Выставка «История Православия Эстонии в фотографиях» открылась в Храме Христа Спасителя Москва, 11 сентября 2017 г.      Торжественное открытие выставки «История Православия Эстонии в фотографиях» состоялось 5 сентября 2017 года в Храме Христа Спасителя, сообщает сайт фонда святителя Григория Богослова . Экспозиция приурочена к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша) – первого самостоятельного православного архипастыря Эстонии. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта дата отмечается нынешней осенью. Фотовыставка подготовлена Издательским отделом Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП) и Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова. В экспозицию включены фотографии из архивов церковного управления ЭПЦ МП и Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, а также частных коллекции Александра Дормидонтова и Сергея Мянника. Куратор выставки – Игорь Лапшин.      Экспозиция дает представление об истории Православия в Эстонии, начиная с XIX века: ее открывает галерея портретов архиереев и священнослужителей; подробно отражены революционные события столетней давности и то, что последовало за ними. Несколько фотографий рассказывают о священномученике Платоне (Кульбуше) – о его служении в качестве настоятеля эстонского православного прихода и создателя эстонского Братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге, о епископской хиротонии в конце 1917 г. и недолгом пребывании на Рижской кафедре, о похоронах святителя, зверски убитого большевиками в январе 1919 г. Цветные фотографии, которые продолжают экспозицию, рассказывают о возрождении Православия в Эстонии, о восстановлении старых и строительстве новых храмов. Часть раздела посвящена священнослужителям, в разное время служившим во многих уголках Эстонии. Отражен также визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на свою родину в 2003 году. Ряд снимков запечатлели визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Эстонию в 2013 году.

http://pravoslavie.ru/106293.html

Иосиф (Петровых), еп. Угличский. Фотография. 1909 г. (РГИА) Иосиф (Петровых), еп. Угличский. Фотография. 1909 г. (РГИА) 15 марта 1909 г. хиротонисан во епископа Угличского. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) . Являясь викарием Ярославской епархии, И. пребывал в Спасо-Иаковлевском Димитриевском муж. мон-ре в Ростове, благоустраивал обитель. В 1911 г. совершил поездку на Афон для изучения древних церковных распевов. Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 1 дек. 1917 г. в связи с перемещением Рижского архиеп. Иоанна (Смирнова) на Рязанскую кафедру И. был назначен временно управляющим Рижской епархией. Из-за оккупации нем. войсками Риги епархиальное управление размещалось в г. Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). 30 янв. (12 февр.) 1918 г. освобожден от временного управления Рижской епархией в связи с назначением временным управляющим епархией Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) . 7 июля 1919 г. И. был арестован Ярославской губ. ЧК «за попытку срыва вскрытия мощей в Ростовском уезде путем созыва верующих колокольным звоном». Содержался в Москве во внутренней тюрьме ВЧК, но в авг. того же года освобожден без вынесения приговора. 22 янв. 1920 г. стал архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. После вскрытия 26 апр. того же года мощей Ростовских чудотворцев в Успенском соборе, Спасо-Иаковлевском Димитриевском и Авраамиевом мон-рях И. в знак протеста организовал и возглавил крестный ход. 8 июля был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в тюрьму в г. Ярославле. В Ростове собирались подписи под коллективными обращениями верующих за освобождение И. 26 июля 1920 г. постановлением Президиума ВЧК И. был приговорен к 2 годам заключения, но вскоре освобожден по кассации приговора (осужден на год условно с предупреждением о запрете агитации). Вновь арестован в мае 1922 г. за противодействие изъятию церковных ценностей . 19 июля того же года на судебном процессе в Ростове приговорен Ярославским губернским революционным трибуналом к 4 годам лишения свободы.

http://pravenc.ru/text/578533.html

В начале 1918 года в Юрьев прибыл епископ Платон (Кульбуш), который много потрудился в деле укрепления веры и просвещения православных эстонцев. 7(20) июня 1918 года епископ Платон по ходатайству приходского совета назначил отца Михаила настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. Успенский собор стал центром русской духовной жизни в Юрьеве. По благословению епископа Платона было положено начало воскресным чтениям, которые проходили каждое воскресенье после вечернего богослужения. Они знакомили слушателей с жизнью и подвигами русских святых, преподобных Антония и Феодосия Печерских, святителя Стефана Пермского, священномученика Патриарха Гермогена, преподобного Серафима Саровского; в это трудное время подвиг русских святых вновь стал единственной опорой и образцом жизни для верующего человека. Чтения сопровождались пением хора, состоявшего из самих прихожан; этому хору отец Михаил уделял большое внимание. С 1917 года и до лета 1918-го отцу Михаилу приходилось отстаивать перед оккупантами Свято - Исидоровскую церковноприходскую школу, которую первое время не желали признавать германские власти, как не желали они признавать и всего русского, но священнику все же удалось ее отстоять. В июле 1918 года отец Михаил писал одному из своих ближайших помощников: «Жизнь наша течет своим обычным порядком, при тех же стеснениях... Положение наше печально, но не безнадежно. Верим, что все изменится, и этой верою живем». В декабре 1918 года Юрьев захватили большевики. Начались повальные обыски и аресты. Был арестован епископ Платон; этот арест весьма опечалил отца Михаила, и все помыслы его обратились к тому, чтобы освободить владыку. Домашние уговаривали его скрыться, уходить из дома, хотя бы на ночное время, но он эти предложения с возмущением отверг. Вскоре власти арестовали его. Протоиерей Михаил Блейве принял мученическую кончину вместе с епископом Платоном – 14 января 1919 года. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь».

http://fond.ru/kalendar/36/mihail/

После 1917 года храм перестал быть эстонским, поскольку власти запретили содержать храмы при обществах, да и эстонцы почти все уехали на родину. Вторым значимым событием того времени стало избрание протоиерея Павла Кульбуша, строителя и первого настоятеля храма, епископом Ревельским для окормления эмигрировавшей местной эстонской православной паствы. Епископ Платон (Кульбуш) был расстрелян 14 января 1919 года в городе Тарту при отступлении из Эстонии большевиков, а в 2000 году канонизирован на Юбилейном Архиерейском Соборе. Вторым священномучеником стал священник храма протоиерей Карп Эльб, также причисленный к лику святых. Советская действительность Храм был закрыт двадцать пятого февраля 1935 года и изуродован внутри и снаружи. Красивый барочный иконостас был уничтожен, утрачена и единственная святыня храма - икона преподобного Серафима Саровского, написанная на части камня, на котором молился святой. Храм был разделен двумя перекрытиями на три этажа и оборудован под школу и детский сад, купола снесли. В годы войны в здании размещались военные, после - общежитие. Изуродованным здание простояло до середины 60-х годов, когда купола были восстановлены, чтобы из окон строящейся неподалеку гостиницы «Советская» был хороший вид. Храмовый дом перепланировали под квартиры. Последним «жильцом» храма был художественно-оформительский комбинат. Возрождение Храм вернули епархии 30 ноября 1993 года, и после спешно сделанного ремонта в 1994 году были освящены нижний придел храма во имя свт. Николая Чудотворца и часовня. На этом работы остановились вплоть до назначения новым настоятелем храма протоиерея Федора Любого. Приходилось почти все начинать с нуля: в верхнем приделе были демонтированы перекрытия, храм был заново оштукатурен, и в 2000 году в куполе появилась первая роспись - лик Вседержителя. В начале 2007 года настенные росписи верхнего храма были закончены. Появились первые храмовые иконы и первые святыни - частицы мощей святителя Иоасафа Белгородского, преподобных Иова и Амфилохия Почаевских и преподобных Петра и Февронии Муромских. Завершена отделка фасада храма: на нем засверкали восемь золоченых крестов над пятью основными главами и тремя восстановленными малыми.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Комментируя фотографии, посвященные священномученику Платону (Кульбушу), епископ Лазарь рассказал о жестокой расправе над ним: в конце 1918 года епископ Платон заболел, он находился в Тарту, где был арестован большевиками и, вместе с протоиереями Николаем Бежаницким и Михаилом Блейве, расстрелян в ночь с 14 на 15 января 1919 г. отступавшими из города красными. Епископ Платон «был казнен с особой жестокостью, фактически растерзан: на его теле обнаружено семь штыковых ран, взрывная пуля в правом глазу пробила череп», рассказал епископ Лазарь. Обратив внимание на фотографии, свидетельствующие о возрождении Православия в Эстонии, епископ Лазарь отметил, что государство никогда не отказывает Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в субсидиях на восстановление разрушенных храмов – памятников архитектуры, новые же храмы строятся за счет благотворителей.      Сергей Мянник рассказал о давнем сотрудничестве ЭПЦ МП с Фондом Григория Богослова: оно началось с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, который хотел, чтобы его монография «Православие в Эстонии» вышла на эстонском языке. Благодаря сотрудничеству с Фондом этот проект был осуществлен эстонскими издателями; презентация издания в Таллине состоялась уже после кончины автора. В продолжение этого труда позднее был совместно издан двухтомник: исследования и документы по истории Православия в Эстонии. В его презентации в Таллине принял участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, соучредитель Фонда Григория Богослова митрополит Волоколамский Иларион и руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец (это событие отражено в фотографиях, размещенных на выставке). «Мы выпустили совместно еще несколько книг, посвященных истории Православия на Эстонской земле, а также две книги Патриарха Кирилла: «Свобода и ответственность» и «Слово пастыря» в переводе на эстонский. Мы работаем вместе уже около десяти лет», – сказал С. Мянник, выразив надежду на продолжение сотрудничества. Он поблагодарил куратора нынешней выставки И.В. Лапшина за активное участие в ее организации, а также за многолетнее сотрудничество в реализации совместных проектов.

http://pravoslavie.ru/106293.html

Священномученик Алексий Ставровский , пресвитер (†1918). Вскоре после перевода заключенных в Кронштадт они были выведены из тюрьмы, построены в ряд, и им было объявлено, что в виде репрессии за убийство Урицкого каждый десятый из них будет расстрелян, а остальные освобождены. Отец Алексий стоял девятым, а после него десятым стоял молодой священник. Обратившись к нему, отец Алексий сказал: «Я уже стар, мне недолго осталось жить; в жизни я получил все, что было можно; жена моя старуха, дети мои все на ногах; иди себе с Богом, а я стану на твое место». И, сказав это, он встал на место молодого священника и был расстрелян. Дата его смерти точно не известна, но вероятно это было в конце сентября или в октябре 1918 года. Место погребения тоже неизвестно, вероятнее всего, оно в водах Финского залива, на траверсе Толбухина маяка, где в 1918 году предположительно были потоплены баржи с заложниками. Священномученик Платон (Кульбуш) , епископ Ревельский (†1919). 2 января 1919 года большевики арестовали епископа Платона. Он был заключен в помещение цокольного этажа Дворянского кредитного банка, который большевики использовали в качестве тюрьмы. Современники так описали последние дни и мученическую кончину епископа и священников. «Во время заключения владыка Платон утешал и ободрял всех других заключенных, читал по возможности вслух Евангелие». В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы владыка прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: “Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа”». Священномученик Иларион (Троицкий) (†1929). Впереди его ждал новый срок. Но у Господа был свой срок жизни праведника. На этапе владыка заболел тифом и 19 декабря был помещен в тюремную больницу, путь к которой он, изнемогая от болезни, прошел пешком. Из больницы он писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, по дороге; в субботу, 28 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли переживу…»

http://azbyka.ru/death/zemnaja-konchina-...

Между тем в России полыхала Гражданская война, в огне которой погибали не только военные люди, но и мирные жители. Жертвами кровавых расправ со стороны красных стали и многие священнослужители. 13 (26) апреля 1918 г. патриарх Тихон в храме Московской духовной семинарии молился об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных. Он помянул имена митрополита Киевского Владимира, протоиереев Иоанна Кочурова, Петра Скипетрова, Иосифа Смирнова, Павла Дернова, игумена Гервасия, иеромонаха Герасима, священников Михаила Чафранова, Павла Кушникова, Петра Покрывало, диакона Иоанна Касторского и других служителей алтаря Господня. В 1918–1919 гг. погибли архиепископы Пермский Андроник, Воронежский Тихон, Черниговский Василий, Астраханский Митрофан, епископы Тобольский Гермоген, Орловский Макарий (Гневушев), Енотаевский Леонтий (Вимпфен), Ревельский Платон (Кульбуш). Епископ Амвросий (Гудко) был убит в августе 1918 г. по особому указанию Троцкого, нагрянувшего в Свияжск со своим штабом. В канун своей кончины на собрании братства православных приходов епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткие страдания и венец мученичества искупают грехи всякие». 23 августа (9 сентября) в Москве расстреляли селенгинского епископа священномученика Ефрема (Кузнецова), а вместе с ним всероссийски известного церковного и общественного деятеля миссионера протоиерея Иоанна Восторгова и бывших министров внутренних дел Н. А. Маклакова и А. Н. Хвостова, председателя Государственного совета И. Г. Щегловитова, сенатора С. П. Белецкого, а также ксендза Лютостанского с братом. Перед расстрелом приговоренным разрешили помолиться и проститься друг с другом. После молитвы священномученики епископ Ефрем и протоиерей Иоанн Восторгов благословляли мирян. В этот же день в Петербурге расстреляли настоятеля Казанского собора священномученика протоиерея Философа Орнатского и двух его сыновей, служивших в гвардии. Это был талантливый проповедник и благотворитель, основатель детских приютов в столице. Вместе с отцом Философом были убиты еще 31 человек. Расстрелянных бросили в море. Тело пастыря было выброшено на берег у Ораниенбаума, его подобрали, опознали и тайком погребли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О. Павел был благочинным двенадцати эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии. Ему неоднократно предлагались архиерейские кафедры в разных епархиях, но он всегда отказывался, желая служить эстонскому народу, из которого происходил. 8 августа 1917 г. в Юрьеве (Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, выбиравшее представителей на Всероссийский поместный собор. На этом собрании было выдвинуто предложение об образовании в епархии Ревельского викариатства , в состав которого вошли бы все эстонские приходы, а кандидатом на епископскую кафедру был назван о. Павел Кульбуш. Это предложение встретило полное одобрение Собора и избранного на нем патриарха Тихона , лично знавшего протоиерея Павла. Вот отзыв святителя Тихона: " Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его [о. Павла] отступить от веры " . Он принял монашеский постриг с именем Платона. 31 декабря 1917 г. был хиротонисан во епископа Ревельского в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине) митрополитом Вениамином Санкт-Петербургским и викарием Санкт-Петербургской епархии епископом Лужским Артемием . Епископу Платону сразу же поручили временное управление всей Рижской епархией . Он ревностно принялся за восстановление приходской жизни, пришедшей в расстройство за время революционной смуты. Время было страшное: грабежи, насилия, убийства вносили в жизнь ужас и отчаяние, люди не были уверены в завтрашнем дне и нуждались в духовном ободрении и утешении. Продолжалась Первая мировая война . Прибалтика была оккупирована немецкими войсками. Оккупационные власти препятствовали епископу Платону объезжать приходы, невозможным стал и проезд по железной дороге. В сопровождении свиты из трех человек, частью на лошадях, частью пешком, владыка посетил большую часть своих приходов в Эстонии и в Латвии, " где, - по свидетельству очевидцев, - его проникновенное богослужение и захватывающие проповеди вносили бодрящую струю в сердца пасомых " . Епископ твердо защищал интересы вверенной ему епархии перед лицом оккупационной власти.

http://drevo-info.ru/articles/14407.html

Клирик храма священномученика Исидора Юрьевского, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин рассказал о судьбе эстонского прихода после революционных событий 1917 года. Он подчеркнул, что приход сложился благодаря выдающейся личности протоиерея Павла Кульбуша и основанного им в 1894 году православного эстонского братства. Деятельность прихода была хорошо организована, и поначалу революционные события эстонской общиной практически не ощущались. На приходе успешно функционировали организованные отцом Павлом школа для детей, дом для безработных девушек, гостиница, типография. Все учреждения были самоокупаемыми. В отличие от других православных братств, которые в 1920-е возродились и боролись за сохранение Православия, эстонское братство прекратило свое существование с упразднением всех входящих в него организаций, поскольку в основном его деятельность была подчинена решению прикладных задач, не было объединения непосредственно вокруг Церкви. В 1917 году, судя по сохранившейся переписке, основной задачей протоиерея Павла Кульбуша было вывести приход из подчинения непопулярному митрополиту Питириму (Окнову), и это ему удалось: он добился подчинения эстонского прихода непосредственно епископу Гдовскому Вениамину (Казанскому), будущему священномученику — их с отцом Павлом связывала дружба. Церковный историк, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский рассказал о послереволюционной судьбе эстонского прихода: в конце 1917 года: отец Павел был пострижен в монашество и хиротонисан в епископа Ревельского. Вскоре он принял мученическую кончину, и в 1918 году благочиние эстонских приходов уже не возобновило работу. Новым настоятелем храма стал второй священник Александр Пакляр, а клирик храма диакон Карп Эльб, впоследствии священномученик, был рукоположен во пресвитера. Исидоровская церковь просуществовала еще семнадцать лет, оставшись одним из немногих петербургских храмов, где клир и прихожане не уклонились в обновленческий раскол. Здесь служили правящие архиереи: будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Алексий (Симанский) — будущий Святейший Патриарх Алексий I. В1935 году храм был закрыт. Оставшиеся эстонцы перешли в Никольский собор, где иногда совершались богослужения на эстонском языке. Все эстонские православные священники были расстреляны, большинство из них причислены к лику святых. Здание храма, которое занимали различные организации, в 1993 году было возвращено епархии.

http://drevo-info.ru/news/22861.html

29 ноября 1898 г. по инициативе о. Павла в Петербурге было открыто эстонское Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского . Целью его была забота о возрастании и духовном укреплении православной эстонской паствы, издание и распространение духовной литературы на эстонском языке, устройство библиотек, помощь нуждающимся, построение приходского храма. Деятельность о. Павла была воистину многогранной и выходила за пределы своего прихода и братства. Он был известным в городе проповедником, чьи проповеди регулярно печатались в " Санкт-Петербургском духовном вестнике " , законоучителем в Литейной женской гимназии, занимал ряд административных постов в епархии, в частности, постоянно избирался членом комиссии, готовившей ежегодные съезды епархиального духовенства. По свидетельствам современников, тонкий и глубоко образованный человек, чуткий, мягкий и приветливый в обращении, сочетавший широту взглядов и чувство юмора с постоянной духовной сосредоточенностью и религиозным рвением, о, Павел Кульбуш был любим не только своей эстонской паствой, но и многими петербуржцами из разных слоев общества. 5 и 6 января 1903 г. во всех храмах Российской империи был объявлен сбор пожертвований на постройку в Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского , По ходатайству о. Павла участок земли под храм и приходской дом на Екатерининском канале петербургская городская дума передала эстонскому приходу в дар, а архитектор А.А. Полещук безвозмездно исполнил проекты и эскизы всех построек. 20 апреля 1903 г. состоялось освящение места на постройку церкви, в котором принимал участие о. Иоанн Кронштадтский . 23 сентября 1907 г. был освящен и сам двухэтажный храм , в котором богослужения совершались на эстонском языке. В освящении храма также принял участие Кронштадтский пастырь, всею душой болевший о деле утверждения эстонского православия. При храме имелись помещения для культурно-просветительской деятельности, проведения катехизации, а также небольшая гостиница для приезжавших в Санкт-Петербург эстонцев.

http://drevo-info.ru/articles/14407.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009