XIX - нач. XX в. иногда встречается еще одна дата кончины Юрьевских мучеников - 1482 г.; ее появление стало следствием опечатки в справочнике архим. Леонида (Кавелина). Св. Русь. 285. С. 70-71.) Почитание Служба Юрьевским мученикам известна в списках начиная с XVII в. Она основана на распространенной редакции Жития И., поэтому в ней прославляются помимо И. 72 мученика (в краткой редакции сообщается о 73 прихожанах, погибших вместе с И.). Первый храм в честь Юрьевских мучеников был заложен 16 мая 1896 г. в г. Валка (в 1920 разделен на города Валга (ныне в Эстонии) и Валка (ныне в Латвии)). В связи с этим событием в 1896 г. была составлена новая служба святым. В 1897 г. по указу Святейшего Синода И. и пострадавшие с ним 72 мученика были канонизированы. Юрьевские мученики входят в Соборы: Псковских святых (празднование установлено в 1987), Эстонских святых (празднование установлено в 2002). В 1898 г. настоятель правосл. эст. прихода в С.-Петербурге (учрежден 31 дек. 1894, богослужения первоначально совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской ц.) свящ. сщмч. Павел Кульбуш (впосл. еп. Платон ) и председатель об-ва религиозно-нравственного просвещения прот. Философ Орнатский основали правосл. эст. братство в честь И. Устав братства был утвержден 8 июня 1898 г., 29 нояб. того же года состоялось открытие братства. В янв. 1899 г. председателем его совета стал Гдовский еп. Вениамин (Муратовский) , товарищем председателя - прот. Философ Орнатский, делопроизводителем - свящ. Павел Кульбуш. Председателями братства до 1917 г. являлись Гдовские епископы, викарии С.-Петербургской епархии (см. Гдовское викариатство ). Задачами братства были забота о численном возрастании и укреплении правосл. эст. паствы, издание и распространение духовной лит-ры на эст. языке, устройство б-к, помощь нуждающимся, возведение приходского храма. В 1902 г. в Коломне (р-н С.-Петербурга), где жило много православных эстонцев, трудившихся в Н. Адмиралтействе и на Балтийском заводе, началось возведение эст. православного храма во имя И. Первый взнос (300 р.) еще в марте 1895 г. сделал прот. прав. Иоанн Кронштадтский , он присутствовал при закладке храма, позднее участвовал в работе комиссии по его постройке. В 1903-1904 гг. было окончено строительство братского дома, 21 дек. 1903 г. состоялось освящение временного храма во имя И. К 1907 г. основные работы по возведению 5-главого двухэтажного храма в русском стиле на 720 чел. (автор архитектурного проекта - А. А. Полещук) были окончены. 23 сент. 1907 г. С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) возглавил освящение центрального престола верхнего храма во имя И., 30 марта 1908 г. нижний храм был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Рядом с церковью были построены часовня во имя свт. Николая Чудотворца и дом для церковноприходской школы. В 1910-1912 гг. работы по отделке храма продолжались.

http://pravenc.ru/text/674906.html

Невинно замученный епископ Платон (в миру Павел Кульбуш), родом эстонец, сын псаломщика подисской церкви Перновского уезда Эстляндской губернии, родился 13 июля 1869 года. По окончании Рижской духовной семинарии, как лучший ее воспитанник, он в 1889 году был послан для получения высшего богословского образования в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую и окончил со степенью кандидата богословия через четыре года. Еще будучи студентом, он снискал любовь проживавших в столице православных эстонцев, не имевших в то время своего храма, живших разрозненно, работавших на петербургских заводах. Павел Кульбуш проводил с ними духовно-нравственные беседы, создал эстонский любительский хор, исполнявший церковные песнопения, проводил занятия по Закону Божию для детей и взрослых, объединил их в один приход, а по окончании Академии был назначен первым его настоятелем и занимал эту должность в течение 23 лет. Сначала богослужения отправлялись в церкви Воскресения Христова, что в Малой Коломне (народ называл ее храмом Михаила Архангела), в нижнем ее этаже. Но с годами назрела необходимость создания в Петербурге православного храма для эстонцев и под покровом его — школы, библиотеки, читальни. Заботы о больных и престарелых, помощь приютским детям, благотворительность — все это сплотило ранее чувствовавших себя изолированными православных эстонцев. Со временем приход отца Павла вырос в Православное эстонское братство во имя священномученика Исидора, пострадавшего в 1472 году в г. Юрьеве. Торжественное открытие братства состоялось 29 ноября 1898 года, По примеру древнерусских православных братств оно имело хоругвь с изображениями Крещения Господня и священномученика Исидора. На торжественных богослужениях братчики возжигали по древнему обычаю красные свечи. Число прихожан в эстонском приходе постоянно росло. По ходатайству братства санкт-петербургская городская дума на заседании 18 апреля 1901 года безвозмездно уступила под постройку эстонского храма и дома для школы участок земли в 295 квадратных саженей на соединении набережной Екатерининского канала с Екатерингофским проспектом между Большой и Малой Мастерскими улицами.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРНОВ Дернов Александр Александрович (15.02.1857, с. Никольское Яранского у. Вятской губ.- 12(13).10.1923, Петроград), протопр. Род. в семье свящ. Александра Афанасиевича Дернова. Окончил Вятское ДУ и ДС. В 1878 г. правлением семинарии направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью канд. богословия. 15 июня 1882 г. по благословению митр. С.-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) рукоположен во диакона (служил в ц. св. равноап. Марии Магдалины при одноименной больнице на 1-й линии Васильевского о-ва), 19 июля - во иерея, после женитьбы на дочери протоиерея Елизавете Васильевне Княжинской (у них впосл. род. 6 детей). 29 нояб. 1884 г. митр. Исидором (Никольским) Д. был определен на должность настоятеля ц. равноап. Марии Магдалины и законоучителя Военной прогимназии. 9 авг. 1886 г. перемещен в Рождественскую ц. в Песках. 25 июня 1888 г., согласно прошению зав. придворным духовенством протопр. Иоанна Янышева, переведен в Петропавловский придворный собор, в 1897 г. назначен его ключарем. 9 мая 1899 г. митр. С.-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) возведен в сан протоиерея. 1 июня 1899 г. назначен настоятелем Петропавловского собора. Д. регулярно наблюдал за ходом работ по сооружению великокняжеской усыпальницы при соборе (1897-1908), 21 окт. 1906 г. освятил в ней придел во имя св. Александра Невского. По инициативе Д. клирики собирали сведения о случаях благодатной помощи у гробницы имп. Павла I в соборе. С 28 янв. 1884 по 6 мая 1899 г. по приглашению вел. кн. Владимира Александровича и вел. кнг. Марии Павловны давал уроки Закона Божия их детям - вел. князьям Кириллу, Борису и Андрею и вел. кнж. Елене. Протопр. Александр Дернов. Фотография. 1915 г. Протопр. Александр Дернов. Фотография. 1915 г. С окт. 1882 г. Д.- член Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви. Проводил внебогослужебные воскресные беседы при больничном храме, а впосл. в Казанском соборе, во Входоиерусалимской (Знаменской), Троицкой, Воскресенской, Иоанно-Предтеченской церквах общества, в городской думе, на фабрике братьев Брусницыных. 2 мая 1895 г. Д. был избран казначеем об-ва. Его связывало духовное товарищество с такими членами общества, как еп. сщмч. Гдовский Вениамин (Казанский) (впосл. митрополит Петроградский), председатель общества прот. сщмч. Философ Орнатский , протоиереи Павел Кульбуш (см. Платон (Кульбуш) , сщмч., еп. Ревельский), Михаил Соколов, Константин Ветвеницкий, Павел Лахостский.

http://pravenc.ru/text/171749.html

О том, как больше двадцати лет назад в Введенском храме Оптиной пустыни инок Трофим Татарников помог маленькой девочке, засунувшей руку в такую узкую щель батареи отопления, что вытащить ее оттуда, было, казалось, уже невозможно… Доброе дело (или чудо?) совершил человек, который через несколько месяцев в ночь на Пасху был убит сатанистом на монастырской звоннице. «Один парикмахер, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге…». См. также: Дарья Затулина , пресс-секретарь Министра обороны РФ. 5 вопросов о номере //Фома. - – январь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама: С.43. Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова божией Матери на Лыщиковой горе (Москва),www.fond.ru. Расстрел в новогоднюю ночь. 14 января Русская Православная Церковь празднует память священномученика Платона (Кульбуша), епископа Ревельского . Фото Владимира Ештокина, документальное фото, предоставленное автором, и фото из книги «Vana Tallinn: fotod Aivo Aia kogust» (Tallinn, 2008)//Фома. - – январь 2013. – С.44-45. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Платон родился в 1869 году в Эстляндской губернии в семье псаломщика Петра Кульбуша, в крещении наречен Павлом. В 1884 году окончил Рижское духовное училище, а в 1890-м – рижскую духовную семинарию. Как лучший воспитанник, был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию и окончил ее в 1894 году со степенью кандидата богословия. Был назначен настоятелем эстонского прихода в Санкт-Петербурге, а впоследствии стал благочинным эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии. Став во главе прихода, отец Павел приступил к сбору средств для постройки приходского храма. Первым на просьбу молодого пастыря откликнулся Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал 300 рублей и написал слова поддержки и одобрения. В 1902 году был проведен всероссийский сбор пожертвований на строительство эстонского храма в Петербурге.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-117-...

В Москве пройдет фотовыставка, посвященная истории Православия в Эстонии 2 сентября 2017 г. 11:27 5 сентября 2017 года в 16.00 в Храме Христа Спасителя в Москве откроется выставка «История Православия Эстонии в фотографиях». Фотовыставка подготовлена Издательским отделом Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова. В экспозицию включены фотографии из архивов церковного управления Эстонской Православной Церкви и Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , а также частных коллекции Александра Дормидонтова и Сергея Мянника. Куратор выставки Игорь Лапшин. Фотовыставка приурочена к 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша) — первого самостоятельного православного архипастыря Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта дата отмечается осенью 2017 года. На выставке представлены фотографии, запечатлевшие визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Эстонию в 2013 году. Часть раздела посвящена священнослужителям, в различное время служившим во многих уголках Эстонии, а также отражен визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на свою родину в 2003 году. В экспозицию включены фотографии православных храмов, многие из которых были построены в конце XIX — начале XX веков при финансовой поддержке Святейшего Синода Русской Православной Церкви и частных благотворителей. Выставка будет открыта для посетителей с 10.00 до 17.00 с 6 по 20 сентября. Аккредитация СМИ до 18.00 4 сентября по e-mail: fondgb2012@mail.ru или по телефону +7 (499) 703-02-14, доб. 23-06. Архиерейская кафедра в Ревеле (Таллине) была учреждена в 1917 году, когда состоялась епископская хиротония благочинного эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии протоиерея Павла (в монашестве Платона) Кульбуша. Решением Святейшего Патриарха Тихона он был назначен епископом Ревельским, викарием Рижской епархии. В январе 1918 года ему было поручено временное управление всей Рижской епархией. Епископ Платон все силы прилагал на поддержание и восстановление церковной жизни, разрушенной войной. За год своего архиерейского служения епископ Платон посетил более 70 приходов, где совершал богослужения. В конце 1918 года владыка Платон заболел и находился в Тарту, где был арестован и, вместе с протоиереями Николаем Бежаницким и Михаилом Блейве, расстрелян в ночь с 14 на 15 января отступавшими из города красными. Московская городская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5002163.ht...

Клирик храма священномученика Исидора Юрьевского, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин рассказал о судьбе эстонского прихода после революционных событий 1917 года. Он подчеркнул, что приход сложился благодаря выдающейся личности протоиерея Павла Кульбуша и основанного им в 1894 году православного эстонского братства. Деятельность прихода была хорошо организована, и поначалу революционные события эстонской общиной практически не ощущались. На приходе успешно функционировали организованные отцом Павлом школа для детей, дом для безработных девушек, гостиница, типография. Все учреждения были самоокупаемыми. В отличие от других православных братств, которые в 1920-е возродились и боролись за сохранение Православия, эстонское братство прекратило свое существование с упразднением всех входящих в него организаций, поскольку в основном его деятельность была подчинена решению прикладных задач, не было объединения непосредственно вокруг Церкви. В 1917 году, судя по сохранившейся переписке, основной задачей протоиерея Павла Кульбуша было вывести приход из подчинения непопулярному митрополиту Питириму (Окнову), и это ему удалось: он добился подчинения эстонского прихода непосредственно епископу Гдовскому Вениамину (Казанскому), будущему священномученику — их с отцом Павлом связывала дружба. Церковный историк, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский рассказал о послереволюционной судьбе эстонского прихода: в конце 1917 года: отец Павел был пострижен в монашество и хиротонисан в епископа Ревельского. Вскоре он принял мученическую кончину, и в 1918 году благочиние эстонских приходов уже не возобновило работу. Новым настоятелем храма стал второй священник Александр Пакляр, а клирик храма диакон Карп Эльб, впоследствии священномученик, был рукоположен во пресвитера. Исидоровская церковь просуществовала еще семнадцать лет, оставшись одним из немногих петербургских храмов, где клир и прихожане не уклонились в обновленческий раскол. Здесь служили правящие архиереи: будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Алексий (Симанский) — будущий Святейший Патриарх Алексий I . В1935 году храм был закрыт. Оставшиеся эстонцы перешли в Никольский собор, где иногда совершались богослужения на эстонском языке. Все эстонские православные священники были расстреляны, большинство из них причислены к лику святых. Здание храма, которое занимали различные организации, в 1993 году было возвращено епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5031520.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Церкви святого Исидора в Коломне 6 октября исполнилось сто лет. Чин освящения храма и Божественную литургию совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении благочинного Адмиралтейского округа архимандрита Сергия (Стурова), настоятеля храма протоиерея Феодора Любого и клириков епархии. Как создавался храм Всякий, кто бывал в Коломне, не забудет высокий охрового цвета храм с зелеными куполами, который как бы охраняет въезд в Коломну, находясь на стыке канала Грибоедова, Лермонтовского проспекта и проспекта Римского-Корсакова. Это и есть Свято-Исидоровская церковь. В путеводителях по Петербургу этот храм обычно называют эстонским. Исторически это верно. Эстонская диаспора в Петербурге в начале ХХ века составляла около 4000 человек, постепенно становясь все более и более сплоченной. Этому способствовали два события 1898 года: окончательная канонизация священномученика Исидора Юрьевского и создание священниками Павлом Кульбушем и Философом Орнатским православного братства в честь этого святого. Тогда и возникла идея построить храм для православных эстонцев. За реализацию проекта взялся архитектор А. А. Полещук, причем почти бескорыстно, за что был включен в число почетных членов братства. Первый взнос на строительство храма сделал святой Иоанн Кронштадтский, позднее присутствовавший при закладке храма. Первоначально было возведено здание братства, к которому позже был пристроен храм. Центральный придел верхнего храма во имя священномученика Исидора был освящен 23 сентября 1907 года (по старому стилю) митрополитом Антонием (Вадковским), а через три дня - придел преподобного Серафима Саровского. На следующий год, 30 марта, произошло освящение нижнего придела во имя Николая Чудотворца, а 4 мая - правого придела верхнего храма в честь святых апостолов Петра и Павла.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Священномученик Платон, епископ Ревельский Св. Платон (Кульбуш) родился в 1869 г. в семье рижского псаломщика. По окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге он был назначен священником эстонского прихода в Петербурге. За двадцать три года служения Церкви он проявил себя как мудрый пастырь и считался одним из лучших священников столицы. Тридцать первого декабря 1917 г. св. Платон по просьбе прихожан был рукоположен в епископа Таллинского (Ревельского) c юрисдикцией над всей Эстонией. Его первостепенной задачей было попытаться восстановить порядок в епархии, пережившей революционный переворот и войну. Через два месяца после рукоположения св. Платона в Эстонию вошли немецкие войска. Повсюду творились преступления, грабежи и насилие. Никто не был уверен, что доживет до завтрашнего дня, и все нуждались не только в средствах к существованию, но еще больше в духовной поддержке. За краткое время своего епископского служения св. Платон посетил семьдесят один приход, стремясь восстановить церковную жизнь и напитать страждущие души словами божественного утешения. Девятнадцатого декабря 1918 г. немцы ушли из Тарту . Двумя днями позже город оказался под властью большевиков, устроивших расправу над всеми, кто не встал на их сторону. Св. Платон, находившийся в Тарту после болезни, был арестован 2 января и вместе со многими другими жителями заключен в здании Кредитного банка. В тюрьме епископу приходилось собственными руками убирать отхожее место. Он, страдая сам, утешал заключенных вместе c ними, когда мог, читал по-гречески Страстные Евангелия. Утром 14 января Белая армия приблизилась к городу. Красный комиссар и два тюремщика вызвали св. Платона и приказали следовать за ними. Один из узников, бывший служащий магазина одежды, впоследствии свидетельствовал, что конвоиры жестоко били епископа, который не издал ни одного крика. Св. Платона и восемнадцать других заключенных в нижнем белье отвели в подвал банка – через четверть часа оттуда послышались выстрелы. После ухода красных обнаружили тела убитых, многие из которых были настолько изуродованы, что остались неопознанными. На теле св. Платона нашли семь штыковых ранений, а внутри четыре пули, в том числе разрывная пуля, прострелившая правый глаз. Панагия, бывшая у него на груди, почитается как драгоценная реликвия. Вместе со св. Платоном пострадали два протоиерея, Николай Бежаницкий и Михаил Блейве, два протестантских пастора и много городских купцов.

http://pravoslavie.ru/58763.html

В Москве состоялась презентация книг Издательского отдела Эстонской Православной Церкви 30 ноября 2017 г. 13:23 28 ноября 2017 года в Читательском клубе «Православная книга» на Погодинской в Москве были представлены книги Издательского отдела Эстонской Православной Церкви  Московского Патриархата. Презентация состоялась в рамках памятных мероприятий, посвященных 100-летию епископской хиротонии священномученика Платона (Кульбуша) первого самостоятельного православного архипастыря Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта дата отмечается осенью 2017 года. Организаторы мероприятия Издательский отдел ЭПЦ МП, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство Московской Патриархии . В мероприятии приняли участие  епископ Маардуский Сергий и руководитель Издательского отдела, член Синода ЭПЦ МП С.Г. Мянник. Гостями мероприятия стали  епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн и советник по консульским и экономическим вопросам посольства Эстонии в России Оливер Якобсон. Модератор встречи ведущий специалист сектора конкурсных и просветительских программ Издательского Совета священник Николай Балан. Участники встречи представили подборку книг, выпущенных Издательским отделом Эстонской Православной Церкви. С.Г. Мянник рассказал о работе отдела, о книгах, выпущенных за прошедшее время. Собравшиеся обсудили издание богослужебных книг и проблемы, связанные с этим вопросом. В частности, разговор шел о переводах богослужебных текстов на эстонский язык. Епископ Сергий рассказал о стратегиях развития издательского дела Эстонской Православной Церкви и о новых книгах, готовящихся в настоящее время к выходу в свет. Он также затронул вопросы взаимодействия с Русской Православной Церковью, разговор шел в том числе о совместной работе в деле обеспечения ЭПЦ МП книжными изданиями, выходящими на территории России. Гости вечера рассказали о служении Эстонской Православной Церкви, в частности, об организации социального служения, специфике тюремного служения, деятельности воскресных школ. Представители Эстонской Церкви также коснулись вопросов взаимодействия с властями Эстонской Республики, а также отношений с Православной Церковью Константинопольского Патриархата , действующей на территории Эстонии.

http://patriarchia.ru/db/text/5073393.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009