Алексино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная, кирпичная церковь в духе провинциального классицизма. Двусветный четверик церкви перекрыт четырехскатной кровлей, на которой поставлен небольшой световой барабан, несущий луковичную главку. С востока к нему примыкает алтарь, с запада - трапезная, по ширине примерно равная церкви. Декоративное убранство здания сводится к плоским лопаткам, на боковых фасадах храма образующих некое подобие портиков. Над карнизами четверика со всех четырех сторон поставлены фронтоны. Колокольня состоит из трех ярусов, два верхних из которых - восьмигранные, и увенчана горкой кокошников, несущих главку. Декоративное убранство колокольни выполнено в псевдорусском стиле. Главный престол Покровский, в трапезной Алексеевский и Никольский приделы. Иконостасы и росписи XIX в. с поновлениями. Церковь действующая , не закрывалась. С сайта Храмы Подмосковья http://50rus.hramy.ru/ В начале XVII в. Алексино - дворцовое село, в 1627 г. оно принадлежало Киприану, митрополиту Сарскому и Подонскому. Церковь в селе уничтожена в Смутное время - в селе лишь церковное место. К 1653 г. относится жалованная грамота Серапиону, митрополиту Сарскому и Подонскому, который и восстановил церковь (первое упоминание - 1676 г. ) В документе 1678 г. - " село Алексино на колодезе " с митрополичьим домом, в котором 6 человек, 11 дворов крестьян (23 человека), и село принадлежит Варсонофию, митрополиту Крутицкому. В 1705 г. - двор архиерейский, двор приказчиков, конюшенный, скотный, 27 дворов крестьян во владении Иллариона митрополита Сарского и Подонского. В 1715 г. это владение преосвященного Алексия, митрополита Сарского и Подонского. После 1764 г. село стало экономическим (то есть управлялось Коллегией экономии). Имеются сведения, что церковь сгорела в июне 1802 г., от случившегося в селе пожара, и по прошению священника и приходских людей от 2 декабря было разрешено исправлять требы: крещение младенцев и отпевания в небольшом построенном покое, где хранится после сгорания церкви церковная утварь с тем, чтобы следующим летом церковь была построена. Сохранилось прошение священника Симеона Герасимова и прихожан епископу Дмитровскому Серафиму от мая 1803 г., в котором сказано, что деревянная церковь в 1802 г. сгорела и они просят разрешить им построить вновь каменную церковь с приделами святителей Николая Чудотворца и Алексия Митрополита и на сие благословить храмозданною грамотою. В июле 1803 г. храмозданная грамота была выдана.

http://sobory.ru/article/?object=06471

Артёмово. Церковь Страстной иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Артёмово – одно из древнейших поселений на территории Пушкинского района. Самое раннее упоминание деревни относится к XVI в., когда она находилась в стане Радонеж и Бели Московского уезда. Однако, можно предположить более раннюю датировку артемовского поселения, а именно, XIV-XV вв., что связано с близостью к двум древним духовным центрам Московского государства – Покровскому Хотькову монастырю и Свято-Троице-Сергиевой Лавре. В приход Покровской церкви Хотькова монастыря впоследствии входили многие близлежащие сельца и деревни, а само Артёмово в разное время входило в приход Покровской церкви села Тешилово (XVIII в.) и Ахтырской церкви села Ахтырки. В писцовых книгах Московского уезда стана Радонеж и Бели за 1584-1586 гг. упоминается деревня Артёмово на речке Сумери, а «в ней двор вотчинников, да два двора людских, пашни паханные средней земли 3 четьи, да прилогом 15 четьи, да лесом поросло 9 четьи в поле, сена по речке и по оврагам 50 копен, леса хоромного и дровяного 5 десятин» (Писцовая книги XVI в. Отд. I М., 1872. С.). Деревня Артёмово находилась во владении Игната и Петра Михайловичей Скобелицыных. Потом принадлежала подьячему Ивану Яковлеву. В начале XVII в., после польско-литовской интервенции, деревня Артёмово опять принадлежит Скобелицыным. По писцовым книгам 1626-1627 гг.: «За Иваном да за Федором Леонтьевым Скобелицынами вотчина старинная... деревня Артёмово на речке на Сумери». Следующий владелец Артёмово, Алексей Яковлевич Нестеров, занимал важную должность в правительственном аппарате петровской эпохи. Судьба А.Я. Нестерова сложилась печально – по несправедливому оговору его приговорили к смертной казни. По именному указу императора в 1723 г. отписные вотчины «бывшего обер-фискала Алексея Нестерова, в том числе в Московском уезде в сельце Артёмово, пожаловать лейбгвардии Преображенского полку бомбардирской роты унтер-лейтенанту Филиппу Петровичу Пальчикову со всеми к ним принадлежностями, на котором прошении подписано собственною Его Императорского Величества рукою «Отдать».

http://sobory.ru/article/?object=04975

Архангел. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Много веков назад здесь происходили чудесные явления. По преданию, две сестры Марфа и Мария, овдовев в один и тот же день и час, пошли навстречу друг другу - одна из Рязани, другая - из Мурома. На месте их встречи, происшедшей после многолетней разлуки, во время сна обеим явился Ангел и велел принять за благочестиво прожитую жизнь дары Господни для изготовления святыни. Одной сестре обещано было золото, другой - серебро. Наутро, проснувшись, сестры действительно обнаружили по слитку золота и серебра. И как повелел им во сне Ангел, сестры отдали драгоценности первым же трём встреченным ими в пути инокам с наказом изготовить святыни. Через некоторое время иноки вручили христианам святыни - вылитый из золота Крест Господень и ковчег из серебра - и объяснили, что они из Царьграда дошли за три часа. После этого иноки исчезли. Крест же Господень был поставлен " ... на погосте, в церкви святого Архангела Михаила в Муромском уезде, в Унженском стане, на реке Унже в двадцати пяти поприщах от города Мурома " . Точная дата явления Унженского Креста (так он назван Археологическим обществом) неизвестна. Но можно с уверенностью сказать, что это чудесное событие произошло до XVII века. Свидетельствуют об этом писцовые книги 1627 -1630 годов из архива Владимирской епархии, где читаем: " ...Главнейшую святыню церкви Архангельского погоста составляет Животворящий Крест Господень. Сделан он из чистого золота, четвероконечный, наперсный. Крест этот вложен в серебряный вызолоченный ковчег, украшенный жемчугом " . Известно также, что через некоторое время после своего чудесного явления, Крест Господень был украден из Архангельского храма. Воры смогли пронести его менее версты, как вдруг под ними разверзлась земля и они провалились в яму. Сами выбраться оттуда они не сумели, потому что внезапно ослепли. Воры долго звали на помощь, но никто не приходил к ним, и лишь когда они, осознав греховность своего поступка, стали вслух каяться перед Богом, тогда прозрели и выбрались из ямы, а на этом месте забил ключ. Крест же Господень вновь явился в храме, на своём месте. На месте прозрения воров, где забил ключ, была построена часовня.

http://sobory.ru/article/?object=02043

архидиакон Павел Алеппский Выпуск 3. Москва От переводчика Настоящий, третий выпуск обнимает первые 2½ месяца пребывания патриарха Макария в Москве, со 2 февраля по 15 апреля 1655 г., и содержит, по обыкновению, массу разнообразнейших и интересных рассказов и описаний, собранных любознательным и неутомимым Павлом Алеппским. При сличении арабского текста с английским переводом оказалось (как это было и в предыдущих выпусках), что английский переводчик сделал местами значительные пропуски, а именно, опустил служение в неделю мясопустную (стр. 41–43), рассказы о приеме грузинской царицы Елены и ее сына (стр. 86–87), о крещении касимовского царевича и польского пана (стр. 87–93), описании Успенского и других кремлевских соборов, Ивановской колокольни и приготовлений к отливке огромного колокола (стр. 97–114) и наконец служение в Великую субботу (стр. 194–196). Обстоятельное описание Успенского собора, доселе остававшееся неизвестным, имеет, бесспорно, весьма немаловажное значение для отечественной археологии. Оно относится к 1655 г., следовательно, ко времени вскоре после того, как Успенский собор был роскошно поновлен стараниями патриарха Никона 372 и является прекрасным дополнением к дошедшим до нас четырем описям Успенского собора 373 , из коих первая относится к началу царствования Михаила Феодоровича, вторая – к 1627 г., третья – к 1638 г. и четвертая – к 1710 г. Описание Павла Алеппского есть единственное в своем роде; тщетно было бы искать подобного в записках других иностранцев, посещавших Россию в XVI и XVII вв.: как иноверцы, они не допускались в наши храмы. Мы не нашли его и в путешествии православного и, подобно Павлу Алеппскому, духовного лица, Арсения, архиепископа Элассонского, который приезжал в Москву в 1588 г. вместе с Константинопольским патриархом Иеремией. Английский переводчик, против своего обыкновения, не делает указания на пропуск этого описания там, где оно вставлено в нашей рукописи, а именно, при Рассказе о служении в воскресенье сыропуста; по ранее, среди описания служения в четверг на масленице, он делает в сноске заметку о том, что опускает подробное описание служения на тринадцати страницах in folio, как не представляющее, по его мнению, интереса для читателей. Мы полагаем, что английский переводчик ошибся, недостаточно внимательно просмотрев опущенный им отдел: наверно, в нем содержалось описание соборов, Ивановской колокольни и отливки колокола, только листы эти, очевидно, перепутаны в Лондонской рукописи и попали не на надлежащее место, ибо конец опущенного Бельфуром описания у него имеется в переводе (т. II, стр. 29), и именно там же, где и в нашей рукописи, но, странным образом, начинается такими словами: „Возвращаемся. Число ступеней этой колокольни“ и пр., хотя раньше ни одним словом о колокольне не упоминается. Переводчик как будто и не заметил этой несообразности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Барвиха, посёлок. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рядом с великолепным замком баронессы Мейендорф сохранилась Рождественская церковь стиля барокко (1759-1760). Здание обезличенное и перестроенное в годы советской власти, внешним видом нисколько не походило на культовой сооружение, а иначе и быть не могло? Ведь через забор от него находился элитный санаторий " Барвиха " , где с послереволюционных времён отдыхало партийное руководство страны. Храм восстановлен в начале 2000-х годов и действует. При нём разместилась небольшая женская община. Здание типа восьмерик на четверике в стиле провинциального барокко, с трапезной и невысокой колокольней. Храм выстроен на средства А. М. Воейкова. В трапезной, перестроенной в 1870 году, помещались Никольский (с 1870 г.) и Тихвинский (с 1831 г.) приделы. Закрыт в начале 1930-х годов, полностью перестроен, использовалася как баня-прачечная санатория. Вновь открыт в 1996 году, отреставрирован. Изначально церковь была деревянной, дата построения неизвестна и принадлежала селу Подушкино. Село известно с XV века и, вероятно, получило имя от прозвания богатого Московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки. В конце XVI века село Подушкино было вотчиной Симеона Висковатова, представителя рода, к которому принадлежал один из видных деятелей правления Иоанна Грозного думный дьяк и хранитель государственной печати Иоанн Михайлович Висковатый. В начале XVII века, нуждаясь в деньгах, вдова Симеона Висковатова Авдотья Феодоровна заложила село Московскому гостю Иоанну Гавриловичу Сверчкову, но не смогла его выкупить обратно, 1627 г. - первая точная дата, занесенная в писцовую книгу, в истории с. Подушкино и Храма. В описании числится двор вотчинника, шесть крестьянских дворов, три бобыльских и небольшая деревянная Рождественская церковь. Вскоре Иоанн Сверчков продает село думному дьяку Григорию Васильевичу Львову. С конца 1620-х годов он служил в Ямском, а затем в Посольском приказах.

http://sobory.ru/article/?object=01549

Бежецк. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Часовня Нектария Бежецкого (?) Карта и ближайшие объекты Колокольня Введенского монастыря. Построена ярославскими мастерами в 1680-е гг., входила в состав Введенского монастыря, основанного предположительно в 1460-е гг., в документах впервые упомянутого в 1588 г. В настоящее время колокольня - единственное уцелевшее здание монастырского комплекса. В 10 м к северу от колокольни установлен поклонный крест, где под спудом покоятся мощи св. Нектария Бежецкого. Колокольня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы возведена по заказу думного дьяка С.И. Заборовского ярославскими мастерами в 1680-1682 годах на прилегающей территории Введенского монастыря, который был основан преподобным Нектарием Бежецким в 1460-х годах. При монастыре действовали две церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1627 году по грамоте Михаила Федоровича Введенский монастырь причислен к государеву двору. Самый большой колокол, весом 55 пудов, монастырю пожертвовал прадед графа Орлова стольник государев Н.А. Орлов, а думный дворянин Заборовский - подарил пудовый колокол. В 1930-х годах Введенская церковь осквернена и разрушена. В настоящее время колокольня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы является единственным уцелевшим зданием монастыря. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Введенская церковь - одна из первых каменных церквей города, построена в 1682 г. на месте одноименного монастыря, возникшего во второй половине XV века. Его первым игуменом был старец Нектарий, построивший свою келью недалеко от города. В 1764 г. монастырь был закрыт. Введенская церковь построена на средства думного дьяка Самсона Ивановича Заборовского. Первый историк города П.К. Воинов писал: " Мужие, жены и дети стекахуся зрети новое здание и дивляхуся " . До настоящего времени сохранилась колокольня древнего Введенского монастыря. Двухъярусное сооружение под стройным шатром с тремя рядами слухов характерно для конца XVII в., стоит на обширной площади в северной части города.

http://sobory.ru/article/?object=01848

Берново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Успения Божией Матери построена в 1627 г. Престола три: главный Успения Божией Матери, правый Святой Троицы, левый Святителя Николая. Закрыта в 1961 г. Вновь открыта в 1991 г. Источник: сайт  Тверской епархии Успения церковь в с. Берново, памятник архитектуры. Кирпичная оштукатуренная, с белокаменными деталями декора, в стиле московского барокко кон. XVII в. Храм восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Колокольня трёхъярусная, венчающий барабан перекрыт куполом. В обработке фасадов применён белый камень. В приходе сей церкви находилось три часовни в деревнях: Глазунове, Сенчукове и Бибикове, все деревянные. Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли Успенская церковь, построена в конце XVII - начале XVIII веков в стиле барокко, каменная. Закрыта в 1961 г. Вновь открыта в 1991 г. Количество алтарей: 3. Чтимые святыни: иконы святителя Николая Мирликийского Чудотворца, святой Троицы. Известные люди, похороненные в ограде храма: помещики Бельяшовы. Успения церковь в с. Берново, памятник архитектуры. Построена в 1687-1699 гг., кирпичная, оштукатуренная, с белокаменными деталями декора, в стиле московского барокко кон. XVII в. Храм восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Колокольня трёхярусная, венчающий барабан перекрыт куполом. В обработке фасадов применён белый камень. Церковь действующая. О наличии деревянного храма в селе сообщает духовная грамота Федора Никитича Лавровского 1546 г.: «Да даю я, Федор, к Николе Чудотворцу в Бернове после живота своего деревню Галицыно в Новоторжском уезде в Богатинской губе... » Некоторые историки и краеведы полагают, что первой была Никольская церковь. Источники конца XVI в. говорят о церкви Пречистой Богородицы. Так, писцовая книга А. Загряжского гласит, что на р. Тьме «направе земле Троицкая сельца Лаврова, а на леве земле Пречистенского попа, что в селе Бернове...»

http://sobory.ru/article/?object=01395

Битягово. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего с приделом Казанской Божией Матери построена на средства Н.О. Телепнёва в 1665-71 гг. Храм и придел объединены общей трапезной с престолом Алексия. Колокольня 1868 г. В 1883 г. здание подверглось частичной перестройке по проекту К.А. Козьмина. Ныне храм отремонтирован и действует. С восточной стороны к церкви примыкает обширный некрополь со старинными белокаменными надгробиями. Битягово. Церковь Воскресения Словущего. Первое упоминание о селе Битягово встречается в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 г. Село возникло на месте древнейшего поселения славян-вятичей, вблизи сохранились их древние курганы. Ранее оно находилось на правом высоком берегу реки Рожайи (теперь Рожайки), где была построена и деревянная церковь в честь Воскресения Христова. Новое село Битягово, уже как помещичья усадьба, образовалось на левом берегу реки. Здесь вновь была построена деревянная Воскресенская церковь. В 1627 году село Битягово - место церковное, помещичье, крестьянских дворов не было. В 1646 году в селе Битягово было уже 12 дворов крестьянских, в которых жили 28 человек, а в 1678 году насчитывалось 18 дворов. 1638 году церковные земли села Битягово числились на оброке у Телепневых, а с 1646 года село Битягово - вотчина Степана Васильевича Телепнева. С.В. Телепнев - сын известного государственного деятеля России, заведующего Оружейной палатой, стольника Василия Григорьевича Телепнева. Иван Степанович Телепнев - внук В.Т. Телепнева, в 1670-1671 годах построил в селе Битягово каменную церковь Воскресения Христова, существующую до наших дней Церковь Воскресения Христова с приделом во имя Казанской Божией Матери, была освящена в 1680 году в царствование Федора Алексеевича Романова. Задержка в освящении была из-за постоянных разъездов храмосоздателя - стольника, заведующего Оружейной палатой Ивана Степановича Телепнева. После кончины Ивана Степановича Телепнева, согласно его завещанию, село Битягово в 1687 году было продано душеприказчиком князю Василию Васильевичу Голицыну, известному государственному деятелю России.

http://sobory.ru/article/?object=01157

Богданов А.П. Патриарх Иоасаф I Приводится по изданию : Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700) : В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999. Т. 1. С. 362-370   Могущественный «великий государь» Филарет Никитич, отец царский не только духовно, но и во плоти, поднял Русскую православную церковь из руин Великого разорения и Смуты. Храмы и монастыри были отстроены, церковные владения не только восстановлены, но и расширены. Филарет решил, что исключительное положение архипастыря в государстве Российском не потребуется его преемнику. Умирая, отец завещал сыну-царю поставить в патриархи архиепископа Пскова и Великих Лук Иоасафа. «Понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновен», — объясняет этот выбор остроязычный архиепископ Астраханский Пахомий в своем Филарет, надо полагать, будущего своего преемника знал давно. Недаром источник упоминает, что сын боярский был «дворовой» — служил при дворе. Было сие, надо полагать, еще в Смуту. Неизвестен год, когда Иоасаф принял монашеское «обещание» в Соловецком монастыре, к которому всю жизнь относился трепетно и, возвысившись, регулярно посылал пожертвования. Известно лишь, что соловецкий игумен Исидор, сделавшись митрополитом Новгородским, взял Иоасафа с собой. После смерти покровителя (1619 г.) тот остался в Новгородской епархии и уже в патриаршество Филарета получил высокое место архимандрита Псково-Печерского монастыря (в 1621 г.), а 1 января 1627 г. стал архиепископом Пскова и Великих Лук. Лучший путь к сердцу гневливого, но отходчивого и гордящегося своей справедливостью Филарета лежал через опалу. Не думаю, чтобы Иоасаф специально последовал этой дорожкой. Скорее, он осознавал правоту своей паствы, когда в 1632 г. осмелился подписать челобитную псковичей против высочайше разрешенного засилья «немецких» (то есть западноевропейских) купцов в пограничном граде. Летопись Псковская так рассказывает об этой истории. Привезли-де немцы из Москвы грамоту, разрешающую им ставить свой торговый двор чуть не посередь Пскова и торговать в городе. Архиепископ Иоасаф и псковичи били челом государю, чтобы немцам во Пскове не быть. В столице же челобитья не приняли, да еще у Иоасафа благословение и службу Легко представить себе возмущение горожан — Псков и в Смуту, один из немногих, иноземцев в свои стены не пускал! А правительство должно было знать (и, судя по посольским делам, ведало), что разница в цене драгоценных металлов у нас и на Западе, сдерживаемая лишь таможенным барьером, без государственных ограничений позволяла «немцам» перебить русскую торговлю своими дешевыми деньгами.

http://sedmitza.ru/lib/text/443622/

Большевик (Дашковка). Церковь Николая Чудотворца. Погост Березна Карта и ближайшие объекты Храм святителя и чудотворца Николая погоста Березна Территории по реке Березенке, возле старинного серпуховско-боровского тракта, значатся в Земельных книгах 1620 г. как поместья березинских татар, состоявших на московской военной службе. Как правило, эти владельцы были крещёными. Под 1627 г. здесь упоминается село Березна и в нём Никольская церковь: «древяная клетцки», построенная и украшенная прихожанами, а священником при ней «поп Акундин, прозвище Первой, Денисов» В XVII в. церковные земли находились в тесном и чересполосном соседстве с имениями многочисленных местных помещиков – Ушаковых, Иевских, Соймоновых, Токаевых, Таушевых, Брондуковых и князей Дашковых, в связи с чем в 1694-1700 гг. здесь проводилось межевание, которым занимался местный священник Дмитрий Потапов. Село Березна было, видимо, невелико и со временем запустело – с 1705 г. оно именуется уже погостом, то есть селением, состоящим только из церкви, домов её причта и, разумеется, кладбища, которое в те времена вообще имелось при всяком храме. А на том погосте «Николая чудотворца, на Березниках, дворы попа Василья Потапиева, дьякона Бориса Потапиева и дьячка Герасима Потапиева» Существующая церковь во имя святителя Николая построена в 1698 г., «чьим тщанием неизвестно». В 1818 г. с правой её стороны, «тщанием доброхотных дателей», пристроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. С 1819 г. в штате Никольского храма полагалось иметь священника, диакона, дьячка и пономаря. Примерно в это время упоминается священник Константин Петров Ангелов, с замечанием, что он священствует 27 лет. В 1841 г., по завещанию московского 1-ой гильдии купца Сергея Григорьевича Зубова, Тихвинский придел был расширен «с отступлением на две сажени (на 4 с лишним метра) назад», а с левой стороны храма построен придел во имя святителя Митрофана Воронежского. Основной Никольский храм, построенный в конце XVII века, состоит из бесстолпного четверика, переходящего в полукруглую алтарную абсиду, и колокольни, которая, возможно, вначале была отдельно стоящей; от неё уцелел только первый ярус. Симметричные приделы 1840-х гг. планировкою, монументально пластичными формами и декором сходны с приделами Сретенской церкви (1813) и Троицкого собора (1833-1841) в Серпухове.

http://sobory.ru/article/?object=14250

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010