В храм Вознесения Господня пожертвована московским купцом Александровым богатая люстра. Иждивением Графа В. Н. Зубова в 1848 году устроена сребропозлащенная риза на местную икону Страстную Божией Матери, а сам Преосвященный Николай украсил серебряными ризами, с позлащенными венцами, местные иконы другого придела верхней церкви во имя Рождества Христова, а по духовному завещанию отказал часть своих келейных серебряных вещей на ризу для иконы святого Праведного Лаврентия, что за клиросом, против средних врат. При Преосвященном Григории II (с 1852 года), в нижней церкви, во имя святого мученика и Архидиакона Лаврентия, в 1855 году 3 мая переменен обветшавший престол, при чем церковь сия освящена в третий раз по построении, с переименованием её во имя первоначальника обители святого Праведного Лаврентия, Христа ради Юродивого, Калужского Чудотворца. При Преосвященном Гаврииле начато, попечением Преосвященного Николая продолжено, а особенной заботливостью Преосвященного Григория II окончено устройство Крестовской церкви и упрочено существование при ней богадельни для призрения священнослужителей, церковь же состоит в ведении Лаврентьева монастыря и составляет как бы Киновию оного. 3. Храмы и другие здания А)      Храмы В обители святого праведного Лаврентия ныне один каменный соборный двухэтажный трехпрестольный храм, да две церкви: домовая во имя Преподобного Сергия Радонежского и Успенская (в которой не служат) на святых вратах. В нижней церкви, во имя святого праведного Лаврентия, Христа ради Юродивого, Чудотворца, почивают под спудом мощи сего угодника Божия, верхняя имеет два престола рядом: на правой стороне во имя Вознесения Господня, на левой–Рождества Христова. История Храма. Нижняя церковь , как положительно известно, построена прежде верхней, но не из дикого плитяного камня, как писали некоторые 23 , а как по тщательному исследованию оказалось, один цоколь сложен из крупного натесанного камня, а массивные стены выведены из тяжеловесного кирпича, забученного известковым камнем, залитым цементом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 2012 г. в К. о. насчитывалось 218 религ. орг-ций, из них 167 общин РПЦ, 2 старообрядческие общины, 5 общин Истинно православной церкви, 4 общины Российской православной кафолической церкви, 2 общины Римско-католической Церкви, 33 протестант. орг-ции, 2 мусульм. и 3 иудейские общины. Введенская Оптина пустынь. Акварель. 1826 г. Введенская Оптина пустынь. Акварель. 1826 г. Русская Православная Церковь. Вследствие сложных географических условий и слабости власти киевских князей на калужских землях языческие традиции среди вятичей сохранялись продолжительное время. В курганных могильниках обряд трупосожжения прослеживается до рубежа XI и XII вв., сохранение этого обряда у вятичей отмечено в «Повести временных лет» . Тихонова пустынь. Литография. 1882 г. (ГИМ) Тихонова пустынь. Литография. 1882 г. (ГИМ) Христианство на Калужской земле распространялось с XII в. Между 1113 и 1123 гг. здесь проповедовал сщмч. Кукша , убитый язычниками недалеко от Серенска (ныне деревня Мещовского р-на). В XIII-XV вв., когда переселенцы из разоренной монголами Киевской Руси заселили мн. города вятичей, Православие укоренилось на Калужской земле. В XV-XVI вв. здесь появились многочисленные иноческие обители, из к-рых крупнейшим стал Пафнутиев Боровский мон-рь, созданный прп. Пафнутием в 1444 г. В XIX в. одним из наиболее влиятельных духовных центров в России была основанная, по преданию, в XV в. Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. В XVI в. Русской Церковью в лике святых были прославлены угодники Божии, просиявшие в Калужском крае, преподобные Пафнутий Боровский и Тихон Медынский, блж. Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый. Крупнейшим событием XVII в. являлся раскол Русской Церкви, к-рый оказал огромное влияние на жизнь региона, ставшего одним из центров старообрядчества . В 1748 г. в доме помещика В. К. Хитрово в с. Тинькове недалеко от Калуги была обретена Калужская икона Божией Матери . Самостоятельная Калужская и Боровская епархия была открыта в 1799 г., она включала 692 церкви, 4 муж. мон-ря (Пафнутиев Боровский, калужский Лаврентиев, Покровский Добрый и Лютиков Троицкий), женскую обитель ( калужский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь ) и 3 заштатных монастыря (Оптина пуст., Тихонова пуст., мещовский во имя вмч. Георгия мон-рь ). XIX век стал эпохой расцвета старчества в калужских монастырях, прежде всего в Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/1320159.html

Вскоре после кончины блаженного начали истекать благодатные исцеления от его гроба. В числе исцелившихся был Ростовский митрополит Кирилл, лишившийся в старости употребления рук и ног, а потому оставивший уже престол свой. После усердной молитвы над гробницею блаженного Иоанна, престарелый святитель, принесенный в церковь на руках, получил внезапное облегчение своего недуга, так что мог уже сам идти домой, и впоследствии не только совершал богослужение, но и снова управлял епархией во время плена знаменитого своего преемника Филарета Романова 444 . Память блаженного Иоанна местно чтится в день его кончины 3 сентября и 12 ноября. По Иконописному подлиннику: «подобием рус, брада аки Леонтия Ростовского, подоле и круглая, власы на главе велики, риза как у Алексия человека Божия» 445 . Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, калужский чудотворец Праведный Лаврентий жил в конце XV и в начале XVI века, при удельном Калужском князе Симеоне Иоанновиче 446 . Городище, на левом берегу реки Ячейки, в полуверсте от нынешнего города Калуги. Здесь жил князь Симеон Иоаннович, в 1505 году, получивший в свое заведывание Калужский удел от отца своего. В его доме по временам живал раб Божий Лаврентий. Зимою и летом ходил Лаврентий босой, в рубашке и овчинном кожухе. У князя в доме живал он только по временам, большую же Часть времени проводил там, где теперь монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города его времени, на вершине горы, покрытой в то время густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма стояла хижина блаженного Лаврентия; ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания дневной молитвы храма прикопан был от хижины в земле ход к храму и Лаврентий, незримый людьми, ходил к церкви слушать ее молитвы. Блаженный Лаврентий принимал деятельное участие в нуждах и скорбях своих сограждан и молитвами своими спасал их от угрожавшей опасности; в записи Лаврентиева монастыря повествуется: «В лето 1512 нападоша на град (Калугу) агаряне (крымские татары), противу которых вышел князь (Симеон Иоаннович Калужский) с небольшим войском». Праведный Лаврентий был в то время в княжеском доме и внезапно воскликнул: «Дайте мне мою секиру острую, нападоша псы на князя Симеоова, да обороню от псу его! и взем отъиде; князю же Симеону, в то время бившуся с Агаряны с насада (род судна водоходного) на Оке; Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на посаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив рекши: не бойтеся! и в тот час победи князь и прогна их, а праведный Лаврентий обретеся паки в дому княжеском, аки юродствуя и говоря: оборонил от псов князя Симеона. Князь, возвратився от брани, поведа бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу» 447 . Таким образом, Калуга обязана была своим спасением от разорения, а князь – и сохранением своей жизни праведному Лаврентию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1860 г. Л. потерял неск. близких людей - 23 авг. умерла его мать, М. М. Кавелина, а 7 сент. скончался духовный наставник, прп. Макарий. Л. описал предсмертные дни старца (Последние дни Оптинского старца. 1860), составил «Сказание о жизни и подвигах... иеросхим. Макария» (М., 1861). Ознакомившись с рукописью жизнеописания, Московский митрополит назвал Л. «любящим учеником незабвенного старца» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 33). Спустя год Л. подготовил к изданию «Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхим. Макария» (М., 1862. Т. 1-2; 1863. Т. 3). По поручению вел. кн. Константина Николаевича Л. планировал в 1860 г. отправиться в очередную поездку в Иерусалим в сопровождении паломника и исследователя христ. Востока А. С. Норова с целью написания «Путеводителя для русских паломников Св. Гроба». Однако поездка не состоялась. Др. поручением Палестинского комитета было «составление славянских надписей на иконостасы и другие церковные принадлежности русских церквей в Иерусалиме», а также «составление рисунков для внутренних украшений сих церквей». За этот труд Л. получил из комитета 150 р. ( Дмитриевский. 2009. С. 197). Вернувшись в Оптину пуст., Л. посвятил себя ученым трудам - продолжил историческое описание церквей и обителей Калужской и соседних с ней епархий, составил жизнеописания известных ему подвижников благочестия. Его труды печатались в «Калужских епархиальных ведомостях», «Калужских губернских ведомостях», «Чтениях Московского Общества истории и древностей», «Церковной летописи Калуги», «Летописи градокалужских церквей», «Материалах для исторического описания монастырей Калужской епархии» и др. В Калуге в архиерейском доме, где Л. работал над описанием калужских мон-рей, собрал б-ку духовной лит-ры - одну из крупнейших в губернии. В 1862 г. были изданы «Исторические описания» Лаврентиева калужского , Лютикова Троицкого (близ Перемышля) мон-рей, Тихоновой Калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ; в 1863 г.- описания упраздненных обителей - Калужской епархии малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца и белёвского Крестовоздвиженского девичьего мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2463435.html

Под нижней церковью были погребены Калужский еп. Александр (Светлаков ; † 1895) и архим. Нил (Кастальский; † 1914), постриженик Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни , с 1895 г. бывший духовником братии Л. К. м. и сестер калужского Казанского монастыря, а с 1903 г.- наместником Л. К. м. и Крестовского монастыря. В нач. XVIII в., согласно определению Монастырского приказа, число братии Л. К. м. составляло 22 монаха. По штатам 1764 г. в мон-ре трудились 12 монашествующих, 1 вольный писец и 8 штатных служителей. В Калужском архиерейском доме, созданном в 1799 г., полагалось иметь 44 штатных служителя. После приписки к нему Л. К. м. большинство монашествующих были отправлены в др. монастыри епархии, т. к. нужны были места для штатных служителей, набранных в основном из обывателей слободы Подзавалье. В нач. XX в. в штате архиерейского дома, включая Л. К. м. и Крестовский мон-рь, состояли 40-50 монашествующих. Многие переходили из одной обители в другую. Л. К. м. был теснейшим образом связан с Оптиной пуст., воспитанников к-рой перешло в Калужский архиерейский дом больше, чем в любой другой мон-рь. В кон. 90-х гг. XIX в.- нач. XX в. в Л. К. м. пребывали ок. 15 выходцев из Оптиной пуст. Материальное положение Земельные владения Л. К. м. зафиксированы в выписке из калужских писцовых книг Плещеева и Семёнова 1628 и 1629 гг. ( Леонид (Кавелин). 1906. С. 69-73). В кон. XVII в. обители принадлежало 59 дворов крестьян. По данным 2-й ревизии, в 1744 г. за мон-рем числилось 523 крестьянина. В 1764 г. он был отнесен к 3-му классу с содержанием 862 р. 321/2 к. в год. Площадь земель, отведенных под сады и огороды,- 3 дес. 100 саж., рощи - 1 дес. 100 саж., луга на р. Угре - 4 дес. В 1797 г. монастырю переданы мукомольная мельница на р. Яченке и рыбные ловли в озерах Меховое, Долгое, Минкины Лужки в Перемышльском у. После приписки обители к Калужскому архиерейскому дому при архиеп. Феофилакте рыбные ловли были переданы Перемышльскому Троицкому Лютикову мон-рю, а Л. К. м. получил ловли на р. Оке, 13 дес. 1240 саж. пустопорожних земель в Подзавалье, 40 дес. сенокосной и пахотной земли в Боровском у.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

Калуге. 2. Настоящее состояние Крестовской церкви Крестовоздвиженская, или обыкновеннее Крестовская церковь , как по внешнему виду, так по внутреннему расположению имеет форму равностороннего креста. Снаружи ветви креста оканчиваются портиками с круглыми колоннами, поддерживающими фронтоны. Она освещена десятью окнами с железными решетками и дубовыми двойными рамами, имеет трое двойных дверей: наружная железная, а внутри деревянная, со стеклами и железными замками. Купол покрыт белым, а прочие части простым железом, окрашенным медянкой. Крест на ней железный, позолоченный. С западной стороны церкви двухъярусная столпообразная колокольня, каменного же здания, но купол оной длинный, шпиль из железа, покрытого белой жестью, а карниз покрыт простым железом, окрашенным медянкой, на шпиле яблоко медное, позолоченное, крест железный, позолоченный же, в пролетах, в верхнем ярусе, где висят колокола (в самом большом весу 101 пуд), 4 чугунные решетки. При колокольне пристроены по обе стороны две каменные палатки: одна для ризницы, другая для сторожа. В первой три, а во второй два окна с железными решетками. При входе в колокольню с западной стороны створчатая дверь чугунная, решетчатая. Внутренность церкви, как выше было замечено, расположением своих частей также образует равносторонний крест, ветви его отделяются от средины, находящейся под куполом, арками с пролетами. Западная ветвь составляет притвор, восточную занимает алтарь, в правой помещается чудотворный крест, а в левой придел, в честь иконы Божией Матери, называемой Троеручицею. Церковь вся расписана масляными красками в 1858 году живописцем Пановым: в арках небольшими репьями и колоннами, в куполе изображение Святой Троицы, в фонаре, или трибуне 4 Вселенских Святителей, а в перемычках сводов между арками 4 Евангелистов; фонарь освещен 4 полукруглыми окнами. Амвон и солея о 3 ступеньках. Пол выстлан лещадью, Калужского изделия. При входе в храм, на стене в арке, отделяющей притвор от настоящей церкви, находится медная позолоченная доска с надписью, в которой изображено следующее: «Лета 1827 года некто боярин полковник Павел Сергеев сын Чебышев, муж благочестивый, богобоязненный, будучи одержим жестокою болезнью, прибывши в град Калугу, надеясь получить помощь от врачей, но пришедший здесь в столь великое изнеможение, что едва мог ходить с помощью других, сподобился августа в 15 день утром иметь сновидение о исцелении его от Животворящего Креста, в часовне находящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Церковь эта окончена зданием в 1650 году и освящена, как видно из надписи на хартии, в которой хранились на престоле святые мощи, при благоверном царе Алексии всея России, и при архиепископе Серафиоме Суздальском и Тарусском (к епархии коего тогда принадлежала Калуга). На рисунке, приложенном к старинному рукописному сказанию о чудесах святого праведного Лаврентия, храм этот изображен двухъярусным (и сообразно преданию о пожаре, верхний ярус надобно полагать был деревянный,) с тремя шатровыми верхами над кровлей. Ярус этот, по сказанию ведомости или описи 1763 года, заменен каменной соборной церковью во имя Рождества Христова и Вознесения Господня, с колокольней каменной же, по Указу Московского Синодального Правления, от 9 июня 1739 года, и по Указу Московского Синодального Казенного приказа, от 21 августа 1732 года, построена над св. воротами каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая, по монастырскому преданию долгое время служила приходской для монастырских крестьян слободы Подзавалья и деревни Турыниной. Моровое поветрие, опустошавшее Россию в 1654 году, достигло и Калужской области. В Калуге зараза обнаружилась 10 августа 1654 года. Несмотря на принятые меры предосторожности, на устройство крепких застав и сторожей, с целью пресечь всякое сообщение с Москвой и другими городами, поветрие свирепствовало здесь четыре месяца до 1 декабря 1654 года. Из росписи, доставленной царю от калужского воеводы Б. И. Камынина, видно, что жертвой заразы в Лаврентьевом монастыре сделались игумен и 4 иеромонаха. Старцев осталось в живых только 8 человек (цифра, показывавшая число умерших старцев, в подлинной росписи изгладилась). В слободе и в деревне монастырской умерло крестьян 95 человек, осталось в живых 32 человека. Судя по этой пропорции можно полагать, что в Лаврентьевом монастыре монашествующих до того времени было около 25 человек 13 . Монастырь праведного Лаврентия, вместе с г. Калугой до 1672 года, принадлежал по духовному управлению к Суздальской епархии, а с сего года вошел в состав обширной патриаршей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Преосвященный Евлампий начал, а преемники его Преосвященные: Евгений и Антоний окончили разведение при монастыре сада, в который обращена дикоросшая по скату холма роща 22 . Преосвященный Антоний (1816–1819) тоже любил заниматься хозяйством своего монастырского дома, в чем много помогала ему матушка его, почтенная и препростая старица, которая жила при монастыре на скотном дворе, состоявшем в её непосредственном заведывании. Преосвященный Филарет (1819–1825) также поддерживал устроенное его предшественниками хозяйство своего Архиерейского дома. Но по особой любви его к иноческой жизни, его наиболее озабочивало устроение внутреннего порядка в древней обители Святого Праведного Лаврентия. С этой целью, и желая поддержать в своём Архиерейском доме монастырский порядок, он собственноручно начертал «Правила для монашествующих Архиерейского дома», которые и предлагаем здесь, как образец его пастырской ревности и выражения того духовного настроения, какое проявлялось в нем уже при самом начале его Иерархического служения. Правила для монашествующих Калужского Архиерейского дома Все монашествующие, не исключая никого, должны неопустительно приходить к началу Утрени, Литургии и Вечерни. Все монашествующие должны быть при общей братской трапезе, исключая келейного монаха, живущего при Архиерее. Обед должен быть всегда в 11 часов утра, а ужин в 8 часов вечера, при трапезе неопустительно должно быть чтение житий святых отцов. Всем монашествующим запрещается строго употребление хмельных напитков, кроме немощных и то не более одной рюмки перед обедом. Эконом или казначей не должны отлучаться в город, или в другие места, без дозволения Архиерея, а когда потребует надобность и спроситься не будет возможности, тогда могут они отлучаться, только по возвращении должны явиться к Архиерею и изъяснить ему причину своей отлучки. Все прочие монашествующие, исключая келейного монаха, не должны никогда отлучаться без позволения эконома. Всем монашествующим строжайше запрещается вход в дома штатных служителей и других живущих близ дома крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Евангелие в пол-листа, печатанное в Москве, при Патриархе Никоне в 1655 году, оболчено синим плисом, верхняя доска в сплошном серебряном окладе, средник и наугольники чеканные, а на нижней доске средник и наугольники гладкие серебряные же. Евангелие большое, в лист на полуалександрийской бумаге, печатано в Москве 1841 года, оболчено черным бархатом и обложено серебряным окладом; на верхней доске средник–Воскресение Христово, а в наугольниках Евангелисты чеканные; на нижней, в средине, изображение Креста Господня в сиянии, а наугольники с жуками, или ножками. Внутри на белом листе надпись: «Дар и благословение Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Ионы в обитель святого Праведного Лаврентия Калужского Чудотворца, 1844 года 17 февраля». б) Кресты напрестольные: 1) Крест сребропозлащенный, 84 пробы. На лицевой стороне оного по гладкому золоченому полю шесть обычных финифтяных изображений, но самой высокой работы, осыпаны вокруг стразами, а на нижней стороне изображение страстей Господних, резьбой в глубь, по гладкому золоченому полю. Весу во всем кресте с финифтью и оправой 1 фун. 85 зол. Сделан в 1828 году. Хранится в особом футляре из красного сафьяна. Крест сребропозлащенный чеканной работы, 84 пробы. На задней стороне надпись: «Приношение от Графини Натальи Александровны Зубовой, урожденной Княжны Оболенской 1843 г. ноября 24 дня. в) Кресты с святыми мощами: 1) Крест сребропозлащенный, на коем рельефно изображено Распятие Христово, с 4 предстоящими; под распятием изображение св. Николая Чудотворца; вверху двух – Ангелов и Херувима; на серебряных дщицах к задней стороне надписи: а) Персть преподобного Саввы Звенигородского и мощи Стефана нового исповедника; б) Мощи Великих Царей Константина и Елены и шестидесяти разных мучеников; в) Мощи Пантелеймона мученика и Анастасии мученицы, а в сей крест Господень положил сию «персть Гроба Господня, (дщицы с сею надписью вверху не достаёт) и мощи святых мучеников, по обещанию своему, Архидиакон Евфимий, в лето 7162 (1654) марта в 25 день». На самом кресте в нижней ветви с той же стороны надпись, вырезанная в глубь: «Лета 7160 (1652) году марта в первый день приложил сей крест Кадашевец Дмитрий Иванович в церковь чудотворца Лаврентия в вечный поминок».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Пробудившись от сна, по совету врача, выехал из дому для воздуха и нечаянно приблизился к неизвестной ему часовне, в которую будучи введен весьма возрадовался, узрев в ней те самые вещи, которые представлялись ему в сновидении. С верой и упованием помолившись Кресту Господню, многими чудотворениями прославленному, по принятии святой воды от пречистых ног Распятого на нем, вдруг ощутил в себе некую силу и крепость, вышел из часовни без помощи других и возвратился в дом здравым. В благодарение Господу за сие чудесное исцеление он дал святый обет, чтобы из оной часовни, издревле существовавшей, устроить храм во имя Воздвижения Животворящего Креста. Он, боярин после сего, будучи в Москве по делам своим, от возобновившейся болезни почил в Бозе 1829 г. января в 3 день и погребен в Симоновом монастыре. Супруга его Полковница Наталья, дщерь боярина Павла, по ходатайству Гавриила Епископа Калужского, получила от Святейшего Синода благословение на сооружение сего храма, коему основание положено того 1829 г. июля в 3 день и который христианским усердием оной рабы Божией, при некоем пособии доброхотных дателей, сооружен и благолепно украшен того 1829 и 1830 г., во славу всесвятого имени Божия и для приношения в нем бескровной жертвы и молитв о спасении рабов Божьих Павла и Наталии и всех православных христиан». На противоположной стене арки с правой стороны такой же величины изображение Креста Господня и 4 предстоящих, на медной вызолоченной доске, внизу коей накладная медная дщица с надписью: «Двукратное исцеление силою Животворящего Креста подпоручицы Анны Чириковой: 1-е) От беспрестанной головной, два года продолжавшейся боли, а потом и с глухотой. При врачевании не получивши облегчения, она прибегла под сень Животворящего Креста в храме сем и получила исцеление от болезни, которой с того времени не подвергалась; 2-е) По прошествии двух лет в 1833 году, после трудных родов, поправясь в здоровье и выходя на воздух, вдруг лишилась действия всей правой стороны – полуголовы, руки и ноги, и в сей болезни она прибегла к испытанной ею всесильной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010