верующих с праздником и произнес проповедь. Во время наполеоновского нашествия заступничество блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года. Когда после сражения под Малоярославцем началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступничество Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного события 12 октября 1812 года.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАВРЕНТИЕВ КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Калужской и Боровской епархии Калужской митрополии), находится в Калуге, на берегу р. Яченки. 1512-1918 гг. Монастырь прп. Лаврентия в Калуге. Фотография. Нач. XX в. Монастырь прп. Лаврентия в Калуге. Фотография. Нач. XX в. Основание Л. К. м. в XVI в. связано с именем блж. Лаврентия Калужского († после 1512). Согласно Сказанию о чудесах св. Лаврентия (известно в списках XVII-XVIII вв.), в нач. XVI в. он жил при дворе калужского удельного кн. Семена Ивановича († 1518) (Симеоново городище), а также в хижине рядом с деревянной ц. в честь Рождества Христова, находившейся в неск. километрах от Калуги, на берегу р. Яченки. По устному преданию, включенному архиеп. Филаретом (Гумилевским) в жизнеописание блж. Лаврентия, подвижник прокопал от хижины до церкви подземный ход ( Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 2. С. 477-480), о существовании к-рого в мон-ре впосл. было устойчивое поверье. В 1512 г., во время битвы кн. Семена Ивановича с крымскими татарами на р. Оке, св. Лаврентий неожиданно явился среди княжеского воинства, укрепляя и ободряя его, после чего была одержана победа. Время кончины св. Лаврентия неизвестно. В списке Сказания о его чудесах, датируемом 2-й пол. XVIII в., указано: «Колико же бе святый поживе и в кое лето скончася, неизвестно» (РГБ ОР. Ф. 178. 9578. Л. 9 об.). Традиционно годом смерти блж. Лаврентия считался 1515-й. Вероятно, эта датировка основана на неправильном прочтении единственной даты, содержащейся в описании прижизненного чуда святого: 7020 (1512) читали как 7023 (1515) ( Романова. 2004. С. 239). После кончины святой был погребен под ц. в честь Рождества Христова. По мнению историков XIX - нач. ХХ в., мон-рь при Рождественской ц. основал кн. Семен Иванович. Сначала обитель именовалась Рождественской, а затем Лаврентиевской. В жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного 1565 г., вероятно, впервые упоминается «монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый» ( Леонид (Кавелин). 1906. С. 9).

http://pravenc.ru/text/2462415.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010