Домодедово. Церковь Космы и Дамиана в Меткине. Космодамианская церковь, церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " Карта и ближайшие объекты На этом месте еще в XVII веке стояла деревянная церковь Космы и Дамиана, сгоревшая в 1701 году. В 1847-1848 годах была выстроена нынешняя церковь, посвященная иконе Божией Матери " Живоносный Источник " (главный престол освящен в 1866 г.). В советское время храм был закрыт, а после возвращения его церкви в 1990-х годах, был вновь освящен (4 ноября 2003 года), причем главный престол был освящен уже в честь Космы и Дамиана, а приделы - в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник " и в честь св. Архангела Михаила. С этим связано двойное наименование церкви. Впрочем, как говорит информация на официальном сайте Домодедовского благочиния, храм и в XIX веке именовался " по старинке " Космодамианским, несмотря на посвящение главного престола. Архитектура храма сочетает черты классицизма (так, основной объем завершен ротондой с большим куполом) и псевдорусского стиля (шатровая колокольня, килевидные кокошники в основании купола и оформлении фасадов). Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Меткине. В начале XVII ст. в селе Меткине была церковь Космы и Дамиана. В писцовых книгах 1627 – 28 гг. о ней говорится: «вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве, у Трубы, село Меткино, а в селе церковь Козма и Домиян древяна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строенье монастырское и приходных людей; у церкви во дворе поп Иван Данилов, во дворе церковный дьячок Левка Данилов, во дворе пономарь Ивашко Алексеев, во дворе просвирница Овдотья Олферова; церковной земли по 12 четьи в поле, сена 10 копен, лес вообще у всего села». Под 1646 г. значится: «в селе Меткине церковь Николая чудотворца и Козмы и Дамиана, у церкви во дворе поп Иван Иванов». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «29 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского, церковь Козмы и Дамиана в селе Меткине древянная, старая, а по сказке той церкви попа Афанасия Иванова, та де церковь Пехрянской десятины, Тухачевской волости, строение старое, мирское, а пашни церковной земли у него, попа, во владении 6 четьи в поле, сена 10 копен…».

http://sobory.ru/article/?object=02603

Доршево. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Усадьба Дорошево, что на большой Дмитровской дороге — старинное владение Засецких, принадлежавшее им с конца XVI в. до 1917 г. Усадебный комплекс, сформировавшийся в конце 1770-х гг., сохранился частично, утратив ранние хозяйственные постройки.Преображенская церковь в усадьбе построена из кирпича вместо прежней деревянной в 1778 г. по заказу П.А. Засецкого.  Образец провинциального зодчества эпохи классицизма типологически храм связан с традицией, восходящей к XVII в. Небольшой двусветный одноапсидный четверик перекрыт глухим сомкнутым сводом. Декоративная обработка фасадов практически отсутствует. Колокольня нарядно украшена ленточным рустом, арочными и овальными нишами и колоннами. До наших дней храм дошел в сильно разрушенном состоянии. В 1931 г. служивших в церкви иеромонаха Анастасия (Павлова) и диакона Пахомия (Слепова) расстреляли. В 2003 г. храм передали Православной Церкви. Богослужения совершаются во временно оборудованном помещении при церкви. http://www.vidania.ru В писцовых книгах 1627 и 1628 гг. записано " ... в Лутосненском стане Дмитровского уезда ... вотчина за Дмитрием и Иваном Васильевыми детьми Спиридоновыми и князя Никиты Яковлева сына Львова, село Дорошево, а в нём место церковное, где была церковь Ильи Пророка " . Церковь пророка Ильи, позже Преображения Господня, была упразднена к началу XVII века, в Смутное время, и возобновлена в 1670 году. В середине XVII века И. В. Спиридонов и князь Н. Я. Львов продали Доршево Михаилу Ивановичу и Назарию Михаиловичу Засецким. Они в 1670 году строят новую деревянную церковь. В 1734 году по прошению майора Гавриила Богдановича Засецкого было разрешено в селе Доршево вместо ветхой церкви на том же месте построить новый деревянный храм с двумя приделами во имя пророка Божия Илии и святителя Николая Чудотворца. Церковь была освящена в следующем, 1735 году. Последующий храм, выстроенный на этом месте, уже был каменный. Скромный храм, провинциальной архитектуры был выстроен на средства помещицы П.А. Засецкой в 1787 году, а освящён был только в 1787 году. Стены церкви изнутри и снаружи были оштукатурены и покрашены голубой краской, отапливался он двумя голландскими печами. Четверик храма с большими арочными окнами и купольным завершением украшен очень скромно, фронтоны по всем четырём сторонам - небольшие и простые, здание окружено межъярусным кирпичным поясом украшений. Колокольня в плане декора интереснее: невысокая, выстроенная в три яруса, она в первых двух украшена ленточной рустовкой, в верхнем - колоннами, поставленными на пьедесталы. Арочные узкие проёмы придают ей более стройный вид. Завершается колокольня маленькой главкой, поставленной на высокий барабан. Колокольня с четвериком храма соединяется посредством небольшой трапезной, в советское время разрушенной, ныне восстановленной.

http://sobory.ru/article/?object=08586

Древние чертежи Москвы Известные нам планы и чертежи, или виды Москвы с XV по XVII век, приложенные к описаниям России Герберштейна, И. Блевия 520 , Л. Готофреда 521 , Олеария, Майерберга и других, не взирая на их большую или меньшую неточность в целом, или частях, сообщают нам понятие о тогдашнем положении и объеме древней столицы России, дополняют недостаточность у нас отечественных видов и чертежей Москвы XV, XVI и XVII веков. Хотя геодезическим черчением карт давно уже занимались в России; ибо в Книге большого чертежа сказано, что, по указу Царя Михаила Феодоровича, в Разряде сыскан старый чертеж всему Московскому Государству, сделанный давно при прежних Государях. Царевич Феодор Борисович, под руководством своего учителя, составил карту России и план Москвы. В 1627 году, в разряде сделан был новый чертеж всему Московскому Государству. Но, кроме Годуновой, до наших времен, к сожалению, не дошли сии отечественные карты. Критическое сравнение их было бы весьма полезно не только в отношении топографии, но даже истории Москвы, сосредоточившей в себе с XV века мир Русский. Предмет этот ожидает делателей. В ожидании сего сообщим нашим читателям обозрение чертежей, или видов Москвы, приложенных к сему изданию с тою целью, чтобы дать объяснение оным, которое может служить дополнением, а в некоторых местах и поправкой сделанному нами обозрению Москвы в 1 тетради. Приложенный к 1 тетради Памятников Московской Древности вид Москвы упомянут в изданной в С. Петербурге 1837 года. Описи предметом, сохраняющимся при Императорской С. Петербургской Академии Наук в здании Кунст-камеры, в отделении, называемом Кабинет Петра Великого, стр. 44, 24, под заглавием: «Любопытный план Москвы, напечатанный в Амстердаме, с объяснением на Латинском языке». Этот вид Москвы, доселе неизвестный нам, гравирован в большой лист; в заглавии его следующая надпись вязью, неправильно изображенная чужестранцем: Царствеющой град Москва началной городъ всехъ Московских госдарствахъ. На полях его помещено объяснение на Латинском языке, которое мы передаем здесь в буквальном переводе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Дыдылдино. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты В с. Дыдылдино у р. Купелинки исстари стояла деревянная церковь Илии Пророка. В 1627 г. ещё видны следы гражданских войн Смутного времени: церковь " ветха, обвалилась " , " село пусто " . В 1632 г. в селе, вотчине Московского Вознесенского мона-стыря, построена новая деревянная церковь. В 1646 г. насчитывалось 4 двора крестьян. В 1678 г. - 8 дворов, в 1704 г. - 12, в которых жили 49 человек. До 1764 г. Дыдылдино было вотчиной Вознесенского девичьего монастыря. От 1726 г. сохранилось известие, что здесь находилась деревянная церковь во имя Святого Пророка Божия Илии. В 1748 г. вместо неё построили деревянную летнюю, на каменном фундаменте, церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы - ее расположение отражено на межевом плане 1767 г. С 1830-х гг. она, пришедшая в ветхость, неоднократно ремонтировалась, и в 1894 г. прихожане обратились с просьбой построить кирпичную церковь и освятить её в честь Донской иконы Божией Матери. Храм строился на средства действительного статского советника, дворянина, кандидата коммерции Ивана Андреевича Колесникова, имевшего небольшое имение при сельце Пронине того же прихода. Он в 1870 г. поступил в товарищество Никольской мануфактуры Морозовых, с 1886 г. состоял директором правления, с 1905 г. являлся фактически директором-распорядителем. Закладка здания состоялась в 1895 г., и вскоре на расстоянии полукилометра к юго-востоку от деревянной церкви, на вершине холма, у пологого спуска к р. Битце, был выстроен новый каменный тёплый храм с колокольней. 18 августа 1896 г. он освящён. Иконы для него написал художник Стороженко, а в 1899 г. на средства Колесниковых мастер Ерзунов выполнил настенные росписи. Наружное убранство храма выдержано в древнерусском стиле с использованием приёмов и форм архитектуры XVI-XVII вв. Фасады насыщены декоративными элементами, почти не имеют гладких плоскостей, богата их светотеневая проработка. Закрыта была церковь в 1930-е годы. Внутреннее убранство было разграблено, красивейшие с золочением росписи уничтожены на 80%, и только по оставшимся её фрагментам можно было судить о былом благолепии храма. Храм стоял без окон, без дверей, с покосившимися крестами, с земляным полом, частично без кровли (осадки попадали внутрь храма). Кирпичная кладка разрушалась, в расщелинах кирпичей росли березки, стены были покрыты мхом. Храм использовался как склад колхоза, а позднее для тренировки альпинистов. В 1992 году церковь возвращена Русской Православной Церкви и зарегистрирована как храм Пророка Божия Илии. В храме ведутся реставрационные работы и благоустройство территории. Первое Богослужение - Литургия была отслужена на Троицкую родительскую субботу.

http://sobory.ru/article/?object=03963

Ермолино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты В начале XVII столетия впервые упоминается церковь в селе Ермолино: «деревянная клетцки…». В 1692 г. «на старом церковном месте построена новая церковь», также деревянная. Нынешний кирпичный храм во имя святителя Николая был заложен в 1814 г.; трапезная часть с приделом во имя святого Василия Блаженного была освящена 1 октября 1821 г. Строительство церкви завершилось к 1827 г., в 1830 г. храм был полностью освящен, тогда же возведена белокаменная ограда вокруг него. С 1892 по 1929 гг. настоятелем церкви был священник Владимир Нарский, расстрелянный в 1938 г. на Бутовском полигоне. Храм не закрывался. В настоящее время он имеет помимо главного Никольского алтаря два придела: во имя святого Василия Блаженного и преподобного Нила Столобенского. Храмовой святыней является список Ченстоховской иконы Божией Матери, принесенный монахинями женского Красностокского монастыря, пришедшими в годы гонений из западной Белоруссии в Подмосковье во главе со священномучеником Ярославом (Савицким). Днем празднования данного образа по традиции является первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери. Приделы: блаж. Василия Московского, прп. Нила Столобенского (28 декабря, 4 января, 29 сентября, 1 июня). ermolino.org В начале XVII в. в селе была деревянная церковь Святителя Николая с приделом Василия Блаженного, " построенная клецки " (клетью, как изба). В 1627 г. две трети села принадлежали боярину, князю Алексею Юрьевичу Сицкому (ум. 1644), начальнику приказа Казанского дворца, в 1634 г. женившемуся на дочери спасителя Отечества князя Дмитрия Пожарского, княжне Евдокии Дмитриевне, и треть села - боярину, князю Андрею Васильевичу Сицкому по прозвищу Жухлай (ум. 1629), его сыновья Юрий и Андрей стали последними в роду князей Сицких. В селе " два двора боярских, двор приказчика, двор конюшенный, двор скотный, 2 двора людей деловых и 5 дворов крестьян " . В 1646 г. половина села пожалована боярину Никите Ивановичу Романову (ум. 1654), начавшему службу в 1644 г. чашником, в 1646 г. он боярин. Популярный в народе, он в 1648 г. остановил восстание против Б. Морозова и Траханиотова, к нему присылали челобитные из разных городов с просьбами о заступничестве. Во время Польского похода 1654 г. он находился при государе и умер в пути. Другой половиной владел Григорий Васильевич Львов - с 1637 по 1643 гг. дьяк Посольского приказа и Новгородской чети, в 1638 г. дьяк Печатного приказа, 1 сентября 1643 г. пожалован в думные дьяки и оставлен управлять Посольским приказом (и справлял должность до своей смерти в 1646 г.)

http://sobory.ru/article/?object=06559

Закрыть itemscope itemtype="" > Отшельница Эдигна Пухская. Легенды и вымыслы Память 26 февраля 24.02.2023 659 Время на чтение 12 минут Фото: Потолочное изображение блаженной Эдигны в церкви Во времена Средневековья отдельные места на карте Баварии были освящены христианскими подвигами девственниц, живших в полной изоляции от мира. Своей верой в Христа, благочестивой и уединенной жизнью они подражали отшельникам первых веков христианства. Некоторые из таких дев имели благородное происхождение. Они прибыли из Франции, что прослеживается на примере жизни блаженной Аврелии из Регенсбурга, скончавшейся на берегах Дуная около 1027 года. Одной из отшельниц предположительно французского происхождения была и блаженная Эдигна (Edigna) Пухская. Ее история имеет некоторое сходство с жизнью блаженной Аврелии, о чем на латинском языке написал в трехтомном труде «Bavaria sancta» (1615—1627) — иллюстрированном сборнике святых Баварии мюнхенский писатель, историк и иезуит Матвей Радер (Mammhaeus Rader). Местом отшельнической жизни и кончины блаженной Эдигны († 26 февраля 1109 года) было расположенное на возвышенности баварское поселение Пух (Puch). Имеются сведения о существовавшей здесь с 784 года маленькой церкви или часовни в честь Архангела Михаила. Ныне бывшая деревня Пух с 1978 года является частью города Фюрстенфельдбрук (Fuerstenfeldbruck), отстоящего от Мюнхена примерно в двадцати пяти километрах. В верующем народе Баварии легендарная Эдигна прославлена благочестивым трудом и посмертными чудесами. Никаких достоверных исторических сведений и документов о происхож-дении, личности и жизни Эдигны не имеется. Народная молва издавна гласила, что «Эдигна была дочерью французского короля. Она прибыла в Пух, где жила в большом дупле липы». Поскольку отшельница умела читать и писать, то верующие указывали на ее благородное происхождение. Эдигна не канонизирована Римско-католической церковью, но издавна почитается блаженной и местночтимой святой. В последние три десятилетия к отшельнице Эдигне проявили повышенный ин-терес верующие из украинской диаспоры Баварии. Они же стали называть бывшую деревню Пух одним из тех мест в Баварии, что «связаны с историей Киевской Руси».

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Николай Балашов: Участники Всеправославного Собора представляют меньшинство православного мира Тем временем, Патриарх Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей 18.06.2016 1627 Время на чтение 4 минуты В пятницу, 17 июня 2016 г., Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые прибыли во главе делегаций на остров Крит для участия в церковном Соборе, планировавшемся в качестве Всеправославного, сообщает Седмица.ru. Синод Предстоятелей проходит в здании Православной духовной академии полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), сообщили информационные агентства «Ромфея» и «Амен», а также другие греческие СМИ. В Синоде Предстоятелей участвуют Первоиерархи десяти Поместных Православных Церквей: Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней, Патриарх Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав. Константинопольский Патриархат не посчитался с этим пожеланием и решил провести Собор на Крите в ранее намеченные сроки. Собор официально откроется 19 июня совместным богослужением Предстоятелей по случаю праздника Троицы. Рабочие заседания Собора начнутся 20 июня и завершатся 25 июня 2016 г. В ходе работы малого Синода (Синаксисе) Предстоятелей был рассмотрен проект послания Собора, подготовленного комиссией во главе с митрополитом Галльским Эммануилом. Послание будет официально принято на Соборе наряду с другими официальными документами. На малом Синоде главы десяти Православных Церквей признали, что болезненно переживают отсутствие четырёх Церквей и молятся за их приезд, сообщили в пресс-службе Собора, передает РИА Новости.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/18/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сергей Нилус и преподобный Варсонофий Оптинский К вопросу о смуте в Оптиной пустыни 03.09.2022 1627 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Ранее мною была написана статья « Был ли погром в Оптиной пустыни? », в которой я опроверг (или, по крайней мере, попытался опровергнуть) утверждения, будто бы епископ Серафим (Чичагов), будущий священномученик, повинен в разгроме Оптиной пустыни и гонениях на преподобного Варсонофия Оптинского и духовного писателя Сергея Нилуса, изгнание которого некоторые связывают с местью за то, что он «открыл» т.н. «Протоколы Сионских мудрецов». Никакого разгрома святитель не учинял, гонений на преп. Варсонофия не устраивал (а совсем даже наоборот), а Сергей Нилус был совершенно справедливо удален из Оптиной пустыни. Однако я хочу заметить, что вовсе не считаю С. Нилуса неким прохвостом и проходимцем, как может показаться из моей статьи. Да, его попытка рукоположиться в священники, имея серьезное каноническое препятствие (то обстоятельство, что некогда он сожительствовал с некоей Володимировой) не красит его, и всё же, думаю, что человек он был искренний. Об этом говорит тот факт, что он смело стоял в православии во времена большевицких гонений. Я лично отнюдь не одобряю его антисергианства, но не уважать его принципиальность нельзя. В своей статье я упоминал статью иеродиакона Платона (Рожкова) «Преподобный Варсонофий и Оптинская смута», но не стал разбирать его следующее утверждение о причинах изгнания Нилуса: «... вероятна месть определенных столичных кругов к писателю С.А. Нилусу, трудившегося под покровительством оптинских старцев и опубликовавшего свои резонансные сочинения «Близ есть при дверех» и «Протоколы сионских мудрецов». Другими мотивами объяснить совершенно нелогичный, не относящийся к ведению монастырского хозяйства, запрет на проживание мирян при монастыре не более 10 дней трудно. Эту версию подтверждают слова Елены Концевич, которая пишет, что именно за поддержку С.А. Нилуса пострадал старец Варсонофий».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/03/se...

Закрыть «Мы стесняемся говорить, но это был человек святой жизни…» К пятилетию кончины архиепископа Амвросия (Щурова) 07.11.2021 1627 Время на чтение 13 минут Фото: Иеромонах Михаил (Чепель). Из архива автора 8.11.2021 года исполняется 5 лет со дня кончины архиепископа Амвросия - управляющего Ивановской епархией в 1977-2006 гг. Публикуем одно из интервью о нем, вышедшее в 2007 году в книге «Я возжелал заповедей Твоих». Отец Михаил, помните ли Вы первую встречу с Владыкой Амвросием? Да, помню достаточно хорошо. Это было во время, когда у нас создавался Фонд Святителя Николая Чудотворца. Сначала был создан итало-российский Фонд, но после ряда благотворительных акций, паломнических поездок, мы поняли, что нам нужна деятельность в России. И когда мы создали Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца уже в России, возник вопрос: с чего начинать? С кем начинать работать? И вот тогда, милостью Божией, пришла идея начинать с Иваново. Именно этот город многие ассоциируют с началом гибельных революционных событий в России ХХ века, поэтому было решено отсюда начать возрождать духовность примером добрых дел. Естественно, мы не могли обойтись без управляющего епархией, которым тогда был архиепископ Амвросий. Пришли на прием к Владыке, изложили ему свою концепцию. Он очень внимательно нас слушал, высказывал свои хорошие пожелания, предложения. Сразу включился в работу и в определенной степени направил нас на ряд проектов, которые мы начали реализовывать в Фонде. Одна из первых наших идей была, чтобы Иваново перестало ассоциироваться с «родиной первого совета», о возвращении городу имени Иваново-Вознесенск. Революционное прошлое резко диссонировало с Православием. И Владыка очень в этом плане нам помог своей духовной поддержкой; сказал, что идея хорошая, это нужно начинать потихонечку делать. Со временем надписи, рекламирующие революционный бренд города, как-то сами собой во многих местах были сняты. Воздействие Владыки на меня было необычайно. Думаю, что промыслительно Господь направил наши стопы именно к нему. В нем я увидел человека святой жизни. Мы как-то стесняемся об этом говорить, но это был действительно человек святой жизни. И он так благодатно воздействовал на меня и председателя правления Фонда Андрея Юрьевича Быкова, что у нас не было никаких сомнений в правильности выбранного пути. И мы действительно осуществили достаточно много проектов в Ивановской епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Заметки о старопечатных книгах того же книгохранилища По Описи 1680 года в книгохранилище Воскресенского монастыря значилось всех печатных книг 346 ныне же (и с прибылыми с 1680 по 1701 год) всех старопечатных Церковно-Славянских (до 1701 года) насчитывается лишь 121 печатных в 16 столетии всего лишь шесть книг, в 17 – 124 и одна в 1700 году. По Типографиям: 1. Московских изданий……………… 21.                   2. Киевских………………………….. 10.                   3. Виленских……………………… 5.                   4. Львовских…………………………. 4.                   5. В Евьи……………………………... 1.                   6. Уневских…………………………... 1.                   7. Острожских……………………….. 1.                   8. Черниговских…………………….. 1.                   9. Кутеинских………………………… 3.              10. Иверской…………………………… 1.              11. Венецианских……………………… 3. Главную причину столь значительной по видимому убыли (225 объяснить очень можно просто: пожертвованием двойников из числа Богослужебных книг в промежуток 1680–1764 года в приписные монастыри и церкви вотчинных монастырских сел. А. Московские издания. Все относятся к 17 столетию; старейшие из числа их есть: а. евангелие 1606 года; б. Шестоднев 1625 года; в. Евангелие 1627 года; г. Триодь постная 1636 года; д. Апостол 1635 года; е. Трефолой 1638 года; ж. Октоих 1639 года и т.д. Б. Киевские издания. 1. Триодь постная (без выходного листа), с надписью по листам, относящейся к 1562 году: «Лета 7070 (1562) дал книгу сию в дом чудному Богоявлению старец Севастьян, Митрополичь ключник.» Далее следует подпись Патриарха Никона 1661 года. По приметам, это одно из первоначальных изданий Киевской Лаврской Типографии (устроенной Князем Острожским в 1531 году), упоминаемое в надписи: «дом чудного Богоявления,» надобно полагать церковь Богоявленского монастыря, при котором, в 1589 году, основалась Братская Богоявленская школа, по благословению Патриарха Феофана; Митрополитом же Киевским в 1562 году был Сильвестр Белькевич. 2. Беседы Святого Иоанна Златоустог о на Деяния Апостольские, в лист, 1624 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010