Я сел рядом. Кутберт говорил мало, ибо страдания его одолевали его. Но когда я спросил, каково будет его прощальное наставление братии, он произнес важные слова о мире и смирении, увещевая сторониться тех, кто не следует этим правилам и сеет гордость и разногласия: “Храните мир и всегда имейте святую любовь друг к другу. Когда будете собираться для решения общих дел, всегда стремитесь к единству решения. Живите во взаимном согласии со всеми остальными служителями Господа и не относитесь с презрением к тем, кто приходит к вам, ища милосердия. Принимайте их, давайте им приют и провожайте в путь с миром; возлюбите их как себя самих. Не превозноситесь над другими братиями по вере и следуйте всем правилам монашеской дисциплины. Не имейте общения с отпавшими от единой кафолической Церкви, и с теми, кто празднует Пасху в недолжное время, и с теми, кто живет развращенно. Никогда не забывайте: если придет время, когда вы будете стоять перед тяжким выбором, что же делать дальше, то лучше покинуть вам этот остров, забрав с собой мои кости, нежели принять нечестие раскольников и стать их рабами. Старайтесь прилежно изучать наставления святых отцов и следовать им в жизни. Исполняйте все правила монашеской жизни, которые Господь по Своей милости благоволил преподать вам через мое служение. Знаю, что хотя некоторые отвергали меня, но после моей смерти станет понятно, что то, чему я учил, не так легко отвергнуть”. Так наставлял Кутберт, прерываясь время от времени, чтобы передохнуть, ибо болезнь совсем лишила его сил, и даже говорить ему было тяжело. Потом он стал тихо молиться в ожидании той радостной минуты, когда он перейдет в жизнь иную. В час ночной молитвы я причастил его святых Христовых таин. Укрепившись Господними Телом и Кровью, Кутберт обратил свой взор к небесам, воздел руки и с душою, славящей Господа, устремился к небесным радостям». О том, как на монахах сбылось грозное пророчество псалма, который они пели в минуту смерти Кутберта, и как милостью Божией беда отошла «Я вышел и сообщил о смерти Кутберта братиям, которые всю ночь бдили и молились, – продолжал свой рассказ Херефрид.

http://pravoslavie.ru/52636.html

 Известно, что, хотя город Кентербери сильно пострадал от немецких бомбежек во время Второй мировой войны, его огромный и величественный кафедральный собор удалось отстоять благодаря усилиям прихожан и по молитвам святителя Августина, первого архиепископа Кентерберийского и просветителя англов. Также в 1943 году город Дарем, в соборе которого хранятся святые мощи святителя Кутберта Линдисфарнского, был вовсе спасен от бомбежек Люфтваффе, потому что по молитвам святого Кутберта (как верят местные жители) город скрылся в густом тумане практически в последнюю минуту. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 6 апреля 2019, 22:29 Дмитрий! Большое спасибо Вам за статью. Всегда с не терпением жду Ваших новых публикаций. Очень интересно и познавательно. Прекрасные фотографии. Пожалуйста, если есть возможность, печатайтесь по чаще. Ирина Сергий 30 марта 2019, 02:03 Будем молиться этим древним Святым чтобы некогда отпавшие от Святой Церкви еретики вернулись в лоно Святого Православия . Наталия 29 марта 2019, 19:44 Святая Витбурга! Помоги! григорий 29 марта 2019, 16:19 Это наши общие древнехристианские святые. Оны были прославлены ещё до Великой схизмы 1054 года, после которой христианский мир раскололся на православных и католиков... прекрасная статья. Древние святые английской, ирландской, каледонской земли, молите Бога о нас грешных! Дмитрий 29 марта 2019, 14:52 Эта святая вместе с другими 110 ранними православными святыми Британских островов и Ирландии изображена на иконе «Собор всех святых, в Британских и Ирландских землях просиявших», хранящейся в русском православном кафедральном соборе Лондона на протяжении уже почти 40 лет. Около 5 лет назад в РПЦЗ была написана похожая икона, содержащая образы 120 значимых местных святых, среди которых тоже есть прп. Витбурга. Так что, в русском зарубежье ее почитают уже давно наравне с другими. Антоний 29 марта 2019, 12:40 Это святые НАШЕЙ Церкви, которых не " недавно чтить предложили " , а которых чтили издревле. Елена 29 марта 2019, 07:22 Это из западных святых, которых нам недавно чтить предложили? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/120212.html

Братия предполагали положить кости в маленький ларец и поместить его в каком-нибудь подходящем месте для должного почитания останков праведника. В середине Великого поста епископ Эдберт узнал об их намерении и дал на то благословение, повелев совершить церемонию 20 марта – в день погребения Кутберта. Так и сделали. Открыв гроб, монахи увидели, что тление вовсе не коснулось тела праведника и суставы его рук и ног остались гибкими. Казалось, что Кутберт не мертв, а спит. Одеяния святого не только не истлели, но выглядели как новые: они были свежими и чудесно яркими. Увидев это, монахи исполнились страха и трепета. Взяв малую часть облачения (они не дерзнули даже коснуться тела святого), монахи поспешили к епископу Эдберту, который тогда пребывал вне стен монастыря, в месте, окруженном со всех сторон водами моря, – он любил проводить здесь время Великого и Рождественского постов в молитве и строгом воздержании, проливая обильные слезы. В этом месте и преподобный Кутберт уединялся для духовной брани ради Господа, еще до того, как он удалился на остров Фарн . Эдберт с радостью принял привезенную братиями часть облачения, выслушал рассказ о чуде и поцеловал святыню с таким благоговением, будто она была все еще на теле святого. «Облачите мощи в новые покровы, – распорядился он, – и перенесите в новую раку. А то место, что было освящено такой благодатию Божией, не долго, уверен, будет оставаться пустым; и счастлив тот, кто по воле Господа, подающего истинное счастье, сподобится найти там упокоение». Еще он произнес и такие слова (я потом переложил их в стихи): «Разве земной язык может поведать о дарах Господа? Разве земные очи могут узреть радости рая? Такое возможно лишь после того, как души оставят тела и будут приняты Самим Господом. Смотрите, как прославлена плоть того, кто удостоился зреть Божественную красоту. Господи, Ты наделил великой силой драгоценные мощи Кутберта, и они теперь свидетельствуют в храме о рае! Ты, Господи, не допустил тления, как прежде освободил Иону из чрева кита на третий день. Израильский народ, который, бродил по пустыне 40 долгих лет, Ты призвал быть Твоим народом. Ты сохранил Ананию, Азарию и Мисаила в огненной пещи. И при последнем гласе трубы, когда земля задрожит, Ты воскресишь нас ради славы Твоего Сына». Как только епископ закончил эту хвалебную песнь, братия принялись исполнять его повеления. Мощи Кутберта одели в новые облачения и положили в раку, поместив ее в алтаре своей церкви.

http://pravoslavie.ru/52636.html

О том, как больной получил исцеление, помолившись у раки Кутберта Один из священников преподобнейшего Виллиброрда Климента , епископа фризов, однажды приехал на несколько дней на остров Линдисфарн. Внезапно он тяжко заболел. Болезнь мучила его так долго, что о выздоровлении уже нельзя было и думать. Боли были невыносимыми, и продолжение такой жизни страшило больного более смерти. Но Господь его просветил, и страдалец понял, что нужно делать. В воскресенье он сказал ухаживающему за ним: «Прошу, отведи меня в церковь, чтобы я приложился к святым мощам Кутберта. Я надеюсь его предстательством освободиться от мучений и либо вернуться к жизни земной, либо перейти в жизнь вечную». Тот послушался и повел его, опирающегося на посох, в церковь. Опустившись на колени перед ракой с мощами нашего святого отца и возлюбленного Господом служителя Кутберта, священник, склонив голову до самой земли, принялся молиться о своем выздоровлении. Внезапно он почувствовал, что от нетленных мощей святого исходит такая целительная сила, что без всяких усилий смог встать на ноги, выйти из церкви и вернуться к себе в комнату, не прибегая к помощи других людей и не опираясь на посох. Через несколько дней священник совсем поправился и смог продолжить свой путь. О том, как отшельник Фелгельд получил исцеление от шкуры теленка, что висела на стене часовни Кутберта Мы не можем не рассказать о небесном чуде, совершенном по милости Божией в той святой часовне, в которой наш преподобный отец вел духовную брань ради Господа. И только Он, Судия сердец людских, знает, совершено ли это чудо по добродетелям святого Кутберта или же его преемника Этильвальда, столь же преданного Богу. У нас нет оснований не верить, что оба они совершили это чудо ради веры преподобного отца Фелгельда . Он был третьим преемником на поле духовной битвы святого Кутберта. Сейчас ему за 70, он ждет конца своей земной жизни и жаждет жизни будущего века. После смерти Кутберта на остров Фарн пришел Этильвальд, подвижник, испытанный многими годами монашеской жизни и, ступень за ступенью, восходящий к вершинам отшельничества. Стены часовни Кутберта со временем ветшали, и между бревнами, из которых они были сложены, образовались большие щели. Через эти щели в непогоду задувал ветер. Преподобный Кутберт, заботившийся более о небесных благах, чем о земных, затыкал эти щели первым попавшимся под руку материалом, солома ли то будет, или глина, или что иное, чтобы ветер и дождь не мешали его постоянным молитвам. Этильвальд, пришедший в часовню, увидев, как она ветха, попросил братиев, по обыкновению навещавших его, принести ему кусок телячьей шкуры. Он прикрепил ее гвоздями к стене в том углу, где он, как и Кутберт до него, подолгу коленопреклоненно молился, и теперь ничто не мешало ему. Так прожил он 12 лет, пока не вошел в вечную радость Царства Небесного.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Поэтому, говоря об отношении к ним Беды, имеет смысл ставить вопрос о его отношении к современным ему сверхъестественным явлениям. Много историй о чудесах содержалось в прозаическом и стихотворном житии св. Кутберта. Эти сочинения, как уже отмечалось, были составлены по просьбе линдисфарнской общины на основе более раннего текста, ради увековечения памяти прославленного собрата. Агиографическое сочинение требовало повествования о чудесном, и Беда в этих текстах соблюдал конвенции жанра и выдерживал привычную структуру. В его «Житиях» сверхъестественное присутствовало в «обычных» местах (в топосах, «положенных» жизнеописаниям святых – чудесное рождение героя, юноша-старец, и т.п.). Однако среди рассказов о необычайных деяниях Кутберта Беда приводил истории, которые можно назвать индивидуализированными: «Выйдя из монастыря Кутберт... спустился к морю, на берегу которого был расположен тот монастырь. Он заходил в морскую глубь до тех пор, пока беспокойные волны не поднялись до его плеч и шеи; там он провел часы ночного мрака, бодрствуя и вознося хвалу. Когда же приблизился рассвет Кутберт, вернувшись на сушу и преклонив колена, снова принялся молиться. И пока он делал это, из морской бездны вышли два четвероногих существа, которые в народе именуются выдры. Распростершись перед ним на песке, они стали согревать его ноги своим дыханием и пытаться высушить их своим мехом. И когда они закончили свою службу, то, приняв от него благословение, скользнули обратно под родные волны. Он же сразу возвратился в монастырь и исполнил вместе с братьями в надлежащий час канонические гимны» 601 . Описываемые Бедой случаи должны были прочитываться буквально, но их неотъемлемой составляющей их были мораль и аллегория. Так, в эпизоде, где св. Кутберту ангел принес хлеб, божественная пища могла пониматься и в буквальном, и в переносном смыслах. Христианское учение в работах Беды часто уподоблялось сладостному напитку, или хлебу души, который пили и вкушали верующие 602 . Беда различал агиографическое и историческое повествование; однако в «Церковную историю народа англов» он также включил большое количество повествований о чудесных делах, случившихся недавно, подкрепленных свидетельствами еще здравствовавших очевидцев. Эти чудеса могли быть достаточно «частными»: застигнутые непогодой в море монахи благополучно добирались до берега благодаря молитвам праведника; конь святого, остановившегося на ночь в хижине, вместе с соломой стаскивал с крыши хлеб и мясо, которые служили ужином; епископ исцелял немого юношу, заставляя его по буквам произносить алфавит, затем добавлять слоги, постепенно переходя к целым фразам... 603 Такие истории о помощи свыше благочестивым верующим могли быть обращенными к каждому. В этом смысле многие обстоятельства могли трактоваться как знаки божественной заботы и попечения 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Свою братию он расселил в знакомых монастырях, а сам поселился в столь часто упомянутой обители слуг и служительниц Божьих, называемой Стренескальк. Там с немногими из своих спутников он прожил много лет в воздержании к пользе не только своей, но и многих других. После он умер и был похоронен в храме блаженного апостола Петра с почестями, подобающими его жизни и сану. В то время монастырем управляла царственная дева Эльфледа вместе со своей матерью Энфледой; о них обеих мы уже упоминали. С приходом епископа эта ревностная наставница нашла в нем помощника в управлении монастырем и своего верного утешителя. Эгфриду на троне наследовал Альдфрид ; это был сведущий в Писании муж, брат Эгфрида и сын короля Освиу. Он смог восстановить поколебленное величие королевства, хотя и в меньших пределах . В восьмой день до февральских ид в год от воплощения Господа 685–й после двадцати лет правления умер король Кента Хлотхер; он наследовал своему брату Эгберту, правившему девять лет . Он был ранен в битве с южными саксами, которых возмутил против него Эдрик, сын Эгберта, и от этих ран вскоре умер. Эдрик правил полтора года после Хлотхера, но после его смерти королевство долго опустошалось узурпаторами и иноземцами, пока на троне не утвердился законный король Виктред, сын Эгберта, который праведностью и усердием освободил народ от внешней угрозы. XXVII (XXV). Как епископом стал Кутберт, человек Божий, и как до того он жил и учил в монашестве В год своей смерти король Эгфрид, как мы говорили, сделал святого и достопочтенного Кутберта епископом Линдисфарна . Кутберт много лет вел жизнь отшельника в великом воздержании души и тела на маленьком островке Фарне , что находится в океане, в девяти милях от Линдисфарнской церкви. С ранних лет он стремился к монастырской жизни и еще в молодости принял имя и обет монаха. Сперва он жил в монастыре Мелроз на берегах реки Твид, управляемом аббатом Этой, добрейшим и простейшим из людей, который, как уже говорилось, стал потом епископом Хагустальдена или, скорее, Линдисфарна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

– В то время они как раз пели 59-й псалом, начинающийся словами: “Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам”. Один из братиев вышел с двумя зажженными свечами, держа по одной в каждой руке, и направился к высокому месту, чтобы братия с Линдисфарна, увидев свет свечей, поняли, что святая душа Кутберта отошла ко Господу, – они заранее договорились, что таким будет знак о его блаженной кончине. Брат в Линдисфарне, наблюдавший за островом и ждавший новостей, тотчас поспешил в церковь, где братия собрались на ночную службу. Когда он вошел в храм, монахи пели тот же 59-й псалом. Это было не без Промысла Божиего, как показали последующие события. Ибо после похорон подвижника случилось такое ужасное бедствие, что несколько братиев, страшась, что не выдержат таких искушений, решили оставить монастырь. Через год епископом стал Эдберт . Это был человек высоких добродетелей, всецело посвятивший себя делам любви и прекрасно знавший Священное Писание. С его приходом несчастья прекратились и беспокойство исчезло. Как говорит Писание, “Господь построил Иерусалим, И собрал вместе рассеянный народ Израиля. Он исцелил несчастных и обвязал их раны”. Тогда стал понятен смысл псалма, который монахи пели в минуту кончины Кутберта: его братиев постигнут беды как бы в назидание Господне, но потом Господь явит и Свою милость. Каждый, прочтя этот псалом, увидит, что в его стихах именно этот смысл. Мы положили тело святого старца в лодку и доставили на Линдисфарн. И при большом стечении народа под пение псалмов мы погребли Кутберта в церкви святого апостола Петра, по правую руку от алтаря». О том, как через 11 лет после смерти Кутберта его мощи оказались нетленными Открытие нетленных мощей св. Кутберта Святость Кутберта подтвердилась многочисленными чудесами. Господь-Вседержитель благоволил открыть, какой славы удостоен Кутберт на небесах, внушив братиям монастыря открыть его мощи. Монахи ожидали найти одни лишь кости, так как думали, что плоть его истлела и превратилась в прах.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Достопочтенный Кутберт, из отшельника ставший епископом Линдисфарнской церкви в Британии, всё время, с детства и до старости, вёл славную и украшенную чудесными знамениями жизнь; его тело оставалось нетленным 11 лет после погребения и после этого было найдено вместе с одеждами, которыми было покрыто, словно он только что умер, как мы записали в книге о его жизни и добродетелях, написанной недавно в прозе и гекзаметром несколько лет назад. 4659 г. (­ 708 г. Р.Х.) Тиберий, 7 лет. Состоявшийся в Аквилее собор из-за неопытности в вере сомневался по поводу принятия Пятого вселенского собора, пока не был наставлен спасительными увещеваниями блаженного папы Сергия и не согласился признать его вместе с прочими церквями Христовыми. Гизульф, герцог лангобардского народа в Беневенте, разорил Кампанию огнём, мечом и взятием в плен и, поскольку не было никого, кто мог бы противостоять его натиску, апостолический папа Иоанн, который сменил Сергия, послав к нему священников и многочисленные дары, выкупил всех пленных и заставил врагов вернуться домой. Ему наследовал другой Иоанн, который среди многих славных построек возвёл в прекраснейшем стиле часовню Пресвятой Богородицы внутри церкви блаженного апостола Петра. Ариперт, король лангобардов, вернул под власть апостольского престола множество дворов и патримоний Коттийские Альпы, которые некогда принадлежали этому престолу, но на протяжении долгого времени были отняты лангобардами, и отправил в Рим дарственную грамоту, записанную золотыми буквами. 4665 г. (­ 714 г. Р.Х.) Юстиниан второй раз вместе с сыном Тиберием, 6 лет. Вернув царство при помощи Тервела, болгарского царя, он убил тех патрициев, которые его изгнали, в том числе Льва, который занял его место, а также преемника Льва Тиберия, который сверг Льва с престола и всё время, пока царствовал, держал его под стражей в этом городе. А патриарху Каллинику он вырвал глаза и отправил его в Рим, а епископство передал Киру, который был аббатом в Понте и поддерживал его в изгнании. Приказав папе Константину прийти к нему, он почтительно его принял и отпустил, так что, велев ему служить в воскресенье мессу, принял из его рук причастие; распростёршись на земле, он просил его заступиться за него из-за его грехов и возобновил все церковные привилегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Европе). Современные событию источники не сообщают о судьбе мощей К., но, по-видимому, они не пострадали. Согласно «Истории о св. Кутберте», из-за опасности новых набегов при еп. Эгреде (830-845) мощи К. на время были перенесены в Норем на р. Туид (графство Нортамберленд). В 875 г., после вторжения в Англию неск. крупных отрядов викингов, к-рые нанесли тяжелое поражение войску Нортумбрии, линдисфарнские монахи во главе с еп. Эардульфом (854-899/900) и аббатом Эадредом покинули остров и на протяжении 7 (или 9) лет скитались по Нортумбрии. Первоначально они планировали найти убежище в Ирландии, но из-за разыгравшегося шторма поняли, что это было неугодно святому. Во время бури монахи уронили в море Евангелие, украшенное золотом и драгоценными камнями (очевидно, Линдисфарнское Евангелие), но вскоре чудесным образом нашли неповрежденную книгу на берегу близ Уитхорна (обл. Дамфрис-энд-Галлове, Шотландия). В 883 или 885 г. «община св. Кутберта» поселилась в Кункацестре (Cuncaceastre, ныне Честер-ле-Стрит, графство Дарем). Это стало возможно благодаря соглашению с датским правителем Гутфритом, принявшим христианство и подарившим «общине св. Кутберта» обширные земельные владения между реками Тайн и Уир - ядро буд. графства Дарем. Во время походов против норманнов и шотландцев гробницу К. посещали англ. короли Этельстан (934) и Эдмунд (944 или 945), оставившие богатые дары. Вероятно, во время этих визитов раку с мощами открывали и помещали в нее королевские подношения. В 995 г. в связи с новыми набегами викингов мощи К. были вывезены в Рипон. На обратном пути повозка с ракой остановилась поблизости от необитаемого и поросшего лесом места, где затем был основан Дарем, и монахи не смогли сдвинуть ее. Одному из людей, сопровождавших мощи, явился К. и указал, где следовало оставить святыню. Вскоре в Дареме была построена деревянная, а к 998 г. и каменная «белая церковь» (снесена в нач. XII в.). После Нормандского завоевания 1066 г., во время похода кор. Вильгельма I Завоевателя в Сев.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Кутберту, человеку Божьему, наследовал в его отшельнической жизни на острове Фарне достопочтенный Эдильвальд прежде, чем стал епископом. Сделавшись священником, он много лет освящал свою должность в монастыре, называемом Инрип, делами, достойными его сана. Чтобы показать его достоинства и благость жизни, которой он жил, я сообщу о чуде, пересказанном мне одним из братьев, среди которых и к благу которых оно совершилось, почтенным служителем и священником Христовым по имени Гудфрид ; позже он сделался аббатом над братией Линдисфарнской церкви, куда был переведен. «Я приплыл, — рассказывал он, — с двумя братьями на остров Фарне, желая поговорить с достопочтеннейшим отцом Эдильвальдом. Освежившись его речами и взяв у него благословение, мы возвращались домой и были в самой середине моря, когда внезапно тихая погода сменилась ненастьем и разразилась такая свирепая буря с ветром, что мы не могли двигаться ни под парусом, ни на веслах и не ожидали ничего другого, кроме как смерти. После долгой бесплодной борьбы с ветром и морем мы обернулись назад, чтобы взглянуть, нельзя ли, по крайней мере, вернуться на покинутый нами остров. Но мы были окружены бурей со всех сторон и не имели надежды спастись собственными силами. Однако мы увидели, что Эдильвальд, возлюбленный Богом, покинул свое жилище на острове Фарне и смотрит на нас; очевидно, он услышал рев бури и ярость океана и вышел посмотреть, что с нами случилось. Увидев наше отчаянное положение, он встал на колени и стал молить Отца нашего Господа Иисуса Христа о нашей жизни и спасении. Едва закончилась его молитва, бушующие волны смирились ; свирепая буря стихла, и попутный ветер быстро донес нас по тихому морю домой. Едва мы причалили и вытащили наше суденышко на берег, как буря, утихшая ради нас, началась снова и продолжала бушевать весь день; из этого видно, что эта короткая передышка была дарована небом ради нашего спасения в ответ на молитву божьего человека». Эдильвальд оставался на острове Фарне двенадцать лет и там же умер; но похоронили его в церкви блаженного апостола Петра на острове Линдисфарне, рядом с телами упомянутых уже епископов. Эти события произошли в правление короля Альдфрида, который наследовад своему брату Эгфриду и правил нортумбрийцами девятнадцать лет. II. Kak епископ Иоанн исцелил своим благословением глухого

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009