И мы знаем, что ничего не можем сделать против земного огня, и даже не уверены, что спасемся от неугасимого огня будущего наказания. Но любовь нашего Спасителя сильна и безгранична. Он ниспошлет нам благодать, хотя мы ее и недостойны, ибо не слишком стараемся побороть огонь страстей в этой жизни и избежать наказания в будущей. О том, как Кутберт изгнал беса из жены старосты до того, как прибыл к ней Мы рассказали, как этот преподобный муж одержал победу над коварными уловками лукавого. Сейчас поведаем о том, как Кутберт проявил свою силу в открытой и явной схватке с врагом человеческим. Во времена короля Эгфрида жил некий староста по имени Хильдемер, который, как и все его семейство, много времени посвящал благим делам, за что был особенно любим святым Кутбертом. Святой часто посещал это семейство, когда бывал поблизости. Жена старосты много творила милостыни и других богоугодных дел. Но вдруг диавол вселился в нее и стал мучить: она скрежетала зубами, издавала самые жалостные крики и дергала руками и ногами так, что все видевшие и слышавшие это приходили в великий ужас. И вот пока она лежала в таком состоянии, ожидая смерти, муж ее сел на лошадь и, приехав к Божиему человеку, стал умолять его о помощи, говоря: «Жена моя больна и может скоро умереть. Молю Вас, пошлите священника, чтобы он перед смертью приобщил ее святых тела и крови Христовых. А после кончины ее пусть она упокоится в этом святом месте». Старосте было стыдно признаться, что жена его одержима бесом, потому что человек Божий всегда видел ее в здравом уме. Но когда Кутберт шел за священником, чтобы послать его к женщине, ему было открыто, что это не обычная болезнь, а посещение демона. Вернувшись к мужу, что приехал к нему просить помощи для жены своей, Кутберт сказал: «Я никого не пошлю, но сам поеду». По дороге мужчина расплакался; слезы потекли по щекам его, ибо он боялся, что Кутберт увидит его жену во власти бесовской и подумает, что она не истинная раба Божия и что ее вера не настоящая. Человек Божий стал утешать его: «Не плач оттого, что я увижу твою жену не такой, какой видел ее прежде.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Многие, находясь на смертном одре, пренебрегали таинствами святой Церкви и прибегали к помощи колдовских средств от болезней, как будто заговорами, амулетами и другими лжетаинствами магии они могли предотвратить смерть, уготованную им Господом. Чтобы исправить эти заблуждения, Кутберт часто покидал монастырь, верхом или пешком, чтобы возвестить Истину жителям соседних деревень, как делал до него его предшественник Бойсил. В то время было обычаем у народа англов собираться вместе, когда священник или епископ приезжал в деревню, и, слушая его проповеди и душеполезные поучения, научаться тому, какой должна быть жизнь в Истине и как отвратиться от своей худой жизни. И так велико было красноречие Кутберта, так сильно его желание передать другим ведомое ему, таким просветленным было его лицо (словно ангельский лик), что никто не решался утаить от него свои мысли, и поэтому все исповедовали ему свои грехи и открывали самые тайные помышления. Люди знали, что невозможно было скрыться от его внимания, и надеялись получить прощение грехов путем искренней исповеди. Кутберт особенно любил посещать деревни, которые располагались глубоко в горах, в стороне от дорог, и которых из-за бедности и дикости их жителей другие сторонились. Это был для Кутберта труд любви. Он так любил проповедовать, что часто оставался там на неделю, иногда на две или три, а однажды отсутствовал целый месяц. И обитателей горных селений Кутберт наставлял в небесных науках как словом, так и примером своих добрых дел. О том, как Кутберт всю ночь молился, стоя в море, а когда вышел на берег, то морские животные служили ему; и о том, как брат, увидевший это, убоялся, но был ободрен Кутбертом Святой Кутберт в лодке. Автор: Айдан Харт В то время, когда все более росла слава о добродетелях и чудесах этого святого мужа, жила Эбба – праведная монахиня и верная раба Христова, начальствующая над монастырем, что находился в городе под названием Колуди . Эбба была знаменита и своим благочестием, и благородством происхождения, так как была сводной сестрой короля Освиу .

http://pravoslavie.ru/52622.html

Остров Фарн Первое время Кутберт отшельничал в скрытом месте неподалеку от монастыря. Когда же уверился, что ему по силам в одиночестве молитвой и постом одерживать победы над нашим врагом, то избрал поле брани более удаленное от людей – остров Фарн. Это островок в море, находящийся дальше от берега Нортумбрии, чем Линдисфарн, который становится собственно островом лишь дважды в день – когда его от Британии отрезает водами, вызванными приливом (греки называют их rheuma), а когда потоки воды уходят, он вновь соединяется с ней; Фарн же, лежащий в нескольких милях на юго-восток от Линдисфарна, со всех сторон окружен глубоким безбрежным океаном. Место это часто посещалось злыми духами. Кутберт был первым человеком, который не побоялся жить здесь один. С появлением на этом острове воина Христова, вооруженного «шлемом спасения, щитом веры и мечом духа, что есть Слово Божие» , диавол и все его полчища удалились прочь. Изгнав врага, Кутберт стал хозяином этого острова, и в знак этого он воздвиг достойный своей власти город и построил в нем дома. Территорию, представлявшую собой подобие круга, расстояние от одного края которого до другого равнялось 20–25 метрам, защищали стены выше человеческого роста. По своему благочестию Кутберт с внутренней стороны сделал стены еще выше, срыв у основания стен твердый грунт, чтобы смотреть можно было только на небо, которого он жаждал достигнуть, и глаза и мысли не разбегались бы, но устремлялись к горнему. Стену он строил, используя не тесаный камень, кирпич и раствор, а камень необработанный и торф, вырытые из земли. Некоторые камни были такими большими, что четверо людей вряд ли смогли бы их поднять, но с помощью ангелов Кутберту удалось сложить из них стену. В его жилище было два помещения: в одном Кутберт устроил часовню, в другом – свою келью. Крышу он сделал из грубо отесанных балок и соломы. А на берегу построил дом большего размера для братиев, которые захотели бы его навестить, чтобы и им было где остановиться на отдых; рядом же с этим домом был резервуар для воды и иных нужд.

http://pravoslavie.ru/52622.html

«Откуда он?» – спросила Эльфледа. – «Из твоей обители». Игуменья пожелала знать его имя. «Ты сама назовешь его имя завтра в церкви во время службы», – ответил Кутберт. Услышав это, Эльфледа немедленно отправила человека в главный монастырь разузнать, чья душа только что рассталась с телом. Посланный нашел в монастыре всех живыми и здоровыми, но когда на следующее утро он возвращался к игуменье, то встретил нескольких человек, везших в телеге тело одного брата, чтобы похоронить его. Расспросив их, он узнал, что это пастух из их монастыря, человек святой жизни, который, забравшись на дерево, сорвался с него и разбился насмерть. Он отошел в вечность в тот самый миг, когда Кутберт увидел, как душа его возносилась на небеса. Узнав об этом, Эльфледа была весьма изумлена. Она подошла к епископу и проговорила: «Владыка, помяни на литургии моего слугу Хадвальда, который умер вчера, упав с дерева». И все ясно поняли, как прозорлив святой Кутберт: он не только увидел душу только что умершего, восходившую на небеса, но предвидел, когда ему сообщат о смерти этого человека. О том, как Кутберт во время болезни боролся с искушениями и какие распоряжения дал перед своей смертью После Рождества Кутберт решил вернуться в уединение на свой островок. Множество монахов собралось его проводить. Один из них, пожилой монах, твердый в вере, но слабый телом, ибо дизентерия истощила его, спросил: «Скажи, когда мы сможем снова увидеть тебя?» Ответ был прямой: «Когда придете забирать мое тело». Ему оставалось лишь менее двух месяцев предаваться радостям тихой отшельнической жизни. Он постарался как можно скорее приучить ум и тело к прежней строгой дисциплине. Потом он был сражен внезапной болезнью, чтобы перенесением продолжительной боли подготовиться к радостям небесного блаженства. О смерти Кутберта мне рассказал достопочтенный Херефрид, человек глубоко верующий, в то время игумен Линдисфарнской обители. Вот его слова: «Три недели терзала его болезнь, прежде чем он испустил дух. Заболел он в среду; в среду же болезнь победила, и он отошел к своему Творцу.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Сигфрид был тогда юношей, делавшим в той обители первые шаги в монашестве, а сейчас он муж, совершенный в Господе, живет в нашем монастыре и уже на пороге иного мира с надеждой на будущее блаженство. Бойсил более ничего не сказал. Он радушно приветствовал Кутберта, когда тот подошел к нему, и, услышав о причине его прихода в Мелроуз – желании удалиться от мира, с радостью оставил юношу у себя, а он в то время исполнял обязанности настоятеля. Когда через несколько дней вернулся Эта , священник и настоятель обители Мелроуз (а позже –епископ Линдисфарна), Бойсил рассказал ему о Кутберте, о его предрасположенности к духовной жизни и получил разрешение на постриг юноши и принятие его в братию монастыря. Став монахом, Кутберт с тем же рвением, что и другие братия, подчинил себя монастырским правилам; и более того, он стремился к еще большей, чем у других, строгости жизни. А в чтении, труде, молитве и трезвении он превзошел их всех. Подобно могучему Самсону из Ветхого Завета, он строго воздерживался от напитков, которые опьяняли, но пока не был в состоянии столь же строго ограничивать себя в еде, ибо тогда его тело стало бы менее выносливым в работе, а он был крепкий и сильный, и любое дело было ему по плечу. Через несколько лет королю Элькфриту было угодно ради спасения души пожаловать игумену Эте некие земли в местности, именуемой Инрипум , чтобы он основал на них монастырь. И потому игумен, когда возведены были необходимые постройки, отослал туда часть братиев, предписав им соблюдать те же правила, что и в Мелроуз. Кутберт был одним из этих монахов. Случилось так, что Кутберт, чьим послушанием была встреча гостей, однажды сподобился принять ангела Божия, посланного проверить его усердие. Как-то утром Кутберт, войдя в гостевую келью, увидел сидящего там молодого человека. Он, как всегда, любезно приветствовал юношу, ибо думал, что это обычный странник. Кутберт поднес ему воды, чтобы тот вымыл руки, сам омыл юноше ноги, вытер их и смиренно согрел их у себя за пазухой. А потом предложил гостю остаться до третьего часа и вкусить трапезу, так как, если он отправится в путь натощак, ему, терпя голод, тяжелее будет сносить холод, ибо тогда была зима.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Третьим жителем этого места стал Фелгельд. В то время достопочтеннейший епископ Линдисфарна Эдфрит решил починить и укрепить совсем обветшавшую от времени часовню. Когда работы были закончены, многие благочестивые люди просили Фелгельда дать им какую-нибудь реликвию, связанную с Кутбертом или Этильвальдом. Ему пришла мысль разрезать телячью шкуру на части, но сначала он решил испытать ее на себе. Еще тогда, когда он жил вместе с другими братиями, у него на лице образовалась опухоль; в уединении же его болезнь усилилась, ибо строгое воздержание подвижника и его пренебрежение всем телесным, долгое пребывание в затворничестве без солнца и свежего воздуха очень способствовали этому. Все лицо отшельника стало одной большой красной опухолью. Опасаясь, как бы этот недуг не вынудил его покинуть затвор и возвратиться в монастырь, Фелгельд обратил свои надежды к тем, кто ранее подвизался здесь, веря, что подвижники Божии исцелят его. Он намочил в воде кусок телячьей шкуры и протер им лицо. И тут же опухоль спала и краснота исчезла. Об этом исцелении я услышал сначала от одного преданного Господу священника из монастыря Ярроу. Он говорил, что сам видел, каким опухшим было лицо отшельника, был свидетелем и того, что болезнь прошла, ибо отшельник позволил ему рукой, просунутой в окошко часовни, ощупать его здоровое лицо. Позднее и сам Фелгельд рассказал мне обо всем этом, подтвердив, что все было в точности так, как говорил священник, и что во все последующие годы, которые он провел в уединении, болезнь более не беспокоила его. Такова благодать Господа-Вседержителя, которой Он исцеляет в этом мире и дарует вечное блаженство в Царстве Небесном, «венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое» . Конец книги о жизни и чудесах святого Кутберта, епископа Линдисфарнского. Послесловие. О почитании святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского Святитель Кутберт – самый почитаемый английский святой. Через 11 лет после его кончины, в 698 году, были обретены его нетленные мощи. На острове Линдисфарн непрерывно велись записи о чудесах, совершенных при его гробнице. Вскоре после обретения мощей святителя анонимный автор, а чуть позднее – преподобный Беда Достопочтенный – он особенно почитал святого Кутберта – составили свои версии его жития, достоверность которых не подвергается сомнению. За очень короткое время эти версии жития распространились по всей Англии и даже в континентальной Европе. Известно, что игумен монастыря в Уирмуте (где подвизался преподобный Беда), по имени Кутберт, впоследствии подарил один экземпляр жития святителю Луллу, архиепископу Майнцскому.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Беда Достопочтенный был автором нескольких агиографических сочинений. «Книгу о жизни и страстях Святого Феликса Исповедника я обратил в прозу по стихотворному сочинению Паулина, Книгу о житии и страстях Святой Анастасии, плохо переведенную с греческого и еще хуже поправленную каким-то невежественным человеком, я, насколько смог, исправил по смыслу. Житие Святого отца, монаха и священника, Кутберта описал сначала в героических стихах, а затем в прозе. Историю аббатов того монастыря, где я счастлив усердно служить высшей милости, – Бенедикта, Кеолфрида и Хвэтберта, – написал в двух книгах» 239 . Оба жития св. Кутберта (705–716 и 721 г.), монаха и епископа Линдисфарна («святого острова», расположенного недалеко от Ярроу) Беда составил по просьбе линдисфарнской общины, ориентируясь на анонимное «Житие св. Кутберта», происходившее из этого монастыря. Стихотворное сочинение Беды (около тысячи гекзаметров) 240 посвящалось чудесам Кутберта; прозаический текст представлял его хорошо документированную расширенную версию 241 . В отличие от них, в «Истории аббатов монастыря в Веармуте и Ярроу – Бенедикта, Кеолфрида, Эостервина, Сигфрида и Хвэтберта» (между 725–731 г.) 242 чудеса отсутствуют. Этот текст исследователи иногда относят к историческим сочинениям Беды, публикуют под названием «История аббатов...» и анализирует вместе с «Церковной историей народа англов». Беде также принадлежит «Мартиролог» (около 730 г.). Его текст был восстановлен исследователями из множества поздних добавлений и, в результате, содержит сто четырнадцать исторических очерков, извлеченных из трудов христианских историков 243 . Известно, что помимо стихотворного «Жития Кутберта», Беда написал поэму «О Судном Дне» 244 , посвященную Акку (призывавшую к покаянию, описывавшую страдания грешников и награду праведникам), шестнадцать гимнов, один из которых включен в «Церковную историю» (похвала девственности, в честь королевы Этельреды) 245 . По свидетельству современников, Беда был автором таких работ как «Книга эпиграмм в героических и элегических стихах», а также стихов на христианскую тематику, написанных на староанглииском языке 246 . Эти сочинения не дошли до Нового времени. Язык Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В Англии не менее 135 церквей освящены во имя святителя Кутберта (из них 83 – древние!), что указывает на его особое почитание . В Шотландии, где также велико почитание этого угодника, ему посвящено не менее 17 храмов . Большая часть освященных во имя святого Кутберта церквей расположены в шести северных графствах Англии, а остальные разбросаны по всей стране и есть даже в таких отдаленных от севера районах, как Сомерсет, Корнуолл и Восточная Англия. Посвященные св. Кутберту церкви есть и в других странах, например Канаде и Австралии. Православный храм в городе Дарем (приход Русской Православной Церкви Московского Патриархата, Сурожская епархия), расположенный недалеко от собора, где почивают мощи Кутберта, также освящен в его честь. Святителю Кутберту составлены православные служба и акафист на английском языке. Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Перевод публикуется с некоторыми сокращениями. Преподобная Эльфледа из Уитби (653–714; память 8 февраля) была дочерью нортумбрийского короля Освиу и святой Энфледы. Она стала игуменьей в Уитби после своей матери. Была одной из самых влиятельных, мудрых, опытных игумений и наставниц своего времени. Маленький островок Кокет находится немного северо-восточнее побережья Нортумбрии. В настоящее время не населен. Здесь сохранились руины средневекового монастыря, часть которых сейчас входит в конструкцию маяка. Альдфрид был сыном короля Освиу и преемником короля Эгфрида. Он правил королевством Нортумбрия с 685 по 705 г. Имеется в виду святитель Феодор (602–690; память 19 сентября), грек по национальности. Был архиепископом Кентерберийским с 668 по 690 г. Он упорядочил церковную жизнь в Англии, создал школу-семинарию в Кентербери, осудил ересь монофелитства в Англии и примирил живших в то время на территории этой страны народов. Ныне Карлайл – город на северо-западе Англии, административный центр графства Камбрия. Мф. 26: 41. Здесь, как и в предыдущей главе, имеется в виду вдова короля Эгфрида королева Эрменбурга. Святой Герберт († 687; память 20 марта) много лет отшельничал на островке среди озера Дервентуотер (ныне в графстве Камбрия). Этот островок по сей день называется островом святого Герберта. На нем сохранились остатки его кельи и часовни. Начиная с XIV в. на острове святого Герберта ежегодно служилась месса.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Кутберт, отнесясь с верой ко всему услышанному, спросил у Бойсила, что он посоветует ему начать читать, чтобы успеть закончить за семь дней. «Иоанна Евангелиста, – ответил Бойсил. – У меня есть копия его Евангелия на семи листах in quarto. Мы можем, с Божией помощью, читать по одному листу в день и по мере сил размышлять над прочитанным». Поступая так, оба быстро справились с задачей, потому что они искали там только «веру, действующую любовью», и не отвлекались на праздные вопросы. Через семь дней Бойсил преставился от вышеупомянутого недуга и сразу вошел в радость вечной жизни. Говорят, что в течение этих семи дней Бойсил предсказал Кутберту все, что с ним произойдет в будущем, ибо, как я уже говорил, он был мужем удивительно добродетельной жизни и пророком. Более того, Бойсил еще за три года до своей смерти открыл настоятелю Эте, что будет мор и что он сам тогда погибнет, но настоятель умрет нескоро от другой болезни, которую лекари называют дизентерией. И в этом он также был истинным пророком, потому что все так и случилось. Среди прочего Бойсил сказал Кутберту, что он будет рукоположен в епископы. Когда Кутберт позднее стал отшельником, он, никогда никому не рассказывая об этом предсказании, со многой скорбью говорил братиям, приходившим навестить его, что если бы у него была крошечная келья на островке, и волны океана ограждали бы его от суеты и забот мира, то и тогда он не считал бы себя спасенным от мирских искушений, ибо всегда должно опасаться того, как бы случай не сделал тебя жертвой любви к богатству. О том, как Кутберт был усердным в пастырском служении миру После смерти Бойсила Кутберт взял на себя обязанности помощника настоятеля. Много лет он выполнял эти обязанности с большим благоговением и усердием. Он не только обучал правилу и подавал благой пример братии в монастыре, но и вне монастыря стремился отвратить окрестных жителей от суеверий и обратить их сердца к радостям небесной жизни. Некоторые из них своими нечестивыми делами порочили святую веру, которую сами исповедовали.

http://pravoslavie.ru/52622.html

О том, как Кутберт уговорил птиц не трогать посеянный им ячмень В первое время хлеб подвижнику привозили братия, воду же он брал из своего источника. Но затем он подумал, что было бы лучше последовать примеру отцов и питаться трудами рук своих. Он попросил привезти ему необходимое для возделывания почвы и зерна пшеницы. Но посеянная весной пшеница так и не взошла. И когда братия навестили его, он сказал: «Видно по воле Божией почва в этих местах такова, что пшеница здесь не растет. Прошу вас, братия, привезите мне ячмень. Посмотрим, может быть, он взойдет. Если же Господь не сочтет это нужным, то тогда лучше мне вернуться в монастырь, чем жить трудом других». Ячмень привезли, и Кутберт посеял его. И хотя подходящая пора для посева уже давно миновала, и потому было мало надежды на всходы, ячмень через малое время дал всходы, и притом весьма обильные. Но когда ячмень стал уже поспевать, случилась другая напасть: прилетели птицы и принялись клевать его. И тогда праведный слуга Божий Кутберт (а эта история была рассказана им самим, ибо он был человеком дружелюбным и жизнерадостным, и его обычаем было укреплять веру своих собратьев рассказами о том, как его собственная вера была вознаграждена) обратился к птицам со словами: «Почему вы пользуетесь тем, что сами не сеяли? Или нужда ваша в пропитании больше, чем моя? Если Господь позволил вам делать это, то делайте. А если нет, тогда прочь отсюда и не покушайтесь на то, что вам не принадлежит». И не успел он договорить, как птицы улетели и больше не причиняли вреда урожаю. Эти два чуда, совершенные святым Кутбертом, напоминают чудеса двух других отцов. Кутберт извел воду из скалы, подобно преподобному отцу Венедикту, хотя источник, забивший по молитвам святого Венедикта, был обильнее, ибо большее число людей нуждалось в нем; и прогнал птиц, подобно святому отцу нашему Антонию Великому, который уговорил диких ослов прекратить разорять его огород. О том, как два ворона попросили прощение у святого Кутберта и, чтобы загладить свою вину, одарили его

http://pravoslavie.ru/52622.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009