В 1641 году пришёл из города Калуги в монастырь Рождества Христова и блаженного Лаврентия посадский человек, именем Трофим, с женой своей. Они привезли с собой сына Давида, болящего ногами. Болезнь же его была так сильна, что он не мог не только встать на ноги, но даже и сделать ими какое либо движение без ощущения сильной боли. Поклонившись раке мощей святого Лаврентия, они отслужили молебен и литию пред гробом святого и после сего, лишь только возвратились в дом свой, болящий сын их встал на ноги совершенно здравым, славя Бога, как будто никогда и не был болен. Отец же его опять пришёл в монастырь и рассказал о бывшем игумену, как сын их молитвами святого и праведного Лаврентия, Христа ради Юродивого, Чудотворца, получил исцеление от своей болезни. 7)В 1641 году мая в первый день, пришёл в обитель Рождества Христова и святого праведного Лаврентия один юноша, родом из Нижнего Новгорода, именем Симеон, одержимый изнурительной лихорадкой. Явясь к игумену, он поклонился ему до лица земли и сказал: «Я, отче святый, пришёл сюда из Нижнего Новгорода на стругах и, как видишь, по воле Божьей, одержим сильной лихорадкой. Слышав же о чудесах святого Лаврентия, Христа ради Юродивого, Чудотворца, который подаёт во многих болезнях скорое исцеление с верой приходящим к нему и веруя от всего сердца моего, пришёл и я в сию обитель и желаю получить, молитвами угодника Божия святого Лаврентия, здравие и от своей болезни исцеление. Молю ты, святый отче, благослови мне пробыть некоторое время в вашей обители, помолиться угоднику Божию и потрудиться, сколько могу, на братию». Игумен с любовью благословил его пожить в монастыре. Он же начал ходить в церковь ко всем службам, усердно молясь святому и прося избавления от своего недуга, и вскоре Господь Бог , за молитвы угодника своего, даровал ему просимое исцеление. Он выздоровел совершенно от одержавшей его болезни, и в благодарность за сие потрудился не мало на братию в хлебне и поварне. После того взяв от игумена благословение, пошел здравым в свой отечественный град, благодаря Бога и святого Чудотворца Лаврентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Первый настоятель, удостоенный сего был игумен Карион, почтенный сею степенью в 1708 году, управлял обителью с 1698 года. По сравнению с одинаковыми обстоятельствами в других иноческих обителях, можно с достаточной вероятностью предполагать, что возведение в сан архимандрита игумен Карион заслужил особенной заботливостью о внешнем и внутреннем благоустройстве вверенной ему обители. По неимению в монастырском архиве никаких письменных актов, относящихся ко времени его управления, можно принять за подтверждение сего предположения: 1) Надпись на большом колоколе, которая показывает, что он первоначально был вылит при архимандрите Карионе «тщанием и радением города Калуги посадских людей» в 1713 году (весу в нем тогда было 99 пудов); 2) Надпись на некоторых богослужебных книгах, из коих видно, что в 1704 году был прислан в Лаврентьев монастырь полный круг таких книг «из приказа большого дворца и книжной палаты», по Указу царя и великого князя Петра Алексеевича, и конечно по особому ходатайству настоятеля; 3) Надписи на других книгах, кои гласят, что они приобретены были большей частью при архимандрите Карионе, наконец, 4) Само место погребения его, в притворе нижней церкви, в нескольких саженях от раки мощей святого праведного Лаврентия (чего не удостоился никто из прежде и после его бывших настоятелей (свидетельствует, что сей настоятель в свое 24-летнее управление обителью заслужил любовь и уважение братства, им окропляемого. В стене, отделяющей настоящую церковь от притвора, над могилой почившего оставлена каменная доска, на коей вырезана в глубь надпись вязью: «1722 года января в 26 день, на память преподобного отца Ксенофонта, преставился раб Божий сея обители Архимандрит Карион, жития его от рождения 67 лет. В сей обители игуменствовал 10, архимандритом 14 лет. Погребен против сей таблицы». Новый знак, что желали и находили за что сохранить в обители память усопшего. В 1732 году построена над святыми вратами каменная церковь , во имя Успения Божией Матери, а в 1739 году верхний деревянный ярус соборной церкви заменен каменным по Указу московского синодального приказа от 9 июня 1739 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Настоящая церковь соединена пролетом с небольшим притвором, слабо освещаемым двумя окнами с южной стороны, притвор этот имеет выход в галлерею, окружающую церковь с западной стороны, и, может быть, пристроен позже, вместе с последним. У стены, отделяющей притвор от настоящей церкви, с левой стороны, неподалеку от раки святого праведного Лаврентия погребен первый Архимандрит обители Карион над могилой коего в стене, заслоненной иконами, вставлена каменная доска, с следующей рельефной, изображённой вязью, надписью: «1722 года января в 26 день, на память Преподобного о. Ксенофонта, преставился раб Божий сей обители Архимандрит Карион, жития его от рождения 67 лет, в сей обители был Игуменом 10 лет, Архимандритом 14 лет. Погребен против сей таблицы». На правой стороне, также в стене, отделяющей притвор от настоящей церкви, вставлено в стену мраморное барельефное изображение женского лица с надписью: «Анна Федоровна Демидова, из фамилии Ждановых, родилась 1718 года июля 20 дня, скончалась 1805 года июля 15 дня». Пол в нижней церкви выслан лещадью, а у раки Праведного Лаврентия чугунными плитами. Верхняя церковь . В ней два престола рядом: правый на южной стороне во имя Вознесения Господня, левый на северной стороне во имя Рождества Христова. Сколько нижняя церковь отличается своей простотой, уютностью и таинственной сумрачностью, столько верхняя, напротив, замечательна благолепием своего иконостаса, простором, высотою и довольным освещением. А это и наглядно свидетельствует, что она построена позднее нижней. Своды в ней монастырские или котловые, церковь освещена в два света окнами: вверху 6, по три на стороне, широкие с дугообразными перемычками и широкими отливами внутрь, нижние с прямыми перемычками, также в числе 6-ти. Из сих два ближайшие к алтарю выходят на монастырский двор, а остальные на ходовые паперти, окружающие церковь с трёх сторон, сверху храм сей освящается 8-ю узкими окнами из деревянного трибуна. Благолепный иконостас, искусной работы во вкусе «рококо» с широкими карнизами и выступами, в два пояса, образа коих отделены одни от других 10-ю колоннами с ложками, обвитыми листьями и виноградными гроздьями, с капителями коринфского ордена, поле иконостаса золоченое, цированное, все рамки образов украшены искусной золочёной же резьбой самых разнообразных форм, карнизы первого яруса украшены Херувимами, на карнизе верхнего яруса несколько образов в круглых клеймах, а в середине распятие с предстоящими, в резных же золочёных рамках.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 2006 г. митр. Климент освятил монастырский собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 20 авг. 1991 г. епархии был передан Черноостровский монастырь в Малоярославце, 9 авг. 2009 г. митр. Климент совершил великое освящение главного монастырского храма - Никольского собора. В 1991 г. началось возрождение Тихоновой пуст. 21 марта 1992 г. архиеп. Климент освятил фундамент строящегося храма на источнике прп. Тихона и основал скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Празднование 500-летия преставления прп. Тихона в Калуге в 1992 г. возглавил патриарх Алексий II. 2 нояб. 1993 г. решением Свящ. Синода Тихонова пуст. была возобновлена, 29 июня 1995 г. архиеп. Климент служил 1-ю после возрождения обители литургию в монастырском Успенском соборе. В 1994 г. началось восстановление калужского Лаврентиева монастыря, в следующем году на его территории была построена часовня во имя блж. Лаврентия Калужского. 26 дек. 1995 г. постановлением Свящ. Синода была учреждена Рождества Пресв. Богородицы жен. пуст. в с. Барятине. В 2000 г. К. и Б. е. был передан воротынский Спасо-Преображенский монастырь, в 2001 г. возобновилась монашеская жизнь в Свято-Георгиевском мещовском монастыре, 17 июля 2001 г. был учрежден Клыковский в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь в с. Клыкове Козельского р-на. В сент. 1990 г. при калужском Георгиевском кафедральном соборе была открыта первая в епархии воскресная школа. Через 2 года в Калуге начало работу Калужское ДУ, 20 янв. 1997 г. преобразованное в семинарию. В 1996 г. открылось Калужское епархиальное жен. уч-ще, готовящее церковных регентов, иконописцев и преподавателей воскресных школ (в 2002 преобразовано в ДУ, где было разрешено и обучение мужчин). К 1 сент. 2011 г. в К. и Б. е. имелись 2 духовные школы (Калужская ДС, Калужское ДУ) и вечерняя богословская школа для мирян при Калужской ДС, 3 правосл. гимназии, 11 духовно-просветительских центров, 2 правосл. благотворительные миссии и детский приют. С 1998 г. в Обнинске (с 2011 в Калуге) проводятся ежегодные епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

М., 1882. [О. Климент (Зедергольм) .] Жизнеописание игумена Антония. М., 1870. Козельский Оптиной Пустыни старец иеросхимонах Иоанн. М., 1849. Жизнеописание старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Леонтьев К. Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной Пустыни. Изд. 2-е. М., 1882. [Схиархимандрит Агапит (Беловидов).] Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия, в двух частях. М., 1900. Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1994. Очерк жизни старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Иосифа. Шамордино, 1911. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1994. Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнь и деятельность Феофана Затворника , епископа Владимирского и Суздальского. Фессалоники, 1994. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита св.Иоанна Предтечи, составил Лев Кавелин, ч. I-II. Спб., 1847. [Иеромонах] Е.[раст] В.[ытропский] Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита (Калужской губернии). Издание Оптиной Пустыни. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви. Составил иеромонах Леонид. Калуга, 1891. Архимандрит Леонид (Кавелин) . Историческое описание Боровского Пафнутиева монастыря. Казань, 1907. Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. Составил и.[еромонах] Л.[еонид] Спб., 1863. [Иеромонах Леонид (Кавелин) .] Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря. М., 1903. Токмаков И. Историческое и археологическое описание Тихоновой Калужской пустыни. М., 1892. Описание Богородицкой Площанской пустыни, составленное по запискам, хранящимся в монастырской ризнице, в 1853 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОНА (ВАСИЛЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иона (Василевский), митр. Карталинский и Кахетинский. Литография А. Бурунова по рис. Г. Гессе. XIX в. (ГПБИ) Иона (Василевский) ( 1763 - 1849 ), митрополит б. Карталинский и Кахетинский , экзарх Грузинского Экзархата РПЦ В миру Василевский (Васильевский) Иоанн Семенович, родился 18 февраля 1763 года в г. Калуге в семье иконописца, причетника калужской церкви во имя блж. Василия Московского . В восемь лет Иван и его сестра осиротели и поселились в богадельне на попечении слепой бабушки, мальчик был вынужден просить милостыню. Рано познав нужду, он привык чутко относиться к людским бедам и горестям и всегда, когда мог, оказывал нуждавшимся всевозможную помощь. До 15 лет он не умел читать. По инициативе калужского благочинного, увидевшего однажды юношу и его бабушку, которые " копались в грядках огородов " , в 1778 году был определен в духовное училище при Лаврентиевом калужском монастыре . В 1782 году, когда Иван окончил курс обучения, бабушка привезла внука в Москву и добилась приема у митр. Московского Платона (Левшина) . Святитель дал ей 5 рублей и назначил пособие, а Ивана определил в Перервинскую духовную семинарию , откуда за хорошую успеваемость юноша был зачислен в Троицкую лаврскую семинарию . В 1790 году Иван закончил Славяно-греко-латинскую академию , ему было предложено место смотрителя Звенигородского духовного училища , от которого он отказался и предпочел священническое служение в родном городе. Он женился на дочери причетника и 30 января 1792 года был рукоположен во иерея к Калужской Воскресенской церкви . В 1797 году был переведен в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери . Зарекомендовал себя умным, образованным пастырем, кротким, чутким к нуждам прихожан; богослужения совершал с особым благоговением. Занимал разные должности по епархиальному управлению ( " увещатель подсудимых " , депутат калужского духовного правления и др.).

http://drevo-info.ru/articles/27116.html

Когда же, видя это, родные вопрошали его: «Отчего ты не хочешь идти в церковь , говоришь непристойное и какая причина такой внезапной перемены с тобой?». Он разумно отвечал им: «Я сопротивлялся вам потому, что видел в это время, как обступило меня множество демонов, устрашая меня ножами, рожнами, трезубцами и всякими страхованиями. Непрестанно переменяясь в разные виды хищных зверей, тигров, медведей, волков и рысей, они скрежетали на меня зубами своими и устремлялись с яростью, казалось готовились растерзать меня. Но на сем самом месте внезапно явился мне святой праведный Лаврентий, Христа ради Юродивый, отогнал от меня лютых демонов и повелел мне идти в монастырь Рождества Христова к своему гробу». После сего Стефан сам пришёл в монастырь, приложился ко гробу Святого, отслужил пред ним молебен и литию, дал братии и трудникам милостыню по силе своей и возвратился в дом свой здрав и разумен, благодаря Всемогущего Бога Господа нашего Иисуса Христа, Пречистую Его Матерь и святого угодника Божия Лаврентия о избавлении его от бесовского одержания и от их лютого томления. В 1630 году месяца марта в восьмой день, девица, именем Евдокия, из отчины той же обители угодника Божия Лаврентия Чудотворца, дочь некоего мужа именем Авраамия и матери Марии, Божиим изволением лишилась зрения. Родители её хотя были и бедны, но проводили жизнь честную и целомудренную, как следует людям благочестивым и богобоязненным. И вот в одну ночь явился сей девице святой Лаврентий, Христа ради Юродивый, и сказал ей: «Иди в мир, собери милостыню, потом приди в монастырь Рождества Христова и святого Лаврентия со свечей и сотвори пред гробом моим молебное пение». Упомянутая девица исполнила все по заповеди праведника Божия, пришла с родителями своими в монастырь Рождества Христова ко гробу святого Лаврентия Чудотворца и, по отпении молебна и литии, получила исцеление у гроба святого. Она прозрела глазами, как будто бы никогда не была больна ими и возвратилась в дом свой здоровой, благодаря Бога и угодника Его святого Лаврентия, Христа ради Юродивого, Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По Высочайше конфирмованной росписи 1797 года декабря 18 дня, добавлено к окладной монастырской сумме Лаврентьеву монастырю, как 3-е классному: а)      Жалованья Игумену 50 рублей Казначею с братию 11 человекам 125 рублей, Подьячему и служителям 9 человеком 63 рубля. б)      Содержание: на починку церквей и монастырей 200 рублей, на конюшенные припасы, дрова для приезжих и праздников, на рыбу, братии на вино и пиво 179 рублей 50 копеек, всего 617 рублей 50 копеек в год. Нынешний штат монастыря, как Калужского Архиерейского дома, виден из прилагаемой при сем таблицы. (См. в конце). 8. Принадлежность по духовному управлению, степень монастыря и список его Настоятелей Калужский Лаврентьев монастырь по духовному управлению принадлежал, вместе с Калугою, сперва к Суздальской епархии, а в 1672 году поступил в состав обширной Патриаршей Области. С 1721 года состоял в Синодальном Управлении, а с учреждением Московской епархии в 1742 году состоял в оной до 1799 года, в котором, при открытии Калужской епархии, обращен в Калужский Архиерейский дом. Настоятели в нем, как видно из старого синодика, с самого основания обители, в начале столетия и до 1708 года были Игумены, с 1708– 1764 Архимандриты, с 1764 года монастырь поставлен в 3 классе и занимал в общем списке монастырей 13 место, с настоятельством Игуменским, хотя управлялся большей частью Архимандритами до самого обращения оного в Архиерейский дом в 1799 г. Число братии в обители Праведного Лаврентия, как видно из одного акта XVII столетия, в то время не превышало 25 человек, а с 1764–1799 год по штату, положенному для 3-е классных монастырей, было в нем 12 человек монашествующих и с Настоятелем. Ныне в нем, по штату, положенному для Архиерейских домов 3 класса, числится монашествующих 9 человек, в том числе и эконом Иеромонах, ближайший помощник Архиерея в правлении его домом. Список настоятелей Первые Настоятели монастыря известны лишь из синодика, в котором они перечисляются без всяких хронологических и биографических заметок. Синодик этот заведен в 1650 году, в нем отличаются две записи. Первая оканчивается между 1650–1655 годами, так как последним из Суздальских Архиереев стоит Епископ Сафроний, скончавшийся, как известно, во время морового поветрия в Москве, в 1654 году. Последним из Царей Михаил Феодорович † 1645 года, из Патриархов Иосиф † 1652 г. и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Мало по малу образовалось при ней кладбище, в настоящее время украсившееся многими памятниками над могилами почетнейших обывателей города. Преосвященный Епископ Гавриил тогда же установил, чтобы торжественные крестные ходы вокруг Калуги и в Лаврентьев монастырь были совершаемы у сказанной церкви, с остановками в оной для совершения молебствия Честному Животворящему Кресту. Здесь Матерь Божия, присутствуя в Своей цельбоносной иконе, останавливается у Креста Своего Божественного Сына, чтобы споспешествовать молитве народного множества, подобно жёнам Мироносицам, сопровождавшим её некогда вне города, на лобное место, а в день Вознесения Господня, когда шествие направляется от Крестовской церкви в Лаврентьев монастырь, расположенный на горе, осененной вековыми деревьями, обитель эта приводит на память Элеонскую гору, которую, как говорит предание, Матерь Божия особенно любила посещать в память Вознесшегося с нее на небо Божественного Сына Ея. Начатое Преосвященным Епископом Гавриилом удачно поддержано и продолжено Преосвященным Епископом Николаем, ибо ему принадлежит благая мысль учредить при церкви Креста богадельню, или приют для нуждающихся в оном священнослужителей. Для сего Преосвященный Епископ Николай устроил вокруг церкви каменную ограду, с готическими по углам башенками, заняв ею довольно большое пространство, потом выстроил деревянный, на каменном фундаменте, флигель для помещения призреваемой братии, и, наконец, пожертвовал в пользу сей Крестовской богадельни еще при жизни своей билет в 2117 рублей серебром. Но это было лишь благое начало. Полное осуществление его мысли досталось на долю Преосвященного Епископа Григория, благодетельному попечению которого Крестовская обитель обязана вечной признательностью. Вскоре, по вступлении в управление епархией (1851 г.), он приступил к постройке каменного двухэтажного дома, который окончен совершенно в 1854 году, так что в настоящем своем виде Крестовская церковь , с принадлежащими к ней зданиями, чистенькой оградою, украшенной готическими башнями, кладбищем, усеянным красивыми памятниками и садом, совершенно походит на благоустроенный монастырь, доставляя целесообразным внутренним устройством своим душевное утешение своему покровителю и радуя внешним благолепием взоры подъезжающих с сей стороны к г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иконостас этот замечателен еще тем, что здесь оба предела расположены рядом, так что северные двери одного служат южными для другого. Алтарь отделен настоящей каменной стеной с пролетами, на которой и укреплен иконостас; алтарь под коробовыми сводами разделяется на две части аркой; восточная стена не полукруглая, а пятигранная. Освещается алтарь в правом приделе четырьмя, а в левом тремя большими окнами с прямыми перемычками. Местные иконы, в приделе Рождества Христова: икона Рождества Христова и Благовещения, а в приделе Вознесения Господня: икона Вознесения Господня и Страстная Божией Матери, украшены первые две серебряными ризами с сребропозлащенными венцами, кои устроены в 1848 году, старанием Преосвященного Епископа Николая, а две вторые сребропозлащенными ризами с такими же венцами. На иконе Страстной Божией Матери надпись: «Написася образ сей 1711 года в месяце Апреле, при Архимандрите Карионе, иконописцем Симеоном Фалеевым, а обложен сребропозлащенной ризой графом Валерианом Николаевичем Зубовым, в память и успокоение души супруги его графини Екатерины Александровны, скончавшейся 1848 года августа 17 дня и погребенной в сей обители». Из надписи на иконе Вознесения Господня видно, что сребропозлащенная риза на нее устроена в 1833 году, по благословению Преосвященного Епископа Никанора, из разных ветхих серебряных вещей, мастером Симеоном Алексеевым Жуковым; серебряная же риза на иконе святого Праведного Лаврентия, стоящей за клиросом, расположенным против средины иконостаса, устроена в память Преосвященного Епископа Николая, в 1855 году, согласно с его завещанием, преимущественно из его серебряных келейных вещей, а частью из привесов Крестовского храма. Правый клирос в приделе Вознесения Господня закрыт киотом, в коем вставлен врезанный в доску сребропозлащенный крест, с частицами святых мощей внутри. За левым клиросом в приделе Рождества Христова такой-же киот, в коем вставлено несколько небольших окладных Богородичных икон: а) Владимирская; б) Покрова; в) Флоренская с предстоящими св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010