Святитель Кутберт, епископ Линдисфарнский Святитель Кутберт с детских лет был определен охранять стада в Лодердейльской долине, на границе современных Шотландии и Англии. Однажды ночью, когда он бодрствовал и молился, он увидел, как душа святого Айдана (память 31 августа), епископа Линдисфарнского, возносится на небо, и решил, что и сам он, став монахом, вступит на дорогу, ведущую в Царство Небесное. Кутберт пришел в знаменитый Мелрозский монастырь, которым тогда управляли два великих учителя Кельтской Церкви – святые Эата и Бойсил . Он выказал такое рвение к аскетическим подвигам, что превзошел всех прочих опытных монахов. Часто Кутберт проводил ночи в бдении, стоя в ледяной воде, дабы победить тиранию сна. По преданию, по утрам к нему приходили выдры и, чтобы согреть святого, нежно вылизывали его одеревеневшее от мороза тело. Он также показал пламенную ревность в борьбе против языческих обычаев населения этого края и в проповеди Благой Вести. Много было тех, кто приходил к молодому монаху исповедать грехи и получить его святые наставления, дабы изменить свою жизнь. Спустя несколько лет святой Эата взял его с собой, когда решил основать Рипонский монастырь. Святой Кутберт и там проявил любовь к людям, взяв на себя заботу о гостях. Однажды он принял ангела, который в знак признательности оставил после своего ухода три хлеба необыкновенной белизны. Кельтские монахи были вынуждены покинуть Рипонский монастырь после того, как святой Вилфрид начал вводить римский обряд в этих землях. Кутберт вернулся в Мелроз, где был выбран настоятелем вместо святого Бойсила, скончавшегося от чумы. Заболев в свою очередь, он был избавлен от недуга молитвами монахов. Святой Кутберт распространил свои проповеднические труды на все королевство Нортумбрия . Он проводил иногда целые месяцы в разъездах, проповедуя слово Божие в самых отдаленных местах и исцеляя больных с помощью благодати, дарованной ему Богом в изобилии. Когда римский обряд все-таки восторжествовал на Соборе в Уитби (664), епископ большого Линдисфарнского монастыря-епископии, от которого зависел Мелроз, вернулся на Иону вместе с монахами – приверженцами кельтских традиций. Управление Мелрозским монастырем вновь перешло к святому Эате, которому помогал святой Кутберт.

http://pravoslavie.ru/put/52624.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТБЕРТ [Лат. Cuthbertus; древнеангл. Cu þ berht] (ок. 635 - 20.03.687, о-ва Фарн, Сев. Англия), св. (пам. в Соборе святых в земле Британской и Ирландской просиявших; пам. зап. 20 марта, 4 сент.), еп. Хексема (684-685) и Линдисфарна (685-687); почитается как покровитель Сев. Англии. Источники После смерти К., скорее всего между 698 и 705 гг., неизвестный по имени монах Линдисфарна, лично знавший святого, написал 1-е Житие К. (BHL, N 2019; CPL, N 1379) - самый ранний памятник житийной литературы , посвященный англосакс. святому. Анонимное Житие, созданное после обретения нетленных мощей К. (698), было посвящено Эадфриду, еп. Линдисфарна (698-721/2). Среди задач агиографа, вероятно, было укрепление авторитета и влияния Линдисфарнской кафедры, в т. ч. благодаря упоминанию многочисленных мест, связанных с жизнью и со служением К. (аналогичный прием встречается в ирл. Житиях; см.: McMullen. 2014). Среди источников Жития были рассказы людей, лично знавших К. или ставших свидетелями его посмертных чудес. Анонимное Житие К. имеет не вполне обычную структуру: оно разделено на 4 книги, посвященные детству святого; его служению в качестве приора монастыря Мелроз и пастырской деятельности; его отшельнической жизни на о-вах Фарн (близ Линдисфарна); его епископскому служению, кончине, обретению мощей и посмертным чудесам (повествование ведется в хронологическом порядке). Как образцы для подражания агиограф использовал «Жизнь Мартина» Сульпиция Севера (CPL, N 475-477) и в меньшей степени «Жизнь Антония» в лат. переводе Евагрия (BHL, N 609). Автор также был знаком с «Толкованием на Евангелие от Луки» свт. Амвросия Медиоланского (CPL, N 143), «Церковной историей» Евсевия Кесарийского в переводе Руфина Аквилейского, «Диалогами» свт. Григория I Великого (CPL, N 1713), трактатом «О церковных служениях» Исидора Севильского (CPL, N 1207), пасхальными таблицами Виктория Аквитанского (CPL, N 2282) и «Деяниями Сильвестра» (CPL, N 2235; см.: Lapidge. 2006. P. 43). Цитаты из пролога к таблицам Виктория и «Деяний Сильвестра» могли быть использованы как указание на то, что автор придерживался рим. церковной традиции; аналогичный прием встречается у ирл. авторов Когитоза и Адомнана ( Stancliffe. 2012).

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Святой Ботольф Немногие английские святые почитались и почитаются за пределами Англии. Среди них можно назвать святых Албана Веруламского, Кутберта Линдисфарнского, Освальда Нортумбрийского, Беду Достопочтенного, Виллиброрда Утрехтского и Бонифация Майнцского (эти двое святых были миссионерами и большую часть своей жизни провели вне Англии), Вилфрида Йоркского, Эдмунда Восточноанглийского, короля Эдуарда-мученика (его почитание сегодня растет в России), преподобного Сигфрида, апостола Швеции. Однако есть еще один английский святой, которого любили и чтили по всей Скандинавии, а особенно в Швеции. Это святой Ботольф Икенский . Святой Ботольф В честь святого Ботольфа освящены храмы в Швеции, Норвегии и Дании, и в средние века его почитали в этих странах так же глубоко, как и на родине, в Англии. В Швеции народное почитание святого Ботольфа не прекратилось даже после Реформации, и имя святого не было забыто. Преподобный Ботольф в 654 году основал монастырь в Икене в Восточной Англии. Позже, во время набегов викингов, монастырь был разрушен, а мощи святого разделили между собой обители Торни, Бери-Сент-Эдмундс и Вестминстер. В XI веке неким Фолкардом было написано житие святого Ботольфа. В средние века в Англии 64 церкви были освящены в честь этого святого, больше всего их было на юго-востоке страны и в тех районах восточной Англии, на которые оказали наибольшее влияние викинги. День памяти святого Ботольфа, 17/30 июня, отмечался во многих областях, прежде всего – в восточной Англии. В Дании святому Ботольфу было посвящено 12 церквей, две – в Норвегии и Швеции. Известны также «Гильдия святого Ботольфа», ярмарки и базарные дни в честь преподобного Ботольфа, сохранились надписи «святой Ботольф» на двух церковных колоколах. Вероятно, в Броддеторпе (Швеция) когда-то находилась часть мощей святого, так как золотой престол храма имеет надпись, содержащую информацию о том, что здесь хранились мощи трех святых, в частности, святого Ботольфа. Во всех этих странах встречаются и изображения святого Ботольфа. В средневековых календарях Скандинавии 17 июня считалось днем памяти святого Ботольфа. В настоящее время известно 69 таких календарей, и 26 из них отмечают Ботольфа, как очень значимого святого. Святой Ботольф почитался во всех скандинавских епархиях и почти во всех молитвах этот святой называется духовником. Когда мы обращаемся к служебникам, то больше всего упоминаний о святом Ботольфе мы находим в Швеции. Недавно выяснилось, что существовала и отдельная служба преподобному, содержащая неизвестные ранее гимны и песнопения. Также известно, что англичане тоже совершали отдельную службу святому в день его памяти.

http://pravoslavie.ru/62439.html

Сортировать по Исключить новости Богословие и экология: святые Англии и мир дикой природы Об английских святых, которые дружили с животными 3 января, 2016 Об английских святых, которые дружили с животными Истории о том, как святые выручали из беды животных, хорошо известны. В языческом мире случалось и так, что дикие звери отказывались растерзывать мучеников, – эти события описаны в патериках. Существует множество сюжетов, которые повествуют, как отшельники, жившие в пустынях Египта и Палестины, помогали крокодилам, гиенам, львам и волкам. Можно вспомнить святого Антония Великого с диким ослом, святого Макария Египетского, святого Пахомия Великого, блаженного Иеронима со львом, святого Герасима Иорданского, святого Симеона Столпника и более близких нам по времени – святого Серафима Саровского и его медведя. Менее известны жития ирландских святых: в них описываются святой Кольмкилл (Колумба) с журавлем, святой Колумбан, святой Брендан, святой Кеннет, святой Киаран, святой Колман, святой Кевин и целая череда диких животных. Некоторые предполагают, что на деле все происходило иначе. Действительно, некоторые события превратились в мифы и легенды под влиянием средневековой идеологии, которая стремилась бросить тень на сияющую святость Ирландской Церкви досхизматического периода, однако невозможно отрицать все эти истории. Однако еще менее известны, чем эти, жития английских святых, друживших с животными. О них мы сейчас и поговорим. Лучше всего начать со святого Кутберта Линдисфарнского – великого аскета святого острова Великобритания, которому были подвластны даже природные стихии. В его житии, не оставленном без внимания даже самыми завзятыми атеистами-учеными, есть по крайней мере пять эпизодов, где святой соприкасается с миром животных. Хорошо известен сюжет о том, как святой покидал по ночам келью, чтобы бодрствовать в молитве, и возвращался в монастырь на общее богослужение. Однажды ночью один монах увидел, как святой Кутберт выходит из монастыря Колдингем, и последовал за ним. Святой спустился к морю, вошел в холодную воду по шею и начал петь церковные песнопения и молитвы. Едва забрезжил рассвет, он вышел на берег и продолжил молитву. К нему присоединились две выдры, которые прибежали, чтобы вытереть своим мехом его ноги и отогреть их своим дыханием – так, чтобы восстановить кровоток.

http://pravmir.ru/bogoslovie-i-ekologiya...

25.07.2013 Уникальные рукописи представлены Британской библиотекой на выставке в Дареме (Северо-Восточная Англия) Британская библиотека представляет выставку «Линдисфарнское евангелие в Дареме». Шесть редчайших англо-саксонских и средневековых рукописей представлены в Библиотеке Зелёного дворца в Дареме (Северо-Восточная Англия) до 30 сентября 2013 года. Представление этих сокровищ в экспозиции является результатом многолетнего сотрудничества между Британской библиотекой, Даремским университетом, Даремским собором и администрацией графства Дарем. Посетителям выставки предоставляется уникальная возможность увидеть старинные рукописи в мельчайших подробностях, а также в окружении предметов из так называемого Стаффордширского клада и гробницы Св. Кутберта. Главным сокровищем, представленным на данной выставке, можно считать Линдисфарнское евангелие, которое было написано Эадфритом, епископом Линдисфарна. Это иллюстрированная рукописная книга, содержащая тексты евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на латинском языке. Другой уникальный манускрипт, представленный на выставке в Дареме – это Евангелие Св. Кутберта, которое представляет собой книгу карманного формата, сохранившуюся практически в первозданном состоянии, имеющую обложку из красной кожи. Также из фондов Британской библиотеки предоставлена старинная Библия Кеолфрида, один из шедевров книжного искусства раннего Средневековья. Также посетителям выставки будет интересно ознакомиться с ещё одними англо-саксонскими рукописями, переданными Британской библиотекой для экспозиции в Дарем. Это так называемые «Рукописи Этельстана», выполненные в Нортумбрии в первой половине VIII века, в которых содержатся наиболее ранние прижизненные изображения королей Англии. Пятым манускриптом, представленным на выставке из фондов Британской библиотеки, является “Durham Liber Vitae”, или Книга жизни, выполненная в IX веке золотыми и серебряными чернилами, и писавшаяся многими поколениями монахов, вплоть до расформирования Даремского прихода в XVI веке.

http://new.izdatsovet.ru/news/unikalnye-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУТЛАК [латинизир. Guthlacus от англосакс. Guthlac] (ок. 674 - 11.04.714, о-в Кроуленд, совр. графство Линкольншир, Великобритания), св. (пам. зап. 11 апр.), отшельник. Основным источником сведений о жизни святого является его Житие, составленное в VIII в. мон. Феликсом для кор. Вост. Англии Элфвальда. При составлении Жития Г. агиограф использовал воспоминания о святом его современников, а также др. сочинения этого жанра, напр., Житие прп. Антония Великого (в лат. переводе Евагрия Схоластика ) и сочинения Беды Достопочтенного (видения св. Фурсея - Beda. Hist. Angl. III 19; кончина св. Кутберта Линдисфарнского - Ibid. IV 29). К кон. IX в. лат. Житие Г. было, видимо, переведено на англ. язык. Г. род. в знатной семье, родители - Пенвал (или Пенвальд) и Тет. Сестра Г., св. Пега († 719; пам. зап. 8 янв.), также была отшельницей. В юности Г. служил в армии кор. Мерсии Этельреда, больше 8 лет провел в военных походах на зап. границах Мерсии. В возрасте 24 лет решил удалиться в мон-рь и был принят в «двойном» (муж. и жен.) мон-ре в Рептоне (совр. графство Дербишир). Вначале монахи невзлюбили Г., т. к. святой, выполняя наказ настоятельницы Элфтриты, демонстративно отказывался от любых хмельных напитков и был усерден в умерщвлении плоти. Проведя 2 года в строгом послушании и приобретя уважение братии, он с 2 или 3 спутниками удалился на о-в Кроуленд, где прожил 15 лет в молитвах и строгом посте, вкушая пищу только после захода солнца. Его спутниками были Татвин, показавший Г., где находится остров; св. Бекцелин, к-рый сначала пытался убить Г., но после раскаялся, пребывал со святым до его смерти и принял последнее причастие; отшельник Эгберт и обращенный Г. в христ. веру Цисса, к-рый после смерти святого остался жить в скиту. Воспоминания Циссы о святом наряду с др. сведениями были использованы при составлении Жития Г. Сначала и св. Пега жила с братом, но после того как диавол однажды принял ее вид и искушал Г. нарушить обет и принять пищу до захода солнца, Пега по настоянию брата покинула остров и поселилась неподалеку. Этельбальд, буд. король Мерсии († 757), находившийся тогда в изгнании, привлеченный славой отшельника, неск. раз навещал Г. Чудесным образом Г. после смерти явился в видении Этельбальду и открыл ему, что через год он станет королем (пророчество сбылось в 716).

http://pravenc.ru/text/168438.html

Житие и чудеса святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского. Часть 1 Святой Кутберт (память 20 марта/2 апреля) – один из наиболее почитаемых в Англии святых. Он родился, вероятно, в Нортумбрии около 634 года. Монашескому деланию обучался у ирландских иноков в обители Мелроуз. Монах, возлюбивший отшельничество, он, однако, был призван и к епископскому служению. Отошел ко Господу святой Кутберт в 687 году на острове Иннер-Фарн, избранном им для уединенной молитвы. Уже около 700 года появилось первое житие святого (составитель его неизвестен). Преподобным Бедой Достопочтенным , весьма почитавшим святого Кутберта, было составлено две версии его жития: стихотворная, написанная около 716 года на основе раннего анонимного жития святого, и прозаическая (она и предлагается ниже), написанная в 721 году, включающая в том числе и материал о святом Кутберте, полученный им от священника Херефрида . Списки обоих житий: анонимного автора (7 рукописей) и святого Беды (38 рукописей) – дошли до наших дней. В двух знаменитых иллюминированных рукописях XII века использован именно вариант жития Кутберта, составленный преподобным Бедой (хранятся в Оксфордском университете и Британской библиотеке). О том, как Кутберт в детстве был предупрежден ребенком о будущем епископстве Святитель Кутберт, епископ Линдисфарнский. Фреска Начнем наш рассказ о жизни святого Кутберта словами пророка Иеремии, который, просвещенный Святым Духом, говорил: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него» . Зная, как сладко это иго, Кутберт еще в ранней юности возжелал возложить его на себя, избрав путь монашеский. И когда подошло время, он предался отшельничеству, с радостью ведя долгую жизнь в уединении, вдали от всего мирского, воздерживаясь от разговоров с людьми, но пребывая все время в богомыслии. Направляемый благодатью Божией с ранних лет, шел он к этому, делая шаг за шагом по пути истины. На восьмом году жизни (возраст, когда кончается детство и начинается отрочество) Кутберт еще предавался мальчишеским играм и развлечениям, любимым всеми детьми в его лета, так что и к нему можно отнести слова, сказанные о пророке Самуиле: «Еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне» . Отрочество Кутберта было своего рода вступлением к его достославной жизни, ибо позже, когда открылось его духовное зрение и он воспринял слово Божие, он всецело познал Бога.

http://pravoslavie.ru/put/52622.htm

Скачать epub pdf О том, как Кутберт в детстве был предупрежден ребенком о будущем епископстве Святитель Кутберт, епископ Линдисфарнский. Фреска Начнем наш рассказ о жизни святого Кутберта словами пророка Иеремии, который, просвещенный Святым Духом, говорил: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него» 3 . Зная, как сладко это иго, Кутберт еще в ранней юности возжелал возложить его на себя, избрав путь монашеский. И когда подошло время, он предался отшельничеству, с радостью ведя долгую жизнь в уединении, вдали от всего мирского, воздерживаясь от разговоров с людьми, но пребывая все время в богомыслии. Направляемый благодатью Божией с ранних лет, шел он к этому, делая шаг за шагом по пути истины. На восьмом году жизни (возраст, когда кончается детство и начинается отрочество) Кутберт еще предавался мальчишеским играм и развлечениям, любимым всеми детьми в его лета, так что и к нему можно отнести слова, сказанные о пророке Самуиле: «Еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне» 4 . Отрочество Кутберта было своего рода вступлением к его достославной жизни, ибо позже, когда открылось его духовное зрение и он воспринял слово Божие, он всецело познал Бога. Он любил игры и забавы, что было вполне естественным для его возраста, любил проводить время с другими детьми. Он был проворным и сообразительным по природе мальчиком и потому обычно первенствовал в этих играх. И когда другие уставали, Кутберт оставался бодрым; с чувством превосходства он оглядывался по сторонам, ища тех, кто готов был продолжить игрища. Он нередко хвастался тем, что в прыжках, беге, борьбе и других мальчишеских потехах ему не было равных не только среди сверстников, но и среди тех, кто был старше его. Ребенком он вел себя по-ребячески; возмужав же, оставил все ребячьи забавы. Промыслом Божиим один случай направил отроческий ум Кутберта к возвышенному. Блаженной памяти епископ Трумвин 5 передал мне то, что ему рассказал сам Кутберт.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Житие и чудеса святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского. Часть 2 Часть 1 О том, как игуменья Эльфледа и одна из ее монахинь получили исцеление от пояса святого Кутберта Святитель Кутберт, епископ Линдисфарнский. Иконописец: Айдан Харт Кутберт совершал чудеса исцеления и тогда, когда совсем удалился от людей. В то время жила святая служительница Христова Эльфледа , которая радости своего девства совмещала с материнской заботой о большой общине монахинь. Эта игуменья, к благородству своего происхождения (ибо она была королевского рода) добавившая добродетели святой жизни, весьма почитала Кутберта. И вот случилось так (а об этом позднее Эльфледа рассказала священнику Линдисфарнской церкви Херефриду, который, в свою очередь, поведал это мне), что Эльфледа серьезно заболела и была уже на пороге смерти. Лекари ничем не могли ей помочь, но внезапно по милости Божией болезнь отступила и смерть уже не грозила страдалице, хотя и полного исцеления не было. Боль перестала терзать ее внутренние органы, члены ее окрепли, но она не могла стоять и ходить, разве что только на четвереньках. Служительница Христова с горечью думала, что никогда уже к ней не вернется прежнее здоровье, а надежда на помощь врачей давно иссякла. Однажды, когда она предавалась столь печальным мыслям, ей вдруг вспомнился Кутберт, живший в мирном уединении, и захотелось иметь какую-нибудь вещь святого. «По вере моей помощь вскоре, конечно же, придет ко мне», – сказала она себе. А через малое время в обитель приехал некий человек, который привез льняной пояс от святого Кутберта. Игуменья, весьма обрадованная подарком, поняла, что Божиим изволением Кутберту стали известны ее мысли. Эльфледа обвязала себя этим поясом и на следующее утро уже могла встать на ноги. А на третий день она была совершенно здорова. Спустя какое-то время одна из монахинь этой обители была сражена сильнейшей головной болью. День ото дня ей становилось все хуже, и казалось, она вот-вот умрет. Преподобная игуменья посетила ее и, увидев, как сильно та страждет, обвязала ей голову поясом Кутберта. Боль отступила в тот самый день. Монахиня сняла с себя пояс и спрятала у себя в келье. Через несколько дней игуменье снова понадобился пояс, но его не нашли ни в келье, ни в другом каком-либо месте. Все это произошло по Божиему Промыслу: Господь этими двумя чудесами показал святость Кутберта двум праведникам, а потом забрал у них пояс, чтобы неверующие не усомнились в его чудодейственности. Ведь если бы пояс остался в обители, к нему стали бы приходить болящие, и если кто-нибудь из них по своему недостоинству не получал исцеления, то стал бы сомневаться в святости реликвии, вместо того чтобы сокрушаться о своей греховности. Так милостью и Промыслом Божиим верующие укрепились в вере, а возможные происки неверующих были предотвращены.

http://pravoslavie.ru/put/52636.htm

Преподобный Гутлак Кроулендский, чудотворец Не бойтесь, но будьте непоколебимы, ибо Бог – заступник ваш. Преподобный Гутлак Кроулендский Преподобный Гутлак Кроулендский, чудотворец Преподобный Гутлак Кроулендский, английский Антоний Великий, родился около 673 года, а преставился в первую среду по Пасхе в 714 году. Он подвизался в Кроуленде (который иногда ошибочно называют Кройленд), рядом с нынешним городом Питерборо в Кембриджшире, на реке Велланд, болотистой местности графства Линкольншир, известной под названием Фенс. В отличие от преподобных египетских отцов-пустынников, святой Гутлак был окружен не скалами, утесами и песками пустынь, а болотами. Он спасался в краю тогда еще не осушенных болот восточной части Средней Англии – в Восточном Мидлендсе, рядом с границей Восточной Англии. Подобно некоторым отцам, жившим в пустыне, святой Гутлак в отрочестве отступил от благодати и в юности вел нечестивую, вольную жизнь, как и другие главари многочисленных банд и преступных шаек VII века, но потом пришел к совершенному покаянию. Его житие рассказывает обо всех обычных искушениях, с которыми сталкивались отшельники, да и все православные христиане. Эти искушения сменяли друг друга: тут были и разочарования, и упадок духа, отчаяние, демонические нападения, обманчивые похвалы, лесть демонов. Житие святого Гутлака было написано на латыни монахом по имени Феликс по просьбе короля Альфвальда Восточноанглийского. Оно было составлено примерно через поколение после кончины святого Гутлака; Феликс, который, судя по его имени, был выходцем из Восточной Англии, использовал факты и рассказы, полученные от очевидцев – нескольких человек, лично знавших святого. Святой Гутлак стал одним из самых почитаемых англичанами святых-отшельников после святителя Кутберта Линдисфарнского. На месте подвигов святого со временем вырос большой монастырь . По меньшей мере девять церквей в Англии были освящены во имя святого Гутлака , и о жизни его повествовали написанные на староанглийском житие и две поэмы, два более поздних переложенных на стихи жития на английском и житие на латыни, было и житие в иллюстрациях. Предположительно, почитание святого пошло на спад лишь в конце XIII века, когда новые формы средневекового благочестия и почитания святых начали замещать старинное, исконно православное благочестие. Но и по сегодняшний день преподобный Гутлак почитается и любим православными; день его памяти – 11/24 апреля.

http://pravoslavie.ru/put/46097.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009