Патриарх Тихон. Деяния. Кн. 1, вып. 1. М., 1918 10(?)(23).01.1918. Указ Святейшего Патриарха Тихона о назначении новохиротонисанного епископа Ревельского Платона [Кульбуша] временно управляющим Рижской епархией Сахаров С.П. Рижские православные архипастыри за сто лет (1836–1936). Даугавпилс, 1937 Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на прошении Союза диаконов и псаломщиков о введении нового разделения братских церковных доходов Встретились некоторые формальные препятствия к распубликованию постановления Всероссийского Собора о новом дележе братских доходов, о каковых препятствиях будет доложено Собору в первые же заседания. Московские Церковные Ведомости. 1918. 2 «Россия в проказе». Слово Святейшего Патриарха Тихона, сказанное им при служении в Николо-Воробьинеком храме г. Москвы (на Воронцовом Россия в проказе Возлюбленные братья, вы только что выслушали в Евангельском чтении повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил десять прокажённых мужей. Проказа – ужасная, тяжкая болезнь, часто встречающаяся на Востоке. Тело больного покрывается язвами и струпьями, кожа лопается и гноится, члены по частям отпадают ( Иов.7:5 ), и все это длится по целым годам! Страдальцы ждут смерти, и нет её, и обрадовались бы до восторга, если бы нашли гроб ( Иов.3:21–22 ). Прокажённого все чуждаются, близкие покидают и знакомые забывают его, гнушаются те, которые раньше любили его ( Иов.19:13:19 ). Эти мучительные переживания прокажённых невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая Родина, страдалица Россия. Все тело её покрыто язвами и струпами, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И, как у прокажённого, отпадают части её – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя. Как сокрушён жезл силы, посох славы ( Иер.48:17 )! Великий между народами, князь над областями становится данником. Горько плачет он ночью, и слезы на ланитах его. Нет у него утешителя из всех любивших его

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И когда понимаешь, что всю жизнь учишься этому, тогда обретаешь способность жить полно и переживать глубоко, побеждать свои страхи, перерастать ограниченность, и тогда живешь счастливо, и с интересом, и в покое, до момента, вернее, включая и момент смерти. В этот момент кончается пролог, взлетаешь – и Бог встречает тебя…» митрополит Антоний Сурожский (Блум) Евангелие в жизни Избранное житие Священномученик Платон (Кульбуш), Ревельский, епископ Советы психолога Многие люди высказываются об умершем, об обстоятельствах его смерти, о своих отношениях с ним. Не всё из сказанного может вам понравиться. Постарайтесь не принимать близко к сердцу чужие слова, при необходимости спокойно и уверенно, без скандалов пресекайте откровенно негативные, оскорбительные высказывания. Стихотворение дня Ангел , Бунин Иван День 12-й Христианское учение о смерти Общее количество святых значительно превышает количество тех лиц, которые канонизированы Православною Церковью. О святости многих усопших людей мы даже не догадываемся. Однако из этого не следует, что они не достигли Царства Небесного. В отличие от нас Бог знает всех Своих святых. Молитвы дня Кафизма 10 Вопрос священнику Вопрос: Как молиться за упокоение души человека, имевшего судимость за убийство, но не известно, покаялся ли он в содеянном? Ответ: В данном случае уместно говорить о презумпции невиновности. Если неизвестно, покаялся человек в убийстве или нет, то правильным будет считать, что он это сделал, пока не доказано обратное. А это означает, что нужно молиться о нем, как о любом другом христианине. И даже более усердно, чем обычно. Суд же стоит оставить Богу, только Он знает о том, что творится в душе человека. Цитата дня «…Выходит, напрасно люди боятся смерти, словно конца своего существования. Ведь если вновь поразмыслим о том, что Бог не сотворил смерти,… тогда поймем мы, что смерть не что иное, как конец греха, чтобы не умножалась вина тем больше, чем более длится жизнь. Ведь Господь претерпел муки, пойдя на смерть, чтобы вина прекратилась. Однако чтобы смерть не была, как прежде, концом человеческой природы, даровано было воскресение мертвых: чтобы смерть истребила вину, а в воскресении даровалась жизнь вечная. И потому для всех нас смерть – переход. Тебе нужно уверенно совершать его: ведь это переход от тления к нетленности, от смертности – к бессмертию, от смятения – к покою. Так пусть не устрашает тебя слово «смерть», но радуют благодатные дары этого перехода…»

http://azbyka.ru/death/plan-na-40-dnej/?...

Своей любовью к пастве и незаурядными способностями благочинный эстонских храмов Санкт-Петербургской епархии протоиерей Павел Кульбуш пользовался такой любовью верующих что, когда с благословения высшей церковной власти православным эстонцам было предоставлено право избрать кандидата в епископы, все единодушно указали на него. 24 декабря 1917 года, в навечерие Рождества Христова, отец Павел был пострижен в монашество с именем Платон и возведен в сан архимандрита, а 31 декабря, в день отдания праздника Рождества Христова, в ревельском Александро-Невском соборе хиротонисан во епископа Ревельского митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) и епископом Лужским Артемием (Ильинским). После хиротонии епископ Платон сразу же поехал в Москву для представления Святейшему Патриарху Тихону и для участия в Поместном Соборе. Патриарх Тихон ввиду быстрого продвижения германских войск и сложности политического положения вручил Владыке Платону управление и всей Рижской епархией. Чтобы не быть отрезанным от паствы, из Москвы епископ Платон немедленно отправился в Ревель, куда прибыл буквально за несколько дней до прихода германских войск. Положение епархии было тяжелым: храмы закрыты или разрушены, многие приходы остались без пастырей. Епископу Платону пришлось употребить всю свою энергию и волю, чтобы облегчить положение православных эстонцев. С полной самоотверженностью он исполнял долг архипастыря. Чтобы быть ближе к пасомым, он перенес свое местопребывание в г. Юрьев. В деле устроения церковной жизни Владыка старался пробудить особенное воодушевление и энергию в приходском духовенстве и преданных Церкви мирянах. В одном из своих распоряжений он обратился к пастве с призывом: «Будем, прежде всего интересоваться своим делом, любить его, верить в него. Для всех, вероятно, уже ясно, что, если не встрепенемся, не примемся за дело и не проявим самостоятельности, сами себя будем казнить». От духовенства Преосвященный Платон желал исполнения всего возможного не за страх, а за совесть — так, как того требовали состояние епархии и исключительность переживаемого момента. В частности, он высказывал пожелание, чтобы священнослужители возгревали в себе веру в Бога, искреннее благочестие и христианскую духовность, чтобы богослужения совершали с усердием, не опускали никогда домашней молитвы, призывали Бога во всех случаях жизни, чтобы читали слово Божие, заботились об обновлении знаний, о самообразовании, дабы не оказаться отсталыми, но быть всегда светилами, могущими заинтересовать, повести за собою, руководить.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Систематизированные сведения по местонахождению святынь Русской Православной Церкви можно найти в энциклопедическом по охвату информации Указателе местонахождения святынь, почитаемых Православной Церковью Для человека, не утратившего ощущение родной почвы, не безразлично знание о своих ближайших соотечественниках – земляках, воплотивших высочайшие положительные идеалы верности и любви, патриотизма, особенно в современную эпоху катастрофического дефицита этих идеалов. Поэтому любые усилия, направленные на достижение этих идеалов могут иметь первостепенное значение в духовно-патриотическом и культурном воспитании населения и, особенно, молодежи, актуальность которого в настоящее время как никогда велика. Тема Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви объективно актуальна не только для сферы внутреннего туризма в России, но и для внутреннего туризма целого ряда независимых государств, ранее входивших в состав СССР (Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония), а также для Израиля. Целый ряд Новомучеников и Исповедников включен в Соборы Белорусских и Эстонских святых, в состав Собора Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Святые мощи священномученика Владимира (Богоявленского) находятся в Киеве на Украине; мощи священномученика Владимира Цедринского находятся в Талдыкоргане, священноисповедника Николая (Могилевского), преподобномучеников Феогноста (Пивоварова) и Серафима (Богословского) находятся в Алма-Ате, преподобноисповедника Севастиана (Фомина) в Караганде, а могила преподобноисповедника Ираклия (Мотяха) в поселке Сазоновка в Казахстане; мощи священномученика Иоанна (Поммера) находятся в Риге в Латвии; мощи священномученика Платона (Кульбуша) находятся в Таллине, священномученика Сергия Флоринского – в Раквере, а священномучеников Николая Бежаницкого и Михаила Блейве – в Тарту в Эстонии. Наконец, святые мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы (Романовой) и её келейницы инокини Варвары (Яковлевой) покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины на Святой Земле в Иерусалиме.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

П. в сане митрополита С.-Петербургского и Ладожского, священноархимандрит Александро-Невской лавры, первенствующий член Синода, прибыл в столицу 19 нояб. 1892 г. В первый же год управления С.-Петербургской епархией П. устроил свечной завод (выпускал продукцию с сент. 1893) и епархиальную богадельню, 4-этажное здание которой (Александро-Мариинский дом призрения заштатного и сиротствующего духовенства) выстроено в 1898-1899 гг. (архит. Н. Н. Никонов ). По инициативе П. с 1895 г. издавался еженедельный печатный орган - «С.-Петербургский духовный вестник» (редактор - свящ. Философ Орнатский ). В связи со значительным ростом населения С.-Петербурга архиерей провел через Синод постановления об увеличении штата для большинства приходских храмов города на 1 священника и 1 псаломщика. Поддержал организацию в 1894 г. в столице самостоятельного эст. прихода с содержанием от казны; его настоятелем назначил выпускника СПбДА П. П. Кульбуша (см.: Платон , сщмч., епископ Ревельский). В 1895 г. эстонский приход учрежден в Ивангороде, в 1897 г. вакансия штатного эст. священника открылась при Павловском соборе г. Гатчины. Кроме создания эст. приходов в епархии П. способствовал росту числа церквей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге. 8 нояб. 1893 г. освятил каменный Троицкий храм об-ва на Стремянной ул. Временную деревянную церковь, действовавшую при его строительстве, об-во перенесло к Варшавскому вокзалу, где она была освящена в честь Воскресения Христова. В 1898 г. при ней начало работать Александро-Невское братство трезвости, в первые же дни в братство записался 151 чел. В 1898 г. П. благословил устройство 3-го храма об-ва, на Выборгской стороне. П. оказал редкую честь протоиерею Казанского собора Михаилу Соколову, организатору общества и главному устроителю епархиального свечного завода - в июне 1895 г. П. вместе с епископом Гдовским Назарием (Кирилловым) сопровождал гроб с телом Соколова от ворот лавры до места погребения на Никольском кладбище.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Карп Эльб. Фотография. Нач. XX в. Карпович Эльб (5.02.1869, дер. Оло Феллинского у. Лифляндской губ.- 24.09.1937, Ленинград), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), прот. Из семьи правосл. крестьян-эстонцев. После окончания Прибалтийской учительской семинарии в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) 3 окт. 1889 г. назначен псаломщиком к Георгиевской ц. в г. Балтийский Порт (ныне Палдиски, Эстония). Одновременно преподавал Закон Божий в церковноприходском уч-ще и русский язык в мореходном уч-ще Балтийского Порта. 14 янв. 1896 г. рукоположен во диакона. 28 июня того же года переведен на диаконскую должность в Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь . Преподавал Закон Божий в Пюхтицком 2-классном церковноприходском училище. 14 дек. 1899 г. переведен в С.-Петербург диаконом правосл. эст. прихода, к-рый тогда размещался в малоколоменском Воскресенском храме. Стал ближайшим помощником настоятеля прихода свящ. Павла Кульбуша (впосл. Ревельский еп. сщмч. Платон ). Одновременно с этим был законоучителем в эст. церковноприходской школе на Екатерининском канале. С 1900 г. также преподавал Закон Божий в 4-классном Коломенском жен. начальном училище С.-Петербурга, а с 1902 г.- в Коломенском 2-классном уч-ще. Участвовал в деятельности эст. Исидоровского братства. Читал лекции для взрослых прихожан по житиям святых, разъяснению догматов веры, истории Российского гос-ва, описанию земель и народов, трезвому образу жизни, воспитанию детей. С 25 февр. 1903 г. был делопроизводителем и членом комиссии по построению для эст. прихода С.-Петербурга храма во имя св. Исидора Юрьевского, фактически являлся главным распорядителем всех строительных работ. После освящения Исидоровского храма в 1907 г. служил там диаконом. В 1911 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1914 г. получил приглашение быть преподавателем в образцовом приюте барона Штиглица.

http://pravenc.ru/text/1681127.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 16 (29) января Священномученик Иоанн Петтай Священномученик Иоанн родился 1 января 1894 года в мес­течке Каролен Верроского уезда Лифляндской губернии в семье православных крестьян-батраков, работавших в помещичьем име­нии Каролен, Михаила Яковлевича и Марии Константиновны Петтай. Завершив обучение в Рижском духовном училище, Иван в 1910 году поступил в Рижскую Духовную семинарию, окончить которую помешала Первая мировая война. С приближением фронта к Риге многие учреждения, и среди них и Рижская Духов­ная семинария, были эвакуированы в глубь России; семинария была переведена в Нижний Новгород. Здесь студенты оказались лишены общежития, и им пришлось снимать жилье у частных хо­зяев, так что, бывало, вся стипендия уходила на оплату жилья. Продолжать учиться могли только те, кому в достаточном ко­личестве посылались средства из дома. Но у родителей Ивана та­ких средств не было, и ему пришлось 1 мая 1915 года прекратить обучение. В сентябре 1915 года он поступил на юридический факультет Юрьевского университета. Развернувшаяся широкомасштабная война в то время каждый месяц уносила множество жизней, и в армии стала ощущаться нехватка офицерского состава. 1 мая 1916 года Иван Михайлович, несмотря на имеющуюся у него от­срочку от службы в армии, был мобилизован и зачислен юнкером во Владимирское военное училище. После полугода обучения он в чине прапорщика был отправлен на фронт в действующую армию и служил в 245-м и 99-м пехотных полках. В июле 1917 года он был ранен. Выйдя из госпиталя в декабре 1917 года, Иван Михайлович вернулся домой в местечко Каролен и стал помогать родителям по хозяйству, не оставляя, однако, мысли посвятить свою жизнь служению Господу в сане священника. Летом 1918 года он подал про­шение епископу Ревельскому Платону (Кульбушу) о рукоположе­нии во пресвитера. 13 октября 1918 года Иван Михайлович был рукоположен во священника к храму Всех святых в селе Пенуя Перновского уезда Лифляндской губернии. Приход был небольшой и объединял всех православных эстонцев окрестных деревень. Храм, выстроенный в 1875 году, вмещал не более трехсот человек. Для прохождения священнической практики отец Иоанн был отправлен в соседнюю церковь в селе Каркси-Нуйя.

http://fond.ru/kalendar/69/ioann/

Фото из личного архива митрополита Корнилия Старейший архиерей Русской Православной Церкви, 93-летний митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал о нынешних опасениях и надеждах Эстонской Православной Церкви Московского патриархата и поделился своими размышлениями о связи происходящего на Украине со сценарием, по которому проходил раскол в Эстонской Церкви в 1990-х годах. — Владыка, 5-6 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 100-летию хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Как вы оцениваете вклад епископа Платона в сохранение и развитие православия на эстонской земле? — Эти праздничные мероприятия — память о подвиге священномученика Платона во имя Христа. Владыка Платон, к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан православию. Он — первый епископ-эстонец: ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские архиереи, и это не могло не волновать эстонцев. Так вот, по окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге будущий мученик Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш. — Прим. ред) был назначен священником эстонского прихода в Петербурге, и за 23 года служения стал одним из лучших священников столицы. По просьбе прихожан 31 декабря 1917 года его рукоположил во епископа Ревельского (Таллин) будущий мученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский. Один мученик за Христа передал жезл — символ духовной власти архиерея — другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор. Владыка Платон стремился восстановить церковную жизнь в Тарту, осложненную революционным переворотом. Помогал всем страждущим словом утешения, проповедовал православие среди эстонцев, что само по себе было делом непростым, так как, по утверждению статистики, эстонцы являются одним из самых нерелигиозных народов Европы. В декабре 1918 года эстонские коммунисты, устроив расправу над теми, кто не встал на их сторону, расстреляли и святого Платона, который, пробыв месяц в заключении, мужественно перенес все унижения и жестокие истязания. Тело епископа торжественно перенесли в Таллин и похоронили в Преображенском соборе, а в 1931 году на пожертвования и средства, ассигнованные эстонским правительством, по проекту известного эстонского скульптора Адамсона было установлено мраморное надгробие.

http://pravoslavie.ru/106126.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Фотовыставка, посвященная Православию в Эстонии, откроется в храме Христа Спасителя 04.09.2017 5 сентября 2017 года в 16:00 в Храме Христа Спасителя откроется выставка «История Православия в Эстонии в фотографиях». Фотовыставка подготовлена Издательским отделом Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова. В экспозицию включены фотографии из архивов церковного управления Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, а также частных коллекций Александра Дормидонтова и Сергея Мянника. Куратор выставки – Игорь Лапшин. Фотовыставка приурочена к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша) – первого самостоятельного православного архипастыря Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта дата отмечается осенью 2017 года. На выставке представлены фотографии, запечатлевшие визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Эстонию в 2013 году. Часть раздела посвящена священнослужителям, в различное время служившим во многих уголках Эстонии, а также отражен визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на свою Родину в 2003 году. В экспозицию включены фотографии православных храмов, многие из которых были построены в конце XIX - начале XX веков при финансовой поддержке Святейшего Синода Русской Православной Церкви и частных благотворителей. Выставка будет открыта для посетителей с 10:00 до 17:00 с 6 по 20 сентября. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.09.2017 20:51:52

http://drevo-info.ru/news/22726.html

В Эстонской Православной Церкви пройдут торжества, посвященные 90-летию учреждения архиерейской кафедры в Ревеле 23 ноября 2007 г. 20:32 В этом году исполняется 90 лет со времени учреждения архиерейской кафедры в Эстонии. В середине XIX века была основана Рижская епархия, а в конце 1917 года в ее составе выделяется Ревельское викариатство, во главе которого ставится первый епископ-эстонец — священномученик Платон (Кульбуш). Его епископскую хиротонию совершили 31 декабря 1917 года в таллинском Александро-Невском соборе священномученик митрополит Петроградский Вениамин и архиепископ Лужский Арсений. Торжества по поводу 90-летия кафедры приурочены ко дню празднования Собора Святых земли Эстонской — 1 декабря. Праздничные богослужения будут проведены в Таллине в соборе св. Александра Невского (29 ноября будет совершено всенощное бдение и 30 ноября — Литургия) и в Пюхтицком монастыре (1 декабря — всенощное бдение и 2 декабря — Литургия). В праздновании юбилея примут участие митрополит Рижский и всея Латвии Александр , епископ Даугавпилсский Александр , архиепископ Саранский Варсонофий , наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), протоиерей Вейко Пурманен (настоятель православного Успенского собора в Хельсинки), представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате архимандрит Закхей (Вуд) , глава Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, все духовенство Эстонской Православной Церкви. К юбилейной дате также учреждены награды Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата — медаль св. мч. Исидора Юрьевского и орден св. мч. Исидора Юрьевского трех степеней. Сайт Эстонской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/328591.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009