Захарьино. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С. Захарьино стоит на р. Веле. В 1627 г. здесь было поместье вдовы Малюты Ширина (Малюта - прозвище, имя было Иван) Прасковьи и сына её Богдана. В то время в Захарьине был двор помещичий и два двора бобылей. В 1639 г. сельцом владел брат Богдана Ширина, Фёдор Иванович Ширин. В 1649 г. по указу государя и по докладной выписке думного дьяка Фёдора Кузьмича Елизарова поместье отдано беспоместному Никите Ивановичу Корчмину. У Фёдора Ширина оно отобрано за то, " что он зарезал брата своего Федота Ширина и за неслужбы его " . В 1665 г. Никита Корчмин разделил поместье со своим братом Дмитрием. В 1673 г. после смерти Дмитрия Корчмина половиной сельца владела его вдова Екатерина с сыном Василием. Вскоре она вышла замуж за Ивана Суморокова. В 1676 г. половина сельца была дана в вотчину Никите Корчмину. В 1704 г. подпоручик Василий Дмитриевич Корчмин построил деревянную церковь Спаса. Село стало вотчиной Троице-Сергиева монастыря. В 1737 г. была освящена новопостроенная церковь Обновления храма Воскресения Христова с приделом преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Освящал храм архимандрит Варлаам. Этот храм дошёл до нашего времени. В 1808 г. он был освящён после ремонта, тогда же построена колокольня. В 1895 г. потомственцый почётный гражданин Сергей Васильевич Аигин пожертвовал до 6 тысяч рублей на благоукрашение Воскресенской церкви. 9 января 1912 г. был освящён обновленный усердием церковного старосты Ивана Нечаева и его родственника Ивана Сазонова храм. Настоятель, священник Василий Некрасов отслужил панихиду по усопшим благотворителям храма Василию и Сергею Васильевичу Аигиным. При обновлении были растесаны окна и стены покрыты цементной штукатуркой. В советское время храм был закрыт и разорён. Село Захарьино стоит на реке Веле. В 1704 году подпоручик Василий Дмитриевич Кормчин, совладелец села, построил здесь деревянную церковь – Спасскую. Село вскоре стало вотчиной Троице – Сергиева монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01568

И. Н. Шамина. Переписная книга вологодского Спасо-Нуромского монастыря и его вотчины 1701–1702 гг.   Спасо-Преображенский Нуромский монастырь был основан в конце XIV в. прп. Сергием Нуромским, учеником прп. Сергия Радонежского, вблизи современной деревни Сидоровское Грязовецкого района Вологодской области на реке Нурме в 60 верстах от Вологды. История этого небольшого монастыря остается малоизученной. Несколько работ посвятили ему краеведы XIX – начала XX в. изучение продолжилось в начале XXI Одной из причин недостаточной изученности истории Спасо-Нуромского монастыря является плохая сохранность источников. В конце XIV в. прп. Сергий Нуромский основал монастырь на реке Нурме: «И воздви же церковь во имя Всемилостиваго Спаса на Происхождение Честного и Животворящаго креста, и келии постави, и обитель Е. А. Павлович привел дату основания монастыря – 1387 г., однако отметил, что аргументов в пользу этой датировки пока не В годы настоятельства старца Матфея (1584–1607 гг.), между 1585–1593 гг., в монастыре была воздвигнута вторая церковь – в честь Рождества Христова. В описи имущества 1615 г. соборная церковь в честь Происхождения честного креста Господня с приделом Введения Пресвятой Богородицы описана как деревянная «о дву верхах клетчатая». Деревянным был и теплый храм в честь Рождества Христова с приделом во имя свт. Николая Чудотворца «о дву . В монастыре была также колокольня, где висели 3 колокола: «одне зазвонные, два больших», а также казенная келья, конюшенный и воловий дворы. Те же строения описаны и в писцовой книге 1627–1630 гг. В ней указаны также игуменская и 7 монашеских . К 1678 г. придел соборной церкви в честь Происхождения честного креста Господня был из Введенского переименован во имя прп. Сергия Вторая церковь – в честь Рождества Христова – в монастырской описи этого года указана как «теплая с трапезою, и с келарскою, и с папертью». В монастыре в 1670-х гг. проживали настоятель и 8 монахов, а также 13 монастырских слуг и служебников, 4 церковных дьячка.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь) Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре , Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» ( Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

К.А. Докучаев-Басков Елгомская Богоявленская пустынь (Каргопольского у., олонецк. губ. в 180 верстах от города, при озере того же имени (Елгомском) или «Чексенском и устьи речки Чечексы».) 158 Некто В. В. Богоявленский, сообщивший в редакцию «Олонец. Губернск. Ведом.» 159 список с грамоты царя Михаила, 7149–1641 г., от 5 апреля, основываясь на авторитете Елпедифора Барсова 160 , позволил себе опровергать, на перекор сообщенной грамоте, год основания Елгомской пустыни, относя время основания на несколько лет позднее, потому только, что будто бы Барсов держался этого мнения; между тем Барсов имел под руками другие данные, на несколько лет позднейшие упомянутой грамоты, доказывающие не столько время основания, сколько то, что описываемая нами пустыня, в такие то года уже существовала. Вот что говорит В. Богоявленский: «Елгомская пустынь основана была старцем Тарасием Москвитиным, но, по другим источникам, позднее 1627 года, о котором упоминается в настоящей грамоте: основываясь на надписи толковаго Евангелия и грамоте новгородскаго (?) митрополита Серапиона, от 8-го марта 1642 (?) г., г. Барсов относил основание пустыни к 1631 – 1642. Кроме того, по его же указанию, на двух крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе старце Тарасие Москвитине», а на колоколе: «радением старца Москвитина 1631 года». 161 А вот что говорит Барсов: «13. Елгомская пуст. (в каргопольском уез.) 1. Основатель, старец Тарасий Москвитин, 1631 – 1642, что видно из надписи толковаго Евангелия (а что гласит надпись – Барсов не говорит), пожертвованного им сей пустыне и грамоты новгородского (?) митрополита Серапиона, от 7150 (1642) марта 8. Такого митрополита в Новгороде (Серапиона) в 1642 г. вовсе не было, а был тогда митрополитом Аффоний 162 . Кроме того на 2 крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе, старце Тарасие Москвитине», и на колоколе: «радением строителя старца Москвитина 1631 года». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Касимов. Казанский женский монастырь. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь, построенная в 1735 г. купцом А.Г. Полежаевым. Высокий трёхсветный четверик, завёршенный декоративным пятиглавием, с трапезной, в которой помещались Пятницкий и Никольский приделы. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1781 г. В 1930-х гг. разрушена, на ее месте магазин. Первоначально приходской храм. В 1825 г., при расширении территории Казанского монастыря, включен в ее состав. http://www.history-ryazan.ru/ Существовавшая ранее церковь Рождества Христова, стоявшая близ церкви Пятницкой, одновременно упоминается в писцовых книгах 1627 г. Вместо обветшавшей Христорождественской церкви, упоминаемой в писцовых книгах, в том же столетии поставлена была новая церковь в то же храмонаименование, которая в 1753 г. уступлена была прихожанам сгоревшей Успенской церкви. Вместо двух деревянных церквей Пятницкой и Христорождественской, существующая каменная Христорождественская церковь с приделами Пятницким и Никольским построена была Алексеем Григорьевичем Полежаевым в 1735 г., а колокольня в 1781 г. купцом Иваном Степановым и коллежским секретарем Кириллом Федоровичем Скорняковым, как значится в записке о Христорождественской церкви, данной в 1799 г. благочинному Успенскому священнику Федору бывшим Христорождественской церкви священником Петром Борисовым. Церковь эта о пяти главах и имеет вид креста: в длину простирается на 50, а в ширину на 29 аршин. 28 августа 1803 г. в Никольском приделе сильно пострадал от пожара иконостас, посему в декабре того же года купец Федор Степанов обращался к епархиальному начальству с просьбою о выдаче сборной книги, которая и дана была ему при указе Консистории от 13 января 1804 г. за 156. В 1810 г. в настоящей Христорождественской церкви был устроен новый, величественный по своим размерам иконостас, и староста церковный Иван Герасимович Грошев испрашивал дозволение освятить его и утвердить обще с храмом Рождества Христова и храм Рождества Богородицы; кроме того, просил вследствие бедности церкви утвердить к Христорождественской церкви крестное хождение на день Рождества Богородицы. Журнальным определением Консистории освятить новоустроенный иконостас было дозволено, о чем и послан был указ иерею Поликарпу; об учреждении особого крестного хода замечено, что «особой нужды в нем не предвидится, а об украшении храма должны заботиться сами прихожане».

http://sobory.ru/article/?object=42434

Касимов. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1740 году построена приходская одноглавая Благовещенская церковь. Она окружена множеством приделов с главками. Основная глава храма украшена ажурным кованым крестом прекрасной работы местных кузнецов. Шатровая колокольня возведена в 1868 году в псевдорусском стиле. Время построения Благовещенского храма в г. Касимове неизвестно. Впервые эта церковь упоминается в писцовых книгах 1627 года. Этот храм находится совсем рядом с Успенским. Он построен в 1740 году «тщанием священника этого храма Федора Иоаннова и прихожан» при самом въезде в город со стороны Оки. Придел в этом храме сначала был один - в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. С этим храмом связано несколько удивительных случаев. Так 27 января 1775 года иерей Федор доносил преосвященному Палладию о том, что в храме «учинилось огненное запаление… у царских врат с правой стороны». Огонь принес немало разрушений, но они были устранены благодаря стараниям священника и паствы. В 1784 году в трапезной части был устроен второй придел с левой стороны в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Известно также, что 1792 году храм этот хотели частично разобрать и перенести на Хлебную площадь, но прихожане и купец Прохор Максимович Карташов обратились к епархиальному начальству не делать этого. Было собрано много подписей, и консистория, изучив все документы, прислушалась к прихожанам, хотя строительство нового храма было уже начато. Следы этой постройки были видны еще много лет. Потом на этом месте возвели небольшую часовню. В 1867 году была распространена настоящая часть, а приделы перестроены заново. Эта работа также проводилась на средства прихожан, и они старались украсить свой дивный храм. В храме хранилась одна из святынь города Казанская икона Божией Матери, почитавшаяся как чудотворная. На иконе надпись гласила, что она написана 3 декабря 1727 года иеродиаконом Касимовского Николаевского монастыря Алимпием Никифоровым. Появление этой иконы в городе тоже дивно и чудесно. Об этом рассказывают документы архива… Первоначально она находилась в Касимовском магистрате, где она чудным образом явилась. Из магистрата ее перенесли в Благовещенский храм, хотя многие желали ее оставить в учреждении. Но благодатное действие иконы горожане почувствовали сразу и решили перенести ее в один из храмов.  Эта икона не раз дивным образом спасала Касимов от пожаров, о чем писали даже Рязанские епархиальные ведомости. На иконе была серебряно-вызолоченная риза. После революции она была отобрана в местный музей. А затем след чудотворной иконы исчез.

http://sobory.ru/article/?object=02001

Кладбище Внутри монастыря, от частых перестроек оного, древнее кладбище почти уничтожилось и никаких могильных плит с надписями, даже от 17 столетия, не уцелело, кроме одной и то разбитой, на которой иссечена следующая надпись: «188(1670) года января в 3 день, раб Божий схимник Варсонофий». В этой пустыни исстари погребались князья Воротынские и здесь погребен кн. Иван Михайлович (в иноках схимник Иона), боярину † 8 янв. 1627 г., ж. Мария NN † 3 мая 1628 г., кн. И. М. сын Мих. Иван. «Государев слуга» замученного Иоанном Грозным † 12 июня 1573 г.; кн. Иван. Мих. кажется невольно пострижен при низложении царя Василия Шуйского, как свояк его по жене, княжне Марии (Репниной или Буйносовой Ростовской), умершей 3 мая 1628 г. За алтарем же соборной церкви, кроме заметно отличающегося от других, памятника г. Нарышкина, есть несколько простых памятников, в Форме гробниц и колонн, вытесанных из белого камня с надписями; памятники эти принадлежат частью к прошедшему, а частью к настоящему веку. 1) Памятник г. Нарышкина: пьедестал из серого полированного гранита. На верху пьедестала утвержден массивный гранитный же крест с бронзированным прикрепленным на нем распятием. На лицевой стороне пьедестала вделан медный бронзированный круг с изображением родового герба гг. Нарышкиных, около полукруга по граниту золоченая надпись: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут». Ниже: «Сергий Кириллович Нарышкин родился апреля 1819 года, скончался 15 июля года. Не вниди в суд с рабом Твоим, Господи». Весь памятник окружен железною решеткою. 2) Памятник г. Сокаревой. Надписи: а) 1819 года августа 20 числа, скончалась подпоручица Анна Ефимовна Сокарева, жития ее было 75 лет. б) Под сим камнем лежит примерная мать и друг своим детям. 3) Памятник иеросхимонаха Виталия: а) Господи прими дух, мой с миром. б) Здесь погребено тело Калужской Тихоновой пустыни иеросхимонаха Виталия, скончавшегося 1847 года, май 11 дня, на 82 году от рождения. 4) Памятник г. Моховой: а) Здесь покоится прах вдовы Аграфены Моховой, скончавшейся 1829 года, апреля 12 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Книга «Илиотропион» посвящена сложнейшей проблеме соотношения человеческой свободы и Божественного Промысла. Ее автором традиционно считается известный просветитель и неутомимый архипастырь митрополит Тобольский Иоанн (Максимович) . Изданию предпослано предисловие научного редактора, где рассматривается вопрос о происхождении текста, его авторстве и особенностях. По сравнению с предшествующими изданиями книга существенно переработана: исправлен ряд вопиющих смысловых ошибок, которые вкрались в текст в результате двойного перевода; устранены многочисленные грамматические ошибки и стилистические погрешности; архаичные и недостаточно ясные места по возможности приведены к современной литературной норме. Приводим отрывок из книги. Предисловие В 1714 г. в Чернигове была издана книга с длинным заглавием «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского и всей Сибири, изданный по его же благословению в типографии Св. Троицкой Ильинской Черниговской обители, напечатанный року 1714. Пять книг». Эта книга сразу привлекла к себе интерес как читателей, так и издателей; за короткое время она выдержала несколько переизданий. В XIX в профессором Иваном Андреевичем Максимовичем был выполнен перевод книги со славяно-русского диалекта на русский язык . Святитель Иоанн Тобольский в качестве оригинального латинского текста пользовался текстом произведения немецкого писателя и проповедника монаха Иеремии Дрекселя (1581–1638), еще в 1627 г. в Мюнхене издавшего сочинение «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной) в пяти книгах. В 1630 г. «Илиотропион» Дрекселя был переведен на польский язык, а в 1688 г. в Москве издан перевод с польского на русский, выполненный иеродиаконом Феофаном. Святитель Иоанн (Максимович) использовал для своего перевода оригинальный латинский текст, несколько переработав его и адаптировав для православного и, в частности, русского читателя.

http://pravoslavie.ru/6145.html

Княжево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Княжево в качестве села упоминается в Коломенских писцовых книгах в 1578 г. как вотчина " Богоявленского монастыря, что за ветошным рядом " . По тем же книгам, в селе значится деревянная Покровская церковь. 9 декабря 1799 г. церковь ночью сгорела по неизвестной причине, а 5 марта 1800 г. архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым) дана благословенная грамота на построение в том же селе на старом месте новой церкви. Через год деревянная церковь была построена и освящена. Позже был пристроен к храму придел пророка Илии, который освятил священник рязанского кафедрального собора Иоанн Иоаннов 1 октября 1806 г. Левый придел в честь святого Давида Солунского был сооружен купцом Давидом Широковым по плану одобренному епископом Рязанским и Зарайским Гавриилом (Городковым) 14 ноября 1849 г. Колокольня пристроена к храму в 1816 г., а в 1860 г. переделана заново. В 1911 г. тщанием прихожан около ветхой деревянной церкви построена новая каменная и освящена в честь Покрова Богородицы, правый придел во имя Илии Пророка, а левый придел - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святого Давида Солунского. Около новой церкви была установлена деревянная звонница на четырех столпах, купленная в селе Раменки. В 1920-е гг. церковь была закрыта и отдана во владение колхоза. В послевоенные годы в церкви размещался крахмало-паточный завод. В 2001 г. при храме была зарегистрирована православная община. Источник информации: http://vedomosti.meparh.ru/ Княжево в качестве села упоминается в Коломенских писцовых книгах 1578 г. и значится вотчиною в Мещерской волости Богоявленского монастыря, «что на Москве за ветошным рядом». В выписи с Коломенских книг письма и меры 1626-1627 гг. указана в вотчине Богоявленского монастыря, что на Москве, в селе Княжеве церковь Покрова Св. Богородицы… Вместо упоминаемой в XVII ст. Покровской деревянной церкви, сгоревшей со всею утварью 9 декабря 1799 г. в ночное время от неизвестной причины, 5 марта 1800 г. преосвящ. Симоном дана была благословенная грамота на построение в том селе новой церкви в прежнее храмонаименование Покрова Пресвятой Богородицы, находящейся в конце села, на старом кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=13424

Коледино. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь была возведена в селе Коледино в 1815-1820 гг. «Архитектура церкви весьма интересна. Большой каменный куб с низким глухим барабаном имеет на северном и южном фасадах занимающие более половины площади стен лоджии с полуциркульным завершением. В лоджиях – четырехколонные дорические портики. С западной и восточной стороны к зданию примыкают одинаковые по форме и размерам полукруглые выступы с конхами – притвор и апсида. Антаблементы в лоджиях в верхняя часть всего храма, вероятно, имели резные или лепные фризы, в настоящее время утраченные. К западу от церкви стоит колокольня, вернее, лишь два ее нижних яруса. Прежде колокольня соединялась с храмом, но не трапезной, а красивой колоннадой. Эта колоннада зрительно продолжалась рядом колонн церковных порталов и нижнего яруса колокольни, что подчеркивало архитектурное единство всего комплекса. Но не пощаженный временем (и людьми) ансамбль Троицкой церкви потерял во многом прежнюю привлекательность». Источник: М.М. Дунаев «К югу от Москвы». - М., 1978 Церковное место в с. Коледино известно с XVI века. После польско-литовского разорения в 1627-1628 гг. упоминается двухшатровая деревянная церковь во имя св. мч. Андрея Стратилата. В 1657 году упоминаются уже две церкви: Святой Троицы с приделом Казанской иконы Божьей Матери и св. мч. Андрея Стратилата. За участие в Отечественной войне 1812 года настоятель Троицкой церкви о. Иоанн Виноградский был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте: им было спасено от неприятеля церковное здание, антиминс, богослужебные сосуды, предметы ризницы и церковная казна. В 1815 году начинается строительство существующего каменного здания. Владельцем усадьбы был внук выдающегося русского историка В.Н. Татищева – Ростислава Евграфовича Татищева. Завершено строительство уже при его дочери Елизавете Ростиславовне, в замужестве княгини Вяземской в 1822 году. Автором проекта называют выдающегося русского зодчего первой трети XIX века Дементия Ивановича Жилярди (родом из южной Швейцарии). Есть предположение об участии в проектировании Ф.М. Шестакова, по другим - Григорьева.

http://sobory.ru/article/?object=06675

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010