Однако его слушатели понимали, что он говорил о самом себе, но по примеру апостола Павла, который иногда прямо говорил о себе, а иногда как будто о другом человеке: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба» . О том, как Кутберт был исцелен от тяжкой болезни, а Бойсил на смертном одре предсказал ему будущее Тем временем, поскольку все в этом мире скоротечно и изменчиво, подобно морю во время шторма, вышеупомянутый настоятель Эта вместе с Кутбертом и другими братиями вынуждены были покинуть обитель, а их монастырь был отдан другим. Наш достойный воин Христов, несмотря на переезд, продолжал упорствовать в духовной брани, которую вел. Он относился с особым вниманием, как и раньше, к наставлениям и поучениям досточтимого Бойсила. В это время, как рассказывал друг Кутберта священник Херефрид, бывший настоятель монастыря Линдисфарна, Кутберта сразила ужасная болезнь, от которой страдали в те времена многие жители Британии. Братия монастыря провели всю ночь в молитве о его здравии, ибо они полагали весьма важным, чтобы такой преданный Богу человек оставался с ними во плоти. Кутберт не знал о молитве братиев, а когда они утром рассказали ему об этом, воскликнул: «Так что же я все еще тут лежу?! Не думаю, что Господь мог пренебречь вашими молитвами. Дайте мне мой посох и башмаки». Кутберт встал со своего ложа и, опираясь на посох, попробовал сделать несколько шагов. К нему быстро возвращались силы, и вскоре здоровье его поправилось. Но хотя опухоль на бедре снаружи рассосалась, совсем она не прошла, и Кутберт чувствовал слабую боль в ноге до конца жизни, но, по словам апостола Павла, его «сила совершалась в немощи» . Когда служитель Божий Бойсил увидел, что здоровье Кутберта восстановилось, он сказал: «Видишь, брат мой, вот ты и оправился от болезни. И, уверяю тебя, более болезни не будут тебя беспокоить, и ты не скоро умрешь. И вот тебе совет: мой конец уже близок, так что постарайся научиться у меня как можно большему, пока я буду способен еще наставлять тебя: только семь дней мне осталось наслаждаться здоровьем тела».

http://pravoslavie.ru/52622.html

Протоиерей Андрей Филлипс, настоятель церкви во имя святителя Иоанна Шанхайского в городе Колчестер графства Эссекс (РПЦЗ), в своей книге «The lighted way» («Светлый путь») сравнивает святого Кутберта и преподобного Серафима Саровского – двух великих вселенских святых: «Святитель Кутберт Линдисфарнский, известный как “чудотворец всей Британии”, был в VII веке английским отшельником и епископом. Преподобный Серафим Саровский, проповедник стяжания Святого Духа, был русским священником и монахом XIX столетия. Для тех, кто находится вне Православной Церкви, может показаться необычным сравнение двух этих людей – разных национальностей, живших с разницей в 13 веков. Но в этом нет ничего особенного. Оба – и святитель Кутберт, и преподобный Серафим – жили и трудились в одном и том же монашеском духе, имеющем корни в Евангелии и апостольском Предании, а также у отцов-пустынников во главе со святым Антонием Великим. Начиная с III, на протяжении IV и V столетий влияние отцов-пустынников получило распространение на севере и юге, востоке и западе. На юг их образ жизни распространился по Нилу до его верховий, Эфиопии и Судана. На восток, а затем и на север их аскетическое учение и делание распространились в Палестине, в тех землях, которые ныне составляют Турцию и Грецию, Армению и Грузию, Ирак и Иран. Позже они пришли на Балканы и в Россию, а через Волгу – и в Сибирь, Японию, Китай и на Аляску. Двигаясь на запад, а затем и на север, они получили распространение в Северной Африке, Италии и Галлии, в Ирландии и остальной части Британских островов, затем – в Исландии и всей Западной Европе. Таким образом, такое сопоставление русской и английской святости не должно казаться странным: преподобный Серафим и святитель Кутберт, одни из величайших святых своих стран, несли в себе тот же самый дух, что и отцы-пустынники. И если бы Англия осталась во Вселенском Православии, англичане знали бы сегодня житие святого Кутберта лучше, чем житие святого Серафима. И в этом случае сегодня мы, англичане, говорили бы не о святителе Кутберте как об “английском” преподобном Серафиме, а, скорее, наоборот: о преподобном Серафиме как о “русском” святителе Кутберте. И как преподобный Серафим, родившийся в Курске, спас Россию своим заступничеством в танковой битве под Курском в 1943 году, так в 1942 году святитель Кутберт, мощи которого почивают в соборе Дарема, своими молитвами спас этот город от бомб Люфтваффе, скрыв город в густом тумане в ночь их налета… “Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи душ вокруг тебя спасутся”, – сказал преподобный Серафим Саровский одному из монахов монастыря. Нетрудно представить святителя Кутберта, говорящего то же самое».

http://pravoslavie.ru/52636.html

Слезы текли по ее лицу, свидетельствуя о ее страдании, прошлом и нынешнем. Кутберт тотчас же направился к ней, благословил и поцеловал мальчика. «Не бойся и не печалься, – сказал он матери. – Твоему сыну станет лучше, и он будет жить. А ты больше не потеряешь никого из членов своей семьи». И мать, и ребенок еще жили долго во свидетельство того, что сбылось пророчество человека Божиего. О том, как Кутберт увидел возносящуюся на небеса душу человека, сорвавшегося с дерева Кутберт знал, что приближалось время его перехода в вечность. И потому он желал оставить пастырское служение и вернуться к уединенной жизни, чтобы, освободившись от земных забот, предаваться только молитве и псалмопению и так подготовиться к смерти – то есть к жизни вечной. Но прежде он хотел еще раз объехать епархию и посетить дома преданных Богу людей, чтобы в последний раз наставить их и укрепить их силы, а потом уже вернуться к радостям и тишине отшельнической жизни, которой он так жаждал. В это время благородная и святая служительница Божия Эльфледа, о которой мы уже говорили, просила его посетить одну усадьбу, принадлежавшую ее монастырю, чтобы побеседовать с нею и освятить церковь, ибо здесь жило много служителей Божиих. И вот приступили все к трапезе, как вдруг Кутберт, забыв про земную пищу, весь ушел мыслями своими в горнее. Его руки бессильно опустились, лицо побледнело, удивленный взгляд застыл на чем-то невидимом, а нож выпал из руки на стол. Стоявший рядом священник повернулся к игуменье и прошептал ей: «Спроси у епископа, что он видит сейчас. Ибо я знаю, почему рука его обессилела и нож выпал из нее: он, конечно же, увидел что-то, чего не видим мы». Эльфледа тотчас обратилась к Кутберту: «Прошу тебя, владыка, скажи, что увидел ты такое, что руки твои онемели и не удержали даже ножа». Епископ не хотел говорить о своем видении и ответил шуткой: «Не могу же я все время есть – когда-нибудь надо и остановиться». Но игуменья не отступала, и тогда епископ отвечал: «Я увидел, как ангелы несут на небо душу праведника».

http://pravoslavie.ru/52636.html

Philippart/Éd. par E. Renard, M. Trigalet et al. Turnhout, 2005. Д. В. Зайцев Ж. л. в странах Европы. Англосаксонская и английская Англосакс. Ж. л. (VIII-XI вв.) представлена прозаическими и поэтическими памятниками на лат. и народном (древнеангл.) языках, к-рые сохранились как в виде отдельных рукописей, так и в составе более крупных произведений и собраний - мартирологов, пассионариев, сборников проповедей. Большая часть агиографических текстов посвящена общехрист. святым, однако были широко известны и жития англосакс. святых - Деяния апостолов Петра и Павла. Англия. Сер. X в. (Oxford. St. John " s College. 28. Fol. 2r) Деяния апостолов Петра и Павла. Англия. Сер. X в. (Oxford. St. John " s College. 28. Fol. 2r) Кутберта Линдисфарнского , Вильфрида , еп. Эборака (ныне Йорк), Гутлака , кор. Нортумбрии Освальда , Этельтриты , еп. Освальда, еп. Этельвольда и др. Образцом для англосакс. житийных текстов служила континентальная Ж. л., прежде всего сочинения блж. Иеронима, свт. Афанасия Великого и Сульпиция Севера. Лат. агиографическая традиция в англосакс. Англии в целом старше, чем вернакулярная (на народном яз.). Древнейшим является анонимное лат. Житие свт. Кутберта (ок. 700). 710-720 гг. датируется Житие свт. Вильфрида, составленное его учеником Эддием Стефаном, мон. из Инрипа (ныне Рипон). Примерно к этому времени относится созданное в мон-ре Ярроу-Вермут анонимное Житие свт. Кеолфрида. В нач. VIII в. появилось также 1-е оригинальное англосакс. Житие свт. Григория I Великого. С нек-рыми допущениями к произведениям Ж. л. можно отнести трактат свт. Альдхельма († 709 или 710) «О девственности», написанный в 10-х гг. VIII в., в к-ром давались многочисленные поучительные примеры (exempla) из жизни девственников: ветхозаветных патриархов, апостолов, отцов Церкви, мучеников и мучениц. Важным этапом в формировании англосакс. Ж. л. стали труды прп. Беды Достопочтенного († 735): Житие свт. Кутберта, прозаическое переложение Жития сщмч. Феликса, составленное Павлином Милостивым, еп.

http://pravenc.ru/text/182317.html

 Житие и чудеса святителя Кутберта, епископа Линдисфарнского//  http://pravoslavie.ru/52622.html  Commemoration of our Venerable Mother Ebba, Abbess of Coldingham//  http://orthodoxengland.org.uk/servebbo.htm , Commemoration of the Venerable Martyr Ebba, Abbess of Coldingham, & Those with Her, Slain by the Danes//  http://orthodoxengland.org.uk/servebby.htm  Ранее король Эдгар был свергнут, но после видения свт. Кутберта, обещавшего ему помощь, он взял «знамя Кутберта» из даремского монастыря, отправился обратно в Шотландию с армией, которую собрал в Англии, и победил. В благодарность за чудесное возвращение на престол он и решил основать монастырь.  На Западе хором называют часть кафедрального собора или большой церкви между нефом и алтарной частью с главным престолом, где располагаются места для духовенства и певчих.  Король Уэссекса Кинегильс был крещен свт. Бирином, просветителем Уэссекса, в 635 г. Св. Освальд Нортумбрийский был восприемником Кинегильса и женился на его дочери Кинебурге. Так породнились королевские семьи Уэссекса и Нортумбрии.  Дискос – предмет католической церковной утвари, используемый при причащении верных аналогично православному плату (не путать с одноименным предметом православной церковной утвари).  Точно известно, что в Райхолле подвизалась другая святая – прп. Тибба (Tibba; память 6 марта). Она была родственницей святых Кинебурги и Кинесвиты, принцесс и игумений монастыря Кастор в Кембриджшире (тогда в королевстве Мерсия) в VII в. Св. Тибба вела в Райхолле жизнь пустынницы, а позднее ее мощи перенесли в собор города Питерборо (Peterborough). В позднем Средневековье при приходской церкви св. Иоанна Богослова в Райхолле много лет в полном затворе в келье жила еще одна безымянная подвижница, стремившаяся подражать подвигу своей ранней предшественницы. Эта древняя церковь стоит по сей день, а на ее внешней стене видны очертания средневековой кельи. Сохранилось и маленькое смотровое окошко, через которое затворница могла наблюдать за совершением мессы из своей кельи.

http://pravoslavie.ru/141563.html

Много лет он служил Господу в уединении на том острове, и вал, окружавший его жилище, был так высок, что он не видел ничего, кроме неба, которого жаждал достигнуть. Случилось так, что у реки Альн в месте, называемом Адтвифирди, что значит «у двух бродов» , состоялся большой собор с участием короля Эгфрида, и руководил им блаженной памяти архиепископ Теодор. Там Кутберт был по общему согласию выбран в епископы Линдисфарнской церкви, однако никакие посланцы и письма не могли заставить его покинуть монастырь. Наконец сам король отправился на остров вместе со святейшим предстоятелем Трумвином и многими другими благочестивыми и могущественными мужами; с ними были и многие из братьев с острова Линдисфарна. Все они пали на колени и именем Господа стали заклинать его со слезами и молитвами, пока не увезли его, также плачущего, из милого ему убежища и не доставили на собор. Прибыв туда, он неохотно подчинился их общему желанию и согласился склонить шею под ярмо епископства. Более всего его убедили слова преподобного слуги Божьего Бойсила, который пророчески предсказал все, что случится с ним, включая и то, что он станет епископом. Его посвящение, однако, состоялось не сразу, а было отложено до конца зимы, которая тогда только начиналась. Посвящен он был в праздник Пасхи в Эбораке, в присутствии короля Эгфрида; обряд совершали семь епископов, из которых старшим был блаженной памяти Теодор. Кутберт был поставлен епископом Хагустальденской церкви первым после изгнанного Тунберта, но он предпочел управлять церковью Линдисфарна, в которой он жил; поэтому было решено, что в Хагустальденскую церковь вернется Эта, который был первоначально туда назначен, а Кутберт возьмет на себя управление Линдисфарном . После посвящения Кутберта в епископы его сан, как у блаженных апостолов, украсился делами добродетели. Он охранял вверенную ему паству постоянными молитвами и обращал их к небу целительными наставлениями. Он учил их тому, что следует делать, но сперва показывал на своем примере, как это делается, как и подобает истинному учителю. Прежде всего он был одержим Божественной любовью, здрав мыслью, терпелив, настойчив и упорен в трудах и молитве и добр ко всем, кто искал у него утешения. Для него помогать слабым было не менее важно, чем молиться, ибо он знал, что сказавший: «Возлюби Господа Бога твоего», сказал также: «Возлюби ближнего твоего» . Он был наделен даром покаяния и милостью раскаяния всегда был устремлен к небу. Так, вознося спасительную жертву Богу, он в Господней молитве не возвышал голос, но проливал слезы, исторгая их из самых глубин сердца. ХХХ (XXVIII). Как его тело было найдено нетленным через одиннадцать лет после погребения и как вскоре окончил жизнь его наследник в должности епископа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Неизвестное место. Река Альн (Aln) находится в Йоркшире; собор в том месте состоялся в 685 г. 930 Все это перемещение епископов происходило летом и осенью 685 г. 931 Мф. 22:37 и 22:39. 932 Это озеро Дервентуотер в графстве Йоркшир. Остров на нем до сих пор носит имя Сент–Херберт. 933 Имеется в виду город Карлайл, называемый бриттами Каэр–Лигвалид. Он принадлежал бриттскому королевству Камбрии, но еще при Освиу был захвачен Нортумбрией. 934 Во всех рукописях «Истории» читается vitae (жизни). В «Житии Кутберта», однако, sapientiae (мудрости); мы восстанавливаем это чтение как более подходящее. 935 Tabernaculum–лam. «шатер» или «хижина». В русском переводе Библии «юдоль» (букв. «долина») в значении «место скорби». Здесь цитируется 2 Пет. 1:14-»скоро должен оставить храмину мою». 936 20 марта. 937 Эдберт был епископом Линдисфарна в 688–700 гг. 938 6 мая 700 г. 939 Следующие две главы не включены в «Житие Кутберта», однако часто дописывались к его поздним рукописям. 940 Lena (от лат. laena; обычное для средневековой латыни превращение ае в е) — шерстяной плащ, который использовали как покрывало. Sagum–makoй же плащ большего размера, которым застилали постель вместо простыни. Льняные простыни в то время были редким явлением. 941 Эта фраза является цитатой из «Диалогов» папы Григория (IV.57). 942 Ныне река Дакр в Йоркшире. 943 Тридред или Тритред был аббатом монастыря Линдисфарн после 729 г. 944 Этот Эдильвальд или Этельвальд упоминается в списке донаторов (жертвователей) Линдисфарнской церкви, составленном в IX в. и известном под названием «Liber Vitae». 945 Когда Беда около 721 г. писал пролог к «Житию Кутберта», этот Гудфрид (правильнее Гутфрит) был ризничим в церкви Линдисфарна. Аббатом он был между 721 и 729 гг. 946 Еф. 3:14. 947 Скрытая цитата из «Энеиды» — «вмиг усмиряет смятенное море» (I,142). 948 Иоанн был епископом Хексема с 687 г. В 705–721 гг. он был епископом Йорка. 949 Имеется в виду монастырь Беверли возле одноименного города в Йоркшире. 950 Ныне река Тайн (Tyne). 951

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

О том, как Кутберт с помощью молитвы извел воду из каменистой почвы, и о его отшельнической жизни Место, где теперь обосновался Кутберт, было лишено воды, так как почва здесь была твердая и каменистая. И вот подвижник собрал братиев (он тогда еще не отказался от общения с другими людьми) и сказал им: «Выбранное мной место, как видите, лишено воды. Так помолимся же “превращающему скалу в озеро воды и камень в источник вод” , чтобы Он не ради нашей молитвы, но во славу имени Своего открыл нам источник в этой скалистой местности. Верю, что если мы будем рыть в самой середине моего убогого жилища, Он даст нам пить из Своих рек живой воды». Они вырыли углубление и на следующее утро обнаружили его полным воды, бьющей из-под земли. Вне сомнений, это благодаря молитвам святого из сухой, твердой почвы потекла вода. Этот источник имел чудесное свойство: вода в нем никогда не переливалась через край углубления и не заливала землю, равным образом никогда и не убывала, сколько бы ее ни брали. Щедрый Господь благоволил, чтобы воды не становилось ни больше, ни меньше – но было бы столько, сколько необходимо. Когда братия помогли Кутберту обустроить его жилище, он остался жить здесь в полном уединении. Поначалу, когда монахи навещали его, он выходил к ним из своей кельи и служил им, омывая им ноги теплой водой и иным образом. И они иногда заставляли Кутберта снимать башмаки, давая ему новые, ибо человека Божиего так мало заботило земное, что он мог месяцами оставаться в одной и той же кожаной обуви, не меняя ее. Если он надевал новые башмаки на Пасху, они не покидали его ног до следующей Пасхи или по крайней мере до Чистого четверга следующего года, когда Церковь вспоминает Тайную вечерю. Монахи видели, какие большие мозоли покрывали колени и голени Кутберта, подолгу стоявшего на молитве. Время шло, и Кутберт, стремясь к совершенству, окончательно затворился от людей, проводя все время в молитве и посте, редко говорил с кем-либо, да и то не покидая кельи, через окно, которое только первое время оставлял открытым, чтобы можно было видеть братиев, а они могли видеть его, но вскоре он затворил и его и открывал только чтобы дать благословение или по необходимости.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Однажды Кутберт покинул монастырь по важной причине и отправился морем к острову пиктов, который называется Нидуари. Двое братиев сопровождали его; один из них, принявший впоследствии сан священника, поведал некоторым людям о чуде, совершенном человеком Божиим на острове. Они добрались до места на следующий день после Рождества Христова. В надежде на то, что скоро вернутся, так как погода была ясной, а море спокойным, путники не взяли с собой еды. Однако они обманулись в своих ожиданиях: едва они высадились на острове, как поднялась буря, которая помешала их возвращению. Они провели там несколько дней, страдая от холода и голода. Тем временем приближался праздник святого Богоявления. Человек Божий, проведя ночь в молитве и бдении, а не в лености и бездействии, ободрил и успокоил братиев, как и всегда, обратившись к ним со словами: «Почему сидим мы здесь в праздности? Преложим же все усилия к тому, чтобы спастись. Земля покрыта снегом, а небо – облаками; потоки воздуха и воды несутся нам навстречу; мы страдаем от голода, и нет никого, кто бы мог нам помочь. Обратимся же с горячей молитвой о нашем спасении к Господу. Как Он открыл дорогу Своему народу через Красное море и чудесным образом напитал его в пустыне, так может Он сжалиться и над нами в нашей нынешней беде. Если вера наша незыблема, я не думаю, что Господь позволит нам остаться голодными сегодня – в день, который Он некогда сделал сияющим от Своей небесной славы. Молю вас пойти со мной и посмотреть, какую трапезу Господь приготовил нам, чтобы и мы смогли радоваться в день Его радости». Сказав эти слова, Кутберт повел их к берегу, где сам привык молиться ночью. На берегу они обнаружили три куска дельфиньего мяса, как будто кто-то специально их разрезал и приготовил для них. Они упали на колени и возблагодарили Господа. «Видите, мои возлюбленные братия, – сказал Кутберт, – как велика милость Божия к тем, кто надеется и всецело доверяет Господу. Вот, Он приготовил пищу для слуг Своих, и как раз три порции, которых хватит нам на то время, пока мы здесь.

http://pravoslavie.ru/52622.html

Самое время поведать еще об одном чуде блаженной памяти Кутберта, также приводящем на память чудо преподобного Венедикта, когда смиренное послушание птиц посрамило гордость и упрямство человека. Однажды Кутберт увидел, как два ворона, издавна населявшие остров, таскают солому с крыши, чтобы выстелить ею свое гнездо. Святой сделал жест рукой, показывая, что они не должны причинять вред инокам. Но птицы не послушались его. И тогда он крикнул им: «Ради Христа улетайте отсюда. Как же можно жить в этом месте и портить то, что построили другие?» Не успел он это сказать, как оба ворона улетели пристыженные. А через три дня один из них вернулся. Человек Божий в это время работал на своем маленьком поле. Ворон встал перед ним, распростер крылья и низко опустил голову: так он выражал раскаяние и смиренно просил прощения. Кутберт простил птиц и разрешил им вернуться на остров. Они прилетели, принеся с собой большой кусок свиного сала. Кутберт потом показывал это сало братиям, навещавшим его, и смазывал им их башмаки, говоря при этом: «Каково же должно быть наше стремление к смирению, если даже неразумные птицы поспешили вымолить прощение себе за обиду, нанесенную человеку, и дарами возместить причиненный ущерб!» Эти птицы еще долго жили на острове как живой пример послушания и строили свои гнезда, никому больше не причиняя никакого вреда. И пусть никто не посчитает смешным учиться у птиц добродетели. Ведь и Соломон говорит: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым» . Окончание Рейтинг: 7.8 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Преподобный Беда Достопочтенный родился в 673 г. в Нортумбрии, был иеромонахом в монастыре Ярроу, где и преставился в 735 г. (день его памяти – 25 мая/7 июня). Преподобный Беда был одним из величайших ученых своего времени и автором большого числа книг. Его наиболее значимая работа – «Церковная история английского народа», но его перу принадлежит и множество иных творений, прежде всего – жития святых, а также комментарии к Библии. – Здесь и далее примеч. пер.

http://pravoslavie.ru/52622.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009