О событиях, случившихся от начала этого сочинения до времени, когда народ англов стяжал веру Христову, я узнавал из всех достойных доверия источников, главным образом из книг предшествующих авторов . О том же, что случилось с тех пор до настоящего времени–о деяниях в Кентской церкви учеников блаженного папы Григория и их наследников и о том, при каких королях это было, — я узнал от упомянутого аббата Альбина в передаче Нотельма. Также они дополнили мои знания о том, какие епископы принесли благо обетования к восточным и западным саксам, к восточным англам и нортумбрийцам , и в правление каких королей это случилось. Следует сказать, что только поощрение Альбина подвигло меня на создание сего труда . Живущий и ныне преподобнейший епископ западных саксов Даниэль в письменном послании сообщил мне некоторые сведения об истории церкви в своей провинции и в соседней провинции южных саксов , а также на острове Векта . Еще я узнал от братии монастыря, называемого Лестингей , как стараниями его основателей, святых отцов Кедда и Хада , вера Христова пришла в провинцию Мерсийскую, где ее прежде не знали, и вернулась в провинцию восточных саксов, где ее забыли, а также и о том, как жили и умерли эти святые отцы. Далее я проследил историю церкви в провинции восточных англов, частью по древним писаниям и преданиям, частью по словам преподобнейшего аббата Эси . О делах веры Христовой и о смене епископов в провинции Линдсей я узнал из писем преподобнейшего предстоятеля Кинеберта или из уст других надежных людей. В описании событий в разных частях Нортумбрийской провинции от времени стяжания ею веры Христовой до нынешних времен я не опирался ни на что, кроме достоверных свидетельств множества очевидцев, которые знали точно либо припоминали то, чего я не знал сам. В этой связи следует сказать, что все написанное мною о святейшем отце и предстоятеле Кутберте в этом сочинении и в особом труде, посвященном его деяниям, я частью взял из жития его, написанного братией Линдисфарнской церкви , приняв на веру те истории, что там содержатся. Частью же я позаботился дополнить эти истории тем, что сам узнал от надежных свидетелей. Смиренно прошу читателей не ставить мне в вину погрешности против правды, которые могут встретиться в моем сочинении, ибо в соответствии с истинным законом истории я просто записал те из собранных сведений, которые счел полезными для поучения потомства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Правитель королевства Дейра с 656 по 664 г. То есть Рипон. 2 Кор. 12: 2. Ср.: 2 Кор. 12: 9. Эбба Старшая, игуменья Колдингемская, преподобная (615–683; память 25 августа). Святая Эбба была сводной сестрой святого Освальда и Освиу – королей Нортумбрии. Основав монастырь в Колдингеме (ныне в Шотландии), святая Эбба стала его настоятельницей. Славилась святой жизнью. Среди тех, кто навещал ее монастырь, был и святой Кутберт. Святая Эбба с 660 г. обучала в своем монастыре будущую святую Этельдреду, которая позднее основала монастырь в Эли. Святая Эбба также основала монастыри в Эбчестере и Сент-Эббс-Хэд. Она была знаменитой наставницей; проповедовала и язычникам, тогда еще населявшим те края. Принимала участие и в политической жизни. Святая порицала некоторых насельников и насельниц своего двойного монастыря за нерадение. Через несколько лет после ее смерти в монастыре, как предсказал здешний монах святой Адомнан, случился пожар в наказание за нерадивую жизнь части иноков. Монастырь, однако, был вскоре перестроен. В недавнее время святой Эббе Старшей была написана православная служба на английском языке. Около 870 г. в том же монастыре в Колдингеме от рук датчан пострадала вместе со многими монахинями другая игуменья по имени Эбба, известная как Эбба Младшая. Все они почитаются как мученицы, день их памяти – 23 августа. Преподобномученице Эббе Младшей тоже составлена православная служба на английском языке. После разорения Колдингемского монастыря датчанами в 870 г. монашеская жизнь здесь не возобновлялась до 1098 г., когда шотландский король Эдгар основал на этом месте католический монастырь во имя святого Кутберта. В 1560 г., во время шотландской Реформации, этот монастырь был закрыт, но небольшая католическая община в Колдингеме продолжала существовать до 1650 г., пока Кромвель окончательно не распустил эту обитель. В 1852 г. в деревне Колдингем была построена новая приходская церковь, стоящая там по сей день. Сегодня Колдингемский монастырь – это руины прежних построек этой обители.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Пс. 8: 3. Мф. 25: 29. Святитель Айдан Линдисфарнский, чудотворец († 651; память 31 августа). Почитается как просветитель Нортумбрии. Бойсил (также Босвелл), игумен Мелроузский, преподобный († ок. 664; память в ранних календарях – 23 февраля, в поздних календарях – 7 июля). Святой Бойсил был, по словам преподобного Беды, «священником великой добродетели и пророческого дара». Был помощником настоятеля в монастыре Мелроуз, что в лесистой местности у реки Твит в Шотландии. В это время святые Кутберт и Эгберт подвизались здесь. Оба они очень любили святого Бойсила, как и преподобный Беда. Бойсил предсказал Кутберту, что тот станет епископом, более чем за 20 лет до этого события. Любимой книгой святого Бойсила было Евангелие от Иоанна. Скончался он от чумы, заранее предсказав свою смерть. Святой Бойсил был великим подвижником и аскетом. Он часто проповедовал жителям окрестных селений, всегда заботился о нищих, исцелял больных. После его кончины было много чудес. Мощи его были перенесены в Дарем. Предполагают, что святой Бойсил был автором нескольких богословских трудов, не дошедших до наших дней. Деревня Сент-Босвеллс на границе Шотландии названа в честь святого Бойсила. Святитель Эта Хексемский († ок. 686; память 26 октября). Святой Эта стал первым епископом Линдисфарна – уроженцем Нортумбрии. Юношей Эта был принят в монастырь на острове Линдисфарн при святом Айдане и там некоторое время подвизался. В 651 г. он стал настоятелем монастыря Мелроуз в Шотландии, где познакомился и сдружился со святым Кутбертом. Вскоре основал монастырь Рипон в Йоркшире, где много лет подвизался, но король Элькфрит прогнал его оттуда в 661 г. После собора в Уитби 664 г. святой Эта стал настоятелем в монастыре Линдисфарна, продолжая при этом управлять обителью Мелроуз. В 678 г. Эта стал епископом Линдисфарнским, а в 685 г. сменил на Хексемской кафедре святого Кутберта, ставшего, в свою очередь, епископом Линдисфарнским. Преподобный Беда глубоко почитал святого Эту и называл его «добрейшим и простейшим из людей». Когда в 1113 г. мощи святителя хотели перенести в Йорк, он явился в сонном видении архиепископу Йоркскому и просил оставить его мощи в церкви Хексема. Предполагают, что мощи святителя Эты сохранились и до сих пор почивают в древней крипте в Хексеме. Англиканский храм в городе Этчем графства Шропшир освящен во имя святого Эты.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Рака св. Кутберта. 698 г. (Музей при кафедральном соборе Дареме) Рака св. Кутберта. 698 г. (Музей при кафедральном соборе Дареме) 20 марта 698 г., в годовщину кончины К., с одобрения еп. Эадберта были открыты мощи святого, оказавшиеся нетленными. Это обстоятельство способствовало распространению почитания К. Мощи обернули в свежую ткань и поместили в резную деревянную раку (theca), украшенную изображениями Христа, архангелов, апостолов, Богородицы с Младенцем и символами евангелистов. Изображения были подписаны: часть - рунами, часть - лат. письмом (фрагменты раки, обнаруженные при обследовании останков К. в 1827 и 1899, являются уникальным памятником англосакс. резьбы по дереву; ныне хранятся в музее при соборе Дарема; см.: St. Cuthbert. 1989. P. 247-286). Раку с мощами К. установили в той части монастырской церкви, которая была доступна для паломников. 6 мая 698 г., вскоре после открытия мощей, еп. Эадберт скончался и был похоронен в старом саркофаге К. В Анонимном Житии и в Житиях, составленных Бедой, сообщается об исцелениях от мощей святого и его «вторичных» реликвий (волос, ткани, в которую было обернуто тело К., его обуви). Особым почитанием пользовалась часовня К. на о-ве Фарн, где продолжали жить отшельники: Этельвальд († 699), также почитавшийся как святой, и Фельгильд († после 721). Почитание К. получило развитие при еп. Эадфрите (698 - ок. 721), которому были посвящены Анонимное Житие и прозаическое Житие, составленное Бедой. Согласно колофону Х в., Эадфрит собственноручно изготовил в честь Бога и К. богато украшенную рукопись, т. н. Линдисфарнское Евангелие, к-рое считается шедевром англосакс. книжного дела (см. ст. Ирландия, разд. «Книжная миниатюра»). Однако существуют сомнения в достоверности колофона; возможно, рукопись была создана ближе к сер. VIII в. и не на Линдисфарне ( Nees L. Reading Aldred " s Colophon for the Lindisfarne Gospels//Speculum. Camb. (Mass.), 2003. Vol. 78. P. 333-377). В 793 г. мон-рь Линдисфарн был разграблен викингами во время их 1-го крупного набега на Британию (это событие условно считают началом эпохи викингов в Зап.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Святитель Туда (память 21 октября/3 ноября) был ирландским монахом, назначенным в 664 г. епископом Линдисфарна и преемником святого Колмана. Однако вскоре в Англии началась эпидемия чумы, от которой он и скончался на первом году своего епископского служения. Святитель Эта (память 26 октября/8 ноября) – первый уроженец Нортумбрии, ставший епископом Линдисфарна. Вероятно, в молодом возрасте он был принят в Линдисфарнский монастырь, где обучался и подвизался в монашеской жизни при святом Айдане. Святой Эта подвизался в монастыре Рипон (графство Норт-Йоркшир; там до сих пор существует средневековый собор), в основании которого, вероятно, сам принимал участие. Примерно в 651 г. святой переехал в Мелроуз в Шотландию (округ Скоттиш-Бордерс) и стал игуменом местного монастыря. Там он познакомился со святым Кутбертом. Святой Эта стал наставником Кутберта, и их духовная дружба длилась долгие годы. После Собора в Уитби святой Эта стал настоятелем монастыря Линдисфарн, продолжая при этом управлять обителью Мелроуз. В 678 г. он стал епископом Линдисфарнским, а в 685 г. он и святой Кутберт поменялись кафедрами, и святитель Эта недолго руководил епархией Хексемской. Святой Беда глубоко почитал святителя Эту и называл его «добрейшим и простейшим из людей». Святитель Эта преставился около 686 г. Святитель Эдберт (память 6/19 мая), воспитанник Линдисфарна, стал епископом Линдисфарнским после святителя Кутберта (687–698). Отличался нестяжанием, милосердием к нищим, много времени проводил в уединенной молитве. При святом Эдберте в 698 г. были обретены нетленные мощи святого Кутберта. Святитель Эдфрит (память 4/17 июня) был епископом Линдисфарна после святого Эдберта (698–721). Он очень почитал святителя Кутберта Линдисфарнского, распорядился восстановить отшельническую келью святого на острове Иннер-Фарн. В память о святом Кутберте святой Эдфрит в течение двух лет переписал и украсил Линдисфарнское Евангелие, являющееся настоящим сокровищем древнего христианского мира. Мощи святого Эдфрита пребывали на Линдисфарне до начала датских набегов, затем их перенесли в Честер-Ле-Стрит, а впоследствии они пребывали в соборе города Дарем.

http://pravoslavie.ru/48590.html

Святитель Эдберт, епископ Линдисфарнский († 698; память 6 мая). Ныне это остров святого Кутберта в составе Фарнских островов. Святитель Виллиброрд (658–739; память 7 ноября), архиепископ Утрехтский, великий английский миссионер, апостол Голландии. Первым отшельником на острове Иннер-Фарн был святитель Кутберт. После его смерти в его отшельнической келье поселился преподобный Этильвальд, или Этельбальд († 699; память 23 марта). Он был сначала монахом в Рипоне, а позднее затворился на острове Иннер-Фарн, где прожил в уединении 12 лет (с 687 по 699 г.). Третий затворник на острове Иннер-Фарн – Фелгельд (местночтимый святой, день памяти которого не установлен). Пс. 102: 4–5. Летом 2011 года в СМИ появились сообщения о том, что этот редкий манускрипт купит Британская библиотека. Предполагается, что рукопись «будет примерно одинаковое время выставляться и храниться в библиотеке (в Лондоне) и Дареме (в соборе и в университете), а также в будущем экспонироваться на выставках других музеев и библиотек северо-востока Британии». – Среди огромного числа посвященных святому Кутберту в Англии церквей отметим следующие: исторически значимая церковь св. Марии и св. Кутберта в городке Честер-ле-Стрит графства Дарем, где в течение 112 лет (с 883 по 995 г.) хранились мощи св. Кутберта после того, как монахи из Линдисфарна остановились здесь после восьми лет вынужденных скитаний (первоначальная деревянная церковь была заменена на каменную в 1054 г, она стоит там и по сей день; с XIV по XVI в. при церкви существовала келья для отшельников – сохранилась до наших дней); большая церковь св. Кутберта в Элсдоне графства Нортумберленд (по преданию, и в этой церкви некоторое время пребывали мощи святого); древняя церковь св. Кутберта в Биллингеме графства Дарем; церковь св. Кутберта в Хай-Экуорте графства Западный Йоркшир (по преданию, в этой старинной церкви некоторое время тоже хранились мощи св. Кутберта); церковь св. Кутберта в Дарлингтоне графства Дарем; церковь св. Кутберта в Кархеме графства Нортумберленд; церковь св.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Когда Кутберт разъезжал по окрестностям, проповедуя Евангелие, как это делали апостолы, он однажды заехал к некоей благочестивой жене, которую часто навещал. В детстве она была его кормилицей , и потому Кутберт называл ее матерью. Дом ее находился на западном конце деревни. И только Кутберт пришел сюда проповедовать Слово Божие, как на другом конце деревни загорелся дом, и пламя было ужасно. Ветер дул с той же стороны, и потому искры от горящей соломы с крыши летели по всей деревне. Попытались было залить пламя водой, но жар от огня мешал подойти к дому. Упомянутая раба Божия побежала к своему дому, где в этот час находился Кутберт, и стала просить его о помощи, пока еще ее собственный и остальные дома деревни не сгорели. «Не бойся, мать – сказал он, – и не волнуйся. Это жадное пламя не причинит вреда ни тебе, ни другим». Затем Кутберт вышел из дома и пал на землю перед его дверью. Пока он молился, ветер изменил направление, и, начав дуть с запада, устранил всю опасность огня, угрожавшего этому дому. Этими чудесами Кутберт уподобился в достоинстве другим святым. Кутберт устранил предвиденный им ложный огонь (об этом мы рассказали выше), совершив то же чудо, что и преподобнейший и праведнейший Венедикт : он своими молитвами отогнал видение охваченной огнем пекарни, которое наш древний враг навел на глаза учеников святого. А предотвратив молитвой действительный пожар, Кутберт уподобился святому епископу Марцеллину из Анконы . Когда родной город этого святого был охвачен огнем, он, оказавшись прямо перед пламенем, унял его своей горячей молитвой, тогда как все его соотечественники тщетно пытались залить пламя водой. И не удивительно, что такие испытанные и верные служители Господа сподобляются получить власть над силой огня, ведь ежедневным упорным упражнением в благочестии они научились гасить не только желания плоти, но и огненные стрелы лукавого. К ним применимы слова пророка: «Пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» . Нам же ведома наша немощь и беспомощность.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Возьмите же дары, что Христос послал нам. Пойдем и подкрепимся, а затем подождем здесь без страха, потому что через три дня совершенно точно настанет спокойствие на море и небесах». Все сбылось так, как он сказал: три дня шторм был очень сильным, а на четвертый последовало обещанное спокойствие, и они вернулись домой с попутным ветром. О том, как Кутберт во время проповеди предвидел огонь от диавола и молитвой устранил этот огонь Однажды святой Кутберт проповедовал Слово Жизни народу, собравшемуся в некоей деревне, и неожиданно увидел духовным зрением древнего врага рода человеческого, приближавшегося, чтобы помешать людям в деле спасения. Кутберт тотчас решил предупредить о ловушках и западнях лукавого, которые, как он видел, готовились. «Дражайшие братия, – сказал Кутберт, – каждый раз, слушая слова о тайнах спасения и Царствия Божия, проповедуемые вам, внимайте им сердцем и будьте при этом начеку, чтобы диавол, знающий тысячи способов, как навредить вам, не смог этого сделать, отвлекая вас ненужными заботами и стремясь увести от пути спасения и слова Божия». Произнеся эти слова, он вернулся к главной теме своей проповеди, как вдруг злой враг низвел сверхъестественный огонь на один из соседних домов, так что он весь был объят им. Казалось, языки пламени достают до неба, бушует буря и грохочет гром. Все бросились тушить огонь, а возле Кутберта осталось лишь несколько человек. Но сколько ни лили воды, потушить ложный огонь не удавалось, пока, по молитве святого, виновник обмана не был обращен в бегство. И ложные языки пламени исчезли вместе с ним. Люди, видя это, со слезами и чувством стыда упали на колени перед Кутбертом и просили простить за непостоянство ума, признавая, что диавол ни на минуту не оставляет козни против спасения человека. Кутберт же, ободрив их в немощи, вернулся к проповеди глаголов Вечной Жизни. О том, как дом был объят настоящим пламенем, и Кутберт молитвой потушил огонь Сила молитвы Кутберта была явлена не только при ложном огне; он потушил и настоящий огонь своими горячими молитвами и слезами, тогда как многие не смогли потушить его всей водой, которую только достали.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Кутберт, придя в обитель Линдисфарна, стал обучать братию монашеским правилам, объясняя учение Церкви и подтверждая уроки своим примером. И как и прежде, он часто наведывался в соседние селения, чтобы побуждать живших там искать прежде всего небесной награды. Слава о его чудесах все росла; а сила его молитвы была такова, что страждущие телом получали исцеления, а те, кого мучили нечистые духи, освобождались от них. Некоторые из братиев обители предпочитали старые обычаи новому правилу. Кутберт своим терпением, постоянством и ежедневным примером приводил их к принятию нового порядка. Когда же, убеждая их, он уставал от горьких упреков несогласных с ним, он вставал и спокойно уходил, тем самым прекращая споры, а на следующий день давал братиям те же наставления, как будто накануне не происходило ничего неприятного. Так он постепенно добился их послушания. Его терпение было исключительным, а твердость телесная и душевная, с которой он встречал противодействие, чрезвычайной. И хотя упрямство монахов печалило Кутберта, он никогда не показывал этого. Всем было ясно, что эти внешние волнения усмиряются благодатью, ниспосланной его душе. Его молитвенное рвение было таково, что иногда он молился три-четыре ночи подряд, забыв о сне. Он любил молиться и петь псалмы уединенно в каком-либо скрытом месте, а чтобы побороть желание сна, он делал при этом какую-нибудь ручную работу; или же обходил остров вокруг, с любовью рассматривая все на нем, и этим бодрил себя после долгих молитв и пения псалмов. Он обличал в слабоволии тех монахов, кто раздражался, когда какой-нибудь брат прерывал их послеобеденный или ночной сон. «Я никогда не сержусь на того, кто разбудит меня, – говорил он. – Наоборот, я буду благодарен ему, потому что, пробудив меня ото сна, он даст мне возможность сделать или подумать о чем-то полезном». И такова была его ревность по Царствию Небесному, что он никогда не мог служить литургию без слез. Кутберт всегда с великим благоговением и сокрушенным сердцем совершал святое таинство Евхаристии. Так, вознося спасительную жертву Богу, он в Господней молитве не возвышал голос, но проливал слезы, исторгая их из самых глубин своего сердца. Он призывал народ возвышать ум к небесному и благодарить Господа Бога. Будучи жаждущим правды, он торопился исправлять грешников; будучи кротким, спешил прощать кающихся. Часто, когда люди каялись в грехах, он первым проливал слезы от сострадания к их немощам. Кутберт учил паству, как исправить греховную жизнь, и часто брал на себя епитимию за грехи людей.

http://pravoslavie.ru/52622.html

С Кутбертом остался и еще один брат. Этот брат долгое время страдал слабостью желудка, и не было никакой надежды на исцеление. Брата этого все знали как благочестивого, рассудительного и серьезного мужа, и потому его сочли достойным стать свидетелем последних слов святого; и в свидетельстве этого брата никто бы не усомнился. Я вернулся к братии и сообщил, что наш преподобнейший отец завещал похоронить себя на острове Фарн. И добавил, что надо бы братии смиреннейше просить Кутберта позволить перенести его тело в обитель Линдисфарна и похоронить с должными почестями в ее храме. Они согласились с моими словами, и мы все отправились к Кутберту. “Мы не осмеливаемся идти против твоей воли быть погребенным здесь, святой отче, – сказали мы, – но все же дерзаем просить тебя позволить нам перенести твое тело в обитель, чтобы ты всегда пребывал среди нас”. На что он отвечал: “Мне бы хотелось упокоиться здесь, где велась моя духовная брань ради Господа. И хотелось бы здесь восстать из праха, если на то будет изволение Праведного Судии, когда придет Он вершить последний суд. К тому же и вам будет спокойнее, если мое тело останется здесь, ведь к моей могиле, как к убежищу, будут стекаться беглые и преступники, поскольку, каким бы я ни был, слава обо мне как о служителе Божием разнеслась далеко. Вот и придется вам заступаться за этих людей перед сильными мира сего”. Мы долго упрашивали его, убеждая, что это будет для нас легкий труд – труд любви. Наконец Кутберт дал нам согласие, сказав при этом: “Если вы так хотите перенести мое тело к себе в обитель, то будет лучше устроить мою могилу внутри церкви – тогда вы в любое время сможете подходить к ней и подводить тех, кого сочтете нужным”. Мы на коленях поблагодарили Кутберта за разрешение и совет, а затем вернулись домой. Мы еще не раз навещали его». О том, как Кутберт дал братиям прощальное наставление и, в последний раз причастившись, в молитве отошел ко Господу Преставление святого Кутберта «Я зашел к Кутберту в девятом часу, – продолжал Херефрид, – и увидел, что он лежит в часовне возле престола.

http://pravoslavie.ru/52636.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009