Кутберт, ни в чем не отказываясь от суровости своего подвига (ведь он спал лишь одну ночь из трех или четырех), управлял общиной и людьми, которые зависели от монастыря, внушая им свою всепоглощающую любовь к Богу. Он ни разу не отслужил литургию, не пролив обильных слез, и слезами и стенаниями побуждал народ сослужить ему более, нежели напевами, приятными для слуха. Ревнуя об отвержении пороков и несправедливостей, он прикладывал еще больше усердия к прощению искренне кающихся грешников. Он плакал о грехах, которые ему приходилось отпускать на исповеди, и тайно исполнял в своей келье те епитимии, которые накладывал, а своей снисходительностью исцелял болезни не только души, но и тела. Святой Кутберт мудро руководил обителью 12 лет. Затем он получил позволение уединиться на пустынном острове, называемом Фарн. До него никто никогда не осмеливался там селиться из-за демонов, устроивших себе жилище на острове. Человек Божий выдолбил в камне две маленькие кельи, откуда мог видеть лишь небо, и, вооружившись верой, принялся доблестно сражаться, вознося нерассеянную молитву днем и ночью. Он настолько приблизился к Богу, что ему были подвластны стихии и по его зову прилетали морские птицы, чтобы разделить с ним пребывание на острове. С того времени их так и назвали – птицы святого Кутберта. Сначала монахи Линдисфарнского монастыря, а затем благочестивые люди из всех уголков Британии стали приходить к келье святого отшельника за наставлением и благословением. Он умел наделить каждого подходящим лекарством, утешая, советуя или укоряя. Постепенно он стал разговаривать с посетителями только через узкое окно, которое в итоге велел заделать, чтобы постоянно пребывать наедине с Богом. Восемь лет провел Кутберт в святом уединении. И вот король Нортумбрии пришел лично в сопровождении знати и монахов Линдисфарна, дабы просить человека Божия принять епископский сан, к чему его обязал Собор в Туайфорде. По просьбе Кутберта хиротония была отложена на шесть месяцев, а затем он был рукоположен в Йорке 26 марта 685 года святым Феодором Кентерберийским (память 19 сентября). Кутберт был тотчас назначен епископом Линдисфарнским.

http://pravoslavie.ru/52624.html

О том, как Кутберт предсказал игуменье Эльфледе гибель короля Эгфрида и свое епископство В другой раз святая дева Эльфледа, духовная мать других служительниц Христовых, послала преподобному Кутберту свою смиренную просьбу навестить ее, ибо ей была нужда обсудить с ним одно важное дело. Кутберт сел с братиями в лодку и отправился к острову Кокет , названному так потому, что расположен против устья одноименной реки. Остров этот славен тем, что там подвизается множество иноков. Здесь и встретилась с ним Эльфледа, и Кутберт разъяснил ей многое, о чем она вопрошала его; но вдруг, прервав беседу, она, пав перед ним на колени, принялась умолять его, во имя Всемогущего Царя Небесного и Его ангелов, открыть ей, как долго будет жить и править ее брат король Эгфрид. «Знаю, – сказала она, – что тебе ведомо это, ибо ты весьма прозорлив». Кутберт, хоть и был потрясен ее мольбой, все же не хотел дать прямого ответа на ее вопрошание. «Странно слышать мне, – проговорил он, – что ты, мудрая и сведущая в Писании служительница Христова, называешь жизнь человеческую долгой. Разве не говорит псалмопевец, что “лета наши как бы паутина считаются”? Разве не говорит Соломон, что если человек живет много лет и все эти годы веселится, то пусть помнит и о темных днях, которых будет много; а когда придут эти дни, прошлое покажется суетным? Тем более краткой покажется жизнь тому, для кого настал его последний год, ибо смерть уже стучится к нему во врата». Услышав это страшное пророчество, Эльфледа зарыдала. Затем, утерев слезы, она с истинно женской смелостью принялась умолять Кутберта открыть ей во славу Божию, кто станет преемником ее брату, ибо у него не было ни детей, ни братьев. Немного помолчав, он сказал: «Не говори, что у него нет преемника. Ибо приедет человек, которого ты обнимешь с такой же сестринской любовью, как будто это сам Эгфрид». «Тогда скажи мне, где он», – проговорила Эльфледа. Кутберт отвечал: «Посмотри на море: оно изобилует островами. Богу возможно послать англам правителя с одного из этих островов».

http://pravoslavie.ru/52636.html

И Эльфледа поняла, что Кутберт говорит про Альдфрида , которого считали другим сыном отца Эгфрида – он в то время обучался в Ирландии. Эльфледа знала, что Эгфрид хотел видеть Кутберта епископом, и желала узнать, суждено ли этому сбыться. Она продолжала: «О, как разнятся устремления сердец человеческих! Одни радуются своим богатствам, другие же, любя богатства, не имеют их и не могут им радоваться. Ты пренебрег предложенной тебе земной славой и отказываешься от епископства, хотя в глазах человеческих нет ничего выше этого сана, – ты же предпочел жизнь пустынника». Кутберт на это сказал: «Знаю свое недостоинство; но, куда бы мы ни скрылись, не избежать того, что определил нам Царь наш Небесный. Если же мне и придется взять на себя это бремя, то лишь на краткое время. Через два года, возможно, я смогу вернуться к уединению и тишине, столь привычным мне. Однако прошу тебя во имя Господа нашего и Спасителя, пока я жив, никому не рассказывать о том, что я тебе поведал». Он ответил и на другие вопросы игуменьи, дал ей должные наставления и вернулся на остров Фарн к своему отшельничеству. Вскоре был созван большой собор, на котором присутствовал и король Эгфрид, а возглавлял этот собор блаженной памяти архиепископ Феодор . И на соборе все единодушно избрали Кутберта епископом Линдисфарна. К нему не раз посылали вестников и письма, но он отказывался покидать свое уединение. Сам король Эгфрид, а с ним и преподобнейший епископ Трумвин и другие благочестивые мужи и сановники прибыли на остров Кутберта и, пав перед ним на колени, со слезами на глазах умоляли его во имя Господа отправиться вместе с ними на собор, и подвижник Божий, сокрушаясь о своем уединении, вынужден был оставить его. И хотя сам Кутберт стремился к иному, он подчинился единодушному желанию, чтобы он принял на себя бремя епископского служения. Посвящение отложили до конца зимы, которая тогда только начиналась. Пророчество Кутберта исполнилось до конца: в следующем году король Эгфрид был убит пиктами, и трон занял его брат Альдфрид, вернувшийся из Ирландии, куда за несколько лет перед этим он отбыл, движимый жаждой учености.

http://pravoslavie.ru/52636.html

«Бог любит три вещи: веру с чистым сердцем; простую христианскую жизнь с благодарением Господу и великодушие, вдохновленное любовью» Святая Ита любила говорить, что «Бог особенно любит в христианине три вещи: настоящую веру с чистым сердцем; простую христианскую жизнь с благодарением Господу; великодушие (в другой версии – щедрую милостыню бедным), вдохновленное любовью; но Господь особенно не любит в нас следующие три вещи: хмурые лица (по другой версии: ненависть и обиду в сердце), упорство во грехе и чрезмерное упование на богатства». Святая Ита обладала особым даром: совмещала в себе качества заботливой матери и искусной духовной наставницы. Святая и любящая игумения Ита никогда не покидала своей обители, в отличие от своей великой современницы преподобной Бригиты, которая основала много обителей и постоянно странствовала. Простая и строгая жизнь Иты, ее стремление к святости привлекали к ней многих женщин со всех уголков Изумрудного острова (так ласково называют Ирландию благодаря красоте ее природы), и в скорое время ее община стала весьма значительной. Так сбылось пророчество, полученное родителями Иты многими годами ранее, – о том, что через нее души многих людей обретут спасение. Следуя примеру своей духовной наставницы, сестры обители Киллиди щедро помогали нищим и старикам, заботились о больных, учили и воспитывали детей. И святая Ита, и другие монахини имели неплохие познания в области медицины. Ручной труд тоже приветствовался: община имела замечательный огород, владела молочным хозяйством недалеко от обители. Она построила для себя крошечную келью из соломы и прутьев, чтобы предаваться в ней в созерцательной молитве и богомыслию С детства и до своего последнего вздоха преподобная Ита вела святую, строгую подвижническую жизнь, с ежедневными многочасовыми молитвами, коленопреклонениями, многодневными постами, бдениями и церковными службами; все остальное время угодница посвящала заботе о тех, кто в ней нуждался. Ангелы и святые неоднократно являлись преподобной и беседовали с ней, а однажды еда чудесным образом была принесена святой прямо с Небес (подобный случай также описывается в житии святого Кутберта Линдисфарнского). Как и многие другие ирландские святые, Ита время от времени удалялась на долгую уединенную молитву – по преданию, она построила для себя крошечную келью из соломы и прутьев вне стен обители, чтобы проводить в ней в созерцательной молитве и богомыслии несколько часов ежедневно.

http://pravoslavie.ru/90058.html

Он любил игры и забавы, что было вполне естественным для его возраста, любил проводить время с другими детьми. Он был проворным и сообразительным по природе мальчиком и потому обычно первенствовал в этих играх. И когда другие уставали, Кутберт оставался бодрым; с чувством превосходства он оглядывался по сторонам, ища тех, кто готов был продолжить игрища. Он нередко хвастался тем, что в прыжках, беге, борьбе и других мальчишеских потехах ему не было равных не только среди сверстников, но и среди тех, кто был старше его. Ребенком он вел себя по-ребячески; возмужав же, оставил все ребячьи забавы. Промыслом Божиим один случай направил отроческий ум Кутберта к возвышенному. Блаженной памяти епископ Трумвин передал мне то, что ему рассказал сам Кутберт. Был обычный день, все ребята забавлялись в поле. Много мальчиков собралось вместе, среди них был и отрок Кутберт. Увлеченные игрой, они принялись крутиться и гнуться самым неподобающим образом. Вдруг один из детей, которому было не более трех лет, подбежал к Кутберту и стал весьма серьезно, словно он был умудренный жизнью старец, укорять его за то, что он предается глупым играм и безделью, вместо того чтобы совершенствовать и развивать свой ум, чтобы он стал столь же гибким, как его тело. Кутберт лишь рассмеялся над словами ребенка. Но малыш, упав на землю, залился горькими слезами. Все бросились к нему, желая узнать причину его слез и утешить его, но ничего не добились. Когда же сам Кутберт принялся успокаивать малыша, тот воскликнул: «Долго ли ты, Кутберт, святой отче, будешь заниматься тем, что так несообразно с твоей натурой и твоим положением? Подобает ли ребячиться тому, кого Господь поставил учить добродетелям даже тех, кто старше!» Кутберт с большим вниманием отнесся к этим словам и, ласково утешив плачущего малыша, отправился домой. С того дня он оставил детские игры и начал духовно возрастать. Святой Дух устами младенца говорил с ним, и эти слова нашли отклик в сердце его. И в том нет ничего удивительного, что Господь обличил глупости одного ребенка словами другого ребенка. Господь и бессловесную ослицу заставил заговорить, обличая пророка. И истинно сказано псалмопевцем: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» .

http://pravoslavie.ru/52622.html

Ок. 720 г. Беда написал новое прозаическое Житие К. (BHL, N 2021; CPL, N 1381), также из 46 глав, которое, как и Анонимное Житие, было посвящено еп. Эадфриду. Беда опирался гл. обр. на труд анонимного агиографа, но внес значительные композиционные и стилистические изменения, добавил новые сведения, основанные на устной традиции (в особенности о чудесах К.). Вместе с тем Беда опустил мн. подробности (имена информантов, географические названия), сделав акцент на духовном развитии святого и назидательном аспекте его жизни и чудес. С лит. т. зр. сочинение Беды представляет собой намного более связный и сложно организованный нарратив, чем его образец. Беда уделил особое внимание хронологии жизни К., полностью изменил систему библейских цитат и аллюзий, последовательно сопоставляя К. с ветхозаветными пророками (Илией, Елисеем, Моисеем и др.; см.: Shockro. 2010). Добавленные им эпизоды повторяют повествования из Житий святых Антония Великого и Бенедикта (в составе «Диалогов» Григория I Великого). Перерабатывая Анонимное Житие, Беда стремился представить К. в соответствии с собственными идеалами церковного обновления как образцового монаха-аскета, духовного наставника и епископа. Среди факторов, сделавших необходимым создание нового Жития К., могло стать распространение в Нортумбрии почитания др. местных святых, в частности еп. Вильфрида и кор. мч. Освальда ( Cubitt. 2000), а также полемика между последователями Вильфрида, отвергавшими позитивный эффект деятельности ирл. миссионеров в Нортумбрии, и «линдисфарнской» партией (к-рой симпатизировал Беда), признававшей римскую богослужебную традицию и пасхалию Дионисия Малого, но не желавшей отказываться от почитания своих ирл. предшественников. Существует гипотеза, что прозаическое Житие, составленное Бедой, стало ответом на Житие Вильфрида, созданное Стефаном Рипонским (10-е гг. VIII в.), к-рый в свою очередь скрыто полемизировал с автором Анонимного Жития, хотя и не упоминал о К. ( Stancliffe. 2012). Возможно, Беда также стремился способствовать распространению почитания К. как покровителя единого Нортумбрийского королевства, подобно тому как культ св. Мартина Турского приобрел политическое значение в меровингской Галлии ( Kirby. 1995).

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Много лет он служил Господу в уединении на том острове, и вал, окружавший его жилище, был так высок, что он не видел ничего, кроме неба, которого жаждал достигнуть. Случилось так, что у реки Альн в месте, называемом Адтвифирди, что значит «у двух состоялся большой собор с участием короля Эгфрида, и руководил им блаженной памяти архиепископ Теодор. Там Кутберт был по общему согласию выбран в епископы Линдисфарнской церкви, однако никакие посланцы и письма не могли заставить его покинуть монастырь. Наконец сам король отправился на остров вместе со святейшим предстоятелем Трумвином и многими другими благочестивыми и могущественными мужами; с ними были и многие из братьев с острова Линдисфарна. Все они пали на колени и именем Господа стали заклинать его со слезами и молитвами, пока не увезли его, также плачущего, из милого ему убежища и не доставили на собор. Прибыв туда, он неохотно подчинился их общему желанию и согласился склонить шею под ярмо епископства. Более всего его убедили слова преподобного слуги Божьего Бойсила, который пророчески предсказал все, что случится с ним, включая и то, что он станет епископом. Его посвящение, однако, состоялось не сразу, а было отложено до конца зимы, которая тогда только начиналась. Посвящен он был в праздник Пасхи в Эбораке, в присутствии короля Эгфрида; обряд совершали семь епископов, из которых старшим был блаженной памяти Теодор. Кутберт был поставлен епископом Хагустальденской церкви первым после изгнанного Тунберта, но он предпочел управлять церковью Линдисфарна, в которой он жил; поэтому было решено, что в Хагустальденскую церковь вернется Эта, который был первоначально туда назначен, а Кутберт возьмет на себя управление После посвящения Кутберта в епископы его сан, как у блаженных апостолов, украсился делами добродетели. Он охранял вверенную ему паству постоянными молитвами и обращал их к небу целительными наставлениями. Он учил их тому, что следует делать, но сперва показывал на своем примере, как это делается, как и подобает истинному учителю. Прежде всего он был одержим Божественной любовью, здрав мыслью, терпелив, настойчив и упорен в трудах и молитве и добр ко всем, кто искал у него утешения. Для него помогать слабым было не менее важно, чем молиться, ибо он знал, что сказавший: «Возлюби Господа Бога твоего», сказал также: «Возлюби ближнего Он был наделен даром покаяния и милостью раскаяния всегда был устремлен к небу. Так, вознося спасительную жертву Богу, он в Господней молитве не возвышал голос, но проливал слезы, исторгая их из самых глубин сердца.

http://sedmitza.ru/lib/text/440832/

Интерьер церкви Колдингемского приората, Скоттиш-Бордерс (используется с разрешения приората) Холм Керкхилл на мысе Сент-Аббс-Хед, Скоттиш-Бордерс Две выдры вышли из моря и своим дыханием согрели ноги святого Когда святая Эбба состарилась и по телесной немощи больше не могла следить за дисциплиной в своих общинах, некоторые насельники и насельницы Колдингема начали заниматься мирскими делами, пропускать богослужения и пренебрегать молитвой. Поэтому святая игумения обратилась за помощью к великому пастырю, подвижнику и чудотворцу, святителю Кутберту (Cuthbert) Линдисфарнскому , который стал регулярно приезжать в монастырь и наставлять монахов и монахинь. Во время одного из его посещений произошло знаменитое чудо с выдрами, описанное преподобным Бедой в «Житии святого Кутберта Линдисфарнского»: Свт. Кутберт с выдрами (иконописец - Айдан Харт) «В то время, когда росла слава о добродетелях и чудесах святого мужа, жила Эбба – праведная монахиня и верная раба Христова, начальствующая над монастырем, что находился в городе Колуди. Эбба была знаменита и своим благочестием, и благородством происхождения, так как была сводной сестрой короля Освиу. И вот она отправила к человеку Божию Кутберту посыльного с просьбой посетить ее монастырь. Приглашением от верной рабы Господа Кутберт не мог пренебречь. Он приехал в монастырь и провел в нем несколько дней, проповедуя путь Истины как словом, так и делом. Кутберт отправлялся на молитву, когда все спали, и, проведя ночь в бдениях, возвращался в час утренней службы. Однажды ночью один брат из монастыря, видя, что Кутберт куда-то уходит, решил тайно за ним проследить и узнать, что тот будет делать. Покинув монастырь, Кутберт спустился к морю и, войдя глубоко в воду – так, что она доходила ему до шеи, воздел руки и принялся молиться. Всю ночь он провел, прославляя Бога. Когда стало светать, он вышел из воды и, встав на колени, продолжил молитву на берегу. И пока подвижник молился, два четвероногих животных, которых мы называем выдрами, вышли из моря и улеглись перед ним на песок; своим дыханием они согрели его ноги и своим мехом обтерли их, после чего, получив его благословение, вернулись в родную стихию. А Кутберт направился в монастырь, чтобы успеть к началу утренней службы» .

http://pravoslavie.ru/141563.html

Святитель Феликс, день памяти 8/21 марта. Я составил службы древним местным святым, а также Всем святым, на Британских островах просиявшим. Мы особенно чтим святителя Феликса (VII век) и его духовную дочь – преподобную Одри (Audrey). У нас немало икон местных святых, есть даже частицы мощей святителей Августина Кентерберийского, Кутберта Линдисфарнского и преподобного Беды Достопочтенного. Все богослужебные книги переведены на английский язык. Вообще английский богослужебный язык очень красив. Мы употребляем язык XVII века – язык Шекспира. К сожалению, как и почти все наши священники, я обязан иметь светскую работу. Матушка моя выросла вместе с русскими эмигрантами в Париже. У нас шестеро детей, все они прислуживают или поют на клиросе. Родители матушки живут вместе с нами. – Что значат для Вас Русская Церковь и русская культура? – Для меня Русская Церковь – и духовная родина и центр Вселенского Православия, хотя в духовном плане центр Православия находится в Иерусалиме. Русская Церковь – многонациональная и многоязычная. Будучи самой многочисленной Поместной Церковью, она, по-моему, несет великую ответственность – хранить чистоту святого Православия и везде его поддерживать. Ведь только Русь называется Святой. Русская Церковь – наша Мать-Церковь. К сожалению, во время «холодной войны» власти в России делали все возможное, чтобы произвести впечатление, что Церковь там не наша мать, а скорее мачеха. Если бы мне было сейчас 20 лет, я уехал бы в Россию. В мои 20 лет такой возможности не было. А жаль! Но да на все воля Божия. Все лучшее в русской культуре глубоко проникнуто Православием. В чистом русском языке – духовная музыка, и эта музыка слышится в душе, даже в произведениях таких нецерковных фигур, как Тургенев или Рахманинов. – Были ли Вы в России, общались с простыми верующими? Есть ли какие-то отличия в мировосприятии верующих в России от мировосприятия эмигрантов и тех, кто выбрал святое Православие вопреки своему окружению и воспитанию? – Я был в России два раза в 70-х годах. С людьми было трудно общаться, но я все-таки сумел это сделать. И бабушки тогда не боялись властей. В России я видел верность и благочестие церковного народа и подвиг рядовых священнослужителей.

http://pravoslavie.ru/4670.html

О том, как Кутберт, объезжая свою епархию, исцелил юношу Однажды этот преподобный пастырь стада Христова, объезжая свою епархию, оказался в некоей гористой и дикой местности. И множество людей из окрестных селений пришли туда, чтобы получить благословение Кутберта. Здесь не было ни церкви, ни другого строения, где бы можно было достойно принять епископа и его помощника, и потому собравшиеся поставили для Кутберта палатку прямо на поляне, а для себя соорудили шалаши из сучьев и веток росших вокруг деревьев. Два дня человек Божий проповедовал народу, а затем благословил тех, кто недавно возродился во Христе, чтобы на них сошла благодать Святого Духа. В это время появились женщины, несшие на носилках юношу, изнуренного тяжелой болезнью. Они положили юношу неподалеку на опушке леса и послали человека к Кутберту испросить дозволения принести к нему больного для благословения. Увидев юношу, Кутберт понял всю серьезность его болезни. Он попросил людей отойти как можно дальше, а затем прибегнул к своему главному средству – молитве. И когда, помолившись, он благословил больного, болезнь отступила, а ведь прежде ни снадобья лекарей, ни забота близких не могли одолеть ее. Силы юноши возвратились, он встал и прославил Бога. Так тот, кого обессиленным принесли к Кутберту скорбевшие женщины, возвратился домой здоровым и веселым к радости своих близких. О том, как Кутберт во время чумы вернул к жизни умиравшего ребенка Святой Кутберт исцеляет ребёнка В то самое время разразилась ужасная чума, так опустошившая окрестности, что в больших деревнях и поместьях, дотоле многолюдных, почти никого не осталось. В эти дни скорби преподобнейший служитель Божий Кутберт, объезжая свою епархию, проповедовал слово Божие с еще большим усердием и утешал тех немногих, кто еще был жив. И вот однажды он прибыл в некую деревню. Благословив и наставив всех, кого смог найти, он спросил у священника: «Есть ли еще кто-нибудь нуждающийся в нашей поддержке? Или мы посетили здесь всех и можем отправиться в другую деревню?» Священник оглянулся вокруг и увидел женщину, стоявшую вдали, у которой только что умер один ребенок; другое свое дитя, уже умирающее, она держала на руках.

http://pravoslavie.ru/52636.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009