Выпуково. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Тихвинская церковь, кирпичная с деталями из белого камня, выстроена между 1796 и 180? гг. на средства прихожан. Северный придел - второй половины XIX в. Приземистый храм типа " восьмерик на четверике " объединен бесстолпной трапезной с колокольней из трех квадратных ярусов. Архаизирующий художественный облик памятника сложился под воздействием нескольких стилевых направлений. Типология храма, граненая форма алтаря и перекрывающий трапезную лотковый свод еще тесно связаны с приемами зодчества первой половины XVIII в. Плоскостная обработка фасадов с помощью пилястр, филенок и рамочных наличников в совокупности с тонкой профилировкой деталей характерна для раннего классицизма. Тосканские портики храма и большие окна его верхнего яруса с полуциркульной перемычкой вносят в архитектуру элементы современного зданию зрелого стиля. Декор частично испорчен покрывающей стены поздней штукатуркой. Внутри храма, благодаря низкому уровню тромпов, возрастает композиционное значение восьмигранника, снаружи отчасти скрытого кровлями соседних помещений, Стены и своды в 1990-х гг. побелены но новой штукатурке, поставлен временный иконостас. Полы бетонные. Село Выпуково при речке Кунье находится в 35 км от Сергиева Посада. Исторические сведения о селе восходят к самому началу XVI века. В 1510 году боярин Петр Михайлович Плещеев написал духовное завещание, по которому село Выпуково с деревнями и угодьями должно было перейти во владение его младшего сына Андрея. В 1522 году владельцы села Выпуково, внуки боярина П.М. Плещеева, Иван и Никита Плещеевы променяли его Троице-Сергиеву монастырю на село Милославское в Кашинском уезде. В начале XVII века Выпуково с деревнями пострадало от польско-литовского нашествия, что подтверждается писцовыми книгами 1627-1631 гг. В 1764 году, когда были упразднены монастырские вотчины, Выпуково с деревнями перешло в казенное ведомство.

http://sobory.ru/article/?object=00048

Вязьма. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каменный двухэтажный храм в честь Богоявления Господня с приделом на первом этаже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы построен в 1748-1749 годах на средства купцов и прихожан. В 1762-1763 годах к нему пристроена трехъярусная колокольня. Храм сильно пострадал во время боев с французами в 1812 году. После восстановительных работ богослужение возобновлено в начале 1820-х годов. В 1922 году комиссией по изъятию церковных ценностей из храма взяты все серебряные ризы с икон и утварь. На колокольне висели 5 колоколов. Храм закрыт в конце 1930-х. В марте 1992 года Введенский храм передан Епархии, возобновлено богослужение. Набор открыток " Вязьма Православная " О построенном здесь деревянном храме упоминается в 1627 году. В 1748-49 годах купцами и прихожанами был построен двухэтажный, двухпрестольный каменный храм. На первом этаже престол освящен во имя Введения в храм Богородицы, во втором - во имя Богоявления Господня. В 1762-63 годах с запада была пристроена трехъярусная колокольня. Сохранились элементы отделки окон и карнизов керамическими формами. Храм пострадал в 1812 году. В 1862 году к храму с севера был пристроен каменный придел с престолам в честь Преподобного Тихона Калужского. После революции храм был закрыт одним из последних - в конце тридцатых годов. Перед войной в здании размещался краеведческий музей. В 1992 году храм передан Смоленской епархии. Через дорогу от Введенской церкви находится дом, ей принадлежавший. Дом построен в конце XVIII века. Известно, что в годы оккупации здесь размещалось гестапо. http://www.ortodox.vyazma.com/uuu.shtml Богоявленский храм с трапезной и колокольней возведен в 1748-49 гг., в 1763 г. вдоль северной стороны трапезной и храма пристроен двухэтажный Введенский придел, измененный в 1862 г. и закрывший асимметричной параболической апсидой изначальный уступ на стыке храма с основным алтарем. Традиции зодчества кон. 17 в. соединились здесь с формами европейского барокко, преобладающими в облике колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=05777

Вязьма. Церковь Илии Пророка. Церковь Сретения Господня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1793 г. на месте кирпичных храмов упраздненного Ильинского монастыря. Трапезная и колокольня перестроены в 1-й пол. XIX в., приделы Ильинский и Митрофана Воронежского (1840 г.). Закрыта в 1929 г., кон. 1930-х гг. частично сломана, руины снесены в 1950-х гг. На месте церкви устроили танцплощадку. В XVI-XVIII вв. тут существовал женский Ильинский монастырь, упраздненный в 1779 г. Церковь Илии пророка находилась в городском саду, где сейчас танцплощадка. Когда возник монастырь, не известно, во время литовского разорения 1606-1612 годов все документы были уничтожены. В 1627 году на этом месте упоминается девичий Ильинский монастырь, а " в нем церковь клетьская деревянная во имя Ильи Пророка с приделом Св. великомученицы Екатерины, строение и имущество той церкви государево. А около той церкви колокольня рубленая, а на ней четыре колокола не велики. Да в монастыре церковь клетьская деревянная во имя Усекновения главы Иоанна Претечего, строение мирских людей, также монастырь был обнесен оградою со святыми воротами, а на них Деисус на красках, в ограде было 8 келий, в них 10 старец, а игуменьи в монастыре нет " . В писцовых книгах города Вязьмы 1646 году уже было " 2 кельи строении Государево; 15 кельей поставлены того же монастыря вкладчицы, а в кельях игуменья Онисья Лошакова да 16 стариц " . В 1739 году монашествующих в обители было 45 человек. При введении в России «Духовных штатов» в 1764 году монастырь оставлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской Духовной Консистории. В этой описи указано: имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией матери, который покрыт тесом, с двумя приделами во имя Пророка Ильи и Иоанна Предтечи (на месте Ильинской церкви). Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня. Сведений о её строительстве нет, но можно предположить, что она была поставлена в начале XVIII века, когда в городе велось интенсивное строительство каменных храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с позолоченными крестами, построенный во второй половине XVIII века (на месте церкви Иоанна Предтечи). Одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью. Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 саженей (312,9), покрытой тесом.

http://sobory.ru/article/?object=34510

Вязьма. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицкая церковь Карта и ближайшие объекты На левом равнинном берегу реки Вязьмы в месте впадения в нее реки Бебри, где пересекались основные торговые пути, образуя Торговую (ныне Советскую) площадь, радует глаз храм, возведенный во имя Рождества Богородицы. О деревянной шатровой церкви во имя Рождества Богородицы, стоявшей на этом месте, упоминается в 1627 году в " Писцовых книгах " князя И.Ф. Волконского, хотя, вероятно, храм здесь стоял с более древних времен. Сохранившееся же до наших дней каменное здание церкви построено на средства прихожан в 1727-1728 годах в стиле барокко. Пострадавшее в 1812 году здание храма в течение длительного времени восстанавливалось с частичной переделкой трапезной части храма. В 1911-1912 годах в связи с подготовкой к празднованию 100 - летнего юбилея победы над французами на средства купца Рагожина были проведены большие ремонтные работы в Богородицком храме. В мае 1913 года " Вяземский комитет 1812 года " постановил считать Богородицкую церковь храмом-памятником. Пострадал храм и в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы здесь был городской радиоузел, кинотеатр, дом пионеров, с 1970 года в трапезной части храма размещается Вяземский краеведческий музей. Первые ремонтно-восстановительные работы Богородицкого храма проведены в 1962-1972 годах. Были воссозданы купола, отремонтирована трапезная, заменена кровля на храме, определены фундаменты колокольни. К сожалению, закончить реставрационные работы не пришлось. Набор открыток " Вязьма Православная " На Советской площади находится Богородицкая церковь - памятник войны 1812 года. Церковь построена в 1727 - 28 годах на средства прихожан. В 1782 - 85 годах с запада была пристроена трапезная с двумя приделами - во имя Святителя Евангелиста Иоанна Богослова и Святых жен Мироносиц. К югу от храма до 1930 годов стояла высокая колокольня в стиле барокко. Храм пострадал и после 1812 года восстанавливался, была частично переделана трапезная часть храма. В 1912 году храм - памятник 1812 года был отреставрирован на средства купца Рогожина. При храме был открыт музей где собирали предметы, связанные с событиями Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=01011

Год рождения Е. определяется на основании свидетельств поляков, в 1615 г. утверждавших, что в 1610 г. им противился только «осьмидесятилетний патриарх» (АЗР. Т. 4. С. 51). Возможно, мирское имя буд. патриарха было Ермолай: известно, что в его Патриаршество в Москве была заложена ц. во имя сщмч. Ермолая на Козьем болоте. Не вполне ясно происхождение Е. В Казани существовало предание о том, что святой был родом оттуда, но в таком случае пришлось бы признать, что он жил в Казани еще в эпоху Казанского ханства. Бывш. польск. комендант Москвы А. Гонсевский в 1615 г., во время съезда с царскими послами под Смоленском, упоминал, что в 1610-1611 гг. некий московский священник сообщил ему «прежние дела» патриарха, в частности, «как он в казакех донских и опосле попом в Казани бывал» (Там же. 209. С. 481). С. М. Соловьёв считал, что Е. происходил из рода князей Голицыных, ссылаясь при этом на родословную Гедиминовичей, записанную патриархом ( Глаголев. Род великого господина свят. Ермогена. 1902. С. 578; Он же. 1901. С. 125; Он же. Святейший патр. Ермоген. 1902. С. 245-301). Кроме того, ц. во имя сщмч. Ермолая была построена Голицыными. Более обоснованной представляется т. зр. С. Ф. Платонова , предполагавшего происхождение Е. из посадских людей. Основанием для этой гипотезы была запись на одной из вятских икон, сообщавшая, что зятем Е. (мужем сестры или мужем сестры жены Е.) был вятский посадский человек Корнилий Рязанцев, получивший благословение патриарха ( Платонов. 1903. С. 231-235; впрочем, как справедливо заметил С. Кедров, родственницы архиереев часто выходили замуж за купцов). По мнению Я. Г. Солодкина, Е. мог происходить из мелких служилых людей - к этому слою принадлежали племянник патриарха А. С. Крылов и внук П. Чурин (исследователь ссылается на оброчную грамоту уфимскому сыну боярскому А. С. Крылову (не ранее 1627/28) и на позднейшую «Пермскую летопись»). Некоторые исследователи пишут о священнических корнях Е. В синодике Троице-Сергиева мон-ря названы родственники Е.- 22 имени, в числе к-рых - 5 имен иноков, имя иеромонаха, 5 имен младенцев ( Глаголев. Род великого господина свят. Ермогена. 1902. С. 578; Он же. Святейший патр. Ермоген. 1902. С. 263).

http://pravenc.ru/text/190175.html

Горки Ленинские, пос. санатория. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не ранее 1846. Адрес: Московская область, Ленинский городской округ, Горки Ленинские, пос. санатория Координаты: 55.50875, 37.854518 Проезд:от ст.метро " Домодедовская " на авт. до аэропорта " Домодедово " с остановками. Ехать до ост. " Санаторий Мещерино " или Детский реабилитационный центр, перейти дорогу и прямо вдоль леса до монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь строилась в 1847-1848 гг. в качестве домового усадебного храма помещицы А.П. Головиной. С образованием монастыря была существенно перестроена и расширена. Автор проекта - архитектор С.К.Тропаревский. Подряд на строительство был взят крестьянином С.Т. Шестовым и московским купцом Д.М.Шапошниковым. Существующая архитектура сочетает элементы позднего классицизма и художественной эклектики. Оригинальная особенность - размещение купола с главой над алтарной частью. По соседству с деревнями Чурилково, Шестово, Куприяниха, Котляково находится село Лукино, расположенное на левом берегу р. Пахры. В писцовой книге за 1627-1629 гг. есть запись о д. Лукино, что находилась в Тереховом стане Тухачевской волости: «За Иваном Ивановым сыном Есиповым, что было преж того за Иваном да Истомою Санбуловыми, что после было за братом его Борисом Есиповым, деревня Лукино, на взгорье, у реки Пахры, а в ней двор помещиков, двор крестьянский и двор бобыльский...». В 1687 г. Есиповы продали свое поместье Ф.Г. Хрущеву, принадлежавшему к старейшему дворянскому роду, многие представители которого служили воеводами, стольниками, стряпчими, городовыми дворянами. Федор Григорьевич в 1682 г. пожалован был в думные дворяне. При сыне Хрущева Федоре в 1717-1719 гг. в д. Лукино по благославлению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского была построена деревянная Спасская церковь. Для постройки церкви помещик Ф.Ф. Хрущев из своего имения выделил землю с сенными покосами. После смерти Федора Федоровича с. Лукино с 1734 г. принадлежало его сыну Андрею, служившему советником Адмиралтейской конторы. Он входил в кружок ближайших «конфидентов» кабинет-министра А.П. Волынского. В 1740 г. был обвинен в попытке организовать заговор против императрицы Анны Иоанновны, арестован вместе с другими «конфидентами» и казнен. После его смерти усадьба перешла к его вдове Анне Александровне с детьми Николаем, Иваном, Марьей и Елизаветой. Позднее с. Лукино принадлежало ротмистру Н.И. Головину - двоюродному брату Гаврилы Павловича Головина известного, как основателя Спасо-Влахернского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=14001

Городец. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной в Городце. Кирпичный храм, построенный в 1673 г. Бесстолпный двусветный четверик, несколько вытянутый вдоль поперечной оси, завершенный декоративным пятиглавием, с полукруглой апсидой и двустолпной трапезной. Декор с поясом закомар под карнизом в духе московского узорочья. После пожара 1778 г. с юга к трапезной был пристроен Успенский придел. Закрыт в 1935 г., сломан в 1930-1940-х гг., на месте собора устроен сквер. Уцелела только каменная башня ограды кон. XVII в. http://svyatayarus.su/church/detail/49490/ С первых лет основания города сохранялись Троицкая и Михайло-Архангельская церкви. Если последний храм в древности служил усыпальницей местных удельных князей, то Троицкая церковь считалась соборной. В 1618 г. территория Городца, очерченного крепостными валами до 15 метров высотой, еще называлась «пустым гродищем». В Верхней слободе, занимавшей береговую бровку над Волгой, было всего б дворов тяглых крестьян и 10 дворов непашенных бобылей. Из слободы, огибая крепостной вал, вниз к берегу спускался пандус съезда, над которым высился Троице-Никольский погост с «деревянной, клетцки» церковью. Опись рисует нам небольшую, обычную для лесного Заволжья, клетскую церквушку, которую от рубленной «стаей» крестьянской избы отличал лишь алтарь да небольшая главка на коньке кровли. Неподалеку располагались 5 дворов причта и б кельей нищих, «питавшихся от церкви божии». Упоминание о еще пока деревянном храме Живоначальной Троицы встречается в Писцовой книге 1627 г. Здесь же писец сообщает, что «церковь и в церкви Божие... образы и книги и ризы и колокольные колокола и всякое церковное строение» было построено и приобретено на средства вотчинника Афанасия Васильевича Лобанова-Ростовского. Примечательно, что в это время он строит своим «коштом» несколько храмов: помимо Городецкой Троицкой церкви, он возвел новый деревянный храм на погосте Николая Чудотворца. Нормализация положения Русского государства к середине XVII в. и официальное учреждение в 1б41 г. знаменитой Макарьевской ярмарки, ставшей тогда крупнейшим торгом страны, дало новый толчок социально-экономическому развитию Городца. Год от года росло число дворов и погостов, развивались всевозможные ремесла, отстраивались многочисленные приходские сначала деревянные, а затем и каменные храмы.

http://sobory.ru/article/?object=34674

Городец. Церковь Чуда Михаила Архангела. Городецкое благочиние Карта и ближайшие объекты Первое упоминание об этом соборе относятся к 1304 году. Там умер и был похоронен Сын Александра Невского, Андрей Александрович. К сожалению, попытка найти местонахождение этого древнего храма, а, следовательно, и могилы князя успехом пока не увенчалась, так как ныне существующая церковь Михаила Архангела возникла на территории бывшего позднего кладбища на рубеже XVII и XVIII bekob. Кирпичная церковь, построена в 1707-1712 гг. Бесстолпный одноглавый четверик с трапезной с южным приделом Рождества Предтечи и столпообразной шатровой колокольней. Северный Скорбященский придел пристроен в 1860 году. Закрыта в 1935-м. Возвращена верующим в 1991 году, отреставрирована. Первое документальное подтвержденное известие о храме относится к началу 14-го в. Церковь Архангела Михаила, бывший собор, в XIII-XIV в.в. выполняла роль усыпальницы удельных князей времён Городецкого удельного княжества 14 в. На этом месте, по преданию, и раньше находилась церковь, здесь захоронены сын и внуки Великого князя Александра Невского (Андрей Городецкий, Михаил и Василий Андреевичи). В 1368 г. церковь сгорела от молнии. После она была вновь отстроена князем Борисом Константиновичем, но и она также истреблена огнём. Существование деревянной церкви Михаила Архангела в Городце XVII в. подтверждается переписными книгами на Городецкую волость за 1623, 1627, 1666 г.г. На церковной земле в то время было 6 дворов да четырнадцать келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Временем постройки церкви Михаила Архангела в Городце Нижегородской губернии, по данным литературы и архивных документов начала XX в., является 1707 г. Но документов, называющих точную дату основания храма, не обнаружено. Это дает возможность предполагать более раннее существование здания. В 1712 г. для освящения храма был «выдан антиминс по благословенной грамоте в Городецком уезде церкви Архангела Михаила в новопостроенную каменную церковь во имя Архангела Михаила».

http://sobory.ru/article/?object=08985

Гульнево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кладбищенская церковь Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и священномученика Мефодия построена на средства владельца села генерал-майора Н.Ю. Трубецкого в 1782 г. Закрыта в 1930-е гг. и изуродована. На момент съёмок ничего не изменилось, хотя ещё в 1990-х гг. зарегистрирован приход. Впервые село Гульнево Каменского стана с многочисленными деревнями упоминается в межевой грамоте в 1504 году. В 1566г. село было дворовым, в 1627 г. находилось в вотчине боярина князя Д.М.Черкасского. В селе была деревянная клетцкая церковь в честь Рождества Богородицы. В 1690 г. село от князей Черкасских перешло к Б.Д.Глебову и затем, в 1728 г. было куплено женой князя Трубецкого – Настасьей Гавриловной. 19 ноября 1734 г. владелец села Гульнева генерал-майор князь Николай Юрьевич Трубецкой получил разрешение от синодального казённого приказа: «…в селе Гульневе вместо ветхой деревянной церкви построить на том же кладбище церковь каменную, в два придела – Николая Чудотворца и священномученника Мефодия». Была ли построена каменная церковь в это время – точно неизвестно. А.И.Благовещенский приводит дату освящения церкви в Гульнево – 1782г. К этому времени село было вотчиной поручика Н.С.Калинина. В 1801г. новый хозяин села благоустраивает второй придел, в котором не было иконостаса. Стилистическая неоднородность боковых приделов церкви с архитектурными формами колокольни и светового барабана позволяют предположить, что в середине 19 века приделы перестраивались. Вероятно к этому времени относится притвор, соединивший церковь с колокольней. В 1930-е гг. храм был закрыт, а в 2002 г. возвращён православной церкви. (Дмитровский край из глубины веков до наших дней: путеводитель в 2-х тт. Т. 2. По Дмитровским дорогам. Дмитров: Вести, 2005.). Также в указанном источнике говорится, что начаты восстановительные работы, т.е. как минимум с 2005 года (год издания путеводителя). Я как местный житель слышу о начале реставрационных работ с 2002 года. По данным «Храмов России» (www.temples.ru) церковь в Гульнево действующая, открыта в 2002 году. Дата постройки последнего здания обозначена 1734 г. Церковь в стиле классицизма, перестраивалась в 1770-х и 1810-х гг. В трапезной приделы Никольский и Никифора Константинопольского.

http://sobory.ru/article/?object=02802

Дарьино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 2001 и 2004. Ссылки:   Адрес: Московская область, Одинцовский район, деревня Дарьино, 61 Координаты: 55.68625, 37.10238 Проезд:На машине: От Москвы ехать по Рублево-Успенскому шоссе до поворота на 1-е Успенское шоссе, далее, минуя поворот на деревню Солослово (останется по левой стороне), ехать до кругового движения, повернуть направо и двигаться прямо до ворот храма. На электричке:От Москвы на электричке с Белорусского вокзала до станции Перхушково, далее автобусом до деревни Дарьино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. До ХХ в. в селе существовала деревянная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней, выстроенная на средства Бестужевых-Рюминых в 1698 году и перестроенная в начале XIX века. В конце 1930-х годов она была разобрана. В настоящее время на её месте выстроена новая кирпичная, оштукатуренная, трехчастная, осевая церковь, несколько напоминающая старый храм по объемной компоновке. История храма Николая Чудотворца в деревне Дарьино Никольский храм в селе Дарьино С XVII века до 1917 года Дарьино расположилось между речками Вшивка и Чернявка, впадающими в р. Слезню, являющуюся в свою очередь одним из многочисленных правых притоков р. Москвы. Первое упоминание Дарьина в источниках относится к 1627 г., когда эта деревушка, " а в ней двор помещиков с деловыми людьми " , принадлежала Федору Петровичу Неелову. Он владел поместьем после своего отца, по вводной грамоте 1616 г. В 1651 г. оно досталось его сыну Моисею Федоровичу Неелову, от которого Дарьино перешло к его двоюродному брату Семену Осиповичу Неелову, а в 1665 г. им владеют дети последнего Лука и Корнилий. В переписных книгах 1678 г. значится: «За Корнилою Семеновичем сыном Нееловым деревня Дарьина, а ней двор вотчинников, в нем один человек, 2 двора бобыльских, людей в них 5 человек». После смерти Корнилы Неелова его родичи Кирилл и Алферий Васильевичи и Никита Петрович Нееловы променяли владение в 1691 г.

http://sobory.ru/article/?object=07295

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010