Супруг её, поспешивший тогда же в храм сей для испрошения от Господа облегчения болящей, имел поручение привесить ко кресту голову, руку и ногу, не найдя оных всех готовых повесил одну ногу. По возвращении он нашёл болящую получившей некоторое движение в ноге, когда же два привеска им были привешаны, то больная начала оправляться и вскоре выздоровела. Слава Господу, дающему по благости своей и по мере веры, исцеление». Под сею иконой на стене написано: «Здесь положено тело Иеромонаха Серапиона, который в сане сем служил 15 лет и отличался кротостью и терпением, а всего жития его было 87 лет и 1 месяц, преставился 1805 года декабря 28 дня, погребен внутри часовни». Прямо против входа невысокий, но лепообразный иконостас, поле коего покрыто синею краской, в нем четыре небольшие колонны, тумбы и карнизы колонн, арабески, медальон, репьи, изображения ветхого и нового завета, рамки икон и прочая вся резьба позлащена. Местные иконы украшены венцами. Левый клирос закрыт живописной иконой святителя Митрофана, а правый киотом, в котором, кроме святцев, вставлены две складные Богородичные иконы, из них одна называется «Утешение плачущих» старинного письма, вышиною 15, шириной в 10 ½ вершков, риза и венец на ней сребропозлащенные чеканной работы, с клеймом 1795 года. В южном отделении храма главная святыня оного честный Животворящий Крест, издревле чествуемый, он помещается на восточной стене сего отделения, под особым балдахином. Осьмиконечный, с резной плотью в рост человеческий, из цельного куска дерева, (кажется липового); оконечность правой ноги повреждена усердием древних богомольцев, которые отгрызали часть древа для пользования от зубной боли. На Спасителе венец сребропозлащенный, с сиянием, убранным стразами в серебряной оправе (1816 г.) и жемчугом разной величины, коего 256 зерен; полотно венца около самого лика, осыпано в два ряда красивыми и белыми аквамаринами; вместо короны большой аметист, отправленный золотом, ажур в виде травы. В венце с украшением весу 3 фунта 50 золотников. На груди Спасителя Цата, приложенная в 1831 году Иеромонахом Лаврентьева монастыря Павлом с надписью: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя», сребропозлащенная, на такой же цепочке с гирляндой из стразов, оправленных в серебре, весу в ней 21 золотник. В цате сей имеется голубой яхонт, два желтые и один белый простые камешки. На Спасителе опоясание, сделанное из серебра, в виде травчатой материи, с завязанным вверху узлом, весу в сем опоясании 5 фунтов 30 золот., приложено в 1846 году московским купцом Павлом Александровым. Весь Крест врезан в икону, на коей изображены 4 предстоящие, на коих венцы сребропозлащенные, весом 2 фунта, 84 пробы, 1816 года. Над простертыми руками распятого Господа изображены померкшее солнце и луна, обратившаяся в кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

удобной 172 десятины 2197 саженей неудобной 26 десятин 176 саженей удобной же и неудобной 198 десятин 2373 саженей 7. Чем содержался и ныне содержится монастырь До учреждения о духовных штатах 1764 года Лаврентьев монастырь, подобно прочим Российским монастырям, имел содержание от жалованных по Царским грамотам вотчин и разных угодьев, как-то: мельниц и рыбных ловель. По штатам 1764 года монастырь был поставлен в 3 классе с настоятельством игуменским; в нем положено быть 12 монашествующим и с Настоятелем, 1 писарю и 8 штатным служителям. На монастырь, как видно по ведомости 1783 г., отпускалось окладной суммы 862 рубля 32 ½ копейки ассигнациями в год. Из сей суммы в каждую половину года удерживалось при получении, или сдавалось после того, под расписку Голове подмонастырской слободы Подзавалье по 9 рублей 90 копеек, оброчных денег за 8 штатных служителей. За исключением этой суммы монастырь получал на свое содержание на каждую половину года по 421 руб. 26 ¼ копеек, а всего в год 842 рублей 52 ½ копейки ассигнациями, которые распределялись по штатному положению следующим образом: а) Жалованья:      Настоятелю 150 рублей, Казначею Иеромонаху 22 рубля, 4 Иеромонахом по 13 рублей на каждого, 2 Иеродиаконам по 13 же, пономарю 10 рублей, трудникам: Ключнику, Чашничему и Просфирнику по 8 рублей, вольному писцу 25 рублей 22 ½ копейки, 8 штатным служителям, каждому по 14 рублей 22 ½ коп. б) На припасы и запасы: на дрова 44 рубля 50 копеек, да обще властям с братию на рыбу 50 рублей, на вино 30 рублей, на пиво 15 рублей, итого 139 рублей 50 копеек в год. Из расходной ведомости 1783 года видно, что сумма эта распределялась так: из половинного оклада при его получении выдавалось 27 рублей 47 ½ копеек Настоятелю, а 42 рубля 32 ½ копейки Казначею, и на первую половину, на покупку обще братии, на вышеуказанные припасы, к произвождению общей трапезы. в) На монастырское хозяйство: на починку церквей и монастыря и содержание ризницы 100, на конюшенные припасы, на железо и уголья 20 рублей в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

И повелел по них Митрополиту и со всеми соборы пети панихиду и обедни служить, общую милостыню повеле церквам дати, и корм установил в Большой Палате на Митрополита, и на вся соборы. Сию общую память по всех православных христиан велел и в прочие лета поминать до скончания мира, на честь Богу и на славу и на хвалу своему Царству. И оттоле повеле ту общую память написать в соборные книги, от того времени благословенные Цари с любовью память творят прародителем своим, Благочестивым Царём и Великим Князем, приходяще в соборную церковь Архистратига Михаила, у гробов их поклоняхуся. Его же память настанет, соборне Патриарх с Митрополитом и со всем освященным собором панихиду поют, и на утре литургию служат. Також и у Вознесения Господня память сотворяют Царицам и Царевнам и Великим Княжнам, и милостыню творят довольно, и сам Царь от своей десницы дарует Патриарху ядения и пития, такоже и властям, и протопопом, а всех церковников повелевает кормить и поить довольно, и по сие время». За предисловием следует: а) Помянник Патриархов Вселенских, Восточных и Всероссийских. Из Восточных здесь вписаны: Иаков, Иона, Исайя, Герман, Тарасий, Никифор, Мефодий, Анфиноген, Софроний. Далее следуют Московские и всея России, первой записи: Иов (1589– 1605), Ермоген (1606–1612), Филарет (1619–1633), Иоасаф 1, (1634–1641), Иосиф (1642–1652), Никон Патриарх схимник (1681), Иоаким (1674–1690), Адриан(1690–1700). б) Помянник Митрополитов Московских и всея России. Здесь вписаны: Феогност (1328–1353), Алексий (1354–1378), Киприан (с 1380–1385), и вторично (с 1390–1407) Пимен (1385–1390), Фотий (1408 –1431), Петр (1325–1326 в Москве), Иона (1449–1461), Феодосий (1461–1465), Филипп (1465–1473), Геронтий (1473–1489), Зосим (1491–1494), Симон (1496–1511), Варлаам (1511–1522), Даниил (1522–1539), Иоасаф (1539–1543), Макарий (1543–1564), Афанасий (1564–1566), Филипп Колычевский (1566–1569), здесь оканчивается помянник Митрополитов Московских. Далее следуют: Киприан Митрополит (вероятно Новгородский † 1635) и Аникита Митрополит (?) Потом Крутицкие Митрополиты, в первой записи: Пафнутий (1602–1616).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Два окна с прямыми перемычками освещают с этой стороны нижнюю церковь . При первом шаге внутрь храма, вы чувствуете себя под сводами древнего Святилища. Коробовые своды, таинственный сумрак, одинокая лампада в стороне, все приготовляет вас к тому, что это место успокоения одного из угодников Божьих. Все дышит здесь простотой и смирением. Иконостас небольшой и не древний. У северной стены храма, на месте левого клироса балдахин на четырёх круглых золоченых цированных столбах, лицевая сторона коего увенчана короной и резным изображением святого духа в виде голубя в сиянии, в знамение благодати Божией, выну почивающей на покоящихся здесь останках земного Ангела, человека небесного, который и при жизни своей был жилищем Святого Духа. Подзоры у балдахина малинового бархата, шитые золотом, с золотыми же кистями и бахромой. Под этим балдахином помещается рака, или гробница, обитая медными посеребрёнными листами, на верху её древнее иконописное изображение святого праведного Лаврентия, в рост, в серебряном, чеканном окладе, венец, хартия в руке и надписание в двух клеймах, позлащены. Надпись внизу, в ногах, черневая: «Построена сия окладная риза тщанием и старанием града Калуги купеческих людей и прочих вкладчиков, в лето 1750 месяца февраля 10 дня, при Архимандрите Киприане, возобновлена 1786 года». Риза эта была возобновляема и в последующее время. На хартии, держимой рукой, написано: «Милосердие Божие и молитвы сего Праведника, Христа ради Юродивого, Лаврентия помогли Великому Князю Симеону Иоанновичу Калужскому, и предзнаменуя сию победу в дому Княжеве, возопи гласом велиим, рече: Дайте мою секиру, на Князя Симеона псы нападоша, и взя секиру, иде на помощь Князю Симеону, и от сего одолеша и прогнаша сопротивных и безбожных агарян, а прочее о чудесах святого сего зри в писании в обители сей». Вверху в правом клейме изображено: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву раба своего Лаврентия, молящегося Тебе, спаси град Калугу и обитель сию от нашествия безбожных агарян и междоусобные брани».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1668 году, вышеупомянутый боярин Лев Андреевич Кологривов, имея сына Петра, одержимого в течении долгого времени сильной лихорадкой, вместе с женой своей привез его в обитель Рождества Христова и блаженного Лаврентия. По отслужении пред гробом святого молебна и литии, юноша оный получил совершенное исцеление от своей болезни, и все трое возвратились в дом свой, радуясь и благодаря Бога и угодника Его святого Лаврентия Чудотворца. И до селе, как свидетельствует та же монастырская запись 8 , в разные времена многие православные христиане от всех стран нашего отечества, из разных городов и селений притекают в святую обитель Рождества Христова и святого праведного Лаврентия, Христа ради Юродивого, Чудотворца, слыша о благодати исцелений, данной от Вышнего сему праведнику, за многие его труды и подвиги, и все, приходящие к его святому гробу с чистым сердцем и духом и усердно молящиеся святому, получают скорое исцеление в своих недугах и возвращаются здравыми в дома свои, с радостью и благодарением прославляя Бога и угодника Его, святого Лаврентия, Христа ради Юродивого, Чудотворца, коего молитвами и заступлением да спасёт и помилует всех нас Господь Иисус Христос , истинный Бог наш, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. Для ознакомления со службой праведному Лаврентию и с смиренным настроением духа ее составителя, выписываем из оный икос святому: «Како возмогу, грешный и скверный аз душою и телом, испытать во плоти сущее равно ангелом житие твое и преславные чудеса, аще убо мнози премудрии не достигнут исповедати многого твоего терпения и смирения и теплые ко Христу любве, но обаче надеясь на твое беззлобие, о Блаженне, сице вопию ти: Радуйся пресветлая звезда, от востока добродетелей воссиявшая, и вселенную чудесы озарившая; Радуйся возненавидевый родительскую любовь, Христа же единого, над всеми сущего Бога, всем сердцем возлюбивый, и Тому невозвратным желанием последовавый; Радуйся, яко буйственное и юродственное, еже по Апостолу, жительство избравый; Радуйся применивый тленные и настоящие надеждой будущих благ; Радуйся древнему Иову уподобивыйся терпением; Радуйся, Страстотерпче Христов непобедимый, но присно победивый дьявола твоим смирением; Радуйся, яко древний он Лазарь нищий, ныне почиваеши в недрах Авраамлих; Радуйся, иже по отшествии мира сего сущим в бедах и искушениях готовый обретаяйся предстатель и заступник; Радуйся, везде призывающие тя быстро предваряяй: Молиши бо Христа Бога непрестанно, подати грехов наших прощение!»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Б) Лаврентьев монастырь в «смутное время» Лаврентьев монастырь возникнул вместе с по- явлением Калуги на политическом поприще, с тех пор был постоянным участником и всех её смутных и радостных событий, и даже, как свидетельствуют летописные сказания, разделял и ревность не по разуму, которой увлеклась Калуга в эпоху самозванцев, вместе с многими другими городами. В 1608 году, во время занятия Калуги шайками Болотникова, которому посчастливилось двукратно отразить от нее царских воевод, явился из земли Северской давно ожидаемый мятежниками новый самозванец, называвший себя, подобно первому, Дмитрием Царевичем, чудесно спасшимся от смерти, сперва в Угличе, а потом в Москве. Тушинский этот вор, видя постигшие его неудачи, от неумения и невозможности водворить какой либо порядок и единство в той разносоставной и разнохарактерной толпе, какая составляла его войско, тайно бежал из Тушина в Калугу 9 , где и находился около года. Лжедимитрий остановился сперва в монастыре близ Калуги и отправил к жителям сего города несколько монахов с таким известием: «Поганый король неоднократно требовал от меня страны северской, называя оную вместе с Смоленском своей собственностью, но как я не хотел исполнять его требования, опасаясь чтобы не укоренилась там вера поганая, то Сигизмунд замыслил погубить меня. И уже успел, как я известился, склонить на свою сторону полководца моего Рожинского и всех поляков, в стане моем находящихся. К вам, Калужане, я обращаю слово: Отвечайте, хотите ли быть мне верны? Если вы согласны служить мне, я приеду к вам, и надеюсь, с помощью святого Николая, при усердии многих городов, мне присягнувших, отомстить не только Шуйскому, но и коварным полякам. В случае же крайности, готов умереть с вами за веру православную, не дадим только торжествовать ереси, не уступим королю ни двора, ни кола, а тем менее города или княжества». Такая речь весьма полюбилась мятежным жителям Калуги. Они явились к самозванцу в монастырь с хлебом и солью, проводили его в город с торжеством, дали ему дом воеводы Скотницкого, снабдили его всем нужным, одеждами, конями, винами, съестными припасами. Утвердясь в Калуге, Лжедимитрий послал немедленно за клевретом своим князем Шаховским, который выступил с несколькими тысячами казаков против короля польского, и находился в то время в Цареве Займище, недалеко от Вязьмы. Князь прибыл в Калугу в пятый день после Крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По сведению, доставленному от бывшего настоятеля обители архимандрита Феофана, оказалось, что в ведении Лаврентьева монастыря состоит отведенной к нему по штатам 1764 года, садовой и огородной земли, вне монастыря за стенами, 3 десятины 100 саженей, под рощей 1 десятина 100 саженей, лугу на Угре 4 десятины, да в силу высочайшего Указа 1797 года 18 декабря о наделении монастырей мельницами и рыбными ловлями из казённых дач, Калужской Казенной Палатой определена мельница на речке Яченке и рыбная ловля в Перемышльском уезде. Преосвященный Феофилакт, усмотрев из этого, что до положенного по штату количества земли при Архиерейских домах (60 десятин) недостаёт еще более чем наполовину, 53 десятины 1240 саженей, а рыбной ловли, назначенной Казенной Палатой к отводу Лаврентьеву монастырю в Перемышльском уезде, в озерах Моховом, Долгом и Минкины лужки, по обращении монастыря в Архиерейский дом, не соответствуют своему назначению, отнеся о сем в Казённую Палату, а последняя сделала такое распоряжение: рыбные ловли, назначенные Лаврентьеву монастырю передать в ведение Перемышльского Лютикова монастыря, а назначенные сему последнему, в реке Оке и озерах Полян и других, передать в ведение Лаврентьеву монастырю. А в счет недостающего количества земли тогда же отведена монастырю, по удобству, из пустопорожних земель деревни Подзавалья, 13 десятин 1240 саженей, а в 1803 году отмежевано к Архиерейскому дому 40 десятин сенокосной и пахотной земли в Боровском уезде, при упраздненной Рождественской церкви, села Гремячь, которая в 1804 году и принесла оброчных денег 120 рублей. Стараниями Преосвященного Феофилакта и его преемника Преосвященного Евлампия (1809–1813) монастырское хозяйство обязано заведением улучшенной породы рогатого скота. Оба, сии Владыки знакомы были наглядно с достоинством холмогорской породы, первый как архангельский уроженец, второй, как управлявший Архангельской епархией. Преосвященный Феофилакт выписал для своего дома несколько штук из Архангельской губернии, а в бытность Преосвященного Евдампия, келейный служитель его, родом из Архангельска, как знакомый с особенностями ухода за скотом этой породы, сам руководил им, пока приучил к тому штатных служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

21. Св. Григория Богослова поучения, Василия Великого беседы на шестоднев, св. Афанасия Великого слово на Ариан и Иоанна Дамаскина книга Небеса. Перевод с греческого, Иеромонаха Епифания Славинецкого, Московской печати, 1665 года. По листам надпись: «Сия книга Игумена Серафима келейная». 22. Маргарит, Московской печати, 1698 года. Подписал по листам казначей Лаврентьева монастыря Иеродиакон Иосаф, что она куплена при Архимандрите Карионе в 1713 году. 23. Обед душевный, сочинение Симеона Полоцкого , в лист, Московской печати, 1681 года. Печатан в верхней (Дворцовой) типографии. 24. Вечеря душевная того же писателя, в лист, Московской печати, 1683 года. Печатана там же. 25. Уложение Царя Алексея Михайловича, в лист, Московской печати, 1649 года. 26. Грамматика Словенская сочинения Максима Грека . Надпись по листам: «Сия книга Грамматика словенская печатана в лето 7156 (1648) Петра Тимофеева сына, а дана 23 алтына две деньги”. Другой рукой: «Сия книга Грамматика Приказу Большого Дворца подьячего Григория Иванова сына Жилкина». Замечательно предисловие, в котором в похвалу Грамматике между прочим сказано: «Славой честна и учением красовита, и во устах сладка, и на сердце угодна, и на языце светла». В Лаврентьевом монастыре находятся два старых Синодика. Первый в четверть листа, писан полууставом, в кожаном переплете. Время написания его с вероятностью можно отнести ко времени построения первого каменного храма обители в 1650 году. В нем должно отличать две записи: первая оканчивается между 1650–1665 годами, вторая продолжается до 1750 года. После предисловия, в котором, на основании слова Божия и отеческих преданий, пространно объясняются необходимость и польза поминовения усопших, следует сказание о установлении общего поминовения, которое, как факт, заслуживающий внимания в церковно-историческом отношении, выписывается здесь вполне: «Сия убо изобретеся, и соборне о сем узаконися: лета месяца июня в КЛ день, на память св. мученика Иулиана Тарсянина, Благоверный и Христолюбивый Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич всея Руси Самодержец, по благословению отца своего Макария Митрополита всея Руси, установил общую память Благоверным и Христолюбивым Князем и Боляром, и Христолюбивому воинству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христианам, поплененным на бранех, и на всех побоищах побитым, и гладом, и жаждой, и мором, и наготой, и мразом, и всяческими нуждами умершим, и во всех пожарах огнем скончавшимся и избиенным, и в водах утопшим, всем православным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 1-я пол. XIX в. (ЦАК МДА) († 10.08.1515 (?)), блж. (пам. 10 авг.), Христа ради юродивый, Калужский. Немногие сведения о Л. сообщает краткое вступление к Чудесам святого, известным в рукописях XVII-XVIII вв. (РНБ. Собр. Тиханова. 751. Л. 3-9 об., кон. XVII в.; 274. Л. 1-15, кон. XVIII в.; НСРК. Q. 5. Л. 1-12, 1756 г.; ТГОМ. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 150, посл. четв. XVII в.; РГБ. Муз. 9578, 2-я пол. XVIII в.; Муз. 10473. Л. 15-24, кон. XVII - нач. XVIII в.; РГБ. Тихонр. 375. Л. 288 об.- 289 об.; пересказ Чудес: РНБ. НСРК. F. 107, 1860 г.; Влад. F. 8. Л. 309 об.- 310, XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). В калужском Рождественском монастыре хранился список, составленный в период настоятельства игум. Кариона (1698-1722), в к-ром имелось изображение Л. Встречающееся в лит-ре (см.: Леонид (Кавелин). 1888; Ковалевский. 1895) отождествление игумена Рождественского мон-ря с иером. Карионом (Истоминым) лишено оснований, т. к. последний в указанные годы в Калуге не жил. Датировка 2 последних чудес, 1666 и 1668 гг., свидетельствует о том, что их составление было, по-видимому, завершено задолго до игум. Кариона (в известных списках не зафиксированы Чудеса времени его игуменства). Состав текстов не одинаков: списки РГБ. Муз. 9578, Муз. 10473; РНБ. Собр. Тиханова. 274 содержат 9 чудес, включая прижизненное. В списках РНБ. Собр. Тиханова. 751 и ТГОМ (судя по описанию М. Н. Сперанского) - 5 чудес, текст завершается Чудом 1641 г., случившимся с посадским человеком Трофимом Ермолаевым, и отсутствуют Чудеса об исцелении Андрея Кологривова, отрока Симеона и Петра Кологривова. Во вступлении к Чудесам говорится, что Л. жил при дворе калужского кн. Семена Ивановича (удельный князь в 1505-1518). Возможно, святой происходил из дворянского рода Хитрово, т. к. его имя первым вписано в синодик Г. С. Хитрово, хранившийся в перемышльском Троицком Лютиковом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Ист. описание Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря. 1862. С. 120-121). Согласно устному преданию, Л. любил молиться в келье, соединенной подземным ходом с ц. в честь Рождества Христова; оставаясь незамеченным, юродивый часто посещал церковные службы. В XIX в. горожане показывали куст, под к-рым находился спуск в подземный ход ( Он же. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря. 1862. 1. С. 4-5). В предисловии к Чудесам сохранилось подробное описание внешнего облика святого: «...власы на глав имя русы с просдиною, долги, растрепаны, брада продолговата, сда, на конц раздвоилась, на себе ношаше шубу распашь, босъ, в портхъ» (РГБ. Муз. 9578. Л. 9-9 об.).

http://pravenc.ru/text/2462449.html

В течение 20 лет после Октябрьской революции 1917 г. большинство храмов и мон-рей были закрыты. Большой ущерб церковно-архитектурному наследию Калужского края нанесла Великая Отечественная война . В 1987-1988 гг. началось постепенное возрождение Православия в регионе. 17 нояб. 1987 г. Церкви была передана Оптина пуст. Большой общественный резонанс имело празднование 1000-летия Крещения Руси. После 1991 г. процесс возврата церквей и монастырских комплексов продолжился. Одновременно с восстановлением исторических зданий ведется активное строительство новых храмов и часовен в крупных населенных пунктах и экономически благополучных районах. Большое число паломников привлекают Оптина пуст. и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь , а также Пафнутиев Боровский, малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри и Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Старообрядчество. Значительная часть населения Калужского края не приняла богослужебную реформу сер. XVII в., сюда бежали мн. противники реформы из Москвы. Боровск стал крупным центром старообрядчества, основание к-рого заложил старообрядческий учитель Аввакум Петров , дважды сосланный в Пафнутиев Боровский монастырь в 1666-1667 гг. Условия его содержания были облегчены благодаря заступничеству сына калужского воеводы И. Б. Камынина. Успехом пользовалась проповедь ученика протопопа Аввакума свящ. Полиевкта, впосл. сожженного с 14 учениками. Кнг. Е. П. Урусова и боярыня Ф. П. Морозова содержались в Боровске в земляной яме, где умерли в 1675 г. В нач. XVIII в. старообрядцам давал приют игумен калужского Лаврентиева мон-ря Карион, много старообрядцев было и в монастырской Тихоновой слободе. В этот период в Калуге побывал один из видных деятелей беглопоповщины - Феодосий (Ворыпин) , который принял в старообрядчество калужского свящ. Бориса. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. старообрядцы жили в Боровске, Калуге и в Брынских лесах (на берегах р. Брынь), к кон. XVIII в. брынские скиты прекратили явное существование. (К рубежу XVII и XVIII вв. относят появление почитавшихся старообрядцами нетипичных захоронений в Калужском бору (ныне в черте Калуги) - под валунами. Вскрытые археологами захоронения датированы 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. Наличие валунов над могилами противоречит версии о тайном совершении погребения, особенность положения костяков археологи объясняют обрядом пеленания покойных.)

http://pravenc.ru/text/1320159.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010